Научная статья на тему 'Наука и культура в трудах Роберта Бойля'

Наука и культура в трудах Роберта Бойля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
392
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука и культура в трудах Роберта Бойля»

I ш

fr

I

1 АУКА И КУЛЬТУРА В ТРУДАХ

Роберта Бойля*

И. Т. КА САВИН

И

X

к

а

Рождение современной науки -феномен, с которым обычно связывают позднее Возрождение и Новое время, - предстает в трудах историков отнюдь не однозначным процессом. Новая наука обязана не только и не столько расширению наблюдательной базы и математической обработке данных, но в значительной степени новому мировоззрению, утверждавшемуся

как соединение рациональных и мистико-магических элементов, эмпирического исследования и нового религиозного духа. Многие ученые люди того времени -астрономы, врачи, фармацевты, математики - не чуждались теологических размышлений, алхимических поисков, астрологических прогнозов, каббалистических истолкований1. Поэтому выделение науки в современ-

Вводная статья, перевод и комментарии подготовлены в рамках проекта РФФИ № 04-06-80259-а и РГНФ №05-03-91308а/Ук.

1 В эту эпоху люди верили как в трансмутацию металлов, так и во влияние звезд на земные события. Неудивительно, что второй основой медицины, помимо экспериментальной алхимии, у Парацельса выступает астрология с ее понятием «Astrum» (Gestirn). Это не гороскопное шарлатанство, которое Парацельс с презрением отвергает, а общий космологический принцип возрожденческого неоплатонизма. Corpus (тело) мира состоит из видимых и осязаемых алхимических субстанций, они же -ртуть, сера, соль и т.п. («элементическое тело»). С ними соединены невидимые и неосязаемые начала (те же Mercurio как spiritus (дух) и Sulphure как anima (душа) вместе с Sale как corpus (тело)), представляющие собой принципы и символы и образующие «астральное тело». Astrum оказывается при этом мировой душой, воплощенной созвездиями и присутствующей также в земных материях. Тело материальное и тело идеальное, металлы и звезды - такой предстает природа как воплощение Бога.

«Астральное тело» у Парацельса, говоря современным языком, это комплекс «скрытых качеств», специфических закономерностей организма, выполняющих функцию идеального объекта и позволяющих причин-

ном смысле из корпуса знания, относящегося к длительному периоду Х1У-ХУП вв., достаточно условно. Именно на фоне таких пограничных фигур, протягивающих мостик от Средневековья и Возрождения к Новому времени, на базе их представлений о научности, теоретичности и рациональной дискуссии начинала формироваться «экспериментальная натуральная философия» Нового времени.

Англия, заявив о себе в XVII в. как о центре эмпирической науки, вовсе не изобрела ее на пустом месте, но осуществила межкультурный, интернациональный синтез в условиях островной ментальности и изоляции от власти папы и Католической лиги. Она воспользовалась культурной осью «Италия Германия - Голландия - Англия», о которой пишет Ф. Ейтс2. Данная связь формировалась, впрочем, задолго до так называемых «пфальцекой» и «пражской» культур и, по-видимому,

вела (вопреки убеждению Ейтс) не столько из Англии на континент, сколько обратно. Это второе, невоенное завоевание Англии романскими народами наиболее рельефно выступает в итальянском влиянии.

Уже в начале XV столетия сын Генри V, Хэмфри, герцог Глостер, становится коллекционером классических рукописей, покровителем наук и искусств, он приглашает итальянских ученых и тем самым оказывает мощное воздействие на возрождение научного образования в Англии. Именно с этого времени начинается и с каждым годом растет миграция английских ученых в Италию, которые возвращаются обогащенными новыми идеями и идеалами. Племянник Хэмфри, Генри VII, восхищается итальянской культурой и дружит с герцогами Феррарой и Урбино. Он широко принимает на службу итальянцев. Благодаря ему английская знать усваивает образ «джентльмена», знакомясь с ним по

В

ШИШ

1

ным образом объяснять заболевание и лечить его, т.е. идеальная анато-мофизиологичсская схема. Данная схема допускает операциональную интерпретацию, погруженную в контекст наблюдения и эксперимента, а также истолкование в терминах алхимически-астрологической картины мира. По-видимому, в этом можно увидеть шаг вперед по сравнению как с симптоматической описательной медициной Галена, так и с мистической духовидческой психотерапией и логизированным схоластическим аристотелизмом - познавательными схемами, лишенными либо теоретической обработки, либо связи с опытом.

: См.: Визгин В.11. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки Нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 94.

X

И

Q.

ill

X

X

а

<3

трактату «Придворный» итальянского писателя Б. Кастильоне, находившегося на службе у герцога Урбино. Трактат построен как беседа в герцогском дворце по поводу свойств, которыми должен обладать идеальный придворный: благородство, познания в военном деле, физическое совершенство, эрудиция в вопросах искусства, красноречие, остроумие. Это был кодекс идеально воспитанного, всесторонне развитого человека («allround man»), соответствующего стандартам гуманизма. Итальянские художники вращались при английском дворе, итальянская литература изучалась, а итальянский язык становился повседневным средством общения в высших кругах.

Политические идеи Макиавелли также были услышаны английскими государственными мужами, в том числе и Кромвелем. Стиль политического мышления десакрализировался, ему придавались невиданные ранее черты. То, что казалось вчера невозможным, сегодня реализовывалось на практике, и именно практика, опыт, а не традиция, не феодальное право оказывались последней инстанцией в деле принятия решения. Вот как звучал, к примеру, парламентский билль, принятый английским парламентом 7 февраля 1649 г. - через неделю после

казни Карла I: «Опытом доказано, и вследствие того палатой объявляется, что королевское звание в этой земле бесполезно, тягостно и опасно для свободы, безопасности и блага народного; поэтому отныне оно отменяется»3.

Эмпиризм новой эпохи постепенно менял свое лицо. Подобно тому, как утрачивала смысл библейская картина звездного неба, так же обесценивались библейская зоология и ботаника - путешествия знакомили людей с флорой и фауной, не упоминаемыми в Священном писании. От салонного интереса к привозимым из дальних стран зебрам и жирафам, слонам и носорогам, к неграм, индейцам, индусам и китайцам, от истововосхищенной любви к природе св. Франциска Ассизского, Данте и Петрарки дистанциирова-лись научные попытки создания «естественной истории». Ботаники культивировали редкие растения. Живописцы направляли свои кисти на ландшафты. Стиль жизни воспринял моду на сухопутные и водные путешествия, пикники и прогулки на природе, не имеющие другой цели, кроме знакомства с новой флорой и фауной, иной культурой, кроме наслаждения от созерцания и познания нового. Тезис из «Введения» к «Метафизике» Аристотеля «Все люди

Цит. по: Павлова Т. Кромвель. М., 1980. С. 198 (курсив мой. - И.К ).

от природы стремятся к знанию» обретал новое звучание, где на место созерцательному обоснованию приходило активное присвоение природы.

Параллельно 'трансформациям в общественной жизни и культуре происходило формирование новых методологических установок в науке, важнейшая из которых может быть названа «экспериментализмом» (Л.М. Косарева) - в отличие от эмпиризма. «Эксперимента-лизм... как новая культурная установка вырастает из десакрализации естественного, непосредственно данного порядка вещей, из разрушения доверия к ставшей неразумной наличной действительности, однако при сохранении убежденности в том, что эта неразумность (доходящая до абсурда) все-таки порождена всеблагой волей и имеет некий высший смысл, конечную разумную цель»4.

Экспериментализм коснулся не только экспериментальной науки, но и математики, которая отошла от логического пуризма античности в стремлении стать языком реального природозна-ния (астрономии, физики). Именно эго привело к радикальному расширению понятия числа, к открытию дифференциального и интегрального исчисления. Как замечают И. Бурба-

ки, «многое в трудах ведущих математиков этого периода производит на нас впечатление безудержного и восторженного экспериментирования»5.

Новая химия как

КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП

Средневековое физико-химическое знание, основанное на аристотелевских стихиях (вода, воздух, земля, огонь) и алхимических началах (сера, ртуть, соль), представляло собой специфический образ культуры. В нем субстанции и сущности реализуют себя в акциденциях и формах, сохраняя свою несво-димость друг к другу. В нем воедино сливаются знак и значение, имя и вещество, предмет и класс, идеальный принцип и наблюдаемое свойство. Восхождение материи к совершенству как цель науки сосуществует с объектом исследования как формой деградации духа. Изучение несовершенного многообразия природы выступает лишь средством достижения совершенного единства в Боге. Сфера познания фатально ограничена замкнутостью средневекового универсума и Божественным промыслом. Познание как неполнота знания и соприкосновение с несовершенным содержит

ІІІ

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. С. 326.

5 Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М., 1963. С. 36.

X

к

а

<3

14 Зак. 498

209

/£хрхи

«Я

II

в себе неизбежный элемент греховности и есть вместе с тем единственно общедоступный способ ее преодоления. Знание есть тайна посвященных, отделяющая мудреца от глупца, достойного от недостойного. Идеал науки - не прогресс познания, но обладание вечной истиной, совпадающей с мировым благом.

Новое естествознание XVII в., идея которого была провозглашена английским Королевским обществом, основывалось на ином культурном архетипе и являлось его своеобразной формулировкой.

Бесконечность Вселенной отделила от человека и отдалила по времени постижение вечных принципов природоустройства. Экспериментальным аналогом морских путешествий стало изобретение в XVII в. телескопа и микроскопа. Они превратились в орудия онтологического переворота в научной лаборатории, расширив границы нашего мира в обе стороны и продемонстрировав его принципиальную подвижность.

Человеку предстояло не только постичь божественный язык математики для открытия тайн природы, но и создать новый, неведомый еще язык; его терминам предстояло трансформироваться из абстрактных умозрительных принципов в данные в опыте вещества и их свойства. Новый язык не при-

нимает на себя пифагорейской сакральности, он антропоморфен и погружен в повседневную онтологию в отличие от космической и мифической нагружен-ности математического языка. Образцом такого языка отчасти является «универсальный язык» Джона Уилкинса, первого президента Королевского общества (см. соответствующее эссе Х.Л. Борхеса), который повествует о нем в трактате «Опыт о подлинной символике и философском языке» (1668). Аналогичными попытками занимались позже Ньютон, Лейбниц и многие другие, значительно менее известные авторы. Это стремление к универсализации, объективности языка парадоксальным образом соседствует с заменой школьной латыни национальными языками, в то время как именно латынь обеспечивала международное научное общение. Однако новый язык, отвергая логико-филологические ухищрения схоластики, стремится не к общности и совершенству, а к выразительности многообразного описания.

Новая наука искала в себе способность освоить новые реалии: аналитический функционализм мануфактурного производства, плюралистическую разноголосицу парламентских дебатов, многообразие необычной флоры и фауны открываемых земель, своеобразие обычаев неизвестных ранее народов. Она

выводила себя из протестантской этики, оправдавшей созидательный труд, из гуманизма, отстоявшего право на личное авторское творчество. Она выписывала долговые векселя Гутенбергу, создавшему универсальное средство коммуникации и аккумуляции знания, критицизму и наблюдательности Лемюэля Гулливера, скрупулезности и педантизму Робинзона Крузо, реализму образов Рембрандта.

Итак, в XVII в. к традиционным забавам английских джент-льмснов-аристокрагов добавляется ранее неведомое пристрастие. Военное дело, скачки, охота, рыбалка, спортивные и азартные игры уступают некоторое место интеллектуальным увлечениям. Итальянская мода на занятия литературой, живописью, музыкой распространяется в среде высших сословий, изменяя, соответственно, кодекс джентльмена. Чтение на итальянском, французском и немецком языках знакомит англичан с платонизмом М. Фичино, ари-стотелизмом П. Помпонацци, натуралистическим пантеизмом Дж. Кардано и Б. Телезио, новой космологией И. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, с иатрохими-ей Парацельса, со скептицизмом М. Монтеня, наконец, с метафизикой, физикой и математикой Р. Декарта. Данное культурное многообразие порождает оживленные дискуссии, в которых преимущество (в отсутствие не-

зависимых объективных способов проверки) находится на стороне того, кто лучше освоил правила схоластического «тривиума» - грамматики, риторики и диалектики. Однако этим дело не ограничивается. В чем же отличие новых салонных игр от схоластических диспутов?

В середине XVII в. общественный идеал активно приобретает форму материального интереса. Власть родовой аристократии теснят новые дворяне — джентри. Они привносят в дворянское сознание элементы интереса к коммерции и производству. Дворянин становится помещиком и промышленником. Он начинает вникать в тонкости обработки земли, выращивания скота, детали ренты, аренды, кредита и прочих финансовых инструментов, горнорудного дела и металлообработки, организации мануфактуры и рыночной стратегии. Ограниченность догматического университетского образования становится особенно явной. Протестантизм, объявив отказ от религиозного принципа противопоставления «высоких» и «низких» предметов природы и видов труда, оправдывает интерес к практическому знанию. Оно отныне становится легальным и доступным объектом интереса образованных и высших сословий, а потому возникает возможность его синтеза с абстрактным фи-лософско-научным знанием.

«I

'X

х

а

Фиксируя тот же факт, но переворачивая реальную генетическую связь с ног на голову, биограф Роберта Бойля так характеризует данную ситуацию: «В семнадцатом веке ослепительные достижения в области физики от Коперника до Бойля и Ньютона в развитии механической философии универсума сделали науку популярным и модным занятием во всем обществе»6. Даже те, кто не понимал специализированного научного языка, восхищался наукой. Так, одной из важнейших причин успеха Бойля на данном поприще была простота его стиля. Один из его друзей, будущий президент Королевского общества Сэмуэль Пепис, типичный представитель своего поколения, в юности любил читать труды Бойля, плавая на лодке по Темзе. И даже когда он находил их чересчур «химическими» для своего понимания, они «в достаточной степени позволяли видеть, что он (Бойль. - И.К.) -самый выдающийся человек»7.

Однако популярность науки сама была предпосылкой ее теоретического развития. Последнее явилось следствием либеральной и заинтересованной атмосферы дворянского салона и клуба - специфических способов коммуникации высших сословий, пришедших в форми-

рующейся науке на замену аптеке, типографии и палубе корабля. Только этот способ коммуникации позволил перенести науку из сферы интеллектуальной культуры в производство (путь от «воздушной помпы» Бойля к «'теоретической паровой машине» Папина и от нее к паровой машине Ньюкомена, качавшей воду из шахт, как нельзя лучше подтверждает это).

В ряду новых натуралистических наук явно лидирует химия, возникшая как синтез производственных практик (горнорудного, плавильного, красильного, винодельческого и других видов мастерства), алхимии и натурфилософии. Ее формирование как науки шло по пути дистанциирования от своих предпосылок и взятия на вооружение идеи «естественной истории», принципов «экспериментального искусства» и обязательства «гипотез не измышляю». Ей предстояло также внести вклад в формирование новой научной картины мира. Ее сжатое изложение мы находим в «Структуре научных революций» Т. Куна. Так, большинство ученых середины XVII в. допускало, что универсум состоит из микроскопических частиц (корпускул) и что все явления природы могут быть объяснены

X

cl

6 More L.T. The life and works of the honourable Robert Boyle. L. [a.o.], 1944. P. 155.

7 Ibid. P. 107.

исходя из их форм, размеров, движения и взаимодействия. Это стало основным набором предписаний, определяющих научную картину мира и стиль научного мышления8.

Бойль КАК УЧЕНЫЙ

Вот такой образ типичного джентльмена-ученого, члена британского Королевского общества рисует историк: «Он был, скорее, роялистом, принадлежал к англиканской церкви и был университетски образованным джентльменом. Роялисты всегда составляли две трети членов Королевского общества... Англиканцы были не только более решительны, но и составляли большинство (три четверти) членов общества. Около трех четвертей членов общества имели университетское образование... Две трети членов были джентри. Лишь незначительное число составляли купцы или люди без академического образования»4.

Легко убедиться, что наш герой вполне соответствовал этому образу. «Роберт Бойль, как ни один другой англичанин, был типичен для своего века. Как гуманист он стремился сохранить равновесие между мир-

ским и потусторонним и все же бессознательно способствовал ускоряющемуся преобладанию науки над религией; он справедливо именовался новатором современной химии и притом оставался страстным алхимиком; он был убежденным сторонником корпускулярного механицизма и в то же время приписывал мистические силы природе и верил в руководство его жизни божественным провидением; в политике он колебался между приверженностью абсолютному авторитету короля и народным правам республики; в религии он отвергал и папизм, и кальвинизм и находил удовлетворение в via media англиканской церкви, ограничивая ее авторитет вопросами спасения. В глазах своих современников он представлял совершенный портрет "христианского джентльме-

м 10

на » .

22 октября 1946 г. в письме Маркому, своему бывшему гувернеру, Бойль пишет, что помимо литературы занимается «натуральной философией, механикой и земледелием, согласно принципам нашего нового философского колледжа, который придает ценность лишь полезному знанию»11. В дальнейшем он называет его «невиди-

См.: Кун Т. Структура научньїх революцнй. М, 1975. С. 64.

9 Mulligan L. Civil war, politics, religion and the Royal Society // The Intellectual Revolution of the Seventeenth Century. L., Boston, 1974. P. 336.

10 More L.T. Op. cit. P. 136.

11 Ibid. P. 61-64.

«I

X

X

a

<3

ІНШІ

мым», или «философским колледжем», имея в виду свои эпистолярные контакты с учеными из Лондона. Так Бойль вовлекается в процесс формирования

будущего Королевского обще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12

ства .

В 1654 г. Бойль переезжает в Оксфорд и «становится одним из первых ученых, который, за столетие до Бюффона, обладает аналогом современной исследовательской лаборатории»13 -алхимической, физической, химической. Богатство Бойля позволяет арендовать для этого соответствующее помещение, закупить дорогостоящее оборудование, нанять ассистентов, помогающих ему при проведении экспериментов, и - по причине слабого зрения - секрета-рей-писцов. По свидетельству историка, «Бойль был скорее директором лаборатории, чем индивидуальным экспериментатором. Поэтому он пользовался многочисленными ассистентами и механиками, проводившими наблюдения и подробно разрабатывавшими проблемы, которые он перед ними ставил. У него, наверное, был целый штат секретарей, которые вели его обширную корреспонденцию, собирали множество данных и

указании, исходивших от него, читали ему и писали иод его диктовку»1 . Бойль вводит в обиход понятия «лабораторный ассистент», «лаборант» для обозначения своих многочисленных помощников.

Бойль с рождения пользовался преимуществами высокого социального статуса и ставил его на службу своим научным целям. Приятный в общении, он был окружен друзьями, охотно учился у них, выслушивал критику, собирая идеи и факты по всему миру. В свою очередь он вызывал восхищение как истинный джентльмен, не брезгующий, вместе с тем, научной работой. Его общества искали все, а его достижения превозносились, как скоро он мог подтвердить важность научного проекта и даже спонсировать его. Будучи основателем современной химии, Бойль заработал свою ре-пугацию не великими открытиями, но способностью популяризировать эмпирическую науку, ставя на место средневековой схоластики эмпиризм и атомизм. Он и сам оценивал себя, скорее, как «историка науки, аккумулирующего массу различных экспериментальных данных в надежде, что позже они

X

и

а

' Более подробно об идеях и личности Р. Бойля в контексте культуры см.: Касавин И.Т. От scientia к science. Роберт Бойль // Он же. Традиции и интерпретации. СПб., 1999.

13 Boas М. Robert Boyle and seventeenth-century Chemistry. Cambridge, 1958. P. 208.

14 More L.T. Op. cit. P. 107.

послужат другим ученым для достижения достоверного научно-философского знания»11.

Именно поэтому его важнейшим достижением стала организация коллективной лаборатории со специфическим разделением труда - своеобразного «монастыря ученых». Отныне Бойль - не просто богатый дилетант в науке, но руководитель исследовательского центра,

который несет на себе систематические и порой обременительные обязанности, пусть даже и возложенные на себя добровольно. Он становится (наряду с другими членами Королевского общества, в первую очередь с Р. Гуком) образцом «общественного ученого»16.

«Экспериментальные эссе»

Научный стиль Бойля парадоксальным образом соединял в себе тщательную экспериментальную деятельность и бессистемную форму изложения и объяснения результатов. Этим он, впрочем, не отличался от большинства своих современников, о блестящих идеях и опытах которых мы знаем лишь из писем или отчетов Королевского общества. За неспособность (нежелание?) осуществлять сис-

тематический научный дискурс Бойля посмертно упрекнет X. Гюйгенс, а Ньютон, как бы извлекая сознательный урок из его ошибок, создаст тексты, структурой и логикой рассуждения словно обреченные на роль парадигм.

Впрочем, Бойль не просто отличался небрежностью стиля. Отказ от принятия и выработки дедуктивно построенных метафизических доктрин по примеру Декарта и Лейбница вообще характеризует английскую науку XVII в., ориентированную на Ф. Бэкона. В соответствии с этим и Бойль считал задачей Королевского общества лишь проведение экспериментов, но не построение глобальных теоретических систем. Кроме того, работая со своими ассистентами одновременно над несколькими проектами, он реально имел дело с разнообразными проблемами и задачами. При этом он не был университетским администратором или профессором и не был обязан читать лекции, облекая их в доктринальную форму. В глазах своих коллег и знакомых он вообще был просто дилетант-«упйю50», забавляющийся наукой. Бойль стремился всеми силами показать, что наука предоставляет убедительные доказательства в пользу религии

11

Ир:

|]|

І

Ibid. P. 92.

16 Cm.: Shapin S. The Mind Is Its Own Place. Science and Solitude in XVII century England // Science in Context. 1990. V. 4. № 1.

x

X

Cl

<3

Архи

и хотел сделать науку доступной для обывателя. Его давние литературно-поэтические пристрастия во многом предопределили отказ от схоластической сухости изложения и привели к использованию нематематического литературного стиля, характерного для неформальных писем, трактатов для племянников, диалогических форм, привлекающих читательский интерес. Поэтому уже с самого начала своей научной деятельности Бойль выработал литературную форму, названную им «the experimental essay», и последовательно ее применял.

«Скептический химик»

Одно из главных теоретических достижений Бойля - новое определение химического элемента. «Бойль был лидером научной революции, которая благодаря отношению "элемента" к химическим экспериментам и химической теории преобразовала понятие элемента в орудие, совершенно отличное от того, чем оно было до этого, и преобразовало тем самым как химию, гак и мир химика»11, - пишет Т. Кун.

До Бойля алхимики и хими-ки-практики вообще не занимались выделением химических элементов как неизменных ма-

териальных начал, ибо считалось, что элементы суть некие свойства, которые выделить нельзя. Учение алхимиков об элементах - «сульфур» (сера -горючесть), «меркурий» (ртугь -летучесть), «соль» (растворимость, стабильность) - уже позволило произвести некоторую классификацию веществ по их сходным свойствам. При этом, однако, в одну группу объединялись такие вещества (например, спирт и ртуть), которые по всем остальным свойствам коренным образом отличались друг от друга. Это дало повод Бойлю выступить с критикой подобной классификации веществ. «К концу XVII в. практика все больше и больше интересовалась не столько свойствами, сколько конкретными носителями свойств, т.е. химическими элементами и их соединениями. Опыт убеждал в том, что не свойство является неразрушимым и несотворимым, а определенные виды вещества. Этот опыт говорил о том, что химические превращения изменяют не природу и индивидуальность химического элемента, а только форму его состояния»18.

Первая работа Бойля - диалоги «Химик-скептик», сразу сделавшая его знаменитым, -была опубликована анонимно (в

17 Кун Т. Цит. соч. С. 182.

18 Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М., 1971. С. 19-20.

согласии с традициями того времени) в 1661 г. на английском языке. В ней Бойль, следуя И. Ван-Гельмонту, подверг критике четыре «элемента» Аристотеля (воздух, огонь, вода, земля) и три «принципа» Парацельса (сера, ртуть, соль). Химики первой половины XVII в. были в основном заняты алхимией (поисками философского камня и попытками осуществления трансмугапии металлов), ремесленной практикой (рудным, красильным делом) или иатрохими-ей (врачеванием и изготовлением лекарств). В рамках последней, наиболее продвинутой и синтетической традиции сосуществовали две теоретические установки. Первой, перипатетической, исходящей от Аристотеля и Галена, руководствовались при назначении и изготовлении растительных лекарств. Она основывалась на гуморальной теории болезни и включала классификацию «животных соков», характеризуемых с помощью аристотелевских качеств (теплоты, влажности, сухости и холодности). Вторая теоретическая установка обязана Пара-цельсу, который распространил учение алхимика Василия Валентина о трех «принципах-началах» на живые существа, создав тем самым химическую теорию функций организма. Она

позволила использовать для приготовления лекарств минеральные вещества, поскольку именно их дисбаланс в теле и рассматривался как причина болезни.

Бойль провозглашает новые задачи химии. «Химики, - говорит он, - руководствовались до сих пор узкими принципами, не глядели на вещи с более высокой точки зрения. Они видели свою задачу в изготовлении лекарств и в превращении металлов. Я попытался рассмотреть химию с совершенно другой точки зрения, не как врач или алхи-

19

мик, а как естествоиспытатель» .

Учение перипатетиков и алхимиков о небольшом наборе основных элементов было существенно поколеблено с развитием химического эксперимента, показавшего ограниченность огня в качестве «универсального анализатора». Последние считали «элементами» продукты разложения, получаемые с применением огня (прокаливанием, сублимацией, дистилляцией). Даже в ХУН-ХУШ вв. едва ли не единственным методом анализа веществ считалось нагревание при постепенно повышающейся температуре в реторте с приемником. В нем собирались продукты этой «сухой перегонки»: легко летучая горючая жидкость («ртуть», или

Цит. по: Даннеман Ф. История естествознания. Т. II. М.-Л., 1935.

С. 185.

X

X

а

<3

«спирт»), негорючая водянистая жидкость («флегма»), густая маслянистая горючая жидкость («сера», или «масло»). Нелетучий остаток выщелачивали водой, растворимую при этом часть называли «солью», нерастворимую — «землей»20. «Мокрый» (химический) способ анализа практически не использовался.

Бойлю удалось увидеть его перспективность задолго до большинства своих современников. При этом он сам исходил из некоторых идей спагириков, которым дал экспериментальное истолкование. Так, французский ученый Себастьян Бассо утверждал, что тела могут быть разложены химическим путем на спирт (ртуть), масло (серу), соль (растворимый осадок), землю (нерастворимый осадок) и флегму (воду). Иатрохимик Отто Тахений (1620-1699) считал, что соль составлена из двух универсальных принципов - кислоты и щелочи. Он уже начал практиковать мокрый способ анализа и использовал индикаторы-реактивы для качественного, а весы -для количественного анализа.

Идя по тому же пути, Бойль решил проверить разложимость веществ без участия огня, поскольку установил из опыта, что огонь не всегда приводит к разложению вещества. Так, при нагревании золота даже в присутствии сильных кислот обра-

зуется раствор, из которого в дальнейшем можно извлечь то же количество металла. При прокаливании смеси песка, известняка и соды, напротив, образуется стекло, опять-таки далее не разлагаемое огнем. Более того, иногда в процессе прокаливания тела не только не разлагаются на элементы, но происходит синтетическая реакция, увеличивающая исходный вес вещества. (Так началась эра флогистона - Бойль первым количественно зафиксировал процесс окисления металла при нагревании, хотя и дал ему неверную интерпретацию.) Обратившись к мокрому способу анализа, Бойль сосредоточил внимание на процессах разложения веществ (солей и оксидов металлов с помощью сильных кислот) и идентификации полученных продуктов с помощью характерных химических реакций - он назвал это «анализом». Тем самым он в известном смысле реализовал вековую мечту алхимиков и иатрохими-ков (Ван-Гельмонта) об «универсальном растворителе» («ал-кагесте»). Количество продуктов разложения с введением новых методов резко возросло, что позволило Бойлю распространить алхимический принцип определения элемента как продукта разложения на новый класс аналитических реакций.

х

а

<Г<

1 См. Биографии великих химиков. М., 1981, С. 78.

В диалоге «Химик-скептик» Бойль дает новое определение химического элемента. Он указывает на синонимию термина «элемент», обязанного перипатетической традиции, и термина «принцип», рожденного в лоне алхимии. И тот, и другой обозначают первоначальные и простые тела, которые являются компонентами смешанных тел и которые получаются в результате химического разложения последних.

Р. Бойль сделал решающий шаг на пути от изучения алхимической функциональной зависимости типа «свойство-свойство» к аналитико-химиче-ской зависимости типа «состав-свойство». В отличие от Пара-цельса и Глаубера, он первый усмотрел подлинную задачу химии в изучении состава тел и заложил новые принципы анализа. Это был в большей мере антитеоретический, антифунда-менталистский шаг, открывающий дорогу анализу, который не ограничен отныне фиксированным набором «элементов». Об этом говорит и Т. Кун, настаивая на эволюционном характере «революции Бойля». «Его "определение" элемента, - пишет он, - не более чем парафраза традиционного химического понятия; Бойль предложил его только для того, чтобы доказать,

что никаких химических элементов не существует»21.

Не вызывает сомнения, что Бойль осознавал несоответствие между принципиальным характером понятия «элемент» в алхимическом смысле (например, элемент «сера», воплощающий в себе свойство горючести) и многообразием реально существующих веществ. Бойлю удалось приблизиться к формулировке нового понятия элемента, когда он так же, как ранее И. Юнгиус, стал утверждать, что элементами могут быть лишь самые «первоначальные, простые и совершенно несмешанные тела». Однако Бойль сомневался, могут ли такие тела существовать на самом деле'2. Это новое определение хорошо соответствовало тому научному контексту, который задавала экспериментальная лабораторная практика на фоне стремления не «измышлять гипотез». Не смысл понятия «элемент», но стиль научного мышления, требующий бесконечного анализа веществ и отрицающий метафизические границы такого анализа, - вот в чем значение определения Бойля. Содержащийся в нем парадокс удачно зафиксировал Т. Кун: «Понятия, подобные понятию элемента, едва ли могут мыслиться независимо от контекста. Кроме то-

1р! ЩИ с

і і

Кун Т. Цит. соч. С. 181.

' См.: Штрубе В. Пути развития химии. Т. 1. М., 1984. С. 211.

1

ищи

I

го, если дан соответствующий контекст, то они редко нуждаются в раскрытии, потому что они уже используются практи-

23

чески» .

Бойль направил химию к решению принципиальных и новых задач - к различению химических смесей (композитов) и соединений (компаундов), выделению элементов в чистом виде, определению их свойств, воспроизводимости эксперимента, ввел в оборот новые способы качественного (индикаторы) и количественного (весы) анализа. Бойль настаивал на том, что анализ следует проверять синтезом, и не только в качественном, но и количественном смысле. Бойль стремился к систематизации своих идей, но целостной натуральной философии так и не создал. Он также оставался в неустойчивом равновесии между разными формами деизма и атомизма в своем стремлении согласовать науку и религию. Так в преддверии XVIII в. механистическая парадигма начинает свое победное шествие, провозглашая новую гармонию науки и религии.

* * *

Диалог «Скептический химик», перевод фрагментов которого приводится ниже, представляет собой пространный текст, касающийся природы и количества химических элементов. Бойль не знает, сколько и какие именно элементы существуют в природе. Однако он убежден, что те, кто, вслед за Аристотелем, верят в четверицу античных стихий (землю, воздух, огонь и воду), или, придерживаясь более современных ему алхимических учений, в триаду ртути, серы и соли, не имеют для этого достаточных оснований. В диалоге участвуют четыре собеседника. Это Карнеад, представляющий точку зрения самого Бойля; Темистиус - перипатетик, защитник четырех элементов; Филопонус — сторонник алхимической системы; наконец, Элевтериус - заинтересованный наблюдатель.

В сущности, Бойль подвергает скептической критике сам фундамент натурфилософии XVII в. Это был первый шаг на пути формирования теоретически корректного и аналитиче-ски-операционального понятия химического элемента и, тем самым, утверждения химии как науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.