Научная статья на тему '2015. 03. 030. Ян Амос Коменский: основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия, дидактика: уч. -методол. Изд. - М. : соц. -гуманитарн. Знание, 2014. - 147 с. - (энциклопедия интеллектуального мира; вып. 2)'

2015. 03. 030. Ян Амос Коменский: основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия, дидактика: уч. -методол. Изд. - М. : соц. -гуманитарн. Знание, 2014. - 147 с. - (энциклопедия интеллектуального мира; вып. 2) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНСОФИЯ / ПАМПЕДИЯ / ДИДАКТИКА / Я.А. КОМЕНСКИЙ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 030. Ян Амос Коменский: основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия, дидактика: уч. -методол. Изд. - М. : соц. -гуманитарн. Знание, 2014. - 147 с. - (энциклопедия интеллектуального мира; вып. 2)»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

2015.03.030. ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ: ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПАНСОФИЯ, ПАМПЕДИЯ, ДИДАКТИКА: Уч.-методол. изд. - М.: Соц.-гуманитарн. знание, 2014. - 147 с. - (Энциклопедия интеллектуального мира; вып. 2).

Ключевые слова: пансофия; пампедия; дидактика; Я.А. Ко-менский; философия образования.

Материалы сборника посвящены предстоящему 425-летию (2017) величайшего мыслителя XVII в. - Яна Амоса Коменского. Центральное место занимает перевод статьи Ж. Пиаже «Значение Яна Амоса Коменского для нашего времени», а также тексты и статьи на французском и английском языках. Перевод (А.С. Холки-ной) сопровождается интерпретацией некоторых терминов (на французском и английском языках), употребляемых Ж. Пиаже. В сборнике также представлены «Основные вехи жизни и деятельности Яна Амоса Каменского» (составлено Джулианой Лимити), литература о Я. А. Коменском на немецком, английском, русском и чешском языках (составлено Марселлой Дени), статья о трудах Я.А. Коменского и их исследовании в России начиная с XVII в. (автор-составитель А. А. Мамченко) и материалы двух «круглых столов», организованных кафедрой философии образования Московского института открытого образования. Один из них, «Ян Амос Коменский - учитель народов», был проведен в Афинах в рамках XXIII Всемирного философского конгресса, состоявшегося в августе 2013 г. «Проведение круглого стола... стало продолжением деятельности российских философов по формированию принципов, на которых должно быть построено образование в XXI веке для информационных обществ, основанных на знаниях» (с. 125). Круглый стол «Ян Амос Коменский: традиции и инновации» со-

стоялся в Москве в декабре 2013 г. Обсуждение сконцентрировалось вокруг следующих тем: многоуровневая система образования, проблема мотивации и воспитание, образование и профессиональная деятельность, принцип природосообразности и судьба Комен-ского как философа.

В предисловии (В.С. Меськов, А.С. Холкина) сформулированы основные результаты общенаучной, философской, исследовательской и практической деятельности Я. А. Коменского.

«ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ:

- создатель антропологии и антроподицеи, соединившей достоинства двух эпох: синтетическую целостность Возрождения и «Sapere aude!» Просвещения;

- основоположник «мультимедиа» в образовании («Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами»);

- родоначальник создания использования игрового контента (Школа-игра);

- разработчик метода театрализованного представления учебного материала (пьесы);

- автор наглядных словарей;

- родоначальник создания и использования комиксов в обучении;

- создатель «пампедии» - теории научения пансофическому знанию, в которой, в частности, обосновал необходимость «всеобщего образования и открытого доступа к образованию». Пампеди-ческая школа - школа будущего;

- отец «деятельностного» и «компетентностного» подходов в образовании: «Добродетель взращивается посредством дел (т.е. в деятельности), а не посредством болтовни» (цит. по: 10).

«ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ:

- обосновал «многоуровневую» систему образования, пригодную не только для обучения, но и воспитания;

- заложил основы стандартизации в образовании и разработал первые «стандарты» (классно-урочную систему, предметы, учебники, учебный год, стадии образования - «школы», требования к учителю и т. д.);

- разработал основы четырех методов образования - метод наук, метод искусств, метод языков и метод нравов;

- построил фундамент педагогики как науки не только для начального и среднего, но и для высшего образования;

-является идеологом природосообразной педагогики. Более того, большинство современных направлений в педагогике могут найти свое родоначалие в концепциях и принципах Коменского;

- популяризировал научные знания;

- является одним из основоположников науки Нового времени;

- создал синтетическую философию - пансофию (философия мудрости). Пансофический метод объединяет чувство, разум и Откровение;

- основал «философию образования» как философию деятельности;

- разработал методологию, дидактический метод и конструктивный подход к образованию;

- обосновал необходимость надправительственных структур («Всемирный совет по исправлению дел человеческих»), заложил основы их функционирования (цели, задачи, принципы и направления деятельности). В этих идеях - истоки создания ООН и ЮНЕСКО;

- является теоретиком «толерантности» и «толерантного обучения»» (с. 11-12).

В предисловии отмечается, что Ж. Пиаже смог «вписать по-новому Я.А. Коменского как феномен и ноумен культуры в историю человечества» (с. 9).

Ж. Пиаже видит главную свою задачу в том, чтобы «понять, в чем же суть концепции великого чешского теоретика и практика, и соотнести это понимание с современными знаниями и потребностями: или Коменский непосредственного интереса сегодня не представляет, или же степень его актуальности определяется некой ключевой идеей» (с. 14).

Статья состоит из двух частей. В первой части статьи выявляются базисные идеи Коменского-мыслителя. Во второй части рассматриваются те аспекты учения великого педагога, которые до сих пор не утратили своего значения.

Ж. Пиаже подчеркивает, что Коменский «был первым, кто изложил учение об образовании как науку, ставшую сердцем целостной философской системы, - "пансофии". Откуда такая исклю-

чительно оригинальная для середины XVII столетия постановка вопроса?» (с. 15).

Априорный метод, который провозгласил в своем труде «Великая дидактика» Коменский, также контрастирует с апостериорными педагогическими очерками его предшественников. «Однако весьма значительное обещание априорной науки об образовании принимает иной оборот, когда чувственное восприятие полагается Коменским как основание метода наук» (с. 16). Пиаже отмечает, что противоречие между провозглашенными общими принципами и эмпиризмом нередко наблюдается в положениях Коменского. «Следовательно, - считает Пиаже, - можно говорить о качественно новом синтезе "непримиримых" формулировок, а также о синтезе, соединяющем человека и природу, для обоснования образовательного процесса как квинтэссенции философии Коменского» (с. 16). Образование, по Коменскому, не ограничено школой и домом -оно неотделимо от жизни общества. Эта идея, предвосхищенная Коменским, наиболее четко оформилась лишь в XIX в. «Таким образом, проясняются истоки честолюбивой "пансофии" - "обучать всех, всему, всесторонне" и основополагающего союза - образования и международных институтов» (с. 18).

Пиаже подчеркивает, что система Коменского - это целостная система. И если ставить задачу - понять значение его наследия для нашего времени, то необходимо обратиться к основополагающим принципам его системы. «Именно систему как таковую следу -ет перенести на современную канву, в то время как при "переводе" отдельных аспектов вне их контекста получаются произвольные фрагменты» (с. 19). Современным Коменского делает видение человека как неотъемлемой части природы. При этом следует учесть важнейшие изменения, произошедшие в методологии науки.

Пиаже называет Коменского основоположником генетического направления в психологии развития и дидактики (с. 20). В дидактике Коменский придерживается концепции последовательного развития. Выделенные им четыре типа школ соответствуют четырем периодам жизни человека (детство, отрочество, юность, молодость). «Прозорливость Коменского - в осознании необходимости на разных этапах излагать один и тот же материал в силу его непреходящего значения» (с. 21).

Коменский предвосхитил систему поэтапного переструктурирования знания (действие - его простая репрезентация - рефлексия). «Переход от исходной стадии интеллектуального развития к следующей является сегодня предметом изучения генетической психологии» (с. 21). Пиаже подчеркивает, что при детальном анализе педагогики естественного развития выявляется ряд положений, «поражающих своим современным звучанием, несмотря на отсутствие очерченной теории о взаимодействии действия и мысли» (с. 22). Приоритет деятельности мыслится Коменским целостно, согласуясь с его учением о естественном развитии, - как синхронное соединение потребностей и интересов: эффективная мотивация, с одной стороны, и практические упражнения как источник знания - с другой. Однако сегодня, как и в XVII в., приоритет деятельности в обучении сводится к тому, что всякая деятельность задана авторитетом учителя, всякое развитие предопределено учебным планом, всякий интерес контролируется. В то время как «образование только тогда является деятельностным, когда ученик, чтобы открыть истину и перестроить ее, самостоятельно действует и мыслит, проводит эксперименты» (с. 26).

Идея интеллектуального образования у Коменского неразрывно связана с нравственным воспитанием. Он решительно против телесных наказаний и говорит о преимуществе «позитивных» санкций: воодушевлении, поддержании духа соперничества и др., подтверждает приоритет деятельности: пережитого опыта над установленными ограничениями и словесными наставлениями. Ко-менский пишет о роли групповых игр, в которых формируются социальные отношения между игроками. И это в эпоху, когда инструментом обучения была указка, а покорность - единственно возможным модусом поведения.

Обращаясь к социальным аспектам системы Коменского, Пиаже выделяет «самую изумительную и во многих отношениях наиболее современную из ее сторон: образование для всех членов общества и для всех народов, а также идею создания международной организации по вопросам образования. Именно эта особенность учения Коменского представляет интерес для ЮНЕСКО, организации, одним из предтеч которой он во многом является» (с. 31).

Самой главной заслугой Коменского, с точки зрения Пиаже, является обозначение новых для своего века проблем:

- интеллектуальное развитие;

- психологические основания и дидактические методы;

- взаимоотношение между школой и обществом;

- регламентация учебных программ;

- подготовка административных кадров в сфере образования;

- создание международной организации по вопросам образования и функционирование научно-исследовательского объединения в этой сфере.

«Коменский осознавал факт существования таких проблем и неустанно подчеркивал их насущное значение для будущего человечества, что и является самой главной заслугой этого выдающегося педагога» (с. 40).

Л.А. Боброва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.