Научная статья на тему 'ДИСКУССИЯ О ДОСТУПЕ НА РЫНОК ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ЭМИТЕНТОВ ИЗ ПЕРЕХОДНЫХ ОТРАСЛЕЙ И МАЛЫХ ЭМИТЕНТОВ'

ДИСКУССИЯ О ДОСТУПЕ НА РЫНОК ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ЭМИТЕНТОВ ИЗ ПЕРЕХОДНЫХ ОТРАСЛЕЙ И МАЛЫХ ЭМИТЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ЗЕЛЕНАЯ ТАКСОНОМИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайдурова Алина Альбертовна

ВЭБ.РФ, наделенный полномочиями методологического центра по вопросам зеленого финансирования в России, работает над развитием национальной таксономии зеленых финансов. В статье обобщена международная дискуссия по поводу возможности выхода на рынок компаний из переходных отраслей, что имеет ценность для понимания места ВЭБ.РФ в этой дискуссии и возможности учета им высокой роли ископаемого топлива в российской экономике. На основе описанной дискуссии предложена типология облигаций устойчивого развития, в основе которой - степень и направление ориентации выпуска на достижение той или иной цели устойчивого развития ООН, а также доля привлеченных средств, которая направляется на «зеленые» цели. По мнению автора, практическое применение данной типологии с помощью присвоения соответствующих маркировок позволило бы расширить доступ компаний из переходных отраслей на рынок устойчивого долга без уменьшения его транспарентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION REGARDING THE ACCESS TO THE GREEN BOND MARKET FOR ISSUERS FROM TRANSITION INDUSTRIES AND SMALL ISSUERS

VEB.RF, empowered as a methodological center for green finance in Russia, is working to develop a national taxonomy of green finance. The article summarizes the international discussion on the possibility of companies from transition industries entering the market, which is valuable for understanding VEB.RF place in this discussion and its ability to take into account the high role of fossil fuels in the national economy. Based on the described discussion, a typology of sustainable development bonds is proposed. It is based on the degree and direction of the issue’s intention towards a particular UN sustainable development goal, as well as the proportion of raised funds that are allocated for “green” purposes. In the author’s opinion, the practical application of this typology by assigning appropriate labels would increase the access of companies from transition industries to the sustainable debt market without reducing its transparency.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИЯ О ДОСТУПЕ НА РЫНОК ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ЭМИТЕНТОВ ИЗ ПЕРЕХОДНЫХ ОТРАСЛЕЙ И МАЛЫХ ЭМИТЕНТОВ»

Дискуссия о доступе на рынок зеленых облигаций эмитентов из переходных отраслей и малых эмитентов

Шайдурова Алина Альбертовна,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: shajdalina@yandex.ru

ВЭБ.РФ, наделенный полномочиями методологического центра по вопросам зеленого финансирования в России, работает над развитием национальной таксономии зеленых финансов. В статье обобщена международная дискуссия по поводу возможности выхода на рынок компаний из переходных отраслей, что имеет ценность для понимания места ВЭБ.РФ в этой дискуссии и возможности учета им высокой роли ископаемого топлива в российской экономике. На основе описанной дискуссии предложена типология облигаций устойчивого развития, в основе которой - степень и направление ориентации выпуска на достижение той или иной цели устойчивого развития ООН, а также доля привлеченных средств, которая направляется на «зеленые» цели. По мнению автора, практическое применение данной типологии с помощью присвоения соответствующих маркировок позволило бы расширить доступ компаний из переходных отраслей на рынок устойчивого долга без уменьшения его транспарентности.

Ключевые слова: зеленые облигации, зеленая таксономия, устойчивое развития, экологически ориентированные проекты.

в

см со

В первом полугодии 2021 года ВЭБ.РФ планирует представить второй вариант методологии верификации зеленых облигаций. В настоящий момент таксономия содержит виды деятельности, связанные с таксомоторным топливом, исключенным из европейской практики зеленого финансирования. Следует его исключить или, напротив, в российской таксономии должны присутствовать виды деятельности, важные для национальной экономики - вопрос дискуссионный. Как отмечает проф. Панова С.А., рынок зеленых облигаций подошел к 2020 году с амбициозным планом разработки путей привлечения на рынок устойчивого долгового финансирования компаний, работающих в переходных (с точки зрения достижения целей климатической нейтральности) индустри-ях, таких как авиация, сталелитейная промышленность, химия, производство цемента и пр. [26]. К началу 2021 года в международной дискуссии по этому поводу были сформированы две точки зрения.

Первая точка зрения принадлежит Европейской комиссии. Так, после продолжительного публичного обсуждения в мае 2020 года был опубликован финальный вариант таксономии зеленых видов деятельности со строгими техническими критериями. В основу положено стремление к достижению цели климатической нейтральности к 2050 году, поэтому для большинства видов деятельности критерием служит максимально допустимый объем парниковых выбросов. Критерии планируется ужесточать, а в 2021 году планируется дополнительно составить так называемую «коричневую» таксономию видов деятельности, для которых пока не существует технологически и экономически осуществимой альтернативы с низким уровнем выбросов углерода, но которая способствует существенному смягчению последствий изменения климата. Полностью неприемлемыми признаются виды деятельности, связанные с любыми видами ископаемого топлива, включая их хранение, транспортировку и генерацию энергии из них [5].

Иной точки зрения придерживается Китай, где в 2020 году была переиздана первая национальная таксономия под руководством Народного банка Китая [8]. В нем признаются приемлемыми виды деятельности, связанные с переработкой и транспортировкой природного газа, а также генерацией энергии из ядерного топлива, что полностью исключено из таксономии ЕС. Несмотря на то, что Китай объявил о цели достижения климатической нейтральности к 2050 году, регуляторы не намерены обозначать грань между зелеными и переход-

ными отраслями для целей верификации зеленых облигаций на внутреннем рынке.

Похожий взгляд демонстрирует Япония. Открытый перечень проектов, который признается приемлемым для финансирования с помощью зеленых облигаций, приведен в документе «Руководство для зеленых облигаций», опубликованном в 2017 году Министерством окружающей среды. В документе отмечается, что «зеленые проекты могут иметь некоторые случайные негативные воздействия на окружающую среду в дополнение к предполагаемым экологическим выгодам [10]. В отличие от таксономии Европейского союза, японское руководство не содержит технических критериев отнесения того или иного проекта к категории зеленых. Более того, министерство предлагает «эмитентам выпускать «пробные» облигации при условии, что их доходы распределяются между зелеными проектами, даже если оценка экологических выгод выпущенных пробных облигаций является несовершенной или отчет об оценке результатов не является адекватным. Данное примечание наряду с открытым перечнем проектов дает основания предполагать, что часть зеленых облигаций японских эмитентов была выпущена с целью финансирования проектов, которые в терминах таксономии ЕС имеют скорее «переходные», чем зеленые характеристики.

Такой подход нашел поддержку в японском деловом сообществе. В сентябре 2019 года японская федерация бизнеса Keidanren опубликовала документ под названием «Признание проблем, связанных с тенденциями в области устойчивого финансирования» [17]. Keidanren выразила опасение, «произвольное прекращение определенных видов экономической деятельности и использования технологий и продуктов, особенно ископаемого топлива, вызовет кредитные кризисы и изъятие активов финансовыми учреждениями и инвесторами, что будет препятствовать НИОКР», и «для достижения целей Парижского соглашения следует оценивать уровень прогресса в достижении целей, а не статический уровень в данный момент времени», для чего предлагается отойти от конкретных технических критериев и оценивать относительную степень повышения энергоэффективности технологий и продуктов с учетом особенностей регионов и секторов». В целом, «фундаментальная концепция таксономии (прим. автора - ЕС) может быть широко распространена во всем мире; однако конкретные критерии соответствия должны устанавливаться каждой страной гибким образом в зависимости от ее обстоятельств».

В сентябре 2020 года Министерство экономики, торговли и промышленности Японии представило отчет, где изложила видение развития «зеленых», «переходных» и «инновационных» финансов в Японии в контексте Стратегии финансирования климатических инноваций, принятой в 2020 году [13]. В отчете отмечается, что необходимо провести работу для того, чтобы участники рынка признали равную ценность финансирования как «зе-

леных», так и «переходных» технологий. Как отмечается в отчете, «некоторые компании выразили озабоченность по поводу того, что переходное финансирование считается второстепенным и может заставить других считать их неспособными искать «зеленое» финансирование. По этой причине институциональных инвесторов следует попросить заявить, что они ценят переходную зону в своих инвестициях в ESG, что поможет этим компаниям фактически получить финансирование». В тексте документа упоминаются так называемые «переходные» облигации (англ. transition bonds).

Ранее, в июне 2019 года, экспертная группа по устойчивому финансированию при правительстве Канады, опубликовала отчет, где заявила, что «в Канаде следует разработанный отдельную, приведенную в соответствии с международными требованиями, таксономию, которая включит не только зеленые определения, но и более широкий спектр переходных и привязанных к устойчивости видов экономической деятельности и классов активов <...> Первоначальные критерии (прим. речь идет о Таксономии ЕС) исключают возможности для сокращения выбросов парниковых газов за счет инноваций в промышленном секторе» [15]. Тогда же, летом 2019 года, началась дискуссия корпоративных участников финансового рынка по вопросу «переходного» финансирования. В июне 2019 года французская управляющая компания AXA Investment Managers (далее - AXA IM) выступила с инициативой создания «переходных» облигаций и разработала «Руководство для переходных облигаций», с помощью предлагает финансировать проекты в таких отраслях, как энергетика, транспорт, промышленность [12]. Это предложение вызвало дискуссию среди европейских компаний по управлению активами. Введение «переходной» маркировки поддержал банк Credit Suisse, который в сотрудничестве в сентябре 2020 года опубликовал рекомендации для различения зеленой и переходной маркировок [6].

Банк Nordea открыл дискуссию, сославшись на методологию «Оттенки зеленого» верификатора зеленых облигаций CICERO [1], в рамках которой проекты, которым присвоен оттенок, отличный от «темно-зеленого», в сущности, является переходным. CICERO выдает заключение о соответствии облигации принципам зеленых облигаций для финансирования всех проектов, которым присваивает тот или иной оттенок зеленого. Но в Nordea замечают, что любой оттенок кроме темно-зеленого означает переходную технологию, то есть «переход», в сущности, уже включен в рынок зеленых облигаций. В некоторой степени это замечание выглядит обоснованным. Например, 1 февраля 2019 года CICERO выдала заключение для облигаций эмитента Reykjavik Energy, где присвоила темно-зеленый оттенок проекту в области возобновляемой энергии, который включает производство водорода. CICERO ссылается на принципы зеленых облигаций ICMA, чья карта зеленых

сз о

со £

m Р

сг

от А

проектов дает лишь общее представление о направлениях проектов, которые могут финансироваться за счет выпуска зеленых облигаций [11]. Однако, по состоянию на январь 2020 года критерии для производства водорода не были разработаны CBI [2]. В заключительном техническом отчете по таксономии ЕС, опубликованном в 2020 году, производство водорода признается устойчивым видом деятельности при соблюдении условия о выделении углекислого газа менее 100 граммов на кВт/ч [5]. Соблюдение этого технического критерия не отмечено в данном отчете CICERO. Таким образом, темно-зеленый оттенок с точки зрения CBI и ЕС является дискуссионным.

Дискуссии могут возникнуть не только на момент выдачи независимого заключения, но и в процессе обращения зеленой облигации на вторичном рынке. Например, 29 сентября 2019 CICERO присвоила светло-зеленый оттенок проекту эмитента Teekay Shuttle Tankers по финансированию и рефинансированию покупки танкерных судов для перевозки сырой нефти, которые работают на гибридной технологии, сжиженном природном газе и парах сырой нефти. Деятельность по перевозке любых ископаемых видов топлива не признается приемлемой в ЕС. В сентябре 2020 года Climate Bonds Initiative опубликовала секторальные критерии для индустрии грузоперевозок, где также отмечается, что активы, предназначенные для транспортировки ископаемого топлива, в том числе танкеры для перевозки сжиженного природного газа и сырой нефти, не соответствуют критериям [23]. Еще один пример - выпуск эмитента VolvoFinans. 5 июня 2019 года CICERO присвоила средне-зеленый оттенок проекту по производству электрокаров, автомобилей, работающих на топливных элементах, а также гибридных автомобилях, выхлопы которых не превышают 60 граммов углекислого газа на километр. Однако, уже на тот момент в техническом отчете по Таксономии ЕС содержалось указание на то, что до 2025 года для пассажирского транспорта считаются приемлемыми выбросы лишь до 50 граммов углекислого газа на километр. Такое же требование в октябре 2020 года ввела CBI на период до 2025 года в секторальных критериях для индустрии низкоуглеродного транспорта [21], хотя в ранее версии критериев, опубликованных еще в 2017 году и действовавших на момент выдачи CICERO заключения для VolvoFinans, речь шла о 75 граммах на километр [22]. Таким образом, можно согласиться с тем, что в данный момент на рынке зеленых облигаций получают финансирование проекты, связанные с переходными технологиями, что может быть вызвано как разночтениями в разных таксономиях на момент эмиссии облигаций, так и обновлением так-сономий в ходе обращения облигаций на вторич-= ном рынке.

е В Nordea отмечают, что введение «переход-S ной» маркировки повысит риски недобросовестен ности эмитента. Однако, еще в 2017 году Евроко-5в миссия отмечала, что «универсальная таксономия

зеленых секторов, которая не делает различий между «темно-зелеными» и «светло-зелеными» инвестициями, может повысить согласованность зеленого финансирования между странами и регионами, и не обязательно будет стимулировать переход к более темным оттенкам зеленого» [4]. Риск недобросовестности эмитента, или так называемый «гринвошинг», то есть экологическое позиционирование проекта без достаточных на то оснований, представляет значимую угрозу для рынка зеленых облигаций ввиду распространенной практики отрицательного скрининга (англ. negative screening) среди управляющих активами. По данным Sustainalytics, отрицательный скрининг - это наиболее распространенная практика внедрения ESG-факторов в инвестиционный процесс. Из 23 трлн.долл. активов под управлением, которые управлялись в январе 2019 года с учетом ESG-факторов, 36% процентов управлялись с использованием негативного скрининга [20]. Обсуждаемые примеры негативного скрининга на рынке зеленых облигаций - отказ ряда инвесторов от суверенных зеленых облигаций, выпущенных отдельно правительствами Польши и Индонезии. Так, Польша в 2016 году стала первым в мире суверенным эмитентом зеленых облигаций, верификатором выпуска выступила Sustainalytics [19]. Однако, в CBI допустили, что часть привлеченных в ходе размещения зеленых облигаций может пойти на финансирование проектов, связанных с ископаемым топливом в связи с высокой зависимостью экономики страны от угля [16]. Как результат, фонд «Глобальные климатические облигации» (входит в швейцарскую банковскую группу LombardOdier) не приобрел суверенную зеленую облигацию Польши из-за риска «гринвошинга». В 2018 году на рынке зеленых облигаций вышло правительство Индонезии, которое выпустило зеленые сукук номинальной стоимостью 1,25 млрд долл. со сроком погашения через 5 лет. Глава отдела бюджетного финансирования и управления рисками Министерства финансов Индонезии, сказал, что выручка от выпуска облигаций будет использована для финансирования таких проектов, как возобновляемые источники энергии, зеленый туризм и управление отходами, однако, страна не представила конкретный перечень проектов. Верификатор CICERO указал, что «возможно, некоторые проекты включают элемент вырубки лесов» [18], но присвоил зеленому сукук «средне-зеленый» оттенок.

В этой связи дискуссия вокруг «переходных» технологий остается острой. Пока ЕС стремится к формированию «коричневой» таксономии и ужесточению технических критериев для выделения «зеленых» видов деятельности, Япония и Канада, которые зависят от промышленных видов деятельности и ископаемого топлива, призывают ЕС и ICMA к гибкости и возможностям для стран формировать собственные таксономии. Недоверие к рынку зеленых облигаций из-за опасений инвесторов по поводу недобросовестности эмитентов

создает препятствия для развития рынка со стороны спроса. С другой стороны, исключение из таксономии видов деятельности, в том числе связанных с ископаемым топливом, создает препятствия для эмитентов, которые либо не могут выйти на рынок климатических облигаций, либо опасаются репутационных рисков, связанных с оценкой их проектов как климатически неблагоприятных. Вопрос о том, что в больше степени помешает развитию рынка климатических облигаций - опасения со стороны спроса или опасения со стороны предложения - остается открытым.

В июне 2020 года Sustainalytics (по итогам 2019 года Sustainalytics подготовила внешние независимые заключения для 29% от общего глобального выпуска зеленых облигаций; таким образом, Sustainalytics является одним из лидеров на рынке услуг верификации зеленых облигаций [9]) начала предоставлять услуги по подготовке независимых заключений «переходных» облигаций на основе собственной методологии.

Помимо дискуссии о «переходных» облигациях следует отметить дискуссию о невозможности небольших эмитентов выйти на рынок зеленых облигаций. Согласно методологии CBI, на цели финансирования зеленых активов должны быть направлены 100% привлеченных средств [7]. Из принципов зеленых облигаций ICMA также следует, что использование привлеченных средств на цели, отличные от целей финансирования зеленых активов. не допускается [27]. Это ограничение вызывает развитие новых типов долговых инструментов на рынке зеленых долговых инструментов, которые позволяют финансировать зеленые виды деятельности эмитента, не соответствующие существующим Таксономиям зеленых видов деятельности, либо позволяют финансировать незеленую деятельность, но при этом связать размер купонных выплат с достижением эмитентом тарге-тов в контексте Целей устойчивого развития ООН (далее - ЦУР), связанных с климатом. В конечном итоге, все указанные долговые инструменты служат достижению климатических ЦУР. Обход этого ограничения критически важен для небольших эмитентов. Всемирный банк отмечает, что инвесторы на рынке международных облигаций часто требуют, чтобы объем выпуска был не менее 500 тыс. долл. - это служит гарантией ликвидности облигаций на вторичном рынке [14]. Кроме того, для включения в международные индексы облигаций также существуют требования к объему выпуска: например, для включения в индекс облигаций развивающихся стран JPMorgan Emerging Bond Index (EMBI) объем выпуска должен быть не менее 500 тыс. долл. Новые зеленые долговые инструменты позволяют выйти на рынок зеленого долгового финансирования компаниям, которые не испытывают потребности в финансировании зеленых проектов на сумму не менее 500 тыс. долл., но готовые привлечь такую сумму с учетом прочих корпоративных целей, не связанных с зелеными активами.

Развитие рынка зеленых долговых инструментов, позволяющих финансировать общие корпоративные целей при поддержании общей стратегии устойчивого развития, позволит расширить круг потенциальных эмитентов и увеличить масштаб рынка.

Литература

1. CICERO Shades of green assessment for companies and equities: официальный сайт CICERO. - URL: https://static1.squarespace. com/static/5bc5b31a7788975c96763ea7/t/5e e0b8dbf4b5af591ac129ad/1591785693690/ CICERO_SHadesofGreen_factsheet_ CompanyAssessment_v2.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

2. Climate bonds taxonomy: официальный сайт Climate Bonds Initiative. - URL: https://www. climatebonds.net/files/files/CBI_Taxonomy_ Tables_January_20.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

3. Concept paper on Climate transition finance principles: официальный сайт Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. - URL: https://www.meti.go.jp/pre ss/2019/03/20200331002/20200331002-2.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

4. Defining «green» in the context of green finance: официальный сайт Европейской комиссии. -uRl: https://ec.europa.eu/environment/enveco/ sustainable_finance/pdf/studies/Defining%20 Green%20in%20green%20finance%20-%20 final%20report%20published%20on%20eu%20 website.pdf (дата обращения: 25.02.2021). -Текст: электронный.

5. EU Taxonomy technical report 2020: официальный сайт Европейской комиссии. -URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/ business_economy_euro/banking_and_finance/ documents/200309-sustainable-finance-teg-final-report-taxonomy_en.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

6. Financing credible transitions: официальный сайт Climate Bonds Initiative. - URL: https:// www.climatebonds.net/system/tdf/reports/cbi-fin-cred-transitions-092020-report-page.pdf?file=1&t ype=node&id=54300&force=0 (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

7. Green bond database methodology: официальный сайт Climate Bonds Initiative. - URL: https://www.climatebonds.net/files/files/cbi-gb-methodology-061020.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

8. Green bond endorsed projects catalogue: официальный сайт Climate Bonds Initiative. -URL: https://www.climatebonds.net/china/ catalogue-2020 (дата обращения: 25.02.2021). -Текст: электронный.

9. Green bonds global state of the market 2019: официальный сайт Climate Bonds Initiative. -

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

Q. в

ем со

URL: https://www.climatebonds.net/files/reports/ cbi_sotm_2019_vol1_04d.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

10. Green bonds guidelines: официальный сайт Министерства окружающей среды Японии. - URL: http://www.env.go.jp/en/policy/economy/gb/en_ greenbond_guideline2017.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

11. Green project mapping: официальный сайт ICMA. - uRl: https://www.icmagroup.org/assets/ documents/Regulatory/Green-Bonds/June-2019/ Green-Projects-Mapping-Document-100619.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

12. Guidelines for transition bonds: официальный сайт Axa Investment Managers. - URL: https:// realassets.axa-im.com/content/-/asset_publisher/ x7LvZDsY05WX/content/financing-brown-to-green-guidelines-for-transition-bonds/23818 (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

13. Interim report of the study group on environmental innovation finance: официальный сайт Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. - URL: https://www.meti.go.jp/ english/press/2020/pdf/0916_001b.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

14. Issuing international bonds: официальный сайт Всемирного банка. - URL: http://documents1. worldbank.org/curated/en/491301554821864140/ pdf/Issuing-International-Bonds-A-Guidance-Note.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

15. Mobilizing finance for sustainable growth: официальный сайт правительства Канады. - URL: http://publications.gc.ca/collections/ collection_2019/eccc/En4-350-2-2019-eng.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

16. Poland wins race to issue first green sovereign bond. A new era for Polish climate policy: официальный сайт Climate Bonds Initiative. - uRl: https://www.climatebonds.net/2016/12/poland-wins-race-issue-first-green-sovereign-bond-new-era-polish-climate-policy (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

17. Recognition of Issues Surrounding Trends in Sustainable Finance: официальный сайт японской бизнес-федерации Keidanren. - URL: https://www.keidanren.or.jp/en/policy/2019/069. pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

18. Second opinion on the Republic of Indonesia's green bond: официальный сайт CICERO. -URL: https://www.djppr.kemenkeu.go.id/ uploads/files/dmodata/in/6Publikasi/0ffering%20 Circular/Second%200pinion%20on%20 R0I%20Green%20Bond%20and%20Green%20 Sukuk%20Framework.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

19. Second party opinion by Sustainalytics: официальный сайт Sustainalytis. - URL: https:// www.sustainalytics.com/sites/default/files/green_

bond_opinion_poland.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

20. The ESG risk ratings moving up the innovation curve: официальный сайт Suatainalytics. - URL: https://connect.sustainalytics.com/hubfs/INV%20 -%20Reports%20and%20Brochure/Thought%20 Leadership/SustainalyticsESGRiskRatings_ WhitePaperVolume0ne_0ctober%202018.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

21. The Land transport criteria for the climate bonds standard & certification scheme: version 2: официальный сайт Climate Bonds Initiative. -URL: https://www.climatebonds.net/files/files/ CBI%20Transport%20Criteria%20document_ Jan2020%281%29.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

22. The Land transport criteria for the climate bonds standard & certification scheme: version 1: официальный сайт Climate Bonds Initiative. - uRl: https://www.climatebonds.net/files/files/standards/ Land%20transport/Land%20Transport%20 Criteria%20Version%201%20Feb%202017.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

23. The shipping criteria for the climate bonds standard & certification scheme: официальный сайт Climate Bonds Initiative. - URL: https://www.climatebonds.net/files/files/CBI%20 Certification%20-%20Shipping%20Criteria.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

24. Будущее устойчивого финансирования в России и СНГ: официальный сайт Latham&Watkins. -URL: https://rn.lw.com/thoughtLeadership/the-future-of-sustainable-finance-in-russia-and-cis (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

25. Основные направления реализации зеленых проектов в Российской Федерации (таксономия): официальный сайт ВЭБ.РФ. - URL: https:// veb.ru/files/?file=3c88641bf666e0d8b2609488e d24d511.pdf (дата обращения: 25.02.2021). -Текст: электронный.

26. Панова, С.А. Тенденции и перспективы развития рынка зеленых облигаций / С.А. Панова // Финансовые рынки и банки. - 2020. - № 6. - C. 39-42. - ISSN2658-3917.

27. Принципы зеленых облигаций: официальный сайт ICMA. - URL: https://www. icmagroup.org/assets/documents/Regulatory/ Green-Bonds/Translations/2018/Russian-GBP2020-06-280920.pdf (дата обращения: 25.02.2021). - Текст: электронный.

DISCUSSION REGARDING THE ACCESS TO THE

GREEN BOND MARKET FOR ISSUERS FROM

TRANSITION INDUSTRIES AND SMALL ISSUERS

Shaydurova A.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

VEB.RF, empowered as a methodological center for green finance

in Russia, is working to develop a national taxonomy of green fi-

nance. The article summarizes the international discussion on the possibility of companies from transition industries entering the market, which is valuable for understanding VEB.RF place in this discussion and its ability to take into account the high role of fossil fuels in the national economy. Based on the described discussion, a typology of sustainable development bonds is proposed. It is based on the degree and direction of the issue's intention towards a particular UN sustainable development goal, as well as the proportion of raised funds that are allocated for "green" purposes. In the author's opinion, the practical application of this typology by assigning appropriate labels would increase the access of companies from transition industries to the sustainable debt market without reducing its transparency.

Keywords: green bonds, green taxonomy, sustainable development, ecologically oriented projects.

References

1. CICERO Shades of green assessment for companies and equities: CICERO official website. - URL: https://static1.squarespace. com/static/5bc5b31a7788975c96763ea7/t/5ee0b8dbf4b5a-f591ac129ad/1591785693690/CICERO_SHadesofGreen_ factsheet_CompanyAssessment_v2.p.20 (accessed date: 25.02.2021) - Text: electronic.

2. Climate bonds taxonomy: the official website of the Climate Bonds Initiative. - URL: https://www.climatebonds.net/files/ filesZCBLTaxonomy_Tables_January_20.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

3. Concept paper on Climate transition finance principles: the official website of the Ministry of Economy, Trade and Industry of Japan. - URL: https://www.meti.go.jp/pre ss/2019/03/20200331002/20200331002-2.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

4. Defining "green" in the context of green finance: the official website of the European Commission. - URL: https://ec.europa. eu/environment/enveco/sustainable_finance/pdf/studies/Defin-ing%20Green%20in%20green%20finance%20-%20final%20 report%20published%20on%20eu%20website.pdf (date of access: 25.02.2021). - Text: electronic.

5. EU Taxonomy technical report 2020: official website of the European Commission. - URL: https://ec.europa.eu/info/sites/ info/files/business_economy_euro/banking_and_finance/ documents/200309-sustainable-finance-teg-final-report-taxonomy_en.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

6. Financing credible transitions: Climate Bonds Initiative official website. - URL: https://www.climatebonds.net/system/tdf/re-ports/cbi-fin-cred-transitions-092020-report-page.pdf?file=1&-type=node&id=54300&force=0 (date accessed: 25.02.2021). -Text: electronic.

7. Green bond database methodology: official site of the Climate Bonds Initiative. - URL: https://www.climatebonds.net/files/files/ cbi-gb-methodology-061020.pdf (date accessed: 25.02.2021). -Text: electronic.

8. Green bond endorsed projects catalog: Climate Bonds Initiative official website. - URL: https://www.climatebonds.net/china/cat-alogue-2020 (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

9. Green bonds global state of the market 2019: the official website of the Climate Bonds Initiative. - URL: https://www.climate-bonds.net/files/reports/cbi_sotm_2019_vol1_04d.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

10. Green bonds guidelines: the official website of the Japanese Ministry of the Environment. - URL: http://www.env.go.jp/en/ policy/economy/gb/en_greenbond_guideline2017.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

11. Green project mapping: ICMA official website. - URL: https:// www.icmagroup.org/assets/documents/Regulatory/Green-Bonds/June-2019/Green-Projects-Mapping-Document-100619. pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

12. Guidelines for transition bonds: Axa Investment Managers official website. - URL: https://realassets.axa-im.com/content/-/ asset_publisher/x7LvZDsY05WX/content/financing-brown-to-

green-guidelines-for-transition-bonds/23818 (date accessed: 25.02.2021) ... - Text: electronic.

13. Interim report of the study group on environmental innovation finance: official website of the Japanese Ministry of Economy, Trade and Industry. - URL: https://www.meti.go.jp/english/ press/2020/pdf/0916_001b.pdf (date accessed: 25.02.2021). -Text: electronic.

14. Issuing international bonds: the official website of the World Bank. - URL: http://documents1.worldbank.org/curated/ en/491301554821864140/pdf/Issuing-International-Bonds-A-Guidance-Note.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

15. Mobilizing finance for sustainable growth: Official website of the Government of Canada. - URL: http://publications.gc.ca/collec-tions/collection_2019/eccc/En4-350-2-2019-eng.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

16. Poland wins race to issue first green sovereign bond. A new era for Polish climate policy: official website of the Climate Bonds Initiative. - URL: https://www.climatebonds.net/2016/12/poland-wins-race-issue-first-green-sovereign-bond-new-era-polish-climate-policy (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

17. Recognition of Issues Surrounding Trends in Sustainable Finance: the official website of the Japanese Keidanren Business Federation. - URL: https://www.keidanren.or.jp/en/policy/2019/069.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

18. Second opinion on the Republic of Indonesia's green bond: CICERO official website. - URL: https://www.djppr.kemenkeu. go.id/uploads/files/dmodata/in/6Publikasi/0ffering%20Circular/ Second%200pinion%20on%20R0I%20Green%20Bond%20 and%20Green%20Sukuk%20Framework.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

19. Second party opinion by Sustainalytics: Sustainalytis official website. - URL: https://www.sustainalytics.com/sites/de-fault/files/green_bond_opinion_poland.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

20. The ESG risk ratings moving up the innovation curve: Suataina-lytics official website. - URL: https://connect.sustainalytics.com/ hubfs/INV%20-%20Reports%20and%20Brochure/Thought%20 Leadership/SustainalyticsESGRiskRatings_WhitePaperVol-ume0ne_0ctober%202018.pdf (date accessed: 25.02.2021). -Text: electronic.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. The Land transport criteria for the climate bonds standard & certification scheme: version 2: official website of the Climate Bonds Initiative. - URL: https://www.climatebonds. net/files/files/CBI%20Transport%20Criteria%20document_ Jan2020%281%29.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

22. The Land transport criteria for the climate bonds standard & certification scheme: version 1: official website of the Climate Bonds Initiative. - URL: https://www.climatebonds.net/files/ files/standards/Land%20transport/Land%20Transport%20Cri-teria%20Version%201%20Feb%202017.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

23. The shipping criteria for the climate bonds standard & certification scheme: official website of the Climate Bonds Initiative. - URL: https://www.climatebonds.net/files/files/CBI%20 Certification%20-%20Shipping%20Criteria.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

24. The future of sustainable finance in Russia and the CIS: Latham & Watkins official website. - URL: https://m.lw.com/thought-Leadership/the-future-of-sustainable-finance-in-russia-and-cis (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

25. The main directions for the implementation of green projects in the Russian Federation (taxonomy): the official website of VEB.RF. - URL: https://veb.ru/files/?file=3c88641bf666e0d-8b2609488ed24d511.pdf (date of access: 25.02.2021). - Text: electronic.

26. Panova S.A. Trends and prospects for the development of the green bond market / S.A. Panova // Financial markets and banks. - 2020. - No. 6. - S. 39-42. - ISSN2658-3917.

27. Principles of Green Bonds: ICMA official website. - URL: https:// www.icmagroup.org/assets/documents/Regulatory/Green-Bonds/Translations/2018/Russian-GBP2020-06-280920.pdf (date accessed: 25.02.2021). - Text: electronic.

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.