Научная статья на тему 'Эволюция содержания соревновательных программ в художественной гимнастике'

Эволюция содержания соревновательных программ в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1262
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ / СОДЕРЖАНИЕ ВИДА СПОРТА / ЭЛЕМЕНТЫ / НОВЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЙ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Медведева Елена Николаевна, Крючек Елена Сергеевна, Супрун Александра Александровна, Мальнева Алина Сергеевна

Художественная гимнастика прошла более чем восьмидесятилетний путь развития. Этот вид спорта является украшением Олимпийской семьи. Гимнастки демонстрируют рекордные достижения, связанные с выполнением уникальных элементов. Однако в правилах Международной федерации гимнастики постоянно меняются требования к содержанию вида спорта, что негативно сказывается на всей системе подготовки. Необоснованно удален целый ряд зрелищных элементов, а у многих понижена ценность. Регламентация правил соревнований не должна ограничивать содержание художественной гимнастики. Правила соревнований должны способствовать прогрессивному развитию вида спорта, а не искусственно влиять на его естественный ход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Медведева Елена Николаевна, Крючек Елена Сергеевна, Супрун Александра Александровна, Мальнева Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of contents of competitive programs in rhythmic gymnastics

The rhythmic gymnastics has passed more than eighty-year way of development. This sport is decoration of the Olympic family. Gymnasts show the record achievements connected with performance of unique elements. However, in rules of International Federation of Gymnastics requirements to the maintenance of sport constantly change that negatively affects all system of preparation. A number of spectacular elements is unreasonably removed, and at many the value is lowered. The regulation of rules of the competitions shouldn't limit the maintenance of rhythmic gymnastics. Rules of competitions have to contribute to the progressive development of sport, but not artificially influence its natural course.

Текст научной работы на тему «Эволюция содержания соревновательных программ в художественной гимнастике»

и соперника.

2. В связи с тем, что нормативы выполнялись в свободном режиме и у спортсменов отсутствовали какие-либо временные ориентиры или дополнительные задания в виде спурта или ускорения, полученные результаты говорят о том, что разработанная методика оказала положительное влияние на умение распределять свои силы по ходу поединка.

3. Проведенный эксперимент доказал эффективность разработанной методики формирования умения эффективно распределять свои силы в соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Султанахмедов, Г.С. Индивидуализация темпа ведения поединков высококвалифицированными борцами вольного стиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Султанахмедов Гаджиахмед Султанахмедович. - М., 2010. - 155 с.

2. Султанахмедов, Г.С. Совершенствование методики повышения уровня специальной выносливости борцов вольного стиля в связи с изменениями правил соревнований / Г.С. Султанахмедов, Г.В. Лурье // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 275-277.

REFERENCES

1. Sultanakhmedov, G.S. (2010), Individualization of the pace of combat highly-qualified wrestlers, dissertation, Moscow.

2. Sultanakhmedov, G.S. and Lurie, G.V. (2017), "Improving methods of increasing the level of special endurance of wrestlers in connection with changes of rules of competitions", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta. Vol 154, No. 12, pp. 275-277.

Контактная информация: gsultanaxmedov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2017

УДК 796.412.2

ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Почетный судья FIG, Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Алина Сергеевна Мальнева, Мастер спорта международного класса, старший преподаватель, Алина Маратовна Кабаева, Заслуженный мастер спорта, Олимпийская чемпионка, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Художественная гимнастика прошла более чем восьмидесятилетний путь развития. Этот вид спорта является украшением Олимпийской семьи. Гимнастки демонстрируют рекордные достижения, связанные с выполнением уникальных элементов. Однако в правилах Международной федерации гимнастики постоянно меняются требования к содержанию вида спорта, что негативно сказывается на всей системе подготовки. Необоснованно удален целый ряд зрелищных элементов, а у многих понижена ценность. Регламентация правил соревнований не должна ограничивать содержание художественной гимнастики. Правила соревнований должны способствовать прогрессивному развитию вида спорта, а не искусственно влиять на его естественный ход.

Ключевые слова: художественная гимнастика, правила соревнований, содержание вида спорта, элементы, новые формы движений, соревновательные программы.

EVOLUTION OF CONTENTS OF COMPETITIVE PROGRAMS IN RHYTHMIC

GYMNASTICS

Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, Honorary judge of FIG, Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Elena Sergeyevna Kryuchek, the candidate of pedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG), Aleksandra Aleksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alina Sergeyevna Malneva, the international level master of sports, the senior teacher, Alina Maratovna Kabaeva, the Honored Master of Sports, Olympic champion, post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The rhythmic gymnastics has passed more than eighty-year way of development. This sport is decoration of the Olympic family. Gymnasts show the record achievements connected with performance of unique elements. However, in rules of International Federation of Gymnastics requirements to the maintenance of sport constantly change that negatively affects all system of preparation. A number of spectacular elements is unreasonably removed, and at many the value is lowered. The regulation of rules of the competitions shouldn't limit the maintenance of rhythmic gymnastics. Rules of competitions have to contribute to the progressive development of sport, but not artificially influence its natural course.

Keywords: rhythmic gymnastics, rules of competitions, maintenance of sport, elements, new forms of movements, competitive programs.

Наилучшей характеристикой состояния развития вида спорта является уровень спортивных достижений и содержание соревновательной деятельности спортсменов. Как вид спорта современная художественная гимнастика своей яркой спецификой и уровнем достижений обязана последовательно происходящим многолетним количественным и качественным изменениям, что постоянно находится в поле зрения ученых и практиков [18]. На пути развития они имели свой характер, направленность, отличительные особенности, но в целом процесс подчинялся одному из основных законов прогресса: накопление человеческого опыта приводит к качественным изменениям в содержании деятельности. Анализируя исторические вехи развития художественной гимнастики можно выделить следующие периоды количественных изменений и качественных переходов, позволившие сформировать характерную специфику двигательной деятельности, отличающую ее от других видов спорта.

На этапе зарождения и становления художественной гимнастики первые соревновательные программы включали преимущественно танцевальные элементы, волны, взмахи, пружинные движения, разнообразные шаги, простейшие повороты, равновесия, прыжки, выполненные с небольшой амплитудой. Для них были характерны статические положения и отсутствие динамичности исполнения; обилие поз, положений с размеренной работой предметом или его держанием, в качестве дополнения к элементу телом. Предметом выполнялись простейшие движения, зачастую предмет находился в статике. Основное содержание составляют элементы без предмета, которые не требуют максимальной амплитуды, но связаны с демонстрацией пластики (волны, взмахи, пружины, расслабления).

В 70-е годы гимнастки в своих соревновательных программах демонстрируют элементы, связанные с более совершенными формами движений - увеличивается амплитуда, появляются комбинированные элементы, появляются новые формы движений. Опыт российской школы гимнастики и классической хореографии позволяет усовершенствовать процесс двигательной подготовки гимнасток, что, в свою очередь, обуславливает качественный скачок в развитии физических качеств и способностей спортсменок. Происходит увеличение арсенала соревновательных элементов, применяемых гимнастками для создания композиции. Уже к концу 70-х годов преимущество составляют элементы тела с демонстрацией амплитуды на 180 градусов и ее сочетанием в различных суставах. Большой арсенал движений телом уже позволяет комбинировать элементы, соединять в связки,

делая программу более насыщенной. Однако это развитие практически не касается предметов. Возникает дисбаланс между возможностями применения тела и предмета. Для работы предметом в этот период характерен минимальный объем движений.

Этап расширения потенциала двигательных действий в работе с предметами. Инициаторами решения проблемы дисбаланса в движениях тела и предмета стали представители болгарской школы художественной гимнастики. Традиционно придерживающиеся эстрадно-танцевального композиционного стиля они покоряли зрителей и судей оригинальностью применения предмета, неординарностью движений и конструированием новых элементов. На этом этапе происходит взаимообмен движениями в работе различными предметами, интеграция техники жонглирования из циркового искусства и стремление к максимально возможному включению всех частей тела для владения предметом. Предмет, как и тело, становится инструментом для создания композиции. Однако выполнение манипуляций предметом осуществлялось на относительно простых элементах тела. Увеличенный потенциал двигательных действий в работе с предметами требовал качественного изменения его применения гимнастками в композициях, обогащения разнообразия элементов телом. Художественная гимнастика стремительно продвигалась в Олимпийскую семью и ее содержание нуждалось в новых формах движения, позволяющих гимнасткам создавать зрелищный эффект выступлений и демонстрировать выдающиеся достижения этого вида спорта.

Начальный период пребывания художественной гимнастики в Олимпийской программе представлен элементами с достаточно «скромной» амплитудой. Но середине и концу 80-х годов присуща «чистота» исполнения базовых элементов, видны четкие линии, строгое соблюдение всех технических характеристик элементов, что свидетельствует о возросшем уровне качества выполнения элементов. Однако появляются отдельные спортсменки, такие как Марина Лобач, которые выполняли элементы, присущие современной гимнастике.

Середина и конец 90-х годов характеризуются соревновательными программами, где появились нестандартные решения соединений элементов между собой. Значительно увеличивается амплитуда движений, начинает возрастать динамика соревновательных программ. Уникальные, зрелищные элементы демонстрируют Яна Батыршина, Амина За-рипова, Наташа Липковская и другие спортсменки.

К 2000-му году появляются гимнастки (Алина Кабаева, Юлия Борсукова, Ирина Ча-щина и др.), которые начинают демонстрировать новые формы движений, используя свои уникальные способности, пополняя содержание художественной гимнастики зрелищными элементами. Однако правила соревнований отставали от запросов перспективно-прогрессирующей практики и не отражали истинную картину в развитии вида спорта Олимпийской программы. Поэтому высказывания целого ряда журналистов о том, что художественная гимнастика не соответствует девизу Олимпизма: «БЫСТРЕЕ! ВЫШЕ! СИЛЬНЕЕ!» ставили под угрозу ее дальнейшее пребывание в программе Олимпиад. Это очень волновало тренеров, спортсменок и всех специалистов, которые понимали необходимость мер, которые срочно нужно было предпринимать. Эти меры были приняты, правила соревнований были изменены и учитывали запросы развивающейся практики, появились новые формы движений. В соревновательных программах стало множество зрелищных, уникальных элементов. Кроме того, в правилах были адекватные требования к количеству выполнения элементов каждой структурной группы, характерного для определенного предмета. В результате гимнастка выполняла большой объем двигательных действий за все соревновательные программы (например, с лентой надо было выполнить определенное количество элементов, связанных с поворотами, в мяче - с проявлением гибкости, в булавах - равновесия, в обруче - в равном количестве прыжки, повороты, равновесия). Гимнастка должна была уметь выполнять большое количество элементов из разных структурных групп, что делало ее универсальной. Это направление в развитии художественной

гимнастики положило конец разговорам о не перспективности вида спорта в Олимпийском движении. Соревновательные программы гимнасток соответствовали рекордным спортивным достижениям, были зрелищными и привлекали зрителей! Следующее поколение гимнасток было ориентировано на дальнейший прогресс. Композиции Евгении Канаевой и других гимнасток в Пекине включали сложные элементы телом в сочетании виртуозной работой предметом. К сожалению, после 2008 года из правил соревнований необоснованно был исключен целый ряд зрелищных, интересных элементов, а многие были понижены в стоимости, то есть содержание художественной гимнастики, которое обогащалось десятки лет, было ограничено до такой степени, что композиции спортсменок стали состоять из однообразных элементов и походить одна на другую. Возможность демонстрировать уникальные способности каждой спортсменки свелись к минимуму. Есть отдельные спортсменки, которые пытаются выйти из этого положения за счет использования предмета (Яна Кудрявцева, Маргарита Мамун и др.). Но потенциальные возможности современных гимнасток ограничены из-за изъятия многих зрелищных элементов из содержания вида спорта. Во все времена были, есть и будут новаторы - тренеры и гимнастки, которые изобретают новые формы движений, являясь прогрессивным направлением в развитии вида спорта. А ограничение их деятельности - это остановка прогресса и нанесение вреда всей мировой гимнастике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ выступления спортивной сборной команды России по художественной гимнастике в Рио-Де-Жанейро / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 186-189.

2. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2016 в Холоне (Израиль) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 133-137.

3. К вопросу о правомерности выполнения ряда элементов в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Р.Б. Цаллагова, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3. - С. 82-86.

4. Результаты чемпионата мира по художественной гимнастике в Штутгарте / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 195-199.

5. Соотношение сил в художественной гимнастике на Европейском помосте - 2015 / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 160-164.

6. Терехина, Р.Н. Интегральная подготовка в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, И.А. Винер // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 10. - С. 28-29.

7. Терехина, Р.Н. Сложность соревновательных программ гимнасток / Терехина Р.Н., Бурда-Андрианова Л.В. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7. - С. 92-95.

8. Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития / И. А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина. - Москва : Человек, 2014. - 216 с.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2016), "The analysis of the performance of Russian sport team of rhythmic gymnastics in Rio de Janeiro", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, рр.186-189.

2. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. (2016), "Analysis of the European rhythmic gymnastics championship results - 2016 in Holon (Israel)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 133-137.

3. Terekhina, R.N., Viner, I.A., Tsallagova, R.B. and Stepanova, I.A. (2009), "To question of legitimacy of performance of a number of elements in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, pp. 82-86.

4. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Stuttgart", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 195-199.

5. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Ratio of forces in rhythmic gymnastics on the European podium - 2015", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 160-164.

6. Terekhina, R.N. and Viner, I.A. (2006), "Integrated preparation in rhythmic gymnastics", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 28-29.

7. Terekhina, R.N. and Burda-Andrianova, L.V. (2008), "Complexity of the competitive Gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7, pp. 92-95.

8. Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Terekhina, R.N. (2014), Rhythmic gymnastics. History, state and prospects of development, Person, Moscow.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2018

УДК 796.81

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА В СПОРТИВНОМ ОТБОРЕ ПО

ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ СРЕДИ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Светлана Гаврильевна Ушканова, старший преподаватель,

Институт физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Иван Иванович Соркомов, старший тренер по вольной борьбе,

Михаил Михайлович Каженкин, тренер-преподаватель по вольной борьбе, МБУ ДО СДЮСШ№3 им В.П. Керемясова, Якутск

Аннотация

В настоящее время мировые генетические исследования доказали о наследуемых предрасположенностях, признаках индивидуальных физических способностях этносов к тем или иным видам спорта. Необходимы инновационные подходы к существующей проблеме по спортивному отбору среди детей по вольной борьбе в республике Саха (Якутия). В данной статье рассматривается использование генетического метода для выявления геномных возможностей организма у детей и высококвалифицированных спортсменов коренных этносов Севера РС(Я). Достоверно выявленные результаты генетического исследования послужат для составления методики по спортивному отбору среди детей коренных народов Севера РС(Я).

Ключевые слова: гены, этносы, коренные народы Севера.

USE OF GENETIC METHOD IN SPORTS SELECTION IN FREE-STYLE WRESTLING AMONG CHILDREN OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Svetlana Gavrilyevna Ushkanova, the senior teacher, Institute of Physical Culture and Sports, North-Eastern Federal University in Yakutsk, Yakutsk, Ivan Ivanovich Sorkomov, the senior coach of the free-style wrestling, Mikhail Mikhailovich Kazhenkin, the trainer-teacher on free-style wrestling Specialized children and youth sports school No.3 named after V.P. Keremyasov, Yakutsk

Annotation

Nowadays, the global genetic studies have proved inherited predispositions, the signs of individual physical abilities of ethnic groups to various sports. Innovative approaches to the current problem of sports selection among children in free-style wrestling in the Republic of Sakha (Yakutia) are needed. In this article, the use of the genetic method for revealing the genomic possibilities of the organism in children and highly skilled athletes of indigenous peoples of the North of the RS (Y) is considered. Authentically revealed results of genetic research will serve to compile methods for sports selection among indigenous children of the North of the RS (Y).

Keywords: genes, ethnos, ACTN3, indigenous peoples of the North.

ВВЕДЕНИЕ

Низкие показатели результатов выступления спортсменов коренных народов Севера РС(Я) по вольной борьбе в современном спортивном мире требует инновационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.