Заключение. Предложенные критерии, безусловно, нуждаются в конкретизации, уточнении и дополнении. Перспективы работы - определение дифференцирующей способности предложенных критериев.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта "Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений в условиях информационного общества", № 16-03-00382 от 17.03.2016 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарева, Ю.Е. Моделирование структуры источников финансирования инновационных проектов в России / Бондарева Ю.Е. // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 12. - С. 263-272.
2. Диагностика эффективности образовательных сред (на примере кафедр и факультетов) / В.И. Лойко, Д.А. Романов, Н.В. Кушнир, А.В. Кушнир // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 113. - С. 13541378. Если он электронный, дайте адрес
3. Пацула, О.В. Методы управления ограниченными ресурсами проекта в условиях неопределенности на примере задачи о назначениях / О.В. Пацула // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 13. - С. 217-224.
4. Шапошникова, Т.Л. Параметры конкурентоспособной личности / Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2015. - № 6. - С. 375-399.
REFERENCES
1. Bondareva, Yu.E. (2015) "Modeling of structure of financing sources of innovative projects in Russia", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 12, pp. 263-272.
2. Loyko, V.I., Romanov, D.A., Kushnir, N.V. and Kushnir, A.V. (2015) "Assessment of educational environments efficiency (on example of departments and faculties)", Politematicheskiy setevoy elec-tronniy nauchniy jurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, No 113, pp. 1354-1378.
3. Patsula, O.V. (2015) "Methods of management of limited project resources in non-determinism conditions on example of task about serving", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 13, pp. 217-224.
4. Shaposhnikova, T.L. and Romanova, M.L. (2015), "Parameters of competitiveness persona", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 6, pp. 375-379.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2016
УДК 796.011
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА-ЯКУТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Светлана Гаврильевна Ушканова, старший преподаватель, Любовь Прохоровна Бугаева, старший преподаватель, Галина Гаврильевна Горохова, старший преподаватель, Марианна Ивановна Васильева, старший преподаватель, Марианна Николаевна Про-тодьяконова, старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
Развитие физических качеств тесно связано с состоянием здоровья. Проблема физического развития и здоровья детей Крайнего Севера отрицательно влияет на весь учебный, тренировочный процессы, на физическое развитие детей, будущих спортсменов, членов сборных команд РС (Я) и РФ. Эффективность процесса физического развития в современной школе недостаточна и требует
большого внимания со стороны спортивного мира и правительства Республики Саха (Якутия). Все эти причины делают особенно актуальными исследования проблемы физического развития детей, юных спортсменов и выявление организационно-методических особенностей физического развития на этапе начального обучения детей.
Ключевые слова: физическое развитие, здоровье детей, Крайний Север.
PROBLEMS OF HEALTH AND PHYSICAL TRAINING OF SCHOOL STUDENTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA-YAKUTIA AT PRESENT STAGE
Svetlana Gavrilyevna Ushkanova, the senior teacher, Lyubov Prokhorovna Bugaeva, the senior teacher, Galina Gavrilyevna Gorokhova, the senior teacher, Marianna Ivanovna Vasi-lyeva, the senior teacher, Marianna Nikolaevna Protodyakonova, the senior teacher, Institute of physical culture and sport, Northeast Federal University named after M. K. Ammosov,
Yakutsk
Annotation
Development of physical qualities is closely connected with the state of health. The problem of physical development and health of children of Far North negatively influences on all educational, training processes, including the physical development of children, future athletes, members of the national teams of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Russian Federation. Efficiency of the process of physical development at modern school is insufficient and requires great attention from the sporting world and the government of the Republic of Sakha (Yakutia). All these reasons do especially urgent the researches of the problem of physical development of the children, young athletes and detection of the organizational and methodical features of the physical development at the stage of elementary training of children.
Keywords: physical development, health of children, Far North.
Глобальное развитие нанотехнологий в мире области спорта имеет и отрицательное и положительное влияние на физическое развитие детей. Ребенок является будущим фундаментом государства. Положительная сторона развития в области - это разработка инновационных методов, разработка лекарственных препаратов, инвентаря и многого другого, но приводит к гиподинамии, неправильному питанию, психологическим стрессам, напряжениям, экологическому состоянию регионов, образованию болезней. Зная существующие факторы отрицательного и положительного влияния на общефизическое развитие, специалисты должны сопоставить их с новыми разработками, методиками, условиями. Учитывая огромное пространство в нашей стране, разнообразие природно-климатических условий, этнического состава населения, необходимо изучение физического развития и здоровья детей в разных регионах России на основе стандартизованной методики, а для обеспечения сопоставимости данных - проведения исследования единовременно или в близкие по времени сроки. [6].
По данным Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации, 600 тысяч детей остались без попечения родителей (социальное сиротство); 500 тысяч детей ежегодно из-за распада семьи лишаются одного из родителей; 300 тысяч детей (каждый четвертый) рождаются вне брака; 160 тысяч детей являются беженцами и вынужденными переселенцами; 12 млн. живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; 20 млн. живут в бедных семьях42 млн. прекратили обучение; 2-4 млн. - нищие, безнадзорные, попрошайки (Баранов А.А., 1999). Особенно катастрофическая ситуация сложилась в России, когда за последнее 10 лет ХХ века в связи с резким снижением уровня благосостояния людей и сложными социально-экономическими условиями средняя продолжительность жизни снизилась в пределах 12^15%. [5]. На таком социальном фоне формируется здоровье детей в 21-м веке [9].
Исходя из проблемы сложившейся не только в республике, но и по всему миру специалисты не только здравоохранения, но и образования ищут пути в сохранении здоровья, физического развития у подрастающего поколения. Как показывает практика, современные дети и молодежь в большинстве своем испытывают недостаток в двигатель-
ной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Все вышеуказанное определяет актуальность проблемы в воспитании у молодежи потребности в здоровом образе жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье - это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Однако многочисленные данные свидетельствуют, что у многих школьников наблюдается «физкультурная безграмотность», не сформированная потребность в усвоении ценностей физической культуры и т.п. [4]. Одной из важнейших характеристик здоровья детей является физическое развитие [7]. Еще Ч. Дарвин утверждал, что не только средовой фактор является основным источником развития способностей человека, главным являются врожденные данные, т. е. наследственные факторы. Природа Севера сыграла большую роль в естественном отборе, так как физически слабый, нездоровый ребенок не мог выжить в экстремальных условиях Севера. Поэтому сохранились только физически «отборное» поколение к данному климату.
Изучение общефизического развития детей является необходимым для получения объективных результатов состояния здоровья ребенка, детского коллектива, детей служит также важным социально-гигиеническим показателем, особенно при динамическом слежении за состоянием здоровья в условиях реформирования общественно-политической жизни страны и социального расслоения общества [7]. Общефизическое развитие в раннем возрасте - это процесс динамического увеличения основных размеров тела от параметров новорожденного до формирования дефинитивных размеров, а также функциональных качеств в соответствии с биологическими закономерностями и индивидуальными особенностями [7]. Степень развития достигнутых ребенком к определенному этапу антропометрических и функциональных параметров к критериям роста и общего развития детей в благоприятной среде показывает уровень физического развития индивидуума [2].
Для объективной оценки популяционного здоровья, как и в будущем необходимо полное представление о вариабельности размеров тела новых, вступающих в жизнь поколений, отслеживание этих показателей в динамике [7]. Учитывая огромное пространства России, разнообразие природно-климатических условий, этносов, необходимо изучение общефизического физического развития и здоровья детей в регионах России на основе стандартизованной методики, а для обеспечения сопоставимости данных - проведения исследования единовременно или в близкие по времени сроки [7]. Основываясь на педагогических, психологических, методологических положениях, для учащихся общеобразовательных сельских школ необходимо разработать инновационную организационно-педагогическую модель физического воспитания, направленную на формирование их общефизической культуры, с помощью которой появится реализовывать не только индивидуальные потребности физиологического, гигиенически-профилактического и лечебного характера, но и быть социально-активным, подготовиться к плодотворному труду [4]. Анализ наблюдений, изучение и обобщение опыта специалистов по физической культуре позволяют реально оценивать нынешнее состояние физического развития и подготовленности школьников [4]. В настоящее время прослеживается четко выраженная связь показателей здоровья с организацией физического воспитания в школе и уровнем общей двигательной активности детей [4]. В 1-й класс приходят здоровыми лишь 10% детей. За годы обучения у школьников в 5 раз возрастает количество различных заболеваний [4]. В 2001 году НИИ возрастной физиологии обследовал сельские школы в 27 регионах России. Было протестировано и опрошено свыше 2,5 тысяч учащихся. В результате сельские школьники на 20% имеют низкие показатели в двигательной подготовленности, чем городские, только в силовой подготовке результаты сельских школьников на 9% превышает результаты городских сверстников [4].
Физическое развитие детей и подростков, согласно Е.А. Поварго, отражает уровень здоровья популяции и является надежным информационным показателем санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уровень и динамика физического развития тесно связаны с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни детей и подростков [8]. По последним исследовательским работам медицинских работников в области спорта в республике Саха-Якутия, что основные показатели общефизического развития и функциональных систем кровообращения, дыхательной системы свидетельствуют о формировании признаков долговременной адаптации организма спортсменов к систематическим физическим нагрузкам, о повышении физической работоспособности и степени тренированности их организма [3]. В своих работах многие специалисты в последних исследованиях подчеркивают, что общефизическое развитие, половое развитие девушек, проживающих в условиях экстремального, резко континентального климата Якутии, имеют свои особенности [1]. Автор подчеркивает, что «девочки и девушки препубертатного, пубертатного и юношеского возраста, проживающие на территории Республики Саха (Якутия) имеют этнические и конституционные отличия результатов полового развития. Исходя из данных этих исследований, можно прийти к выводу, что физическое развитие, здоровье детей проживающих на Севере, зависит от места региона, питания, климата, этнической принадлежности, экономической и политической структуры. И при составлении программ, нормативов нужно учитывать все условия, которые существуют на данной территории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, В.А. Этнические, возрастные и конституционные особенности развития вторичных половых признаков девочек и девушек республики Саха-Якутия : дис. ... канд. мед. наук / Алексеева Вилюйа Александровна. - Красноярск, 2009. - 89 с.
2. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : дис. ... д-ра пед. наук / Бакулев Сергей Евгеньевич. - СПб., 2012. - 354 с.
3. Голокова, В.С. Критерии адаптации и дезадаптации молодых спортсменов-единоборцев Республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Голокова Вера Степановна. - Якутск, 2011. - 25 с.
4. Конеева, Е.В. Физическая культура : учеб. пособие / Е.В. Конеева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 558 с.
5. Котелевская, А.В. Методика развития физических качеств детей 3-6 лет с использованием тренировочных устройств : дис. ... канд. пед. наук / Котелевская Анна Владимировна. - Хабаровск, 2010. - 189 с.
6. Максимова, О.А. Основы самобытного физического воспитания эвенков : монография / О.А. Максимова. - Якутск : Издательский дом Северо-Восточный Федеральный ун-т, 2012. - 217 с.
7. Максимова, О.А. Педагогическое обеспечение физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах республики Саха-Якутия : дис. ... канд. пед. наук / Максимова Ольга Аркадьевна. - Якутск, 2007. - 175 с.
8. Тулякова, О.В. Влияние аэротехногенного загрязнения урбанизированной территории на физическое, психическое развитие и состояние здоровья детского населения / О.В. Тулякова. -М. : Директ-Медиа, 2014. - 405 с.
9. Шумилова, О.Г. Содержание и методика оценки физического развития : методические рекомендации / О.Г. Шумилова, Т.М. Казачек ; Кемеровская гос. мед. акад. - Кемерово, 2008. - 21 с.
REFERENCES
1. Alekseeva, V.A. (2009), Ethnic, age and constitutional features of development of secondary sexual characteristics of girls and girls of the Republic of Sakha-Yakutia, dissertation, Krasnoyarsk.
2. Bakulev, S.E. (2012), Forecasting of individual success of athletes martial artists taking into account genetic factors of treniruyemost, dissertation, St. Petersburg.
3. Golokova, V.S. (2011), Criterion of adaptation and disadaptation of young athlete's martial artists of the Republic of Sakha (Yakutia), dissertation, Yakutsk.
4. Koneeva, E.V. (2006), Physical culture, Phoenix, Rostov-on-Don.
5. Kotelevskaya, A.V. (2010), Technique of development ofphysical qualities of children of 3-6 years with use of training devices, dissertation, Khabarovsk.
6. Maximova, O.A. (2012), Bases of original physical training of Evenks: monograph, SVFU publishing house, Yakutsk.
7. Maximova, O.A. (2007), Pedagogical ensuring physical training of Evenks at rural comprehensive schools of the Republic of Sakha-Yakutia, dissertation, Yakutsk.
8. Tulyakova, O.V. (2014), Influence of aero technogenic pollution of the urbanized territory on physical, mental development and the state of health of the children's population, Direct-media, Moscow.
9. Shumilova, O.G. and Kazachek, T.M. (2008), Content and technique of assessment of physical development: methodical recommendations, Kemerovo.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2016
УДК 796.011.1
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент,
Академия социального управления (АСОУ), Москва, Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент,
Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Институт управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая I (МИИТ), Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследования формирования ценностного отношения учащейся молодежи к физкультурно-спортивной деятельности. Ценности физической культуры и спорта имеют высокий рейтинг в системе общезначимых ценностей учащейся молодежи России. Учащейся молодежи высоко оценивают значение активных занятий физкультурой и спортом.
Ключевые слова: ценностное отношение, учащейся молодежи, физическая культура.
FORMATION OF THE VALUABLE ATTITUDE OF PUPIL'S YOUTH TOWARDS
SPORTS ACTIVITY
Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow,
Tatiana Yurievna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Faily Ravilevna Sibgatulina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Institute of Management and Information Technology of the Moscow State University of Railways of Emperor Nicholas I (MIIT), Moscow
Annotation
The article presents the results of the study of formation of the valuable attitude of the young people towards the school sports activity. Values of physical culture and sports have a high rating in the system of general significant values of the Russian students. Students appreciate the importance of the active physical training and sports.
Keywords: value ratio, students, physical education.
ВВЕДЕНИЕ
Современный анализ некоторых тенденций взаимодействия физической культуры с другими сторонами жизни выявляют противоречие между объективной духовно-нравственной и социально-экономической необходимостью развития физической культуры и субъективной недооценкой ее роли, как в жизни человека, так и всего общества.