Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.
'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'
Читать политику
To Read the Policy / die Politik lesen
Ярмак Ю.В.
УДК (32-027.21:32.019.5:004.738.5:37)(470)
Политический текст в коммуникативном пространстве современного образовательного процесса
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Философско-методологические основания анализа коммуникативного пространства», № 14-03-00738.
Ярмак Юрий Васильевич, доктор политических наук, профессор, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
E-mail: y.yarmak@mail.ru
В статье образовательный процесс рассматривается как особая форма коммуникативного пространства. Автор рассматривает особенности интерпретации политических текстов в различны видах образовательных практик в их истории и современности. Особое внимание в работе уделяется проблемам исследования концептуального аппарата политического текста; исследуются вопросы доступности информации в различных пространствах интернета.
Ключевые слова: текст, политический текст, коммуникативное пространство, образовательный процесс, оппонент-ный круг, информация, Интернет и ИТ-услуги в образовании, интерпретация.
Образовательный процесс представляет собой разновидность коммуникативного пространства, в котором, помимо особенностей, существуют и традиционные для этой сферы элементы, связи, закономерности, параметры функционирования информации при взаимодействии источника и получателя сообщений. Комплекс (система) коммуникативного пространства такого характера может быть рассмотрен в системе координат собственно политических коммуникаций и, в частности, роли политических текстов, используемых в разных видах образовательных практик. Мы можем говорить о том, что политические тексты способствуют вступлению во взаимодействие, реагированию на «послания» друг другу сторон (преподавателя и обучающегося), переработке информационных сообщений, созданию вопросов и получению ответов на поставленные вопросы в контексте политики.
Нельзя не отметить, что политические тексты в своем учебно-образовательном значении наиболее эффективны, если заданы социально-политической обстановкой и жизненно актуальны. В процессе постижения смыслов политической реальности мало что может успешно заменить исследовательскую сторону анализа политического текста, связанного с конкретными проблемами политики и представленного в конкретных политологических курсах. Мало того, что тексты помогают выстраивать общесоциальные характеристики множества субъектов, участвующих в политических процессах. В ходе работы над политическими текстами формируются общие коммуникативные единицы, применяемые сторонами при осмыслении и восприятия информации.
Политическая коммуникация, как известно, предполагает весь диапазон формальных и неформальных процессов обмена информацией между властными институтами, другими субъектами, участвующими в политике, и обществом в разных его масштабах и видах его групповой организации. Сердцевиной единицы информации, оформляющей содержание, смысл сообщения, его облик, с которыми взаимодействует реципиент, является текст. Неслучайно всевозможные процессы кодирования, передачи и хранения информации, её восприятия, усвоения, трактовки и многое другое связаны с различными способами обработки текстов. Соответственно, политическая коммуникация вы глядит как деятельность, связанная с производством (созданием) и интерпретацией текстов.
В образовательном процессе политические тексты рассматриваются в трехплоскостной системе координат, состав-
и |—V и
ленной из участников: коммуникатор — коммуникант — реципиент. В рамках конкретных занятий, рассматривая политический текст через позицию каждого из трех участников, преподаватель способствует компетентностному росту обу-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.
'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'
Ярмак Ю.В. Политический текст в коммуникативном пространстве современного образовательного процесса
чаемого. При таком подходе у обучаемых формируется некая интеллектуальная «цепочка»: попытки понять коммуникатора при кодировании им смыслов своего текста; оценка степени адекватности этих смыслов при трансформации в удобоваримую форму коммуникантами (например, журналистами); прогностические «эскизы» того, как реципиенты декодируют, воспримут её. Формируется определенная модель такого процесса рассмотрения и интерпретации текст.
Модель может быть более или менее соответствующей истинным смыслам, заложенным в текстах. Многое в этом зависит от глубины погружения в них, и, в частности, от понимания интенций, заложенных в основание текста, от организации знаковой системы самого текста. В данном смысле нельзя упускать из вида обстоятельств того, что тексты следует понимать в широком смысле слова, что они формируются на основе не только вербальных, но и невербальных элементов. В ходе таких процедур анализа, обучаемый приобретает навыки использования инструментов самого широкого набора: от лингвистической экспертизы до портретирования и психологической оценки субъекта - автора текста. Это позволяет видеть:
а) единый смысл передаваемой в тексте (как коммуникативном акте) информации с ее контекстными особенностями;
б) намерения коммуникатора (подтекст), который может быть прямо не выражен, но предположительно содержаться в контексте;
в) атмосферу, в которой создавался текст (затекст) с его духовно-эмоциональный накалом.
При правильном комплексном изучении материалов, связанных со смыслами текста, можно предположить и то, какие замыслы и планы возможны в действиях коммуникатора.
Особенности политической сферы жизни общества накладывают свой отпечаток не только на текстовую коммуникацию, формируемую её участниками, но и требуют подготовленных в мировоззренческом плане людей, которые стремятся разобраться в сути политических текстов. Как и другие отрасли жизни общественного организма, политическая «отрасль», в соответствии с действующими здесь специфическими институтами, коммуникативными структурами, законами функционирования власти и политической системы, формирует и требует понимания всей совокупности её знаков и символов. Как и создатели текстов, эксперты текстовых материалов должны правильно, адекватно заложенным смыслам, использовать инструменты исследования, выработанные столетиями существования аналитики текста, в частности, умело использовать концептуальный анализ. Особенно очевидным это становится в связи с необходимостью анализа политических текстов современности.
Интересными и востребованными в связи с этим могут быть рассуждения С.И. Поварнина в его работе «Искусство спора». Особенно трудный пункт, как отмечает С.И. Поварнин — определение смысла того или иного слова, того, как его понимать. Очень часто у сторон чрезвычайно смутное представление о смысле конкретного слова, хотя иногда каждый уверен, что отлично и правильно его понимает. Тогда приходится хотя бы приблизительно как-нибудь "определить" смысл слова. Иногда понимание слова бывает абсолютно разным, или его понимание кроет в себе некую деформацию. В этих и в подобных случаях нередко возникает спор об определениях слова. В конце концов, спорщики могут и не дойти до спора о тезисе или о доказательстве тезиса, и истратить все время и силы на спор об определениях какого-нибудь слова из тезиса. Такие «споры об определениях», считает С.И. Поварнин, бывают нередко очень полезны. Они неожиданно раскрывают иногда наше невежество в вопросах, в которых мы о нем и не подозревали. Они рассеивают туманность мышления и обыкновенно вносят некоторый порядок и точность в мышление [Поварнин 1923, с. 34].
Справа — Сергей Иннокентьевич Поварнин (1870—1952), философ, логик.
Слева — Титульный лист второго издания «Искусства спора» С.И. Поварнина (Петроград, культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1923).
Усомниться в правоте размышлений Поварнина не представляется возможным в силу безукоризненности логики его размышлений. Кроме того важно отметить чрезвычайную актуальность его позиции для нынешнего времени, когда все более
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.
'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'
Ярмак Ю.В. Политический текст в коммуникативном пространстве современного образовательного процесса
ощутимы последствия «соучастия» в образовательном процессе Интернет-ресурсов. С широким внедрением 1Т-технологий происходит быстрое ускорение возможностей для объекта1 образовательной деятельности обходиться без преподавателя.
1 Возможно, именно в этом случае субъект образовательного процесса вновь превращается в объект.
Эта формальная сторона дела — новые возможности получения информации — ошибочно воспринимается многими обучающимися как возможность быстрого получения знаний. В реальности же лишь небольшая часть таких молодых людей способны правильно самостоятельно распоряжаться информационными потоками, продуктивно осуществлять отбор нужного материала из сетей. Под продуктивностью в указанном деле я понимаю способность к четкой сепарации необходимых данных из потоков информации, необходимых для реализации поставленных в ходе обучения целей. Но на уровне той культуры, которая свойственна большинству студентов, понимания информации и умного ее использования для решения конкретных задач, как правило, нельзя отметить. Часто всё заканчивается подгонкой к теме, вопросу, проблеме выбранных из соответствующих сайтов фактов, чужих рассуждений для отчета перед преподавателем, а постижение смыслов «остается за кадром». Порой в таких обстоятельствах и самому преподавателю приходиться констатировать «добросовестность» работы подопечного. Но если он берется за выяснение в диалоге с ним содержания слов и терминов, которые фигурируют в аналитическом отчёте, написанном эссе, то достаточно быстро убежденность в добросовестности студента терпит фиаско.
Отмечая эти обстоятельства, необходимо указать на следующее. Социальные сети, услуги Интернета ныне оцениваются не только как наиболее эффективное средство коммуникации, но и как инструмент политической социализации населения. Личность приобретает новые возможности для проявления своего политического интеллекта и свободы. В нашей стране очевидны подвижки к тому, чтобы общество более серьезно влияло на процессы изменений в политической системе, на выработку целей общественных трансформаций, качество преобразований и устранение разрыва между обществом и государством. Столь же серьезными являются изменения в образовательном процессе, возникшие под воздействием информационных технологий (ИТ), причем в комплексе принципиально нового отношения к информации, знаниям и человеку — создателю, носителю и потребителю таких услуг. В то же время появляется некая двойственность восприятия нашими студентами таких возможностей, широты понятий свободы и динамики изменений.
Факт широкого использования ИТ ставит перед субъектами образовательно-педагогического процесса в новой форме давние вопросы: какова широта возможностей и степень эффективности сотрудничества между студентом и преподавателем в познании мира политики? Что кроется в противоречиях использования видимых благ ИТ-услуг и незрелого понимания сути политических отношений? Почему появляются парадоксальные выводы у молодежи, следующей за потреблением таких услуг? Что сулят тенденции «превращения» молодежи как социальных субъектов нашего общества в виртуальных субъектов? Насколько совместимы интересы отдельных личностей и общественные интересы при реализации технологий «открытого общества», «открытого правительства», «совместных действий»?
Объяснение этих явлений следует искать в современной социальной реальности, которая отнюдь не однозначна. Например, на рынке мобильной электроники творятся чудеса потребительского спроса. Как следствие, российский студент сегодня «обвешан» и упакован достижениями информационно-технологического прогресса с ног до головы, а потребляемая им информационная «разнообразица» не имеет пауз и границ. И «вливается» этот не всегда доброкачественный интеллектуальный продукт в систему образов, ценностей и мировоззрения молодых людей, в одних случаях достаточно безапелляционно и агрессивно, в других — мягко, завуалированно, латентно.
Возникла новая социально-технологическая среда, которая требует понимания и повышенного внимания со стороны преподавательского состава. Современный педагог-политолог не может не учитывать, что практически вся политиче-
Слева — компьютерное тестирование; справа — студенты за компьютером. Фото с сайта http://pixhdeг.com/students+testing+on+computeгs
В компьютерном классе Королевского саудовского университета. Фото ©REUTERS/Ali Jarekji с сайта http://uk.reuters.com/article/oukin-uk-saudi-youtube-idUKL1738303520071217
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeitt Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Ярмак Ю.В. Политический текст в коммуникативном пространстве современного образовательного процесса
ская жизнь страны погружена в новую информационно-технологическую среду. Общество, включая российское, оказывается серьезно зависимым от политического участия граждан в жизни страны через систему интернет-коммуникаций, через взаимодействие в социальных сетях, оно находится под воздействием глубоко эшелонированных систем наблюдения, прослушивания, навязывания информации, создания однобоко выгодных для коммуникантов каналов воздействия на сознание. За счет работы центров выработки идей и смыслов, особенно в странах, объединенных системой «Призма»2,
2 PRISM (Program for Robotics, Intelligents Sensing and Mechatronics) — государственная программа США — комплекс мероприятий, осуществляемых с целью массового негласного сбора информации, передаваемой по сетям электросвязи, принятая американским Агентством национальной безопасности (АНБ) в 2007 г. в качестве замены Terrorist Surveillance Program, формально классифицированная как совершенно секретная. Широкой общественности о существовании программы стало известно 6 июня 2013 г., когда отрывки из секретной презентации о PRISM были опубликованы в газетах «Вашингтон пост» и «Гардиан» [Greenwald, MacAskill 2013].
с использованием широких возможностей современных СМИ российскому гражданину «вдалбливаются» контрпродуктивные истины, которые выгодны нашим партнерам-конкурентам. В соответствии с обстановкой возникает потребность формирования новых оснований для воспитания у российской молодежи гражданской ответственности и устойчивости к воздействию откровенной пропаганды. От этого, в свою очередь, зависит и успех государственного политического управления, взаимодействия власти и общества. И в процессе преподавания гуманитарных курсов фактор научения прочтению политических текстов оказывается весьма серьёзной задачей.
RISM
V
Логотип программы PRISM
Карта глобального сбора информации Агентством национальной безопасности (АНБ)
Электронные средства доставки информации сами по себе не предрасполагают к вдумчивому анализу официального государственного документа, политического текста того или иного актора. Текст «вытаскивают» из ресурса, но степень его понимания остается неясной. «Вытащенный» документ, например, не является стимулом к работе со словарем, ручкой и бумагой для того, чтобы выписать какую-то важную информацию (зачем этот анахронизм? На сайтах море подобных «важных» материалов, да и эту информацию можно «забросить» в файл). Между тем, такая «черновая» работа психологически маркирует в памяти главное, что содержится в информации.
Кроме того, с упрощением процесса получения информации, все менее работает интеллектуальный «механизм» прививающий навык движения к пониманию сути проблемы, важного вопроса через постижение разных сторон и частей текстовой информации. Как следствие, исчезает почва интереса и стремления поддерживать такие первоосновные процессы внутренней коммуникации в человеке, как создание им своей проекции, образа посредством отражения самого себя в контексте проблемы. В этом же противоречии исчезает со школы сформированное стремление к соприкосновению с материальным носителем интеллектуальных ценностей, каковым является книга. Как следствие, у значительной части студентов снижена потребность к погружению в глубину систематических знаний при изучении классических дисциплин гуманитарного цикла. Все это часто снижает и возможности системно мыслить, приводит к излишнему доверию ярко обрамленным, но пустяшным идеям и лозунгам, тиражируемым в Интернете.
От этого страдают и отношения между преподавателями старшего поколения и студентами. Здесь поколенческий разрыв значительно глубже. Преподавателям, не привыкшим к использованию современным ИТ, очень сложно доносить свои мысли, идеи, убеждения до студентов только через словесную коммуникацию. Студенты часто всесторонне вооружены оппонентской информацией и верят ей не меньше, чем авторитету преподавателя, а иной раз и больше. Кроме того, такой канал приобретения знаний, как диалог и обсуждение, у молодых людей часто или напрочь атрофирован, или плохо развит, или деформирован огромным потоком навыков в ИТ-среде, которые не всегда можно признать социально позитивными, грамотными или устойчивыми. Огромное количество ребят приходят в вуз с привычками только зрительного или только слухового восприятия информации, без навыков находить ответы с помощью напряженного интеллек-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Ярмак Ю.В. Политический текст в коммуникативном пространстве современного образовательного процесса
туального труда. Отсюда и когнитивный разрыв, существующий в коммуникации между субъектами образовательного процесса. Ветераны-преподаватели или преподаватели-традиционалисты, не сумевшие своевременно перейти на новый технологически продвинутый уровень взаимодействия с «аборигенами» электронных технологий (студентами), теряют возможность быть для них авторитетом.
По утверждению многих коллег, порой очень сложно установить контакт с аудиторией и перевести внимание студентов на адекватные с преподавательскими взгляды и оценки. Это выглядит как неприятие студентами, казалось бы, неоспоримых утверждений профессора, ибо студенты прямо на занятии имеют возможность через свой гаджет мгновенно войти на тот или иной электронный ресурс и перепроверить точку зрения профессора. Может быть и по-другому: студенты что-то поверхностно уже слышали о рассматриваемом вопросе, знают суждение других «авторитетов», и их первичное знание блокирует интерес к тому, что излагает преподаватель. Если же последний не обладает устойчивой психологической структурой, при плохом воспитании студенчества (эти случаи нередки в школах и вузах) такое непонимание и переворот в системе классических авторитетов может привести даже к обструкции наставника, к слому традиционного уважительного отношения к педагогу. Получается, что умение читать тексты в условиях расширяющихся коммуникативных возможностей — это весьма актуальная проблема, закладывающая свои плюсы в стратегию успешности в профессии будущих выпускников вузов.
Помимо прочего, указанное обучение общению с текстом важно, если мы рассматриваем область политических текстов. Незримо и параллельно с профессиональными навыками, формирующимися в ходе правильного чтения политических текстов, происходит формирование и гражданственности молодых людей. В процессе прочтения политических текстов они, образно говоря, вносят себя самого в контекст событий, ситуаций, обстоятельств выбора или принятия решений. Постигая смысл политических явлений через символическую природу, заложенную в политических текстах, как правило, человек идентифицирует себя в роли политического актора, узнает, в связи с собой или другими субъектами политических процессов, определенные функции разных субъектов политики. И независимо от того, какими параметрами задан политический текст (мифология, идеология, реклама или что-либо иное), символические представления дают человеку возможность воспринимать, оценивать и обсуждать различные социальные и другие проблемы в политических категориях.
Но само по себе «в одиночку» глубокое и правильное прочтение политических текстов невозможно: обязательно необходимы как вышеуказанные «авторитеты» по имени Собственные Знания в области политической сферы, так и оппонент-ный круг3, могущий состоять не только из преподавателей, но и из однокурсников, коллег-студентов. Процесс прочтения
3 Понятие «оппонентный круг» было введено известным советским психологом М.Г. Ярошевским в статье «Оппо-нентный круг и научное открытие» [Ярошевский 1983].
текстов разного формата в публичной форме как раз и формирует некий оппонентный круг и из среды самих студентов. В этом процессе преподавательская роль как никакая другая роль участника обсуждения выглядит очень высокой. В этом кругу ролевой ответственности следует указать лишь на наиболее открытые и неоспоримые позиции, что обязан обозначить преподаватель: отбор проблемы, сопровождаемой тем или иным текстом; выбор круга вопросов, которые необходимо будет выяснить при изучении текста; четкое планирование «реперных точек», по которым должен прийти к цели эксперт в конце своей аналитической работы; ясное понимание тех знаний, которые должен продемонстрировать (открытым или закрытым порядком) тот, кто работает с материалом текстового формата; частные задачи, через решение которых преподаватель предполагает провести студентов к достижению желаемых результатов.
Формирование оппонентного круга из среды самих студентов через публичное прочтение политических текстов важно не только с точки зрения образования. В самом деле, формирующиеся в нашем обществе навыки жизни в условиях демократической политической культуры постоянно требуют активности как в области совершенствования преподавания гуманитарных дисциплин, имеющих выход на политику, так и открытого диалога между профессионалами. В рамках аудиторной работы над текстом студенты приобретают навыки оценки чужих точек зрения и формирования своих позиций в их отстаивании. Вместе с тем, они более глубоко вникают в суть реальной политики, оформляемой в нормативных актах, законах, президентских указах, диалоговых протоколах переговорного характера и т.д. Это и составляет одну из сторон их будущего профессионализма.
Серьезно изменившийся «ландшафт» протекания политических процессов с вовлечением в них всё новых и новых субъектов породил чрезвычайно активное использование в гуманитарной сфере ранее практически не заметных мягких форм воздействия. «Проросшее» сегодня понятие SOFTPOWER подталкивает к тому, чтобы огромные массивы гуманитарных текстов мы, хотя бы иногда, подвергали экспертизе на предмет наличия в них политических уловок, подтасовок, измышлений, откровенной лжи. Подробная работа с текстами разного формата, думается, может иметь большое значение в указанных обстоятельствах все более широкого использования мягкой силы. Приучая обучаемых к внимательной экспертной работе, делая им «прививку» от бездумного, легковесного и доверчивого отношения к любым материалам, поданы ли они нашими зарубежными оппонентами или вброшены отечественными СМИ, представлены ли они государственными структурами и так далее, мы повышаем практическую значимость гуманитарных знаний, в конце концов делаем «прививку» от манипулятивного воздействия.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Ярмак Ю.В. Политический текст в коммуникативном пространстве современного образовательного процесса
Такая авторская точка зрения, представленная в данном тексте, базируется на высокой уверенности в том, что гуманитарные дисциплины, как бы их не разъединять, забывая об одних и акцентируя внимание на преподавании других, они в своём воздействии на обучающихся действуют комплексно. Признаки системности воздействия гуманитарных знаний как мягкой силы трудно переоценить, особенно в современную эпоху. Сегодня однозначно доказано единство и тесное сплетение духовно-интеллектуальных массивов, содержащихся в человеке, и особенностей управления поведением людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев Е.А. Политическая педагогика в гуманитарном образовании современной России / / Вестник
Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2001. № 4. С. 118 — 129.
2. Бокачев И.А., Лукинова И.А. Виртуализация современной системы образования: «за» и «против» / / Гу-
манитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №. 1. С. 15 — 19.
3. Грошев М.М. Коммуникационные технологии в процессе политической социализации молодежи совре-
менной России. Автореф. дисс. ... к. полит. н. Н. Новгород, 2006.
4. Ковалёв В.А. Российская политология в условиях инволюции системы образования и социальной дегра-
дации / / Мировая политика: проблемы теоретической идентификации и современного развития. Политическая наука-2005. Ежегодник. М.: РОССПЭН, 2006. С. 453—474.
5. Коваленко В.И. Политологическое образование в Московском университете и России: новые перспекти-
вы / / Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2005. №. 1. С. 3 — 9.
6. Поварнин С.И. Искусство спора. Изд. 2-е, испр. и доп. Петроград: Начатки знаний, 1923.
7. Сорина Г.В. Диалог сквозь века: образовательное коммуникативное пространство [Электронный ресурс]
/ / Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 8. Вып. 1: Пространство и время образования. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.42.
8. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М.: Гардарики, 2005.
9. Тынянова О.Н. Власть и ее окрестности / / Пространство и Время. 2014. № 3(17). С. 10 — 13.
10. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций: социокультурный анализ.
Дисс. ... д. социол. н. Ростов-на-Дону, 2006.
11. Шестопал Е.Б., Климов И.А., Нестерова С.В. Некоторые проблемы политологического образования в
высшей школе России / / Полис. 1997. №. 1. С. 167 — 181.
12. Ярмак Ю.В. Политическая планово-проектная деятельность в социальных коммуникациях. М.: МГПУ, 2013.
13. Ярмак Ю.В. Политические решения: теория и технологии. М.: Перспектива, 2005.
14. Ярошевский М.Г. Оппонентный круг и научное открытие / / Вопросы философии. 1983. № 10. С. 49 — 61.
15. Crick B., Heater D. Essays on Political Education. London: Routledge, 2012.
16. Greenwald G., MacAskill E. "NSA Prism Program Taps in to User Data of Apple, Google and Others." The Guardian.
Guardian News and Media Limited, 7 June 2013. Web. <http://www.theguardian.com/world/2013/ jun /06/ us-tech-giants-nsa-data>.
17. Jakobi A.P., Martens K., Wolf K.D., eds. Education in Political Science: Discovering a Neglected Field. London, New
York: Routledge, 2009.
18. Laver M., Garry J. "Estimating Policy Positions from Political Texts." American Journal of Political Science 44.3
(2000): 619 — 634.
19. Lowe W., Benoit K., Mikhaylov S., Laver M. "Scaling Policy Preferences from Coded Political Texts." Legislative
Studies Quarterly 36.1 (2011); 123 — 155.
20. Papastephanou M. "Communicative Utopia and Political Re-education." Habermas, Critical Theory and Education.
Eds. M. Murphy, and T. Fleming London: Routledge, 2010, pp. 33—46.
21. Sloam J. "Teaching Democracy: The Role of Political Science Education." The British Journal of Politics & Interna-
tional Relations 10.3 (2008): 509 — 524.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Ярмак, Ю. В. Политический текст в коммуникативном пространстве современного образовательного процесса [Электронный ресурс] / Ю.В. Ярмак // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.93.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Ярмак Ю.В. Политический текст в коммуникативном пространстве современного образовательного процесса
POLITICAL TEXT IN THE COMMUNICATIVE SPACE OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS
Yury V. Yarmak, D.Phil. (Political Sciences), Professor, Moscow City Pedagogical University
E-mail: y.yarmak@mail.ru
The educational process is a kind of communicative space in which there are both peculiar and traditional elements, communication patterns and parameters of functioning information in the interaction between source of messages and their recipient. Complex (system) of such communication space may be viewed in the coordinate system of political communications themselves, in particular, as political texts used in different types of educational practices. In the process of understanding the meaning of political reality, there is little that can replace the research side of the political analysis of the text associated with the specific policy questions and presented in concrete political science courses. Political texts help build general social characteristics of plurality of actors involved in the political process. During the work on such texts common communication units used by the parties in the understanding and perception of the information are formed. Thus, the features of the place and role of political text in modern educational space are a matter of significant interest.
The subject of my study is the educational process as a special form of communication space. For these purposes, I use social-philosophical, structural-functional and discourse analysis.
In my work, I pay special attention to problems of studying conceptual apparatus of political text. I also study the question of accessibility of information in different spaces of the Internet. Electronic means of information delivery themselves do not predispose to thoughtful analysis of official government document, particular actor's political text. As soon as the process of obtaining information is simplified, intellectual mechanism promoting the development of skills of problem understanding through the comprehension of text information, operates weaker and weaker. Skill and the need to communicate with the book in the framework of educational process are disappeared. It is a significant threat, particularly for the formation of new generations of political scientists under conditions of increased global information warfare and pressure of soft power.
I show under the conditions contemporary in the framework of political communication the full range of formal and informal processes of information exchange between government institutions and the community actively used. Thus, political communication as a whole looks like activity related to the production (creation) and the interpretation of texts. It is in this context, importance of thoughtful analysis of political texts in the context of opponent circle of educational process, which includes both teachers and students, is just increasing.
I conclude that accustoming students to care expert work, we 'vaccinated' them by thoughtless, lightweight and credulous relationship to any materials, regardless of who they throw in the media space, whether our foreign adversaries or domestic media, government institutions or non-governmental organizations. Thus, we are increasing the practical importance of humanitarian knowledge and, after all, protect future political analysts from the manipulative influence.
Keywords: text, political text, communicative space, educational process, opponent circle, information, Internet and IT-services in education, interpretation.
References:
1. Anufriev E.A. "Political Pedagogy in Modern Russia's Humanitarian Education." Herald of Moscow University. Se-
ries 18: Sociology and Political Science 4 (2001): 118 — 129. (In Russian).
2. Bokachev I.A., Lukinova I.A. "Advantages and Disadvantages of Virtualization of Modern Education System."
Humanitarian, Social, Economic, and Civic Sciences 1 (2015): 15 — 19. (In Russian).
3. Chistyakov A.V. The Personality's Socialization in Community of Internet Communications: Social and Cultural Analy-
sis. Doctoral diss. Rostov-on-Don, 2006. (In Russian).
4. Crick B., Heater D. Essays on Political Education. London: Routledge, 2012.
5. Greenwald G., MacAskill E. "NSA Prism Program Taps in to User Data of Apple, Google and Others." The Guard-
ian. Guardian News and Media Limited, 7 June 2013. Web. <http://www.theguardian.com/world/2013/
jun /06/ us-tech-giants-nsa-data>.
6. Groshev M.M. Communication Technologies in the Process of Political Socialization of the Youth in Modern Russia.
Synopsis of Ph.D. diss. Nizhny Novgorod, 2006. (In Russian).
7. Jakobi A.P., Martens K., Wolf K.D., eds. Education in Political Science: Discovering a Neglected Field. London, New
York: Routledge, 2009.
8. Kovalev V.A. "Russian Political Science under the Involution of the Education System and Social Degradation."
World Politics: Problems of Theoretical Identifying and Modern Development. Political Science 2005. Yearbook.
Moscow: ROSSPEN Publisher, 2006, pp. 453—474. (In Russian).
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Ярмак Ю.В. Политический текст в коммуникативном пространстве современного образовательного процесса
9. Kovalenko V.I. "Political Education at the University of Moscow and Russia: New Prospects." Herald of Moscow
University. Series 12: Political Science 1 (2005): 3 — 9. (In Russian).
10. Laver M., Garry J. "Estimating Policy Positions from Political Texts." American Journal of Political Science 44.3
(2000): 619 — 634.
11. Lowe W., Benoit K., Mikhaylov S., Laver M. "Scaling Policy Preferences from Coded Political Texts." Legislative
Studies Quarterly 36.1 (2011); 123 — 155.
12. Papastephanou M. "Communicative Utopia and Political Re-education." Habermas, Critical Theory and Education.
Eds. M. Murphy, and T. Fleming London: Routledge, 2010, pp. 33—46.
13. Povarnin S.I. Art of the Dispute. Petrograd: Nachatki Znaniy Publisher, 1923. (In Russian).
14. Shestopal E.B., Klimov I.A., Nesterova S.V. "Some Problems of Political Science Education in the Higher School
of Russia." Polis (Political Studies) 1 (1997): 167—181. (In Russian).
15. Sloam J. "Teaching Democracy: The Role of Political Science Education." The British Journal of Politics & Interna-
tional Relations 10.3 (2008): 509 — 524.
16. Sorina G.V. Decision Making as Intellectual Activity. Moscow: Gardariki Publisher, 2005. (In Russian).
17. Sorina G.V. "Dialogue Through the Ages: Educational Communicative Space." Elektronnoe nauchnoe izdanie
AVmanakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obazovaniya' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education'] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.42>. (In Russian).
18. Tynyanova O.N. "Power and Its Neighborhood." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 3 (2014): 10 — 13. (In Russian).
19. Yarmak Yu. Political Decision Theory and Technology. Moscow: Vista Publisher, 2005. (In Russian).
20. Yarmak Yu. Political Planning and Projective Activities in Social Communication. Moscow: Moscow City Pedagogical
University Publisher, 2013. (In Russian).
21. Yaroshevsky M.G. "Opponent Circle and Scientific Discovery." Problems of Philosophy 10 (1983): 49 — 61. (In Russian).
Cite MLA 7:
Yarmak, Yu. V. "Political Text in the Communicative Space of Modern Educational Process." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya teksta' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space and Time of Text'] 10.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.93>. (In Russian).