Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Имена эпохи: люди и книги в образовательном пространстве
УДК 316.77:94(37.01:37.026)Коменский
Ярмак Ю.В.
Педагогические идеи Я.А. Коменского и современные социально-политические коммуникации
Исследование проводится при поддержке РГНФ, грант № 14-03-00738а.
Ярмак Юрий Васильевич, доктор политических наук, профессор, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
E-mail: y.yarmak@mail.ru
В статье педагогические максимы Я.А. Коменского рассматриваются в контекстах проблем современной системы образования и анализа некоторых аспектов современного политического процесса. Автор обосновывает оправданность и продуктивность подобного подхода. Показано, что пространство современной социальной коммуникации должно рассматриваться с учетом как исторической памяти общества, так и современных политических процессов. С точки зрения автора статьи, идеи Я.А. Коменского о роли государства в системе образования в настоящее время особенно актуальны. В статье обосновываются утверждения о том, что государство не должно ссылаться на «объективные обстоятельства», «переходные процессы», «переломное время», а также о том, что провалы в системе гуманитарного и морально-нравственного воспитания (образования) ничем невозможно компенсировать, — именно эта мысль, по мнению автора, является одним из фундаментальных оснований «Великой дидактики» Я.А. Коменского.
Ключевые слова: Ян Амос Коменский, «Великая дидактика», политический процесс, система образования, образование и воспитание молодого поколения, гуманитарное и морально-нравственное воспитание, коммуникации в сфере образования и воспитания, государство в системе образования.
Names of Epoch: Persons and Books in Educational Space / Namen der Epoche: Personen und Büeher im Bildungsraum
Единство рассмотрения таких, на первый взгляд, далеких друг от друга проблем, как педагогические максимы Я.А. Коменского, многомерные проблемы современной системы образования и политические процессы, может вызвать недоумение. Тем не менее, считаю, что общность рассмотрения таких проблем совершенно оправданна и продуктивна. Это становится возможным, если в качестве коммуникативных каналов между указанными проблемами рассмотреть социальные связи вместе с исторической памятью общества, с одной стороны, и практику рачительного использования опыта человеческой деятельности в области образования и воспитания — с другой. Для рассуждений в контексте данной проблематики важнейшими, на мой взгляд, должны стать идеи, опыт и авторитет известного в педагогическом мире прародителя современной образовательной системы Я.А. Коменского.
Имя Яна Амоса Коменского неслучайно используется мною в контексте рассмотрения проблем социально-политических коммуникаций. Первоосновы организации воспитания молодого поколения и, в частности, граждан общества, по мнению автора «Великой дидактики» [Коменский 1875, 1982], выглядит важнейшей стороной деяний государства и определяет стратегические перспективы его развития. Если внимательно разобрать некоторые стороны текста указанной работы, можно увидеть, что автор, находясь на вершине своих творческих проникновений и обобщений в области педагогики, достаточно системно, последовательно и всесторонне представляет многомерное явление педагогического процесса. При этом он представляет свой взгляд на Педагогику и как важную общественную науку, достойную писаться с большой буквы. Эта наука выстраивается им с позиций социальных связей и культурно-воспитательных коммуникаций.
Прежде всего, следует отметить, что Я.А. Коменский в «Великой дидактике» склоняется к определению человека как существа, способного к обучению, так как никто не может стать человеком, если его тому не обучать. В шестой главе своей работы он подробно останавливается на этом, шаг за шагом подкрепляя свою позицию примерами
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
'The Space and Time of Education' 'Raum und Zeit der Bildung'
Ярмак Ю.В. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современные социально-политические коммуникации
у. Ы. СО MENII
OPERA
DIDACTICA
OMNIA.
Variishiicufqve occafionibusfcriptaj
divcrfísqve locisedita: nuncautem non
tantùm in unum, utfimulfint, eoUcéfca, fed & ultimo conatu in Syllcrm unum mechanic« conftniCtum, rc-dacla.
A M ST E %D A M I, Impcnlïs D. LAURENTII db GEER,
DIDACTICA MAGNA
UNIVERSALE OMNF.S OMN.IA
doccmii artificiism exhibens :
Cernís ft exqnílitus modo;, per outnes aJicojus Chrüüani Rígni cottimunitates, Oppidafc Vicos, tales ctigendi Sebolas, ut Otuiis tittiuftjticfetúíju?cnms,nemmcafquamnecead, Lítens infor-raari, Moribus cxpoliri, Pietate itnbui, eaijue rationc turra pubenatis antws ad omnia qute prxfends le turara: Vitselimr, mfttui pollíi,
Compendiosé, Jucundé, Solidé.
Ubi otnniumqux tVadcniut, FUNDAMENTA, ci¡¡ifllUmaHcruranaturamwnrut: V F R 1T A S , attiutn Mcthautcatum patalldii cactnplit
demonftratur: S E R1E 5, per Annos, Meóles, Dies, Horas, difponiffir: VIA den¡qvc¡aeffeflumhicfel¡aKrdcdu(cndi,íac¡lií5íCcna oAcaditar.
Ян Амос Коменский (чешск. Jan Amos Komen-sky, лат. Comenius; 1592— 1670), чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ
Чешскобратской церкви. Портрет работы Ю. Овенса.
Середина XVII в.
Титульный лист рукописи
«Великой дидактики» Я.А. Коменского на чешском языке. 1630-е гг. Фото с сайта http://www.school journals.net/euroots2/index. php?actюn%5B%5D=LArtide Show::showArticle(26697)
Фронтиспис, титульный лист собрания дидактических сочинений Я.А. Коменского на латыни (Opera didactica omnia. Amsterdam) и заглавная страница «Великой дидактики». 1657. Фото с сайта http://www.uni-mannheim.de/mateo/camenaref/comenius.html
и рассуждениями. Он считает, что люди имеют преимущество перед остальными существами природы благодаря остроте ума, способности накапливать сокровищницу знаний. Хотя, как и любая иная часть природы, человек появляется из «ниоткуда». Для всех созданий, отмечает он, существует закон брать начало из ничего и постепенно возвышаться как в отношении сущности, так и в отношении действий. Но именно обучение и воспитание дает возможность отличать человека в природе как особенное явление.
Можно добавить к этому, что в современном мире широких информационных потоков и сложных коммуникативных взаимодействий с каждым годом для человека в мире социума только повышаются риски и количество конфликтогенных источников. Именно поэтому возрастает значение планомерного формирования позитивных социальных связей, расширения объема коммуникаций в сферах воспитания и культуры. Успех современного человека в мире во многом определяется его умением просчитывать риски и преодолевать конфликтные ситуации. Однако по-прежнему остается открытым вопрос: где и когда начинается процесс формирования таких возможностей человека, когда у него формируется способность к видению мира в многоцветном и многомерном формате, не допускающем жесткой ортодоксальности, отрицания альтернатив и нежелания быть толерантным? Я.А. Коменский помогает нам четко определиться, называя первоосновой всего этого воспитание, обучение в школе, формирование коммуникативного образовательного пространства, которое помогает становлению человека в системе культуры и знания. И с ним следует согласиться.
Идея важности системного образования в школах представлена у Я.А. Коменского четко, ярко и понятно. Выстраивая свой взгляд на роль школ в воспитании и обучении юношества, оценивая место процессов воспитания и образования в социальном пространстве, он постоянно обращается к идеям известных гуманистов, своих великих предшественников. Для него именно школы являются мастерскими чело веч ности. Важно отметить, что он понимает человечность как результирующий комплекс творения мудрой, благонравной и благочестивой личности. Причем в такого рода тезисе мы не должны усматривать лишь обязательную, признанную в государстве форму организации дела обучения и воспитания в классических организациях. Коменский отмечал: школы, помимо обязательных, признанных государством программ, должны много трудиться над формированием всесторонне развитой личности, создавая особые условия развития, характерные именно для конкретных школ.
Отмечая наряду с другими позициями такой подход Коменского, думается, следует выделить его приверженность стратегии разностороннего обучения и воспитания. Уже в приветствии к читателям «Великой дидактики» Коменский отмечает универсальность подхода учить всех всему. Именно такой подход он закладывает в основание своей дальнесрочной программы воспитания и обучения. Это стратегия, которая, с его точки зрения, обеспечивает успешное развитие человека и общества, формирует фундамент (в современном изложении — надежную «платформу») для получения истинных знаний в области наук и нравственности как на начальных, так и на последующих этапах развития человека.
За кажущейся простотой и привычностью таких идей нам следует различать определенную провидческую их сторону, так как в единстве выступают две части одного феномена: человек как участник процесса образования и человек как результат этого процесса, носитель школьной образованности. На этапе развития молодого человека мы, как правило,
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Ярмак Ю.В. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современные социально-политические коммуникации
ожидаем проявления в молодом гражданине качеств человечности и гуманизма, заложенных в школе, сочетающихся с широкой всесторонней подготовкой интеллекта к дальнейшему познанию и активной социальной жизни.
Возникает вопрос: не в этих ли зонах воспитания и образования следует искать сегодня ответы на вопросы, почему существуют серьезные деформации в социальной среде, в коммуникативном пространстве современного общества? Убирая объяснения, построенные на ссылках «объективные обстоятельства», «переходные процессы», «переломное время», следует задаться другим вопросом: не впитало ли в себя поколение, воспитанное в системе издержек гуманитарного образования и деформации духовной культуры, излишний прагматизм в своей деятельности в современном социальном пространстве? Не оно ли ныне выходит на авансцену в системе управления всех уровней общественной жизни? Мы можем с сожалением ответить, что это действительно так: именно провалы в системе гуманитарного и морально-нравственного воспитания (образования) во многом сформировали негативные обстоятельства, в которых оказалась страна в конце 80-х — 90-х годах прошлого века.
Фундаментальной основой «Великой дидактики» Я.А. Коменского является пансофия как идея всеобщего обучения. Эта идея сегодня, как и раньше, должна опираться на определенную структуру образовательного процесса. В современных условиях, полагаю, в эту структуру должны входить не только знания из разных областей классического научного знания, но и дополнительные знания из многообразных форм управленческой деятельности. В то же время хочу подчеркнуть: эта мысль присутствовала и у Коменского. Он во многом трактовал, говоря современным языком, миссию школ как институтов подготовки к общественно полезной деятельности будущих зрелых граждан.
Конечно, мы не должны выстраивать прямые связи и аналогии между идеями Коменского о всесторонности воспитательного и образовательного процесса в учебных заведениях, о котором он говорил в свою эпоху, и сегодняшними толкованиями менеджмента как комплекса регулирования отношений в различных сферах нашей жизни. Однако следует отдать должное выдающемуся мыслителю: его идеи позволяют совершенно однозначно видеть и развивать позитивную роль коммуникаций и собственно коммуникативного менеджмента в решении социально-политических проблем сегодняшней жизни.
Титульный лист первого издания «Предвестник всеобщей мудрости» Я.А. Коменского (РапБорЫж Рго-^отиБ, Лондон). 1639
Р J^bu* Митлтлт*»
( ИТ Г 7'OJYC
9ом IV
9 Л MVA Di А Jh
"2V JtßrM'e'vh fu/lUMk
tDt<uit%t€ hiftHtf i/щ Ы ftetf/%
(ej at Jffns сццк/^
Яепьхц i^e* p*v/ tHtv »
г.-силам ) ¿А
' Г-
ив гит <м --
УиОв^чг-
^ ц. шн щ/гАщ,** (г»гл/т ------¿рь «ы«
[ял* » » '£ и мм»
Титульный лист латинской рукописи «Пампедии» Я.А. Коменского (Pampжdia, «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих часть четвертая. Пампе-дия...). Середина XVII в. Фото с сайта http://www2.ibw.uni-heidelberg.de/ comenius/Ausstellung/Plakate_deг_Ausstell ung/Comenius-Plakat_10_-_Pampaedia.pdf
Школа. Гравюра из первого издания «Мир чувственных вещей в картинках» Я.А. Коменского (Orbis Pictus, или Orbis Sensuali-um Pictus). 1658
Еще одна сторона проблемы, при решении которой следует внимательно вдумываться в идеи Я.А. Коменского, — определение современных школ как центров творческого, глубокого и всестороннего воспитания и образования. Здесь Коменский серьезную роль отводил государству, которое должно патронировать образовательную сферу, направлять ее развитие в сторону совершенствования.
События последних 15—20 лет, связанные с реформами российской системы образования, вызывают у многих наших соотечественников ощущение тупиковой ситуации: формируется образ очередного «потерянного поколения», наблюдается череда провалов в области образования, в частности, программного обеспечения учебного процесса, других сферах. Как отмечает в одной из своих статей А. Привалов, Минобразования России вместе с Рособрнадзором не решают проблемы образования [Привалов 2014]. Главный результат их работы он видит в запредельной плотности бюрократического регулирования. Думаю, с этим можно согласиться и предъявить претензии данным ведомствам, ибо именно они должны отвечать
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Ярмак Ю.В. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современные социально-политические коммуникации
за пропорции и гармонию в сферах попечительства, руководства, разумного контроля и помощи образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение. Пока же можно лишь тешить себя надеждами на лучшие времена.
Вообще роль государства в системе образования и воспитания юношества, о которой говорит Я.А. Коменский (а мы добавим — в поддержке и развитии науки и культуры) не должна быть упущена в наших рассуждениях. Она затрагивает гораздо более широкий спектр показателей социального и культурного здоровья, нежели собственно социальный капитал общества, граждан в интеллектуально-деловом смысле. Здесь не происходит арифметическое сложение составных частей системы, а возникает редкий для государственных образований коммуникативный дух взаимного влияния, доверия и продуктивности в сотворчестве на метауровне между гражданами и политической системой.
Конечно, можно узреть в такой точке зрения некий идеализм, однако, сколько существует общество как организованное социально-коммуникативное единение рефлексирующих групп и институтов управления в виде государства, столько люди мечтают о том, чтобы было возможно сочетание свобод личности и надежного справедливого государственного управления. Так, еще Пифагор, отмечая взаимные обязательства государства и гражданина, считал, что для доброго мужа дорога честь его жены, чьи дети приникают к его коленам; но еще дороже должна быть честь государства, которое оберегает и жену, и детей (по: [Рерих 2004, с. 47]).
Прошедшие столетия и эпохи к настоящему времени четко выделили фактор значимости государства для общества, на практике привели к пониманию значимости первоосновных интересов общества по отношению к государственным функциям и задачам. Возникающие от их гармоничного сочетания победы и общества, и государства, приносят в социальную среду ту энергию, которая в поведении людей выглядит как преданность своей стране, патриотизм, ответственность за ее развитие. Такие факты в истории можно определить как редкие ее моменты, но они существовали и зависели во многом от степени политической зрелости и мудрости властителей, их благоденствия и слаженности работы государственной машины.
Вопрос о роли государства в образовании обозначен Коменским в «Великой дидактике» достаточно определенно. С его точки зрения, именно государство, с одной стороны, способно, с другой — обязано обеспечивать и контролировать уровень качества дидактического искусства, единство образования и воспитания человека, совпадение параметров востребованности профессии и процесс подготовки учеников в сфере таких профессий. Более того, с позиций Коменского, государство в лице учителей, ученых, руководителей несомненно прирастает успехами, если позитивная энергия, высокие нравы, знания, духовность последних передается ученикам и закладывается в них в школах. Как отмечает Коменский, именно те, кто не был обделен государством вниманием, опекой и правильным обучением в образовательных учреждениях, спустя время приходят в институты государственного управления, развивая и совершенствуя их, принося государству славу.
Ныне, на мой взгляд, российскому образованию не хватает именно управленцев, которые соответствуют концепции Коменского, направленной на формирование граждан, с учетом в то же время качеств, которые сохраняют традиционные духовные, гуманистические свойства отечественного образования. Думаю, можно с уверенностью сказать, что идеи Я.А. Коменского не только стоят в одном ряду с идеями Платона, Аристотеля, Конфуция, Ж.-Ж. Руссо по вопросам обучения и воспитания, но и остаются актуальными для сегодняшнего поколения управленцев и педагогов.
Можно было бы сказать, что текст «Великой дидактики» дает ответы на очень многие вопросы, возникающие в современности. Но все же без исследования механизмов того, как эти ответы могли бы материализоваться в сегодняшней социальной практике, невозможно считать успешным практическое применение идей Коменского в реальности. Где же искать опорные точки для этого? Думается, они заданы достаточно ясно идейными конструкциями «Великой дидактики», а сформировать коммуникативный перенос с практической функциональностью — дело компетентности и воли тех, кто занимается материализацией этих идей. Коменский отнюдь не был схоластом и чистым теоретиком. Эпиграфом, в определенном смысле идейным рефреном для его стратегической позиции в системе образования является мысль Цицерона о том, что лучший дар, который можно предложить государству, связан с тем, чтобы «учить и образовывать юношество».
Идея принесения в дар государству образованного и воспитанного молодого поколения — одна из важнейших идей Цицерона, одного из великих умов европейской культуры:
«"Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами". Так говорит Цицерон» [Коменский 1982, с. 246].
С этой идеей, в свою очередь, солидаризируется Коменский и кладет ее в основу шкалы отсчета соотношения задач и воли государственной власти с задачами тех, кто должен материализовать эту идею в системе образования. Для Коменского в образе Цицерона сплетаются в единстве гуманистические и государственные заботы. В этом контексте в качестве союзника Коменский обращается и к Филиппу Меланхтону1, который исходил из того, что правильно образовывать
1 Филипп Меланхтон (Philipp Melanchton, 1497—1560) — немецкий гуманист, теолог, педагог, евангелический реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Лютера. (Прим. ред.).
юношество более значимо, чем покорить Трою [Коменский 1984, с. 246].
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Ярмак Ю.В. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современные социально-политические коммуникации
Все эти идеи очень актуальны для современной России, которая практически по всем направлениям социального и духовно-культурного плана испытывает огромные проблемы. В одних случаях она, как Троя, уже покорена, в других — ее пытаются покорить, а в третьих — мы сами проиграли многое из того, что было добыто в прежние времена. Самыми катастрофическими последствиями проблем, порожденных событиями не только 15—20-летней давности в нашей стране, но и гораздо более ранними, выступают духовный вандализм и неприятие ценностей совместного социального бытия, индивидуализм и межпоколенческое разобщение, размывание исторической памяти и манипуляция ею, облегченное понимание или полное исчезновение значения понятий общественного долга, ответственности, вспомоществования. В этом процессе, к сожалению, очень часто молодое поколение оказывается продуктом социальных деформаций. Вместе с тем произошло гипертрофированное разрастание лжелиберальных символов и свобод, что в крайних формах дисперсирует российское общество.
Во многом указанная обстановка уже вышла из-под контроля «морально-ценностных обручей» и угрожающе множится. Складывается новая система отношений между государством и обществом, учителями и школами, учениками (юношеством) и родителями. Более того, система часто развивается, не согласуясь с интересами всего общества или большинства его членов, она оказывается ориентированной на тех, в чьих руках сосредоточены материально-денежные и властные ресурсы. Трактовка понятия образования как вида социальных услуг убирает саму идею общегосударственной ценности образования. В таких обстоятельствах общество еще больше разделяется. Те, кто не сможет платить за эти услуги завтра, не смогут выйти на траекторию своего интеллектуального социального участия, стать субъектами общественного развития. Оказывается, Я.А. Коменский был в гораздо большей степени государственником, чем российские руководители, заявляющие о своей государственности и который год «ищущие здравый смысл» в модели инновационного образования. В действительности за эти годы образовательная система страны была серьезно подорвана.
Образовательное коммуникативное пространство не может цементироваться только при помощи внедрения и последующего развития информационных технологий, включая Интернет. Система образования является одним из важнейших механизмов реализации возможностей мягкой силы (soft power) [Ярмак 2015]. Мягкая сила, дополненная новейшими технологиями, позволяет довольно легко и быстро воздействовать на сознание людей, изменять их историческую память, формировать новые смыслы символического капитала [Ходаковский 2014], уводить людей от интеллектуальной самостоятельности. Не противодействовать этому — значит соглашаться с ролью зависимых от чьей-то другой воли, чьих-то чужих интересов. В таких условиях национальный суверенитет страны, включая Россию, в огромном объеме оказывается зависимым от системы образования. Именно хорошо выстроенная система образования, в частности, ориентированная на формирование критического мышления, способна обеспечить основательность формирования у молодого поколения глубоких знаний, очищенных от информационной шелухи [Сорина 2003, 2005].
Свобода самовыражения и коммуникации в разных формах вывели на первое место в человеческом общении (особенно молодежи) интересы информационного потребления, запросы на легкую и разнообразную информацию, что в результате приводит к снижению интереса к постижению смыслов, которые не лежат на поверхности информационного слоя. В силу этого еще больше усиливается значение идей Коменского, выраженных в его категориальном аппарате, в частности, в таких понятиях, как «нравственное воспитание», «быстрота обучения», «учить всех всему», «основательность истинных знаний».
Идеи Коменского были и остаются работающим энергетическим потенциалом не только для российской, но и для мировой педагогической практики. Наверно, не все так просто и однозначно в их содержательном плане. Однако и на сегодняшний день в них много рационального и в то же время еще не прочитанного нашими современниками. Идеи Коменского в условиях современности оказываются чрезвычайно важными, востребованными для выстраивания системы образования, соответствующей сложным условиям глобальных изменений, в рамках которых важно не только расширять пространство эффективных и долговременных коммуникаций, но и не забывать о чести, долге, достоинстве, нравственном воспитании в целом.
Медаль Яна Амоса Коменского Я.А. Коменский на барельефе здания школы в Долани (Чехия).
(ЮНЕСКО, серия 1992 г. выпуска) XIX - ХХ вв.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
'The Space and Time of Education' 'Raum und Zeit der Bildung'
Ярмак Ю.В. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современные социально-политические коммуникации
ЛИТЕРАТУРА
1. Блонский П.П. Ян Амос Коменский. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1915.
2. Звягин А.Н. Коррекция традиционных воззрений на освоение наследия Я.А. Коменского по проблеме
педагогических принципов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 2 (11). С. 59 — 66.
3. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика,
1982. С. 242 —476.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика. СПб.: Типография А.М. Котомина, 1875. (Приложение к журналу
«Наша Начальная Школа»).
5. Пимчев С.П. Земля и Небо Яна Коменского, или Comenius: новое содержание жизни // Вестник МГПу.
Сер. Педагогика и психология. 2014. № 1 (27). С. 92 — 102.
6. Привалов А. О русском языке людей и чиновников / / Эксперт. 2014. № 28. С. 10.
7. Рерих Н.К. Россия: Сб. статей. 3-е изд. М.: Международный Центр Рерихов, 2004.
8. Сараф М.Я. Динамика культурного пространства // Пространство и Время. 2014. № 4(18). С. 73 — 79.
9. Сараф М.Я. Системные противоречия культурного пространства, перспективы и опасности его транс-
формаций. Часть 1 // Пространство и Время. 2013. № 2(12). С. 82—88.
10. Сараф М.Я. Системные противоречия культурного пространства, перспективы и опасности его транс-
формаций. Часть 2 // Пространство и Время. 2013. № 3(13). С. 31—35.
11. Сорина Г.В. Инновационный проект Коменского в современном контексте // Ценности и смыслы. 2012.
№ 2. С. 18—29.
12. Сорина Г.В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Эпистемология и философия науки.
Т. III. 2005. № 1. С. 194-204.
13. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского универси-
тета. Сер. 7. Философия. 2003. № 6. С. 97—110.
14. Сорина Г.В. Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)
// Ценности и смыслы. 2014. № 2. С. 50 — 62.
15. Сорина Г.В., Меськов В.С. Вперед к Коменскому (глобальный характер проекта Коменского в современ-
ных условиях) // Ценности и смыслы. 2012. № 4. С. 4— 18.
16. Сорина Г.В., Ярмак Ю.В. Политический интеллект: философско-методологический анализ // Ценности
и смыслы. 2012. № 6. С. 23—36.
17. Ходаковскай Е.А. Смыслы и образы как компоненты «мягкой силы» Запада, Востока и России // Про-
странство и Время. 2014. № 4(18). С. 102—110.
18. Человек — Культура — Общество в концепции Яна Амоса Коменского: Материалы Международного
симпозиума. М.: Река времени, 1997.
19. Ян Амос Коменский. Основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия,
дидактика: учеб.-метод. издание / Сост. В.С. Меськов, А.С. Холкина. М.: Социально-гуманитарные знания, 2014.
20. Ярмак Ю.В. История государственного управления и «мягкая сила» // SoftPower, мягкая сила, мягкая
власть. Междисциплинарный анализ: коллективная монография. М.: Флинта; Наука, 2015. С. 29—38.
21. Ярмак Ю.В. Политическая планово-проектная деятельность в социальных коммуникациях. М.: МГПУ,
2013.
22. Ярмак Ю.В. Политические решения: теория и технологии. М.: Перспектива, 2005.
23. Habl J. "Character Formation: A Forgotten Theme of Comenius's" Didactics"." Journal of Education & Christian Be-
lief 15.2 (2011): 141 — 152.
24. Sadler J.E. J.A. Comenius and the Concept of Universal Education. London: Routledge, 2013.
25. Sorina G.V. "Innovative Project of John Amos Comenius in the Present Day Context (The Issues Related to Deci-
sion Making in Educational System)." Proceedings of XXIII World Congress of Philosophy (WCP 2013) Philosophy as Inquiry and Way of Life. Athens, 4-10 Aug. 2013. Athens: University of Athens, School of Philosophy, 2013, p. 690.
26. Stroope M.W. "The Legacy of John Amos Comenius." International Bulletin of Missionary Research 29.4 (2005):
204—208.
27. Yarmak Yu. "The Ideas of John Amos Comenius and the Political Intellect in the Modern System of Education."
Proceedings of XXIII World Congress of Philosophy (WCP 2013) Philosophy as Inquiry and Way of Life. Athens, 4-10 Aug. 2013. Athens: University of Athens, School of Philosophy, 2013, p. 778.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Ярмак Ю.В. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современные социально-политические коммуникации
28. Zufiaurre B. "Education and Schooling: from Modernity to Postmodernity." Pedagogy, Culture & Society 15.2 (2007): 139-151.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Ярмак, Ю. В. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современные социально-политические коммуникации [Электронный ресурс] / Ю.В. Ярмак // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 8. — Вып. 1: Пространство и время образования — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.31
JOHANN AMOS COMENIUS' PEDAGOGICAL IDEAS AND
MODERN SOCIOPOLITICAL COMMUNICATION
Yury V. Yarmak, D.Phil. (Political Sciences), Professor, Moscow City Pedagogical University
E-mail: y.yarmak@mail.ru
Johann Amos Comenius' pedagogical maxims, multidimensional problems of the modern education system and political processes seem far from each other only at first glance. The generality of these problems is justified and productive in the case if we consider the social ties together with the historical memory of the society, on the one hand, and practice of prudent use of human activity experience in education and upbringing, on the other hand, as a communication channel between the aforementioned problems. J.A. Comenius' ideas, experience and pedagogical authority are important for our reasoning in the context of this problem.
The subjects of my study are Comenius' pedagogical views in the context of modern requirements to subjects of social and political communication. For these purposes, considering Comenius' pedagogical maxims in the context of the problems of modern education system and some aspects of modern political process, I use social-philosophical and discourse analysis, as well as methods of expert evaluation and analytical reading.
Currently, there are acutely relevant ideas among the Comenius' maxims, relating to civil duty of educator as a national of the nation-state and indicating the need to educate civil qualities in the younger generation. For Comenius, schools are workshops of humanity. Comenius understands humanity as a result of formation of wise, well-mannered and pious person. It is not mean, that for Comenius there is only the form of organization of education and upbringing, which is recognized by the State as mandatory. Comenius pointed out that the school, in addition to mandatory, state-approved programs should work hard to form developed personality in special conditions inherent to the particular educational institutions.
I conclude that one of the fundamentals of the Comenius's Great Didactics is the idea that state does not have anything than could compensate failures in the system of humanitarian and moral upbringing (education). For this reason, the state should not to justify its lack of attention to the education field, in explaining its inaction by 'objective circumstances', 'transient processes', 'critical time', etc.
Keywords: Johann Amos Comenius, "Great Didactics", political process, education system, education and upbringing of young generation, humanitarian and moral education, communication in education and upbringing, a state in education system.
References:
1. Blonsky P.P. Johann Amos Comenius. Moscow: K.I. Tikhomirov Publisher 1915. (In Russian).
2. Comenius J.A. "Great Didactics." Selected Pedagogical Writings. Moscow: Pedagogika Publisher, 1982, pp. 242 —
476. (In Russian).
3. Comenius J.A. Great Didactics. St. Petersburg: A.M. Kotomin's Typography Publisher 1875. (In Russian).
4. Habl J. "Character Formation: A Forgotten Theme of Comenius's" Didactics"." Journal of Education & Christian Be-
lief 15.2 (2011): 141 — 152.
5. Khodakovsky E.A. "Meanings and Images as Components of 'Soft Power' of the West, East and Russia." Pros-
transtvo i Vremya [Space and Time] 4(18) (2014): 102-110. (In Russian).
6. Man - Culture - Society in the Johann Amos Comenius; Conception. Proceedings of the International Symposium. Mos-
cow: Reka vremeni Publisher, 1997. (In Russian).
7. Meskov V.S., Kholkina A.S., eds. Johann Amos Comenius: Fundamentals of Classical Philosophy of Education: Panso-
phia, Pampaedia, Didactics. Moscow: Sotsialno-gumanitarnye znaniya Publisher, 2014. (In Russian).
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Ярмак Ю.В. Педагогические идеи Я.А. Коменского и современные социально-политические коммуникации
8. Pimchev S.P. "Johann Comenius' Earth and Sky, or Comenius: New Content of Life." Herald of Moscow State Ped-
agogical University. Series Pedagogy and Psychology 1(27) (2014): 92 — 102. (In Russian).
9. Privalov A. "About Russian Language of People and Officials." Expert 28 2014: 10. (In Russian).
10. Roerich N.K. Russia. Moscow: International Center of Roerichs Publisher, 2004. (In Russian).
11. Sadler J.E. J.A. Comenius and the Concept of Universal Education. London: Routledge, 2013.
12. Saraf M.Ya. "Dynamics of Cultural Space." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 4(18) (2014): 73-79. (In Russian).
13. Saraf M.Ya. "Systemic Contradictions of Cultural Space: Perspectives and Dangers of Its Transformation. Part 1."
Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 2(12) (2013): 82—88. (In Russian).
14. Saraf M.Ya. "Systemic Contradictions of Cultural Space: Perspectives and Dangers of Its Transformation. Part 2."
Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 3(13) (2013): 31 —35. (In Russian).
15. Sorina G.V. "Comenius' Innovative Project in a Modern Context." Values and Meaning 2 (2012): 18—29. (In Russian).
16. Sorina G.V. "Critical Thinking and Method of Expert Groups." The Quarterly Journal of Epistemology and Philosophy
of Science III.1 (2005): 194—204. (In Russian).
17. Sorina G.V. "Critical Thinking: History and Current Status." Herald of Moscow University. Series 7. Philosophy 6
(2003): 98 — 111. (In Russian).
18. Sorina G.V. "Innovative Project of John Amos Comenius in the Present Day Context (The Issues Related to Deci-
sion Making in Educational System)." Proceedings of XXIII World Congress of Philosophy (WCP 2013) Philosophy as Inquiry and Way of Life. Athens, 4-10 Aug. 2013. Athens: University of Athens, School of Philosophy, 2013, p. 690.
19. Sorina G.V. "Methodology of Expert Work (In the Context of Modern Educational Communication)." Values and
Meanings 2 (2014): 50 — 62. (In Russian).
20. Sorina G.V., Meskov V.S. "Onward to Comenius (Global Character of Comenius' Project under Modern Condi-
tions)." Values and Meanings 4 (2012): 4 — 18. (In Russian).
21. Sorina G.V., Yarmak Yu.V. "Political Intelligence: Philosophical and Methodological Analysis." Values and Mean-
ings 6 (2012): 23—36. (In Russian).
22. Stroope M.W. "The Legacy of John Amos Comenius." International Bulletin of Missionary Research 29.4 (2005):
204—208.
23. Yarmak Yu. "History of Public Administration and 'Soft Power'." SoftPower: Soft Force, Soft Ascendancy. Interdisci-
plinary Analysis. Moscow: Flinta Publisher; Nauka Publishers, 2015, pp. 29—38. (In Russian).
24. Yarmak Yu. "The Ideas of John Amos Comenius and the Political Intellect in the Modern System of Education."
Proceedings of XXIII World Congress of Philosophy (WCP 2013) Philosophy as Inquiry and Way of Life. Athens, 4-10 Aug. 2013. Athens: University of Athens, School of Philosophy, 2013, p. 778.
25. Yarmak Yu. Political Decision Theory and Technology. Moscow: Vista Publisher, 2005. (In Russian).
26. Yarmak Yu. Political Planning and Projective Activities in Social Communication. Moscow: Moscow City Pedagogical
University Publisher, 2013. (In Russian).
27. Zufiaurre B. "Education and Schooling: from Modernity to Postmodernity." Pedagogy, Culture & Society 15.2
(2007): 139 — 151.
28. Zvyagin A.N. "Correction of Traditional Views on the Development of Johann Amos Comenius' Heritage on the
Matter of Pedagogical Principles." Domestic and Foreign Pedagogy 2(11) (2013): 59 — 66. (In Russian).
Cite MLA 7:
Yarmak, Yu. V. "Johann Amos Comenius' Pedagogical Ideas and Modern Sociopolitical Communication." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obazovaniya'[Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education'] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.31>. (In Russian).