7. Fateh, Z. (2018), Improvement of coordination abilities of athletes in the team-team sports at the stage of sports specialization, dissertation, Moscow.
8. Fomin, A.S. (2013), Specifics of off-season self-training ofprofessional basketball players 1819 years, dissertation, Smolensk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2019
УДК 796.034.2
ХРОНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР САХА С ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА ДО 30-Х ГОДОВ 20 ВЕКА
Яков Ильич Яковлев, ассистент, Михаил Ильич Борохин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Иван Иванович Друзьянов, старший преподаватель,
Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация
Национальные виды спорта Саха, в целом, прошли свой непростой путь развития от системы подготовки воинов до фундамента олимпийских достижений якутских спортсменов. Целью данного исследования стало изучение истории возникновения национальных игр и расположение в хронологическом порядке отрывков этнографических исследований, касающихся сферы физической культуры, как части общей культуры народа Саха. Статья в целом подтверждает теорию общей Евразийской культуры. Необходимо упомянуть, что теоретический фундамент современных якутских национальных видов спорта был заложен в начале XX века. Представленный материал можно использовать для дальнейшего изучения истории возникновения национальных игр.
Ключевые слова: национальные виды спорта, хронология, этнографические исследования, теоретический фундамент, Евразийская культура.
CHRONOLOGY OF STUDYING OF NATIONAL GAMES SAKHA FROM THE FIRST HALF OF THE 18TH CENTURY TO THE 30TH YEARS OF THE 20TH CENTURY
Yakov Ilyich Yakovlev, the assistant, Mikhail Ilyich Borokhin, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Ivan Ivanovich Druziyanov, the senior teacher, North-Eastern Federal University in Yakutsk
Annotation
National sports of Sakha, in general, have passed through its difficult path of development from the system of soldiers training to the foundation of the Olympic achievements of the Yakut athletes. The purpose of this research is to study the history of national games and chronological location of fragments of ethnographic studies relating to the sphere of physical culture as part of the Sakha people culture. The article as a whole confirms the theory of a shared Eurasian culture. It should be mentioned that the theoretical foundation of the modern Yakut national sports was established at the beginning of the XX century. The presented material can be used for further study of the national games' history.
Keywords: national sports, chronology, ethnographic research, theoretical foundation, Eurasian culture.
Хронологическая схема научного изучения национальных игр Саха, после детального изучения литературных источников по данной теме, выглядит следующим образом: 1) В середине-конце XVIII века данным вопросом интересовались Г.Ф. Миллер, И. Яхонтов в 1737 г.; Я.И. Линденау в 1739.г.; И.И. Биллингс в 1785-1794 гг.; 2) в XIX веке об этом упоминали А.Ф. Миддендорф в 1834 г.; Р.К. Маак в 1854 г.; Серошевский В.Л. в1880-1892 гг.; 3) в начале-середине ХХ века более подробно стали изучать национальные игры такие исследователи коренной национальности, как Кулаковский А.Е., Попов Г.А., Ойунский П. А. и др.
В работе Миллера Г.Ф. «История Сибири» в главе 12 «Древнейшая история Якутска и якутского уезда» упоминаний про национальные игры и состязания нет. Однако среди архивных рукописей Миллера, студент Казанской духовной академии Попов В.В., обнаружил текст описания праздника Ысыах, который был опубликован в качестве приложения к работе В.Ф. Трощанского. Приводим необходимую выдержку из текста: «...У мужчин при этом имеют место упражнения, заключающиеся в скачках на конях, борьбе и прыжках на одной и двух ногах. Борцы совершенно обнажены, за исключением срама, прикрытого маленькими якутскими штанами. Прыжки, как на одной, так и на двух ногах, происходят таким образом, что в начале на земле делаются отметки на расстоянии в 1-1,5 сажени друг от друга, каждую из которых прыгун должен достичь. Я наблюдал эту церемонию 31 мая 1737 г. у князца Кангаласской волости по имени Мекчиргай, который живёт немного ниже Кан-галасского Камня, в 18 верстах к югу от Якутска, на озере» [12].
И. Яхонтов, переводчик Второй Камчатской экспедиции, присутствовавший во время проведения Ысыаха, по интересующему нас вопросу пишет следующее: «Между тем были у мужчин разные забавы, а именно, борьба, скаканье на одной ноге и беганье в запуски, что все делали они, скинув с себя платья и обувь, в одних штанах» [11].
Хотя вышеуказанные авторы не раскрывают в полном объёме правила состязаний, но их ценность в том, что эти описания являются первыми письменными упоминаниями о национальных играх народа Саха.
В работе Я.И. Линденау «Описание народов Сибири» в главе 19 «О танцах, соревнованиях в беге и их увеселениях» объемом в один абзац написано в основном про танец по кругу «унку», «бити», игры в мяч и состязаниях в ристании: «Якуты прыгают также через верёвку и играют в мяч. Находятся некоторые, кто состязается в ристании и ставит приз, и ещё бывают увеселения, которые я не считаю нужным перечислять» [3].
По нашему мнению, следует обратить внимание на упомянутое Линденау словосочетание «состязание в ристании». Так как слово «ристание», «ристалище» в современности употребляется для обозначения рыцарских средневековых турниров, следует логическое умозаключение о наличии схожести упомянутых состязаний в ристании с рыцарскими турнирами.
Хотя глава в вышеупомянутой работе Я.И. Линденау, называется «О танцах, соревнованиях в беге и их увеселениях», но о соревнованиях в беге ни слова и, в целом, в ней не раскрываются условия соревнований и «увеселений». Остаётся только догадываться, как и каким мячом играли якуты в середине XVIII века.
Далее по хронологии, участник северо-восточной географической экспедиции 17851795 гг., Иосиф Биллингс на счёт национальных игр одним предложением пишет следующее: «Когда все попили сколько им было угодно, тогда начинается веселье: борьба, бегание и скакание поартельно» [7].
В работе Миддендорфа А.Ф., одного из видных исследователей Сибири начала XIX века, упоминание про национальные состязания представлено всего одним предложением: «Кроме любимых в Средней Азии единоборств и скачек, эти празднества, пояснённые ниже сообщенными хоровыми песнями, главным образом сводятся на непомерное употребление кобыльего молока» [6].
Р.К. Маак, в середине XIX века исследовавший Якутию, в своей работе «Вилюйский округ Якутской области. Часть2», изданной в Санкт-Петербурге в 1887 г. пишет: «Наиболее любимые якутами игры борьба и скакание. Борьба состоит в том, что два молодых парня раздеваются донага и потом медленно подходят друг к другу, похлопывая руками, затем внезапно бросаются один на другого, причем, каждый старается схватить противника за шею и пригнуть к земле» [4].
Это первое, относительно полное описание борьбы, из ранних иностранных авторов. Плохо то, что в этом описании отсутствуют условия победы. Так же про вид «скакание», к сожалению, никакой описательной информации нет.
Этнографическое изучение якутов в конце XIX века продолжил ссыльный поляк В.Л. Серошевский. В его работе «Якуты», по нашей теме мы находим следующие строки: «Иногда скапливались, говорят, большие толпы, словно войско. Ели, пили, прыгали, играли, боролись, танцевали...» и «Обязательной частью ысыахов были игры, конные бега и стрельба из лука. Это были как бы военные манёвры, с помощью которых роды учитывали свои силы и соответственно тому - степень влияния в родовом союзе» [10].
Начало XX века характеризуется тем, что некоторые этнические якуты, стали получать образование и изучать свою историю, культуру, в том числе в части физической культуры и национальных игр.
Первым якутом, описавшим национальные игры, был А.Е. Кулаковский. Ещё в начале XX века А.Е. Кулаковским были собраны фольклорные материалы и опубликованы под названием «Материалы для изучения верований древних якутов» в журнале «Записки Якутского краеведческого географического общества», изданном в г. Якутске. В них описано, как старый воин Тисикян показывает мастер класс по прыжкам на одной ноге «кы-лыы», ухода с линии атаки от удара пальмой, и убийство им одного из братьев богатырей в ходе борьбы хапсагай [2].
Новый виток развития физической культуры и спорта в целом, и в частности национальных видов, по опубликованным данным, начался после гражданской войны. Так, отправной точкой современного физкультурного движения стала телеграмма, отправленная 9 августа 1923 г. под № 123 от Сибирского Совета физической культуры, в лице тов. Токарева, в адрес Якутского Губисполкома. В этой телеграмме Сибирский совет физической культуры при Сибревкоме приказывает Якутскому Губисполкому, согласно прилагаемых материалов, организовать Губсовет физической культуры, обратив особое внимание на организацию спортивных кружков при ячейках и клубах РКСМ, а также при профессиональных организациях. Результатом телеграммы стало первое межведомственное совещание о создании советов физической культуры при ЯЦИК и райисполкомах, которое состоялось 29 августа 1923 года. И осенью того же года, 26 октября, на основании постановления ЯЦИК от 19 сентября за № 96 выходит приказ № 65 об организации Совета физической культуры при ЯЦИК, в составе шести человек под председательством [4].
После Калачика Израиля председателем ЯСФК стал Гущин Николай Вениаминович, врач по профессии, с 5 декабря 1923 по 29 декабря 1924 года. Из письма в Высший Совет физкультуры следует, что именно с весны 1924 года стали организованно проводиться различные спортивные мероприятия. Потому что только весной 1924 года председателем ЯСФК был назначен Гущин Н.В. За год работы на посту председателя ЯСФК тов. Гущин запомнился, как первопроходец-организатор соревнований по традиционным видам спорта.
Гущин Н. В. всего за год работы председателем ЯСФК ввёл физкультуру в школах 1 и 2 ступени как обязательного предмета обучения, где наряду с традиционными видами спорта в практический отдел программы обязательного обучения по физической культуре был включен и «национальный якутский спорт», представленный практически всеми культивируемыми ныне видами якутского спорта.
После Гущина Н.В. эстафету председательства ЯСФК с 30 декабря 1924 года по 1 марта 1926 года получил П.А. Ойунский. Эту должность он совмещал, так как одновременно являлся председателем ЦИК ЯАССР с января 1923 г. по июнь 1926 года. Ещё до совмещения должности председателя ЯСФК, 23 июня 1924 г. заседание Президиума ЯЦИК АССР под председательством П.А. Ойунского приняло следующее постановление об организации национальных спортивных игр к 1925 году в республиканском масштабе.
Примерно в это же время, осенью 1925 года, вышел первый выпуск сборника трудов исследовательского общества «Саха Кэскилэ», где первой напечатана этнографическая статья Г.А. Попова. - «Якуты в XVIII веке». В этой статье мы находим следующие строки: «Якуты любят борьбу. Раздевшись донага, оставив на себе только штаны, с разбегу
соединяются друг с другом. Предварительно ударивши по бокам, борющейся ухватывают за штанины, сплетаются ногами и стараются повалить на землю один другого. Кулачных боёв якуты не знают. Также любят конские бега. Всадники, поравнявшись друг с другом, пускаются на лошадях во весь опор. Кроме этого, якуты развлекаются метанием стрел из луков в намеченную цель» [9].
По состоянию здоровья летом 1926 года, Платон Ойунский выехал на лечение и следующим председателем ЯСФК с 30 октября 1926 г. по февраль 1929 года стал Донской Семён Николаевич-младший.
Выдвинутая Гущиным Н.В. и Ойунским П. А., идея организации национальных спортивных Игр нашла широкую поддержку, в результате чего на заседании, прошедшем 6 ноября 1926 года, СФК при Президиуме ЯЦИК постановил: «Поручить тов. Донскому подработать вопрос организационно. Товарищам Баланову И. Д. и Брусянину И.А. разработать и предоставить к следующему заседанию сообщение о том, какие виды спорта более необходимо и целесообразно культивировать в условиях Якутской национальности» [1].
В недельный срок Баланов выполнил задание и 13 ноября 1926 г. предоставил Совету физкультуры свою работу. Описание он сделал по семи видам: прыжки, бег, перетягивание, подтягивания, якутская борьба, цыганская борьба и упражнение на равновесие [1]
Так как это было первое серьёзное изучение и описание национальных игр, идейных вдохновителей данного мероприятия - Гущина Н.В., Ойунского П.А., а также непосредственных исполнителей, Донского Н.В. и Баланова И. Д., можно смело назвать основателями теоретического изучения современного якутского спорта.
Последней по хронологии работой, указанного периода, является статья «Якутская сказка (Олонхо), её сюжет и содержание» П. А. Ойунского в сборнике трудов исследовательского общества «Саха Кэскилэ». В этой статье имеется описание состязаний, где описаны четыре вида состязаний богатырей: 1) «Кылыссыы» - прыжки на одной ноге; 2) «Тустуу» - (в переводе П.А. Ойунского - единоборство, борьба); 3) «Сыал ытыы» -стрельба из лука или самострела в цель; 4) «Конные бега по трём мирам» [8].
Описанные четыре вида состязаний являются очередным аргументом в пользу единообразия воинских традиций евразийского континента, т.к. у многих тюрко-монгольских народов на огромной территории, от Крайнего севера до юго-западной Европы, мы можем наблюдать основные три вида состязаний: стрельба, борьба, скачки. Опираясь на данную статью, мы можем сказать, что вышеуказанные архаичные виды сохранились до начала XX века.
До современности свой первозданный вид в той или иной мере сохранили прыжки, скачки, перетягивание палки, стрельба из лука. Что касаемо борьбы, упомянутой выше Ба-лановым И. Д., то якутская борьба - это не что иное, как борьба на поясах, которая в данное время на территории республики не культивируется, а описанная П.А. Ойунским «тустуу» схожа с современной якутской борьбой «хапсагай» только условиями достижения победы. В то время как экипировка борца, обуславливающая стиль ведения поединка - отличается разительно.
Необходимо опираясь на существующий теоретический фундамент, внести соответствующие корректировки в действующие правила национальных видов для сохранения самобытности игр предков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, М.В. Основоположники национального спорта / М.В. Алексеев, А.П. Илларионов // Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 3 июля 2009 г - Якутск, 2009. - С. 5-9.
2. Кочнев, В.П. Первые шаги физкультурного движения (1923-1930) / В.П. Кочнев // История физкультурного движения в Якутии : материалы конференции к 75-летию физкультурного движения в Якутии / Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск, 1998. - С. 5-21.
3. Кулаковский, А.Е. Ильгиэлэ уонна Ингэрчэ (Илгиэлэ уонна Инэрчэ) // Научные труды. -Якутск, 1979. - С. 260-266.
4. Линденау, Я.И. О танцах соревнования в беге и их увеселениях / Я.И. Линденау // Описание народов Сибири (первая половина XVIII века) : историко-этнограф. материалы о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан, 1983. - С. 36. - Режим доступа : https://cloud.mail.ru/pub-Нс/0707е£е6851ал5.02.13/линденау%20-%200писание%20народов%20сибири^1' (05.04.2019).
5. Маак, Р.К. Суеверия и религиозные празднества населения Вилюйского округа. Шаманство // Вилюйский округ Якутской области. - Москва : Яна, 1994. - С. 280-297.
6. Миддендорф, А.Ф. Коренные жители Сибири / А.Ф. Миддендорф // Путешествие на север и восток Сибири : север и восток Сибири в естественно-историческом отношении : [в 2 ч.] / М-во природ. ресурсов Рос. Федерации, Гос. природ. биосфер. заповедник "Таймырский". - Санкт-Петербург, 2006. - Ч. 2. - 850 с.
7. О вере, жертвоприношениях и прочем // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции, 1785-1795 гг. / [сост. З.Д. Титова ; под общ. ред. д-ра ист. наук И. С. Вдовина]. - Магадан, 1978. - C. 29-31.
8. Ойунский, П.А. Виды состязаний / П. А. Ойунский // Якутская сказка (Олонхо), её сюжет и содержание : сб. тр. науч.-исследоват. о-ва «Саха кэскилэ». - Якутск, 1927. - Вып. 1 (4). - С. 107.
9. Попов, Г. А. Якуты в XVIII в. / Г. А. Попов // Сборник трудов научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ». - Якутск, 1925. - С. 8-9.
10. Серошевский, В.Л. Организация родовых групп // Якуты : опыт этнографического исследования. - 2-е изд. - Москва, 1993. - C. 445-446.
11. Ысыах в описании Г. Ф. Миллера // Герард Фридрих Миллер. Сочинения: Описание якутского праздника Ысыах (31.05.1737). - Режим доступа : http://drevlit.rU/texts/m/Miller_1/text2.php (11.04.2019).
12. Ысыах в описании И. Яхонтова // Герард Фридрих Миллер. Сочинения. - Описание якутского праздника Ысыах (31.05.1737). - Режим доступа : http://drevlit.rU/texts/m/Miller_1/text2.php (11.04.2019).
REFERENCES
1. Alekseev, M. V. and Illarionov, A. P. (2009), "The founders of the national sport", Historical, cultural, sports and applied development of national sports in Russia: experience of regions : materials of All-Russian scientific-practical conference on July 3, 2009, Vilyuisk RS(I), Yakutsk, pp. 5-9.
2. "About faith, sacrifice and other things" (1978), Ethnographic materials of the North-Eastern geographical expedition of1785-1795 years, Magadan, pp. 29-31.
3. Kochnev, V.P. (1998), "The first steps of the physical education movement (1923-1930)", The history of sports movement in Yakutia : (to the 75th anniversary of the sports movement in Yakutia) ,Yakutsk, pp. 5-21.
4. Kulakovsky, A. E. (1979), "Ilgiele and Ingerche (Ilgiele and Inerche)", Scientific works, Yakutsk, pp. 260-266.
5. Lindenau, Ya. I. (1983), "About dancing competitions in running and their amusements", Description of the peoples of Siberia (the first half of the XVIII century) : historical and ethnographic materials about peoples of Siberia and North-East, Magadan, Chapter 19, pp. 34, available at: https://cloud.mail.ru/public/0707efe6851a/l5.02.13/Линденау%20-%20Описание%20народов%20Сибири.pdf.
6. Maak, R. K. (1994), "Superstitions and religious festivals of the population of Vilyuisk district. Shamanism", The Vilyui district, 2nd ed., Moscow, pp. 280-297.
7. Middendorf, A. F. (1878), "Aboriginals Siberians ", A journey to the North and East of Siberia. Part 2. The North and East of Siberia in the natural historical attitude. Division 6. The indigenous people of Siberia, St. Petersburg, pp. 788.
8. Oyunsky, P. A. (1927), "Types of competitions", Yakut fairy tale (Olonkho), its plot and content : proceedings of the research society Sakha keskile "Yakutsk, Is. 1 (4), pp. 107.
9. Popov, G. A. (1925), "Yakuts in the XVIII-th century", Proceedings of the research society Sakha keskile,"Yakutsk, pp. 8-9
10. RGADA, f. 199, port. 507, part 2. Miller, G. F. (1737), "Ysyakh in the description of G. F. Miller", Gerard Friedrich Miller. Compositions: Description of the Yakut holiday Ysyakh (31.05.1737), available at: http://drevlit.ru/texts/m/Miller_1/text2.php.
11. RGADA, f. 199, port. 509, d. 2. Miller, G. F. (1737), "Ysyakh in the description of I.
Yakhontov", Gerard Friedrich Miller. Compositions: Description of the Yakut holiday Ysyakh (31.05.1737), available at: http://drevlit.ru/texts/m/Miller_1/text2.php.
12. Seroshevsky, V. L. (1993), "Organization of generic groups", The Yakuts. Experience of ethnographic research, Moscow, pp. 445-446.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2019