В качестве критериев нравственно-волевых качеств можно выделить следующие:
- позитивное эмоционально-ценностное отношение к выполняемой деятельности;
- относительно устойчивое представление о себе (объективная самооценка);
- умение осуществить нравственный выбор;
- готовность сделать волевое усилие;
- необходимый объём сведений о нравственно-волевом самосовершенствовании;
- интерес к деятельности с проявлением нравственно-волевых качеств;
- обладание нравственной саморегуляцией.
Проведение бесед с родителями спортсменов играло важную роль в воспитательном процессе. Данный момент был необходим для выработки единых требований к вос-питуемым. Примерная тематика родительских собраний была следующая: помощь в адаптации к тренировочным занятиям юных спортсменам; питание юного спортсмена; как правильно относиться к соревнованиям; требования к одежде и обуви юного спортсмена; контроль за тренировочным процессом и домашним заданием.
Нами были разработаны образовательные тетради, соответствующие возрасту занимающихся, в которых был предложен для изучения материал по основам здорового образа жизни (для групп углубленного этапа тренировки - по спортивному стилю жизни); история возникновения и развития спорта; основы олимпизма, а также, антидопинговая информация. Задания рассчитаны на самостоятельную работу, сложность текста определяется возрастом спортсменов. В конце каждого урока занимающимся предлагается письменно ответить на вопросы для лучшего процесса запоминания. Проверка знаний осуществлялась посредством проведения викторин.
ВЫВОДЫ
Условиями успешной воспитательной работы с юными спортсменами являются: формирование мотивации, ориентирующей на самосовершенствование; организация творческой деятельности путем использования в тренировочном процессе педагогических ситуаций, предполагающих творческий поиск; формирование морально-волевых качеств; взаимодействие тренера и родителей занимающихся; самостоятельная работа с образовательными тетрадями.
В результате применяемых мер по организации условий повышения эффективности тренировочного процесса у юных спортсменов отмечается повышение уровня знаний, а также морально-волевых качеств, что связано с успешно формирующейся системой спортивных ценностей.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.07.2014.
УДК 394.24 + 796.81
ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА ХАПСАГАЙ - РЕТРОСПЕКТИВА И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Сергей Николаевич Никитин, доктор педагогических наук, профессор,
Никита Васильевич Никифоров, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Одним видов спортивных единоборств, дошедших до нас из глубины веков, является якутская национальная борьба хапсагай, в дословном переводе означающая «состязания в ловкости».
Со времён глубокой древности до нашего времени борьба хапсагай является украшением одного из самых главных праздников народов Саха «Ысыах», день летнего солнцестояния. К началу XX века якутская борьба хапсагай приобрела те черты высоконравственного, духовного и интеллектуального вида единоборства, который по праву считается национальным достоянием республики Саха. Благодаря великому тренеру Д.П. Коркину о ней узнали во многих уголках земного шара. Многие известные тренеры, представляющие другие виды спортивных единоборств широко культивируют приёмы, входящие арсенал этой борьбы, в системе подготовки своих подопечных. Сама система хапсагай обладает огромным гуманным, нравственным и духовным потенциалом, делающим этот вид единоборств спортом будущего, когда человечество поймёт значимость и необходимость искоренения всех каких бы то ни было видов жестокости и насилия. Таковым является якутская национальная борьба Хапсагай. В тоже время, начиная с конца 80-х годов интенсивность научных исследований, направленных на изучения феномена борьбы хапсагай значительно ослабла. Это в свою очередь и повлияло на повсеместную популяризацию не только в международном спортивном движении, спортивном мире Российской Федерации, но в колыбели хапсагая - республике Саха.
Ключевые слова: борьба хапсагай, приёмы борьбы хапсагай, техника и тактика борьбы хапсагай, психология борьбы хапсагай.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p126-132
YAKUT NATIONAL FIGHT KHAPSAGAJ - RETROSPECTIVE AND PROSPECTS
Sergey Nikolaevich Nikitin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Nikita Vasilyevich Nikiforov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
One of the types of the combat sports, which have reached us from the time immemorial, is Yakut national fight khapsagaj, with the literal translation meaning «competitions in dexterity». Since an extreme antiquity until our time, fight khapsagaj is decoration of one of the most important holidays of the people Sakha "Ysyakh", day of the summer solstice. By the beginning of the XX century, the Yakut fight khapsagaj has got those features of the high moral, spiritual and intellectual type of the single combat which is considered to be the national property of the Republic of Sakha by right. Thanks to the great trainer D.P. Korkin it was known in many areas of the globe. Many famous trainers representing other types of the combat sports widely cultivate the holds of this fight in the system of training of their athletes. The system khapsagaj possesses the huge humane, moral and spiritual potential making this type of the single combats to be the sports of the future when mankind understands the importance and need in eradication of any types of cruelty and violence. That is the Yakut national fight of Khapsagaj. At the same time, since the end of the 80s the intensity of the scientific researches directed at studying of the phenomenon of khapsa-gaj fight considerably weakened. It in its turn also influenced on the universal promoting not only in the international sports movement, in the sporting world of the Russian Federation, but also in the cradle of the khapsagaj - the Republic of Sakha.
Keywords: fight khapsagaj, methods of fight khapsagaj, technique and fight tactics of khapsagaj, fight psychology of khapsagaj.
ВВЕДЕНИЕ
Одним видов спортивных единоборств, дошедших до нас из глубокой древности, является якутская национальная борьба хапсагай, в дословном переводе означающая «состязания в ловкости». Она распространена во всех городах и регионах республики Саха.
На протяжении многих веков народ Саха накапливал положительный опыт в использовании борьбы хапсагай в повседневной жизни. Приёмы и действия постоянно совершенствовались, шлифовались правила состязаний. Шёл постоянный процесс конструирования новых приёмов, улучшенных всевозможными уловками и хитростями. Эти уловки и хитрости составляли своеобразный «золотой запас» сильнейших хапсагаистов, который держался в секрете и передавался по наследству. В этом плане интересно высказывание о борьбе хапсагай первого современного исследователя этого вида единоборств, основоположника школы борьбы в республике Саха, Дмитрия Петровича Коркина, оста-
вившего после себя огромное количество исследовательских материалов, касающихся его педагогических, психологических, медико-биологических, этносоциологических, исторических аспектов. По его словам не каждый борец, имеющий хорошую подготовку по другим видам единоборств может успешно состязаться с хорошо подготовленным хапса-гаистом. И это обусловлено, прежде всего, тем, что его приёмы буквально пропитаны обманными движениями, финтами, которые сопровождаются молниеносными и скоротечными атаками, приводящими к неожиданным крушениям соперника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ключевая роль в формировании приёмов борьбы принадлежит, по мнению одного из создателей этнопедагогических основ борьбы хапсагай Я.С. Сыроватского [15] трудовой деятельности человека и в особенности такому её виду как охота. Успех здесь напрямую зависит от развития силы, быстроты выносливости и сформированности навыков быстрого перемещения по пересечённой местности, преодоления естественных препятствий, лазания по деревьям и др. При этом, достаточно часто, первобытный человек должен был защищать свою жизнь голыми руками, а иногда и спасаться от раненного зверя бегством. Осмысление опыта успешной охоты, зависимости её от уровня собственных двигательных способностей приблизило понимание древнего человека важности тренировки своего тела. Это, в свою очередь, положило началу процессу выделения из утилитарной двигательной базы отдельных движений, которые превращались в игру, состязание, а в конечном итоге в инструмент подготовки к жизни в суровых условиях природной среды. При этом элементарные приёмы прыжков, быстрых перемещений, захватов, ударов, других двигательных действий, составляющие основу эффективной трудовой деятельности, находили применение и в противоборстве человека с человеком в ходе многочисленных войн. Поэтому со времён глубокой древности человек искал, находил, накапливал и передавал своим потомкам различные способы единоборства, которые обеспечивали ему превосходство над противником. Случайно найденные движения превращались в боевые приёмы, они в свою очередь усиливались всевозможными тактическими уловками и хитростями, которые совершенствовались из поколения в поколение, создавая зачатки народных видов борьбы.
Расцвет борьбы хапсагай, признание её как вида спортивного единоборства, как в Советском Союзе, так и за рубежом связано с именем выдающегося тренера Дмитрия Петровича Коркина, который прославил не только республику Саха на всю страну, но и на весь мир. В 70-е годы мировая спортивная элита заговорила о знаменитой Коркинской школе, которая воспитала таких известных борцов вольного стиля как, Павел Пинигин, Александр Иванов, Вячеслав Карпов, Николай Захаров. Широко используя в подготовке якутских борцов вольного стиля технические приёмы борьбы хапсагай, грамотно вплетая в систему их спортивной тренировки, входящие в её арсенал тактические подходы добился выдающихся результатов. Ему, выражаясь словами заслуженного мастера спорта, чемпиона мира и олимпийских игр Александра Иваницкого, удалось: ... «возродить былой интерес к народной традиции и от неё перебросить мостик к современному спорту» [2]. Тысячи мальчишек были согреты теплом его сердца, а его разум разжёг их интерес к спортивным единоборствам. Сотни из них стали мастерами спорта, десятки завоевали титулы чемпионов страны среди юношей, юниоров и взрослых.
К сожалению, после ухода из жизни в 1984 году Д.П. Коркина научноисследовательская работа по изучению содержания, техники, тактики, психологии и др. компонентов борьбы хапсагай в определённой степени сузилась до рамок исследования наследия этого замечательного специалиста [5, 13, 14, 15]. Исключение составляет научный поиск энтузиаста и пропагандиста хапсагая, известного общественного и политического деятеля республики Саха Владимира Тимофеевича Николаева (1945-2010), издавшего в 2010 году книгу [11], в которой сделана попытка систематизации философии,
внутреннего содержания данного вида национальной борьбы. Она построена, главным образом, на очерках и рассказах об истории и лучших борцах-хапсагаистах разных времён. В книге, впервые представлены кинограммы некоторых приёмов хапсагая в авторском исполнении совместно с одним из мастеров якутской борьбы Василием Стручковым - Абый Бааска и сделана попытка описания некоторых из них.
Остановимся более подробно на национальной якутской борьбе хапсагай. Впервые её официальный статус был получен в 1932 году на Всеякутской спартакиаде, посвящённой 10-летию образования Якутской АССР. Программа спартакиады включала соревнования по лёгкой атлетике, спортивным играм, многоборью ГТО, а также таким национальным видам спорта, как - якутские прыжки, перетягивание палки, метание чаута (лассо), для ловли оленей. Одним из самых зрелищных мероприятий спартакиады стали состязания по якутским национальным единоборствам хапсагай и борьба на кушаках [6, 7, 8].
Состязания по борьбе хапсагай проводились без разделения на весовые категории по первым официальным правилам, подготовленным Якутским Советом физической культуры. Правила разрешали захваты за ноги и подножки. Победителем считался борец, заставивший соперника, коснутся земли туловищем, спиной, грудью, боком. Падение на колени или четвереньки без касания земли туловищем поражением не считалось. Схватка длилась 10 минут без перерыва [6].
Смысловая нагрузка названия якутской национальной борьбы «хапсагай» распределяется на двух корнях слов «хап» - лови и «сагай» - толкни, дёрни. В понимании специалистов это выражается, как лови и бросай, т.е. используй возникающие по ходу схватки удобные ситуации для броска соперника. В основе единоборства лежит одноактная схватка, в ходе который каждый из её участников стремится с помощью различных приёмов вывести соперника из состояния равновесия и принудить его к касанию какой-либо частью тела земли или ковра [4-10].
Сама система состязаний по борьбе хапсагай формировалась, как указывалось выше, веками и многие устоявшиеся в наше время позиции были узаконены сотни лет назад [1]. В национальном якутском эпосе «Олонхо», который тысячелетиями формировался преданиями народов республики Саха, упоминается не только этот замечательный вид единоборств, но с тех времён соблюдаются правила борьбы, требования к экипировке и т.д. Об этом свидетельствует анализ одного из разделов «Олонхо», повествующий о народном герое Нюргуне Боотуре Стремительном. Здесь чётко отслеживаются не только современные правила, но время проведения схватки и требования к одежде. По-нашему мнению, это является важной научной составляющей истории возникновения и современного функционирования якуткой национальной борьбы Хапсагай. Дословно цитируя текст «Олонхо», мы преследуем цель показать историческую ценность и значимость для народов республики Соха этого древнего вида спортивных единоборств :«Парень! Будем биться или бороться? / Ты, молодой человек, выбирай! / Сказал и смотрел исподлобья. / Тот человек сказал: - / Ну, давай состязаться в борьбе / и повернулся к нему лицом. / Разделись догола, / только на средине тела / оставили трусы-сыалыйа / толщиной чуть не в три пальца / и встали друг против друга, / словно поднятые на дыбы быки-порозы. / Ходили вокруг да около друг друга / примерно столько времени, / сколько надо для варки мяса. / Тот хозяйничавший человек / все отступал назад, - / противника побаивался» [12, с. 187].
Анализируя современные правила борьбы хапсагай, особенно пунктов касающихся экипировки (ст. 7) мы видим, что форма единоборцев, такая же, как тысячелетия назад: «Участники должны выходить на ковёр в спортивных трусах (шортах) не ниже колен...» [9, с. 2]. Об одежде хапсагаиста, в ретроспективном плане писал и Д.П. Коркин «В старину борцы выступали раздетыми до пояса, без обуви.» [5, с.29]. Им также приводятся сведения, что в древние времена борцов из урасы (берестяной чум) выводили,
закрывая покрывалом из замшевой кожи для того, чтобы их никто не мог сглазить. Перед началом поединка борцы становились на противоположных сторонах круга. Судья приглашал борцов на середину, сбрасывал с них защиту от сглаза и сватка начиналась.
Борьба хапсагай, имеет существенные различия от других видов борьбы, входящих в единую всероссийскую спортивную классификацию. Её отличия декларируются правилами ведения схватки, которые сложились в результате многовекового развития якутской национальной борьбы.
Современные правила хапсагая сводятся к следующему [9]. Продолжительность схваток в зависимости от возраста соревнующихся и уровня состязаний варьируется от 2 до 4 минут, полуфинальные и финальные схватки среди взрослых (в возрасте 21-39 лет) 8 и 12 минут соответственно. Весовые категории имеют градацию в зависимости от возрастной группы спортсмена, которые имеют 6 ступеней и находятся в пределах возрастных границ от 10 до 40 лет и старше.
Схватки проводятся на поляне с травяным покрытием или борцовском ковре. При проведении соревнований на земляном покрове очерчивается круг диаметром 9 метров. При использовании стандартного борцовского ковра диаметром 9 метров на его поверхность наносится разметки, обозначающие: центр ковра (красный круг диаметром 1 м), центральную поверхность борьбы (круг, обозначенный красной полосой диаметром 7 м), зона пассивности (внешний красный круг шириной 1 м). В ходе поединка борцы стремятся вывести друг друга из состояния равновесия и принудить коснуться земли или ковра любой частью тела. Даже случайное касание ковра или земли считается поражением. В отличие от других видов спортивных единоборств поединок ведется только в стойке.
В процессе соревновательного поединка запрещаются следующие приёмы и захваты [10]: захват за горло; скручивание рук более чем на 90; держать голову и шею двумя руками или сдавливать горло; заламывать руку соперника за спину и при этом давить на неё, если предплечье образует острый угол; захват головы двумя руками (разрешены захваты только одной рукой); заламывать пальцы рук; хватать за спортивные трусы; тянуть противника за волосы, уши, гениталии, щипать, бить головой, душить, кусаться, выкручивать пальцы, пинать соперника в пах или живот, применять другие действия с целью умышленного причинения ему боли или нанесения травмы; разговаривать между собой; договариваться об исходе схватки межу собой.
Как видно из выше представленного описания правила якутской национальной борьбы очень просты и органичны. Схватка ведётся только в стойке. При этом все приёмы, в основном, проводятся вне захвата, нот бывают и случаи и обоюдных захватов, которые настоящими правилами не запрещены. При выполнении любого приёма хапса-гаист должен обязательно сохранить равновесие и удержаться на ногах.
Техника национальной якутской борьбы хапсагай весьма разнообразна и требует высокого уровня развития у борца физических (быстрота в действиях, тонкое мышечное чувство, пространственная ориентировка, высокая статокинетическая устойчивость, двигательная координация), психофизиологических (вестибулярная устойчивость) качеств и психических способностей (способность быстро переключать и широко распределять внимание, концентрация внимания, способность быстро изменять структуру двигательных актов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большой интерес представляют экспериментальные исследования, проведённые Д.П. Коркиным, которые позволили ему сделать серьезные обобщающие заключения, проливающие свет на некоторые специфические особенности якутской национальной борьбы хапсагай. Одним из этих обобщающих заключений стало положение о том, что жёсткое падение на землю и скоротечный проигрыш в хапсагае заставляет человека мо-
ментально реагировать без запаздывания на все движения. Быстрая реакция позволяет сформировать прочную статокинетическую устойчивость, о чём свидетельствуют элек-тромиограммы мышц нижних конечностей. Борцы с прочной статокинетической устойчивость способны вести и выигрывать схватку и на одной ноге, когда другая находится в захвате. Подобная устойчивость шлифуется и тренируется, а впоследствии настолько прочной, что разрушить её очень трудно, даже в тяжёлых условиях единоборства.
Чрезвычайно ценными для системы подготовки хапсагаистов являются наблюдения Д.П. Коркина за тренировочной и соревновательной деятельностью борцов, специализирующихся в этом виде единоборств. В его записях встречается такие тезисы, позволяющие давать чёткую и аргументированную характеристику атаке. Так хапсагаисты, по его наблюдениям, обладают большой подвижностью, часто вынуждают свих соперников мгновенными атаками на больших скоростях быть предельно собранными и внимательными. Атака в хапсагае часто начинается и завершается взрывоопасными движениями, обусловленными краткостью и молниеносностью технических действий.
К сожалению, в настоящее время в теории и методике современных спортивных единоборств национальной якутской борьбе хапсагай уделено незначительное место. Причиной этому, по-нашему мнению, является то, что со времени ухода из спортивной науки Д.П. Коркина, исследовательская деятельность технико-тактических действий этого вида единоборств фактически была прекращена. Тренерский состав, готовящий борцов - хапсагаистов, довольствуется главным образом методическими разработками заслуженного тренера СССР Д.П. Коркина, которые до начала третьего тысячелетия сохранялись лишь в рукописном виде. На сегодняшний день, усилиями специалистов и почитателей национальной якутской борьбы хапсагай, эти материалы, хоть и не большим тиражом, всё же опубликованы [12,15].
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.Ф. Афанасьев. - Якутск : Книжное изд-во, 1979. - 182 с.
2. Волков, Н.Н. Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта республики Саха (Якутия): (историко-педагогический анализ) : дис. ... канд. пед. наук / Волков Н.Н. - Якутск, 2001. - 161 с.
3. Гориневский, В.В. Культура тела. Двигательные средства физической культуры / В.В. Гориневский. - М. : Изд-во Наркомздрава РСФСР, 1927. - 321 с.
4. Единая Всероссийская классификация [Электронный ресурс] // ЦКЪ :
http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/. - Дата обращения 30.06.2014.
5. Коркин, Д.П. Якутская национальная борьба хапсагай // Спортивная борьба : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - С. 29-30.
6. Кочнев, В.П. Национальные виды спорта ЯАССР / В.П. Кочнев. - Якутск : Книжное издательство, 1980. - 104 с.
7. Кочнев, В.П. Правила соревнований по национальным видам спорта Якутской АССР / В.П. Кочнев. - Якутск : [б. и.], 1988. - 54 с.
8. Кочнев, В.П. Физические упражнения, игры и состязания народов Якутии / В.П. Кочнев. - Кызыл : [б. и.], 1989. - 100 с.
9. Национальные виды спорта Республики Саха (Якутии) : (программа для детей детско-юношеских спортивных школ Республики Саха (Якутии). - Якутск : Изд-во М-ва образования Республики Саха, 1992. - 96 с.
10. Николаев, В.Т. Хапсагай былыргыта уонна бутуннутэ : на якутском языке / В.Т. Николаев. - Якутск : Дьюкуускай, 2010. - 128 с.
11. Борьба хапсагай : правила соревнований / А.Е. Мостахов, Г.С. Попов, Н.З. Чукров, В.В. Уйгуров, В.Е. Стручков. - Якутск : Книжное издательство, 2012. - 36 с.
12. Опыт подготовки борцов высокого класса : рукописные материалы заслуженного тренера СССР Д.П. Коркина / [сост.: П.И. Кривошапкин, И.И. Готовцев, Н.Н. Гуляев и др.]. -Якутск : ООО «Медиа +», 2008. - 214 с.
13. Постников, А.С. Имя его не забудется : воспоминания / А.С. Постников. - Якутск :
Бичик, 1998. - 144 с.
14. Сыроватский, Я.С. Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства Саха «Хапсагай» : дис. ... канд. пед. наук / Сыроватский Я.С. - Якутск, 1998. - 178 с.
15. Уйгуров, В.В. Дмитрий Петрович Коркин : статьи, обзор научных статей / В.В. Уйгуров, П.И. Кривошапкин. - Якутск : Триада, 2003. - 96 с.
REFERENCES
1. Afanasyev, V. F. (1979), Ethno pedagogic of the non-Russian people of Siberia and Far East, Book publishing house, Yakutsk.
2. Volkov, N. N. (2001), Self-affirmation of the identity of the fighter of freestyle in the history of development of sports of the Republic of Sakha (Yakutia), dissertation, Yakutsk.
3. Gorinevsky, V.V. (1927), The body culture, Moscow.
4. United All-Russian classification by national kinds of sport of the People of the North (2014), available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/
5. Korkin, D.P. (1972), “Yakut national fight khapsagaj”, Sports fight (year-book), pp. 29-30.
6. Kochnev, V.P. (1980), National sports of YaSSR, Book publishing house, Yakutsk.
7. Kochnev, V.P. (1988), The rule of competitions in national sports YaSSR, Book publishing house, Yakutsk.
8. Kochnev, V.P. (1989), Physical exercises, games and competitions of the people of Yakutia,
Kyzyl.
9. National sports of the Republic of Sakha (Yakutia) (program for children of children's and youth sports schools of the Republic of Sakha (Yakutia), Min. educ. Republics of Sakha, Yakutsk.
10. Mostakhov, A.E. Popov, G.S., Chukrov, N.Z., Uygurov, V.V. and Struchkov, V.E. (2012), The khapsagaj fight. Rules of competitions, Yakutsk.
11. Experience of training of high-class fighters: Hand-written materials of the honored trainer of the USSR D.P. Korkin [Sost. : P. I. Krivoshapkin, I.I. Gotovtsev, N. N. Gulyaev, etc.] (2008), “ Media +”, Yakutsk.
12. Postnikov, A.S. (1998), His name will be never forgotten: Memory lane, Bichik, Yakutsk.
13. Syrovatsky, Ya.S. (1998), Ethnopedagogical bases of national combat sport Sakha "Hapsa-gay", dissertation, Yakutsk.
14. Uyghurs, V.V. and Krivoshapkin, P.I. (2003), Dmitry Petrovich Korkin: Articles, review scientific articles, Triada, Yakutsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.05.2014.
УДК 37.03
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Лариса Валериановна Никитина, психолог, Детско-юношеская спортивная адаптивная школа г. Чебоксары (ДЮСАШ, г. Чебоксары); Дмитрий Николаевич Сюкиев, ассистент, Калмыцкий государственный университет (ФГБОУ ВПО «КалмГУ»), г. Элиста, Республика Калмыкия; Герольд Леонидович Драндров, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (ФГБОУВПО «ЧГПУим. И.Я. Яковлева)
Аннотация
В статье приводятся результаты экспериментального исследования показателей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов позитивной Я-концепции у двух групп подростков 14-15 лет - здоровых подростков (55 человек) и подростков с ограниченными возможностями здоровья (17 человек). Выявлено, что подростки с ограниченными возможностями здоровья отличаются от здоровых детей низкой самооценкой реального Я и низкими показателями смысложизненных ориентаций. Они не уверены в себе и не склонны проявлять социальную инициативу и смелость в социальных контактах. Наряду с этим они не отличаются от здоровых детей в показате-