Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Новые формы аттестации обучающихся в контексте преемственности обучения в школе и вузе»'

Всероссийская научно-практическая конференция «Новые формы аттестации обучающихся в контексте преемственности обучения в школе и вузе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Новые формы аттестации обучающихся в контексте преемственности обучения в школе и вузе»»

Сообщение доцента Ю. М. Кузьмина касалось проблем недавнего прошлого - роли советского руководства в решении германского вопроса в 1989-1990 гг. Выступление было построено на анализе германских и советских документов и вызвало много вопросов.

Секция «Островная диалектология. Язык российских немцев » (руководитель - доцент О. В. Бай-кова) была представлена девятью докладами, на которых рассматривались следующие проблемы: изучение языка и культуры российских немцев отдельных регионов России (профессор Н. Н. Орехова, ст. преп. О. Н. Обухова, доцент Ж. А. Сер-жанова), вклад ученых-диалектологов в изучение языка и культуры российских немцев (доцент Ю. В. Кобенко), лингвокультурный аспект изучения российских немцев (доцент Л. М. Штейнгарт, М. С. Яровикова), языковые особенности немецких говоров (ст. преп. Ю. В. Березина, Е. В. Ведерникова, асс. Е. В. Баева).

Несомненный интерес вызвали доклады зарубежных участников конференции Е. Протасовой, К. Менг, а также доклад О. Трениной, посвященный исследованию немецких говоров Среднего Урала. Студентка V курса специальности «Перевод и переводоведение» М. С. Яровикова выступила с докладом на тему «Песни немецких колонистов как составляющая часть фольклора» (научный руководитель - доц. О. В. Байкова), студентка V курса той же специальности Е. В. Ведерникова - с докладом «История исследования безударного вокализма в немецких островных диалектах бывшего СССР» (научный руководитель - ст. преп. Ю. В. Березина).

В завершение за круглым столом были подведены результаты конференции.

В рамках конференции сотрудниками научной библиотеки ВятГГУ была подготовлена презентация научно-исследовательской литературы и периодических изданий по актуальным проблемам истории, культурологии и лингвистики, сотрудники Государственного архива Кировской области демонстрировали выставку архивных документов.

По итогам конференции подготовлен сборник научных трудов «Немцы в России: взгляд из провинции», который предоставляет возможность всем заинтересованным данными проблемами познакомиться с текстами выступлений.

О. В. Байкова, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой лингвистики и перевода ВятГГУ;

Т. А. Воробьева, кандидат исторических наук, доцент по кафедре всеобщей истории ВятГГУ;

А. А. Машковцев, кандидат исторических наук, доцент по кафедре отечественной истории

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НОВЫЕ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ»

Научная школа «Развитие личности посредством формирования познавательной активности в процессе обучения» (научный руководитель - д-р пед. наук, профессор, чл.-кор. РАО В. С. Данюшенков) совместно с ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» (ВятГГУ) и АНО «Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр РАО» (ВВРНОЦ РАО) выступила инициатором проведения всероссийской научно-практической конференции «Новые формы аттестации обучающихся в контексте преемственности обучения в школе и вузе». Конференция проведена на базе физико-математического факультета ВятГГУ 2021 октября 2010 г.

Основной целью события являлось обсуждение следующих проблем:

- аттестация и оценивание образовательных результатов обучающихся в условиях подготовительного этапа и перехода на новые образовательные стандарты в общеобразовательной школе и вузе;

- преемственность обучения в школе и вузе.

Обе обозначенные проблемы являются центральными в теории и практике современной педагогики и частных дидактик, тесно связаны с проблемой определения качества образования, что особо подчеркивает актуальность проводимого мероприятия.

Основными участниками конференции явились преподаватели ВятГГУ, индивидуальные участники РАО и учителя экспериментальных площадок ВВРНОЦ РАО, педагоги школ города Кирова и области, аспиранты, магистранты и студенты университета.

Структура конференции:

- Пленарное заседание, на котором с приветственным словом выступил ректор нашего университета, д-р ист. наук, профессор В. Т. Юнг-блюд, особо подчеркнув актуальность двух центральных проблем, обозначенных выше, именно для современного момента, переживаемого образовательными системами России; после этого слушателям были предложены доклады почетных гостей - первого проректора Астраханского государственного университета, д-ра пед. наук, профессора Г. П. Стефановой, поднявшей проблему обучения студентов университетов методам самостоятельного проведения экспериментальных физических исследований. По сути, в данном сообщении была отражена инновационная модель

реализации методологического подхода к обучению студентов на основе использования метода обобщенных познавательных задач. Затем выступила заместитель главного редактора Приложения «Физика» к газете «Первое сентября», канд. пед. наук, доцент Педагогической академии последипломного образования (г. Москва) С. Я. Ковалева, которая представила интересное сообщение о роли информационно-коммуникационных средств в работе современного учителя физики (в том числе при аттестации и оценке достижений как обучающихся, так и учителей). Принципиальные вопросы университетского образования, поданные в дискуссионном варианте, раскрыл д-р пед. наук, профессор, чл.-кор. РАО, председатель оргкомитета конференции В. С. Да-нюшенков. Также интересный доклад о проблемах подготовки к ЕГЭ по физике и требованиях к специальной литературе был представлен канд. пед. наук, доцентом кафедры дидактики физики и математики ВятГГУ, известным не только в России, но и за рубежом методистом Г. А. Бутырским.

- Работа секций «Проблемы обучения и аттестации студентов в вузе», «Проблемы обучения и аттестации в условиях перехода на новые образовательные стандарты в общеобразовательной школе», где особый интерес вызвали выступление М. В. Крутихиной, канд. пед. наук, доцента по кафедре дидактики физики и математики ВятГГУ, об использовании практико-ориентиро-ванных задач в содержании ЕГЭ по математике; сообщение Е. С. Ошуевой и З. В. Шиловой (кафедра дидактики физики и математики ВятГГУ) об установлении преемственности между средней школой и вузом в обучении математике; презентация вопроса об оценке социального развития обучающихся при использовании сетевых форм обучения И. В. Вылегжаниной, аспирантом ВятГГУ, представителем Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КИПКиПРО); доклад О. С. Шабардиной, аспирантки ВятГГУ, о внедрении тендерной системы оценки деятельности студентов. Значимая проблема об общественной и профессиональной экспертизе деятельности образовательного учреждения была затронута М. Ф. Соловьевой, канд. пед. наук, доцентом Филиала РГГУ в г. Кирове, директором НП «Научно-информационный центр общественной и профессиональной экспертизы «Непрерывное образование».

- Встреча учителей физики с зам. главного редактора Приложения «Физика» к газете «Первое сентября» С.Я.Ковалевой, предложившей сотрудничество в рамках подготовки специального выпуска газеты по методическим материалам учителей и ученых Кировской области. Встре-

ча была проведена на базе Кировского физико-математического лицея при содействии кафедры естествознания КИПКиПРО (О. Л. Лежепе-кова, канд. пед. наук).

Основным результатом конференции является принятие Резолюции, центральными позициями которой выступают следующие положения:

1. Введение новой системы оценки качества образования в школе и вузе будет успешным только при условии изменения критериев оценки во всей системе образования в целом. При этом важнейшим фактором и условием эффективного функционирования новой системы оценки является реализация преемственности и согласованности системы критериев оценки на всех этапах образования.

2. Новыми формами аттестации обучающихся в современный период развития образования стали Единый государственный экзамен (ЕГЭ); портфолио (портфель достижений) ученика, учителя, студента, преподавателя; балльно-рейтин-говая система оценки образовательных достижений, тендерная система и др.

3. Важным направлением новой системы оценки результативности образовательной системы является общественная экспертиза, представляющая собой механизм выявления проблемных зон и зон развития систем образования, образовательных учреждений группой общественных экспертов. Видами общественной экспертизы стали: общественно-государственная аттестация образовательного учреждения (качество деятельности, соответствие образовательным стандартам, социальные достижения); общественно-профессиональная экспертиза педагогической деятельности (качество деятельности, педагогические достижения); общественная экспертиза образовательных результатов (интегральные показатели достигаемых образовательных результатов: функциональная грамотность, компетентность, образованность).

4. Социальными рисками введения новой системы оценки качества образования в школе и вузе являются: а) психологическая неготовность педагогического сообщества к введению новых параметров оценки качества образования; б) неопределенность новых (компетентностных) параметров оценки результативности (понятны далеко не всем членам сообщества); в) привлечение членов внешкольного социума к участию в оценке результативности труда учителя и общеобразовательной школы, преподавателя и вуза в целом из-за недостаточной готовности гражданского сообщества к продуктивному участию в новых процедурах оценки качества образования.

5. В качестве путей минимизации обозначенных рисков, апробации идей, распространения имеющегося опыта использования в практике

обучения общеобразовательной школы и вуза новых систем оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся рассматриваются:

• широкое обсуждение новых параметров оценки качества образования в педагогическом сообществе с помощью публикаций в печати, интернет-общения, научно-практических конференций и семинаров; в связи с этим рекомендовать журналу «Вестник ВятГГУ» организацию раздела «Новые формы аттестации обучающихся в контексте преемственности обучения в школе и вузе»;

• активизация информационно-аналитической работы всех заинтересованных в развитии образования структур, обеспечивающей распространение информации, в направлении организации общественного обсуждения новых критериев качества образования, новых форм аттестации учителей и педагогов, механизмов участия представителей гражданского общества и работодателей в оценке качества образования;

• внедрение проектного метода работы, реализуемого совместно профессорско-преподавательским составом университета совместно с образовательными учреждениями.

Данное событие выступает как значимое в научной жизни не только физико-математического факультета и ВятГГУ, но и всей системы российского образования.

О. В. Коршунова, член оргкомитета конференции, доктор педагогических наук, доцент по кафедре дидактики физики и математики ВятГГУ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ»

Гендерное самоопределение личности является характеристикой демократического общества и результатом деятельности всех социальных институтов. Немаловажную роль в этом играет педагог как носитель гендерной культуры общества. В рамках мероприятий, посвященных Году учителя, 19-20 октября 2010 г. на базе педагогического факультета проведена Международная научно-практическая конференция «Педагогическое сопровождение гендерного самоопределения личности: проблемы, опыт и перспективы социальных институтов».

Организаторами конференции выступили ВятГГУ, Управление образования администрации г. Кирова и МОУ ДПО «Центр повышения квалификации работников образования» г. Кирова.

Основной целью конференции было интегрирование усилий международного сообщества в решении проблемы педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности в условиях социальных институтов.

В первый день конференции были проведены пленарное заседание, дискуссионная трибуна, заседания секций на базе ВятГГУ.

В конференции приняли участие более 250 чел., из них: очно - 198 чел. и заочно - 59 чел. Это ученые в разных областях науки, а также работники дошкольного образования, учителя и завучи школ и учреждений дополнительного образования из городов: Арзамаса, Архангельска, Волгограда, Глазова, Ижевска, Инты, Йошкар-Олы, Кирова, Кирово-Чепецка, Москвы, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Перми, Сергиева Посада, Слободского, Советска, Сыктывкара, Таганрога, Тольятти и др. Кроме того, представители США, Германии, Китая, Украины, Казахстана, Латвии, Кыргызстана, Армении, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Республики Коми.

На пленарном заседании обсуждались теоретические аспекты гендерного самоопределения личности дошкольников и школьников (Т. В. Ма-шарова, Л. И. Столярчук, О. В. Прозументик), влияния гендерной культуры семьи на самоопределение личности (Н. Ю. Ерофеева), педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности как условие профилактики асоциального поведения школьников (Т. В. Малова).

Одной из интересных форм на конференции стала дискуссионная трибуна «Гендерное равенство и его влияние на гендерное самоопределение личности в социокультурном пространстве России». Дискуссия прошла очень живо и увлекательно. Активное участие приняли все выступающие. Особенно следует отметить выступления гостей: Меллори Хотоп (США) и Ли Вэнтин (Китай).

Немаловажное значение для конференции имело заседание секций по направлениям: «Культурно-исторические и психолого-педагогические основы гендерного самоопределения личности в России и за рубежом» (рук. В. Б. Помелов), «Современные технологии педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности» (рук. Т. В. Машарова), «Семья как фактор педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности» (Л. Н. Береснева).

Во второй день конференции был представлен передовой педагогический опыт в решении проблемы педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности в условиях социальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.