зань : Центр инновационных технологий, 2012. - С. 17-20.
5. Трансдисциплинарные исследования [Электронный ресурс] // URL : http://transstudy.ru/xartiya-transdisciplinarnosti-2.html (дата обращения: 22.07.2015).
6. Узнадзе, Д.Н. Установка человека. Проблема объективизации / Д.Н. Узнадзе // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. : Питер, 2000. - С. 87-91.
REFERENCES
1. Asmolov A.G. (2002), On the other side of consciousness. Methodological problems of non-classical psychology, Smysl, Moscow.
2. Dzyatkovskaya, E.N. (2015), Education for Sustainable Development in school. Cultural concepts. "Green axiom." Transdisciplinary, Education and ecology, Moscow.
3. Piaget, J. (2004), Genetic epistemology, Peter, St. Petersburg.
4. Stankevich, P.V. (2012), "The development strategy of teacher education in the field of health and safety", 2nd International Scientific and Practical Conference on the modern problems of life safety: theory and practice, Center for innovative technology Kazan.
5. Transdisciplinary Research, available at: http://transstudy.ru/xartiya-transdisciplinarnosti-2.html (the accessed 22 July 2015).
6. Uznadze, D.N. (2000), "Setting rights. The problem of objectification", in book Psychology of personality in the writings of local psychologists, Peter, St. Petersburg, pp. 87-91.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2015
УДК 796.015.83
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА-ЯКУТИЯ
Светлана Гаврильевна Ушканова, старший преподаватель, Марианна Ивановна Васильева, старший преподаватель, Галина Гаврильевна Горохова, старший преподаватель, Любовь Прохоровна Бугаева, старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
Якутск
Аннотация
В республике Саха-Якутия выступление спортсменов в различных видах спорта доказывает не достаточное рассмотрение проблем отбора и тренируемости спортсменов, которая является замедляющим фактором развития, во многих видах спорта культивирующих у народов Севера. В статье раскрыли, основываясь на литературных источниках особенности физического развития у детей народов Крайнего Севера, для определения физиологических особенностей данного региона.
Ключевые слова: тренируемость, одаренность, экстремальный климат, «хапсагай», генофонд.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p259-263
ANALYSIS OF SPORTS SELECTION OF YOUNG ATHLETES IN THE REPUBLIC
OF SAKHA-YAKUTIA
Svetlana Gavrilyevna Ushkanova, the senior teacher, Marianna Ivanovna Vasilyeva, the senior teacher, Galina Gavrilyevna Gorokhova, the senior teacher, Lyubov Prokhorovna Bugae-
va, the senior teacher, Institute of Physical Culture and Sport, North-East Federal University
named after M.K. Ammosov, Yakutsk
Annotation
In the Republic of Sakha-Yakutia the performance of athletes in various sports proves insufficient consideration of the problems of selection and training of the athletes, which presents in itself the factor
retarding the development of many sports cultivated among the peoples of the North. The article disclosed based on the literature the features of the physical development of children of the Far North to determine the physiological characteristics of the region.
Keywords: trainees, cleverness, extreme climate, "hapsagay", gene pool.
По мнению В.П. Губы, отдельные спортсмены показывают такие выдающие результаты, что идея о спортивной одаренности не может не привлечь особого внимания. Одаренностью к определенным видам спорта обладают не только отдельные лица, но и целые народы, и этнические группы [4]. Проживая в условиях крайнего севера народы Крайнего Севера, имеют ряд индивидуальных особенностей не только в физиологическом развитии, но и психологическом. Экстремальный климат Крайнего Севера сделал естественным отбор среди проживающих на территории народов. Проживая в экстремальных условиях несколько столетий, народы Крайнего Севера имеют уникальную генетическую историю, которая не изучена полностью. Исследований, в которых Генофонд коренных народов Якутии рассматривался бы как целостная система, до сих пор не проводилось [9].
Якутский этнос начал формироваться в первой половине 2 тысячелетия н.э. в бассейне среднего течения Лены в результате поглощения южными тюрко-язычными переселенцами (по-видимому, из Прибайкалья) местных палеоазиатских и тунгусо-язычных племен [5]. Генетические исследования на территории Якутии проводились в конце 20 века 1993 года. Более интенсивные исследования были предприняты по изучению структуры генофонда якутов, как наиболее многочисленного этноса Сибири, однако до сих пор не удалось получить однозначной генетической оценки по вопросам происхождения и генетической оценки и по генетической истории народа Саха [2]. Особенностями популяций Якутии являются немногочисленность и рассеянность на огромной территории. Коренное население Якутии неоднородно по антропологической и языковой принадлежности, культуре, традициям, типам хозяйства [9].
Этническая история племенных образований, принимающих участие в этногенезе якутов, до конца не выяснена и требует своего дальнейшего изучения [3]. Проживая в суровых климатических условиях воспитанием физически сильного, умственно здорового человека занимались с рождения ребенка. Тяжелые условия жизни и труда (оленеводство, скотоводство, охота, земледелие в условиях вечной мерзлоты), сложный характер производственной деятельности - эти исторически сложившиеся факторы способствовали возникновению своеобразных физических упражнений, игр, состязаний у народов Севера [6]. Ученые-исследователи 17-19 вв. (Я.И Линденау, В.Л. Серошевский, Р.К. Маак, А.Ф. Мидденторф) изучали не только географические особенности, но физическое развитие культуру, быт народов проживающих на территории севера. Проживая в условиях Крайнего Севера несколько веков, якуты, эвенки, чукчи, эвены, юкагиры, эскимосы приобрели рефлекс переносить суровый, экстремальный климат, жизненные невзгоды. Выживали физически сильные, выносливые, ловкие, здоровые люди. Происходил естественный отбор. И для сохранения этноса люди стремились иметь здоровое поколение, строго соблюдали закон не выдавать замуж и не брать в жены из своего племени, говорили: «Нужно знать, откуда у него пупок, откуда кровь» («Хантан хааннаах, хантан киин-нээбин бил»), т.е. строго придерживались этого обычая [7].
Первых серьезных исследователей уклада жизни и характера якутов поразило, прежде всего, их жизнелюбие. Крупный английский философ 19 века Г. Спенсер особо выделял выдающийся выносливость якута к холоду, очень высокую адаптационную способность его организма. Ю. Д.жулиани указывает, что якуты в отличие от прочих сибирских народов обладают особенной наклонностью к приобретению знаний [7]. В знаменитом эпосе олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» (П. А. Ойунского) главным героем является богатырь, воин, защитник рода. Богатыря с трехлетнего возраста постоянно тренируют в беге, в прыжках, в стрельбе из лука, в метании копья, в поднятии тяжести, в
езде верхом, закаливании тела холодной водой. Будущего воина обучали с трехлетнего возраста, т.е. когда ребенок не только начинал ходить, но и бегать.
Воинскому искусству мальчика обучали старые опытные воины. Интересен сам процесс обучения. «Учили его (мальчика) увертливости и ловкости, кидая в раздетого мальчика горящими угольями, потом, когда он подрастал, то стреляли в него настоящими стрелами». В результате реакция человека достигала совершенства. В преданиях часто восхваляется ловкость воинов, которые не только уверстываются от летящих стрел, но и хватают их на лету. Все детские игры были так или иначе связаны с хозяйственным укладом, промысловым бытом, охотой. Северные якуты изготовляли мальчикам 4-6 лет маленькие луки [9]. С возрастом условия игр военного характера становилось жестче. В программу обучения входили стрельба из лука, искусство владения холодным оружием, джигитовка, умение пользоваться защитным оружием. Игру «быа быьый» (в дословном переводе : разрезание веревки) следует отнести к категориям жестоких. Условия игры заключалось в следующем: «Для этой игры брали шкуру, из которой скручивали веревки. Выбрав два больших дерева, привязывали к каждому из них юношу-богатыря, кто из них быстрее освобождался и успевал нанести ранение или убить другого, считался победителем» [3].
К традиционной якутской игре военно-спортивного характера можно отнести борьбу «хапсагай». Правила борьбы жесткие, проигравшим считается борец, первым коснувшийся земли любой частью тела. Борьба «хапсагай» очень популярна и посей день [3].
Использование и внедрения в тренировочный, учебный процесс спортсменов -единоборцев элементов национальных видов спорта оказывает положительный результат, так как дошедшие до наших времен виды спорта сохранились с учетом генетических, личностных, физиологических ,индивидуальных особенностей региона. В настоящее время тренеры-педагоги используют в физическом воспитании, тренировочном процессе традиционные формы и способы физического воспитания подрастающего поколения, самобытные приемы и закаливания. Например, в кик-боксинге часто используют подсечку ногами и этот элемент испокон веков использовали в национальной борьбе «хапсагай».
Специалисты, занимающиеся данной проблемой, справедливо отмечают, что в области физического воспитания национальное для коренных народов Севера - это сочетание специфических свойств организма человека (закалка) с использованием народных игр, самобытных физических упражнений, прикладных состязаний и современных видов спорта [6]. Под воздействием выработанных на протяжении веков упражнений, игр, состязаний молодежь обретала, развивала и укрепляла разносторонние физические качества и двигательные навыки, которые использовались для трудовых и прикладных целей [6]. Многие специалисты по физической культуре отмечают, что выносливость передается генетически: дети, чьи родители занимались тяжелым физическим трудом, и дети, у которых родители тренировались в таких видах как вольная борьба, более выносливы, чем дети, рожденные от родителей, тренировавшихся в других видах спорта. Академик А.П. Окладников, подчеркивает, что к возникновению физических упражнений и игр первостепенную роль сыграли суровые климатические условия. Человек уже в самый ранний этап существования вынужден был заниматься охотой на зверей, птиц для добывания пищи. Для этого он должен был обладать большой физической силой, ловкостью, выносливостью, терпеливостью, быстро передвигаться, бегать, преследуя добычу. В научных исследованиях обращается внимание на конституционально-адаптивные свойства человека к условиям Севера. Лучшей способностью адаптироваться в высоких широтах обладают люди нормостенической конструкции с I (0) группой крови [6]. Особенно неблагоприятно сказывается переезд на север лиц IV (АВ) группой крови [6].
В проведенных исследованиях С.А. Пушкарева и Н.К. Шамаева было доказано, что для школьников данного региона характерна повышенная выносливость и относи-
тельно слабое развитие скоростно-силовых качеств.
Из этого можно сделать вывод, что с развитием жизненных условий генетическая структура организма коренных жителей не изменилась. Но по результатам исследования Н.К. Шамаева скоростно-силовое качество детей республики по итогам коррекции содержания физического воспитания позволило в значительной степени ликвидировать отставание в развитии [6]. Так введенная первым президентом республики Саха-Якутия программа по сохранению генофонда народов Крайнего Севера и программы развития детского спорта, международной программы «Дети-Азии» с 1993 г республика получила по олимпийским видам спорта - вольная борьба, бокс, легкая атлетика призера и участников олимпийских игр. Н.К. Шамаев отмечает, что 50-70% детей школьного возраста находятся в состоянии удовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды [6]. Изучая проблему адаптации человека к условиям крайнего Севера, П.Г. Койносов (1990,1991,1995) выявил ряд особенностей строения тела у детей: увеличения грудного и весоростового индексов, усиление мезоморфных черт в пропорциях тела, а также возрастание числа детей с мышечным типом телосложения и практически отсутствием детей -астеников [1]. Некоторые авторы отмечают, что весоростовые показатели у северян ниже, чему жителей средней полосы России [1]. У остальных та или иная степень напряжения адаптационных механизмов проявляется в функциональных изменениях сердечнососудистой системы. Так же подчеркивается, что в разных природно-географических широтах республики в течение года наблюдается неодинаковый уровень двигательной активности и физической подготовленности детей [6]. Отмечается, что физическая работоспособность снижается в период полярной ночи и поднимается в начале полярного дня [6]. Длительное пребывание в помещении в условиях долгой зимы создает условия для развития гиподинамии, усиливает психологическое напряжение. Недостаток движения и несбалансированное питание способствует нарушению обмена веществ, повышению массы тела и за счет избыточных жировых отложений в подкожной клетчатке.[1]. К 5 годам значительно увеличивается мышечная масса. На 4-7 годах жизни интенсивно развиваются физические качества. В проведенных исследованиях Н.К. Шамаева у детей дошкольного возраста 4-6 лет якутской национальности по скоростным и скоростно-силовым способностям соответствуют стандартным требованиям, а по метательным способностям заметно отстают от существующих стандартов [6]. Но после введения в экспериментальную группу в программу физического воспитания, модернизированную и упрощенную форму национальных видов спорта и игр, было заметное улучшение физических показателей [6].
Методика физического воспитания детей школьного возраста должна отвечать по возрастным морфофункциональным и психическим особенностям их организма. Шамаев Н.К. подчеркивает в своей работе, что у жителей Якутии (якутов и русских) хорошо развита грудная клетка [6]. Так же подчеркивает, что у якутян-школьников, живущих в сельской местности, грудная клетка более развита, чем у Якутии горожан [6]. Однако скоростно-силовая сторона физической подготовленности находится на достаточном уровне. Например, в 15-летнем возрасте юноши, проживающие в средней полосе России, прыгают с места на 230,40±3,90 см, русские северяне - на 199,23±2,12 см, а якуты -на170,64±1,52 см. Основной причиной отставания школьников Севера в физической подготовленности является фактор гиподинамии (ограничения двигательной активности) [6].
Климатические условия проживания также влияют на темпы прироста и уровня развития физических качеств в юношеском возрасте [5]. По итогам исследований Н.К. Шамаева развитие скоростно-силовых качеств, у детей в условиях Севера развивается на 1,5-2 года позже [6].
Показатели выносливости у подростков Севера достоверно выше, чем у жителей других регионов, независимо от национальностей [6]. Такое явление в основном обусловлено высоким уровнем усилий, воспитываемых в суровых условиях жизнедеятель-
ности. Уровень развития гибкости у детей и подростков намного ниже, чем в других зонах России [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, В.Р. Морфофункциональные особенности адаптации, уровень подготовленности организма юных спортсменов в 11-16 лет коренного населения Республики Саха Якутия : дис. ... канд. биол. наук / Абрамова В.Р. - Тюмень, 2006. - 209 с.
2. Ахметов, И.И. Молекулярно-генетические маркеры предрасположенности к различным видам спорта / И.И. Ахметов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 3-6.
3. Васильев, Ф.Ф. Военное дело якутов / Ф.Ф. Васильев. - Якутск : Бичик, 1995. - 224 с.
4. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиохимический подход) / В.П. Губа. - М. : Советский спорт, 2012. - 384 с.
5. Рычков, Ю.Г. Генофонд и генография народонаселения. Генофонд населения России и сопредельных стран. Т. 1 / Ю.Г. Рычков. - СПб. : Наука, 2000. - 612 с.
6. Шамаев, Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций / Н.К. Шамаев. - Якутск: Изд-во Северо-Восточного федерального ун-та, 2008. - 162 с.
7. Ушканова, С.Г. Использование национальных видов спорта в прогнозировании спортивной одаренности детей, с учетом этногеномных особенностей на примере республики Саха-Якутия / С.Г. Ушканова // Теория и методика физической культуры. - 2012. - № 4 (31). - С. 37-42.
8. Мидденторф, А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. 2 : Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Вып.7, отд. 6 : Коренные жители Сибири (Окончание всего сочинения) / А. Ф. Мидденторф. - СПб. : Изд-во Императорской Акад. наук, 1878. - 242 с.
9. Федорова, С.А. Генетические портреты народов Республики Саха (Якутия): анализ линий митохондриальной ДНК и Y-хромосомы / С.А. Федорова. - Якутск : Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. - 235 с.
REFERENCES
1. Abramova, V.R. (2006), Morphological and functional features of adaptation of the level of preparedness of the body of young athletes in the 11-16 years of indigenous Republic Sakha (Y), dissertation, Tyumen.
2. Akhmetov, I.I. (2010), "Molecular genetic markers of susceptibility to various sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 65, No. 7, pp. 3-6.
3. Vasilyev, F.F. (1995),Military Yakut, Bichik, Yakutsk.
4. Guba, V.P. (2012), Fundamentals of sports training: methods of assessment and prediction (morpho-biochemical approach), Soviet Sport, Moscow.
5. Rychkov Yu.G. (2000), Genography gene pool and population. the gene pool of the population of Russia and neighboring countries (Volume 1), Science, St. Petersburg.
6. Shamaev, N.K. (2009), Family physical education based on national traditions, publishing house SEFU, Yakutsk.
7. Ushkanova, S.G. ( 2012), "Application national sports forecasting sports endowments of children, taking into account the peculiarities of ethno genome the example of the Republic of Sakha-Yakutia", Theoretical Scientific journal "The theory of methods of physical culture", Kazakhstan, No. 4 (31), pp.37-42.
8. Middendorf, A.F. (1878), Journey to North and Est of Siberia.H.2.Nort and East of Siberia natural-historical term, vol. 7, DEP.6, The indigenous peoples of Siberia (ending just essays), publishing house Imperator Academy of Science, St, Petersburg.
9. Fedorova, S.A. (2008), Genetic portraits of the peoples of the Sakha Republic (Yaku-tia):analysis of mitochondrialDNA and Y-chromosome, Yakut scientific. center, Yakutsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2015