ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОМ БОРЬБЫ ХАПСАГАЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
УДК/UDC 796(091)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 22.11.2014 г.
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Горелов1 Доктор педагогических наук, профессор С.Н. Никитин1 Доктор педагогических наук, профессор В.П. Сущенко1 Соискатель Н.Н. Никифоров2
1 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
2 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск
ORIGINS AND DEVELOPMENT OF YAKUT NATIONAL WRESTLING HAPSAGAY IN DOMESTIC COMBAT SPORTS
Professor, Dr. Hab. A.A. Gorelov1 Professor, Dr.Hab. S.N. Nikitin1 Professor, Dr.Hab. V.P. Suschenko1 Сandidate N.N. Nikiforov2
1 St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg
2 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk
Аннотация
Широкий спектр исторических источников, этнографические исследования учёных Республики Саха показали, что якутская национальная борьба хапсагай имеет глубокие этнические корни. В настоящее время это один из популярнейших видов спорта, которым занимаются тысячи мальчишек из регионов и городов республики Саха. С 1932 г. данный вид единоборства включен во всесоюзную, а затем и во всероссийскую спортивную классификацию. За время существования этого вида спортивных единоборств подготовлены сотни мастеров спорта, десятки тысяч разрядников различного уровня. В Северо-Восточном федеральном университете готовят тренеров по данному виду спорта. В то же время в республике приостановлены исследования по изучению этого уникального вида национального единоборства. В настоящее время в распоряжении тренеров, культивирующих данный вид спорта, имеются лишь результаты фрагментарных исследований заслуженного тренера СССР Д.П. Коркина, которые он описал более 40 лет назад. Потребность же в новых научных сведениях о борьбе хапсагай обусловлена запросами не только тренерского состава, но и широкого круга любителей этого вида единоборств, проживающих как в Республике Саха, так и далеко за её пределами. Об этом свидетельствует тот факт, что современные правила якутской национальной борьбы хапсагай разрабатывались под эгидой Всемирной организации объединенных стилей борьбы ФИЛА (FILA) The Internetional Federation of Assjociated Wrestling, с 2012 г. проводятся ежегодные чемпионаты мира с участием спортсменов многих стран Европы, Азии и Африки. Это, в свою очередь, декларирует необходимость начала нового этапа научных исследований, не только направленных на изучение исторического наследия борьбы хапсагай, но и научно обосновывающих содержание, направленность, методику и организацию этого вида спортивных единоборств.
Ключевые слова: борьба хапсагай, ысыах, приёмы борьбы, богатырский эпос «Олонхо».
Annotation
As seen from the wide range of historical sources, ethnographic researches of scientists of the Sakha Republic, the Yakut national wrestling hapsagay has a deep ethnic background. Currently, it is one of the most popular sports, which involves thousands of boys from the regions and cities of the Republic of Sakha. Since 1932 this type of martial arts is included in the All-Union, and then in the All-Russian sports classification. Hundreds of masters of sports, tens of thousands of athletes of different ranking have been trained during the existence of this kind of martial arts. Sports coaches are being trained in North-Eastern Federal University. At the same time, studies of this unique kind of national wrestling were suspended in the country. Currently coaches who are developing this sport have at their disposal only fragmentary research results of honored coach of the USSR D.P. Korkin, written more than 40 years ago. The need for a new scientific information on hapsagay wrestling is stipulated by the needs of both coaches and a wide range of fans of the martial arts living in the Republic of Sakha, and far beyond its borders. This is evidenced by the fact that the current rules of the Yakut national wrestling hapsagay developed under the auspices of the United World Wresting organization FILA. Since 2012, annual world championships with the participation of athletes from many countries of Europe, Asia and Africa have been held by the Internetional Federation of Associated Wrestling. This, in turn, proves the need to start a new phase of researches which are not only aimed at studying the historical heritage of hapsagay wrestling, but also scientifically substantiate the content, focus, methodology and organization of this kind of combat sports.
Keywords: hapsagay wrestling, ysyakh, fighting techniques, heroic epos "Oionkho".
Введение. Издревле борьба, как поединок, как искусство ведения рукопашной схватки, являлась одной из главных составляющих подготовки воинов. Борьба у многих народностей воспринималась как воинское искусство. Со времён глубокой древности человек искал, находил, накапливал и пе-
редавал своим потомкам различные способы единоборства, которые обеспечивали ему превосходство над противником. Случайно найденные движения превращались в боевые приёмы; они, в свою очередь, усиливались всевозможными тактическими уловками и хитростями, которые совершен-
ствовались из поколения в поколение, создавая зачатки народных видов борьбы.
Одним из таких видов, дошедших до нас из глубокой древности, является якутская национальная борьба хапсагай, что в дословном переводе означает «состязания в ловкости». Она распространена во всех городах и регионах Республики Саха (Якутия). Дети с малых лет знакомятся с этим народным видом единоборства. Как вид единоборства она на протяжении многих столетий являлась одним из базовых компонентов обучения воинскому искусству. В то же время, несмотря на достаточно длительный период включенности борьбы хапсагай и во Всесоюзную, и во Всероссийскую спортивную классификацию, теория и практика спортивных единоборств не располагает научными данными об истоках её возникновения и закономерностях развития.
Цель исследования - обобщение, абстрагирование и конкретизация накопленного аналитического материала, посвященного развитию и становлению якутской национальной борьбы хапсагай.
Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее интенсивное развитие борьбы хапсагай пришлось на вв., или на так называемый период «кыргыс уйэ-
тэ» - «век битв и резни» [6, 13]. Многочисленные предания, национальные легенды народов Саха сохранили сведения о межродовых столкновениях, битвах героев, кровавых войнах и участниках этих исторических событий, в основу которых положены подлинные события из жизни народа. Причинами конфликтов были кровная месть, личные оскорбления, захваты скота и женщин. Естественно, что именно в этот период огромное значение придавалось обучению военному делу мужского населения рода, племени. Старые опытные воины с юных лет обучали мальчиков воинскому искусству, особо развивая ловкость. Известный исследователь и популяризатор якутской национальной борьбы хапсагай Д. П. Кор-кин так описывает подготовку воина. В эпоху «кыргыс уйэтэ» мальчиков с 3-летнего возраста учили стрельбе из лука, владению копьём и мечом, борьбе, езде на лошади. Уже в юном возрасте ребёнка, которого хотели воспитать боотуром (богатырём), учили увёртливости и ловкости, кидая в него, обнажённого, горящие угли. По мере взросления угли заменялись сначала деревянными, а затем боевыми стрелами. К 18 годам юноша должен был уметь поражать стрелой с большого расстояния «лошадиную бабку», увёртываться от ударов воина, вооружённого оголённой пальмой (нож на длинной палке). И только когда юноша успешно проходил через все испытания, его допускали к обучению премудростям борьбы хапсагай [10].
Эпоха «кыргыс уйэтэ» характерна ещё и тем, что «война и организация войны становятся регулярными функциями народной жизни» [23], что способствовало объединению здорового мужского населения в определённые союзы. Сближение разъединённых экономическими причинами родов было обусловлено в первую очередь необходимостью совместной защиты от внезапного нападения врага, сведения к минимуму возможностей возникновения беспорядков. Укрепление связи между родами осуществлялось проведением символических праздников и обрядов. К их числу относится дошедшее до наших времён родовое празднество ысыах. Поводы для устройства ысыахов были различными: торжество в честь заключения мира, свадьбы, празднования дня летнего равноденствия и др. Обязательной частью старинных ысыахов были игры, скачки и стрельба из лука. Однако главным элементом этого праздника были поединки борцов, которые, по существу, демонстрировали готовность защитить свой род от посягательств врага, а также способствовали опреде-
лению степени влияния каждого воина в родовом союзе. При этом данная часть обряда ысыах в мирное время позволяла осуществлять своеобразный смотр готовности воинов к боевым действиям, а также определять степень влияния каждого из них в родовом союзе [19, 20]. Победителей турниров по хапсагаю ярко и поэтично воспевали в произведениях устного народного творчества.
До наших времён дошли сведения о торжественных и необычных ритуалах, связанных с проведением поединков. Так, богатырей перед началом схватки тщательно скрывали друг от друга. К месту состязания их привозили тайком, а на травяной ковёр выводили в покрывалах из шкур, которые страховали борцов от сглаза. Лишь перед самым началом поединка по команде «арбитра» покрывала сбрасывались и поединщики, стремительно выбежав на середину круга, начинали схватку [5]. Как свидетельствуют источники, описывающие те времена, борьба хапсагай содержала в себе достаточно жёсткие приёмы, которые были предназначены прежде всего для единоборства с врагом. Естественно, что и во время увеселительных мероприятий строго ограничивающих правил ведения рукопашной схватки не было. Об этом свидетельствует дошедшее до нас предание о том, как на празднике ысыах, организованном якутским царем Дыгын Тойоном, легендарный силач Майа-гатта Бэрт Хаара одержал замечательную победу над одним из своих соперников, которому он оторвал руку, в результате чего тот скончался [11]. Данное свидетельство, взятое нами из книги известного исследователя истории якутов Г. В. Ксенофонтова «Эллэйада» [11], указывает также на то, что борьба у народа Саха с древнейших времён занимала одну из ведущих позиций. Это подтверждается результатами исторических исследований военного искусства якутов В. М. Никифорова [13], который не только раскрыл высокую значимость единоборств в культурном наследии народов Саха, но и показал содержательную часть подготовки воинов. Данное содержание концентрировалось главным образом на умении владеть всеми видами боевого оружия и приёмами защиты от него, на выработке способности к длительному единоборству без оружия. При этом в сложившейся в то время системе подготовки воина особое внимание уделялось поединкам с применением приёмов борьбы и кулачного боя. По мнению Я. С. Сыроватского [20], исследовавшего этнопедагогические основы национального спортивного единоборства Саха хапсагай, по мере увеличения арсенала приёмов, усложнения способов их освоения возникла необходимость в выделении в отдельные группы ударной техники и чисто борцовских приемов. Так, постепенно очищаясь от «кулачного атрибута», хапсагай становится тем видом единоборства, которое дошло до нашего времени. В нём практически не ограничивались захваты тела и одежды соперника, поощрялись сбивания, подсечки, подножки, а также различные приёмы, направленные на выведение соперника из равновесия. С течением времени происходило и расширение сферы их функционирования. Они стали широко применяться в воспитательных целях подрастающего поколения, для формирования волевых качеств и коммуникативных способностей, ну и, конечно, в качестве развлечения. Подобная полифункциональность удовлетворяла целому ряду общественных потребностей, обусловивших устойчивое функционирование состязаний в борьбе в течение длительного времени. Это, в свою очередь, привело и к изменению схемы функционирования рукопашных состязаний. Сама эволюция содержания видов единоборств следовала в русле ограничения и исключения наиболее вредных и опасных для здоровья единоборцев приёмов и действий.
54
http://www.teoriya.ru
№ 3 • 2015 Март | МагсИ
На протяжении многих веков народ Саха накапливал положительный опыт использования борьбы хапсагай в повседневной жизни. Приёмы и действия постоянно совершенствовались, шлифовались правила состязаний. Шёл непрерывный процесс конструирования новых приёмов, улучшенных всевозможными уловками и хитростями, которые составляли своеобразный «золотой запас» сильнейших бойцов хапсагая, хранившийся в секрете и передававшийся по наследству. Первый отечественный исследователь этого вида единоборств, основоположник современной школы борьбы хапсагай в Республике Саха, Д. П. Коркин, оставивший после себя огромное количество исследовательского материала, касающегося педагогических, психологических, медико-биологических, этносоциологических, исторических аспектов, считал, что не каждый борец, имеющий хорошую подготовку в других видах единоборств, может успешно состязаться с хорошо подготовленным хапсагаистом. Это обусловлено прежде всего тем, что его приёмы буквально пропитаны обманными движениями, финтами, которые сопровождаются молниеносными и скоротечными атаками, приводящими к неожиданным поражениям соперника [10].
К началу XX в. якутская борьба хапсагай приобрела те черты, которые характеризуют её как высоконравственный, духовный и интеллектуальный вид единоборства. Известный якутский учёный, этнопедагог, знаток национальных обычаев и ритуалов, исследователь нравственного и семейного физического воспитания профессор Н. К. Шамаев сравнивал борьбу хапсагай с восточным видом боевого искусства айкидо. С его мнением нельзя не согласиться, ведь по сравнению практически со всеми видами спортивных единоборств в хапсагае схватка заканчивается тогда, когда один из борцов касается какой-либо частью тела (за исключением ступней ног) земли. В ней отсутствуют болевые приёмы, длительные силовые удержания в партере и положении лёжа. В данном виде единоборства практически не проявляется агрессивность, а сама схватка в большей степени похожа на игру двух партнеров, соревнующихся в ловкости и быстроте [22].
Особый интерес в контексте накопленных народом Республики Саха ценностей национальной якутской борьбы хапсагай представляет диссертационное исследование Я. С. Сы-роватского [20]. В нём наряду с ретроспективным анализом возникновения хапсагая исследуется великий памятник духовной культуры якутского народа - богатырский эпос «Олонхо», который может быть поставлен в ряд таких произведений мирового эпоса, как греческие «Илиада» и «Одиссея», русские былины, кыргызский «Манас», карело-финский «Калевала», армянский «Богатыри Сасуна». Изучая повествования о героических подвигов древних богатырей «Олонхо», Я. С. Сыроватский на основе аналитического и индуктивного обобщения [1-6, 8-9, 11-13, 15, 17, 19] доказывает, что данный вид единоборств родился и развивался в суровых условиях северо-восточного региона Евразийского континента. Создатель хапсагая - народ Саха - подарил миру оригинальную, самобытную, неповторимую культуру спортивного единоборства, в котором отражается вся палитра национальных ценностей и традиций, сформированных в течение многих тысячелетий жизни в постоянном соприкосновении с экстремальными факторами природной среды.
Расцвет борьбы хапсагай, признание её видом спортивного единоборства как в Советском Союзе, так и за рубежом связаны с именем выдающегося тренера Д. П. Коркина, который прославил республику Саха не только на всю страну, но и на весь мир. В 70-е гг. ХХ в. мировая спортивная элита заговорила о знаменитой Коркинской школе, которая воспитала таких известных борцов вольного стиля, как Роман Дмитриев, Павел Пинигин, Александр Иванов, Вячеслав Карпов,
Николай Захаров. Широко используя в подготовке якутских борцов вольного стиля технические приёмы борьбы хапса-гай, грамотно вплетая в систему их спортивной тренировки входящие в её арсенал тактические подходы, Д. П. Коркин добился выдающихся результатов. Ему, выражаясь словами заслуженного мастера спорта, чемпиона мира и Олимпийских игр А. Иваницкого, удалось: «... возродить былой интерес к народной традиции и от неё перебросить мостик к современному спорту» [16]. Тысячи мальчишек были согреты теплом его сердца, а его разум разжёг их интерес к спортивным единоборствам. Сотни из них стали мастерами спорта, десятки завоевали титулы чемпионов страны среди юношей, юниоров и взрослых.
Неизмеримой заслугой Д. П. Коркина является не только то, что он открыл школу борьбы для одарённых ребят со всей Якутии, но и то, что он сумел вырастить из этих мальчишек отличных борцов со своим, только им присущим почерком борьбы. Не опасаясь сложных преград и трудностей, скрупулезно доказывая свои позиции, он смело взялся за расширение неизведанных троп, ведущих к раскрытию тайн национальных премудростей борьбы хапсагай. Его инновации с техническими и тактическими приёмами этого вида единоборства дали такой мощный толчок в формировании системы подготовки борцов различных стилей и амплуа, что весь спортивный мир узнал о маленьком якутском селе Чурапча [16].
К сожалению, после ухода Д. П. Коркина из жизни в 1984 г. научно-исследовательская работа по изучению содержания, техники, тактики, психологии и других компонентов борьбы хапсагай сузилась до рамок исследования наследия этого замечательного специалиста [16, 18, 21]. Исключение составляет научный поиск энтузиаста и пропагандиста хапсагая, известного общественного и политического деятеля республики Саха В. Т. Николаева (1945-2010), издавшего в 2010 г. фундаментальный труд, в котором сделана попытка систематизации философии и внутреннего содержания данного вида национальной борьбы. Книга построена главным образом на очерках и рассказах об истории и лучших борцах-хапсагоистах разных времён. В ней впервые представлены кинограммы некоторых приёмов хапсагая в авторском исполнении совместно с одним из мастеров якутской борьбы В. Стручковым - Абый Баасака и сделана попытка описания некоторых из них [14].
К сожалению, авторская терминология, используемая при описании приёмов, достаточно сложна для восприятия специалиста не только с позиции того, что она представлена на якутском языке, но и в трудности восприятия текста перевода. Смысловая нагрузка переведённых на русский язык терминов не в полной мере раскрывает детальную механику того или иного приёма. Кроме того, не всегда удаётся уловить тонкий кинезиологический подтекст кинограммы приёма, в котором отсутствует текстовая пошаговая интерпретация двигательных действий борца. Вместе с тем необходимо отметить существенный вклад данного труда в популяризацию хапсагая в республике Саха, а его будущие переводы на русский и английский языки позволят специалистам и тренерам различных направлений в искусстве единоборств, национальных и принятых международным сообществом видов спортивной борьбы продолжать изучать её тонкие механизмы. Такую же характеристику можно дать и книге Г. Г. Андросова «Якутская борьба хапсагай» [1], изданной на якутском языке 50 лет назад.
Вывод. Якутская национальная борьба хапсагай имеет глубокие этнические корни. В настоящее время это один из популярнейших видов спорта, которым занимаются тысячи мальчишек из улусов и городов Республики Саха (Якутия).
□
и
га у
г.
ч—
. о
0J
■ -О
с га
ii О (U .с
н
С 1932 г. данный вид единоборства включен во Всесоюзную, а затем и во Всероссийскую спортивную классификацию. За это время подготовлены сотни мастеров спорта, десятки тысяч разрядников различного уровня. В Северо-Восточном федеральном университете готовятся тренеры по данному виду спорта. В то же время в Республике Саха приостановились исследования по научному обоснованию содержания и методики якутской национальной борьбы хапсагай, в связи с чем наблюдается дефицит учебной, методической и научной литературы, раскрывающей специфику особенностей подготовки борцов-хапсагаистов различного уровня. В настоящее время техника базовых приёмов данного вида единоборств описана лишь фрагментарно и основывается на исследовательском материале заслуженного тренера СССР Д. П. Коркина, полученном им более 40 лет назад. Им описана характеристика лишь основных групп приёмов и действий, которые не позволяют осмыслить глубину и тонкость каждого приёма, его кинезиологическую сущность, скрытые механизмы обманных движений, уловок и финтов. Кроме того, арсенал тренера, готовящего как юного хапсагаиста, так и борца высшего класса, базируется лишь на собственном опыте, который он приобрёл в течение своей личной спортивной карьеры. И если в других видах спортивной борьбы существуют учебники, представляющие определённый алгоритм подготовки борцов от этапа к этапу, описывающие технику приёмов, представляющие эти приёмы в виде кинограмм, то в борьбе хапсагай фактически отсутствует какой-либо учебно-методический комплекс, позволяющий тренеру осуществлять целенаправленный учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов-хапсагаистов.
Литература
11
19. Серошевский В.Л. Якуты (опыт этнографического исследования) / В.Л. Серошевский. - М., 1993. - 736 с.
20. Сыроватский Я.С. Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства Саха «Хапсагай»: дис. ... канд. пед. наук / Я.С. Сыроватский. - Якутск, 1998. - 178 с.
21. Уйгуров В.В. Дмитрий Петрович Коркин: Статьи, обзор научных статей / В.В. Уйгуров, П.И. Кривошапкин. - Якутск: Триада, 2003. - 96 с.
22. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на национальных традициях / Н.К. Шамаев. - Якутск: Изд-во ЯГУ им. М.К. Аммосо-ва, 2003. - 94 с.
23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21.
24. Ядрихинский П.П. Дьырылыатта Кыыс богатырка: Якутское олон-хо / П.П. Ядрихинский. - Якутск: Книжное изд.-во, 1981. - 200 с.
References
1. Андросов Г.Г. ХапсадайдаИан тустуу / Г.Г. Андросов. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1963. - 59 с.
2. Антонов Н.К. Наследие предков / Н.К. Антонов. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1993. - 200 с.
3. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве / В.Ф. Афанасьев // Советская педагогика. - 1960. - № 3.
- С. 120-125.
4. Афанасьев Л.-Тэрис. Олонхо уонна Саха / Л.-Тэрис. Афанасьев // ©луенэ сарсы-ардата. (Утро Лены). 1995 с. Ыам ыйын 25 кунэ.
5. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов / Ф.Ф. Васильев. Якутск: Нац. изд-во «Бичик», 1995. - 224 с.
6. Винокурова У.А. Сказ о народе саха / У.А. Винокурова. - Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - 144 с.
7. Волоков Н.Н. Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ): дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Волоков.
- Якутск, 2001. - 161 с.
8. Иванов В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии XVII-XVIII вв. / В.Ф. Иванов. - М.: Наука, 1974. - 187 с.
9. Исторические предания и рассказы якутов. Ч. 1-2. - М.-Л., 1960.
10. Коркин Д.П. Якутская национальная борьба хапсагай / Д.П. Коркин // Спортивная борьба (ежегодник). - М.: Физкультура и спорт, 1972. - С. 29-30.
Ксенофонтов Г.В. Эллэйада / Г.В. Ксенофонтов // Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - М.: Наука, 1977. -247 с.
12. Кулаковский А.Е. Научные труды. - Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.
13. Никифоров В.М. Военное искусство древних якутов (на материале преданий) / В.М. Никифоров // В сб.: Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1991. - С. 150157.
14. Николаев В.Т. Хапсагай былыргыта уонна бутуннутэ / В.Т. Николаев. Дьюкуускай, 2010. - 128 с.
15. Окладников А.П. Исторические рассказы и легенды нижней Лены / А.П. Окладников. СМАЭ. Т. XI. - М.-Л., 1949. - С. 73-109.
16. Опыт подготовки борцов высокого класса: Рукописные материалы заслуженного тренера СССР Д.П. Коркина [Сост.: П.И. Кривошапкин, И.И. Готовцев, Н.Н. Гуляев и др.]. - Якутск: ООО «Медиа +», 2008. - 216 с.
17. Оросин К.Г. Нюргун Боотур Стремительный (богатырский эпос якутов). Вып. первый / К.Г. Оросин. - Якутск, 1947. - 410 с.
18. Постников А.С. Имя его не забудется: Воспоминания / А.С. Постников. - Якутск: «Бичик», 1998. - 144 с.
Androsov, G.G. Khapsagai tustuu (Hapsadaydahan tustuu). - Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1963. - 59 P. Antonov, N.K. Nasledie predkov (Ancestral Heritage).Yakutsk: Bichik, 1993. - 200 P.
Afanas'ev, V.F. Pedagogicheskie idei v Yakutskom narodnom tvorchestve (Pedagogical ideas in the Yakut folk art) // Sovetskaya pedagogika. - 1960. - № 3. - P. 120-125.
Afanas'ev, L.-Teris. Olonkho uonna Saha // © luene Zarza Ardata. (Lena Morning). 1995 P. Yam yyyn 25 kune.
Vasil'ev, F.F. Voennoe delo yakutov (Yakut military science). Yakutsk: Bichik, 1995. - P. 224
Vinokourova, U.A. Skaz o narode Sakha (Tale of the Sakha people). Yakutsk: Bichik, 1994. - 144 P.
Volokov, N.N. Samoutverzhdenie lichnosti bortsa vol'nogo stilya vistorii razvitiya sporta respubliki Sakha (Yakutia) (Istoriko-pedagogicheskiy analiz: dis. kand. ped. nauk (Wrestler's individual self-fulfillment in the history of development of sport of the Republic of Sakha (Yakutia) (Historical and pedagogical analysis): Ph.D. thesis. - Yakutsk, 2001.
- 161 P.
Ivanov, V.F. Istoriko-etnograficheskoe izuchenie Yakutii XVII-XVIII vv. (Historical and ethnographic study of Yakutia in the XVII-XVIII centuries. - Moscow: Nauka, 1974. - 187 P. Istoricheskiepredaniya irasskazyyakutov. P. 1-2. (Historical legends and stories of the Yakut. P. 1-2.) - Moscow-Leningrad, 1960. Korkin, D.P. Yakutskaya natsional'naya bor'ba hapsagay (Yakut national wrestling hapsagay) // Wrestling (Yearbook). - Moscow: Fizkultura i sport, 1972. - P. 29-30.
Ksenofontov, G.V. Elleyada. Materialypo mifologiiilegendarnoyistorii yakutov. (Elleyada. Works on mythology and legendary history of the Yakut. - Moscow: Nauka, 1977. - 247 P.
Kulakovskiy, A.E. Nauchnye trudy (Scientific works). - Yakutsk: Pub. h-se, 1979. - 484 P.
Nikiforov, V.M. Voennoe iskusstvo drevnikh yakutov (na materiale predaniy) (Martial arts of the ancient Yakut (based on legends) // In: Folklore heritage of the peoples of Siberia and the Far East. - Yakutsk, 1991. - P. 150-157.
Nikolaev, V.T. Hapsagay bylyrgyta uonna butunnute. Dyukuuskay, 2010. - 128 P.
Okladnikov, A.P. Istpricheskie rasskazy ilegendynizhney Leny. SMAE. P. XI. (Historical stories and legends of the lower Lena. SMAE. P. XI.)
- Moscow-Leningrad, 1949. - P. 73-109.
Experience of training of high-ranked wrestlers: manuscripts of Honored Coach of the USSR D.P. Korkin [Comp. by: P.I. Krivoshapkin, I.I. Gotovtsev, N.N. Gulyaev et al.]. - Yakutsk: Media+, 2008. - 216 P. Orosin, K.G. Nyurgun Bootur Stremitel'ny (bogatyrskiy epos yakutov) (Nyurgun Bootur Swift (Yakut heroic epos). Issue 1. - Yakutsk, 1947.
- 410 P.
Postnikov, A.S. Ego imya ne zabudetsya: Vospominaniya (His name will not be forgotten: Memories). - Yakutsk: Bichik, 1998. - 144 P. Seroshevsky, V.L. Yakuty (opyt etnograficheskogo issledovaniya) (The Yakut (ethnographic research experience). - Moscow, 1993. -736 P.
Syrovatsky, Ya.S. Etnopedagogicheskie osnovy natsional'nogo sportivnogo edinoborstva Sakha "Khapsagai": dis. kand. ped. nauk (Ethnopedagogical basis for national combat sports) Sakha "Hapsagay": Ph.D. thesis. - Yakutsk, 1998. - 178 P. Uighurov, V.V. DmitryPetrovich Korkin: Stat'i, obzornauchnykh statey (Dmitry Petrovich Korkin: articles, reviews of scientific articles) / V.V. Uighurov, P.I. Krivoshapkin. - Yakutsk: Triada, 2003. - 96 P. Shamaev, N.K. Semeynoe fizicheskoe vospitanie na natsionalnykh traditsiyakh (Family physical education based on national traditions).
- Yakutsk: publ. h-se of YSU n.a. M.K. Ammosov, 2003. - 94 P. Engels, F. Proiskhozhenie semi, chastnoy sobstvennosti i gosudarstva (Origin of Family, Private Property and State) // K. Marx, F. Engels. Works P. 21.
24. Yadrikhinsky, P.P. Dyrylyatta Kyys bogatyrka: Yakutskoe olonkho. -Yakutsk: Knizhn. izd-vo, 1981. - 200 P.
10
11
12
13
14,
15
16,
17
18
19
20
21
22
23
http://www.teoriya.ru
№ 3 • 2015 Март | March