Научная статья на тему 'Якутские алгысы в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири'

Якутские алгысы в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Басангова Тамара Горяевна

Рецензия на: Ефимова Л. С. Алгыс саха (якутов) в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири: классификация и общая характеристика. Новосибирск : СИФ «Наука», 2013. 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yakut algys in the spotlight of folklore traditions of Turkic and Mongol people of Siberia

Review to: Yefimova L.S. Algys of Sakha (Yakut) people in the spotlight of folklore traditions of Turkic and Mongol people of Siberia: classification and general characteristics. Novosibirsk: SIF "Nauka”, 2013. 178 P.

Текст научной работы на тему «Якутские алгысы в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2015

Читаем, размышляем

якутские алгысы в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов сибири

Т. Г. Басангова

рецензия на: Ефимова Л. С. Алгыс саха (якутов) в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири: классификация и общая характеристика. Новосибирск : СИФ «Наука», 2013. 178 с.

В 2013 г. вышла в Новосибирске вышла в свет монография д. филол. н., профессора кафедры фольклора и культуры Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова Л. С. Ефимовой.

Прежде всего, следует отметить, что в якутской фольклористике разрешены вопросы классификации якутских алгысов, входящих в обрядовые и шаманские комплексы народа саха в контексте жанров обрядовой поэзии у тюрко-монгольских народов Сибири: алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят, с которыми народ саха имел историко-генетическую и культурную общность. В монографии уточнены некоторые признаки их классификации. Одним из основных признаков выдвинута их целевая направленность.

Алгысы саха (якутов) сохранили общие типологические черты обрядовой и шаманской поэзии тюрко-монгольских народов Сибири: алтайцев, тувинцев, хакасов и бурят. Алгысы являлись составной частью обрядов и

Басангова Тамара Горяевна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела фольклора и джангароведения калмыцкого института гуманитарных исследований ран, г. Элиста

146

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2015

выполняли их функциональное предназначение. Такая взаимосвязанность характерна у якутов до настоящего времени. Следующим признаком представляется адресатно-персонажныи ряд, обусловленный от целевой направленности алгысов. Адресаты менялись в зависимости от предназначенности и функциональных особенностей обрядов. Одним из основных признаков выступает содержание, что представляло просительную часть алгысов. Осуществлено их описание, дана общая характеристика. В итоге работы предлагается различать шесть групп якутских алгысов: алгысы ь^ыаха Айыы, утилитарные алгысы, алгысы шаманских обрядов, удаган-ские алгысы, алгысы военных обрядов, алгысы культа кузнецов.

Первый вид алгыса представляют алгысы ы^ыаха Айыы, в которых выражено поклонение Небу во время ритуально-обрядового комплекса — ыЛыах. Основными адресатами выступали YрдYK Айыылар ‘высшие божества’ культа Айыы — YpyH Аар тойон (или YpyH Айыы тойон), Кубэй хо-тун, СYPДЭэх Сугэ тойон, Хомпоруун Хотой Айыы, Дьeheгeй тойон, Иэйэхсит и АйыыЬыт, проживающие, по представлениям древних якутов, на ярусах Неба. Люди обращались не только высшим божествам, кроме них силам всех трёх миров, духам-хозяевам срединного мира и главе нижнего мира - Адьарай Бе$е. Адресантом алгыса выступал айыы ойууна ‘жрец, мудрец, хранитель народной памяти, традиций племени айыы’.

Второй вид составляют утилитарные алгысы, которые были предопределены жизненной необходимостью якутов. Они представляют три подвида. Первый подвид составляли алгысы духам-хозяевам срединного мира, которые являлись частью общетюркского почитания природы. Среди них особым почётом пользовался у якутов дух-хозяин огня, поклонение которому было аналогично с почитанием духа огня алтайцев, тувинцев, хакасов и бурят. Дух-хозяин тайги был характерен у всех тюрко-монгольских народов Сибири. Но он персонифицирован только у якутов и у бурят. Якутского духа-хозяина звали Баай Байанай тойон, а бурятского — Баян Хангай. Почитание духа-хозяйки вселенной и местности характерно в якутских ал-гысах, они ей посвящали специальные алгысы. Тюркские народы Сибири поклонялись духам гор через сооружение оваа. Древние якуты раньше почитали бай^ал иччитэ ‘духа-хозяина морей’, но у современных якутов он совсем забыт, вместо него они стали поклоняться духам-хозяевам рек, озёр. Якуты ещё почитали своих специфических духов - аартык иччитэ ‘духа-хозяина дорог, спусков и перепутий’, дьиэ (балаган) иччитэ ‘дух-хозяйка или хозяин дома’, хотон иччитэ ‘дух-хозяйка коровника’ и др. Свадебные алгысы составляли вторую группу утилитарных алгысов. Только у якутов

147

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2015

было характерно поклонение высшим божествам, покровителям деторождения и семьи — Айыь^ыт, Иэйэхсит. Кроме них адресатами этих алгысов являлись духи-хозяева срединного мира. Адресантами выступали родители девушки-невесты, сама девушка, также родня жениха. В работе рассмотрены две группы свадебных алгысов. В первую группу якутских свадебных алгысов отведены алгысы, исполняемые во время первой части уруу ‘свадьбы’, во вторую группу алгысов представляют алгысы невесты для поклонения духу-хозяину огня — Аан Уххан тойону, духу-хозяйке местности — Аан Алахчын хотуну, алгысы родни жениха. Свадебные благопожелания тюрко-монгольских народов Сибири и калмыков были идентичны по содержаниям.

Отдельным третьим видом выделены алгысы шаманских камланий якутов, которые были направлены для умиротворения именно тёмных сил нижнего, срединного и отчасти верхнего, миров. К шаманам обращались люди, попавшие в беду, поэтому содержанием алгысов шаманских камланий являлось оказание помощи нуждающимся, избавление их от «беды», «несчастья». Адресантом выступал ойуун ‘шаман’, который действовал по их заказу.Адресатами выступали абааhылар ‘тёмные силы’ во главе с Улуу-туйар Улуу тойоном, Хара Суорун тойоном, духи-хозяева срединного мира, духи-помощники и духи-покровители шамана.

Один из интересных видов алгыса якутов представляют удаганские алгысы, считавшиеся навсегда потерянными. В работе автор пользовалась текстовыми материалами из олонхо. Адресат в таких алгысах — женщина, удаганка. Часть удаганских алгысов стала основой для формирования обрядовой поэзии якутов в форме утилитарных алгысов. Таковыми являлись арчы алгы^а ‘алгыс освящения’, аан дойду иччитигэр алгыс ‘алгыс духу-хозяйке вселенной’, ыал буолууга алгыс ‘алгыс при создании семьи’. Алгы-сы сакрального характера куту холбуур алгыс ‘алгыс соединения человеческих душ’ и eлбYTY тилиннэрэр алгыс ‘алгыс по оживлению мёртвого’ были характерны только для удаганской культуры, затем, по-видимому, стали основой для формирования шаманской поэзии.

У древних якутов существовали алгысы военных обрядов, которые отнесены в пятый вид жанра. Они по содержанию состоят из трёх групп: в первую группу отнесены алгысы обрядов, выполняемых перед сражением. Основную группу составляли обряды и алгысы, которые проводились во время сражения. Адресантом иногда выступал шаман. Третью группу составляют алгысы обрядов, проводимых после сражений. Из тюрко-монгольских народов только у калмыков существовали йерелы ‘благопожелания’ и ураны - военные

148

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2015

кличи, близкие к якутским алгысам военных обрядов.

Шестым видом представлены алгысы культа кузнецов, которые предназначались для умилостивления духа-покровителя кузнецов Кыдай Бах-сы. Адресатами выступали уот иччитэ ‘дух-хозяин огня’, суохапчы иччитэ ‘дух железной пластины с дырами’, кь^а иччитэ ‘дух кузнечного горна’ и в алгысах из олонхо — богатыри айыы. Адресанты — шаман, кузнец, в материалах олонхо сам дух-покровитель кузнецов Кудай Бахсы. Эти алгысы были призваны оказание помощи в профессиональном становлении кузнецов. Якутские алгысы выполняли трансляционную и компенсаторную функции по передаче многовекового, социального опыта, обрядовой культуры народа. Следует подчеркнуть их семиотическую, знаковую функцию, которая через невербальные и вербальные составные части способствовала понять и представить модель вселенной. Регулятивная функция алгысов помогала сформировать нормы и правила в древности сакрального, а на современном этапе, общественного поведения людей и, в целом, всего народа саха.

Тема сравнительно-сопоставительного исследования обрядовой и шаманской поэзии тюрко-монгольских народов Сибири обширная, увлекательная, интересная, но в то же время и сложная. Область сакральных знаний, которая очень бережно передавалась из поколения в поколение, не так-то просто поддаётся научным изысканиям.

Дата поступления: 12.01.2015 г.

yakut algys ш the spotught of folklore TRAomoNS of turkk

and Mongol people of siBERiA

T. G. Basangova

Review to: Yefimova L.S. Algys of Sakha (Yakut) people in the spotlight of folklore traditions of Turkic and Mongol people of Siberia: classification and general characteristics. Novosibirsk: SIF «Nauka”, 2013. 178 P.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.