Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / «ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ / «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА / «ЗЕЛЕНЫЕ» ИНСТРУМЕНТЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / «ЗЕЛЕНЫЕ» ИНИЦИАТИВЫ / «ЗЕЛЕНЫЕ» ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Надежда Николаевна, Еремина Ольга Ивановна, Морозова Галина Владимировна, Филичкина Юлия Юрьевна

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях глобальной конкурентоспособности экономический рост способствовал возникновению экологических рисков, ухудшению состояния окружающей среды на фоне растущего потребления природных ресурсов. В современном мире объем потребляемых ресурсов существенно превосходит регенеративную способность биосферы. В этой связи в последние годы одной из обсуждаемых мировым сообществом проблем является формирование «зеленой» экономики и соответствующих финансовых институтов. Предмет исследования - регулирование «зеленого» финансирования в условиях глобализации мировой экономики. Цель работы - исследование инициатив регулирования «зеленого» финансирования в зарубежных странах и отечественной практике. В рамках статьи рассмотрены основные финансовые институты, инвестирующие в проекты «зеленой» экономики, и финансовые методы регулирования «зеленых» инициатив в зарубежных странах; развитие институтов «зеленого» финансирования в России; эмиссионная политика российских компаний в условиях реализации концепции устойчивого развития; ценные бумаги, включенные в «зеленый» сегмент сектора устойчивого развития Московской биржи. В работе проведен анализ эволюции «зеленых» экономических инициатив в мировой практике. Сделан вывод о том, в Российской Федерации развитие институтов «зеленого» финансирования находится на начальной стадии, существенно уступая зарубежным странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Надежда Николаевна, Еремина Ольга Ивановна, Морозова Галина Владимировна, Филичкина Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INSTITUTIONS AND REGULATION OF GREEN FINANCE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The relevance of the study is determined by the fact that in the conditions of global competitiveness, economic growth has contributed to the emergence of environmental risks, environmental degradation against the background of growing consumption of natural resources. In the modern world, the volume of resources consumed significantly exceeds the regenerative capacity of the biosphere. In this regard, in recent years, one of the problems discussed by the world community is the formation of a green economy and relevant financial institutions, as well as the development of green financing tools. The subject of the study is the regulation of green financing in the context of the globalization of the world economy. The purpose of the work is to study the initiatives of regulating green financing in foreign countries and domestic practice. The article considers the main financial institutions investing in green economy projects and financial methods of regulating green initiatives in foreign countries; the development of green financing institutions in Russia; the issue policy of Russian companies in the context of the implementation of the concept of sustainable development; securities included in the green segment of the sustainable development sector of the Moscow Exchange. The paper analyzes the evolution of green economic initiatives in the world practice. It is concluded that the development of green financing institutions in the Russian Federation is at an initial stage, significantly inferior to foreign countries.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-4-74-84 УДК 336.1:338.24(045) JEL F64, O44

(CC) (

Финансовые институты и регулирование «зеленого» финансирования в условиях глобализации

Н. Н. Семенова3, О. И. Еремина", Г. В. Морозова0, Ю. Ю. Филичкина"

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия

https://orcid.org/0000-0002-2270-256X; ь https://orcid.org/0000-0002-7712-519X; c https://orcid.org/0000-0001-9871-0390; 11 https://orcid.org/0000-0001-6872-1515

BY 4.0

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях глобальной конкурентоспособности экономический рост способствовал возникновению экологических рисков, ухудшению состояния окружающей среды на фоне растущего потребления природных ресурсов. В современном мире объем потребляемых ресурсов существенно превосходит регенеративную способность биосферы. В этой связи в последние годы одной из обсуждаемых мировым сообществом проблем является формирование «зеленой» экономики и соответствующих финансовых институтов. Предмет исследования — регулирование «зеленого» финансирования в условиях глобализации мировой экономики. Цель работы - исследование инициатив регулирования «зеленого» финансирования в зарубежных странах и отечественной практике. В рамках статьи рассмотрены основные финансовые институты, инвестирующие в проекты «зеленой» экономики, и финансовые методы регулирования «зеленых» инициатив в зарубежных странах; развитие институтов «зеленого» финансирования в России; эмиссионная политика российских компаний в условиях реализации концепции устойчивого развития; ценные бумаги, включенные в «зеленый» сегмент сектора устойчивого развития Московской биржи. В работе проведен анализ эволюции «зеленых» экономических инициатив в мировой практике. Сделан вывод о том, в Российской Федерации развитие институтов «зеленого» финансирования находится на начальной стадии, существенно уступая зарубежным странам.

Ключевые слова: финансовые институты; финансовое регулирование; «зеленое» финансирование; «зеленая» экономика; «зеленые» инструменты; глобализация; «зеленые» инициативы; «зеленые» проекты

Для цитирования: Семенова Н. Н., Еремина О. И., Морозова Г. В., Филичкина Ю. Ю. Финансовые институты и регулирование «зеленого» финансирования в условиях глобализации. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(4):74-84. DOi: 10.26794/1999-849Х-2021-14-4-74-84

ORiGiNAL PAPER

Financial institutions and Regulation of Green Finance in the Context of Globalization

N. N. Semenovaa, O. i. Ereminab, G. V. Morozovac, Yu. Yu. Filichkinad

National Research Institute N. P. Ogarev Mordovian State University», Saransk, Russia a https://orcid.org/0000-0002-2270-256X; b https://orcid.org/0000-0002-7712-519X; c https://orcid.org/0000-0001-9871-0390; d https://orcid.org/0000-0001-6872-1515

ABSTRACT

The relevance of the study is determined by the fact that in the conditions of global competitiveness, economic growth has contributed to the emergence of environmental risks, environmental degradation against the background of growing consumption of natural resources. In the modern world, the volume of resources consumed significantly exceeds the regenerative capacity of the biosphere. In this regard, in recent years, one of the problems discussed by the world community is the formation of a green economy and relevant financial institutions, as well as the development of green financing tools. The subject of the study is the regulation of green financing in the context of the globalization of the world economy. The purpose of the work is to study the initiatives of regulating green financing in foreign countries and

© Семенова Н. Н., Еремина О. И., Морозова Г В., Филичкина Ю. Ю., 2021

domestic practice. The article considers the main financial institutions investing in green economy projects and financial methods of regulating green initiatives in foreign countries; the development of green financing institutions in Russia; the issue policy of Russian companies in the context of the implementation of the concept of sustainable development; securities included in the green segment of the sustainable development sector of the Moscow Exchange. The paper analyzes the evolution of green economic initiatives in the world practice. It is concluded that the development of green financing institutions in the Russian Federation is at an initial stage, significantly inferior to foreign countries. Keywords: financial institutions; financial regulation; green financing; green economy; green instruments; globalization; green initiatives; green projects

For citation: semenova N. N., Eremina o. i., Morozova G. V., Filichkina Yu. Yu. Financial institutions and regulation of green finance in the context of globalization. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(4):74-84. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-4-74-84

ВВЕДЕНИЕ

Для современного этапа социально-экономического развития общества доминантным трендом является глобализация, предусматривающая всемирную интеграцию и унификацию в социальной, экономической, финансовой, политической и технологической сферах. Важным направлением совместной деятельности государств в условиях глобализации является развитие институтов «зеленого» финансирования в рамках реализации концепции устойчивого развития.

Как известно, отправной точкой построения концепции устойчивого развития стала программа «Повестка дня на XXI век», принятая ООН в 1992 г. На Саммите ООН по устойчивому развитию («РИО+20»), состоявшемся в 2012 г., обращено внимание руководства государств на переход к модели устойчивого развития, базисом которой выступает «зеленая» экономика, и были установлены векторы «зеленой» экономики, включающие:

а) декарбонизацию, ограничение выбросов углеводородов;

б) сокращение деградации популяций растений и животных;

в) сохранение биосферы и приумножение природных ресурсов;

г) использование низкоуглеродистых источников энергии и ресурсосбережение;

д) повышение уровня жизни и доходов населения [1, 2].

В документе ООН «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятом в 2015 г., декларированы цели в области устойчивого развития и приведены основные показатели, при

достижении которых будут сохраняться ресурсы планеты для обеспечения достойных условий жизни для всех землян. В указанном документе приводятся три аспекта устойчивого развития:

• социальная интеграция;

• экономический рост;

• защита окружающей среды.

В то же время решение проблемы сокращения антропогенной нагрузки на окружающую среду требует значительных инвестиций и создания соответствующей финансовой инфраструктуры. Сегодня имеет место огромный разрыв между размером фактических вложений и существующей потребностью в «зеленых» инвестициях. В частности, для стран ЕС в 2020 г. инвестиционный дисбаланс только в энергетической отрасли оценивался в 500 млн евро [3]. Многочисленные исследования экспертов международных финансовых институтов показывают, что в течение ближайшего десятилетия необходимо инвестировать десятки триллионов долларов в развитие «зеленой» сферы деятельности и соответственно для удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах следует активно использовать «зеленые» инструменты. В настоящее время заметна динамика роста объемов «зеленого» финансирования. Так, согласно данным зарубежной некоммерческой организации «Инициатива климатических облигаций» (Climate Bonds Initiative, CBI) в 2019 г. в мире было выпущено «зеленых» облигаций и выдано «зеленых» кредитов на общую сумму 254,9 млрд долл. США, что на 49% превышает значение 2018 г.1 Следует отметить, что объем «зеленых» кредитов, выдан-

1 Green Bond Impact Report Financial Year 2020 / International Finance Corporation. URL: https://www.ifc.org/wps/wcm/

connect/corp_ext_content/ifc_external_corporate_site/home.

ных в 2019 г. на сумму 6,8 млрд долл. США (2,6%), существенно уступает количеству выпущенных «зеленых» облигаций, что усугубляет проблему недостатка источников «зеленого» финансирования. В то же время рынок «зеленых» облигаций характеризуется высоким потенциалом роста. Согласно прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) его объем может увеличиться к 2035 г. до 4,7-5,6 трлн долл. США2.

Таким образом, результатом процесса глобализации за последние два десятилетия стала трансформация традиционного общества в общество, формируемое на принципах устойчивого развития. Глобализация определила траекторию формирования следующего мирового уклада, обеспечивающего интенсивный научно-технологический прогресс на основе «зеленой» составляющей экономики и послужила одной из причин построения модели ее финансового регулирования с определенными центрами финансовой инициативы.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Важной составляющей формирующегося планетарного «зеленого» рынка является многоуровневая сеть финансовых посредников, включающая национальные «зеленые» банки, банки развития, инвестиционные фонды и финансовые корпорации (табл. 1).

Глобальные финансовые институты играют доминирующую роль в финансировании и оказании помощи в реализации «зеленых» проектов и программ в сфере строительства, инфраструктуры, очищения воды, утилизации отходов. Именно они транслируют другим участникам мирового финансового рынка лучшие практики финансирования подобных проектов. Среди таких учреждений, инвестирующих в проекты «зеленой» экономики, определяющее значение принадлежит Европейскому инвестиционному банку, Всемирному банку, Международной финансовой корпорации и др. Так, Международная финансовая корпорация предоставила «зеленые» кредиты на сумму

2 Сайт «Банки». Бонд. «Зеленый» бонд. Кому и зачем нужны «зеленые» облигации? URL: https://www.banki.ru/news/ daytheme/?id=10928450.

8,4 млрд долл. США на реализацию 221 проекта экологической направленности преимущественно в сфере энергетики, строительства и транспорта3.

Деятельность различных национальных и международных организаций определяет основные направления политики экологизации мировой экономики, которые находят отражение в соответствующих нормативных документах. «Зеленые» экономические инициативы различных организаций представлены в табл. 2.

Следует подчеркнуть, что даже в условиях пандемии коронавируса вопросы международного сотрудничества в области декарбонизации мировой экономики находятся под пристальным вниманием правительств различных стран. В частности, в апреле 2021 г. прошел Климатический саммит, в работе которого приняли участие лидеры 40 стран мира. В рамках саммита США, Япония, Канада и Великобритания продекларировали новые цели по снижению выбросов в ближайшие 10-15 лет. О намерении достичь углеродной нейтральности к 2050 г. заявила Бразилия. Китай же намерен до 2030 г. не сокращать выбросы парниковых газов, а обеспечить достижение углеродной нейтральности к 2060 г.

Глобальное сотрудничество международных организаций позволило сформировать мировые стандарты регулирования, систему обмена данными и опытом, современные инструменты финансирования процесса «озеленения» экономики.

К наиболее существенным финансовым методам регулирования «зеленых» инициатив в зарубежных странах относятся льготное кредитование «зеленых» проектов (Франция, США, Германия); предоставление кредитных гарантий при финансировании экологически чистых технологий (США, Германия); развитие и поддержка специализированных институциональных инвесторов (США, Великобритания); развитие и укрепление «зеленой» финансовой инфраструктуры (ЕС); информационная и методическая помощь в развитии «зеленых» инструментов (Швеция); создание специализированных национальных органов финансового контроля (Китай, Бразилия, Франция); цифровизация (ЕС). В последние годы «зеленая» трансформация, основанная на цифровых техно-

3 Green Bond Impact Report Financial Year 2020 / International Finance Corporation URL: https://www.ifc.org/wps/wcm/ connect/corp_ext_content/ifc_external_corporate_site/home (дата обращения: 04.03.2021).

Таблица 1 / Table 1

Финансовые институты стран G20 / G20 financial institutions

Страна / Country Финансовые институты / Financial institutions

Великобритания / Great Britain Green Investment Bank GIB / Банк «зеленых» инвестиций; British Business Banк / Британский бизнес-банк; Charity Bank / Благотворительный банк; Tridos Bank - Триодос Банк

Корея / Korea Korea Finance Corporation KoFC / Корейская финансовая корпорация KoFC; KoreaCredit Cuarantee Fud KODIT / Корейский кредитно-гарантийный фонд KODIT; Korea Technology Finance Corp KIBO / Корейская финансовая корпорация технологий KIBO; Export-Import Bank of Korea KEXIM / Корейский экспортно-импортный банк KEXIM

Канада / Canada Green Investment Fund / «Зеленый» инвестиционный фонд

Германия / Germany National Investment Bank Kredittanstaltfur Wiederaufbau / Национальный инвестиционный банк Kredittanstaltfur Wiederaufbau; Federal Ministry for the Environment BMUB / Федеральное министерство окружающей среды

Франция / France French Global Environment Facility FFEM / Французский глобальный фонд окружающей среды FFEM

США / USA First Green Bank / Первый «зеленый» банк; Huntington National Bank / Хантинтонг Национальный банк Хантинтонг; U. S. Bank - Банк США

ЕС / EU European Fund for Strategic Investments EFSI - Европейский фонд стратегических инвестиций EFSI

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the author.

логиях, стала важной частью многих национальных стратегий, а также предметом глобальной конкурентной борьбы за новые рынки [9].

В настоящее время в ЕС большое внимание уделяется программе «Зеленый курс», предусматривающей экологизацию и декарбонизацию экономики, в том числе трансграничное углеводородное регулирование посредством установления пошлин на товары, при производстве которых превышаются нормы выбросов С024. Причем крупнейшими эмитентами выбросов С02 являются на настоящий момент Китай (24,5%), США (13,9%), ЕС (9,8%), Индия (6,7%), Россия (5%).

О намерении достичь к 2050 г. нулевых выбросов объявили 120 стран — подписантов Рамочной конвенции ООН об изменении климата [10]. Дания, Франция, Новая Зеландия, Швеция, ЕС

4 Зеленый курс URL: https://greenpeace.ru/wp-content/ uploads/2020/09/GC_A4_006.pdf (дата обращения: 06.03.2021).

и Великобритания закрепили это обязательство в законодательстве.

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ

В Российской Федерации развитие институтов «зеленого» финансирования находится на начальной стадии, существенно уступая зарубежным странам. Тем не менее на российский рынок вышли не только эмитенты «зеленых» облигаций, но и коммерческие банки, которые стали выдавать кредиты с учетом факторов ответственного инвестирования (£5С-факторов), а управляющие компании запустили несколько инвестиционных фондов и индивидуальных стратегий ответственного инвестирования. Активизация деятельности финансовых институтов приводит к трансформации «зеленой» финансовой инфраструктуры, функциональность которой основана на объединении функций ин-

Таблица 2 / Table 2

«Зеленые» экономические инициативы / Green economic initiatives

Инстанция, выдвинувшая «зеленую» инициативу / The instance that put forward the green initiative Год I year Содержание / Content

Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED) / World Commission on Environment and Development (WCED) 1983 Принятие мер по предотвращению загрязнения окружающей среды

Международная коалиция за экологически ответственную экономику (CERES) / International Coalition for an Environmentally Responsible Economy [4] 1989 Развитие экологической экономики

Конференция ООН по окружающей среде и развитию / UN Conference on Environment and Development 1992 Разработка путей решения проблем повышения эффективности в распределении ресурсов окружающей среды

Глобальный договор ООН / UN Global Compact [4] 1999 Повышение уровня экологической ответственности бизнеса и поддержка постоянного экономического роста

Международная конференция по деятельности в области финансирования развития / Follow-up International Conference on Financing for Development to Review the Implementation of the Monterrey Consensus 2008 Привлечение инвестиций для развития экологической, институциональной, социальной инфраструктуры

Инициатива по «зеленой» экономике ЮНЕП / UNEP Green Economy Initiative 2008 Формирование политики в области обеспечения занятости населения посредством создания новых «зеленых» рабочих мест

ЮНИДО - Инициатива «зеленой» промышленности ООН по промышленному развитию / UNIDO-UN Green Industry Initiative for Industrial Development 2009 Стимулирование перехода к «зеленой» промышленности

«Зеленый» рост / Green growth 2009 Установление основных направлений «озеленения» экономики

«Зеленый» климатический фонд / Green Climate Fund [5] 2010 Финансирование мер по уменьшению экологических рисков в развивающихся странах

Саммит (конференция) ООН по устойчивому развитию / UN Sustainable Development Summit 2015 Принятие плана действий государств в области устойчивого развития

Сеть центральных банков и органов финансового надзора / Network of Central Banks and financial supervisory authorities 2017 Сосредоточение финансов с целью развития экологии и снижения климатических рисков

Инициатива «зеленых» инвестиций «Один пояс - один путь» / Green investment principle "One Belt, One Road" [6] 2018 Принятие стратегических планов по использованию «зеленых» финансовых инструментов

«Зеленые» облигации / Green bonds [7] 2019 Разработка и реализация проектов, направленных на обеспечение устойчивого развития при условии сохранения окружающей среды

Европейский «зеленый» курс / The European Green Deal 2019 Принятие стратегии, определяющей «углеродное обнуление» в странах ЕС к 2050 г.

Таксономия / Taxonomy [8] 2020 Установление контрольных мероприятий по определению «зелености» финансовых инструментов

Климатический саммит / Climate Summit 2021 Международное сотрудничество в области декарбонизации мировой экономики,, достижение «углеродной нейтральности»

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the author.

Таблица 3 / Table 3

Институты финансовой инфраструктуры «зеленого» финансирования Российской Федерации / Financial infrastructure institutions for Green Financing of the Russian Federation

Группа (блок) финансовой инфраструктуры / Financial infrastructure Group (Block) Институты финансовой инфраструктуры / Financial Infrastructure Institutions Направления деятельности в сфере «зеленого» финансирования / Areas of Activity in the Field of Green Financing

Методическое обеспечение / Methodological support ВЭБ.РФ Разработка национальной системы «зеленого» финансирования, методологии оценки «зеленых» проектов

Банк России Формирование методической основы развития рынка «зеленых» облигаций, условий адаптации участников финансового рынка к климатическим рискам; регистрация эмиссии «зеленых» облигаций

Обеспечение соответствия (верификация) принципам «зеленого» финансирования / Ensuring compliance (verification) with green finance principles Рейтинговые агентства (RAEX Europe, «Эксперт РА» и др.) Предоставление услуг по оценке финансовых инструментов, включая «зеленые» облигации, «зеленые» кредиты в соответствии с утвержденными методологиями

Информационно-аналитическое обеспечение / Information and analytical support Экспертно-аналитическая платформа «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», саморегулируемая организация «Национальная финансовая ассоциация», Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Подготовка, поддержка и продвижение программ, проектов, стратегий, решений, стандартов, принципов, бенчмарков, практик, финансовых инструментов и механизмов устойчивого развития в Российской Федерации

Обеспечение торговой поддержки «зеленых» инструментов / Providing trading support for green instruments Московская биржа Предоставление условий для обращения «зеленых» облигаций

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the author.

фраструктуры в основные группы (блоки), преследующие следующие цели:

1) методическое обеспечение;

2) установление соответствия (верификация) принципам «зеленого» финансирования;

3) информационно-аналитическое обеспечение;

4) обеспечение торговой поддержки «зеленых» инструментов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой подход к классификации представляет практический интерес с точки зрения взаимо-

действия участников «зеленого» финансирования и его инфраструктуры (табл. 3).

Органы государственной власти и управления оказывают регулирующее воздействие на формирование рынка «зеленого» финансирования. В частности, основным координатором регулирования инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты «зеленого» развития выступает Минэконразвития России, при котором в 2020 г. была создана Межведомственная рабочая группа (далее — МРГ), включающая пред-

ставителей федеральных органов исполнительной власти, Банка России, институтов развития, бизнеса и профессионального сообщества [11].

Деятельность МРГ сконцентрирована на установлении основных направлений реализации в России «зеленых» проектов, утверждении критериев их разработки и оценки, требований к системе верификации проектов в рамках сформированной дорожной карты, включающей по предложению Минэкономразвития России монетарные и немонетарные меры поддержки. В числе монетарных мер могут рассматриваться предоставление бюджетных субсидий малым и средним предприятиям на проведение верификации, выплату купонного дохода, установление налогообложения по нулевой ставке результатов от реализации ценных бумаг. В числе немонетарных мер поддержки предлагается приравнивать «зеленые» облигации к субфедеральным и муниципальным облигациям или относить их к ценным бумагам с низким процентным риском. Предлагаемые меры, с одной стороны, должны повысить внимание финансовых институтов, частных инвесторов к таким инструментам, а с другой стороны, позволят побудить эмитентов к выпуску «зеленых» ценных бумаг.

Методологическим центром данной работы является государственная корпорация развития России ВЭБ.РФ.

В частности, корпорация ВЭБ.РФ провела анализ существующих таксономий, признаваемых зарубежными инвесторами, и на этой основе сформировала первую редакцию российской таксономии «зеленых» облигаций в двух главах, т.е. дала подробную развернутую классификацию и систематизировала «зеленые» облигации. В первой главе рассматриваются проекты, которые будут признаны «зелеными» и по ним будет проводиться работа по их продвижению на международные рынки. Основной принцип, закладываемый в таксономию, заключается в том, что проект должен иметь явный экологический эффект и финансирование будет целевым способом расходоваться на «зеленые» проекты. Вторая глава таксономии включает «переходные» проекты, связанные с углеродными выбросами, выбросами вредных веществ, утилизацией попутного нефтяного газа. Такие проекты по общепринятой практике не относятся к «зеленым» [12]. Но для Российской Федерации они важны и необходимы для

улучшения экологической ситуации и снижения отечественными компаниями углеродного следа.

Заметим, что курс на глобальное устойчивое развитие в России изменяет подходы к эмиссионной политике производственных компаний, формирует новые ценности, направленные на мотивацию инвесторов к приобретению «зеленых» и социальных облигаций [13]. Так, в России на Московской бирже в 2019 г. был создан сектор устойчивого развития, к обращению в котором допускаются «зеленые» и социальные облигации (табл. 4).

Сейчас в этом секторе обращаются одиннадцать выпусков ценных бумаг четырех эмитентов. Это банк ФПК «Гарант-Инвест» (объем выпуска — 1 млрд руб.), СФО «РуСол 1» (объем выпуска — 5,7 млрд руб.), ООО «Транспортная концессионная компания» (объем выпуска — 11,9 млрд руб.), и «Центр-Инвест» (объем выпуска — 300 млн руб.). В целом же в секторе устойчивого развития зарегистрированы облигации на 23 млрд руб. — менее 0,2% от всех корпоративных облигаций, обращающихся на Московской бирже.

Важно отметить, что сам статус «зеленых» облигаций несет большой риск [14]. В соответствии с положением Банка России от 19.12.2019 № 706-п «О стандартах эмиссии ценных бумаг» в решение о выпуске ценных бумаг должно быть включено требование о том, что все привлеченные денежные средства будут использованы на финансирование конкретного «зеленого» проекта. С этой целью в решение о выпуске должно быть включено описание данного проекта с указанием качественных и количественных показателей, характеризующих положительное воздействие этого проекта на окружающую среду и экологию, а также приведены соответствующие международные признанные принципы и стандарты в «зеленой» сфере, которым соответствует данный проект. В решение о выпуске «зеленых» облигаций должен быть приведен перечень внутренних документов эмитента, которым он следует при реализации своей «зеленой» политики.

Эмитент, предлагая свои «зеленые» облигации, может не выполнить свои обязательства перед инвестором. Важно отметить, что сам статус «зеленых» облигаций обязывает эмитента предоставлять механизм защиты прав инвесторов, а именно инвесторы должны получать «зеленые» облигации и гарантию того, что за период обращения «зеле-

Таблица 4 / Table 4

Перечень ценных бумаг, включенных в «зеленый» сегмент сектора устойчивого развития Московской биржи / List of securities included in the green segment of the Sustainable Development Sector

of the Moscow Exchange*

Эмитент / Issuer Объем выпуска, шт. / Output volume, pcs Ставка текущего / последнего купона, % / Current / last coupon rate, % Дата размещения / начала торгов / Date of placement / start of trading Дата погашения / Maturity date

ФПК «Гарант-Инвест» / FIC Garant-Invest 500000 11 17.12.2019 13.12.2022

500000 10 28.12.2020 25.12.2023

ООО «СФО РуСол 1» / LLC SFO RuSol 1 4700000 9,516 12.02.2020 15.02.2031

900000 13,516 12.02.2020 15.02.2031

100000 16,016 12.02.2020 15.02.2031

ООО «Транспортная концессионная компания» / LLC Transport Concession company 1241000 6,21 27.09.2016 23.09.2033

3533000 6,71 09.11.2017 31.12.2033

1374000 6,71 27.09.2019 31.12.2033

3752000 7,49 12.12.2018 31.12.2033

2013083 6,71 27.09.2016 20.09.2046

ПАО КБ «Центр-инвест» / PJSC CB Center-Invest 300000 5,75 09.12.2020 08.12.2021

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the author.

* Сектор устойчивого развития. URL: https://www.moex.com/s3019 (дата обращения: 06.03.2021).

ные» облигации таковыми останутся, в противном случае обращение таких финансовых инструментов должно быть прекращено досрочно [15]. Это важное условие должно давать владельцам облигаций право требования досрочного погашения принадлежащих им ценных бумаг в случае изменения эмитентом направлений использования привлеченных эмитентом денежных средств от размещения «зеленых» облигаций.

ВЫВОДЫ

1. Тенденции последних двух десятилетий обусловлены экологизацией финансового сектора, его «озеленением», что непосредственно вызвано процессом глобализации.

2. В процессе формирования мирового «зеленого» рынка важное место занимают международные финансовые институты, инвестирующие в проек-

ты «зеленой» экономики, а также многочисленные финансовые посредники, сеть которых состоит из национальных «зеленых» банков, банков развития, инвестиционных фондов, финансовых корпораций.

3. Глобальное сотрудничество международных организаций в области «зеленого» финансирования позволило сформировать мировые стандарты регулирования, систему обмена данными и опытом, современные инструменты финансирования новой модели развития.

4. В России развитие институтов «зеленого» финансирования находится на начальной стадии. Основным органом, регулирующим инвестиционную деятельность и привлечение внебюджетных средств в проекты «зеленого» развития, выступает Минэкономразвития России. С целью финансирования «зеленых», социальных национальных

проектов на Московской бирже создан сектор устойчивого развития.

5. Для развития рынка «зеленого» финансирования необходимо принятие мер, направленных на мотивацию финансовых институтов и инвесторов в инвестировании в зеленые проекты. В мире существует несколько направлений, связанных с мотивацией

реализации экологической повестки: прямое государственное инвестирование; применение соответствующих «зеленых» инструментов и их включение в ломбардные списки; принятие определенных мер послабления со стороны регуляторов в отношении финансовых институтов; предоставление государственных субсидий под низкую процентную ставку.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Семенова Н. Н., Еремина О. И., Скворцова М. А. «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития. Финансы: теория и практика. 2020:24(2):39-49. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-2-39-49

2. Яшалова Н. Н. «Зеленая» экономика: вопросы теории и направления развития. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013;11(9):33-40.

3. Федорова Е. П. Роль государства в решении проблем развития «зеленого» финансирования. Финансовый журнал. 2020;12(4):37-51. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-37-51

4. Андреева Л. Ю., Вовченко Н. Г., Епифанова Т. В., Полуботко А. А. Институты и инструменты «зеленого финансирования»: риски и возможности устойчивого развития российской экономики. Лесотехнический журнал. 2017;7(2):205-214. DOI: 10.12737/article_5967eb0ccff307.47958130

5. Евдокимова Ю. В. Специфика становления «зеленых» финансов в России и зарубежных странах. Вестник Екатерининского института. 2019;47(3):16-20.

6. Бучкина А. А. Риски инициативы «Один пояс — один путь». Горизонты гуманитарного знания. 2020;(1):87-94. DOI: 10.17805/ggz.2020.1.6

7. Хмыз О. В. Международный опыт выпуска облигаций. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):132-141. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-132-141

8. Седаш Т. Н., Тютюкина Е. Б., Лобанов И. Н. Направления и инструменты финансирования «зеленых» проектов в концепции устойчивого развития экономики. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):52-60. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-52-60

9. Фролова Е. Е. Новая экосистема финансового рынка Европейского Союза: цифровизация и устойчивость. Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2020;24(3):673-694. DOI: 10.22363/2313-23372020-24-3-673-694

10. Макаров И. А., Чен Х., Пальцев С. В. Последствия Парижского климатического соглашения для экономики России. Вопросы экономики. 2018;(4):76-94. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-4-76-94

11. Тютюкина А. А. Институциональные инструменты развития и регулирования зеленого финансирования. Бизнес. Образование. Право. 2020;51(2);137-143. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.232

12. Яковлев И. А. Формирование «зеленого» сегмента национального финансового рынка: опыт стран со значительной долей сырьевой экономики. Экономика и управление. 2019:167(9):13-22. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-9-13-22

13. Просвирина И. И., Довбий Н. С. Выбор источников традиционного и «зеленого» финансирования наилучших доступных технологий. Финансовый журнал. 2020;(4):101-116. DOI: 10.31107/20751990-2020-4-101-116

14. Киселева Е. Г. «Зеленые облигации»: тенденции на мировом рынке и в России. Мировая экономика и международные отношения. 2021;(2):62-70. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-2-62-70

15. Филичкина Ю. Ю., Морозова Г. В. "Green" bonds as a financing instrument investment projects. Финансовая жизнь. 2019;(3):87-90.

REFERENCES

1. Semenova N. N., Eremina O. I., Skvortsova M. A. Green financing in Russia: Current status and Development prospects. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2020;24(2):39-49. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-2-39-49

2. Yashalova N. N. Green economy: Theory and development issues. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security. 2013;11(9):33-40. (In Russ.).

3. Fedorova E. P. Role of the state in the resolution of green finance development issue. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2020;12(4):37-51. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-37-51

4. Andreeva L. Yu., Vovchenko N. G., Epifanova T. V., Polubotko A. A. Institutions and instruments of green finance: risks and opportunities for sustainable development of the russian economy. Lesotekhnicheskij zhurnal = Forest Engineering Journal. 2017;7(2):205-214. (In Russ.). DOI: 10.12737/ article_5967eb0ccff307.47958130

5. Evdokimova Yu. V. Specifics of the formation of green finance in Russia and foreign countries. Vestnik Ekaterininskogo Instituta = Bulletin of the Catherine Institute. 2019;47(3):16-20. (In Russ.).

6. Buchkina A. A. Risks of the initiative "One Belt — One Road". Gorizonty gumanitarnogo znaniya = Horizons of Humanitarian Knowledge. 2020;1:87-94. (In Russ.). DOI: 10.17805/ggz.2020.1.6

7. Khmyz O. V. International experience of bond issuance. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(5):132-141. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-132-141

8. Sedash T. N., Tyutyukina E. B., Lobanov I. N. Directions and instruments of financing green projects in the concept of sustainable economic development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(5):52-60. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-52-60

9. Frolova E. E. The new ecosystem of the financial market of the European Union: digitalization and sustainability. Vestnik RUDN. Seriya: Yuridicheskie nauki = Bulletin of the RUDN. Series: Legal Sciences. 2020;24(3):673-694. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-2337-2020-24-3-673-694

10. Makarov I. A., Chen H., Paltsev S. V. Impacts of paris agreement on russian economy. Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2018;4:76-94. (In Russ.). DOI: 10.32609/0042-8736-2018-4-76-94

11. Tyutyukina A. A. Institutional Instruments of green financing development and regulation. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. education. law. 2020;51(2):137-143. (In Russ.). DOI: 10.25683/ VOLBI.2020.51.232

12. Yakovlev I. A. Formation of the green segment of the national financial market: experience of countries with a significant share of the commodity economy. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2019;167(9):13-22. (In Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2019-9-13-22

13. Prosvirina I. I., Dovbiy N. S. Selection of sources of traditional and green financing for the best available techniques. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2020;4:101-116. (In Russ.). DOI: 10.31107/20751990-2020-4-101-116

14. Kiseleva E. G. Green bonds: new trends in the global market and opportunities for russian economy. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya =World Economy and International Relations. 2021;2:62-70. (In Russ.). DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-2-62-70

15. Filichkina Yu. Yu., Morozova G. V. "Green" bonds as a financing instrument investment projects. Finansovaya zhizn' = Financial life. 2019;3: 87-90. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Надежда Николаевна Семенова — доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и кредита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия nnsemenova@mail.ru

Ольга Ивановна Еремина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия o.i.eremina@mail.ru

Галина Владимировна Морозова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия morozovagalina@mail.ru

84

Н. Н. Семенова, О. И. Еремина, Г. В. Морозова, Ю. Ю. Филичкина

Юлия Юрьевна, Филичкина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия julfil70@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS

Nadezhda N. Semenova — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Head of the Department of Finance and Credit of the National Research Mordovian State University named after N. P. Ogarev, Saransk, Russia nnsemenova@mail.ru

Olga I. Eremina — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Finance and Credit of the National

Research Mordovian State University named after N. P. Ogarev, Saransk, Russia

o.i.eremina@mail.ru

Galina V. Morozova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Finance and Credit of the National Research Mordovian State University named after N. P. Ogarev, Saransk, Russia morozovagalina@mail.ru

Yuliya Yu. Filichkina — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Finance and Credit of the National

Research Mordovian State University named after N. P. Ogarev, Saransk, Russia

julfil70@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

Н.Н Семенова — научное руководство исследованием; формулировка научной проблемы; аргументация выводов.

О. И. Еремина — сбор аналитических данных и исследование деятельности финансовых институтов в зарубежных странах.

Г. В. Морозова — сбор аналитических данных и исследование национальных инициатив в сфере финансового регулирования «зеленого» финансирования в отечественной и зарубежной практике. Ю. Ю. Филичкина — исследование развития институтов «зеленого» финансирования в России.

Authors' Contribution Statement:

Nadezhda N. Semenova — scientific management of research; formulation of a scientific problem; argumentation of conclusions.

Olga I. Eremina — collection of analytical data and research of the activities of financial institutions in foreign countries.

Galina V. Morozova — collection of analytical data and research of national initiatives in the field of financial regulation of "green" financing in domestic and foreign practice.

Yuliya Yu. Filichkina — research on the development of "green" financing institutions in Russia.

Статья поступила 10.03.2021; принята к публикации 20.05.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 10.03.2021; accepted for publication 20.05.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.