1УДК 16:1(091) ББК 74.03
МАТЕТИКА ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО: УЧЕНИЧЕСТВО - НАУКА О ПОЗНАНИИ
В. С. Меськов, Н. Р. Сабанина
Аннотация. Итоги размышлений Коменского о путях познания, которые, в свою очередь, явились сердцевиной всей его философской системы, обрели особую судьбу. Дело в том, что образование было, по Коменскому, не просто приложением его философии, а ее фундаментальным основанием. Данной проблематике, как оказалось, Коменский посвятил особое произведение -МаЬНеЫеа". В нем сформулировано видение Коменским образования как способа познания человеком всех Вещей Универсума. Основанная на трудах великих предшественников и явившаяся важнейшим из его собственных произведений, «Матетика» до сих пор представляет собой загадку для современных исследователей и педагогов.
Ключевые слова: матетика, познание, чувство, разум, вера, триадический метод, вещь, автопсия.
THE MATHETICS OF JAN AMOS COMENIUS: LEARNING - THEORY OF COGNITION
V. S. Meskov, N. R. Sabanina
Abstract. The final results of Comenius' reflections on the ways of cognition (which, in turn, were the core of his entire philosophical system) have gained special destiny. The case is that, according to Comenius, education is not just an application to his philosophy but it is its fundamental basis. "Mathet-ics" presents his vision of education as a way of understanding all things in the Universe. Based on the writings of Comenius' great predecessors and turned to be the most important of his works, "Mathetics" is still a mystery to modern researchers and educators.
Keywords: Mathetics, Cognition, feeling, reason, faith, Triadic method, Thing, Autopsy.
К 425-летию со дня рождения Я. А. Коменского
Фактически только сейчас, через 300 лет после издания на латинском языке, мы можем ознакомиться с произведением «Матетика». Прямой перевод с греческого слова "Mathet¡ca" означает - «ученичество», которое можно трактовать также как умение учиться. Коменский увидел необходимость более глубокого изучения того, как именно человек приобретает знание. Практически он заложил основания «науки о познании» применительно к образованию и назвал это направление «Матетика» (по-видимому, по аналогии с Дидактикой - в переводе 'учительство' или 'наука о том, как учить'). «Матетика» стала первой главой в его книге "БркПедшт ЭИас-t¡cum". Перевод текста книги с латинского изда-
ния на русский язык впервые был осуществлен в 2015 г. профессорами РГГУ Н. А. Федоровым, Е. С. Федоровой.
По мнению крупнейшего мирового филолога-классика Михаэля фон Альбрехта (Michael von Albrecht) "Spicilegium Didacticum" -это название для книги, которое лучше не переводить. В то же время прямой перевод термина "Spicilegium" означает 'подбирание колосьев (забытых жнецами)'. Смысл же названия можно увидеть, прочтя в Книге Руфи: «Пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение» (Руфь 2:2).
Вот некоторые смысловые интерпретации названия "Spicilegium Didacticum".
Во-первых, очевидно, что, подводя итог своей многолетней работы, Коменский с точностью и лаконичностью, достойной его Учения, стремится наиболее понятным языком преподнести людям драгоценный дар своей науки о Познании - Матетики. Здесь сосредоточены итоги и выводы его многолетних изысканий об Ученичестве - Матетика и об Учительстве - Дидактика, на пути «образования человека» -того, что осталось после того, как Урожай Жизни собран. Отсюда и название - "БркПедшт □Иасйсит".
Во-вторых, наставления науки познания предназначены для тех, кто хочет сам «собрать колоски» и проникнуть в глубины познания. А тот, кто хочет узнать и о Познании, и о Поучении, как бы собранными в одну «житницу», должен обратиться еще и к Великой Дидактике.
В-третьих, возможным глубинным смыслом такого названия служит философская интерпретация круга Жизни Я. А. Коменским, когда колоски, оставшиеся после жатвы, бережно собранные, служат символом будущего нового Урожая. Новый цикл Познания неизменно будет определять содержание Поучения для будущих поколений.
Штрихами к современному пониманию учения Коменского о познании будет наше восхищение тем, каким интуитивно точным языком он описывает те процессы и их закономерности, которые открыты лишь в наше время и определены современной эпистемологией как основания и операции познания.
Вещность, предметность знания Коменский непременно ставит в начало пути Познающего. Точное представление, репрезентация Вещи формируется не просто в процессе ее восприятия Чувством, но всесторонне рассмотрено посредством Разума и Веры. Все, что становится известным нам из гармонического согласия этих трех компонентов, своей точностью превосходит все, что воспринимается только Чувством (органами чувств), или только Разумом, или одним только Свидетельством веры1.
Интеллектуальные операции (категоризация) он также выделяет явным образом: членение, анализ, синтез, сопоставление (сравнение)
и градация. Во многих текстовых представлениях, описывая интеллектуальный процесс, он предвосхитил возникновение идеи восхождения от абстрактного к конкретному.
Подробное рассмотрение понятия «Вещь» приводит к видению широчайшего разнообразия типов вещей, определяемых предметом познания. Эта множественность, однако, представляет собой целостную систему отношений и закономерностей, явным или неявным образом присутствующих в «Матетике» Коменского. Думается, что это стало возможным благодаря применению Коменским особого Метода в познании Вещей, называемого им троичным или синкретическим и свидетельствующего о применяемом им целостном подходе, также являющимся прорывным в науке его времени.
Принцип Удовольствия, который выделяет Коменский, предполагает не столько принуждение как условие познания и познавания, сколько созревание (готовность) и понимание необходимости посредством убеждения, объяснения, придания смыслов происходящему (мотивация).
Обращение к генезису Вещи, в том числе через доверие опыту, интеллекту и авторитету Учителей, указывает на осознание Коменским коммуникативного или конвенционального характера познания. С одной стороны, это не выходит за рамки традиции, однако прежде никем не выделялось как отдельный, наряду с другими, элемент в процессе познания.
Еще одной существенной особенностью его понимания процесса познания является обращение к употреблению знания, деятельности (автопраксия). Будучи священнослужителем, образование Человека он понимал в смысле достижения им способности творить Благо для Божественного устроения дел человеческих в процессе его образования. Разнообразие познаваемых человеком Вещей и способность употреблять их на благо рождает культуру в различных формах ее представления. Таким образом, приобщение к более совершенной культуре «диких» народов стало бы, по мнению Коменского, делом богоугодным.
1 Текст, представленный в статье курсивом, является цитированием прямого перевода книги Я. А. Коменского "Spicilegium Didacticum". Перевод осуществлен в 2015 г. профессорами РГГУ Н. А. Федоровым, Е. С. Федоровой.
Фактически признавая всеобъемлющую роль познания, он создал Матетику как венец своей философии образования.
По мнению авторов, реализация идей Ко-менского позволит существенно продвинуться в создании современной системы образования, адекватной запросам открытого обучающегося общества, аналогично тому, как Комен-ский в свое время сделал это для нарождающегося индустриального.
Матетические стратегии, собранные как колосья, могут представлять собой инновационный ресурс для учителей и преподавателей в современной школе и вузе, а также не в последнюю очередь для всех желающих продолжать свое образование в течение всей жизни.
Авторы ставили себе задачей исследовать опыт создания новой парадигмы образования. Я. А. Коменский - творец системы образования, которая подтвердила свою адекватность и эффективность через столетия. Сегодня ясно, что Коменский не получил бы этих фундаментальных результатов, если бы рассматривал систему образования саму по себе. Мы имеем пример целостного цивилизационного подхода, включающего рассмотрение целого ряда взаимосвязанных проблем, возникших в различных областях общественной жизни в фундаментальном труде «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих». Именно это направление исследований легло в основу существенных содержательных и институциональных преобразований в жизни целых народов и стран и дало возможность применить данные подходы в области всеобщего просвещения, воспитания и исправления нравов, распространения наук и диалога культур.
Современный подход к «Матетике», абсолютно в духе Коменского, предлагает эффек-
тивный дидактическим метод, позволяющий трактовать познавательную деятельность как путь: Матетика - Ученичество - Познание - Парадокс - Проблема - Деятельность - Результат.
Однако в данной статье мы хотим лишь обратиться к видению «Матетики» исключительно самим Я. А. Коменским.
Становление научной терминологии у Я. А. Коменского (от обыденных терминов через абстрагирование и идеализацию к понятиям).
Последовательность рассуждений, образы, созданные Коменским, приоткрывают нам язык, смысло- и словоупотребление того времени, без понимания которых невозможно достоверно трактовать его учение.
Словарь терминов Коменского
Mathetica (греч.) - «ученичество» (можно вместо этого слова оставить греческое слово «матетика») или умение учиться, а также в понимании Коменского - Наука (рис.).
Учиться - это значит стремиться познать Вещь, то есть искать знание (познание).
Знать - означает Познавать Вещи, Понимать и Пользоваться ими. Знать - держать в уме вещь - осуществляется тремя ступенями:
1. Что это?
2. Как это образуется?
3. Для чего это предназначается?
Через эти три ступени достигается Познание, Понимание, Использование.
Стремясь описать процесс получения знания, Я. А. Коменский выделяет три уровня познания:
I уровень - Знание о Существовании Вещи;
II уровень - Знание о Причинах Вещей;
III уровень (завершающий) - Знание о формах представления результатов познания Вещей.
Универсум Вещей
\
\
V
Познание
Ученичество (матетика)
Рис. Место «Ученичества» в процессе образования Человека
Приобретение знания не заканчивается на познании очевидного существования Вещи. Надежное знание предполагает ее понимание, точность же познания определяется, если мы употребляем или используем знание и оно приносит благо.
Таким образом, точное, четкое знание (сегодня мы бы сказали - естественнонаучное. -Авт.), полное, упорядоченное и основательное, достижимо тремя различными средствами употребляемыми последовательно, совместно или попеременно:
1. Опыт, когда примеры непосредственно обращают Чувственное восприятие к Вещам.
2. Приобретение знания путем всестороннего исследования. Оно основывается не только исключительно на опыте Ученика, но и на точных наставлениях, возводя их к Интеллекту.
3. Изобретательность как творческое использование знания. Постоянная Практика в этом приводит Интеллект к Пользованию познанной Вещью.
Знание невозможно без понимания причины Вещей:
Знать - значит знать Причины вещей.
Изучать - искать Причины вещей.
Свидетельства же Родителей обогащают ученика Опытом, Наставников - Интеллектом, Учителей - Авторитетом.
Учителю же Коменский советует: Предложи в ясном освещении: Интеллекту - Истинное, Воле - Благо, Стремлению - Легкость, и ученик вскоре с удовольствием Воспримет, Схватит, Сделает.
...Без объяснения причин ничто не освещается Интеллектом, ничто не укрепляется в Памяти, ничто не может явить прочное и основательное знание.
Знать, что нечто существует, - это первая ступень познания, то есть базис (что дает поверхностное знание вещи).
Знать, в силу чего нечто существует, есть полная ступень Познания, определяемая отношениями Части и Целого.
Знать, к чему можно применить эту вещь, - высшая ступень знания, то есть Венец (ибо указывает на употребление вещи2: всесторонне знать, как применить ее, нигде не допуская злоупотребления вещью, - это качество, присущее мудрецу).
Знание вещей есть сведение объектов к восприятию.
Понимание предметов состоит в правильном раскрытии структуры каждой вещи (то есть когда основные составляющие пропорциональны и соответствуют друг другу)3.
Употребление4 становится ясным, если показать, как вещь, построенная таким образом, может быть применена к достижению ранее поставленной цели. И слаженность появляется тогда, когда конец будет соответствовать началу, и одно будет выражать намерение, а другое - результат.
Исследовать - означает всесторонне рассматривать нечто: так учащийся обращается то к самой вещи, то к своим мыслям, то к соображениям другого.
Есть три Средства обучения: Чувственное восприятие, Разум и Вера5.
Знать, к чему можно применить эту Вещь, - это высшая ступень знания (употребление вещи, злоупотребления вещью, знающий - мудрец).
Понимание предметов состоит в правильном раскрытии структуры каждой вещи (то есть когда основные составляющие пропорциональны и соответствуют друг другу). (Смыслом понимания является раскрытие структуры (множество элементов и отношений между ними), которое проявляется через отношения связности. — Авт.) Знание о внутренних Структурах вещей возникает из понимания ее Членений, их Образов и Сопоставлений. Употребление становится ясным, если показать, как вещь, построенная таким образом, может быть применена к достижению ранее поставленной цели.
И слаженность (связность) появляется тогда, когда конец будет соответствовать началу, и одно будет выражать намерение, а другое - результат.
Точное применение Средств состоит во внимательном изучении вещей: а это происходит тогда, когда вышеупомянутые три Средства применяются то совместно, то раздельно.
Разум должен быть здравым, правильно сформированным для понимания сути вещи, суждение об исследуемых вещах должно быть основательным, одно из другого должно выводиться Последовательно.
Разумность требуется только для того, чтобы восприятие легко получило свои Объекты, служащие ему пищей, Интеллект - Понимаемое, а Вера - Вероятное. И ты увидишь, как удобно применяются все Способности к своим Объектам.
...Свет проникает и в Ум:
1. Прямой. Посредством всей вещи целиком, явленной нашим чувствам.
2. Отраженный. Это то, что происходит либо в целом, когда подобное отражается в подобном, Сюда относятся
2
4
Ведь мы изучаем вещи либо из них самих, воспринимая их чувством, или от Других, познавая их свидетельства и рассуждения. Разница в том, что от Других мы учимся быстрее, заимствуя уже готовый результат; от Нас самих - получая более надежный плод, ради которого мы раскапываем золотые залежи собственного ума; надежнейшим же образом - из самих же Вещей, исследуя их природу.
Чувства устанавливают наши отношения с Вещами.
Чувства требуются для непосредственного восприятия вещей.
Автопсия - органы чувств должны быть использованы должным образом, адекватно, многочисленно, изучая вещь сначала полностью, а потом частями.
К способам познания относительно вещей, которые могут восприниматься зрительно, на слух и на ощупь, верь только своим Глазам, Ушам, Рука - следует отнести подсчет, измерение, взвешивание и др.
Разум устанавливает наши отношения с людьми.
С помощью Разума мы должны исследовать отсутствующие вещи, опираясь на имеющиеся в нашем распоряжении их признаки. Разум должен быть здравым, правильно сформированным для понимания сути вещи.
Суждения об исследуемых вещах (общее, особенное) должны выводиться одно из другого последовательно.
Относительно тех вещей, о которых ты слышишь от других, не верь ничему, пока сам не убедишься в их возможности.
Мы изучаем вещи Разумом, когда мы оцениваем вечные Истины, присущие вещам и запечатленные в наших Душах. Могут ли они осуществляться или не могут, должны или не должны?
Постигая Верой вещи, не познаваемые ни чувством, ни разумом, мы полагаемся на свидетельства других. Также вера - доверие откровению («чувственное знание» об универсаль-
ном, всеобщем устройстве мира. - Авт.). Вера должна быть осмотрительной, сопоставляемой со свидетельствами других.
В делах Божественных верь только Богу, то есть постарайся быть уверенным, в том, что:
1. Это Слова Бога, который никогда не ошибается и не может ошибиться.
2. Смысл, который ты воспринимаешь, присущ именно Богу, а не является человеческой придумкой.
Если Мир содержит то, что является отдельным и неделимым, то для его восприятия нам даны в качестве специального органа -Чувства, внешние и внутренние.
Ум, представляется Универсальным, а в каждом отдельном предмете заложены свои Идеи и правила и, чтобы извлечь их из области умопостигаемого, нам дан специальный орган - Разум, взвешивающий, что может быть и чего не может быть, и каким образом.
А так как вне Сферы наших чувств и нашего Мышления существует очень многое, например, то, что раскрывается нам в Слове Божьем, или же то, что постоянно раскрывают для людей, нам дан соответствующий инструмент для понимания этого - Вера.
Таким образом, если рассматривать:
- все индивидуальные вещи с помощью Чувств;
- все общее - Разумом;
- Откровения - Верой, то, что же может остаться скрытым от нас? (Риторический вопрос с заранее запрограммированным ответом - Ничего.)
Итак, овладение знанием есть путь от чувственно воспринимаемого - к умственно воспринимаемому и к откровению.
Способ познания состоит в собственном внимательном, упорядоченном применении средств.
Собственным оно будет, если Чувственное будет познаваться Чувством, Интеллектуальное - Разумом, а Откровение - Верой.
Притчи, Параболы, Метафоры; или в какой-либо части, из рассмотрения которой можно построить догадку об остальном, когда не вся вещь представлена, а одна из ее причин, или результат, или Субъект, или Признак, или След ее и какой-нибудь признак. Все это дается на суд Интеллекту через Последовательность, благодаря которой из познанной частицы вещи можно судить об остальных частицах или даже о целом.
3. Преломленный. Наконец, это происходит благодаря свидетельству других вещей о вещи, полностью
отсутствующей, когда опираются только на веру. Луч же преломленный проникает в Ум через двойное Средство
(то есть через дым Мнения другого и туман так или иначе высказанных Слов). Собственно говоря, мы познаем не самою вещь, а то, что тот или иной думает и свидетельствует о ней; а верно это или не верно, тому следует научиться или обучить, исходя из какого-то другого источника.
Ведь Человеческая природа создана таким образом, что Чувства, Интеллект и все Способности постоянно ищут себе пищу: если она предоставляется разумно, они радуются, обретают силу и приспособлены для всего. Разумность требуется только для того, чтобы Чувственное восприятие легко получило свои Объекты, служащие ему пищей, Интеллект - Понимаемое, а Вера - Вероятное. И ты увидишь, как удобно применяются все Способности к своим Объектам.
Собственное способствует удовольствию, получаемому от науки, внимательное дает Точность, а упорядоченное - Скорость.
Точное применение Средств состоит во внимательном изучении вещей. Это происходит тогда, когда вышеупомянутые три Средства применяются то совместно, то раздельно (что позднее будет названо Синкретическим методом).
Таким образом, любой шаг получит от предыдущего как Очевидность, так и Надежность, а потом и Точность. Ведь подобно тому, как в Интеллекте нет ничего, чего не было бы до этого в чувственном восприятии, так ничего нет и в вере, чего не было бы прежде в Интеллекте. Нужно, чтобы тот, кто верит, знал, что ему предлагается для веры; и Апостол заявляет, что Вера пришла из молвы.
Точность. Ведь Разум, чем ближе к чувственному восприятию (то есть чем большим числом чувств он подтвержден), тем он надежнее; и наоборот, чем дальше он от чувственного восприятия, тем больше в нем проявляется пустой спекуляции и голого воображения. Чем ближе вера к свидетельствам понимания и опыта, тем больше обретает она силы. И наконец, предыдущее может быть Исправлено последующим, сохраняя этот порядок. Когда же чувственное восприятие или недостаточно, или заблуждается, оно или исправляется или дополняется Разумом, а там, где Разума недостаточно, его пополняют авторитетом.
Знать означает Познавать Вещи (Пример), Понимать (Наставление) и Пользоваться ими (Практика). Примеры непосредственно обращают Чувственное восприятие к Вещам. Точные же Наставления возводят их к Интеллекту. Постоянная Практика же приводит Интеллект к Пользованию Вещью.
Отсюда следует, что благодаря Примерам, Наставлениям и Практике обретается Точное знание вещей, то есть они познаются Точно.
Так называемые три Средства применяются:
- Отдельно, когда то, что должно быть познано, проверяется либо Чувством, либо Разумом, либо авторитетом других людей.
- Совместно, это когда в процессе познания ничто не допускается истинным, что не было бы подтверждено точным применением вышеназванных средств.
Все, что возможно, должно быть объектом чувств (органов чувств).
Все через автопсию (от. греч. «наблюдение явлений зрением и другими чувствами»). Ведь зрительное восприятие может служить доказательством.
Чувственно воспринимаются Вещи путем подсчета, измерения, взвешивания и разными другими способами. Отсюда Арифметика, Геометрия, Статика и прочие точные науки.
Мы изучаем вещи Разумом, когда мы оцениваем вечные Истины, присущие вещам и запечатленные в наших Душах, могут ли они осуществляться или не могут, должны или не должны.
И наконец, поскольку не все может быть нами познано и проверено Чувством и Разумом, но когда-то - суждением и свидетельством других, то с полным основанием нужно разобраться, каким образом доверие6 к чужим свидетельствам может применяться разумно.
Что касается Веры, то здесь мы считаем важным положение Аристотеля: Ученик должен доверять до тех пор, пока его Разум не обретет ту силу, чтобы с его помощью сам ученик был способен обращаться к вещам, рассматривать
6 Понимание Коменским третьего «Средства» - как Веры осмотрительной перемежается в тексте с понятием «доверие», что, на наш взгляд, наиболее точно отражает его третье Средство познания. Следующее за Разумом и Чувством Доверие позволяет человеку познавать, принимать решения и действовать, когда чувства и разум не могут дать точного «руководства» к действию. Будучи знаком с Рене Декартом, Коменский не мог не знать его учения об Интуиции, которое «спорило» с его теологическим подходом к познанию, однако... гений не способен лгать самому себе. - Авт.
их и оценивать7. А иначе эти слова Аристотеля мы считали бы тираническими и гибельными, как и слова о Пифагоре: «он сам сказал» (аМоБ в1рё)8. Никого не заставляют приносить присягу Словам Учителя, но сами вещи ограничивают понимание: ведь доверять Наставнику следует не более того, что он докажет на деле.
Принятие истины, основанное на вере (когда кто-то, не изучив сам предмет, уступает авторитету наставника), нами отбрасывается и отвергается от рационального изучения Философии, как недостойная человеческого ума и неспособная дать сколь-нибудь надежный результат в исследовании.
Далее мы хотим, чтобы все поняли: суждения, мысли и свидетельства всех тех, кто отмечен опытом, интеллектом и авторитетом, с кем нам пришлось где-то повстречаться или благодаря которым мы могли преуспеть, должны восприниматься не слепой верой, но зоркой; и им следует подчиняться не как Диктаторам, а как Консулам.
Упорядоченным будет применение Средств, если все будет изучаться методически и в должной постепенности.
Методически будет изучаться то, что не изучается по раздельности, и это касается как номенклатуры вещей, так и самих вещей.
Первый принцип этого Метода - не изучать ничего не расчлененного, и ничего не говорить о вещах, смысл которых мы понимаем смутно.
Разнообразие Речей, Помыслов, Деяний есть ничто иное, как различное расположение разных
частей одного Целого9. Отсюда возникают столь разнообразные образы, то есть формы, фигуры, количества, качества и т. д. Если Люди (хорошо информированные) понимали бы, что здесь вновь раскрывается бездна Человеческого Всепознания, ведь тогда люди понимали бы, каким образом из простой перестановки немногочисленных первооснов (в вещах, в мыслях и словах), возникает все потрясающее Разнообразие вещей, и каким образом из умелого их Сопоставления (вещей, мыслей, речей) возникают Доблести и Красоты. Из неумелого же сопоставления (вещей, мыслей и слов) возникают чудовища10.
Сопоставления триады Сущностей (Речей, Помыслов (Ума), Деяний) будут иметь немалое значение для укрепления знания.
Для понимания структуры вещей необходимы: Анализ вещей, Синтез вещей и Общая оценка вещей.
Анализ11 - это разложение на части целого, он -начало и основание всего и правильного Познания.
Анализ должен производиться тремя путями12:
1. Вербальным, то есть, обращая внимание на искусство Риторики, на Грамматику и Лексику.
2. Ментальным, анализируя мысли Автора, исходя из его слов, и сопоставляя со Словами того же Автора, или других.
3. Реальным, то есть рассмотрением самой вещи (обращаясь, наконец, к ней, а в противном случае ты будешь не знать, а верить).
Синтез13, будучи сведением частей к своему целому, весьма способствует познанию ве-
7 Каждый раз он призывает к критическому отношению к суждениям учителей и любых авторитетов. - Авт. Принятие истины, основанное на вере нами отбрасывается и отвергается от рационального изучения философии, как недостойная человеческого ума и неспособная дать сколь-нибудь надежный результат в исследовании.
8 Греч. autos eipe или лат. ipse dixit - 'это он сам (!) сказал' - означает величайшее уважение к тому, что вышло из уст Пифагора.
9 Частей одного Целого - одного Универсума.
10 Чудовища - Химеры. (Химера - нежизнеспособная эклектика, мозаичность, расколотость тела и души, рассогласованность, разъединенность человеческого существования. - Авт.).
11 Кто хорошо расчленяет, тот хорошо обучает, оно столь правильно, что мудрейший из философов Сократ, по свидетельству Платона так обычно говорил: Если я найду проводника, который умело расчленяет Вещи, я последую за ним, по его стопам, как за Богом.
12 Свидетельства же умерших, обращающихся к нам в своих Сочинениях (тексты), внимательно изучаются и познаются путем Анализа, чтобы понять их смысл; путем Синтеза, сопоставляя их с фактами; и Синкретически, сравнивая свидетельства одного и того же автора или разных.
Интерпретацию рассуждений Я. А. Коменского о вещах, можно построить, применив его собственные методы последовательно. Исходя из современного постнеклассического понимания Текстов, проанализировав понятие Вещи вербально, затем ментально, и, наконец, попытавшись «коснуться» ее реально, мы видим, что понимание Коменским вещи выходит за рамки эмпирического, и включает умозрение, в различной степени абстрактное. Такое толкование вещи выводит его далеко за границы своего времени: из прошлого наставляя сегодняшнего ученика шагнуть в Новое время. Более того, анализ и синтез Вещи до целого, позволяет осознавать ее как Всеобщее. - Авт.
13 Очевидно, что Я. А. Коменский владел всеми тремя элементами (вещи, отношения между вещами, деятельность субъекта) постнеклассического подхода, в частности в образовании. - Авт.
щей, если он правилен. Приведенные в должный порядок Вещи, будучи взаимосвязанными, тотчас же показывают возможность Употребления их и даже преумножают его, как можно видеть на примере Часов, разобранных и собранных вновь.
Цельность же, будучи должным сопоставлением частей с частями и целого с целым, делает особенно ясным познание вещей и увеличивает его до бесконечности. Дело в том, что рассматривать вещи поодиночке (как это обычно делают люди) есть нечто частное, но понимать гармонию вещей, взаимосвязь пропорций всех вещей друг с другом - это именно то, что приносит умам ясный, распространяющийся повсюду свет.
Поскольку познание наше, находящееся в становлении, не может быть мгновенно и одновременно передано и воспринято, то постепенность - градация14 - (ведь это своего рода путешествие человеческого Интеллекта через множество явлений и разнообразных Объектов, которые усложняют процесс) неизбежно требуется.
Три уровня познания:
Ступени вещей.
Восхождение интеллекта по ним.
Разумность процесса познания.
Ступени вещей - это Роды, Виды и Различия вещей.
Восхождение интеллекта15 - это Упорядочение рассмотрения вещей, которое осуществ-
ляется возвышением, нисхождением и перемещением родов и видов вещей.
Генесис и Анализ - два крыла, на которых логически мыслящий человек может облетать все виды познаваемых вещей.
И далее: недаром у птиц есть клюв, с помощью которых полет если и не совершается, то все же направляется и устремляется вверх, вниз, отклоняется в стороны. Этой направляющей силе вполне отвечает наш синкретический Метод16. Ведь наш ум при исследовании какого-нибудь объекта, либо восходя с помощью Генесиса, либо углубляясь путем Анализа, получает от них огромную помощь, если созерцает и какой-нибудь другой, близкий, то есть аналогичный объект, или несколько таких объектов, и силою общей Идеи он замечает, что все они схожи. Ведь он обнаруживает и большее, чем мог бы найти, рассматривая вещи поодиночке, и точнее распознает необходимые составляющие, и, в конце концов, из такого обобщающего познания получает большее удовольствие, чем если бы он наблюдал вещь каким-нибудь одним способом, и может передать удовольствие другим. Таким образом, этот тройной Метод представляет собой нечто единое. Пользуясь лестницей нашего интеллекта, по которой поднимаются в поисках познания вещей или передачи знаний другим, мы восходим по Древу вещей, или спускаемся, или перемещаемся.
Ясным и Отчетливым Все является благодаря Членению, Образности, Параллелизму
14 Градация — стратагема в искусстве познания Вещей, Мыслей и Речей. Размеренность процесса познания от Начал, затем к Дополнениям, и в конце к Украшениям. Кто стремится в недолжном или искаженном порядке, легко скатывается к путаным, превратным и чудовищным идеям, а тот, кто продвигается вперед постепенно, в должном порядке, легко достигает вершины.
Три уровня познания:
1. Ступени вещей.
2. Восхождение интеллекта по ним.
3. Разумность процесса.
15 Восхождение интеллекта - это Упорядочение рассмотрения вещей, которое осуществляется возвышением, нисхождением и перемещением родов и видов вещей.
Это совпадает с:
- Анализом (нисхождением),
- Синтезом (возвышением) и
- Цельностью (перемещением).
Перенесение - рассмотрение любого предмета, в котором все части так связаны друг с другом, что переход от одной крайности к другой едва ощутим, и лакуны между частями (степенями) почти незаметны, так что от крайнего Незнания чего бы то ни было незаметен переход к самому Высшему Осознанию всего, что только доступно человеческому познанию.
16 Фактически Коменский описывает широко распространенный сегодня, но зачастую понимаемый упрощенно, рассмотренный позднее также Гегелем, Марксом, Зиновьевым и др. метод Восхождения. Применение же его в образовательной практике сводится в лучшем случае к примитивному диалектизму. Однако справедливости ради следует отметить, что развитие данного метода в современной методологии было продолжено и успешно применяется на практике как модифицированный метод восхождения от абстрактного к конкретному МВАК(м). - Авт.
Мыслей, Речей и Предметов, всесторонне рассматриваемых и обозреваемых.
Это как раз то, что может быть достигнуто благодаря троичному Методу17, а именно благодаря Анализу, Сложению и Сопоставлению, применяя все это либо вместе, либо по отдельности, в зависимости от требования обстоятельств.
А если придать этому еще и должную Градацию, продвигаясь постепенно от хорошо известного через ближайшее незнакомое к самому отдаленному, от чувственно воспринимаемого через Умственно воспринимаемое к Откровениям.
Разумность процесса познания18 - в самом способе продвижения - от известного к неизвестному, от более известного, к менее известному.
Так:
1. Чувственно воспринимаемое более известно, чем Умственно воспринимаемое, потому что Рассуждение начинается от неких знаков, воспринимаемых чувством, и только через чувство раскрывается доступ к Разуму для вещей, находящихся вне человека.
2. Цельное известно более отдельных частей, потому что большее скорее проникает и сильнеепоражает чувства, и поэтому...
3. Общее понимается скорее, чем Частное, поэтому ребенок легче выучит, что такое дерево, чем научится видеть различные виды деревьев.
4. Более Простое понимается быстрее, чем Сложное, ведь легче заучиваются буквы алфавита или десять цифр чисел, чем бесконечные варианты букв или сложения чисел.
Отсюда следует, что упорядоченно и разумно изучаются вещи, когда:
1) от Чувственно воспринимаемого переходят к Умственно воспринимаемому;
2) от Целого к Частям;
3) от Общего к Частному;
4) от Простого к Сложному.
Путь от Родового к Видовому означает Экономию усилий19. Потому что тот, кто знает Род, знает и входящие в него виды и остается только ради более точного Познания рассмотреть все их по отдельности.
Таким образом, прежде всего, всегда изучаются вещи в целом и их роды. А части и виды потом, так что познания самых мельчайших и самых особенных вещей является высшей ступенью человеческой мудрости.
Поскольку Свет разума освещает нас всех, то что мешает нам вызвать скрытый в нас свет, свет вечный и неугасимый, то есть призвать к себе и вечные Истины, известные сами по себе. Не нужно будет, если только не рассматривать все в целом, учиться применять его к каждой отдельной вещи: и ты увидишь вскоре в вещах как истинное, так и ошибочное. И не нужно будет ничего настойчиво доказывать, привлекая новые аргументы, поскольку Истина сама себя явит на свет20.
17 Троичный Метод - Анализ, Сложение и Сопоставление, применяя все это либо вместе, либо по отдельности, в зависимости от требования обстоятельств.
Далее нужно придать этому еще и должную Градацию, продвигаясь постепенно от хорошо известного через ближайшее незнакомое к самому отдаленному, от чувственно воспринимаемого через умственно воспринимаемое к Откровениям, от первого к последнему, от высшего к низшему, от большего к меньшему и т. д.
Наконец, что мешает нам вызвать скрытый в нас свет, свет вечный и неугасимый, то есть призвать к себе и вечные Истины, рассматривать все в целом и, параллельно, учиться применять его к каждой отдельной вещи: и ты увидишь вскоре в вещах как истинное, так и ошибочное.
И не нужно будет ничего настойчиво доказывать, привлекая новые аргументы, поскольку Истина сама себя явит на свет.
18 Таким образом, разумность познания, по Коменскому, предполагает использование гипотетико-дедуктивного метода.
19 Экономия усилий является следствием наиболее точного Познания (в логике соответствует применение метода разбора случаев) и возникает в результате использования предлагаемого метода познания - «Градации». Экономия усилий - важный признак того, что деятельность, в частности наиболее точное использование, употребление знаний, приведет к наиболее эффективному и соответствующему цели деятельности результату. Разработке этого направления посвятили свои труды Мах и Авенариус. - Авт.
Нет такого Языка, Науки, Искусства и Мудрости, которые бы не имели своих простых составляющих... - здесь Коменский использует перечисление форм представления культуры, разнородных по способу деятельности актора культуры в каждой из них, по его мнению, определяемых некоторыми простыми компонентами, что очевидно соотносимо с постнеклассической моделью культуры и компонентами sexta-парадигмы. - Авт.
20 «Призвать к себе и вечные Истины», «с помощью разума мы оцениваем вечные Истины, присущие вещам и запечатленные в наших Душах». В контексте «вечных истин» можно рассмотреть еще одну работу Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» (1623). - Авт.
Сегодня перед человечеством встают вызовы, находящиеся на новом витке осознания прав и свобод гра ждан и стран: повсеместно вспыхивают военные конфликты; болезни, невежество, преступность по-прежнему отнимают жизни людей; недальновидное, варварское использование природных ресурсов ставит планету на грань выживания. Но главное то, что за право Жить Свободной и Счастливой жизнью нужно бороться, прилагая все свои усилия. Сегодня в масштабах мира это право приобретается путем Образования - образования из Себя Человека.
Гений Коменского заключается в том, что, предвидя такую необходимость, он обращался к политикам и императорам, священнослужителям, ученым, воинам, земледельцам, ко всем и каждому «предпринять универсальную реформу, приступить к учреждению царства справедливости на земле». Для обоснования своей позиции Коменский создал всеобъемлющий результат, который, в различных своих представлениях, лег в основу систем образования большинства стран мира. Коменский считал:
• Необходимо образовывать всех, в течение всей жизни...
• Образовательная деятельность происходит по образу и подобию деятельности природы-творца. «Природа ничего не вызывает насильно наружу, кроме того, что, созрев внутри, само стремится выйти».
• Необходимо развивать генетическое направление в психологии развития.
• Дидактика, как наука об обучении, должна быть дифференцированной в соответствии с возрастными стадиями интеллектуального развития ребенка, человека.
• Необходима «многоуровневая» система образования, пригодная не только для обучения, но и для воспитания21.
• Важно создать Всеобщую Педагогику -теорию научения пансофическому (Всеобщей Мудрости) знанию и образу жизни, в которой, в частности, обосновал необходимость «всеобщего образования» и «открытого доступа к образованию».
• В образовании важна активная деятельность самого ученика22 (Коменский - родоначальник «деятельностного» и «компетентност-ного» подходов).
• Пампедическая23 школа - школа будущего.
Будучи руководителем школы в Шарошпа-
таке (последней, которую он возглавлял в 1650), Коменский сократил число основоположений своей дидактики до трех главных:
1. Поступательное движение: от простого к сложному.
2. Самостоятельный поиск истины, независимость от авторитета взрослого, или в этимологическом смысле - «автопсия».
3. Самостоятельная деятельность - «авто-праксия», требующая от учеников «неустанного поиска, открытий, дискуссий, деятельности, повторения всего, что является их интеллекту, памяти, языку и руке». «Учитель же довольствуется ролью наблюдателя, следящего за происходящим и заботящегося, чтобы все совершалось надлежащим образом».
Классно-урочную систему Коменский задумывал вовсе не такой, каково ее воплощение в школе предстает перед нами сегодня: Ведь достоинство и отличительная черта этого правильного Метода (Дидактики. - Авт.) состоит в том, чтобы ученики ни в чем не путались, а взаимными примерами и состязанием между собой побуждали бы себя, подталкивали, сосредотачивали внимание друг друга и, силою взаимного убеждения, вели бы всех к цели своего образования, лишь бы только все вместе, одновременно занимались бы они одним и тем же предметом и устремлялись бы все в равной
Это соответствует системе «последовательного развития» (см. Пиаже Ж. «Значение Яна Амоса Комения для нашего времени», 1957). С точки зрения Коменского:
1. «Добродетель взращивается посредством дел (то есть в деятельности), а не посредством болтовни» (Великая дидактика, гл. «Обучение есть один из видов труда, в этом смысле школа есть поприще труда»).
2. Posse, scire, velle: «Рыба не может петь, поскольку она лишена голоса. Младенец способен (posse) на это, однако он лишен необходимого к тому знания, так как его еще не научили модулировать голос. Музыкант может и знает, как (scire) это сделать, если он хочет. Когда он этого не хочет, то песня не появляется, когда он хочет (velle), то появляется. И так везде!»
Коменский - основатель «пампедии» - теории научения пансофическому знанию, в которой, в частности, обосновал необходимость «всеобщего образования» и «открытого доступа к образованию».
21
23
мере к одному и тому же, и в этом устремлении делали бы все вместе. Однако не следует забывать и о личных замыслах.
Несоблюдение даже таких элементарных позиций Великой Дидактики Коменского в практике Российской школы понизило педагогику из ранга «искусства24 обучения» до «ненауки». Упрощенное понимание классно-урочной системы привело и к более серьезным негативным результатам: «немым поколениям» покорных «рабов», в то время как Коменский стремился дать каждому человеку в руки инструменты «творения».
Одним из таких инструментов как раз и является Матетика - наука об Ученичестве как познании, изложению которой посвящена книга авторов данной статьи - «Введение в матетику» [2]. Мы хорошо понимаем, что Матетика (Ученичество) и Дидактика (Учительство) будут продуктивны в наши дни только при условии их совместного целостного использования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сорина Г. В., Меськов В. С. Вперед к Комен-скому (глобальный характер Коменского в современных условиях) // Ценности и смыслы. - 2012. - № 4 (20). - С. 4-18.
2. Меськов В. С., Зискин К. Е., Сабанина Н. Р. Введение в матетику: науч.-метод. изд. в 2 т. - М.: МПГУ, 2016. - 308 с.
3. Comenius J. A. Spicilegium Didacticum. Typis Christophori Cunradi, 1680 / Typis Caroli Salva, 1895.
REFERENSES
1. Sorina G. V., Meskov V. S. Vpered k Komen-skomu (globalnyy kharakter Komenskogo v sovremennykh usloviyakh. Tsennosti I smysly. 2012, No. 4 (20), pp. 4-18.
2. Meskov V. S., Ziskin K. E., Sabanina N. R. Vve-denie v matetiku: nauch.-metod. izd. in 2 vol. Moscow: MPGU, 2016. 308 p.
3. Comenius J. A. Spicilegium Didacticum. Typis Christophori Cunradi, 1680 / Typis Caroli Salva, 1895.
Меськов Валерий Сергеевич, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Meskov Valery S., ScD in Philosophy, Professor, Pedagogy Department, Institute of„Higher School of Education", Moscow State University of Education e-mail: [email protected]
Сабанина Наталия Рафаэлевна, магистр, старший преподаватель кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Sabanina Nataliya R., Post-graduate student, Senior Lecturer, Pedagogy Department, Institute of„Higher School of Education", Moscow State University of Education e-mail: [email protected]
24 По-видимому, Я. А. Коменский разделял взгляд Аристотеля, «который исходил из того, что искусство "появляется... тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы.". При этом Аристотель, следуя за античной практикой отношения к искусству, разделял все его виды на два основных подвида. Он выделял мусические искусства (что коррелирует с современным образом искусства, искусством для досуга -по Аристотелю) и практические искусства, куда включались фактически все виды ремесел, медицина, гимнастика, другие виды профессиональной деятельности, включая образовательную и политическую» [1]. Можно предположить, что, по мнению Коменского, любая наука в своем развитии должна «подняться» до уровня искусства, путем познания вечных истин.