Научная статья на тему 'Япония на пути к устойчивому развитию: «зеленое финансирование»'

Япония на пути к устойчивому развитию: «зеленое финансирование» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2253
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экология / устойчивое развитие / безуглеродное общество / ответственное финансирование / зеленые облигации / ecology / sustainable development / carbon-free society / responsible financing / green bonds

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимонина Ирина Львовна

Проблема сохранения окружающей среды остается одной из актуальных как для отдельных стран, так и в глобалном масштабе. Япония заслуженно занимает высокое место в ряду государств, которые добились заметных успехов в деле создания достойных в экологическом отношении условий жизни для своих граждан — и ныне живущих, и будущих поколений. Однако уже в 1980–1990-е гг. по мере расширения масштабов воздействия на окружающую среду, изменения требований граждан к состоянию среды обитания, расширилось и усложнилось и само понятие качество окружающей среды. В этих условиях потребовался пересмотр концепции экологического регулирования, в том числе его финансово-экономических основ, как на национальном, так и на международном уровне. В предлагаемой статье автор предпринимает попытку проанализировать модель циркулирующей и экологической экономики — масштабную и многоуровневую концепцию национальной экологической политики, «объединяющую действия по достижению устойчивого будущего». Главным отличием современного этапа решения проблем окружающей среды стала ориентация на использование встроенных механизмов регулирования. В основу современной концепции экологической политики Японии заложен принцип партнерства всех заинтересованных сторон (all stakeholders), предполагающий солидарную ответственность (в том числе и финансовую) бизнеса, государства и общества, изменение поведенческих моделей всех акторов, образа жизни людей, системы государственного регулирования. Основное внимание в исследовании уделяется формированию современной модели финансирования экологической политики. Автор делает вывод, что в наши дни само понятие финансирования этой политики в его традиционном понимании уходит в прошлое: сейчас речь идет о системе много канального финансирования экологически устойчивого развития. В статье анализируются основные компоненты этой системы, раскрываются особенности инвестиционной и кредитной деятельности государственных и полугосударственных банков, корпораций и фондов, а также корпоративного сектора в сфере зеленого финансирования, рассматриваются проблемы экологизации налоговой системы, а также практика применения в Японии принципов ответственного инвестирования (ESG-инвестирования), включая развитие рынка «зеленых облигаций», который становится все более динамичным сегментом «зеленых финансов». Несмотря на активные усилия правительства и общества в направлении построения эко-дружественного, устойчивого общества и экономики, переход всей экономики на экологически устойчивую модель развития и трансформация бизнес-моделей сталкивается с серьезными проблемами, многие из которых имеют объективный характер. В частности, это относится к проблеме прекращения финансирования энергетических компаний, что может привести к обратному результату и сделать для них невозможным снижение выбросов СО². В целом, как резюмирует автор, целый ряд фактов свидетельствует о том, что правительство Японии демонстрирует довольно гибкий подход к финансированию политики перехода к низко и безуглеродному обществу и противодействия климатическим изменениям. В правительственных, финансовых и промышленных кругах Японии проблема зеленого финансирования и конкретных путей и сроков построения безуглеродной экономики продолжает оставаться дискуссионной при наличии консенсуса по поводу необходимости такого перехода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan on the Way to Sustainable Development: Green Financing

The problem of environmental conservation remains one of the most urgent both for individual countries and on the global scale. Japan deservedly occupies a high place among the nations that have achieved notable success in creating environmentally decent living conditions for their citizens – both living and future generations. However, already in the 1980s–1990s, with the expansion of the scale of environmental impact and changes in the requirements of citizens to the state of the environment, the very concept of environmental quality expanded and became more complex. In these conditions, it was necessary to revise the concept of environmental regulation, including its financial and economic foundations, both at the national and international level. In this article, the author attempts to analyze the model of circulating and ecological economy – a large-scale and multi-level concept of national environmental policy, “combining actions to achieve a sustainable future”. The main distinguishing feature of the current stage of solving environmental problems is the focus on the use of built-in regulatory mechanisms. The modern concept of Japan’s environmental policy is based on the principle of partnership of all stakeholders, which implies joint responsibility (including financial responsibility) of business, the state, and society, changing the behavioral models of all actors, people’s lifestyle, and the system of state regulation. The main attention of the study is paid to the formation of a modern model of environmental policy financing. The author concludes that, nowadays, the very concept of financing this policy in its traditional sense is becoming a thing of the past: now we are talking about a system of multi-channel financing for environmentally sustainable development. The article analyzes the main components of this system, reveals the features of investment and credit activities of state and semistate banks, corporations, and foundations, as well as the corporate sector in the field of green financing, examines the problems of greening the tax system, as well as the practice of applying the principles of responsible investment (ESGinvestment) in Japan, including the development of the “green bonds” market, which is becoming an increasingly dynamic segment of green finance. Despite the active efforts of the government and society towards building an eco-friendly, sustainable society and economy, the transition of the entire economy to an environmentally sustainable development model and the transformation of business models face serious problems, many of which are objective in nature. In particular, this applies to the problem of stopping financing energy companies, which can lead to the opposite result and make it impossible for them to reduce their СО² emissions. In general, as the author summarizes, a number of facts indicate that the Japanese government demonstrates a fairly flexible approach to financing the policy of transition to a lowand carbon-free society and countering climate change. In the governmental, financial, and industrial circles of Japan, the problem of green financing and specific ways and deadlines for building a carbon-free economy continues to be debatable while there is a consensus on the need for such a transition.

Текст научной работы на тему «Япония на пути к устойчивому развитию: «зеленое финансирование»»

Ежегодник Япония 2021. Т. 50. С. 61-88 Yearbook Japan 2021. Vol. 50, pp. 61-88 DOI: 10.24412/2687-1440-2021-50-61-88

Япония на пути к устойчивому развитию: «зеленое финансирование»

И. Л. Тимонина

Аннотация. Проблема сохранения окружающей среды остается одной из актуальных как для отдельных стран, так и в глобальном масштабе. Япония заслуженно занимает высокое место в ряду государств, которые добились заметных успехов в деле создания достойных в экологическом отношении условий жизни для своих граждан — и ныне живущих, и будущих поколений.

Однако уже в 1980-1990-е гг. по мере расширения масштабов воздействия на окружающую среду, изменения требований граждан к состоянию среды обитания, расширилось и усложнилось и само понятие качество окружающей среды. В этих условиях потребовался пересмотр концепции экологического регулирования, в том числе его финансово-экономических основ, как на национальном, так и на международном уровне.

В предлагаемой статье автор предпринимает попытку проанализировать модель циркулирующей и экологической экономики — масштабную и многоуровневую концепцию национальной экологической политики, «объединяющую действия по достижению устойчивого будущего».

Главным отличием современного этапа решения проблем окружающей среды стала ориентация на использование встроенных механизмов регулирования. В основу современной концепции экологической политики Японии заложен принцип партнерства всех заинтересованных сторон (all stakeholders), предполагающий солидарную ответственность (в том числе и финансовую) бизнеса, государства и общества, изменение поведенческих моделей всех акторов, образа жизни людей, системы государственного регулирования.

Основное внимание в исследовании уделяется формированию современной модели финансирования экологической политики. Автор делает вывод, что в наши дни само понятие финансирования этой политики в его традиционном понимании уходит в прошлое: сейчас речь идет о системе много-

канального финансирования экологически устойчивого развития. В статье анализируются основные компоненты этой системы, раскрываются особенности инвестиционной и кредитной деятельности государственных и полугосударственных банков, корпораций и фондов, а также корпоративного сектора в сфере зеленого финансирования, рассматриваются проблемы экологизации налоговой системы, а также практика применения в Японии принципов ответственного инвестирования (ESG-инвестирования), включая развитие рынка «зеленых облигаций», который становится все более динамичным сегментом «зеленых финансов».

Несмотря на активные усилия правительства и общества в направлении построения эко-дружественного, устойчивого общества и экономики, переход всей экономики на экологически устойчивую модель развития и трансформация бизнес-моделей сталкивается с серьезными проблемами, многие из которых имеют объективный характер. В частности, это относится к проблеме прекращения финансирования энергетических компаний, что может привести к обратному результату и сделать для них невозможным снижение выбросов СО2.

В целом, как резюмирует автор, целый ряд фактов свидетельствует о том, что правительство Японии демонстрирует довольно гибкий подход к финансированию политики перехода к низко- и безуглеродному обществу и противодействия климатическим изменениям. В правительственных, финансовых и промышленных кругах Японии проблема зеленого финансирования и конкретных путей и сроков построения безуглеродной экономики продолжает оставаться дискуссионной при наличии консенсуса по поводу необходимости такого перехода.

Ключевые слова: экология, устойчивое развитие, безуглеродное общество, ответственное финансирование, зеленые облигации.

Автор: Тимонина Ирина Львовна, доктор экономических наук, профессор Института стран Азии и Африки МГУ, Россия, 125009, Москва, Моховая ул., 11, стр. 1; ИБДА РАНХиГС, Россия, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1

E-mail: [email protected]

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Japan on the Way to Sustainable Development: Green Financing

I. L. Timonina

Abstract. The problem of environmental conservation remains one of the most urgent both for individual countries and on the global scale. Japan deservedly occupies a high place among the nations that have achieved notable success in creating environmentally decent living conditions for their citizens - both living and future generations.

However, already in the 1980s-1990s, with the expansion of the scale of environmental impact and changes in the requirements of citizens to the state of the environment, the very concept of environmental quality expanded and became more complex. In these conditions, it was necessary to revise the concept of environmental regulation, including its financial and economic foundations, both at the national and international level.

In this article, the author attempts to analyze the model of circulating and ecological economy - a large-scale and multi-level concept of national environmental policy, "combining actions to achieve a sustainable future". The main distinguishing feature of the current stage of solving environmental problems is the focus on the use of built-in regulatory mechanisms. The modern concept of Japan's environmental policy is based on the principle of partnership of all stakeholders, which implies joint responsibility (including financial responsibility) of business, the state, and society, changing the behavioral models of all actors, people's lifestyle, and the system of state regulation.

The main attention of the study is paid to the formation of a modern model of environmental policy financing. The author concludes that, nowadays, the very concept of financing this policy in its traditional sense is becoming a thing of the past: now we are talking about a system of multi-channel financing for environmentally sustainable development. The article analyzes the main components of this system, reveals the features of investment and credit activities of state and semistate banks, corporations, and foundations, as well as the corporate sector in the field of green financing, examines the problems of greening the tax system, as well as the practice of applying the principles of responsible investment (ESG-investment) in Japan, including the development of the "green bonds" market, which is becoming an increasingly dynamic segment of green finance.

Despite the active efforts of the government and society towards building an eco-friendly, sustainable society and economy, the transition of the entire economy to an environmentally sustainable development model and the transformation of business models face serious problems, many of which are objective in nature.

In particular, this applies to the problem of stopping financing energy companies, which can lead to the opposite result and make it impossible for them to reduce their СО2 emissions.

In general, as the author summarizes, a number of facts indicate that the Japanese government demonstrates a fairly flexible approach to financing the policy of transition to a low- and carbon-free society and countering climate change. In the governmental, financial, and industrial circles of Japan, the problem of green financing and specific ways and deadlines for building a carbon-free economy continues to be debatable while there is a consensus on the need for such a transition.

Keywords: ecology, sustainable development, carbon-free society, responsible financing, green bonds.

Author: Timonina Irina L., Doctor of Economics, Professor of the Institute of Asian and African Studies, Moscow State University, Russia, 125009, Moscow, Mokhovaya str., 11, p. 1, IBS RANEPA, Russia, 119571, Moscow, Vernadsky Avenue, 82, p. 1

E-mail: [email protected]

Conflict of interest. The author declares the absence of the conflict of interest.

Введение

Япония столкнулась c катастрофическим ухудшением природной среды, приведшим в ряде регионов страны к массовым заболеваниям людей в результате загрязнения воды и воздуха промышленными отходами (болезни минамата, итай-итай, астма Ёккаити) еще в 1960-е гг. В 1963 г. было проведено расследование причин болезни астма Ёккаити, в 1965 г. был создан Консультативный совет по проблемам загрязнения, а в 1970 г. принят Основной закон о защите окружающей среды. В 1971 г. было создано Управление окружающей среды на правах министерства (Environment Agency). Впоследствии в Японии были приняты десятки законов, регулирующих охрану отдельных сред (закон об охране атмосферного воздуха, водных ресурсов, прибрежных вод, почвы), деятельность организаций и служб по охране среды и распределение соответствующих расходов, конкретные методы мониторинга состояния среды. Создав эффективную систему управления качеством природной среды, страна сумела не только преодолеть экологический кризис, поразивший ее на рубеже 1960-1970-х гг., но и существенно улучшить многие экологические параметры.

В наши дни экологическая политика приобрела новый смысл и стала одной из важнейших составляющих стратегии устойчивого развития Японии, концептуально связанной с Целями устойчивого развития ООН.

Основные направления и приоритеты современной экологической политики Японии

В 1993 г. был принят Новый Основной экологический закон, а в 1994 г. — первый Основной экологический план (The Basic Environment Plan). Современная концепция и механизм экологического регулирования отражены в ныне действующем пятом плане (принят в 2018 г.). План носит междисциплинарный характер и включает 6 приоритетных взаимодополняющих стратегий в следующих областях: Экономика, Национальная территория, Сообщества, Жизнь, Технологии, Международное сотрудничество.

Одной из основополагающих концепций Плана и всей экологической политики Японии стало формирование циркулирующей и экологической экономики (Circulating and Ecological Economy, CEE), которая представляет собой современную интерпретацию концепции общества замкнутого материального цикла. Закон о создании такого общества был принят в Японии в 2000 г., и для реализации концепции начала проводиться так называемая политика 3 R:

Reduce — сокращение количества отходов, получающихся в процессе производства товаров;

Re-use — повторное использование частей и компонентов товаров;

Recycling — повторное использование остатков продуктов в качестве сырья.

Современная же модель циркулирующей и экологической экономики — это более масштабная и многоуровневая концепция, объединяющая действия по достижению устойчивого будущего и опирающаяся на:

1) принцип циркуляции энергии и переход к декарбонизирован-ному, или низкоуглеродному, обществу. Ключевую роль в этом обществе будут играть возобновляемые источники энергии. Генерация энергии на основе возобновляемых источников будет способствовать децентрализации энергетической инфраструктуры и использованию потенциала региональных ресурсов, что поддержит оживление местных экономик;

2) принцип циркуляции и рециркуляции материальных ресурсов: сведение к минимуму использование первичного сырья за счет создания цикла повторного использования;

3) принцип гармонии общества и природы: поиск взаимовыгодных взаимодействий между сельскими и городскими районами, между сельскими производителями и городскими потребителями [Takeuchi, Fujino 2019, p. 7; SDGs and a Circulating and Ecological Economy 2019, pp. 2-4].

В основе этих трех принципов лежит идея о том, что экологические, экономические и социальные проблемы по своей сути взаимосвязаны и решать их по отдельности невозможно. Разработка и принятие японской концепции CEE и соответствующих стратегических планов и решений идейно связаны с концепцией устойчивого развития, принятой на международном уровне и воплотившейся в Целях устойчивого развития ООН (ЦУР) 2015 г. и Парижском соглашении по климату 2015 г. Эти международные документы в настоящее время рассматриваются в Японии, как и во многих других странах, как ключевые для решения экономических, социальных и экологических проблем, что и нашло отражение в пятом Основном экологическом плане1.

Среди приоритетных направлений современной экологической политики, помимо создания циркулирующей и экологической экономики, следует выделить также участие в международном сотрудничестве в экологической сфере, включая действия по сокращению выбросов парниковых газов, в соответствии с Парижским соглашением и Целями устойчивого развития ООН, участие Японии в различных международных проектах, направленных на решение глобальных проблем (противодействие исчезновению лесов на планете, международное экологическое образование и др.). В то же время в числе актуальных сохраняются и традиционные цели экологической политики Японии — предотвращение ухудшения качества воздушной и водной среды, почв, регулирование шумов, вибраций, зловония, сохранение биологического разнообразия и расширение возможностей контакта людей с природой.

1 Ministry of the Environment. Annual Report on the Environment, the Sound Material-Cycle Society and Biodiversity in Japan 2018. https://www.env.go.jp/en/wpaper/2018/ pdf2018_all.pdf

Проблема распределения ответственности и основные субъекты экологической политики

Важнейшей проблемой и соответственно элементом концепции экологической политики и «достижения устойчивого будущего» в Японии, как и в любой стране, является распределение ответственности, в том числе финансовой, за возможное ухудшение состояния среды и ее поддержание в нормальном состоянии в соответствии с целями экологической политики. В основу современной концепции экологической политики Японии заложен принцип партнерства всех заинтересованных сторон (all stakeholders) и солидарной ответственности бизнеса, государства и общества, что требует изменения поведенческих моделей всех акторов, в том числе и определенной корректировки философии бизнеса и качества корпоративного управления.

Попутно отметим, что идея партнерства всех стейкхолдеров стала одной из основополагающих на Давосском форуме 2021 г., где обсуждался вопрос о том, что такое капитализм заинтересованных сторон и станет ли он лучшим способом организации экономики. В своем выступлении на форуме основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума и один из авторов книги Stakeholder Capitalism: A Global Economy that Works for Progress, People and Planet К. Шваб подчеркнул, что концепция, появившаяся еще в 1950-е гг., в наши дни «готова к возвращению, хотя и в обновленной, более всеобъемлющей форме. Мы сталкиваемся с целым рядом социальных, экономических кризисов... и лучшим ответом на эти вызовы было бы то, чтобы все субъекты общества ориентировались на более широкие, а не узкие краткосрочные личные интересы. Экономика, общество и окружающая среда сейчас более тесно связаны друг с другом, чем 50 лет назад. То, что когда-то рассматривалось как внешние факторы при разработке национальной экономической политики и принятии индивидуальных корпоративных решений, теперь необходимо будет включить или интернализировать в деятельность каждого правительства, компании, сообщества и отдельного человека» [Schwab, Vanham 2021].

Как представляется, концепция партнерства и взаимодействия всех заинтересованных сторон в деле сохранения окружающей среды и обеспечения устойчивого развития, которая обсуждалась в Давосе, особенно близка и даже естественна для японского бизнеса. Корпо-

ративная концепция японских компаний справедливо характеризуется как плюралистическая, что означает их ориентацию на интересы широкого круга заинтересованных сторон — не только акционеров и менеджмента, но и работников, партнеров, местных сообществ. Иными словами, столь популярные ныне принципы социальной ответственности присутствовали в корпоративных кодексах японских корпораций довольно давно.

Однако, что касается отношения к проблемам окружающей среды, то вплоть до 1980-х гг. дело обстояло не столь благополучно. Известно, что в период высоких темпов экономического роста (вторая половина 1950-х — начало 1970-х гг.) компании пренебрегали интересами окружающей среды, за что впоследствии крупные металлургические и химические комбинаты вполне справедливо были объявлены главными виновниками катастрофического ухудшения состояния среды в ряде регионов страны.

Поэтому вполне закономерно, что в период становления экологической политики в Японии — в конце 1960-х - начале 1970-х гг. — значительная часть расходов, связанных с предотвращением загрязнения и восстановлением среды, возлагалась на компании-загрязнители. Основополагающим стал принцип загрязнитель платит (PPP — Polluter Pay Principle), принятый в то время и в других развитых странах и одобренный международным сообществом2.

2 Принцип загрязнитель платит (PPP) был впервые упомянут в рекомендации ОЭСР от 26 мая 1972 г. и подтвержден в рекомендации от 14 ноября 1974 г. В Декларации Конференции ООН по окружающей среде 1972 г. в Стокгольме эти принципы не фигурировали, но в 1992 г. в Рио-де-Жанейро было закреплено государственно-частное партнерство (принцип 16 Декларации ООН по окружающей среде и развитию). Европейское сообщество приняло рекомендацию ОЭСР в своей первой Программе действий по охране окружающей среды (1973-1976 гг.), а затем в Рекомендации от 3 марта 1975 г. относительно распределения расходов и действий государственных органов по вопросам охраны окружающей среды. С 1987 г. этот принцип также был закреплен в Договоре Европейских сообществ и во многих национальных законодательствах по всему миру.

В качестве основной функции этого принципа в рекомендациях ОЭСР указывается распределение «расходов на меры по предотвращению загрязнения и борьбе с ним с целью поощрения рационального использования скудных экологических ресурсов и предотвращения перекосов в международной торговле и инвестициях». Загрязнитель должен нести расходы на осуществление мер, «принятых государственными органами для обеспечения того, чтобы окружающая среда находилась в приемлемом состоянии» (European Commission. Principles of EU Environmental Law. The polluter pays principle. https://ec.europa.eu/environment/legal/law/pdf/principles/2%20Polluter%20Pays%20Prin-ciple_revised.pdf).

В то же время и японское правительство от имени общества также несло часть финансового бремени по сохранению природного потенциала и на основе прямых (законодательно-нормативных) и косвенных (финансово-экономических) методов регулирования обеспечивало поддержание нормального состояния окружающей среды. Пропорция, в которой расходы на природоохранную деятельность распределялись в Японии между государством и частным сектором, составляла в 1960-1970-е гг. примерно 60:40. Сочетание принципа загрязнитель платит, прямого государственного контроля и государственной финансовой поддержки природоохранной деятельности компаний дало в Японии весьма ощутимые положительные результаты и позволило, как мы уже отмечали выше, в относительно короткие сроки не только сократить масштабы ущерба окружающей среде, но и выстроить эффективную систему предотвращения такого ущерба.

Однако впоследствии обнаружились и негативные последствия применения принципа загрязнитель платит. Его критиковали одновременно и за чрезмерное финансово-экономическое бремя, которое возлагалось на компании (расходы компаний на очистные сооружения колебались в названный период в пределах от 3,5 до 17% всех частных инвестиций в машины и оборудование), и за предоставление компаниям возможности перекладывать экологические издержки через цены на потребителя, а благодаря системе государственного субсидирования и льготного кредитования компаний на экологические цели — и на все общество.

Однако необходимость пересмотра экономических основ экологического регулирования была в большей степени обусловлена не этими недостатками, а изменением и экологической, и социально-экономической ситуации уже в 1990-е гг. Изменились требования граждан к состоянию среды обитания, соответственно расширилось и усложнилось и само понятие качество окружающей среды, критерии его оценки. В связи с этим, по мнению как японских, так и международных экспертов, на новом этапе экологическая политика должна была быть нацелена на инкорпорирование с окружающей средой. Общество должно отказаться от точки зрения, что окружающая среда — это бесплатный актив (free asset) или бесплатный товар (free good), который может использоваться бесконечно, и прийти к пониманию того, что среда — это драгоценное достояние, которое должно быть

передано следующим поколениям. Новый подход предполагал платность использования всех природных ресурсов и несение бремени по восстановлению среды всем обществом.

Вместе с тем в Японии не наблюдается полного отказа от принципа загрязнитель платит, но произошла его трансформация в двух направлениях. Во-первых, это внедрение принципа расширенная ответственность производителя (Extended producer responsibility), предполагающая его ответственность за весь жизненный цикл продукта — от сырья до утилизации.

И, во-вторых, это переход к принципу общей социальной ответственности, который предполагает, что расходы на сохранение среды несет все общество. Эти расходы распределяются справедливо: ни одна географическая территория, социальный слой, общественный сектор не должны нести чрезмерное по сравнению с остальными бремя. При этом экологическое регулирование не должно вызывать значительный отрицательный экономический эффект. И судя по тому, что в Белой книге Министерства окружающей среды подчеркивается, что в Японии имеются большие личные финансовые активы (более 1400 трлн иен), власти рассчитывают в том числе и на этот финансовый ресурс. Об этом прямо говорится в том же документе: для продвижения «зеленых инноваций» жизненно важно обеспечить эффективную и достаточную денежную массу, включающую эти личные активы, а также другие фонды3.

В соответствии с модернизацией концепции ответственности произошло и обновление всей операционной системы экологической политики Японии. Если на ранних этапах она преимущественно базировалась на своего рода внешних по отношению к хозяйственным агентам регуляторах — нормативах и соответствующих мерах поощрения со стороны государства, — то сейчас используются постоянно действующие и встроенные в экономическую системы механизмы, направленные на непосредственное включение бизнеса и граждан в дело построения экологически дружественной экономики.

3 Ministry of the Environment. Annual Report on the Environment, Society Cycle-Material Sound and the Biodiversity in Japan. http://www.env.go.jp/en/wpaper/2012/pdf/07_chpt4.pdf

Каналы финансирования экологической политики

С самого начала проведения активной экологической политики в 1960-1980-е гг. в Японии и государство, и компании выделяли весьма значительные средства на цели охраны среды (от 1,3% до 1,8% ВВП). В начале 1990-х гг. эти расходы в расчете на душу населения в Японии были самыми высокими среди стран-членов ОЭСР (за исключением Швейцарии). Впоследствии относительные показатели таких расходов в Японии, как и в других странах, несколько снизились — примерно до 1,6% ВНП, но в абсолютном выражении они достигали весьма внушительных размеров. При этом прямые расходы компаний относительно сократились, поскольку современное производственное оборудование и технологические процессы уже изначально отвечали требованиям экологической безопасности.

Более того, представляется, что в условиях перехода к концепции циркулирующей и экологической экономики в настоящее время оценить общенациональные расходы Японии, связанные с защитой окружающей среды, не представляется возможным, т. к. расходы и инвестиции разнесены по различным направлениям, программам, часто направленным на решение комплексных задач, и различным субъектам, источникам и формам финансирования4. Поэтому рискнем предположить, что в наши дни само понятие финансирования природоохранной политики в его традиционном понимании уходит в прошлое: сейчас речь идет о системе многоканального финансирования экологически устойчивого развития. Обратимся к основным компонентам этой системы.

Государственные расходы. Бюджет Министерства (ранее Управления) окружающей среды Японии начиная с 1970-х гг. постоянно увеличивался и в абсолютном выражении, и по доле в общих расходах центрального бюджета (см. Рис. 1).

В 2000-2010-е гг. финансирование министерства продолжало постепенно увеличиваться, и в бюджетном запросе на 2021 финансовый год оно составило 320 млрд иен (0,3% общих расходов центрального

4 Обращение к международным статистическим базам также не решает проблемы. Так, статистика ОЭСР предоставляет обобщенные данные лишь по нескольким странам, среди которых Японии нет. Программа ООН по окружающей среде (UNEP) отсылает нас на статистический портал Европейского союза, аккумулирующий данные по членам Союза (OECD Green Growth Indicator. Organization for Economic Co-operation and Development s Japan. https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=GREEN_GROWTH#).

Рис 1. Годовой бюджет Управления окружающей среды (1971-1999 гг.) Источник: Ministry of the Environment. Environment Agency's Policy Focus for FY1999. https://www.env.go.jp/en/policy/plan/focus.html

бюджета)5. Кроме того, в проекте бюджета на 2021 финансовый год предусмотрены расходы на низкопроцентное кредитование (всего 1 трлн иен кредитов в течение следующих трех лет), на разработку инновационных технологий для обеспечения углеродной нейтральности энергетики, НИОКР и внедрение возобновляемых источников энергии, а также мероприятия по энергосбережению для компаний, которые сокращают выбросы СО2 6.

В целом же дополнительные инвестиции для расширения использования возобновляемых источников энергии и проектов повышения энергоэффективности оцениваются экспертами Центрального совета по окружающей среде (Central Environment Council) в огромную сумму — от 135 до 163 трлн иен7. По оценке С. Осида, руководителя

5 Подсчитано по: Ministry of Finance. Highlights of the FY2021 Draft Budget. https:// www.mof.go.jp/english/budget/budget/fy2021/01.pdf; Ministry of Finance. Reiwa 3 nendo ippankaikei gaisanyokyu yobo [Request for a general budget account for 2021]. https://www. mof.go.jp/budget/budger_workflow/budget/fy2021/sy021007.pdf; Ministry of Finance. Reiwa 3 nendo saishutsu gaisanyokyu sho] [Budget offer for 2021]. https://www.env.go.jp/guide/budget/ r03/r03-gaisanyokyu/01.pdf

6 Ministry of Finance. Highlights of the FY2021 Draft Budget. https://www.mof.go.jp/ english/budget/budget/fy2021/01.pdf

7 Оценка сделана в 2012 г. (Ministry of the Environment. Summary of Environmental Finance Programs. http://www.env.go.jp/en/policy/economy/efp/summary_EFRpdf).

отдела кредитных исследований Manulife Investment Management, затраты, связанные с переходом к безуглеродной энергетике, составят около 3,2 трлн долл. [Uranaka, Hagiwara 2021].

Достижение целей построения экологически устойчивого общества в Японии, как и в других странах, планируется осуществлять на основе разработки и использования самых передовых технологий, что требует и соответствующего финансирования НИОКР по экологической тематике, в том числе и в первую очередь по энергетике (см. Таблицу 1). При этом обращает на себя внимание факт относительного отставания в финансировании разработок возобновляемых источников энергии по сравнению с Германией, которая в данном случае может служить типичным примером для оценки ситуации в европейских странах.

Таблица 1. Государственные расходы на исследования по экологической тематике (1990-2019).

Расходы на исследования, связанные с окружающей средой/общие государственные расходы на НИОКР, % Расходы на разработку возобновляемых источников энергии/общие государственные расходы на энергетику, %

Япония

1990 0,47 3,80

2019 4,18 11,18

США

1990 0,62 4,35

2019 0,37 10,56

Германия

1990 3,53 18,53

2019 2,77 19,66

Составлено по: OECD Green Growth Indicator. Organization for Economic Co-operation and Development, Japan. https://stats.oecd.org/Index. aspx?DataSetCode=GREEN_GROWTH#

Весьма заметную роль в финансовом обеспечении природоохранной деятельности в Японии традиционно играют государственные

корпорации и банки — Японский банк развития, Корпорация поддержки малого и среднего бизнеса, Корпорация содействия развитию сельского, лесного и рыбного хозяйства и, конечно, Японская экологическая корпорация. В качестве примера рассмотрим деятельность Японского банка развития (далее DBJ), который еще в 1960-е гг. начал предоставлять кредиты и инвестировать в проекты по борьбе с загрязнением. В 2001 г. банком было подписано соглашение с так называемой Финансовой инициативой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП ФИ), которая представляет собой глобальное партнерство ЮНЕП с финансовым сектором.

Финансирование природоохранной деятельности Банка распространяется на следующие сферы:

1. кредиты и инвестиции в целях реализации природоохранных мер (меры по предотвращению глобального потепления и созданию общества, ориентированного на переработку отходов; поддержка распространения принципов экологически устойчивого корпоративного управления своими клиентами; оценка экологических рисков инвестиционной и кредитной деятельности клиентов);

2. содействие повышению осведомленности общества и бизнеса о проблемах окружающей среды, включая распространение за рубежом информации об экологических инициативах Японии;

3. содействие проведению мероприятий по повышению осведомленности о проблемах окружающей среды в офисах Банка в целях создания экологически чистой офисной среды благодаря энергосбережению и переработке ресурсов, использованию экологически чистых источников поставок и др. мероприятий;

4. содействие мероприятиям по повышению осведомленности об окружающей среде в региональных сообществах (создание экологически чистых региональных обществ);

5. усилия по экономии ресурсов и энергии в офисах (определение количественных показателей экономии, использование плакатов и других средств информирования сотрудников);

6. зеленые закупки (определение ежегодных количественных целей по закупке продуктов и услуг, эффективных с точки зрения снижения воздействия на окружающую среду)8.

8 Development Bank of Japan. Consideration for the Environment. DBJ's Environmental Management. https://www.dbj.jp/en/sustainability/effort/foundation/environment.html

С 2004 г. DBJ реализует специальные кредитные программы для компаний с экологическим рейтингом, который был разработан им самим с учетом Принципов предоставления экологических кредитов и кредитов, связанных с устойчивостью, выпущенных Министерством окружающей среды Японии. В 2011 г. DBJ создал систему сертификации зеленого строительства для финансирования строительных проектов, осуществляющихся с учетом интересов окружающей среды и общества (зеленые здания)9.

Помимо DBJ в финансировании экологической политики участвуют и другие специализированные государственные корпорации и фонды10:

Environmental Restoration and Conservation Agency (ERCA)

Создана в 2004 г. Предшественниками являются 2 специальных государственных института:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Ассоциация Компенсации и предотвращения ущерба здоровью, связанного с загрязнением окружающей среды (PHDCPA, 1974). Деятельность PHDCPA заключалась в сборе налогов с промышленных предприятий и переводе их местным органам власти для компенсации жертвам загрязнения, а также в обеспечении и содействии программам предотвращения загрязнения.

— Японская экологическая Корпорация (ШС, 1965), которая осуществляла перемещение заводов, создание зеленых зон и другие мероприятия по предотвращению промышленного загрязнения.

Фонды в составе ERCA

Japan Fund for Global Environment PCB Treatment Fund

Environmental Research and Technology Development Fund Asbestos-related Health Damage Relief Fund

9 Development Bank of Japan. Environmental Consciousness Through Investments and Financing. DBJ Certification Programs. https://www.dbj.jp/en/sustainability/effort/resolution/ solution.html

10 Подробнее см.: Environmental Restoration and Conservation Agency of Japan. History of ERCA. https://www.erca.go.jp/erca/english/history.html; Japan Environmental Storage & Safety Corporation. https://www.jesconet.co.jp/eg/

Другие корпорации

Japan Environmental Storage & Safety Corporation (JESCO) Специальная компания, полностью принадлежащая правительству. Основана в 2004 г., заменив проект по переработке отходов ПХД бывшей Японской экологической корпорации (ШС). В 2014 г. правительство поручило JESCO осуществлять деятельность, связанную с временным хранением этих отходов.

В 2013 г. после того, как министр окружающей среды объявил о Финансовой инициативе по созданию низкоуглеродного общества, которая предусматривала необходимость использования частного капитала для борьбы с глобальным потеплением, в Японии был создан Японский зеленый фонд (Japanese Green Fund, JGF), который должен был капитализировать часть доходов специального налога на потребление ископаемого топлива (углеродного налога), введенного в 2012 г. в рамках политики по смягчению последствий изменения климата (о нем пойдет речь ниже). Зеленый фонд инвестирует (в том числе в форме мезонинных инвестиций11) в акционерный капитал (до 50% от общей суммы собственного капитала) малых и крупных проектов в области чистой энергетики, которые требуют высоких первоначальных капитальных затрат и отличаются длительным периодом окупаемости, что сопряжено с повышенными проектными рисками для девелоперов. Объектами инвестирования могут быть проекты, благодаря которым не только сокращаются выбросы парниковых газов, но и на основе партнерства с местными компаниями и местными сообществами стимулируется местная экономика.

Зеленый фонд занимается также распространением информации о реализуемых проектах, чтобы продемонстрировать их техническую и финансовую осуществимость и преимущества низкоуглеродной энергетики (ветровых, солнечных, маломасштабных гидроэнергетических, геотермальных станций и др.). С момента своего создания

11 Мезонинное финансирование-это гибрид долгового и долевого финансирования, который дает кредитору право конвертировать долю в акционерном капитале компании в случае дефолта, как правило, после выплаты венчурным компаниям и другим старшим кредиторам (Investopedia. Mezzanine Financing. https://www.investopedia.com/terms/rn/ mezzaninefinancing.asp).

в 2013 г. и до 2017 г. JGF взял на себя обязательства по 24 проектам на общую сумму около 8,8 млрд иен, что позволило мобилизовать более 72 млрд иен частного финансирования12.

Ответственное инвестирование

В последние годы в Японии, как и в других странах, получает все более широкую популярность концепция ответственного инвестирования (ESG-инвестирование, environmental — экология, social — социальное развитие, governance — корпоративное управление). Следование принципам ESG означает, что инвесторы при принятии решений учитывают влияние компании-объекта инвестирования на общество и экологию (климатические риски, уровень выбросов СО2 и др.). По мере распространения этого принципа в стране формируются условия для привлечения капитала в проекты, направленные на решение социальных и экологических проблем, а также в социально и экологически ответственные компании, складывается рынок зеленого финансирования. В настоящее время используется целый набор критериев оценки бизнеса с точки зрения соответствия целям устойчивого развития, в том числе и не в последнюю очередь экологических (изменение климата из-за деятельности компании, выбросы парниковых газов и других отходов, негативное влияние на окружающую природу, леса, водоемы и т.п.)

Хотя переход к принципам ESG-инвестирования считается трендом XXI века и часто рассматривается в контексте развития принципов корпоративной социальной ответственности, справедливости ради следует упомянуть, что практика инвестирования на принципах социальной ответственности зарождалась еще в 1960-х гг., когда инвесторы исключали из своих портфелей акции компаний на основе негативной оценки их деятельности с точки зрения этичности бизнеса. Принципы ESG-инвестирования широко используются и в Японии. В контексте решения экологических проблем ответственное финансирование решает две взаимосвязанные задачи — содействие экологизации бизнеса и мобилизация ресурсов, в том числе негосударственных, для реализации экологически значимых проектов и может рассматриваться в качестве встроенного инструмента зеленого

12 Ministry of the Environment. Summary of Environmental Finance Programs. http://www. env.go.jp/en/policy/economy/efp/summary_EFP.pdf

финансирования. По информации Министерства окружающей среды, в Японии наблюдается быстрое расширение инвестиционного баланса ESG — примерно в 6 раз в 2016-2019 гг. и рост доли страны в глобальном инвестиционном балансе ESG с 2% в 2016 г. до 7% в 2018 г.13.

В 2020 г. продажи бумаг ESG выросли на 68% — до рекордных 21 млрд долл. Инвестирование, основанное на принципах ESG, стало очень популярно даже среди религиозных организаций Японии, что также является отражением бума устойчивых инвестиций в стране14. Развитие системы зеленого финансирования связано в том числе с запуском в 2018 г. Сети зеленых финансов Японии (Green Finance Network Japan GNFJ) — объединения участников финансового рынка с целью развития рынка зеленого финансирования Япо-нии15. В Сеть вошли представители государственных организаций Японии — Агентства международного сотрудничества Японии (Japan International Cooperation Agency), Банка международного сотрудничества Японии (Japan Bank for International Cooperation), Банка развития Японии (Development Bank of Japan), а также ведущие институциональные инвесторы и страховые компании (Axa Life Insurance, Nippon Life Insurance, Amundi Japan и др.), представители ведущих научных учреждений и аналитических центров Японии16.

Зеленое финансирование в Японии, как и в других странах, осуществляется с помощью различных финансовых инструментов, среди которых особенно высоким динамизмом отличается выпуск так называемых зеленых облигаций (green bonds/7. Они появились на рынке

13 Ministry of the Environment, Government of Japan. Annual Report on the Environment, the Sound Material-Cycle Society and Biodiversity in Japan 2020. https://www.env.go.jp/en/ wpaper/2020/index.html

14 У буддийских монахов Японии стали популярны «зеленые» инвестиции. РБК, 14.01.2021. https://quote.rbc.ru/news/article/60001d729a79473ccce687ba

15 Инициаторами создания Сети выступили Х. Такада, бывший старший аналитик по вопросам политики, зеленых финансов и инвестиций ОЭСР, ставший Генеральным секретарем GFNJ, Т. Суэёси, генеральный директор Организации зеленых финансов (управляющей организации Зеленого фонда Японии, о котором мы упоминали выше), Р. Тамаки, Президент Японского центра международных финансов, бывший заместитель Генерального секретаря ОЭСР (Climate Bonds Initiative. Tokyo: Launch of Green Finance Network Japan: A new high-level green initiative. Climate Bond Initiative. https://www.climatebonds. net/2018/11/tokyo-launch-green-finance-network-japan-new-high-level-green-initiative).

16 https://investinfra.ru/mezhdunarodnaya-praktika/v-yaponii-sozdano-nacionalnoe-obed-inenie-v-oblasti-zelenyh-finansov-green-finance-network-japan.html

17 Зеленая облигация — это вид долгового инструмента с фиксированным доходом, который специально предназначен для сбора средств на климатические и экологические

Японии в 2014 г. (это были облигации уридаси, ставшие очень популярными среди инвесторов вторичного рынка и розничных инвесторов). Пионером выпуска таких облигаций стал Японский банк развития (эмиссия под государственные гарантии и страхование за счет таких кредитных организаций, как Bank Of America, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Citi Bank и Daiwa)18. В 2015-2016 гг. к нему присоединились банковская корпорация Сумитомо Мицуи (эмиссия под строительство в соответствии с зеленым сертификатом Банка, о котором мы упоминали выше), финансовая группа Мицубиси UFJ (под проекты возобновляемой энергетики), правительство Токио (под проекты энергосбережения на объектах, принадлежащих городским властям). С тех пор масштабы их эмиссии показывают ежегодный уверенный рост. Так, в 2020 г. рынок зеленых облигаций в Японии вырос на треть по сравнению с предыдущим годом19.

По данным за 2019-2020 гг. выпуск зеленых облигаций в Японии возглавили финансовые корпорации (доля на рынке 32%, 3,4 млрд долл.) и аффилированные с правительством организации (доля рынка 29%, 3 млрд долл.), которые проявляют все большую активность. Японское агентство финансирования жилищного строительства (Japan Housing Finance Agency) и Японское агентство по железнодорожному строительству, транспорту и технологиям (Japan Railway Construction, Transport and Technology Agency JRTT), бывшие крупнейшими эмитентами и в предыдущие годы20, сохранили лидирующие позиции и в 2020 г., выпустив зеленых облигаций на сумму 1,8 млрд долл. и 680 млн долл. соответственно. Новым эмитентом

проекты. Зеленые облигации обычно сопровождаются налоговыми льготами для повышения их привлекательности для инвесторов. Всемирный банк выпустил первую официальную зеленую облигацию в 2009 г. В 2019 г. было выпущено зеленых облигаций на сумму около 157 млрд долл. (Investopedia. Green Bond. https://www.investopedia.com/terms/g/ green-bond.asp#:~:text=A%20green%20bond%20is%20a%20bond%20specifically%20 earmarked,and%20are%20also%20referred%20to%20as%20climate%20bonds).

18 Подробнее о становлении рынка зеленых облигаций, а также других инструментах финансирования устойчивого развития см. подробнее: [Ноздрева Р. Б. 2018]

19 Climate Bonds Initiative. Japan. Green Finance State of the Market - 2020. https://www. climatebonds.net/files/reports/cbi_jpn_sotm_20_02d.pdf

20 Climate Bonds Initiative. Tokyo: Launch of Green Finance Network Japan: A new highlevel green initiative. Climate Bond Initiative. https://www.climatebonds.net/2018/11/tokyo-launch-green-finance-network-japan-new-high-level-green-initiative; Climate Bonds Initiative. Japan. Green finance state of the market - 2019. https://www.climatebonds.net/files/reports/ cbi_japan_gfsotm2019.pdf

в этой группе в 2020 г. стала Японская финансовая организация для муниципалитетов (Japan Finance Organization for Municipalities), которая вышла на рынок со сделкой, деноминированной в евро (500 млн евро или 546 млн долл.) с целью финансирования проектов водоснабжения на местах.

На долю нефинансовых корпораций в 2020 г. пришлось 26% (2,8 млрд долл.) общего объема эмиссии зеленых облигаций, и крупнейшая сделка была заключена корпорацией Toyota Motor Credit Corporation (750 млн долл.). Большая часть поступлений от зеленых облигаций в 2020 г., как и в предыдущие годы, была направлена в строительство (36%), транспорт (32%) и энергетику (23%)21. Выпуск зеленых облигаций также имеет целью и финансирование зарубежных проектов, направленных на содействие социально-экономическому развитию в развивающихся странах в рамках ЦУР ООН. Примером может служить размещение облигаций Японского агентства инвестиционного сотрудничества (JICA) Группой Японского фондового рынка (JPX) в 2018 г.

Рост рынка зеленых облигаций стимулируется, по крайней мере отчасти, и государственной политикой. С 2018 г. в Японии действует Программа финансовой поддержки их выпуска, которая предусматривает предоставление субсидий для покрытия расходов на консультационные услуги в размере до 50 млн иен на выпуск.

Зеленые налоги

Одним из действенных инструментов экологического регулирования и мобилизации финансовых ресурсов на природоохранные цели в Японии, как и других странах, выступают налоги. Налоговое регулирование использовалось в Японии уже в период становления экологической политики, причем его стимулирующая функция, как правило, преобладала над рестриктивной. Широко применялась система ускоренной амортизации для оборудования и сооружений, связанных с защитой среды и обезвреживанием отходов. Предприятиям, устанавливающим такое оборудование, предоставлялись скидки по некоторым видам государственных и местных налогов. В разное время для отдельных районов Японии вводились дифференцированные налоги

21 Climate Bonds Initiative. Japan. Green finance state of the market - 2019. https://www. climatebonds.net/files/reports/cbi_japan_gfsotm2019.pdf

на автотранспорт для контроля за выхлопными газами, специальные (льготные) налоги для электромобилей, надбавки к налогам за опасные производства и товары, платежи за выбросы двуокиси серы сверх установленных норм.

В настоящее время в Японии, как и во многих странах, происходит так называемое «позеленение» (greening) налоговых систем, под которым подразумевается переориентация налоговой системы на охрану среды и более эффективное использование ресурсов. Министерство окружающей среды Японии определяет этот процесс следующим образом: «налоги должны быть разработаны в соответствии с воздействием на окружающую среду, чтобы заставить экономические стимулы работать на подавление экологической нагрузки с точки зрения построения устойчивого общества»22. К экологическим (Environment-related Taxes) в Японии относят налоги на углеводородное топливо, и условно делят их на 2 группы — энергетические и транспортные (см. Таблицу 2)

Таблица 2. Группы и виды экологических налогов в Японии

Вид налога (суверенный налоговый орган) Объект налогообложения Субъект/направление распределения налоговых поступлений

1 2 3

Энергетические налоги

Налог на бензин (государство) Бензин Центральный бюджет

Местный налог на бензин (государство) Бензин Центральный бюджет (100% переводится префектурам)

Налог на нефть и газ (государство) Нефть и газ для транспортных средств Центральный бюджет (50% переводится префектурам)

Налог на поставку дизельного топлива (префектуры) Дизельное топливо Центральный бюджет

22 Ministry of the Environment. Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan. https://www.env.go.jp/en/policy/tax/20170130_greening.pdf

Продолжение табл. 2

1 2 3

Налог на авиационное топливо (государство) Авиационное топливо Общественные работы в аэропортах (2/9 распределяется между префектурами и муниципалитетами, имеющими отношение к аэропортам)

Налог на нефть и уголь (государство) Нефть, нефтепродукты, газообразные углеводороды и уголь Политика обеспечения стабильного снабжения топливом • Разработка месторождений нефти и природного газа и создание запасов для обеспечения стабильных и недорогих поставок ископаемого топлива

Налог для смягчения последствий изменения климата Дополнительная ставка, в зависимости от налога на углеводороды в соответствии с выбросами С02 каждого вида ископаемого топлива (нефти и угля). ^Вступил в силу с октября 2012 г. Политика модернизации структуры спроса/предложения на энергию • Меры по повышению энергоэффективности и использованию новых источников энергии, а также меры по контролю за выбросами С02, производимыми энергокомплексами, для создания стабильной энергетической структуры, адаптированной к состоянию экономики и окружающей среды.

Налог на увеличение электрогенерации (государство) Продаваемая электроэнергия Меры политики в отношении регионов расположения электростанций • Предоставление гранта в соответствии с Законом о развитии региона • Финансовая поддержка мер безопасности в регионе и другая финансовая поддержка для создания и бесперебойной работы объектов по производству электроэнергии и поддерживающих объектов

Окончание табл. 2

1 2 3

Налог на увеличение электрогенерации (государство) Продаваемая электроэнергия Меры по использованию источников энергии • Финансовая поддержка использования и безопасности объектов электроэнергетики, а также бесперебойной поставки электроэнергии с электростанций Меры по регулированию ядерной безопасности • Меры по обеспечению безопасности атомной электростанции (включают предоставление гранта

Транспортные налоги

Налог на массу автомобиля (государство) Автомобиль: при выдаче свидетельства о прохождении техосмотра автомобиля и указанного номера автомобиля (легкового транспортного средства) Центральный бюджет (407/1000 распределено между муниципалитетами) Часть доходов направляется на выплату компенсаций жертвам загрязнения окружающей среды.

Автомобильный налог (префектуры) Автомобиль: в собственности на 1 апреля Центральный бюджет

Налог на Легкие транспортные средства (муниципалитеты) Легкое транспортное средство или мотоцикл: в собственности на 1 апреля Центральный бюджет

Налог на приобретение автомобиля (префектуры) Автомобиль: при приобретении Общий бюджет (95/100x7/10 распределено между муниципалитетами)

Составлено по: Ministry of the Environment. Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan. https://www.env.go.jp/en/policy/tax/20170130_ greening.pdf

В 2015-2019 гг. экологические налоги составляли от 6,8% до 7,5% всех налоговых поступлений в стране, что превышает средний показатель по странам ОЭСР. Из них 65% приходилось на энергетические налоги и 35% — на транспортные23.

Представление о специальных налоговых режимах, введение которых направлено на достижение целей устойчивого развития и решение экологических проблем, дает Таблица 3.

Таблица 3. Специальные налоговые режимы, связанные с целями устойчивого развития и решением экологических проблем

Стратегическая цель Сфера действия специальных налоговых режимов Специальные налоговые режимы

1 2 3

Создание общества без отходов Бизнес, связанный с обращением отходов Освобождение от налога на имущество объектов, связанных с обращением отходов Освобождение от налога на поставку дизельного топлива для бизнеса по утилизации отходов

Достижение гармонии с природой Сохранение биоразнообразия Освобождение от налога на имущество национальных парков Специальный налоговый режим при передаче земель в национальных парках Особый режим налога на наследство в случае наследования земель в особых охраняемых зонах национальных парков

Создание низкоуглеродного общества Предотвращение климатических изменений Специальный дополнительный налог на нефть и уголь в соответствии с выбросами СО2

23 Ministry of the Environment. Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan. https://www.env.go.jp/en/policy/tax/20170130_greening.pdf; OECD Green Growth Indicator. Organization for Economic Co-operation and Development, Japan. https://stats.oecd.org/Index. aspx?DataSetCode=GREEN_GROWTH#

Продолжение табл. 3

1 2 3

Создание низко- Продвижение возобновляемых ис- Освобождение от налога на имущество объектов возобновляемой энер-

углеродного точников энергии гетики

общества Транспортные Для экологически чистых транспорт-

средства ных средств: пересмотр налога на массу транспортного средства (снижение налога для экологически чистых автомобилей) Сокращение автомобильного налога на приобретение эко-автомобилей

Энергосберегающие дома Льгота по налогу на инвестиции для вновь построенных энергосберегающих домов (Специальный вычет из налога на прибыль) Льготы по налогу на приобретение недвижимости и налогу на имущество для специально сертифицированных высококачественных домов Освобождение от налога на имущество домов, отремонтированных в целях энергосбережения

Инвестиции, свя- Налоговые льготы по инвестициям,

занные с окружаю- связанным с окружающей средой

щей средой

Биотопливо Особый режим налога на бензин для бензина, смешанного с биоэтанолом

Создание безопасного общества Реализация концепции общества с низким уровнем Освобождение от налога на бизнес-офисы и на имущество общественных объектов, обеспечивающих пре-

загрязнения окру- дотвращение загрязнения

жающей среды

Восстановление и Особый режим подоходного налога

реконструкция после Великого земле- для объектов по удалению отходов

трясения в Восточной Японии (2011)

Составлено по: Ministry of the Environment. Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan. https://www.envgo.jp/en/policy/tax/20170130_greening.pdf

Как мы можем убедиться, в общем перечне налоговых инструментов, применяемых в рассматриваемой нами области, по-прежнему преобладают поощрительные, что весьма характерно для Японии, где такие меры относятся к разряду активных, в то время как ограничительные инструменты считаются пассивными.

Заключение Проблемы зеленого финансирования

Несмотря на рост популярности и количественное расширение зеленого финансирования, переход всей экономики на экологически устойчивую модель развития и трансформация бизнес-моделей не происходит абсолютно гладко и бесконфликтно. Многие так называемые «коричневые» (т.е. потенциально и реально экологически опасные предприятия и компании) сталкиваются или могут столкнуться в ближайшем будущем с серьезными финансовыми трудностями. И в первую очередь это относится к компаниям энергетического сектора.

Такасима Макото, председатель Ассоциации японских банкиров (Japanese Bankers Association), президент и исполнительный директор финансовой корпорации Sumitomo Mitsui Banking Corp. полагает, что помощь крупным загрязнителям в преобразовании в более экологичные предприятия является одной из самых больших проблем, стоящих перед японскими банками, и простое прекращение финансирования «коричневых» компаний может поставить под угрозу их усилия по переходу. Отметив то обстоятельство, что некоторые банки в Европе и других странах прекратили финансирование компаний, которые считаются крупными эмитентами CO2, Такасима подчеркнул, что, по его мнению, эти шаги могут перекрыть инвестиции, необходимые для достижения углеродной нейтральности и банки должны оказать финансовую поддержку переходному процессу [Uranaka, Hagiwara 2021].

По мнению экспертов Bloomberg, цитирующих японского банкира, стремление Такасима поддержать фирмы, совершающие поворот к низкоуглеродному производству, свидетельствует о том хрупком равновесии, с которым сталкиваются глобальные кредиторы, когда они переходят от финансирования отраслей, работающих на ископаемом топливе, к более экологичным компаниям и проектам. Зеленые облигации и кредиты мирового банковского сектора впервые

в 2020 г. превысили объемы финансирования компаний, работающих на ископаемом топливе, что является беспрецедентным изменением с момента заключения Парижского соглашения в 2015 г. Этот сдвиг происходит медленнее в некоторых азиатских странах, в том числе и в Японии, где 70% электроэнергии вырабатывается за счет ископаемого топлива. При этом Банк Японии также демонстрирует осторожность в отношении политики ESG, полагая, что его новая программа по финансированию противодействия климатическим изменениям должна быть гибкой, поскольку до сих пор нет общего соглашения о том, какие проекты будут считаться экологически чистыми [Uranaka, Hagiwara 2021].

От себя подчеркнем, что правительство Японии в данном случае не отступает от своего принципа экономического регулирования — действовать постепенно и поэтапно, не допускать опрометчивых решений и использовать преимущественно стимулирующие, а не ограничительные меры. В 2021 г. правительство Японии опубликовало руководящие принципы финансирования переходного периода, в которых подчеркивается необходимость поддержки усилий по обезуглероживанию в труднодоступных секторах, таких как энергетика. Тем не менее, динамика рынка зеленого финансирования свидетельствует о растущем спросе инвесторов на устойчивое кредитование. И то, что японские банки в настоящее время проводят более строгую экологическую политику и повышают целевые показатели в области зеленого финансирования — это тоже реальный факт. В мае 2021 г. руководство финансовой корпорации Sumitomo Mitsui заявило, что не будет финансировать новые энергетические проекты, работающие на угле, и пообещало выделить около 180 млрд долл. зеленого финансирования в течение 10 лет. В то же время три крупнейших банка Японии, включая Sumitomo Mitsui, подвергаются критике со стороны экологических групп и других организаций за финансирование проектов по производству электроэнергии на угле на развивающихся рынках Азии [Uranaka, Hagiwara 2021].

Таким образом, целый ряд фактов свидетельствует о том, что в правительственных, финансовых и промышленных кругах Японии проблема зеленого финансирования и конкретных путей и сроков перехода к низко- и безуглеродному обществу продолжает оставаться дискуссионной при наличии консенсуса по поводу необходимости такого перехода.

Библиографический список

Ноздрева Р. Б. (2018) «Зеленые бонды» как современный инструмент экологического финансирования в бизнесе Японии. Финансовый бизнес. № 3 (194). С. 45-49 https://mgimo.ru/upload/iblock/b50/zelenye-bondy-kak-sovremennyj-instrument-ehkologicheskogo-finansirovaniya-v-biznese-yaponii.pdf (дата обращения: 10.07.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rеferences

Nozdreva, R. B. (2018). «Zelenye bondy» kak sovremenniy instrument ekologicheskogo finansirovaniya v biznese Yaponii ["Green bonds" as a modern tool of environmental financing in Japan's business]. Finansovyi biznes, 3 (194), 45-49. Retrieved July 10, 2021, from https://mgimo.ru/upload/ iblock/b50/zelenye-bondy-kak-sovremennyj-instrument-ehkologicheskogo-finansirovaniya-v-biznese-yaponii.pdf (In Russian).

Schwab, K., Vanham, P. (2021). What is stakeholder capitalism? World Economic Forum. Retrieved July 10, 2021, from https://www.weforum.org/ agenda/2021/01/klaus-schwab-on-what-is-stakeholder-capitalism-history-rel-evance/

SDGs and a Circulating and Ecological Economy. (2019). Japan Environment Quarterly, 21, 2-4. Retrieved July 10, 2021, from http://www.env.go.jp/ en/focus/jeq/issue/pdf/Volume21March2019.pdf

Takeuchi, K., Fujino, J. (2019). Circulating and Ecological Economy — Regional and Local CES: An IGES Proposal. Institute for Global Environmental Strategies. Retrieved July 10, 2021 from https://www.iges. or.jp/en/publication_documents/pub/discussionpaper/en/6744/Circulating +and+Ecological+Economy+-+Regional+and+Local+CES%2C+An+IGES+ Proposal.pdf

Uranaka, T., Hagiwara, Y. (2021). Japan Bank Head Says Transition Funds Are Critical for Climate. Bloomberg, June 30. Retrieved July 10, 2021, from https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-06-30/japan-bank-head-says-transition-funds-are-critical-for-climate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.