Научная статья на тему 'ЯКУТСКАЯ БОРЬБА В МУЗЕЙНЫХ И АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ)'

ЯКУТСКАЯ БОРЬБА В МУЗЕЙНЫХ И АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОНАТ / "ЫСЫАХ" / "ЯКУТСКИЙ ДВОР" / ЯКУТСКАЯ БОРЬБА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романова Екатерина Назаровна, Яковлев Яков Ильич, Торговкин Владимир Гаврильевич, Ефремов Вячеслав Вячеславович

В данной работе впервые проведено описание, и сравнение состязательного момента по якутской борьбе двух композиций из мамонтовой кости: 1. Экспоната «Ысыах», хранящегося под номером 5068 в отделе Русских и Сибирских коллекций Отделения этнографии Британского музея; 2. По информации д.и.н. эксперта РАН, Екатерины Назаровны Романовой, работа из мамонтовой кости подаренная якутами цесаревичу Николаю примерно в 1891 году, название композиции -«Якутский двор». Хранится в Кунсткамере г. Санкт-Петербург. Кроме того, проведены первичные поисковые мероприятия документа о награждении ста рублями Карамзина Михаила Семеновича, «Мас-Мэхээлэ», за победу над приезжим цирковым борцом М.Н. Зверевым. Результаты выполненных работ могут быть полезны специалистам и любителям национальных видов единоборств, в плане изучения истории якутской борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Романова Екатерина Назаровна, Яковлев Яков Ильич, Торговкин Владимир Гаврильевич, Ефремов Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAKUT STRUGGLE IN MUSEUM AND ARCHIVAL SOURCES (STUDY EXPERIENCE)

In this work, for the first time, the description and comparison of the competitive moment in the Yakut wrestling of two compositions from mammoth ivory is carried out: 1. The exhibit "Ysyakh", stored under the number 5068 in the Russian and Siberian collections of the Department of Ethnography of the British Museum; 2. According to the information of doctor of historical sciences, expert of the Russian Academy of Sciences, Ekaterina Nazarovna Romanova, the work of mammoth bone presented by the Yakuts to Tsarevich Nikolai around 1891, the name of the composition is “Yakut Court”. It is stored in the Kunstkamera, St. Petersburg. In addition, primary search activities were carried out for the document awarding one hundred rubles to Karamzin Mikhail Semenovich, "Mas-Meheele", for the victory over the visiting circus wrestler M.N. Zverev. The results of the work performed can be useful to specialists and lovers of national martial arts in terms of studying the history of the Yakut wrestling

Текст научной работы на тему «ЯКУТСКАЯ БОРЬБА В МУЗЕЙНЫХ И АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ)»

177, // Гарант : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404461634/ (дата обращения: 08.11.2022).

5. О внесении изменений в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 (ред. от 31.07.2013) // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_151666/ (дата обращения: 08.11.2022).

6. Санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг": с изм. от 14 апреля 2022 г. // Техэксперт: [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/573275590 (дата обращения: 08.11.2022)

REFERENCES

1. State Duma of the Russian Federation (2020), "On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation", Federal Law of July 31, 2020 No. 248-FZ (as amended on July 14, 2022), available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (accessed 08 November 2022).

2. State Duma of the Russian Federation (1999), "On the sanitary and epidemiological well-being of the population", Federal Law of March 30, 1999 No. 52-FZ (as amended on November 04, 2022), available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (accessed 08 November 2022).

3. Government of the Russian Federation (2021), "On Federal State Sanitary and Epidemiological Control (Surveillance)" (together with the "Regulations on Federal State Sanitary and Epidemiological Control (Surveillance)", Decree of the June 30, 2021 No. 1100 (as amended on August 31, 2022), available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389344/ (accessed 08 November 2022).

4. Ministry of Defense of the Russian Federation (2022), "On approval of the Procedure for organizing and implementing federal state sanitary and epidemiological control (supervision) at the facilities of the Ministry of Defense of the Russian Federation ", Order No. 177 dated March 26, 2022 available at: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404461634/ (accessed 08 November 2022).

5. Ministry of Defense of the Russian Federation (2013), "On Amendments to the Manual on Physical Cargo in the Armed Forces of the Russian Federation, Order of July 31, 2013 No. 560, final order of April 21, 2009 No. 200" (as amended on July 31, 2013), available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151666/ (accessed 08 November 2022).

6. Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare of the Russian Federation (2020), "Sanitary and epidemiological requirements for the operation of premises, buildings, structures, equipment and transport, as well as the conditions of activity of business entities engaged in the sale of goods, performance of work or provision of services ", (as amended, Sanitary rules SP 2.1.3678-20 on April 14, 2022), available at: https://docs.cntd.ru/document/573275590 (accessed 08 November 2022).

Контактная информация: polkovnik_2003@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2022

УДК 796.817

ЯКУТСКАЯ БОРЬБА В МУЗЕЙНЫХ И АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ (ОПЫТ

ИЗУЧЕНИЯ)

Екатерина Назаровна Романова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирское отделение Российской академии наук, Якутск; Яков Ильич Яковлев, старший преподаватель, Владимир Гаврильевич Торговкин, кандидат педагогических наук, доцент, Вячеслав Вячеславович Ефремов, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

В данной работе впервые проведено описание, и сравнение состязательного момента по якутской борьбе двух композиций из мамонтовой кости: 1. Экспоната «Ысыах», хранящегося под номером 5068 в отделе Русских и Сибирских коллекций Отделения этнографии Британского музея; 2. По информации д.и.н. эксперта РАН, Екатерины Назаровны Романовой, работа из мамонтовой кости подаренная якутами цесаревичу Николаю примерно в 1891 году, название композиции -«Якутский двор». Хранится в Кунсткамере г. Санкт-Петербург. Кроме того, проведены первичные поисковые мероприятия документа о награждении ста рублями Карамзина Михаила Семеновича, «Мас-Мэхээлэ», за победу над приезжим цирковым борцом М.Н. Зверевым. Результаты выполненных работ могут быть полезны специалистам и любителям национальных видов единоборств, в плане изучения истории якутской борьбы.

Ключевые слова: экспонат, «Ысыах», «Якутский двор», якутская борьба.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p481-487

YAKUT STRUGGLE IN MUSEUM AND ARCHIVAL SOURCES (STUDY

EXPERIENCE)

Ekaterina Nazarovna Romanova, the doctor of historical sciences, chief researcher of the department, Institute of Humanitarian Studies and Problems of Small Peoples of the North of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk; Yakov Ilyich Yakovlev, the senior

teacher, Vladimir Gavrilovich Torgovkin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vyacheslav Vyacheslavovich Efremov, the senior lecturer, the Institute of physical culture and sports of the North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract

In this work, for the first time, the description and comparison of the competitive moment in the Yakut wrestling of two compositions from mammoth ivory is carried out: 1. The exhibit "Ysyakh", stored under the number 5068 in the Russian and Siberian collections of the Department of Ethnography of the British Museum; 2. According to the information of doctor of historical sciences, expert of the Russian Academy of Sciences, Ekaterina Nazarovna Romanova, the work of mammoth bone presented by the Yakuts to Tsarevich Nikolai around 1891, the name of the composition is "Yakut Court". It is stored in the Kunstkamera, St. Petersburg. In addition, primary search activities were carried out for the document awarding one hundred rubles to Karamzin Mikhail Semenovich, "Mas-Meheele", for the victory over the visiting circus wrestler M.N. Zverev. The results of the work performed can be useful to specialists and lovers of national martial arts in terms of studying the history of the Yakut wrestling..

Keywords: exhibit, "Ysyakh", "Yakut yard", Yakut wrestling.

Для ответа на вопрос: что собой представляла якутская борьба до конца 19-го века. Мы начали поиск фактических материалов по якутской борьбе указанного периода. Таких фактических материалов в виде музейных экспонатов, архивных документов, в которых можно было бы наблюдать, как боролись наши предки, мы нашли крайне мало.

Если расположить в хронологическом порядке обнаруженные на данный момент фактические материалы по якутской борьбе, с фотографиями и описанием, начиная с середины 19-го века и заканчивая концом 19-го века, получается следующее: 1) Композиция из мамонтовой кости «Ысыах», хранящаяся в Британском музее, созданная неизвестным косторезом примерно в середине 19 века; 2) Работа из мамонтовой кости, подаренная якутами цесаревичу Николаю, примерно в 1891 году. Хранится в Кунсткамере г. Санкт-Петербург; 3) Дело о награждении ста рублями Карамзина Михаила Семеновича «Мас-Мэхээлэ», за победу над приезжим цирковым борцом М.Н. Зверевым.

По информации доктора исторических наук, главного научного сотрудника отдела археологии и этнографии ИГИиПМНС СО РАН Екатерины Назаровны Романовой, композиция «Ысыах», как оказалось, не единственная работа такого плана. Так, в период с середины и до конца 19 века якутами были отправлены по меньшей мере три работы из

мамонтовой кости, показывающие уклад жизни якутов:

1. Композиция «Ысыах», представлена на Парижской выставке (1867 г).

2. Макет якутского двора из мамонтовой кости, дар императору Александру II. Хранится в Российском этнографическом музее г. Санкт-Петербург (фотографии пока нет).

3. Макет якутского двора из мамонтовой кости, дар цесаревичу Николаю. Хранится в Кунсткамере, г. Санкт-Петербург (на данный момент имеются три фотографии).

Есть большая вероятность наличия неизвестных широкой публике фактических экспонатов, касающихся национальной борьбы того периода в музеях Иркутска, Благовещенска и т. п.

Далее попытаемся более подробно рассмотреть каждую из трех обнаруженных на данный момент фактических материалов с фотографиями и описанием. На основании этих фотографий и описаний попытаемся дать свой вариант видения состязания борцов:

На сегодняшний день, первым наглядным материалом того, как боролись наши предки до середины 19-го века, является композиция из мамонтовой кости «Ысыах» (рисунок 1), хранящаяся под номером 5068 в отделе Русских и Сибирских коллекций Отделения этнографии Британского музея, который был выставлен на Парижской выставке 1867 г. [3].

Рисунок 1 - Фото композиции «Ысыах» (https://www.britishmuseumshoponline.org/model-of-a-summer-camp.html)

Установлена на деревянной дощечке, размером 73,5х35,5 см. [3]. На ней, кроме множества фигур разного значения, можно увидеть расположение, одежду борцов - «Бе^ес» (Борец), их захваты, а также размещение, одежду и атрибуты сопровождающих борцов секундантов - «Арыалдьыттар» (Сопровождающие-секунданты) и распорядителя схватки - «Князца». -«Тойон». Фигура распорядителя схватки - «Тойона» одна, отличается элементами одежды и снаряжением, рядом с ним стоит ступня утерянной фигуры, по нашему мнению - второго «князиа».

Борцы - «Бе^естер» (рисунок 2), босые, одеты только в «сыалыйа» (натазник). Стоят в обоюдном захвате, схватившись за нижние края «сыалыйа», которые, видимо для увеличения прочности, подвернуты вверх. При этом борцы подбородком упираются в правое плечо соперника, а ступни ног расположены примерно на ширине плеч и фронтально. «Сыалыйа» борцов в длину чуть выше середины бедра. Крепление для ремня или пояса на «сыалыйа» вероятно выполнено сплошным загибом, без шлевок.

Секунданты - «Арыалдьыттар» (рисунок 2) стоят с южной и северной стороны, лицом к борцам. Одеты в

якутский камзол, который в длину доходит примерно до середины голени. У секунданта, который стоит с северной стороны, камзол без воротника или его почти не видно. Подпоясаны, судя по фотографиям, якутским плетеным ремнем. Головного убора нет. В согнутой левой руке придерживают покрывало для борцов, которое скорей всего выделано из кожи. Правая рука у обоих секундантов свободно свисает вниз. Ступни обуты, вероятно, в «торбоза» и расположены параллельно, примерно на ширине плеч друг от друга.

«Князец» - «Тойон» (рисунок 3) стоит с западной стороны, лицом к борющимся. Обувь схожа с обувью секунданта, ступни прижаты друг к другу, руки держит соединенными за спиной. Головного убора нет. Одет в якутский камзол с воротником, в длину до середины голени. Отличается поясом с украшениями, предположительно серебряными. На поясе с левой стороны висит кортик или большой якутский нож «хотохоон» - символ власти.

Описанные выше пять фигур композиции из мамонтовой кости «Ысыах» (по сути, со ступней вероятного «Тойона» фигура которого утеряна, всего должно быть шесть фигур) представляют вместе единую сюжетную линию, где каждый выполняет возложенную миссию.

Так, «Тойоны» заранее договариваются между собой о проведении состязания борцов. Выбирают подходящего для схватки человека со своего рода и его секундантов. Выбор, такого человека скорей всего проводился среди «Боотуров» и «Бе^е» (воинский титул). В пользу этого предположения говорят следующие строки из книги «Якуты» В.Л. Серошевского: «Игры эти иногда кончались кровавым боем. Рассвирепевшие бойцы приглашали друг друга «выйти на край двух перелесков с колчанами, полными стрел». Стрелы выпускали в себя до тех пор, пока не умирал один из борцов (Намский улус, 1891 г.) [1]. Из этого следует, что в борьбе представляли свой род прошедшую военную подготовку мужчины.

Секунданты - «Арыалдьыттар» - судя по тому, что они хотя и были приобщены к процессу состязания, но одеты более просто, вероятно принадлежали к группе воинов «хара». В переводе слово «хара» означает «рядовой», он был относительно свободен и, являясь представителем военного сословия, пользовался некоторыми привилегиями [4]. По ходу состязания, «Арыалдьыттар» вероятно подготавливали своих борцов и скрытно, накрыв покрывалом, подводили к месту схватки. После схватки обратно сопровождали своих борцов.

Вне всякого сомнения то, что слово «Бе^ес» происходит от слова «Бе^е». А у Ф.Ф. Васильева по данному выражению находим следующее: «Бе^е». Военный титул, который носили представители правящей верхушки общества, относящиеся к обоснованному военному сословию [1]. В этой связи, особый смысл приобретают следующие строки написанные В.Л. Серошевским: «Обязательной частью старинных «ысыахов» были игры (вероятно, прыжки, борьба и т.п.), конные бега и стрельба из лука. Это были как бы военные маневры, с помощью которых роды учитывали свои силы и соответственно тому - степень влияния в родовом союзе» [7]. И, следовательно, схватка борцов приобретала социально-политическое значение. Кроме этого, есть информация о специальных ритуальных состязаниях борцов, между сыном айыы и сыном абааЪы, где обязательно победителем должен быть борец - сын айыы [2].

На всех трех вышеописанных персонажах экспоната «Ысыах»: «Тойон», «Арыалдьыт», «Бе^ес» - возложена миссия не только социально-политического, но и сакрального возвышения своего рода.

Для нас символично, что отправившим на Всемирную Парижскую выставку, вероятно через Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, композицию из мамонтовой кости - «Ысыах», был уроженец нынешнего Горного улуса, якутский купец 2-й гильдии Гавриил Прокопьевич Павлов [5].

Вторая известная нам на данный момент работа из мамонтовой кости с фотографиями (рисунок 4) - это подаренная якутами цесаревичу Николаю, примерно в 1891 году, макет якутского двора, выполнена в форме прямоугольника. Его точные размеры нам пока не известны. Три фотографии, все только с передней стороны экспоната, представлены д. и. н., г. н. с. отдела археологии и этнографии ИГИиПМНС СО РАН. Екатериной Наза-

ровной Романовой, других, к сожалению, на данный момент нет.

Рисунок 4 - Фото экспоната, представленного д. и. н. Е.Н. Романовой

На фотографиях видно, что в отличие от своего собрата, находящегося в Британском музее, данный экспонат огорожен с четырех сторон изгородью. Эта изгородь поделена на три части: две малых и одну большую. На двух малых частях расположены в одной коровник и в другой части конюшня. На переднем плане большей части экспоната, по всей видимости, находятся фигуры, принимающие участие в празднике «Ысыах». Соревновательный элемент праздника представлен только борьбой. Непосредственными участниками борьбы, по всей видимости, являются: а) борцы - «бе^естер»; б) судьи-распорядители состязания - «князцы»; в) зрители - «керееччулэр». Основное отличие от экспоната, находящегося в Британском музее, - это отсутствие секундантов состязания.

а) Борцы - «бе^естер» - стоят босиком, одетые в похожие «сыалыйа» как у борцов с экспоната Британского музея, в обоюдном захвате (рисунок 5). Борец, находящийся слева от наблюдающего экспонат, стоит схватив правой рукой за левое бедро противника, с внешней стороны на фотографиях не видно, где находится его левая рука. Ступни расположены фронтально, колени слегка согнуты, туловище прямое.

Второй борец стоит на одной правой, полусогнутой ноге, ладонь его левой руки находится примерно на уровне правой ключицы противника, правую руку не видно. По всей видимости, левой скулой упирается возле левого уха соперника.

Судя по фотографиям, борец слева находится в более выигрышном положении. Захватов за нижний край «сыалыйа», на данных фотографиях не видно;

б) судьи-распорядители состязания - «князцы». Их две (рисунок 6). Одеты в якутские камзолы. У стоящего слева

Рисунок 5 - «Бе^естер» Рисунок 6 - «Князцы»

(фото экспоната, представ- (фото экспоната, пред-

ленного д. и. н. Е. Н. Рома- ставленного д. и. н. Е. Н.

новой) Романовой)

«князца» длина камзола примерно до колен. У стоящего справа, камзол в длину примерно до середины голени. Обувь на фотографиях плохо видна. У обеих «князцов», головные уборы, конусовидные высокие шапки - «дьабака», относящиеся к ритуальным элементам одежды [6]. У «князца» стоящего справа, судя по фотографии, более широкий пояс и в правой руке посох. Символа княжеской власти - ножей, на данных фотографиях не видно;

в) зрители - «керееччулэр». Расположены полукругом, с левой стороны стоят шесть женщин, с правой стороны сидят, по всей видимости, десять мужчин (рисунок 7).

Рисунок 7 - «Керееччулэр» (фото экспоната, представленного д. и. н. Е. Н. Романовой)

Для более точного описания момента состязания данного экспоната необходимо его дальнейшее детальное исследование.

Следующим документальным доказательством наличия единоборства в виде борьбы у якутов в середине19-го века, является распоряжение первого губернатора Якутской области, Константина Никифоровича Григорьева о награждении Карамзина Михаила Семеновича - «Мас-Мэхээлэ», ста рублями и тремя восьмикилограммовыми кусками сахара. Об этом писал краевед Усть-Алданского улуса Андрей Андреевич Протопопов, в сборнике статей Гоголева И.В. «Мас-Мэхээлэ» и так как статья была на якутском языке, далее приводим собственный перевод отрывка статьи: «На весенней ярмарке1853 года, губернатор Константин Никифорович Григорьев, привез южных краев борца цирка Зверева М.Н. и провел состязание в борьбе на поясах (курдаИан туИуннарбыт-якт.) с «Мас Мэхээлэ». В той борьбе победу одержал «Мас Мэхээлэ»...»[4].

За эту победу его и наградили. По тем временам это была огромная сумма, т. к. только одна корова тогда стоила 3 рубля, а в настоящее время средняя рыночная цена одной коровы, на территории республики около 100 (ста) тысяч рублей. По нынешним расценкам, награда за победу, в общем, получается больше трех миллионов рублей.

Далее, как пишет А.А. Протопопов, в 1981 году, из Ленинградского Центрального Государственного Исторического Архива И.Е. Березкиным было найдено дело о данном награждении, и ксерокопия данного документа передано в музей Борогонского наслега [4].

Весной текущего года, мы установили контакт с директором МКУ «Усть-Алданский историко-краеведческий музей им. СэИэн Ардьакыап» Заболоцким Дьулуста-

ном Михайловичем и специалистом музея Белолюбской Зоей Михайловной. Они сообщили, что такого экспоната в фондах музея нет, и что вероятно документ сгорел во время пожара в 1984 году. Для получения официального ответа об отсутствии искомого документа мы направили соответствующее заявление.

В ходе последующих поисковых мероприятий связались с директором ГБУ РС(Я) Ленский государственный историко-архитектурный музей заповедник «Дружба» (музей «Суотту»), Новоприезжей Надеждой Яковлевной. По словам директора, в музее «Дружба», искомого документа в фондах музея нет. Надежда Яковлевна прониклась идеей поиска документа и связалась с родственницей Карамзина Михаила Семеновича - «Мас-Мэхээлэ», Евгенией Ильиничной Аргуновой (Карамзиной), она сообщила, что в личных делах Карамзина Михаила Семеновича не видела данного документа о награждении.

В настоящее время ведутся дальнейшие поисковые работы по определению местонахождения этого документа.

Выполненные описания и сравнения соревновательных моментов композиций из мамонтовой кости, могут стать фундаментом для возрождения забытой в настоящее время якутской борьбы, практиковавшейся на праздниках «Ысыах» примерно до начала 20-го века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов / Ф.Ф. Васильев. - Якутск : Бичик, 1995. - 224 с.

2. Визуальное наследие народов Якутии: фотографический мир А.П. Курочкина (конец XIX - начало ХХ века) : каталог / сост. Д.П. Попова, Т.Г. Старостина, науч. рук. д.и.н. Е.Н. Романова. -Якутск : Якутия, 2011. - 128 с.

3. Горохов, С.Н. Экспозиция «Ысыах» в Британском музее // "Ысыах". Якутский экспонат в коллекции Британского музея / С.Н. Горохов; М-во культуры Респ. Саха (Якутия), Центр культуры и искусства им. А. Кулаковского. - Якутск : Ситим, 1993. - 38 с.

4. Мас Мэхээлэ : [Уус-Алдантантеругтээх биллэр бegeстуhунан / хомуйанонордо И.В. Го-голев-Бур§ас]. - Дьокуускай : Бичик, 2004. - 63 с.

5. Ноговицына Е.С. Экспонент Всемирной выставки в Париже 1867 г. Г.П. Павлов.Так кто же он, Гавриил Прокопьевич Павлов? // Вечное поминовение...:(памяти якутского купца 2-й гильдии Гавриила Прокопьевича Павлова посвящается). - Бердигестях, 2017. - С. 47-52 ; 53-57.

6. Петрова С.И. Народный костюм якутов: историко-этнографическое и искусствоведческое исследование / С.И. Петрова, З.М. Заболоцкая. - Новосибирск : Наука, 2013. - 207 с.

7. Серошевский В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. -2-е изд. - Москва, 1993. - 736 с.

REFERENCES

1. Vasiliev, F.F. (1995), Military affairs of Yakut, Bichik, Yakutsk.

2. Popova, D.P. and Starostina, T.G. (2011), The visual heritage of the peoples of Yakutia: the photographic world of A.P. Kurochkin (late XIX -early XX century): catalog, Yakutiya, Yakutsk.

3. Gorokhov, S.N.(1993), The exposition "Ysyakh" in the British Museum, "Ysyakh", Yakut exhibit in the collection of the British Museum, Sitim, Yakutsk.

4. Gogol-Mogol, I.V. (2004), Wooden fur (from Ust-Kamenogorsk), Ufa.

5. Nogovitsyna, E.S. (2017), "The exhibitor of the World Exhibition in Paris in 1867, G.P. Pavlov. So who is he Gavriil Prokopievich Pavlov?", Eternal commemoration...: (dedicated to the memory of the Yakut merchant of the 2nd guild Gavriil Prokopyevich Pavlov), Berdigestyakh,рр.47-52;53-57.

6. Petrova, S.I. and Zabolotskaya, Z.M. (2013), Folk costume of the Yakut's: historical, ethnographic and art history research, Nauka, Novosibirsk.

7. Seroshevsky, V.L. (1993), Yakut's: experience of ethnographic research, Moscow.

Контактная информация: baidam2010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.