ОБСУЖДЕНИЯ. ДИСКУССИИ
А.С. Холкина
Ключевые слова:
многоуровневая система образования, проблема мотивации и воспитания, образование и профессиональная деятельность, принцип природосообразности, Коменский-философ.
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
3 декабря 2013 г. в Московском музее образования состоялся круглый стол, посвящённый величайшему гуманисту XVII века Я.А. Коменскому, идеи которого имеют непреходящее значение для всего человечества. Событие было организовано кафедрой философии образования Московского института открытого образования в формате мероприятий, посвящённых 75-летию системы повышения квалификации педагогов Москвы. Свободное обсуждение сконцентрировалось вокруг следующих тем: многоуровневая система образования (1),проблема мотивации и воспитания (2),образование и профессиональная деятельность
(3), принцип природосообразности
(4),судьба Коменского как философа (5). Информационным спонсором стал научный и информационно-аналитический педагогический журнал «Отечественная и зарубежная педагогика».
Круглый стол был открыт экскурсом в историю. Старший преподаватель кафедры философии образования МИОО Анна Александровна Мамченко представила презентацию, в которой были отражены основные вехи взаимодействия Яна Сегеша (настоящее имя философа венгерского происхождения, который позднее стал подписываться именем
«Коменский») и созданного им учения с Россией начиная с XVII века до наших дней.
Заведующий кафедрой философии образования МИОО профессор Валерий Сергеевич Меськов представил интерпретацию разных аспектов учения Коменского:
1. Создатель антропологии и антроподицеи, соединившей достоинства двух эпох: синтетическую целостность Возрождения и «Sapere aude!» Просвещения.
2. Основоположник «мультимедиа» в образовании («Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»):
a. Игровой контент (школа-игра);
b. Метод театрализованного представления учебного материала (пьесы);
c. Наглядные словари;
d. Комиксы.
3. Создал «пампедию» - теорию научения пансофическому знанию, в которой, в частности, обосновал необходимость «всеобщего образования» и «открытого доступа к образованию». Пампедическая школа - школа будущего.
4. Коменского следует считать отцом «деятельностного» и «компе-тентностного» подходов в образовании:
a. «Добродетель взращивается посредством дел (т.е. в деятельности), а не посредством болтовни» («Великая дидактика», гл. 13). «Обучение есть один из видов труда, в этом смысле школа есть поприще труда».
b. Posse, scire, velle («Рыба не может петь, поскольку она лишена голоса. Младенец способен (posse) на это, однако он лишен необходимого к тому знания, так как его еще не научили модулировать голос. Музыкант может и знает, как (scire) это сделать, если он хочет. Когда он этого не хочет, то песня не появляется, когда он хочет (velle), то появляется. И так везде!»).
5. Обосновал «многоуровневую» систему образования, пригодную не только для обучения, но и для воспитания («Комений гениально прав, требуя учить одним и тем же вещам всех и на каждом из
различных уровней развития (младенчество, детство, отрочество, юность и т.д.), но по-разному. Речь идет о последовательном переструктурировании одного и того же знания от этапа к этапу, например, от действия по простому предъявлению к рефлектированному действию. Это соответствует системе последовательного развития». (Ж. Пиаже, «Значение Яна Амоса Комения для нашего времени», 1957 г.).
6. Заложил основы стандартизации в образовании и разработал первые «стандарты» (классно-урочную систему, предметы, учебники, учебный год, стадии образования - «школы», требования к учителю и т.д.).
7. Разработал основы четырех методов образования - метод наук, метод искусств, метод языков и метод нравов.
8. Построил фундамент педагогики как науки не только для начального и среднего, но и высшего образования.
9. Большинство современных направлений в педагогике находят своё родоначалие в концепциях и принципах Коменского. Идеолог при-родосообразной педагогики.
10. Первый популяризатор научных знаний.
11. Один из основоположников науки Нового времени.
12. Автор синтетической философии - пансофии (философии мудрости), пансофический метод объединяет чувство, разум и Откровение.
13. Основатель «философии образования» как философии деятельности.
14. Методолог, автор дидактического метода и подхода к образованию.
15. Обосновал необходимость надправительственных структур («Всемирный совет по исправлению дел человеческих»), заложил основы их функционирования (цели, задачи, принципы и направления деятельности). Эти идеи - предтеча ООН и ЮНЕСКО.
16. Теоретик «толерантности» и «толерантного обучения».
17. И многих других идей, которые добавят те, кто будет исследовать творчество Коменского. Список открыт....
В.С. Меськов отметил, что в последующие века философские и педагогические идеи Коменского были реализованы далеко не в полной мере. Его дидактика была усечена и приспособлена для нужд зарождающегося индустриального общества, в котором работник должен был иметь уровень образования, достаточный для того, чтобы работать на производстве и быть частью стандартизованной технической среды - уметь читать, писать и производить расчеты. По убеждению автора, сегодня не стоит пытаться не-
посредственно воплощать идеи Коменского, но интерпретировать его идеи, понимая, что нужно современной системе образования.
Одним из активнейших участников работы круглого стола был директор Московского музея образования академик Геннадий Алексеевич Ягодин. Главная беда современного школьного образования в России и мире, по его мнению, - потеря любознательности, и миссия системы повышения квалификации и Московского института открытого образования в частности - научить преподавателя школы новому пониманию проблем образования. Идея «школы-игры» Коменского остаётся актуальной, и Г.А. Ягодин наглядно продемонстрировал действие некоторых законов физики с помощью оригинальных «приборов», что вызвало живой интерес и заинтересовало вполне «взрослую» аудиторию (2).
Дополнительное лингвистическое знание, полагает заведующая кафедрой языкознания МИОО Ольга Евгеньевна Дроздова, может помочь любому педагогу пробудить в детях искренний интерес к предмету. Ведь в слове, как музейном экспонате, отражена история народа и науки. О.Е. Дроздова привела в качестве примера слово «атом», обозначающее в переводе с древнегреческого «неделимый». Сегодня известно, что атом состоит из ядра и электронов, однако, устоявшийся термин появился в эпоху, когда учёные считали частицу неделимой. Именно лингвистическая компетентность может способствовать формированию у ученика мотивации, его умению в дальнейшем отделять истинную науку от псевдонаучного знания. Слово, подобно зеркалу, отражает и меняющееся мировоззрение человека, отношение людей к предметам и явлениям (2).
Что касается многоуровневой системы образования, то объединение детского сада с начальной школой, начальной со средней, средней со специальной, с точки зрения Г.А. Ягодина, неверно. Ведь этапы образования отражают этапы умственного развития человека. Ребёнок должен иметь возможность оставаться на второй год, чтобы его переход в следующий класс стал для него поистине новой ступенью образования и не тормозил развитие других учеников (1).
Это не всегда соблюдается, что приводит к фиктивному оцениванию, как отметил профессор МИОО Владимир Иванович Купцов. Корень проблемы - в перегруженности школьной программы, которая не только блокирует возможные инновации, но и невольно приводит к тому, что учащийся старших классов концентрирует все свои усилия на двух-трёх предметах, необходимых для сдачи ЕГЭ. Профессор МГТУ имени Н.Э. Баумана Юрий Геннадьевич Татур полагает, что сегодня некоторые дисциплины десятого
класса ведутся на уровне, необходимом для поступления в вуз. В игру вступает и человеческий фактор: каждый учитель считает свой предмет самым важным и, подключая научную программу, ещё больше способствует перегруженности программы общешкольной (1).
Многоуровневую систему образования можно интерпретировать как концентрические круги, ведь развитие школьника, студента происходит по нарастающей спирали, от простого к сложному. Ядро знаний формируется в девятилетней школе, которая должна давать человеку цельное мировоззрение. Высшая школа призвана дать человеку фундаментальное образование, а профессиональная подготовка - стать вотчиной предприятий (3).
Институциональное образование (вуз), по словам Ю.Г. Татура, можно рассматривать как отдельную спираль. Однако сегодня, в эпоху непрерывного образования, целая жизнь человека - от детского сада (или «материнской школы» в терминологии Коменского) до университета («академия»), а также дальнейшая жизнь («школа жизни») - представляются в виде знани-евых и, что не менее важно, нравственно-этических концентров. Сегодня в «школе жизни» отсутствуют дидактика и научно-методологический подход, в то время как этап человеческой жизни после получения высшего образования по своей значимости сопоставим с институциональным образованием (1).
По мнению Ю.Г. Татура, любая профессиональная деятельность должна проводиться в контексте деятельности познавательной. В качестве примера привнесения педагогики в производство были приведены кружки качества японских компаний: по прошествии непродолжительного периода рабочей деятельности служащим предлагалось вспомнить, что, как и зачем они делали и каким образом могли бы улучшить полученные результаты. Задача состоит в том, чтобы вернуть производство в контекст образования, чтобы человек мог быть не только потребителем информации, но и её источником, генерировать знания в процессе рефлексии над деятельностью. Без рефлексии по поводу собственной профессиональной деятельности, как заметила заведующая кафедрой филологического образования МИОО профессор Людмила Васильевна Дудова, невозможно состояться профессионально, и узкий прагматизм в интерпретации концепции Коменского ведёт к обеднению образования, в частности, профессионального образования (3).
Непрерывное образование существовало всегда, ведь люди, начиная с кроманьонцев, не могли существовать без трансляции знаний. Образование же, по убеждению В.И. Купцова, нужно делить на формальное и неформальное. «Сегодня неформальное образование (СМИ, Интернет и
др.) занимает позицию, прямо противоположную позиции формального образования, которое ещё держится на высоких морально-этических установках. Образование сегодня нацелено на производство вещей, в то время, как самым главным является производство людей. Образование должно быть для людей, которые его получают, а не для тех, кто его обеспечивает. Образование - это дело всего общества» (2).
Доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО Николай Николаевич Локтюшин отметил, что задача педагога - пробудить врождённые способности ученика. Ведь Коменский писал, что «зёрна знания» изначально посеяны в каждом человеке. Развитие интеллекта, а не попытка усвоить огромный объём готовых знаний решит проблему перегруженности и мотивации (2).
Ещё один аспект учения Коменского, остающийся для отечественных и ряда зарубежных учёных terra incognita, - это проблема духовно-нравственного воспитания в его концепции, что было подмечено В.С. Меськовым и профессором Свято-Филаретовского православно-христианского института Александром Михайловичем Копировским. «Что мешает нам надеяться, что, в конце концов, все мы станем единым благоустроенным сообществом, скреплённым узами одних и тех же наук, законов и истинной религии» , - писал Коменский. Если выносить» истинную религию» за скобки, то, по словам А.М. Копировского, «весь Коменский зависает в воздухе, превращаясь во фрагменты, отдельные технические моменты, которые будут работать лишь на несколько процентов».
Между тем религиозный аспект в концепции Коменского неразрывно связан с нравственным воспитанием личности. Н. Н. Локтюшин процитировал великого гуманиста, писавшего, что главными в жизни человека являются «благочестие и добродетель, и наука как украшение жизни» (2).
Директор Научно-исследовательского центра образовательных проектов и инноваций МИОО профессор Владимир Борисович Новичков обратил внимание участников дискуссии на метод нравов Коменского, который можно считать скорее принципом. По убеждению В.Б. Новичкова, наиболее продуктивными являются принципы природосообразности и культуросо-образности. Ведь портрет выпускника, о котором говорится в федеральных государственных образовательных стандартах, - это идеальный образ, который необходимо наполнить определённым содержанием для успешной жизни с одной стороны, и то, от чего можно исходить при формировании этого содержания, - с другой. Учитывая грандиозный объём знаний и масштабы достигнутых человечеством культурных достижений, необходим
отбор этого содержания. Сегодня содержание образования серьёзно пересматривается: внедряются новые стандарты, концепции и подходы.
Надо задаться вопросом, на каких принципах и научной основе осуществляется модернизация образования. Принципы научности, наглядности, системности, с точки зрения В.Б. Новичкова, не дают возможности выделить то существенное, что сформировало бы содержание образования; следовательно, нужны иные исходные основания, которыми могут служить принципы культуро - и природосообразности, отражённые в принципе идеалосообразности П.Ф. Каптерева. В.Б. Новичков также провёл параллель между идеей Коменского о надгосударственных структурах по науке и образованию с ноосферой В.И. Вернадского (4).
Коменский-педагог был забыт более чем на два столетия (не считая классно-урочной системы). Школа тем временем развивалась по пути Коменского, что было естественным процессом: начавшаяся индустриализация и урбанизация требовали трудолюбия и привычки постоянно учиться, что и способствовало формированию сильнейшей мотивации у людей, стремящихся продвинуться по карьерной лестнице. Величие Коменского-педагога, по мнению профессора кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО Алексея Петровича Булкина, состоит в том, что он был первым педагогом, кто сформулировал принцип природосообразности, несмотря на то, что этот принцип зародился в античную эпоху, а сам термин был введён в научный обиход А. Дистервергом (5).
Учитель школы № 169 Данута Евгеньевна Старикова в своем докладе обосновала взаимосвязь идей Коменского и концепции сэра Кена Робинсона. Последний в своих выступлениях предлагает отказаться от индустриальной модели обучения и перейти к модели, основанной на «земледельческих» принципах, где «воспитание человека - это не механический, а органический процесс».
По выражению В.И. Купцова, в отношении образования Коменский был философом, т.к. он целостно и многомерно посмотрел на образование (что и требуется от истинного философа). Принцип целостности в концепции Коменского был особо подчёркнут старшим преподавателем кафедры философии образования МИОО Анной Сергеевной Холкиной, которая, основываясь на оценках Ж. Пиаже вклада Коменского в создание концепции образования, построила модель возможного применения идей Коменского к формированию системы современного образования. Ж. Пиаже писал, что «главная задача - понять, в чём же суть концепции великого чешского мыслителя - в плане теоретическом и практическом - и соотнести это по-
нимание с современными знаниями и потребностями». Наша сегодняшняя задача - строить модели образования, руководствуясь адекватно понятыми принципами Коменского. Так, например, «храм премудрости», по словам А.М. Копировского, может стать моделью образовательного процесса в области приобщения к искусству (5).
Значение Коменского-философа, по мнению профессора кафедры философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Вадима Сергеевича Грехнёва, было незаслуженно нивелировано: сегодня «присутствие» Коменского-философа ограничено курсами педагогики и философии образования. Известно, что Коменский был знаком с Декартом, который писал рецензии на его работы. Концентрируя своё внимание на образовании, Коменский между тем рассматривал всеобщее, экстраполируя общие проблемы на конкретную сферу деятельности - образование. «Коменский - первый философ образования, т.к. в его философии обнаруживаются все части философского знания - онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Пансофия - это философское кредо Коменского; центральное понятие его учения - пампедия». Более того, ещё М. Хайдеггер писал, что смысловое наполнение понятия «пайдейя» выходит далеко за рамки воспитания. Пайдейя - это образование. В.С. Грехнёв отметил и деятельный характер философии Коменского, поскольку образование в его учении направлено на активное преобразование объекта (5).
Драматизм осмысления наследия Коменского связан, по убеждению Л.В. Дудовой, с тем, что феномен Коменского возникает на стыке универсализма Возрождения и нарождающегося в XVII веке прагматизма. «Он был последним из могикан и в то же время «новым человеком».
Участники обсуждения были ознакомлены А.С. Холкиной с рекомендациями, выработанными во время аналогичного круглого стола «Я.А. Коменский - учитель народов», проведенного 5 августа 2013 года в рамках XXIII Всемирного философского конгресса в Греции. Тогда в дискуссии приняли участие: ректор МИОО, сотрудники кафедры философии образования, а также представители МГУ имени М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Московского городского педагогического университета (МГПУ), зарубежные коллеги из Беларуси, Греции, Казахстана, Словакии, Украины. Модераторами круглого стола были профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ Г.В. Сорина и В.С. Меськов (принимавший участие в режиме онлайн); ответственным секретарём - А.С. Холкина. Результатом обсуждения стало создание рекомен-
даций, отражающих решения следующих задач:
• Ревизия, перевод и научное издание всех трудов Я.А. Коменского на русском языке.
• Создание пансофического общества имени Я.А. Коменского в России.
• Формирование глобальной системы всеобщего образования и воспитания.
• Соединение науки, философии и деятельности для того, чтобы предложить человеку и человечеству новое понимание себя и мира, новые способы универсализации знаний, новую философию и методологию, адекватные информационным обществам, основанным на знаниях.
• Поиск новых подходов к построению школы Коменского - пампедиче-ской школы.
В завершение В.С. Меськов поблагодарил всех коллег за активное и заинтересованное участие в работе круглого стола и пригласил каждого к дальнейшему сотрудничеству: «Российская интеллигенция, в очередной раз обратившись к вопросу "Что делать?", должна взять на себя ответственность по созданию в XXI веке общекультурного результата, адекватного результату Коменского в XVII веке».