13% _ ■ Положительно и могу пользоваться
Положительно, но с оплатой затрудняюсь Имеют право быть, но с оплатой затрудняюсь Терпимо Отрицательно
17%
0% 58% 12%
Рисунок 5 - Отношение мужчин к платным оздоровительным услугам
13% ■ Положительно и могу пользоваться
■ Положитеьно, но с оплатой затрудняюсь 22% 48% Имеют право быть, но с оплатой затрудняюсь
■ Терпимо
0%
14% I Отрицательно
Рисунок 6 - Отношение женщин к платным оздоровительным услугам
Таким образом, проведенное исследование привело нас к следующим выводам:
1. Самыми популярными, доступными и эффективными видами физической активности в городе Хабаровске стали плавание и волейбол. Платные оздоровительные и зрелищно-спортивные услуги имеют место быть, но они должны стать ещё доступнее для людей всех возрастов.
2. Важной задачей на сегодняшний день является привлечение населения города Хабаровска к регулярным занятиям спортом и физической культурой с целью увеличения показателей здоровья граждан разных возрастных групп. И с каждым годом все больше хабаровчан будут делать уверенный выбор - в пользу спорта и здорового образа жизни.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.10.2017
УДК 796.011
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА НА ФАКТОРЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА В РЕСПУБЛИКЕ САХА-ЯКУТИЯ
Светлана Гаврильевна Ушканова, старший преподаватель, Любовь Прохоровна Бугаева, старший преподаватель, Галина Гаврильевна Горохова, старший преподаватель, Марианна Ивановна Васильева, старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
Якутск
Аннотация
Проблема физического воспитания детей занимает первое место во всем мире. Особенно остро эта проблема поставлена сегодня перед нашей страной, находящейся в состоянии социально-экономических и политических преобразований, оборотной стороной которых является процвета-
ние алкоголизма, наркомании, рост количества правонарушений, падение нравственности. Народы крайнего севера эмпирическим путем нашли адекватную условиям их функционирования модель физического воспитания - сочетания умственного, физического, нравственного, трудового, эстетического развития человека. Развитие физических качеств тесно связано не только состоянием здоровья, но и правильной системе физического воспитания.
Ключевые слова: психологический фактор, этническое воспитание, народы севера, экстремальные условия.
USE OF SYSTEM OF ETHNIC PHYSICAL EDUCATION OF THE PEOPLES OF THE EXTREME NORTH ON FACTORS OF SPORTS SELECTION IN THE REPUBLIC OF
SAKHA-YAKUTIA
Svetlana Gavrilyevna Ushkanova, the senior teacher, Lyubov Prokhorovna Bugaeva, the senior teacher, Galina Gavrilyevna Gorokhova, the senior teacher, Marianna Ivanovna Vasi-lyeva, the senior teacher, Institute of physical culture and sport, Northeast Federal University
in Yakutsk
Annotation
The problem of physical education of children is ranked as the first in the world. This problem is especially acute today for our country, which is in state of the socioeconomic and political transformations, the flip side of which is the prosperity of alcoholism, drug addiction, the growth in the number of offenses, and the fall of morality. The peoples of the extreme north empirically found a model of physical education adequate for the conditions of their functioning - a combination of the mental, physical, moral, labor, aesthetic development of man. The development of physical qualities is closely related not only to the state of health, but also to the correct system of physical education.
Keywords: psychological factor, ethnic education, peoples of the north, extreme conditions.
Требования современного мира находит инновационные пути развития по всем направлениям. Каждый этнос в мире имеет свой генетический особенный код, который используют в фармакологии, генетике, медицине и т.д. Выдающееся спортивное достижение - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды [1]. На изменения генетического кода, т.е. ДНК влияет не только мутации хромосом, но и окружающая среда, природа, этническая принадлежность.
Так, этническая педагогика коренных народов Севера рассматривала физическое воспитание как систему, образующую основу всего воспитательно-образовательно-оздоровительного процесса подрастающего поколения [2]. Во многом физическое совершенствование человека достигалось в процессе трудовой деятельности, когда формировались трудовые навыки, развивались выносливость, быстрота, сила, ловкость, воспитывались морально-волевые качества [2]. Тяжелые условия жизни и труда (оленеводство, скотоводство, охота, земледелие в условиях вечной мерзлоты), сложный характер производственной деятельности - это исторически сложившиеся факторы, способствовали возникновению своеобразных физических упражнений, игр, состязаний у народов Севера [2]. К сожалению, эта система этнического физического воспитания мало изучена. [2].
Специалисты, занимающиеся данной проблемой, справедливо отмечают, что в области физического воспитания национальное для коренных народов Севера - это сочетание специфических свойств организма человека (закалка) с использованием народных игр, самобытных физических упражнений и т.д. на бумаге [2]. Например, якутский эпос олонхо содержит яркие и красочные описания подготовки воинов и техники схваток в народных традициях [2].
Крайний Север способствовала к развитию условного рефлекса «выживания в экстремальных ситуациях природы». Чтобы выжить, прокормить не только себя, но и семью, сохранить род, племя человек должен был иметь незаурядные способности не только физические, но и умственные. Человек вынужденно придумал и передавал особую методику воспитания при экстремальных условиях природы. Первые исследователи МААК,
Серошевский В, Мидденторф А.Ф и многие другие подчеркивали в своих трудах особое этническое воспитание. Человек имел ряд особенных психологических и физических факторов, которые отвечали, способствовали выжить. И на этой основе люди образовали особую систему воспитания подрастающего поколения. Несколько столетий этническая система воспитания используется в воспитании детей. Склонность к риску и выживания в любых экстремальных ситуациях (охота на крупных животных, войны между племенами, голод, холод, морозы до -60°С и т.д.) передается генетически из поколения в поколения у народов Крайнего Севера, но без развития качеств, данные способности не могут развиваться. До настоящего времени эти факторы влияют на психологическое и физическое развитие являются отличительной чертой характера народов Севера. И на основе изученной литературы мы предположили 2 вида факторов (таблица 1), которые способствовали развитию физических и психологических факторов выживания человека в условиях экстремальной природы. Эти факторы являются основными качествами, которыми обладают спортсмены. Исходя из этого, предположили, что народы Севера предрасположены психологически и физически к таким видам спорта как единоборства, бокс, вольная борьба, стрельба из лука, фехтование. Использование факторов системы воспитания народов Севера в экстремальных условиях с использованием инновационных методов отбора в спортивном мире даст развитие таких видов спорта. Таблица 1
А. Психологический фактор охотника народов Крайнего Севера, воина-ботура
Психологический фактор воина-ботура, охотника Психологический фактор спортсмена
Оперативность мышления Оперативность мышления
склонность к риску склонность к риску
самоконтроль самоконтроль
аналитическое мышление аналитическое мышление
работоспособность работоспособность
Б. Физические факторы охотника народов Крайнего Севера
Физический фактор воина-ботура, охотника Физический фактор спортсмена
выносливость выносливость
ловкость ловкость
быстрота быстрота
гибкость гибкость
сила сила
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
2. Шамаев, Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций : учебное пособие / Н.К. Шамаев. - Якутск : Изд-во Якутского ун-та, 2009. - 96 с.
3. Ушканова, С.Г. Классификация игр, упражнений народов Крайнего Севера (якутских, эвенкийских, эвенских) на физическое развитие детей 7-8 лет / С.Г. Ушканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 171-175.
REFERENCES
1. Volkov, V.M. and Filin, V.P. (1983), Sports selection, Physical training and sports, Moscow.
2. Shamayev, N.K. (2009), Family physical education on the basis of national traditions: tutorial, Publishing House of the Yakut University, Yakutsk.
3. Ushkanova, S.G. (2016), "Classification of games, exercises of the peoples of the Far North (Yakut, Evenki, Even) on the physical development of children 7-8 years", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 171-175.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2017