УДК 502.131.1: 54(09)
М. Д. Санатко, Д. И. Мустафин*
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., 9 * e-mail: [email protected]
ЯТРОХИМИЯ В ПОИСКАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Рассмотрены причины возникновения ятрохимии, которая рассматривала процессы в организме человека, как химические явления, болезни, как результат нарушения химического равновесия, для восстановления которого надо использовать химические средства. Научное творчество выдающихся ятрохимиков Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (1493—1541), который вошел в историю науки как Парацельс, Иоганна Баптиста Ван-Гельмонта (1577-1644) и Иоганна Рудольфа Глаубера (1604-1670) рассмотрено к контексте концепции устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, ятрохимия, медицинская химия, Парацельс, Глаубер.
В истории химии были и взлеты, и падения. Химическое искусство то возносилось и было уделом священнодействия служителей культа и самых просвященных людей своего времени, то предавалось преследованию и поруганию. В 1317 году Папа Римский Иоанн предал алхимию анафеме. Алхимия, как бы сказали в 20 веке стала «продажной девкой» естествознания. Ученые, которые, не захотели менять рода своей естественнонаучной деятельности были вынуждены изменить предмет своих исследований. Вместо бесплодных поисков философского камня, способного превращать дешевые металлы в драгоценное золото, они приступили к решению более важной проблемы устойчивого развития человечества - проблемы физического и нравственного здоровья, к поиску элексира жизни, капель долголетия и пилюль бессмертия, к поиску препаратов, исцеляющих различные болезни. Таким образом, химическое искусство вплотную приблизилось к искусству медицинскому. И вместо поругаемого слова "алхимия" появилось слово «ятрохимия», обозначающее новое направление в научных исследованиях, связанное с медицинской химией. Слово «ятрохимия» было образовано от греческого слова ятрос - врач [1]
Эпоха иатрохимии охватывает время в полтора столетия, с первой четверти XVI века до последней четверти XVII века и в гражданской истории Европы совпадает с периодом упадка феодализма.
Ятрохимия сводила все физиологические явления, происходящие в организме человека, к химическим процессам. Основные отправления организма ятрохимия переносила из таинственной области, в которой действуют необъяснимые, не поддающиеся экспериментальному изучению силы, в область достоверных химических знаний. Рассматривала болезни, как результат нарушения химического равновесия и ставила задачу поиска химических средств лечения болезней.
Появление ятрохимических идей несомненно связано с условиями общественной жизни и с тем социальным заказом, который поставило общество перед учеными. Голод, как следствие бесконечных войн и неурожаев, скученность и антисанитария в городах средневековья были причинами страшных эпидемий, посетивших человечество в эту эпоху. Богатейшая венецианская республика практически полностью лишилась своего населения из-за чумы. Не случайно, что самой популярной маской венецианского карнавала - «пира во время чумы» стала страшная маска врача с длинным носом, который должен предотвратить попадание чумных бактерий в носовую полость во время дыхания, т.к. чума передается в основном капельным образом через воздух.
К 1505 году эпидемия сифилиса охватила всю Западную Европу, Северную Африку, Египет, Турцию, юго-восток Азии, Китай, Японию и Индию. В течение пяти столетий (с XIV до XVIII вв.) Европа была полем опустошительной эпидемии оспы. Желудочно-кишечные и детские заболевания в средневековье принимали характер непрекращающихся, перманентных эпидемий.
Одним из основоположников ятрохимии считается швейцарский врач Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493—1541), который вошел в историю науки как Парацельс, т. е. "Превосходящий Цельса". Боясь преследований, как алхимик, Гогенгейм напечатал несколько своих трудов и подписал их именем знаменитого древнеримского ученого и врача Цельса. И эти труды Гогенгейма, приписанные Цельсу, вдруг оказались в центре научного внимания. Потрясенный тем, как ему удалось прославить забытого древнеримского врача, позавидовавший его успеху и славе, Гогенгейм решил все-таки увековечить именно себя, взял псевдоним, отрыто объявил об этом и в дальнейшем сделал очень много для того, чтобы именно его портреты, его подписи и его псевдоним стали знамениты во всем
мире. Его имя современники окружили легендами, слава чудесного исцелителя везде ему сопутствовала.
Парацельс утверждал, что настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств. «Я - иатрохимик, потому что знаю медицину и химию», - говорил Парацельс [2]. Свою первую лекцию в Базельском университете он сопровождал сожжением книг Авиценны (величайшего бухарского врача, 9791037) и Галена — (величайшего греческого врача, жившего в конце II в.), говоря при этом, что его башмаки больше смыслят в медицине, чем все старинные авторитеты вместе взятые. Такое глубоко презрительное отношение к алхимикам и врачам древности уживалось в этом исполненном противоречиями характере с верой в чудеса, с верой в одухотворенность всего существующего, с верой, наконец, в магическую силу философского камня [3].
Парацельс писал в «РЫ1о8орЫа de ОепегайошЬш е! БшСи Оиайог Е1ешеп1огиш»[4]: «Мир является таким, как его создал Бог. Он воплотил этот мир в человека, состоящего из четырех элементов на триединстве ртути, серы и соли, которые определяют все особенности тленных вещей».
Итак, по Парацельсу все предметы и организмы окружающего нас мира состоят из трех начал:
1. Соли или тела; это начало характеризуется стойкостью по отношению к действию огня; больше всего оно содержится в веществах нелетучих и негорючих;
2. Ртути или души; ртутное начало сообщает веществам жидкое состояние и летучесть;
3. Серы или духа; серное начало придает горючесть веществам, в состав которых оно входит.
В здоровом организме указанные выше три начала находятся в количествах, необходимых для состояния равновесия. Нарушение равновесия, обусловленное избытком или недостатком какого-либо начала, и есть болезнь. Следовательно, если установить причину заболевания в указанном порядке идей, то лечение не представляет большого труда: при недостатке какого-либо начала в организме нужно ввести его до выздоровления, а при избытке одного начала следует вводить два других до достижения того же эффекта!
В соответствии с этим Парацельс указал, что избыток серы в организме вызывает чуму, лихорадку, язвенные заболевания, избыток ртути — меланхолическое состояние, паралич; избыток соли приводит в водянке, поносу и т. д. Несмотря на некоторую неожиданность, приведенные выше представления Парацельса, несомненно, покоились на определенных наблюдениях над людьми, связанными с металлургией, где пары серы, ртути и других летучих веществ приводили к различным отравлениям.
В своей врачебной практике Парацельс пользовался препаратами ртути, свинца, цинка, висмута, железа, меди, мышьяка, серы и оставил описание методов получения этих препаратов. Он также использовал экстракты некоторых растений (эфирные масла, алкалоиды) и описал методы экстрагирования. При приготовлении
лекарственных составов Парацельс настоятельно рекомендовал пользоваться весами. Им отмечено белящее свойство сернистого газа, описано получение амальгамы меди растиранием ртути с медью, полученной выделением ее с помощью железа из растворов медного купороса; им дана подробная сводка свойств цинка, указано гипнотическое действие этилового эфира, который он называл «услажденным спиртом» [4].
Иатрохимические идеи, значительно опередившие экспериментальные возможности науки своего времени, были вызваны к жизни логикой общественного развития безотносительно к логике развития науки.
Социальным заказом науке звучит проникновенное обращение Парацельза к медикам своего времени: «Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках!» [4].
Таким образом, перед химией была поставлена новая задача: получить как можно более чистые соединения и испытывать их эффективность в виде лекарственных средств. В результате этих работ в обществе крепло убеждение, что врачу совершенно необходимы химические навыки и знания. Ятрохимиков стали вмешиваться в сложные, процессы, разыгрывающиеся в организме человека в то время, когда еще не были раскрыты более простые процессы, происходящие в неорганическом мире. Руководствуясь благими намериями об исцелении человека и о его устойчивом развитии на земле, ятрохимики вывели химическое искусство из тупика алхимии, но привели естественнонаучные знания в новый тупик. Между тем, влияние Парацельса на последующее развитие научного познания должно оцениваться не только в связи с его личными наблюдениями и идеями, но следует учесть работу его последователей и его противников, которые в своем стремлении доказать или опровергнуть построения Парацельса принесли определенную пользу естественнонаучным представлениям.
Одним из замечательных деятелей ятрохимической эпохи является бельгийский врач Иоганн Баптист Ван-Гельмонт (1577-1644). Умелый и основательный экспериментатор, он не торопился выходить за пределы фактов при обобщении экспериментального материала. В то далекое время, когда авторитет Аристотеля подпирался инквизицией, а представление ятрохимиков и алхимиков о составных частях всех веществ было освящено Парацельсом, Ван-Гельмонт решительно выступил против четырех начал Аристотеля и трех начал Парацельса. Вслед за Фалесом Милетским, он считал воду началом
всего, первовеществом, превращающимся под влиянием некоторых причин во все другие вещества окружающего нас мира.
Его утверждение покоилось не только на элементарных наблюдениях испарения воды и выделения осадка при стоянии ее, но и на точном эксперименте, в котором использовались весы.
Сущность этого эксперимента заключалась в следующем: Ван-Гельмонт отвесил в специальный сосуд 200 фунтов хорошо высушенной земли и посадил туда росток ивы весом в 5 фунтов. Он поливал эту землю перегнанной водой в течение 5 лет, а затем извлек иву, высушил ее и взвесил; земля из сосуда также была взвешена после высушивания. При этом вес ивы увеличился в 34 раза оказался равным 169 фунтам (без учета веса ежегодно опадавших листьев), в то время как вес земли по существу не изменился.
По продуманности и тщательности проведения более фундаментальный и убедительный опыт, доказывающий превращение воды в другие вещества, трудно себе представить!
Однако свой знаменательный опыт с ивой он трактовал так: в ростке ивы, думал Ван-Гельмонт, содержится некоторая сила, способствующая превращению воды в новое вещество—древесину
[3].
Опыт Ван-Гельмонта с ивой, следует особо отметить в связи с тем, что весы в ту пору использовались не часто. В идеальной ятрохимической лаборатории, описанной немецким врачом Андреем Либавием (1540— 1616), нет весовой комнаты, зато имеются отдельные удобные помещения, для ятрохимических работ, кабинеты для сотрудников, помещения для печей, бань и даже винный погребок. Среди подробно описанных приборов ятрохимической лаборатории весы не упоминаются.
К наиболее знаменитым ятрохимикам следует отнести Иоганна Рудольфа Глаубера (1604-1670). Из его многочисленных оригинальных работ следует упомянуть подробные исследования кислот и солей, где он делал попытки установления состава веществ, основываясь на экспериментах, а не на умозрениях. Вероятно, Глаубер является первым человеком, державшим в руках действительно чистые соляную и азотную кислоты. До него эти кислоты получались перегонкой поваренной соли или, соответственно, селитры, с купоросом. Им было доказано, что при взаимодействии солей с серной кислотой образуются сернокислая соль и кислота, которая входила в состав исходной соли; например:
1) 2 NaCI+H2S04 —-Na2SO4 + 2 HCl
2) 2 NaNO3 + H2SO4......Na2SO4 + 2 HNO3
Такую способность некоторой составной части
соли (переходить от одной кислоты к другой) Глаубер объяснял большим или меньшим
сродством этой составной части к той или к другой кислоте.
Совершенно ясно, что Глаубер не имел понятия о приведенных схемах: он считал, что составная часть соли соединяется с определенной составной частью серной кислоты, т.к. между этими соединяющимися частями существует «любовь».
Тщательно изучив получающийся осадок, Na2SO4, Глаубер впервые синтетически получил известный тогда как природный продукт - сульфат натрия. Он описал его слабительные свойства и заявил, что эта соль может излечивать от всех болезней. Он назвал сульфат натрия чудесной солью - sal mirabile, и даже пытался уговорить современников, что это и есть элексир жизни. Он так много носился с этой солью, что, в конце концов ее так и стали называть «Глауберова соль».
Действительно, используя слабительное действие сульфата натрия, можно вылечить некоторые недомогания. Именно этим Глаубер и пытался заниматься. Здесь можно вспомнить доктора Пилюлькина из книги "Приключения Незнайки", который тоже был уверен в том, что панацеей от всех болезней является слабительное средство, правда, в отличие от Глаубера он использовал не сульфат натрия, а касторовое масло.
Глаубер искусственно приготовил большое количество солей, которые ранее были известны как естественные продукты. Эти соли он получал взаимодействием металлов и их окислов с кислотами, а также совместным нагреванием металлов с купоросом или поваренной солью. Для очистки солей Глаубер пользовался найденным им методом дробной кристаллизации и при характеристике веществ указывал на их кристаллическую форму.
Им введено понятие о силе кислот, связанное с различной растворимостью в них одного и того же металла.
Глауберу были известны некоторые способы разделения металлов друг от друга с помощью кислот, например, золота, серебра и меди. Глаубер произвел первый химический анализ метеоритов.
В ятрохимическую эпоху делаются первые попытки суждения о составе сложных веществ на основании опытных данных; дальнейшие исследования в этой области приводят к возникновению аналитической химии. Были проведены наблюдения над действием различных веществ на живой организм, проведены элементарные исследования химических процессов, связанных с организмами (пищеварение, брожение). Углубленная разработка всех этих вопросов последующими поколениями естествоиспытателей приведет к возникновению химико-биологических
дисциплин.
Санатко Мария Дмитриевна врач лаборатории Гематологического научного центра Россия, Москва
Мустафин Дмитрий Исхакович д.х.н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века. - М.: 2013. - 266 с.
2. Соловьев Ю. С. История химии: Развитие химии с древнейших времен до конца XIX в. Пособие для учителей. - 2-е издание, перераб. - М.: Просвещение, 1983 - 368 с.
3. Мустафин И.С. Очерки по истории химии. Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 1969. - 136 с.
4. Paracelsus. Philosophia de Generationibus et Fructus Quartor Elementorum - Ferara. 1535. - 475 p.
SanatkoMariaDmitrievna, Mustafin Dmitry Ishakovich*
D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.
* e-mail: [email protected]
IATROCHEMISTRY IN THE SEARCH OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Abstract
There were discussed the reasons of appearance of iatrochemistry, which considered processes in a human body as the chemical phenomena, diseases as result of violation of chemical equilibrium for which restoration it is necessary to use chemical substances. Scientific works of Paracelsus (Teofast Bombast von Gogengejm, 1493 — 1541), Johann Baptist Wang-Gelmont (1577-1644) and Johann Rudolf Glauber (1604-1670) are discussed in context of the concept of a sustainable development.
Key words: sustainable development, iatrochemistry, medical chemistry, Paracelsus, Johann Baptist Wang-Gelmont, Johann Rudolf Glauber.