Научная статья на тему 'Использование опыта Китая в области финансирования зеленых проектов на пути к устойчивому развитию экономики России'

Использование опыта Китая в области финансирования зеленых проектов на пути к устойчивому развитию экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНЫЕ ФИНАНСЫ / ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ЗЕЛЕНЫЕ КРЕДИТЫ / НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КИТАЙ / GREEN FINANCE / GREEN BONDS / GREEN LOANS / BEST AVAILABLE TECHNIQUES / CHINA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайдурова Алина Альбертовна

Статья посвящена развитию системы зеленого финансирования в России. Отмечается особая роль крупных компаний и компаний с государственным участием в реализации национального проекта «Экология», а именно федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий». В этой связи исследуется опыт Китайской Народной Республики как страны с высокой степенью государственного участия в экономике. Китай демонстрирует высокую степень правового развития зеленой финансовой системы, а также инициатив финансовых регуляторов по стимулированию эмитентов и инвесторов. Китайский опыт примечателен внедрением лучших международных практик с последующей их корректировкой с учетом особенностей структуры национальной экономики. Для России рекомендуется внедрение общего подхода и ряда инициатив по развитию зеленой финансовой системы, реализованных в Китае.The article is devoted to the development of the green financial system in Russia. The special role of large companies and companies with state participation in the implementation of the national project “Ecology”, namely the federal project “Implementation of the best available techniques”, is highlighted. In this regard, the experience of the People’s Republic of China as a country with a high degree of state participation in the economy is examined. China demonstrates a high degree of legal development in the area of green finance as well as initiatives of financial regulators aimed at encouraging issuers and investors. China’s experience is notable for the introduction of the best international practices with their adjustment in accordance with the structure of their national economy. As for Russia, it is recommended to introduce a common approach and a number of initiatives implemented in China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование опыта Китая в области финансирования зеленых проектов на пути к устойчивому развитию экономики России»

Использование опыта Китая в области финансирования зеленых проектов на пути к устойчивому развитию экономики России

Шайдурова Алина Альбертовна,

аспирант, департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Статья посвящена развитию системы зеленого финансирования в России. Отмечается особая роль крупных компаний и компаний с государственным участием в реализации национального проекта «Экология», а именно федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий». В этой связи исследуется опыт Китайской Народной Республики как страны с высокой степенью государственного участия в экономике. Китай демонстрирует высокую степень правового развития зеленой финансовой системы, а также инициатив финансовых регуляторов по стимулированию эмитентов и инвесторов. Китайский опыт примечателен внедрением лучших международных практик с последующей их корректировкой с учетом особенностей структуры национальной экономики. Для России рекомендуется внедрение общего подхода и ряда инициатив по развитию зеленой финансовой системы, реализованных в Китае.

Ключевые слова. Зеленые финансы, зеленые облигации, зеленые кредиты, наилучшие доступные технологии, Китай.

В сентябре 2019 года Российская Федерация ратифицировала Парижское соглашение по климату и, таким образом, присоединилась к международной договоренности о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу. В 2017 году Россия стала 4-ой в мире страной по выбросам парниковых газов - 4,6% от общемировых выбросов [4, с. 23]. Соглашение, помимо прочего, нацелено на приведение «финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата» [6, с. 2]. Сокращению выбросов углекислого газа в России может способствовать реализация федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», в рамках которого за период с 2019 до 2024 года планирует привлечь 2,4 трлн руб. внебюджетных средств при бюджетном финансировании объемом лишь 27,3 млрд руб. Данный проект входит в национальный проект «Экология» и составляет 60% его совокупных (бюджетных и внебюджетных) расходов. Внебюджетные средства возможно привлечь с помощью развития системы зеленого финансирования. Единого общепринятого определения зеленых финансов нет ни в научной, ни в деловой среде, но обычно под ними понимают систему инструментов и институтов, связанных с финансированием проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды, иными словами, зеленых, или экологически ориентированных, проектов. Широко обсуждаемыми инструментами в сфере зеленых финансов являются зеленые облигации и зеленые кредиты. В сущности, и те, и другие являются классическими облигациями и кредитами, но с целевым назначением, что определяет необходимость эмитента (заемщика) подтверждать потенциальную экологическую выгоду от реализации финансируемого проекта и регулярно отчитываться о его реализации перед инвесторами (кредиторами).

Чтобы определить круг компаний, которые потенциально будут нуждаться в больших объемах финансирования для реализации проекта по внедрению наилучших доступных технологий, следует обратить внимание на Приказ Минприроды от 2018 года, где перечислен список объектов, характеризующихся особо высокими выбросами загрязняющих веществ [2]. На основании этого списка можно выделить ряд компаний, владеющих некоторыми из указанных объектов (в таблице 1 приведен перечень объектов с указанием компаний, которые управляют этими объектами; в большинстве случаев указана их материнская компания или группа компаний). В таблице приведен

сз о

со £

m Р

сг

от А

перечень компаний, которые на основании вышеуказанного Приказа имеют два и более опасных производственных объекта. Указанные компании управляют 119 опасными объектами.

Таблица 1. Перечень владельцев опасных производственных объектов

Потенциальный эмитент Оценка количества опасных производственных объектов из Приказа Минприроды Рейтинг Moody's/S&P/ Fitch

Мечел 4 п.а.

Сургутнефтегаз 11 п.а.

Уральская горнометаллургическая компания 4 п.а.

Интер РАО 7 Ваа3/п.а./ВВВ

Башнефть 3 Ваа3/п.а./ВВВ

Роснефть 9 Ваа3/ВВВ-/п.а.

Газпромнефть 7 Ваа2/ВВВ-/ВВВ

Лукойл 11 Ваа2/ВВВ/ВВВ+

Газпром 15 Ваа2/ВВВ/ВВВ

Норильский никель 2 Ваа2/ВВВ-/ВВВ-

Магнитогорский металлургический комбинат 2 Ваа2/ВВВ-/ВВВ

Северсталь 8 Ваа2/ВВВ-/ВВВ

Энел Россия 2 Ва3/п.а./ВВ+

Русал 4 Ва3/п.а./ВВ-

СУЭК 13 Ва2/п.а./ВВ

Уралкалий 2 Ва2/ВВ-/ВВ-

Евраз 7 Ва1/ВВ+/ВВ+

Металлоинвест 2 Ва1/ВВ+/ВВ+

Русгидро 4 Ваа3/ВВВ-/ВВВ-

Распадская 2 п.а.

Перечень не носит исчерпывающий характер (данных по некоторым объектам из приказа недостаточно для определения компаний, управляющих объектами), но дает представление о том, что большую нагрузку по внедрению наилучших доступных технологий будут нести компании крупного бизнеса, в том числе с государственным участием. Так, в приведенном перечне государственное участие имеется у компаний Интер РАО (46%), Башнефть (54%), Роснефть (50%), Газпромнефть (48%), Газпром (50%), Русгидро (61%) [3, с. 15], на которые в совокупности приходится 45 объектов из приведенной таблицы. Следует обратить внимание, что доля государства в российской эко-^ номике в целом достаточно велика. Имеются раз-= личные оценки доли государства в структуре ВВП е России: эксперты МВФ оценили долю госучастия еЗ в экономике в 33% в 2016 году, эксперты РАН° ХиГС - в 46% в 2016 году (против 40% в 2006 го-ав ду), наиболее радикальную оценку приводила Фе-

деральная антимонопольная служба, отметив рост госучастия в ВВП с 35% до 70% за период с 2005 по 2014 годы [3, с. 5]. В настоящий момент в России отсутствует комплексная система из институтов, инструментов и мер государственного регулирования в области так называемых зеленых финансов. Однако, в связи с высокой долей государства в российской экономике следует обратить внимание на опыт построения системы зеленого финансирования в Китае. Балансовая стоимость непубличных компаний и рыночная стоимость публичных компаний Китая с государственным участием по состоянию на конец 2015 года суммарно составили около 29,2 трлн долл. (в пересчете по курсу юаня к доллару по состоянию на конец 2015 года) [16, с. 42], или 265% ВВП - это самый большой показатель в мире.

31 августа 2016 года Народный банк Китая (НБК) совместно с несколькими регуляторами (включая министерство финансов; комиссии по регулированию банковской деятельности, рынка ценных бумаг, страхового рынка и пр.) принял программный документ «Руководство по созданию зеленой финансовой системы». Четыре дня спустя в китайском городе Ханчжоу открылся саммит «Группы двадцати» ^20). Все главы стран, входящих в группу, подписали «План действий Ханчжоу», в котором впервые в истории саммита появился пункт о «продвижении зеленых финансов» с указаниями на то, что G20 поддерживает усилия рабочей группы по зеленым финансам касательно повышения «способности финансовой системы мобилизовать частный капитал для зеленых инвестиций»[13, с. 13].

В отличие от западного подхода «снизу вверх», который основан на построении системы государственного регулирования уже имеющихся рыночных инноваций в корпоративном сегменте, построение зеленой финансовой системы в Китае имеет «нисходящий» характер, основанный на правительственных указаниях. Таким важнейшим указанием стало «Руководство по созданию зеленой финансовой системы» 2016 года. Оно дополнило принятый в марте 2016 года очередной пятилетний план на 2016-2020 годы, где в качестве задач развития указано, помимо прочего, «поощрение негосударственных инвестиций в создание инфраструктуры для защиты окружающей среды», а также «создание системы зеленых финансов, развитие зеленых кредитов и облигаций и учреждение зеленых фондов развития»[15, с. 140]. Пятилетний план включает задачу развития «зеленой финансовой стандартизации» с акцентом на стандарты финансовых продуктов, стандарты раскрытия информации и стандарты зеленых кредитных рейтингов для финансовых учреждений. Затем НБК предпринял ряд шагов для содействия развитию зеленых финансов путем сочетания макропру-денциальной и денежно-кредитной политик. Так, в июне 2018 года регулятор включил зеленые кредиты и зеленые облигации в качестве обеспечения в среднесрочную кредитную линию (MLF). На тот

момент в качестве обеспечения по операциям MLF принимались бумаги только очень высокого инвестиционного качества, в том числе государственные облигации, векселя НБК, облигации Китайского банка развития и корпоративные облигации с рейтингом AAA [9, с. 16]. Далее, 27 июля 2018 года НБК опубликовал «Уведомление о начале оценки эффективности зеленого кредитования финансовых учреждений депозитного типа в банковской отрасли». В соответствии с требованиями регулятора оценка эффективности зеленого кредитования проводится ежеквартально. Количественные показатели оценки эффективности зеленого кредитования включают долю непогашенных зеленых кредитов на рынке кредитования в целом, темпы роста зеленого кредитования, долю необслуживаемых зеленых кредитов и пр. Результаты оценки эффективности зеленого кредитования включены в макропруденциальную оценку НБК[10, с. 4].

Примечательно, что Китай занимает активную позицию в области создания международных сообществ и участия в международных дискуссиях, посвященных тематике зеленого финансирования. Так, Китай был одним из основателей Сети центральных банков и надзорных органов по экологизации финансовой системы (NGFS), учрежденной в 2017 году в Париже на форуме «Одна планета». Помимо прочих, целями Сети являются усиление глобальных мер для достижения целей Парижского соглашения, мобилизация капитала для зеленых инвестиций. Сеть объединяет порядка 40 центральных банков, надзорных органов и наднациональных организаций. Кроме того, Китай является активным участником Сети устойчивого банковского обслуживания (SBN), сообщества банков и финансовых регуляторов на развивающихся рынках, и Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (TCFD).

Первые международные правила идентификации зеленых облигаций («Принципы зеленых облигаций») были разработаны в 2014 году Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA). Принципы определяют направление использования средств, процесс оценки и отбора проектов, правила управления привлеченными средствами, а также правила отчетности эмитента перед кредиторами. Для присвоения облигациям зеленой маркировки эмитентам рекомендуется получать внешнее заключение от независимой организации, которое подтверждает положительный эффект для окружающей среды, ожидаемый в ходе реализации финансируемого проекта. На основе принципов ICMA появились другие стандарты, в том числе «Стандарт зеленых облигаций» некоммерческой исследовательской организации «Инициатива климатических облигаций», стандарты Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), рекомендации для рынка зеленых облигаций Группы двадцати (G20) и пр. На основе принципов ICMA была разработана таксономия зеленых финансов в Европейском союзе. Однако,

Китай идет особым путем. Несмотря на позиционирование себя в международном сообществе как страны, активно выступающей за развитие зеленого финансирования, при разработке национальных стандартов зеленых облигаций страна ориентируется на собственную ситуацию в экономике. В 2015 году Китай стал первой стране в мире, которая разработала национальную таксономию зеленых облигаций - документ «Каталог проектов, которые могут финансироваться посредством выпуска зеленых облигаций», который был опубликован Комитетом по экологическим финансам Китайского общества в области финансов и банковского дела, учрежденным при НБК.

Однако, по итогам 2018 было отмечено, что среди материковых зеленых облигаций доля тех, что не соответствуют международным стандартам, оставалась на уровне 20%-40% в 2016-2017 годах и составила 28% в первом полугодии 2018 г. По данным Climate Bonds Initiative, «в 2017 г. 38% выпусков не соответствовали международным стандартам, в 2018 г. количество таких выпусков составило 26% от общего числа» [9, с. 3].

Действительно, китайские и международные правила имеют принципиальные различия. Во-первых, различия касаются приемлемых направлений использования привлеченных средств. Наиболее обсуждаемым аспектом является присутствие в китайском каталоге проектов технологий так называемого «чистого угля», в то время как в международной практике угольная промышленность признается абсолютно неприемлемой для зеленого финансирования. Технологии «чистого угля» направлены на использование угля способом, который, с одной стороны, экономически целесообразен, а с другой, стороны, относительно безопасен для окружающей среды [7, с. 517]. В связи с тем, что уголь является ключевым топливом в структуре энергопотребления Китая (в 2015 году на уголь пришлось 64% всего первичного энергопотребления страны), этой отрасли уделяется особое внимание. Во-вторых, различие касается лимита привлеченных средств, которые могут использоваться в счет погашения прочего долга и на общие цели корпорации: согласно правилам Китая, так может быть потрачено не более 50% средств, привлеченных в ходе эмиссии зеленых облигаций, а согласно международным стандартам - не более 5%. В-третьих, в Китае не требуется внешнее заключение для маркировки облигации в качестве зеленой.

Несмотря на указанные различия, китайские эмитенты проявляют интерес к выпуску зеленых облигаций. В частности, в 2019 году китайские эмитенты выпустили зеленые облигации, соответствующие международным стандартам, на 31,3 млрд долл. по номинальной стоимости, что составило 12% от общего объема выпущенных зеленых облигаций в мире. По этому показателю Китай уступил лишь США, где было выпущено около 20% зеленых облигаций в 2019 году [11, с. 2]. Однако, следует отметить, что в Китае также были

сз о со от m Р от

от А

выпущены зеленые облигации, не соответствующие международным стандартам, на сумму 24,2 млрд долл. [11, с. 7].

Среди российских эмитентов пока зарегистрированы несколько выпусков. Так, в декабре

2018 года первые зеленые облигации выпустило ООО «Ресурсосбережение-ХМАО» номиналом 1,1 млрд руб. В мае 2019 года ICMA включила этот облигационный выпуск в базу данных экологических, социальных и устойчивых облигаций (Green, Social and Sustainability bonds database), верификатором выпуска выступило рейтинговое агентство RatingAgentur Expert RA GmbH, которое состоит в международном реестре External Review Service Mapping, агрегирующем информацию о верификаторах выпусков облигаций, связанных с целями устойчивого развития. Далее, в мае 2019 года ОАО «РЖД» разместило еврооблигации объемом 500 млн евро - эти облигации стали первыми зелеными облигациями российского эмитента, получившими внешнее заключение от признанного международного верификатора Sustainalytics. В декабре

2019 года банк «Центр Инвест» и компания «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант Инвест» осуществили рублевые выпуски на специальном Секторе устойчивого развития Московской биржи, который начал работу в августе. Объемы выпуском составили 250 млн руб. и 500 млн руб., соответственно. В марте 2020 года ОАО «РЖД» вновь выпустило зеленые еврооблигации, номинированные в швейцарских франках, объемом 250 млн франков.

На государственном уровне полноценная система регулирования и стимулирования зеленого финансирования пока отсутствует. В конце 2019 года Банком России была опубликована «Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования», которую можно рассматривать как программный документ. Один из пунктов документа утверждает такие направления действий, как согласование международных политик с национальными целями и потребностями, а также интегрируемость российской методологии оценки проектов ответственного финансирования с международными стандартами [5, с. 67]. Данный пункт несколько противоречив, поскольку, учитывая высокий объем выбросов углекислого газа в атмосферу, производимый Россией, полная имплементация международных стандартов ICMA, продиктованных духом Парижского соглашения по климату, выглядит преждевременной. В то же время, прямое применение подхода Китая, который заключается в возможности выпуска зеленых облигаций (по национальным правилам) для, например, угольной отрасли, по-^ тенциально может отпугнуть иностранных инве-= сторов из Евросоюза, чья Таксономия полностью е соответствует строгим Принципам ICMA.

Чтобы сформировать рынок зеленых облига-° ций, полностью соответствующий международен ным стандартам, целесообразно предложить рос-

сийским эмитентам из отраслей с высоким углеродным следом выпуск так называемых «переходных» облигаций. 10 июня 2019 года французская управляющая компания AXA Investment Managers выступила с инициативой создания «переходных» облигаций (англ. transition bonds). По мнению компании, средства от их выпусков помогут компаниям, не имеющим возможности выйти на рынок зеленых облигаций из-за отсутствия проектов, соответствующим требованиям в части экологичности. В рекомендациях по выпуску «переходных» облигаций предлагается следовать методологии, изложенной в Принципах зеленых облигаций, Принципах социальных облигаций и Руководстве по облигациям устойчивого развития (все три документа разработала ICMA). В инициативе AXA предлагает финансирование проектов в следующих отраслях: 1) энергетика (ТЭЦ, газотранспортная инфраструктура, которая может быть переведена на топливо с более низким содержанием углерода, переход с угольного на газовое топливо в определенных географических зонах, преобразование отходов в энергию и пр.), 2) транспорт (суда на газовом топливе, авиация на альтернативных видах топлива), 3) промышленность (рост энергоэффективности в использовании цемента, металлов и стекла, использование переработанного сырья, сокращение выплавки и повышение степени переработки) [12].

«Переходные» облигации, предлагаемые AXA, могли бы стать удачным решением для России в процессе внедрения наилучших доступных технологий. Внедрение такого инструмента можно сочетать с разработкой строгого определения того, какие проекты можно считать зелеными, одновременно предоставляя ряду промышленных компаний инструмент, который позволил бы им заявить о себе как об экологически ответственных эмитентах.

Из экономических мер в России уже принято постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 года № 541, которое устанавливает правила субсидирования купонных выплат по облигациям, выпускаемым для целей внедрения наилучших отступных технологий [1]. Постановление предусматривает предоставление субсидии на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным после 1 января 2019 года в рамках федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий». Номинальная стоимость выпуска облигаций не должна превышать 30 млрд руб. Субсидия предоставляется в размере 70% от фактически понесенного расхода на выплату купона. При этом размер субсидии не может превышать 70% от базового индикатора, определяемым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2016 г. № 702. Дальнейшее развитие мер целесообразно предусмотреть со стороны Центрального банка как первого органа, опубликовавшего программный документ. Основываясь на опыте Китая, с точки зрения денежно-кредитной политики, возможно приоритетное включение зеленых об-

лигаций в Ломбардный список (безусловно, облигаций приемлемого инвестиционного качества), а с точки зрения макропруденциальной политики, возможно начать подготовку комплексной оценки эффективности зеленого кредитования. Такая регулярная оценка эффективности может также послужить развитию секьюритизации. Например, на американском рынке солнечная фотоэлектрическая установка обычно стоит около 25 тыс. долл., крупномасштабные коммерческие фотоэлектрические солнечные проекты стоят около 3 млн долл., а коммерческая модернизация энергоэффективности - от 1 до 10 млн долл [14, с. 4]. Поскольку такие объемы эмиссии нехарактерны для облигационного рынка, небольшие проекты, финансируемые за счет зеленых кредитов, могут объединяться в пул с целью зеленой секьюритиза-ции, которая отличается от обычной секьюритиза-ции лишь целевым характером расходования привлекаемых средств.

Таким образом, Китай продемонстрировал комплексный подход к развитию системы зеленого финансирования. Цель развития зеленых финансов отражена в программных документах Китая, мегарегулятором внедрены соответствующие меры в области макропруденциальной и денежно-кредитной политик, а международные практики внедряются с учетом особенностей национальной экономики. Последний пункт особенно интересен для России с точки зрения концепции формирования зеленой финансовой системы. Наконец, описанные в статье меры возможно применить и в России, поскольку законодательных ограничений для этого нет.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий».

2. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».

3. Бюллетень аналитического центра при Правительстве Российской Федерации о развитии конкуренции «Госсектор в российской экономике». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ac.gov.rU/archive/files/publication/a/21642.pdf

4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году» [Электрон-

ный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_ okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/ gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_ okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_ federatsii_v_2018_/

5. Концепция организации в России методологической системы по развитию «зеленых» финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования. Экспертный Совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России. Рабочая группа по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/Content/ Document/File/84163/press_04102019.pdf.

6. Парижское соглашение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unfccc.int/files/ meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_ agreement_russian_.pdf

7. Tang X. [et al.]. Clean coal use in China: challenges and policy implications // Energy Policy. - 2015. -Т. 87. - P. 517-523.

8. A call for action. Climate change as a source of financial risk. April 2019. Network for Greening the Financial System First comprehensive report [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.banque-france.fr/sites/default/files/ media/2019/04/17/ngfs_first_comprehensive_ report_-_17042019_0.pdf

9. China Green Bond Market 2018. Climate Bonds Initiative [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.climatebonds.net/files/reports/ china-sotm_cbi_ccdc_final_en260219.pdf

10. China Green Bond Market Newsletter. Climate Bonds Initiative [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.climatebonds.net/files/files/ China%202018%20Q3%20EN_Final.pdf

11. Green Bond Market Summary 2019. Climate Bonds Initiative [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.climatebonds.net/files/ reports/2019_annual_highlights-final.pdf

12. Financing Brown to Green: Guidelines for Transition Bonds. AXA Investment Managers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// realassets.axa-im.com/content/-/asset_publisher/ x7LvZDsY05WX/content/financing-brown-to-green-guidelines-for-transition-bonds/23818

13. Hangzhou Action Plan [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.g20.utoronto. ca/2016/2016-09-08-g20-action-plan-en.pdf

14. Roadmap for China: Using green securitization, tax incentives and credit enhancements to scale green bonds. Climate Bonds Initiative [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. climatebonds.net/files/files/CBI-IISD-Paper3-Final-01B_A4.pdf

15. The 13th five-year plan for economic and social development of the People's Republic of China (2016-2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// en.ndrc.gov.cn/policyrelease_8233/201612/ P020191101482242850325.pdf

C3

о

CO

от

m Р

от

от А

IE

16. The Size and Sectoral Distribution of State-Owned Enterprises. OECD [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://read.oecd-ilibrary.org/ governance/the-size-and-sectoral-distribution-of-state-owned-enterprises_9789264280663-en#-page1

IMPLEMENTATION OF CHINESE EXPERIENCE IN THE FIELD OF FINANCING GREEN PROJECTS TOWARDS SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

Shaydurova A.A.

Financial university under the Government of the Russian Federation

The article is devoted to the development of the green financial system in Russia. The special role of large companies and companies with state participation in the implementation of the national project "Ecology", namely the federal project "Implementation of the best available techniques", is highlighted. In this regard, the experience of the People's Republic of China as a country with a high degree of state participation in the economy is examined. China demonstrates a high degree of legal development in the area of green finance as well as initiatives of financial regulators aimed at encouraging issuers and investors. China's experience is notable for the introduction of the best international practices with their adjustment in accordance with the structure of their national economy. As for Russia, it is recommended to introduce a common approach and a number of initiatives implemented in China.

Keywords: green finance, green bonds, green loans, best available techniques, China.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 541 dated 30.04.2019 "On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal Budget to Russian Organizations for Reimbursement of Costs of Paying Coupon Income on Bonds Issued as part of Investment Projects for Implementation of the Best Available Techniques".

2. Order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation No. 154 of 18 April 2018 "On approval of the list of objects having a negative impact on the environment belonging to I category, which contribution to the total emissions and discharges of pollutants in the Russian Federation is not less than 60 percent".

3. Bulletin of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation on Competition Development "State Sector in the Russian Economy". [Electronic resourse]. - Access Mode: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a721642.pdf

4. State report "On the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2018" [Electronic resourse]. - Access Mode: http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_ okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gosu-darstvennyy_doklad_o_sostoyaniij_ob_okhrane_okruzhay-ushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2018_/

5. The concept of organizing in Russia a methodological system to develop "green" financial instruments and responsible investment projects. Expert Council on Long-Term Investment Market under the Bank of Russia. Working Group on Responsible Finance (ESG-finance). [Electronic resourse]. - Access Mode: https://cbr.ru/Content/Document/File/84163/press_04102019. pdf.

6. Paris Agreement [Electronic resourse]. - Access Mode: https:// unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_ agreement_russian_.pdf

7. Tang X. [et al.]. Clean coal use in China: challenges and policy implications // Energy Policy. - 2015. - Т. 87. - P. 517-523.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. A call for action. Climate change as a source of financial risk. April 2019. Network for Greening the Financial System First comprehensive report [Electronic resourse]. - Access Mode: https:// www.banque-france.fr/sites/default/files/media/2019/04/17/ng-fs_first_comprehensive_ report_-_17042019_0.pdf

9. China Green Bond Market 2018. Climate Bonds Initiative [Electronic resourse]. - Access Mode: https://www.climatebonds.net/ files/reports/china-sotm_cbi_ccdc_final_en260219.pdf

10. China Green Bond Market Newsletter. Climate Bonds Initiative [Electronic resourse]. - Access Mode: https://www.climate-bonds.net/files/files/China%202018%20Q3%20EN_Final.pdf

11. Green Bond Market Summary 2019. Climate Bonds Initiative [Electronic resourse]. - Access Mode: https://www.climate-bonds.net/files/reports/2019_annual_highlights-final.pdf

12. Financing Brown to Green: Guidelines for Transition Bonds. AXA Investment Managers [Electronic resource]. - Access Mode: https://realassets.axa-im.com/content/-/asset_publisher/ x7LvZDsY05WX/content/financing-brown-to-green-guidelines-for-transition-bonds/23818

13. Hangzhou Action Plan [Electronic resourse]. - Access Mode: http://www.g20.utoronto.ca/2016/2016-09-08-g20-action-plan-en.pdf

14. Roadmap for China: Using green securitization, tax incentives and credit enhancements to scale green bonds. Climate Bonds Initiative [Electronic resourse]. - Режим доступа: https://www. climatebonds.net/files/files/CBI-IISD-Paper3-Final-01B_A4.pdf

15. The 13th five-year plan for economic and social development of the People's Republic of China (2016-2020). [Electronic resourse]. Режим доступа: https://en.ndrc.gov.cn/policyre-lease_8233/201612/P020191101482242850325.pdf

16. The Size and Sectoral Distribution of State-Owned Enterprises. OECD [Electronic resourse]. Access Mode: https://read. oecd-ilibrary.org/governance/the-size-and-sectoral-distribution-of-state-owned-enterprises_9789264280663-en#page1

Q.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.