Научная статья на тему 'Xxxiii Международный научный семинар вузовских преподавателей математики и информатики, посвящённый 100-летию ВятГГУ'

Xxxiii Международный научный семинар вузовских преподавателей математики и информатики, посвящённый 100-летию ВятГГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Xxxiii Международный научный семинар вузовских преподавателей математики и информатики, посвящённый 100-летию ВятГГУ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

XXXIII Международный научный семинар вузовских преподавателей математики и информатики, посвящённый 100-летию ВятГГУ

25-27 сентября 2014 г. в г. Кирове на базе Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) был проведён XXXIII Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Тенденции и перспективы развития математического образования», посвященный 100-летию ВятГГУ. Научным руководителем семинара является доктор пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Григорьевич Мордкович. Именно А. Г. Мордкович в 1987 г. основал семинар и стал его бессменным руководителем. Этот семинар обычно так и называют - семинар Мордковича. Укажем географию всех 33 уже состоявшихся семинаров: Москва (1987, 2000, 2010), Красноярск (1988), Пермь (1988, 2008), Улан-Удэ (1989), Казань (1989), Ярославль (1990), Барнаул (1990), Ульяновск (1991), Рязань (1991), Чебоксары (1992), Коломна (1992), Липецк (1993), Елабуга (1994, 2011), Орск (1995), Санкт-Петербург (1996, 2002), Новгород (1997), Калуга (1998), Брянск (1999), Вологда (2001), Тверь (2003), Челябинск (2004), Саратов (2005), Киров (2006, 2014), Самара (2007), Екатеринбург (2009, 2013), Тобольск (2012).

Непосредственно в XXXIII семинаре приняли участие более 150 вузовских преподавателей, аспирантов и студентов. Помимо кировчан в семинаре участвовали 52 человека из 22 городов: Арзамаса, Владимира, Вологды, Глазова, Елабуги, Екатеринбурга, Калуги, Москвы, Нижнего Тагила, Оренбурга, Орска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сургута, Сыктывкара, Тобольска, Ульяновска, Чебоксар, Якутска, Ярославля.

25 сентября состоялось открытие и пленарное заседание семинара. С приветственным словом выступил проректор по НИР ВятГГУ, доктор ист. наук, профессор Ю. А. Балыбердин, отметивший добрую традицию проведения научно-методических конференций по проблемам математического образования в ВятГГУ и напомнивший, что XXV семинар математиков также проходил на Вятской земле. Он передал форуму пожелание плодотворной работы от ректора ВятГГУ, доктора ист. наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ

B. Т. Юнгблюда. Вступительное слово произнёс руководитель семинара А. Г. Мордкович, подчеркнувший актуальность и важность заявленных на семинаре проблем математического образования, требующих серьёзного анализа, адекватных подходов и решений. Выступивший затем председатель оргкомитета конференции, доктор физ.-мат. наук, профессор Е. М. Вечтомов коснулся истории проведения в ВятГГУ научных конференций по математическому образованию. Вступительная часть завершилось презентацией «Вехи истории высшего математического образования на Вятке», подготовленной учёным секретарём семинара кандидатом физ.-мат. наук, доцентом В. И. Варанкиной.

Далее было прочитано 8 пленарных докладов из 12 заявленных; не смогли приехать

C. Т. Главацкий (Москва), С. Р. Когаловский (Иваново), А. Е. Малых (Пермь), П. И. Совертков (Сургут). Приведем список докладчиков и тем сделанных пленарных докладов. Кандидат пед. наук, заслуженный работник профобразования РФ А. Д. Белова (Москва) «Гении Колмогоров и Арнольд - учитель и ученик». Кандидат физ.-мат. наук, доцент Г. А. Клековкин (Самара) «Педагогическое проектирование или педагогическое прожектёрство?». Доктор физ.-мат. наук, профессор, член-корреспондент РАН А. А. Махнев (Екатеринбург) «Академическая алгебра на Урале». Доктор физ.-мат. наук, профессор В. П. Одинец (Санкт-Петербург) «О некоторых математических методах, используемых при принятии управленческих решений». Доктор пед. наук, профессор Т. С. Полякова (Ростов-на-Дону) «Курс отечественной истории математики в контексте ее периодизации». Кандидат физ.-мат. наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ В. А. Попов (Сыктывкар) «О некоторых новых понятиях и подходах изложения основ математического анализа». Доктор пед. наук, профессор В. А. Тестов (Вологда) «Основные тенденции развития математического образования». Доктор пед. наук, профессор А. В. Ястребов (Ярославль) «Граф соответствия как средство описания педагогических моделей».

Вестник Вятского государственного гуманитарного университета

Все пленарные доклады весьма профессиональны, по-своему оригинальны и поучительны, охватывают проблематику математического образования с разных сторон. На наш взгляд, наибольший интерес вызвали доклады Г. А Клековкина и А. А. Махнева. Геннадий Анатольевич подверг обоснованной критике проектный подход, культивируемый нашей педагогической наукой в ущерб содержательному предметному обучению учащихся. Александр Алексеевич осветил направления алгебраических исследований (в основном это тематика теории групп) в историческом аспекте, развиваемые в Институте математики и механики Уральского отделения РАН.

26 сентября, в день секционных заседаний, работали три секции. На секции «Методика обучения математике и информатике в школе», руководимой профессором В. А. Тестовым (Вологда) и доцентом Д. В. Чупраковым (Киров), было сделано 17 докладов. Отметим следующие выступления: кандидат пед. наук, доцент И. Н. Власова (Пермь) «Курсы повышения квалификации учителей математики как условие успешного внедрения ФГОС основной школы», доцент В. М. Михайлов (Москва) «Методические возможности учёта структурной составляющей учебного материала для совершенствования обучения математике», кандидат физ.-мат. наук, доцент Е. А. Перминов (Екатеринбург) «О метапредметном подходе в интеграции профильного обучения математике в школе».

Секцией «Методика обучения математике и компьютерным наукам в вузе» руководили профессора С. И. Калинин (Киров) и Т. С. Полякова (Ростов-на-Дону). В числе 13 заслушанных докладов можно выделить выступления кандидата физ.-мат. наук, доцента Ю. Б. Мельникова (Екатеринбург) «Отношение к математическим результатам как к инструменту деятельности», кандидата пед. наук, доцента М. Ф. Гильмуллина (Елабуга) «Интерактивные формы обучения истории математики», доктора пед. наук, профессора Н. И. Мерлиной (Чебоксары) «Электронное портфолио студента и Интернет».

Наконец, на секции «Математические исследования», курируемой профессорами В. П. Одинцом (Санкт-Петербург) и В. В. Чермных (Киров), состоялось 8 докладов. Член оргкомитета семинара А А Махнев выступил с весьма содержательным докладом на тему «Регулярные графы и группы». Нетривиальные доклады сделали молодые исследователи из ВятГГУ: студент С. А Вычегжанин, магистранты А. С. Бестужев, Р. В. Марков, А. А. Петров.

Участниками секционных заседаний было выражено единодушное мнение о том, что давно на научно-методических конференциях и семинарах подобного уровня не наблюдалось такого заинтересованного и профессионального обсуждения докладов.

В рамках семинара было проведено 19-е заседание Совета УМО по математике педвузов и университетов Волго-Вятского региона с повесткой дня: 1) о сетевой форме обучения студентов; 2) грифование учебных пособий; 3) приём новых членов Совета УМО. Первичным опытом сетевого обучения поделились председатель Совета УМО Е. М. Вечтомов, профессора, доктора пед. наук И. Г. Липатникова (Екатеринбург), Т. И. Уткина (Орск), В. А. Тестов (Вологда), доктор техн. наук, заслуженный работник высшей школы РФ В. Л. Никитенков (Сыктывкар). Начало сетевому обучению положено, но это направление в высшем образовании пока никак финансово не обеспечено. Гриф УМО получили три учебных пособия: «Истори-ко-методические ситуации и задачи» М. Ф. Гильмуллина (Елабуга) и А. Л. Жохова (Ярославль), «Об истории некоторых математических методов, используемых при принятии управленческих решений» В. П. Одинца (Сыктывкар), «Практико-ориентированное обучение математической логике» М. Е. Сангаловой (Арзамас). В члены Совета УМО избрана Т. И. Уткина, зав. кафедрой алгебры, геометрии, теории и методики обучения математике Орского филиала Оренбургского госуниверситета.

К открытию семинара опубликован сборник материалов семинара (392 с.), содержащий 147 работ 186 авторов, и напечатан буклет с программой семинара. Следует отметить, что сборник открывается статьёй В. И. Варанкиной, Е. М. Вечтомова, А. Г. Мордковича «Математическое образование в Вятском государственном гуманитарном университете», посвя-щённой юбилею ВятГГУ. Среди 197 очных и заочных участников семинара 35 докторов и 85 кандидатов наук, много молодых ученых, аспирантов и студентов. Представлено 43 города из пяти стран: Абакан (2), Арзамас (4), Архангельск (4), Боровск (1), Великий Новгород (1), Владимир (3), Вологда (1), Глазов (4), Екатеринбург (14), Елабуга (1), Елец (1), Иваново (1), Калуга (3), Киев, Украина (2), Киров (35), Коломна (2), Краснодар (2), Красноярск (3), Курган (2), Мапуту, Мозамбик (2), Москва (24), Нижний Тагил (1), Новополоцк, Беларусь (1), Орен-

Научная жизнь

бург (2), Орск (1), Оуденбош, Нидерланды (2), Пермь (10), Ростов-на-Дону (2), Рязань (3). Самара (2), Санкт-Петербург (3), Стерлитамак (5), Сургут (3), Сыктывкар (7), Тобольск (8), Тольятти (1), Уссурийск (3), Ухта (1), Хабаровск (3), Чебоксары (5), Челябинск (5), Якутск (1), Ярославль (5). Издание сборника было поддержано грантом ведущей научной школы ВятГГУ «Полукольца и их применения», проект № 1.1.1-14.

В первый день работы семинара была организована выставка-продажа книг (монографий, учебных пособий, методических разработок), принадлежащих перу участников семинара. Наиболее востребованными оказались монография Е. М. Вечтомова «Философия математики» (Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. 316 с.) и учебное пособие Е. М. Вечтомова и Д. В. Широкова «Математика. Вводный курс» (Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. 240 с.). Состоялись приуроченные к 100-летию университета персональные выставки трудов известных выпускников ВятГГУ: профессоров нашего вуза математика-методиста Фёдора Фёдоровича Нагибина (1909-1976), математика-методиста Евгения Степановича Канина (1926-2013) и геометра Якова Петровича Понарина (1934-2008), профессора МГУ имени М. В. Ломоносова, философа математики Василия Яковлевича Перминова (1938 г. р.), профессора Тольяттинского университета, геометра Евгения Викторовича Потоскуева (1939 г. р.). Были выставлены материалы 10 математических конференций, проведенных в разные годы в ВятГГУ, и 16 выпусков периодического межвузовского сборника научно-методических работ «Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона», издаваемого с 1998 г. под редакцией Е. М. Вечтомова. Особое место на выставке заняла только что увидевшая свет книга В. И. Варанкиной, Е. М. Вечтомова, Е. С. Канина «Профессор Фёдор Нагибин. Сквозь призму времени» (Киров: ООО «Лобань», 2014. 316 с.), открывающая юбилейную серию «Научно-педагогическое наследие ВятГГУ». В ней представлены не только жизнь и творчество Ф. Ф. Нагибина, но живо, в воспоминаниях и лицах запечатлён процесс становления и развития математического образования в ВятГГУ.

Удалась и культурная программа: автобусная экскурсия по Кирову и посещение палеонтологического музея (25 сентября), выступление фольклорного ансамбля «Горенка» (в котором состоит доцент В. И. Варанкина) - лауреата многих Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей (26 сентября), незабываемая поездка в село Великорецкое (27 сентября).

Как всегда, семинар предоставил всем участникам неоценимую возможность общения. Многие исследователи «обкатали» свои идеи, разработки и концепции, скорректировали научные планы. В качестве резолюции единым гласом прозвучало: Семинару Мордковича жить и далее служить делу математического образования и просвещения!

Отметим, что XXXIII семинар организован и проведён кафедрой фундаментальной и компьютерной математики ВятГГУ (зав. кафедрой Е. М. Вечтомов). В проведении семинара участвовали все сотрудники кафедры, а также студенты направления подготовки Математика и компьютерные науки. В организационном плане ведущую партию исполнила координатор семинара В. И. Варанкина. Впервые вся основная информация о семинаре была размещена на сайте http://conf-math.vggu.ru/, специально созданном сотрудником кафедры Р. В. Марковым.

И как обычно, профессор А. Г. Мордкович - в качестве автора школьных учебников - выступил с лекциями перед кировскими учителями математики в лицее № 21 (организатором стал завуч лицея, кандидат пед. наук, доцент кафедры фундаментальной и компьютерной математики П. М. Горев) и перед студентами-математиками ВятГГУ.

По отзывам участников, семинар был прекрасно организован, проведён на высоком научном уровне, проходил в тёплой доброжелательной атмосфере.

Следующий XXXIV семинар решено провести в славном городе Калуге (организаторы -доктора пед. наук, профессора Ю. А. Дробышев и И. В. Дробышева).

Е. М. Вечтомов, председатель оргкомитета семинара, доктор физ.-мат. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ;

В. И. Варанкина, учёный секретарь и координатор семинара, кандидат физ.-мат. наук, доцент, почётный работник ВПО РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.