(CC) (
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849Х-2019-12-5-52-60 УДК 330.322:336.76(045) JEL 044, F64
Направления и инструменты финансирования «зеленых» проектов в концепции устойчивого развития экономики
Т. Н. Седаша, Е. Б. Тютюкина1, И. Н. Лобанов'
a• 1 Финансовый университет, Москва, Россия; с АО ГлаксоСмитКляйн Трейдинг, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0003-0067-4323; 1 https://orcid.org/0000-0001-5195-7230;
с https://orcid.org/0000-0001-6798-3193
АННОТАЦИЯ
Предметы исследования - объекты инвестирования и инструменты финансирования «зеленых» проектов. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена отсутствием эффективных финансово-экономических механизмов привлечения инвестиций в природоохранные проекты в России для обеспечения устойчивого развития экономики. Цель работы - определение основных направлений финансирования природоохранных проектов в России на основе анализа мировых тенденций.
Рассматриваются основные направления «зеленого» инвестирования в соответствии с разработанными ООН целями устойчивого развития, перспективными сценариями перехода мировой экономики к экологическому («зеленому») ведению бизнеса. Исследуются основные инструменты и рычаги поддержки частных инвесторов для финансирования «зеленых» проектов, относящиеся к мерам государственного регулирования, государственного финансирования, кредитования и снижения рисков. Делается вывод о том, что для России отраслевыми направлениями «зеленого» инвестирования, прежде всего, являются отрасли, связанные с наиболее энергоемким и природоемким производством (электроэнергия и теплоснабжение, добыча полезных ископаемых, транспорт и транспортировка, 1Т и телекоммуникации, индустриальная инфраструктура), а наиболее значимыми мерами стимулирования частных инвестиций в «зеленые» проекты могут стать льготное кредитование и кредитные гарантии (в частности, проектов по переработке и вторичному использованию отходов, созданию и внедрению энергоэффективных и экологически чистых технологий); развитие «зеленых» облигаций (для чего необходимо наличие нормативной базы, соответствующих стандартов, механизма государственной поддержки); создание «зеленых» банков (с участием государства и институтов развития). Ключевые слова: зеленые проекты; направления инвестирования; инструменты финансирования; зеленые облигации; устойчивое развитие экономики; экология; защита окружающей среды
Для цитирования: Седаш Т. Н., Тютюкина Е. Б., Лобанов И. Н. Направления и инструменты финансирования «зеленых» проектов в концепции устойчивого развития экономики. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):52-60. DOI: 10.26794/1999-849X^019-12-5-52-60
ORIGINAL PAPER
Directions and Instruments of Green Projects Financing Within the Concept of Sustainable Development of the Economy
T. N. Sedasha, E. B. Tyutyukinab, I. N. Lobanovc
a b Financial University, Moscow, Russia; c GLacsoSmithKLien Trading, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0003-0067-4323; b https://orcid.org/0000-0001-5195-7230;
c https://orcid.org/0000-0001-6798-3193
ABSTRACT
The subjects of the research are subjects for investments and instruments of investing in green projects. The importance of the research is determined by absence of effective financial economic mechanisms to attract
BY 4.0
investments into nature conservation projects in Russia to guarantee sustainable economic development. The purpose of the work is determining the major directions of financing nature conservation projects in Russia basing on the world trends in the sphere.
The basic green investment directions in compliance with the UN goals of sustainable development, as well as with the perspective scenarios of world economy transition to eco (green) business are considered. The authors study the main instruments and levers to support private investors to finance green projects that can be government regulations, financing, crediting and risk mitigation. It is concluded that for Russia, the most energy consuming and natural resources intense productions (electric power and heat supply, natural resources extraction, transportation, IT and telecommunications, industrial infrastructure) are sectoral directions for green investments, while concessional lending and credit guarantees (for projects in processing and waste recycling, creating and introduction of energy efficient and eco technologies, in particular), issuing green bonds (here you need regulatory framework, government support mechanisms), creating green banks (with state participation and development institution involvement) can become the most important measures for private green projects investment stimulation.
Keywords: green projects; investment directions; financing instruments; green bonds; economic sustainable development; ecology; environmental protection
For citation: Sedash T. N., Tyutyukina E. B., Lobanov I. N. Directions and instruments of "green projects" financing within the concept of sustainable development of the economy. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(5):52-60. (In Russ.) DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-52-60
ВВЕДЕНИЕ
Проблема загрязнения окружающей среды является одной из наиболее актуальных в современном мире, и от ее решения зависит будущее всех стран. В 2015 г. ООН были разработаны 17 целей устойчивого развития семь из которых направлены на решение экологических проблем, и установлено, что устойчивое экономическое развитие подразумевает социально-экономическую деятельность текущего поколения, не наносящую ущерба будущим поколениям.
В мировой практике под устойчивостью развития бизнеса и его целями подразумеваются:
• деятельность по обеспечению стабильности физических и экологических систем, при которой производство товаров и их доставка конечному пользователю имели бы минимальные негативные последствия для экологии. При этом устойчивость означает постоянный поиск и внедрение технических и экономических возможностей для непрерывного сокращения вреда экологии (12);
• рациональное использование ресурсов с целью безопасного для окружающей среды и человека обеспечения производства и потребления товаров. При этом устойчивость подразумевает стимулирование производителей к эффективному использованию ресурсов и энергии, созданию
1 17 Goals to Transform Our World. URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ (дата обращения: 10.07.2019).
2 Здесь и далее по перечню номеров целей, приведенных
в табл. 1.
устойчивой бизнес-модели, предоставлению доступа к основным социальным услугам, обеспечению максимально безопасных для человека и экологии рабочих мест и более высокого качества жизни для всех участников цепочки бизнеса от производства до потребления (2);
• удовлетворение нужд потребностей настоящих поколений без ущерба для будущих поколений. При этом устойчивость подразумевает сбалансированное развитие общества, не разрушающее его природную основу и обеспечивающее непрерывный прогресс цивилизации (3);
• достижение эколого-экономической эффективности производства. При этом устойчивость подразумевает реализацию коммерческих целей бизнеса с учетом закономерностей природы, возможных экологических последствий (4).
Таким образом, цели устойчивого развития обуславливают переход на экологическое («зеленое») ведение бизнеса (далее — «зеленую» экономику) и внедрение соответствующих стандартов управления как комплекса мер, направленных на организацию устойчивой деятельности, реализуемой наиболее эффективным образом [1]. Данные стандарты являются частью международных стандартов в области систем экологического менеджмента ISO 14000, что возлагает на бизнес миссию внедрения инновационных технологий и подходов, обеспечивающих снижение негативного влияния их деятельности на окружающую среду и уменьшение глобального потепления
Земли до уровня, предусмотренного стратегией ООН «2 °С»3.
При этом согласно прогнозам переход к «зеленой» экономике за период до 2030 г. потребует инвестиций в размере 114 трлн долл. США. По оценкам экспертов, лишь шестая часть данных инвестиций может быть осуществлена за счет государственного финансирования различных стран, а остальная часть должна реализовываться посредством частных инвестиций, привлекаемых компаниями для реализации экологических («зеленых») проектов.
НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ» ПРОЕКТОВ
Виды «зеленых» проектов по сферам объектов инвестирования и реализуемым ими целей устойчивого развития бизнеса представлены в табл. 1.
Следует отметить, что реализация «зеленых» проектов предусматривает применение инновационных подходов и осуществление инновационной деятельности в процессе развития бизнеса для создания экономических благ [2, 3].
На сегодняшний день Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП, ООН) предлагает три сценария перехода на устойчивое развитие к 2030 г.:
• сценарий Business as usual (бизнес как обычно) предусматривает осуществление инвестиций в обновление инфраструктуры, технологий, навыков персонала, политик и моделей бизнеса во всех отраслях экономики с учетом текущего состояния экологии;
• сценарий «2 °С» предусматривает осуществление модели Business as usual c учетом стремления к достижению экологических целей устойчивого развития и снижения среднего уровня температуры на планете до уровня, равного средней температуре на планете до промышленной революции;
• сценарий Incremental investment (дополнительные инвестиции) предусматривает доведение модели Business as usual до модели «2 °C» при достижении экологических целей устойчивого развития.
3 По данным ООН, растет угроза того, что среднемировая температура повысится более чем на 2 °C (порог, после которого произойдут опасные изменения климата). Поэтому стоит задача не допустить этого потепления.
Наиболее затратным сценарием является Business as usual, в котором наибольшая доля потребности в инвестициях с 2010 по 2030 г. должна приходиться на следующие отрасли экономики: транспорт и транспортная инфраструктура (36,7 трлн долл. США, что составляет 32% всех потребностей в инвестициях), водная отрасль (26,4 трлн долл. США и 23%), индустриальный сектор (18,9 трлн долл. США и 17%). Данные отрасли относятся к наиболее энергоемким и природо-емким производствам, что обуславливает значительную потребность в инвестициях в защиту окружающей среды.
Реализация сценария «2 °C» к 2030 г. обусловлена осуществлением инвестиций в сектор «Передача электроэнергии и развитие электроэнергетики» в размере 429 мдрд долл. США в силу его существенного негативного влияния на экологию.
Реализация сценария Incremental investment потребует наибольших инвестиций в следующие сектора экономики: индустриальный (6,6 трлн долл. США), транспорт и транспортная инфраструктура (3,7 трлн долл. США), электронергетика (2,8 трлн долл. США).
Следует отметить, что реализация всех сценариев затрагивает отрасль электроэнергетики, в частности производство и использование возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ). Если раньше было принято говорить о странах — лидерах в использовании ВИЭ, то в настоящее время речь идет о компаниях-производителях, которые считают использование renewable electricity (возобновляемой энергетики) частью своей корпоративной ответственности. Так, в 2017 г. организация Clean Edge создала список The Corporate Clean Energy Leaders (CCEL) Universe, в который входят 37 корпораций, осуществляющих листинг на территории США4. Компаниями-лидерами в им-плементации ВИЭ5 являются Microsoft, розничная сеть KOHL's, которые используют в производстве 100% ВИЭ, Apple (93%), Facebook и Google (по 35%), Goldman Sachs (38%). За рубежом основными секторами экономики, обладающими высокой экологической культурой ведения бизнеса, являются
4 Clean Energy Procurement U. S. Corporate Leaders, Trends, and Resources URL: https://cleanedge.com/sites/default/files/ CCEL2pgr_final.pdf (дата обращения: 08.07.2019).
5 Компании используют преимущественно следующие источники энергии: энергию ветра, солнечные батареи, гидроэнергетику, энергию биомасс.
Таблица 1 / Table 1
Виды зеленых проектов / Types of green investment projects
Направление инвестирования/ Investment direction Цели устойчивого развития / Sustainable development goals
Сфера объектов инвестирования / The scope of investment objects Объект инвестирования / The investment object Цель инвестирования / The investment goal
Ядерная энергия / Nuclear power Электроэнергия и теплоснабжение Использование низкоэмиссионных и энергоэффективных источников энергии (2)
Гидроэнергетика / Hydropower
Энергия ветра / Wind energy
Геотермальная энергетика / Geothermal energy
Биоэнергетика / Bioenergy
Атмосфера / Atmosphere Умные фильтры Снижение выбросов и повышение безопасности отходов в атмосферу (1)
Объекты с низкоуглеродными отходами
Водные ресурсы / Water resources Умные очистные сооружения Снижение выбросов и повышение безопасности отходов в воду (1)
Биохимо-нейтрализация отходов
Парниковый эффект / Greenhouse effect Низкоуглеродные способы производства Снижение карбоксидного следа (1)
Очистные сооружения
Предотвращение размножения и расширения озоновых дыр
Потребление электроэнергии / Electricity consumption Экономные энергоресурсы Снижение количества потребляемой энергии (3)
Потребление воды / Water consumption Объекты экономного потребления водных ресурсов Снижение количества потребляемой воды (3)
Использование объектов суши / Use of land objects Разумные способы добычи земельных ресурсов Снижение потребления земельных, горных и лесных ресурсов (3)
Полезное использование ресурсов леса
Снижение негативных последствий горной деятельности
Транспорт и транспортировка / Transport and transportation Производство низкоуглеродного сырья для транспорта Повышение КПД логистики и снижение эмиссии (4)
Экооптимальная логистическая цепочка
Повышение полезного использования топливных ресурсов
IT и телекоммуникации / IT and telecommunications Совершенствование систем охлаждения Повышение экологичности информационного оборудования и услуг (2) (3)
Снижение энергопотребления
Индустриальная инфраструктура / Industrial infrastructure Доведение объектов инфраструктуры до соответствия современным экологическим требованиям Повышение экологической дружелюбности объектов инфраструктуры (1) (2)
Оптимизация использования ресурсов и выбросов объектами инфраструктуры
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
розничная торговля (Retail), финансовый сектор (finance), производственный сектор (manufacturing), логистика (logistics), производство программного и облачного обеспечения (software/cloud).
ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ» ПРОЕКТОВ
Переход к «зеленой» экономике требует существенных текущих и будущих инвестиций с высокой вероятностью дополнительных вложений в течение жизненного цикла проектов. В настоящее время большинство стран мира стремится отойти от преимущественно государственного финансирования «зеленых» проектов и активно стимулирует привлечение частного капитала в данную сферу [4]. По мнению экспертов, соотношение государственных и частных инвестиций должно составлять 1:5. Что же касается Китая, то он придерживается правила финансирования внутренних «зеленых» проектов в размере 10-15% из государственного бюджета и 85-90% за счет средств частных фондов6.
Однако реализация «зеленых» проектов, особенно крупномасштабных для частных инвесторов, связана с целым рядом рисков, основными из которых являются:
• политические риски — изменение государственного строя, смена правительства и политического курса и др., что может вызвать существенные изменения в правовой системе и беспорядки в обществе;
• макроэкономические риски — колебания экономических условий и цен на сырьевые товары, процентных ставок и обменных курсов;
• экономические риски — изменение тарифов, субсидий на ископаемые ресурсы, что повлиет на экономическую жизнеспособность экопроекта [5];
• технологические и эксплуатационные риски — недостижение целевых производственных и финансовых показателей экономических субъектов в результате отсутствия необходимой для реализации проектов инфраструктуры (напри-
6 Establishing China's Green Financial System: Report of The Green Finance Task Force. People's Bank of China (PBC). United Nations Environment Programme (UNEP). 2015. URL: https://www.unepfi.org/news/estabnshing-chinas-green-financial-system-report-of-the-green-finance-task-force/^aTa обращения: 08.07.2019).
мер, электрических и водопроводных сетей и др.) или ее ненадежности;
• риски обеспечения — отстутствие поддержки реализации «зеленых» проектов со стороны государства и иных институтов [6];
• специфические риски, обусловленные особенностями «зеленых» проектов, — более низкий показатель внутренней нормы доходности (IRR) и более длительный дисконтированный срок окупаемости по сравнению с проектами в других сферах [7].
Поэтому для мобилизации частных инвести-циий должны быть минимизированы риски инвестирования в «зеленые» проекты до уровня рисков инвестирования в проекты, реализуемые с использованием традиционных технологий. С этой целью в мировой практике используются инструменты и рычаги поддержки частных инвесторов для стимулирования финансирования «зеленых» проектов, которые приведены в табл. 2.
Прежде всего следует отметить важность государственной политики создания благоприятных условий для привлечения частных инвесторов в «зеленую» экономику [8]; роста доли «зеленых» компаний, использующих только экологичные технологии; увеличения ответственности бизнеса и общества за сохранение природы.
Так, в Великобритании увеличение расходов государства на окружающую среду на 1% приводит к росту осуществляемых бизнесом «зеленых» инвестиций в среднем на 5,28% в год. Однако в России регрессионный анализ не выявил взаимосвязи между «зелеными» инвестициями бизнеса, экологической политикой государства и осуществляемыми расходами государства на защиту окружающей среды [9].
Большинство исследователей отмечают отсутствие:
• комплексной природоохранной политики в Российской Федерации, несмотря на принятие ряда государственных программ, например программ «Охрана окружающей природной среды на 2012-2020 гг.», «Воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 гг.», предусматривающих значительные объемы финансирования. В целом доля природоохранных инвестиций по данным Росстата составляла в 2012-2017 гг. только 0,7% от ВВП;
• государственной концепции перехода к «зеленой» экономике;
Таблица 2 / Table 2
Инструменты и рычаги поддержки частных инвесторов для финансирования «зеленых» проектов / Tools and levers to support private investors to finance green projects
Меры поддержки / Support measures Инструменты и рычаги поддержки финансирования зеленых проектов / Tools and levers to support financing green projects
Государственное регулирование / State regulation Инструменты Налоговые кредиты; внедрение стандартов; отмена поддержки «антизеленых» компаний
Рычаги Льготные тарифы (Feed-inTariff); квоты на возобновляемую энергию
Государственное финансирование / State funding Инструменты Гранты; субсидии; экологические программы
Кредитование / Crediting Инструменты Проектное финансирование; долговые фонды; «зеленые» облигации
Рычаги Льготные кредитные ставки
Снижение рисков / Risk reduction Инструменты Кредитные поручительства и гарантии; страхование; защита от волатильности обменного курса и процентной ставки
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
• механизма стимулирования частных инвестиций, направляемых в «зеленые» проекты.
В современных российских условиях наиболее значимыми мерами поддержки финансирования «зеленых» проектов, на наш взгляд, могли бы стать:
1) льготное кредитование, которое широко используется при финансировании:
• «зеленых» проектов по переработке и вторичному использованию отходов (в США, Франции, Австрии, Финляндии);
• энергоэффективных и экологически чистых технологий (в США);
• развития ВИЭ (в Германии);
2) кредитные гарантии, используемые при финансировании:
• энергоэффективных и экологически чистых технологий (в США);
• развития ВИЭ (в Германии) [10].
Льготное кредитование и предоставление кредитных гарантий за рубежом осуществляют:
• институты финансового развития по существенно более низким процентным ставкам и на более длительный срок, чем коммерческие банки [11]. Так, Европейский банк реконструкции и развития (далее — ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (далее — ЕИБ) предоставляют низкопроцентные кредиты компаниям, занимающимся развитием солнечной и ветровой электроэнергии;
• коммерческие банки, которые в обмен на государственные компенсации и льготы предоставляют более дешевые кредиты на экоиннова-ции [12].
Следует обратить внимание на опыт Великобритании, где на правительственном уровне в 2012 г. для привлечения частных инвестиций в «зеленые» проекты был создан Банк «зеленых» инвестиций (GIB), который для стимулирования частных инвестиций в инфраструктурные проекты использует следующие инструменты и рычаги: льготное кредитование, прямые инвестиции в ак-
ционерный капитал компаний, финансирование через инвестиционный фонд, предоставление гарантий. По состоянию на 31 мая 2017 г. банк принял участие в финансировании 100 «зеленых» проектов общей стоимостью более чем 12 млрд фунтов стерлингов в следующих сферах: ветровая энергетика, переработка отходов и биоэнергетика, повышение энергоэффективности, береговые возобновляемые источники энергии7.
В России создание подобного «зеленого» банка с участием государства и институтов развития могло бы стимулировать частные инвестиции, направляемые в «зеленые» проекты и на развитие инновационных «зеленых» технологий;
3) «зеленые» облигации, активно развивающиеся за рубежом [13]. Так, в I квартале 2019 г. эмиссия «зеленых» облигаций в мире достигла 47,9 млрд долл. США и превысила объем продаж I квартала 2018 г. на 42% при явной тенденции к росту. Почти четверть этой суммы составили облигации, выпущенные новыми эмитентами (43 новых участника рынка из 17 стран)8. Лидерами по эмиссии «зеленых» облигаций стали США и Франция. При этом на этот рынок активно стали выходить такие страны, как Китай, Индия [14], Фиджи, Нигерия, Малайзия9.
«Зеленые» облигации используются в мире, как правило, для финансирования проектов, которые имеют положительные экологические и/или климатические цели и помогают снижать капитальные затраты на экоинвестиции [15]. Считается, что «зеленые» облигации служат инструментами с высоким потенциалом развития, поскольку для эмитентов они обходятся дешевле, чем прямые инвестиции, а для инвесторов обладают такими привлекательными свойствами, как стабильная в долгосрочном периоде доходность, предсказуемость цены облигации на рынке, а также сниженный риск10.
7 UK Green Investment Bank Limited Annual Report and Financial Statements 2016-17. URL: https:// greeninvestmentgroup.com/media/185901/gib-annual-report-2016-17-final.pdf.
8 Green Finance for Developing Countries: Needs, Concerns and Innovations. United Nations Environment Programme (UNEP). 2016. URL: http://unepinquiry.org/wp-content/ uploads/2016/08/Green_Finance_for_Developing_Countries.pdf.
9 Green Finance for Developing Countries: Needs, Concerns and Innovations. United Nations Environment Programme. (UNEP). 2016. URL: http://unepinquiry.org/wp-content/ uploads/2016/08/Green_Finance_for_Developing_Countries.pdf.
10 Explaining green bonds. Initiative Climate Bonds. URL:
https://www.climatebonds.net/market/explaining-green-
bonds (дата обращения: 18.01.2019).
В настоящее время Банк России оценивает потенциальную емкость российского рынка «зеленых» облигаций в 1-1,5 трлн руб., причем это только те проекты, которые компании готовы осуществлять самостоятельно и под которые необходимо финансирование до 2022 г.11 И хотя многие российские компании («Норильский никель», ОК «РУСАЛ», ОАО «РЖД», «Сбербанк», «Внешэкономбанк») заявляли о заинтересованности в выпуске «зеленых» облигаций, они ждут для их практической реализации четких стандартов и правил работы на этом рынке. Еще в марте 2017 г. рабочей группой по экологии и природопользованию экспертного совета при Правительстве РФ были подготовлены предложения о возможности использования «зеленых» финансовых инструментов российскими институтами и публичными компаниями, однако нормативной базы, стандартов, механизма государственной поддержки «зеленых» проектов до настоящего времени не создано.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход к «зеленой» экономике является одной из основополагающих тенденций развития мирового сообщества, поскольку позволяет не только сохранять природу, но и дает компаниям, задействованным в этой сфере, конкурентное преимущество. Большинство зарубежных стран поставили перед собой задачу достижения экологических целей устойчивого развития, для осуществления которых они используют совокупность мер, инструментов и рычагов поддержки финансирования «зеленых» проектов частными инвесторами.
В России, несмотря на то, что цель перехода к «зеленой» экономике была поставлена достаточно давно12, отсутствует механизм ее реализации. Имеющийся зарубежный опыт позволяет определить основные направления инвестирования «зеленых» проектов, их приоритетность, а также принять меры стимулирования частных инвестиций.
11 Столбунов В. Российский бизнес ищет зеленое финансирование. Независимая газета. 02.04.2018. URL: http://www. ng.ru/economics/2018-04-02/6_7202_ ecology.html (дата обращения: 08.07.2019).
12 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденные Президентом РФ 30 апреля 2012 г.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-010-00678 «Развитие финансово-экономических механизмов привлечения инвестиций в природоохранные проекты»).
ACKNOWLEGEMENT
The article was prepared with the support of Russian Foundation for Fundamental Research (project No. 19-010-00678 "Development of financial economic mechanisms for attracting investments into nature conservation projects").
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES
1. Wagner G., Weitzman M. Climate shock: the economic consequences of a hotter planet. Oxford: Princeton University Press; 2016. 272 p.
2. Kubba S. Green construction project management and cost oversight. Architectural Press; 2010. 560 p.
3. Jian-Kui H.E., Jiang T., Wang W. L. "Green finance" and the sustainable development of economy. Ecological Economy. 2006.
4. Bon-Gang H. Performance and improvement of green construction projects. Management strategies and innovations. Butterworth-Heinemann; 2018. 358 p.
5. Wu T., Zhang L.-G., Ge T. Managing financing risk in capacity investment under green supply chain competition. Technological Forecasting and Social Change. 2019;143:37-44.
6. Criscuolo C., Menon C. Environmental policies and risk finance in the green sector: cross-country evidence. Energy Policy. 2015;83:38-56.
7. Wang Y., Zhi О. The role of green finance in environmental protection: two aspects of market mechanism and policies. Energy Procedia. 2016;104:311-316.
8. Owen R., Brennan G., Lyon F. Enabling investment for the transition to a low carbon economy: government policy to finance early stage green innovation. Current Opinion in Environmental Sustainability. 2018; 31:137-145. DOI: 10.1016/j.cosust.2018.03.004
9. Раков И. Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран. Актуальные
проблемы экономики и права. 2017;11(2):67-82. DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.2.67-82 Rakov I. D. Support mechanisms for financing green projects: country experiences. experiences. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual problems of economics and law. 2017;119(2):67-82. (In Russ.). DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.2.67-82
10. Taghizadeh-Hesary F., Yoshino N. The way to induce private participation in green finance and investment. Finance Research Letters. 2019;31:98-103. DOI: 10.1016/j.frl.2019.04.016
11. Glomsr0d S., Wei T. Business as unusual: the implications of fossil divestment and green bonds for financial flows, economic growth and energy market. Energy for Sustainable Development. 2018;44:1-10.
12. Архипова В. В. «Зеленые финансы» как средство для решения глобальных проблем. Экономический журнал ВШЭ. 2017;21:312-332.
Arhipova V. V. Green finance as a means to solve global problems. Ekonomicheskij zhurnal VSHE= Economic Journal of HSE. 2017;21;312-332. (In Russ.).
13. Мирошниченко О. С., Мостовая Н. А. «Зеленый» кредит как инструмент «зеленого» финансирования. Финансы: теория и практика. 2019;23(2):31-43. DOI: 10.26794/2587-5671-2019-23-2-31-43 Miroshnichenko O. S., Mostovaya N. A. "Green" loan as a tool for "green" financing. Finansy: teoriya i praktika = Finance: theory and practice. 2019;23(2):31-43. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-201923-2-31-43
14. Köhn. D. Greening the financial sector: how to mainstream environmental finance in developing countries: Springer; 2012. 249 p.
15. Gianfrate G., Peri M. The green advantage: exploring the convenience of issuing green bonds. Journal of Cleaner Production. 2019;127-135. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.02.022
60
Т. Н. Седаш, Е. Б. Тютюкина, И. Н. Лобанов
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Татьяна Николаевна Седаш — кандидат экономических наук, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Елена Борисовна Тютюкина — доктор экономических наук, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Иван Николаевич Лобанов — менеджер по развитию цифровых каналов коммуникации, АО «Глак-
соСмитКляйн Трейдинг», Москва, Россия
ABOUT THE AUTHORS
Tatyana N. Sedash — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of Corporate Finance and Corporate
Management, Financial University, Moscow, Russia
Elena B. Tyutyukina — Dr. Sci. (Econ.); Prof. of the Department of Corporate Finance and Corporate
Management, Financial University, Moscow, Russia
Ivan N. Lobanov — digital channels development manager, GlacsoSmithKlien Trading, Moscow, Russia [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Седаш Т. Н.— формулировка научных гипотез, подготовка текста статьи.
Тютюкина Е. Б. — научное руководство исследованием (определение методологии, научного содержания статьи).
Лобанов И. Н.— подбор источников по теме, их систематизация и анализ.
Author contribution statement:
T. N. Sedash — hypotheses formulating, text writing. E. B. Tyutyukina — research supervision.
I. N. Lobanov — sources selection, their analyses and systematization.
Статья поступила 15.06.2019; принята к публикации 17.08.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 15.06.2019; accepted for publication 17.08.2019. The authors read and approved the final version of the manuscript.