6. Dinayev, B.M. (2009), Improvement of professional and applied physical preparation in higher education institutions of a fire and technical profile, dissertation, Shuya.
7. Muravitsky, A.I. (2004), Innovative technique of education of physical qualities at rescuers and firefighters in the course ofprofessional and applied preparation, dissertation, Smolensk.
8. Kondykov, A.V. and Severin, N.N. (2011), “Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations”,Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 143-146.
9. Pereverzeva, I.P. and Ryzhkina, L.A. (2010), “Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No. 8, pp. 70-74.
10. Perehodko F.G. (2007), “Professional development of personal qualities in future officers MIA in the process of physical and combat training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 30, No. 8, pp. 76-78.
11. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
12. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.
13. Tyshchenko E.G. (2014), “Technique of increase of level of social stability of cadets of the public fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia at the initial stage of training by means of the accelerated movement and track and field athletics”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 177-181.
14. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: murena_59@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.04.2014.
УДК: 796.071(571.56)
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ПО ОЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА-ЯКУТИЯ
Светлана Гаврильевна Ушканова, старший преподаватель,
Институт физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск
Аннотация
Достижения сборной республики Саха-Якутия по олимпийским видам спорта будет зависеть от подготовки олимпийского резерва, т.е. от качественной выстроенной системы учебнотренировочного процесса спортсменов. Главной задачей в системе подготовки спортсменов в республике Саха-Якутия являются проблемы спортивного отбора и прогнозирования. Актуальность статьи состоит в поиске инновационных методов по отбору и подготовке спортсменов высокой квалификации в республике Саха-Якутия. От правильного метода отбора зависит дальнейшее развитие спортсмена. Предложен проект по организации спортивного отбора на основе генетических маркеров.
Ключевые слова: генетический отбор, олимпийские виды спорта, спортивный резерв.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p180-182
SCIENTIFIC BASES FOR TRAINING OF THE ATHLETES TO THE OLYMPIC SPORTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA-YAKUTIA
Svetlana Gavrilevna Ushkanova, the senior lecturer,
Institute of Physical Culture and Sport, North- Eastern Federal University named after M.K.
Ammosov, Yakutsk
Annotation
Achievements of the national team of the Republic Sakha-Yakutia in the Olympic sports will depend on preparation of the Olympic reserve, i.e. on the qualitative built up system of educational and training process of athletes. The main task in system of training of the athletes in the Republic Sakha-Yakutia includes the problems of sports selection and forecasting. Relevance of the article consists in search of the innovative methods for selection and training of the athletes of high qualification in the Republic Sakha-Yakutia. Further development of the athlete depends on the correct method of selection. The project on the organization of sports selection on the basis of the genetic markers has been offered.
Keywords: genetic selection, Olympic sports, sports reserve.
Достижения сборной республики Саха-Якутия по олимпийским видам спорта будет зависеть от подготовки олимпийского резерва, т.е. от качественной выстроенной системы учебно-тренировочного процесса спортсменов. В настоящее время на территории республики Саха-Якутия проживает 400 тысяч малочисленных народов. Спортсмены республики Саха-Якутия выступают на мировых чемпионатах, олимпийских играх. Являются чемпионами, призерами мира, Европы, олимпийских игр. В республике культивируется около 40 видов спорта. Популярные - вольная борьба, бокс, легкая атлетика. Подготовлено более 1000 мастеров спорта Российской федерации, мастеров спорта международного класса, заслуженных мастеров спорта. В 1976 году трое якутян завоевали на олимпийских играх два золота и одно серебро. В 1980 одно серебро на олимпийских играх. В 2008 году еще 1 бронзовая медаль. В последние годы уровень выступления спортсменов на международных соревнованиях упал на 60 процентов Для достижения высоких результатов спортсмен должен обладать уникальными генетическими, морфологическими данными, редким сочетанием физических, психофизиологических, эмоционально-волевых способностей. Спортсменов обладающих таким редким даром встречаются очень редко. Поэтому главной задачей в системе подготовки спортсменов в республике Саха-Якутия являются проблемы спортивного отбора и прогнозирования.
Система подготовки и отбора будет спортсменов состоять из нескольких элементов:
1. Отбор детей с учетом генетических особенностей.
2. Инновационные технологии спортивной тренировки, медико-биологические методы с учетом возраста, пола и уровня спортивного мастерства.
3. Приведение к единой системе программ по подготовке спортсменов.
4. Использование компьютерных технологий в тренировочном процессе.
Каждый элемент занимает свое место в системной подготовке спортсменов в республике. Нарушение этой цепочки приведет к разрушению данной системы. Важная роль в подготовке спортивных резервов принадлежит эффективной системе отбора перспективных юных спортсменов[1]. Спортивный отбор - это система организационнометодических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей, подростков, девушек и юношей для специализации в определенном виде спорта[1]. Основная задача спортивного отбора состоит во всестороннем изучении и выявлении задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующим требованиям конкретного вида спорта. Некоторые специалисты вместо термина спортивный отбор используют термин «выявление спортивной пригод-
ности». Под этим понимается система средств и методов определения и оценки задатков и способностей в избранном виде спорта [1].
Нужны новые методы по отбору одаренных детей. Поиск и отбор одаренных детей по разрабатываемой программе будет состоять из нескольких этапов:
1. Выявление одаренных детей народов Крайнего Севера (генетические тестирования, направленные на выявление «гена-чемпиона»). Генетические тестирования должны проводить научные центры по молекулярной диагностике Российской федерации.
2. Разработка электронной базы данных одаренных в генетическом отношении
детей.
3. Предварительный отбор одаренных детей на первом этапе подготовки спортсменов с учетом генетического анализа с целью определения вида спорта.
На оставшихся 4 этапа подготовки отобранные юные спортсмены должны достичь и сохранить уровень подготовки в течении нескольких лет выступления на большом спорте. Для этого министерство республики Саха-Якутия должна разработать направления:
1. Инновационные программы по подготовке олимпийского резерва на 5 этапах подготовки, с учетом генетических особенностей одаренных спортсменов.
2. Исследования, направленные на оптимизацию и индивидуализацию тренировочного процесса.
3. Этногеномные исследования (национальными особенностями).
4. Исследования генетических маркеров мотивации (психогенетика).
5. Медико-биологические исследования.
Средства разработанного продукта будут способствовать:
- повышению качества научно-исследовательской работы физкультурной образовательной деятельности в университете;
- обеспечению внедрения электронной программы этногеномики спортсменов высокой квалификации в деятельность преподавателей университета по физической культуре и спорту;
- созданию условия для этногеномного отбора спортсменов по видам спорта;
- созданию инновационных разработок по использованию современных технологий организации образовательного процесса по физической культуре;
- внедрения индивидуальных рекомендаций по организации спортивных тренировок с учетом генетических предрасположенностей, возраста, пола.
Таким образом, данная система будет способствовать развитию и повышению уровня подготовки спортсменов занимающихся по олимпийским видам спорта в республике Саха-Якутия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования, морфобиохимический подход : научно-методическое пособие / В.П. Губа. - М. : Советский спорт, 2012. - 383 с.
REFERENCES
1. Guba,V.P. (2012), Bases of sports preparation: assessment and forecasting methods, morph-bio- chemical approach: scientific and methodical grant, Soviet sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2014.