3. Никифоров, Н.В. Школа спортивных единоборств Д. П. Коркина как институт якутской национальной борьбы «хапсагай» /Н.В. Никифоров // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2013. - №4(46). - С. 47-49.
4. Никифоров, Н.В. Истоки и становление якутской национальной борьбы «хапсагай» в отечественной системе спортивных единоборств / Н.В. Никифоров, А.А. Горелов, С.Н. Никитин, В.П. Сущенко // Теория и практика физической культуры. - Москва, 2015. -№3 - С. 53-56
5. Уйгуров, В.В. Дмитрий Петрович Коркин: Статьи, обзор научных статей / В.В. Уйгуров, П.И. Кривошапкин. - Якутск: Триада, 2003.
Ключевые слова: борьба хапсагай, техника и тактика борьбы, тренировочный процесс, тренер, исследование.
Keywords: hapsagay struggle, the technique and tactics, the training process, the coach, the study.
УДК 796.8
Никифоров Н.В.
доцент кафедры физического воспитания
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЕДИНОБОРСТВАХ23
Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск, nikila-nikiforow@yandex. ru
Аннотация: Научная исследовательская работы в выявлении особенностей спортивной подготовки в единоборствах. Характеристика базовых технико-тактические действий борцов в тренировочном процессе и методы их совершенствования.
Abstract. Nikiforov N.V. Study technical and tactical training in the martial arts. Scientific research work in identifying the characteristics of sports training in the martial arts. Characteristics of basic technical and tactical actions of fighters in the training
23 Nikiforov N.V. Study technical and tactical training in the martial arts / Associate Professor of Physical Education Institute of Physical Culture and Sport Northeastern Federal University named M.K. Ammosov.
process and the methods of cultivation.
Следует согласиться с А.С. Сосниным (1980) в том, что подавляющее число исследований по единоборствам было направлено на развитие специальной физической и технико-тактической подготовки спортсменов. Ряд работ посвящен спортивной подготовке борцов (Тараканов Б.И., 1989, 2000) и борцов высокой квалификации (Игуменов В.М., 1987; Карелин А.А., 2003). Исследовались и другие аспекты подготовленности борцов - например, функциональная подготовленность (Камышов В.Я. и др., 1989). Однако работ, направленных на научное обоснование технико-тактической подготовки в борьбе «хапсагай» не обнаружено.
К сожалению, различные аспекты личности и деятельности спортсмена - хап-сагаиста не являются достаточно изученными. Несмотря на массовое увлечение молодого поколения Республики саха якутской национальной борьбой «хапсагай», на данный момент отсутствуют учебные пособия, базовые учебники, методические рекомендации, содержащие систематизированную схему подготовки борцов хап-сагаистов. по технике борьбы «хапсагай» (Никифоров Н.В.,2014). Отсутствуют учебные пособия по спецкурсу борьбы «хапсагай» в вузах (Никитин С.Н., 2015). Нет программы по спортивной подготовке в борьбе «хапсагай» для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ. Не уделено, к сожалению, и серьёзного внимания этому национальному виду спорта в теории и методике современных спортивных единоборств.
Что касается научных исследований по единоборствам, то их довольно много. Изучены особенности спортивной подготовки самбистов - например, индивидуальное нормирование тренировочных нагрузок квалифицированных борцов-самбистов на этапе углубленной специализации (Петров А.Б., 2001), технико--тактическая и физическая подготовленность борцов-самбистов (Волков В.П., 1971; Па-хомов А.С., 1983; Чумаков Е.М., Еганов В.Г. 1982), формирование стиля ведения схватки у борцов самбистов (Ширинов А.Р., 1986). Осуществлена физиологическая характеристика борьбы самбо (Городничев Р.М., 1991). Существуют работы, посвященные диагностике характеристик деятельности самбистов (Емешин К.Н., Николайчик А.И., 1981; Сорванов В.А., 1994).
Произведены моделирование физических качеств борцов дзюдо и самбо (Исаев А.П. и др., 1986), исследование вопросов ранней специализации в борьбе самбо (Шепилов А.А., 1979), проблемы комплектования учебных групп подростков при занятиях борьбой самбо (Рублевский В.Е., 1970).
Определено содержание поэтапного обучения школьников и студентов физической самозащите (Морозов В.А., 2000). Разработана программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Самбо: Примерная программа, 2005). В ней рассмотрены различные аспекты подготовки самбистов - физической, технической, тактической, теоретической.
Б.М. Рыбалко (1985) отмечает, что овладеть базовой техникой борьбы - это значит научиться правильно, выполнять основные приемы из каждой группы классификации. Основными или базовыми их называют потому, что их усвоение способствует быстрому изучению других сходных приемов из данной группы классификации технико-тактических действий.
Техническая подготовка, связанная с формированием у начинающих спортсменов двигательных действий до состояния навыка, является длительным и сложным процессом. Становление состояния навыка осуществляется в соответствии с определенными закономерностями по фазам, которые определяются наличием трех относительно самостоятельных этапов обучения двигательному действию: начальное разучивание, углубленное и детализированное разучивание, закрепление, дальнейшее совершенствование двигательного действия (Моисеев Н.М., 2003).
Содержание и форма спортивной техники в различных видах спорта имеют существенные отличия, что предопределяется особенностями двигательной деятельности и способами оценки результатов по правилам борьбы.
Спортивная борьба по специфике подготовки и соревнований, по используемым двигательным действиям относится к ацикличным видам двигательной деятельности, где двигательные действия выполняются в изменяющихся условиях силового противоборства соперников. При подготовке к соревнованиям необходимо вести поиск путей повышения результатов в борьбе за счет рационального использования техники на базе тактической подготовки борцов, так как она играет большую роль в достижении победы над соперником. Она позволяет более рационально распределить силы в процессе соревнования, схватки и на более качественной основе выполнять свои атакующие действия, что дает возможность решить задачи достижения высоких спортивных результатов.
Техника борьбы имеет тесную взаимосвязь с тактикой, а выбор тактики зависит от применяемой борцом техники. Техника является основным средством тактики, необходимым условием для решения тактических задач.
При формировании техники внимание должно уделяться совершенствованию различных способов тактической подготовки, то есть нужно говорить о технико-тактической подготовке.
Технико-тактическая подготовка спортсменов является ведущей в структуре мастерство в спортивной борьбе - это предопределяет необходимость постоянного совершенствования методики подготовки и дает существенный стимул к поиску нетрадиционных путей этого совершенствования.
Базовые технико-тактические действия вбирают в себя три крупные группы различных атакующих, защитных и контратакующих приемов в стойке.
В вольной борьбе классификация по А.Ю. Шахмурадову (2011) включает 16 групп технических действий: первая - захват ног; вторая - переводы нырком, рывком; третья - переводы вращением; четвертая - броски с действием ногами; пятая -броски наклоном; шестая - броски поворотом; седьмая - броски поворотом (мельница); восьмая - броски прогибом; девятая - сваливание сбиванием; десятая - сваливание скручиванием; одиннадцатая - накрывание, контрприемы; двенадцатая -перевороты накатом; тринадцатая - перевороты скручиванием; четырнадцатая - перевороты скрестным захватом голеней; пятнадцатая - перевороты обратным захватом; шестнадцатая - прочие действия, включая удержания и предупреждения.
В предложенной классификации А.А. Новикова (1982), выполнение сложных технико-тактических действий (СТТД) подразделяется на две стадии: 1) принятие тактического решения; 2) реализация принятого решения. Стадия принятия тактического решения, в свою очередь, подразделяется на две фазы: а) формирования двигательной установки и выбора цели действия; б) формирования двигательной задачи соответственно конкретным условиям.
На основе вышесказанного, А.А. Новиков следующим образом классифицирует методы совершенствования СТТД:
1) Методы изменения условий путем воздействия на управляемую систему (атакующего борца);
2) Методы изменения условий путем воздействия на управляемую систему (атакуемого борца);
3) Методы изменений условий путем одновременного воздействия на управляющую и управляемую системы.
Обобщая свою работу, высказываем мысль, что в спортивной борьбе существует, строго говоря, один метод совершенствования - метод изменения условий
конкретной динамической ситуации. Эти изменения могут осуществляться непосредственно в ходе схваток или опосредованными путями до схватки. По нашему мнению, данный метод в сочетании с различными средствами позволяет решать все задачи при совершенствовании технико-тактических действий в единоборствах.
Литература
1. Волков, В.П. Анализ технического мастерства самбистов / В.П. Волков и др. // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1971. - С. 45-53
2. Городничев, P.M. Физиологические основы координационных способностей спортсменов: учеб. пособие / Р. М. Городничев. — Великие Луки: Б.и., 1991. 26 с.
3. Емешин, К.Н. Тесты для оценки специальной работоспособности самбистов / К.Н. Емешин, Н.И. Николайчик // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1981. -С.55-56.
4. Игуменов, В.М. Стандартизация средств и методов контроля за физической подготовленностью борцов старших разрядов / В.М.Игуменов, Б.А.Подливаев, В.В. Шиян. - М.: ГЦОЛИФК, 1987. - 57 с.
5. Исаев, А.П. Тестирующая тренировка как средство совершенствования учебно-тренировочного процесса // Материалы межвузовской конференции по физическому воспитанию студентов институтов физической культуры. / А.П. Исаев, O.A. Сиротин -М., 1986. - С.12-15.
6. Камышов, В. Я. Адаптивные изменения организма школьников под влиянием учебных и тренировочных нагрузок / В.Я. Камышов, П. П. Мочалов, Л. А. Битюцкая. IX Всесоюзный съезд анатомов, гистологов и эмбриологов: Тез. докл. Полтава, 1986. С.151.
7. Карелин, А.А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов: Дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Карелин. - СПб., 2003. - 406 с.
8. Моисеев, Н.М. Структура процесса обучения двигательным действиям /Н.М. Моисеев / Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшииа. М.: Советский спорт, 2003. - С. 98-101.
9. Морозов, В.А. Самбо: Учебно-методическое пособие / В.А. Морозов, Д.В.Морозов, Ю.Н. Труфанов; Под ред. А.Г. Левицкого. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - 145с.
10. Никитин, С.Н. Проблемы повышения уровня управления двигательными действиями или технико-тактическая подготовка борцов / С.Н. Никитин / Совершен-
ствование системы подготовки высококвалифицированных борцов в государственных образовательных учреждениях физической культуры: Матер. всерос. науч. конф. Москва: РГУФКСиТ, 2004. - С. 71-74.
11. Новиков, А.А. Показатели технико-тактического мастерства и правила соревнований /А.А. Новиков и др. // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1982. - С. 44-47.
12. Пахомов, А.С. Технико-тактическая подготовка самбистов и педагогический контроль / А.С. Пахомов // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1983. - С. 5359.
13. Петров, А.Б. Индивидуальное нормирование тренировочных нагрузок борцов-самбистов на этапе углубленной специализации Автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.Б. Петров. Москва, 2001. - 23с.
14. Сорванов, В.А. Тренировка в спортивной борьбе: Учеб. пособие. / В.А. Со-рванов. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. - 42с.
15. Соснин, А.С. Методы совершенствования психической подготовленности и специальной работоспособности у борцов самбо и каратэ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1980. 22 с.
16. Рублевский, В.Е. Исследование вопросов ранней специализации в борьбе самбо: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Рублевский. - М., 1970. 26 с.
17. Рыбалко, Б.М. Силовая подготовка борцов / Б.М. Рыбалко / Минск: Беларусь, 1971. - 96 с.
18. Рыбалко, Б.М. Методы подбора специальных средств воспитания оперативного мышления борца // Спортивная борьба: Ежегодник. / Б.М. Рыбалко, Г.В. Ни-колаенок. -М., 1977. С.29-32.
19. Тараканов, Б.И. Педагогические основы управления подготовкой борцов: Монография / Б.И. Тараканов; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. - 162с.
20. Чумаков, Е.М. Технико-тактические показатели самбистов различной подготовленности / Е.М. Чумаков, В.Г. Еганов // Спортивная борьба: сб. - М., 1982. -С. 23-27.
21. Чумаков, Е.М. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовленности дзюдоистов / Е.М. Чумаков, И.В. Шашурин // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1983. - С. 64-68.
22. Шахмурадов, Ю.А. Вольная борьба: научно-методические основы многолетней подготовки борцов /2-е изд. Дополн / Ю.А. Шахмурадов - Махачкала: ИД «Эпоха», 2011. - 368 с.: ил.
23. Шепилов, А.А. Выносливость борцов / А.А.Шепилов, В.П.Климин. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 128с.
24. Ширинов, А. Р. Направленное формирование стиля ведения схватки у борцов с учетом их индивидуальных особенностей / А. Р. Ширинов / Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов педагогических институтов. Л., 1986. С. 153— 160.
Ключевые слова: единоборство, техника и тактика борьбы, тренировочный процесс, метод, исследование.
Keywords: combat, equipment and tactics, training process, method, research. УДК 796. 012.266
Сущенко В.П., Никитин С.Н., Зверев В. Д., Труфанов Ю.Н., Алексеев А.А.
ДВИЖЕНИЕ - ВЕДУЩИЙ АСПЕКТ КИНЕЗИОЛОГИИ ИЛИ ДВИГАТЕЛОДЕИ24
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени В.Ф. Лесгафта, nsn1956@yandex. ru
Одна из проблем расширения кинезиологии - это архаичные и ошибочные по существу представления о двигательной активности человека и «атаки» устаревших представлений о движении [8]. Кинезиология включает в себя, интегрирует те разделы биомеханики, психологии, педагогики, теории и методики физической культуры, социологии, которые полезны для исследования и конструирования двигательной активности [4]. Кинезиология - наука о движениях. Кинезиология изучает общие законы осуществления двигательных функций и включает спортивную, бытовую, трудовую, профессионально-прикладную и реабилитационную направленности [4] Деятельность субъекта «двухслойна»: осуществляется, протекает в объективном мире, в реальности. Но ...но в тоже время она
24 Suchenko V.P., Nikitin S.N., Zverev V.D., Trufanov U.N. Alekseev A.A. Movement - leading aspect kinesiology or dvigatelodei / Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University; The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, [email protected]