Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в свете личностно-деятельностной парадигмы»'

Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в свете личностно-деятельностной парадигмы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в свете личностно-деятельностной парадигмы»»

Научная жизнь

кая концепция отношения человека и природы», Л. Красновой (г. Киров) «Библиоэколо-гия в деятельности региональных библиотек» и др.

Значительный интерес и дискуссии среди участников конференции вызвали сообщения, посвященные экологическим аспектам медиасреды. Это направление исследований представляется особенно важным в связи с интенсивным развитием ме-диасреды, цифровых технологий, интернет-пространства. Возможности сети массовых коммуникаций и интернет-среды в формировании гуманитарно-экологического поля культуры огромны, но то же время они таят в себе опасность разрушительного влияния на экологическое сознание. Особенностям этих сложных процессов были посвящены сообщения канд. культурологии С. Дождевых (г. Киров) «Современные экологические интернет-сообщества: на примере социальных сетей», канд. филол. наук Е. Кибешевой (г. Киров) «Экологический анекдот в сети Интернет», канд. филол. наук В. Тимшина (г. Киров) «Гуманитарная экология рекламного творчества: границы допустимого», д-ра социол. наук О. Савельевой (г. Москва) «Экология и реклама: пять аспектов темы», д-р пед. наук Н. Хилько (г. Омск) «Гуманитарная экология в структуре медиакультуры».

В качестве отдельного блока конференция представила заседание круглого стола на тему «Проблемы этноэкологии в поликультурной среде» (модератор - зав. кафедрой культурологии и рекламы ВятГГУ канд. культурологии М. Голенок).

В общей концепции проекта содержание круглого стола включало обсуждение следующих тем: «Пути сохранения этнической традиции в культуре России», «Экологические аспекты толерантности: пути формирования», «Проблемы национальной идентичности в контексте экоэтноло-гии малых народов».

В качестве основных докладчиков выступили: канд. ист. наук Г. Абрасилова (Казахстан) «Ро-доплеменная система как источник толерантности», д-р культурологии Г. Шкалина (г. Йошкар-Ола) «Проблема этнологии в традиционном мировоззрении народа мари», канд. ист. наук Т. Сан-никова (г. Воткинск) «Деревянная архитектура и национальная идентичность», канд. культурологии В. Семибратов (г. Киров) «Культура предков в архаических элементах диалектной речи».

В заключительной дискуссии были подведены основные итоги проекта:

1. Научно-исследовательские:

- в ходе конференции были выработаны методологические подходы к интеграции научного знания в сфере гуманитарной экологии;

- научные результаты конференции свидетельствуют о включенности проблематики и основных подходов в перспективные тенденции развития ми-

ровой гуманитарной науки (в частности, в направление, представленное школой экокритицизма);

- конференция стала площадкой для реализации научных проектов молодых исследователей, научные изыскания которых продемонстрировали интерес «молодой науки» к совершенно новым аспектам инвайронментальной социологии и культурологии.

2. Практически-прикладные:

- результаты конференции будут способствовать выработке новых направлений, связанных с разработкой образовательных технологий, эко-педагогики;

- апробация результатов конференции осуществлялась на разных площадках в виде экомони-торинга культуры городской среды г. Кирова, участия в разработке и реализации гуманитарных экопрограмм Московской области (на примере ландшафтно-музейного комплекса), знакомства с реализацией научных программ НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.

Н. О. Осипова, доктор филологических наук, профессор по кафедре культурологии и рекламы

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СВЕТЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ»

17-18 ноября 2011 г. в Вятском государственном гуманитарном университете прошла Вторая международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в свете лич-ностно-деятельностной парадигмы», посвященная 70-летию факультета лингвистики ВятГГУ. Конференция проводилась кафедрой английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам ВятГГУ при поддержке Ассоциации учителей английского и немецкого языков, а также Ассоциации выпускников ВятГГУ.

В работе конференции приняли участие 56 ученых-исследователей, преподавателей и учителей иностранных языков из 11 городов России (Волгоград, Волгодонск, Воткинск, Киров, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Томск и Ярославль) и 8 городов ближнего и дальнего зарубежья: Ал-маты (Казахстан), Гаосюн (Тайвань), Краков (Польша), Ноксвил (США), Прери-Вью (США),

Сан-Антонио (США), Тирасполь (Молдова) и Трой (США).

Конференция открылась пленарным заседанием, на котором с приветственным словом выступил проректор по научно-исследовательской работе, доктор исторических наук, профессор Ю. А. Балыбердин.

В своем выступлении «Научные парадигмы в совершенствовании исследований в языковой педагогике» А. Н. Шамов (д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой лингводидактики и методики преподавания иностранных языков НГЛУ им. Н. А. Добролюбова) привлек внимание участников конференции к тому, какие значительные изменения происходят в языковой педагогике на современном этапе ее развития, выделил основные проблемы иноязычного образования и показал возможные пути их решения в рамках компетентностной парадигмы.

Проблемами, которые стоят перед преподавателями американских университетов, поделился Бен П. Робертсон (PhD, associate professor кафедры английского языка Тройского университета, г. Трой, штат Алабама, США). Особое внимание он уделил тому факту, что американские вузы все больше принимают абитуриентов из других стран, которые очень слабо владеют английским языком, что создает трудности для преподавателей специальных дисциплин.

Доклад доктора педагогических наук, доцента С. С. Куклиной на тему «Коллективная учебная деятельность как организационная форма технологий, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы» был посвящен вопросам формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся общеобразовательных школ с помощью адекватных стратегий обучения и соответствующих им тактик, проявляющихся в личностно-деятельностных технологиях, адаптированных для уроков иностранного языка. В выступлении была подчеркнута мысль о том, что организационной формой личностно-деятель-ностных технологий является коллективная учебная деятельность школьников в группе, ибо она по своим качественным характеристикам наиболее точно моделирует общение и тем самым создает условия как для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, так и для развития учащихся как субъектов иноязычного общения и учебной деятельности по овладению им.

О. В. Лебедева, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики ВятГГУ, посвятила свой доклад особой значимости иностранного языка в поликультурном образовании обучающихся с целью формирования российской идентичности, а также интеграции России в мировое культурно-образовательное пространство.

Завершилось пленарное заседание выступлением декана факультета лингвистики, канд. фи-лол. наук, доцента В. А. Банина, в котором он назвал вехи в 70-летней истории факультета и имена тех преподавателей, сотрудников и студентов факультета, которые есть и были ее активными участниками.

Для обсуждения на секционных заседаниях конференции были предложены темы, касающиеся подходов и стратегий, эмоционально-ценностных аспектов иноязычного образования в учебном процессе по иностранным языкам в разных типах учебных заведений; психолого-педагогических аспектов формирования субъектов иноязычного межличностного и межкультурного общения; современных лингвистических исследований, лежащих в основе формирования иноязычной коммуникативной компетенции и оценивания полученных результатов; профессиональной подготовки учителя иностранных языков в связи с переходом высшего образования на двухуровневую систему обучения. Внедрение информационных компьютерных технологий в иноязычный образовательный процесс было наглядно продемонстрировано на мастер-классе, проведенном К. В. Александровым, канд. пед. наук, доцентом кафедры лингводидактики и методики преподавания иностранных языков НГЛУ им. Н. А. Добролюбова.

Программа второго дня конференции началась с работы трех проблемных групп: «Проблемы преподавания зарубежной литературы» (руководители: д-р филол. наук, проф. О. Ю. Поляков; PhD, ass. prof. Б. П. Робертсон); «Проблемы преподавания лингводидактики и методики обучения иностранным языкам (руководители: д-р пед. наук, проф. А. Н. Шамов; д-р пед. наук, доц. С. С. Куклина); «Использование материалов "Американского уголка" в учебно-воспитательном процессе» (руководители: зав. отделом иностранной литературы библиотеки им. А. И. Герцена Е. А. Малышева; стипендиат программы Фулбрайта С. А. Туллок).

Международная конференция завершилась подведением итогов обмена опытом научных исследований в сфере языковой педагогики. Обобщенные результаты конференции представлены в сборнике, содержащем материалы о том, как представители методического сообщества разных стран решают вопросы повышения качества иноязычного образования.

С. С. Куклина, доктор филологических наук, доцент по кафедре английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам;

Е. Е. Макарова, кандидат педагогических наук, доцент по кафедре английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.