Научная статья на тему 'Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара)'

Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ / ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ / КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО ГИМНАСТОК / УПРАЖНЕНИЯ НА ВИДАХ МНОГОБОРЬЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / КОМАНДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Крючек Елена Сергеевна, Медведева Елена Николаевна, Винер-усманова Ирина Александровна, Двейрина Ольга Анатольевна

На чемпионате Европы в Испании уровень сложности композиций судьи оценивали по правилам соревнований с открытой шкалой. Это нововведение является перспективным для дальнейшего развития художественной гимнастики как вида олимпийской программы. Ранжирование спортсменок по уровню исполнительского мастерства стало более адекватным. Соревновательные программы со всеми предметами стали динамичнее и интереснее. В свои композиции гимнастки включают большее количество разнообразных элементов с высокой координационной сложностью, что повысило зрелищный эффект выступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Крючек Елена Сергеевна, Медведева Елена Николаевна, Винер-усманова Ирина Александровна, Двейрина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of results of the European championship on rhythmic gymnastics - 2018 in Spain (Guadalajara)

In the European championship in Spain the level of complexity of compositions of the judge was estimated by rules of competitions to an open scale. This innovation is perspective for further development of rhythmic gymnastics as type of the Olympic program. Ranging of sportswomen on the level of mastery became more adequate. Competitive programs with all objects became more dynamic and more interesting. Gymnasts include bigger quantity of various elements with high coordination complexity in the compositions that has increased spectacular effect of performances.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара)»

2. Бауэр, В.Г. Социальное значение физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.Г. Бауэр // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 50-56.

3. Зуев, С.Н. Физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка) : учебное пособие / С.Н. Зуев. - М. : МГСУ, 2001. - 92 с.

4. Субетто, А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы / А.И. Субетто // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика» - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 97 с.

5. Шишкин И.Ф. Эволюция квалиметрии / И.Ф. Шишкин // Экономика качества. - 2016. -№ 13. - С. 16-24.

6. Зуев, С.Н. Квалиметрия педагогических технологий в области физической культуры: монография / С.Н. Зуев, И.С. Сырвачева, В.А. Сырвачев. - М. : Изд-во Российской таможенной академии. - 2014. - 169 с.

REFERENCES

1. Kachalov, V.A. (2000), "Problems of quality management in universities", Standards and quality, No. 11, pp. 82-91.

2. Bauer, V.G. (2001), "The Social Importance of Physical Culture and Sport in the Current Conditions of Russia's Development", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 50-56.

3. Zuev S.N. (2001), Physical training (professionally-applied physical training): textbook, MGSU, Moscow.

4. Subetto, A.I. (2006), "Qualification of man and education: genesis, formation, development, problems and prospects", Proceedings of the XI symposium "Qualification in Education: methodology, methodology and practice", Research Center for Quality Problems in Training Specialists, Moscow

5. Shishkin I.F. (2016), "Evolution of quasimetric", Economics of quality, No. 13, pp. 16-24.

6. Zuev, S.N., Syrvacheva, I.S. and Syrvachev, V.A. (2014), Qualification of pedagogical technologies in the field ofphysical culture: monograph, publishing house Russian customs academy, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.06.2018

УДК 796.412.2

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ - 2018 В ИСПАНИИ (ГВАДАЛАХАРА)

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, судья международной категории (FIG), Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Ирина Александровна Винер-Усманова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

На чемпионате Европы в Испании уровень сложности композиций судьи оценивали по правилам соревнований с открытой шкалой. Это нововведение является перспективным для дальнейшего развития художественной гимнастики как вида олимпийской программы. Ранжирование спортсменок по уровню исполнительского мастерства стало более адекватным. Соревновательные программы со всеми предметами стали динамичнее и интереснее. В свои композиции гимнастки включают большее количество разнообразных элементов с высокой координационной сложностью, что повысило зрелищный эффект выступлений.

Ключевые слова: уровень сложности, чемпионат Европы, композиция, художественная гимнастика, исполнительское мастерство гимнасток, упражнения на видах многоборья, квалификационные соревнования, командные соревнования.

ANALYSIS OF RESULTS OF THE EUROPEAN CHAMPIONSHIP ON RHYTHMIC GYMNASTICS - 2018 IN SPAIN (GUADALAJARA)

Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, judge of the international category (FIG), Elena Sergeevna Kryuchek, the candidate of pedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG), Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, Irina Aleksandrovna Viner-Usmanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored trainer of Russia, Olga Anatolyevna Dveyrina, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In the European championship in Spain the level of complexity of compositions of the judge was estimated by rules of competitions to an open scale. This innovation is perspective for further development of rhythmic gymnastics as type of the Olympic program. Ranging of sportswomen on the level of mastery became more adequate. Competitive programs with all objects became more dynamic and more interesting. Gymnasts include bigger quantity of various elements with high coordination complexity in the compositions that has increased spectacular effect of performances.

Keywords: complexity level, the European championship, composition, rhythmic gymnastics, mastery of gymnasts, exercises on types of all-round, qualification competitions, command competitions.

В Гвадалахаре (Испания) с 1 по 3 июня 2018 года прошел 34-й чемпионат Европы по художественной гимнастике среди сеньорок и юниорок. Возраст участниц соревнований: сеньорки - 16 лет и старше (не моложе 2002 г.р.); юниорки - 13-15 лет. В чемпионате Европы приняли участие 223 спортсменки из 40 стан. Программа включала: квалификационные и финальные соревнования юниорок индивидуальной программы; квалификационные соревнования взрослых спортсменок групповых упражнений, определявшие результаты в многоборье; командные соревнования (суммировались шесть лучших результатов квалификационных соревнований юниорок в индивидуальной программе и результаты квалификационных соревнований сеньорок в групповой программе); соревнования в многоборье сеньорок индивидуальной программы. На чемпионате Европы разыгрывались девять комплектов медалей. В командных соревнованиях участвовали гимнастки из 18 стран. Россию представляли 10 гимнасток: четыре в индивидуальной программе юниорок (Кра-маренко Лала, Сергеева Анастасия, Шматко Полина и Трубникова Дарья, а также шесть гимнасток-сеньорок групповой программы (Татарева Анастасия, Толкачева Мария, Кравцова Мария, Близнюк Анастасия, Полякова Ксения и Шишмакова Анастасия). В групповых программах сеньорок соревновались гимнастки, представлявшие 19 стран. 24 гим-настки-сеньорки из 16 стран соревновались в многоборье. Россию представляли две спортсменки: Аверина Арина и Аверина Дина.

Плановое обязательство Всероссийской федерации художественной гимнастики по завоеванию медалей на чемпионате Европы 2018 года согласно ЦКП соответствовало: 1-3 место в командном зачете (учитывались результаты квалификационных соревнований юниорок индивидуальной программы и результаты квалификационных соревнований се-ньорок групповой программы); 1-3 место для юниорок индивидуальной программы в финалах в каждом из видов соревнований; 1-3 место для сеньорок групповой программы в многоборье и в каждом виде соревнований! 1-3 место для сеньорок индивидуальной программы в многоборье.

Спортивная сборная команда Российской Федерации по художественной гимнастике завоевала в командных соревнованиях - 1 золотую медаль, в индивидуальной программе юниорок - 4 золотые медали, в индивидуальной программе сеньорок по

многоборью - 1 золотую и 1 серебряную медали, а в групповой программе сеньорок - 1 золотую медаль в многоборье и 1 бронзовую медаль в упражнении с пятью одинаковыми предметами. На чемпионате Европы 2018 г. разыгрывались два номера олимпийской программы в многоборье индивидуальной и групповой программ (план 1-3 место).

Выступление на чемпионате Европы 2018 года сборной команды России по художественной гимнастике в составе сеньорок и юниорок было успешным. Из девяти комплектов медалей гимнастками сборной команды России завоеваны семь золотых, одна серебряная и одна бронзовая медаль.

Результаты квалификационных соревнований юниорок индивидуальной программы ( Трубникова Д.: мяч - 18,150 и булавы - 19,650; Крамаренко Л.: мяч - 18,500 и лента - 17,900; Сергеева А. - лента 17,350 и Шматко П. - обруч 17,350 балла) и квалификационных соревнований сеньорок в групповой программе (упражнения: с 5-ю обручами

- 22,500, с 2-мя скакалками и 3-мя мячами - 21,125) определили первое место (золотые медали) российских спортсменок в командном зачете. Спортсменки нашей команды опередили ближайших соперниц - гимнасток Украины на 10,425 балла.

Юниорки индивидуальной программы также успешно выступили в финальных соревнованиях и каждом виде соревнований показали выдающиеся результаты и завоевали четыре золотых медали (Шматко П. в упражнении с обручем - 18,825; Крамаренко Л. в упражнениях: с мячом -18,450 и лентой - 17,000; Трубникова Д. в упражнении с булавами

- 17,350 балла). В индивидуальной программе сеньорок Россию представляли две гимнастки Арина Аверина и Дина Аверина. На чемпионате Европы в Гвадалахаре наши гимнастки продемонстрировали уникальные композиции, насыщенные сложными, оригинальными элементами и соединениями.

Конкуренция за лидерство в многоборье продолжалась на протяжении всех видов индивидуальной программы, она проходила в основном между российскими спортсменками и гимнастками Белоруссии, Израиля.

Согласно жеребьевке Арина Аверина получила второй номер, а Дина Аверина - шестой. С первого вида соревнований - упражнении с обручем лидерство захватила Арина Аверина (20,950 балла), опередив ближайших соперниц Галкину К. (BLR) и Аверину Д. (RUS) на 0,750 балла. Во втором виде соревнований - упражнении с мячом Арина допустила незначительные ошибки и получила 20,200 балла, уступив в этом виде соревнований Ашрам Л. (ISR) 0,15 балла, но при этом сохранив преимущество в сумме баллов (41,150). В третьем виде соревнований - упражнении с булавами она также показала второй результат - 19,400 балла, уступив Авериной Д. 0,650 балла. Преимущество в многоборье после трех видов соревнований сохранилось, гимнастка опережала ближайшую соперницу Аверину Д (RUS) на 1.550 балла. В последнем виде соревнований - упражнении с лентой Арина показала третий результат (18,750 балла), а по сумме баллов в многоборье 79,250 балла гимнастка была первой и стала чемпионкой Европы.

Аверина Дина также занимала лидирующие позиции в борьбе за лидерство в многоборье на протяжении всех соревнований, однако она допустила ошибки в исполнениях с обручем и мячом и после этих двух видов показала четвертый результат (38,950), уступив Авериной А. (RUS), Ашрам Л. (ISR) и Галкиной К. (BLR). После третьего вида соревнований, получив в упражнении с булавами высшую оценку 20,050 балла. Дине удалось улучшить свои позиции в многоборье, но все же она уступала 1,550 балла Авериной А. (RUS) и 0,225 балла Ашрам Л. (ISR). Оценка 18,750 балла в упражнении с лентой обеспечила ей второй результат по сумме баллов (77,750) и серебряную медаль на чемпионате Европы.

Несмотря на то, что российские гимнастки индивидуальной программы продолжают занимать лидирующие позиции на европейском помосте серьезную конкуренцию им создают опытные спортсменки из других стран. Преимущество нашим гимнасткам обеспечивает самый высокий уровень элементов трудности тела и трудности предмета во всех упражнениях (оценки соответствуют 10,2-12,1 баллов). Упражнения наших гимнасток

отличаются интересными композициями, наличием образа, передаваемого специфичными движениями, сочетающимися с музыкальным сопровождением, спортивными костюмами, дополняющими впечатление от высокохудожественного образа. Дальнейшую подготовку к чемпионату мира нужно сосредоточить на доведении исполнительского мастерства до уровня виртуозности, повышении надежности исполнения и психологической устойчивости в соревновательной деятельности.

Спортсменки групповой программы соревновались в многоборье и в отдельных видах. Нашими основными соперницами были группы гимнасток из Италии, Болгарии и Украины. В соревнованиях по многоборью они продемонстрировали высокий уровень технической подготовленности и виртуозное исполнение всех компонентов в двух упражнениях - с одинаковым предметом (пятью обручами) и с разными предметами (двумя скакалками и тремя мячами). Следует отметить, что в первый день соревнований в упражнении с пятью обручами россиянок опередили спортсменки из Болгарии, блестяще выполнившие свою программу с результатом 23,100 балла. В этом упражнении оценки трудности значительно не различались: у группы Болгарии - 14,300, а у россиянок - 14,400 балла. Лидерство болгаркам обеспечила более высокая оценка исполнения упражнения (8,800). Россиянки получили за исполнение более низкую оценку (8,100 балла). Во второй день квалификационных соревнований в упражнении с разными предметами наши гимнастки получили самые высоки оценки за трудность (12,900) и исполнение упражнения (8,400). Общая оценка нашей группы соответствовала 21,125 балла. С результатом 43,625 балла россиянки заняли первое место и выполнили план-задание. Отставание основных соперников от наших гимнасток в многоборье составило 0,725 балла (2-е место, Италия) и 1,875 балла (3-е место, Болгария). Выступление гимнасток России в групповых упражнениях в финалах по отдельным видам изобиловало неточностями и ошибками.

Подводя итог выступлениям российских спортсменок на 34-м чемпионате Европы в Гвадалахаре, необходимо подчеркнуть, что в олимпийских видах программы гимнастки успешно лидировали как в индивидуальных, так и в групповых упражнениях. Однако нестабильное выступление спортсменок групповых упражнений в отдельных видах многоборья требует решения важнейшей задачи, связанной с повышением согласованности исполнения всех движений, соревновательной надежности и психологической устойчивости на этапе подготовки к предстоящему чемпионату мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2017 в Будапеште / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева. И.А.Винер-Усманова // Ученые записки университета имени университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 110-114.

2. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-93.

3. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.

4. Винер, И.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.

5. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Вене / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Н.И. Кузьмина, Е.А. Пирожкова, Е.Ю. Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 151-154.

6. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Киеве / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Т.К. Сахарнова, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 167-170.

7. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Баку / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени

университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 164-168.

8. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Измире / Р. Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 128-132.

9. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2016 в Холоне (Израиль) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 133-137.

10. Анализ выступления спортивной сборной команды России по художественной гимнастике в Рио-де-Жанейро / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 186-189.

11. Результаты чемпионата мира по художественной гимнастике в Штутгарте / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 195-199.

12. Соотношение сил в художественной гимнастике на Европейском помосте - 2015 / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 160-164.

13. Соотношение сил в мировой художественной гимнастике в начале нового олимпийского цикла / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 220-223.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. (2017), "Analysis of results of the European championship in rhythmic gymnastics - 2017 in Budapest", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 110-114.

2. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.

3. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.

4. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.

5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.

6. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.

7. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.

8. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.

9. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. (2016), "Analysis of the European rhythmic gymnastics championship results - 2016 in Holon (Israel)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 133-137.

10. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2018), "Analysis of performance of Russian sports national team of rhythmic gymnastics in Rio de Janeiro", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 186-189.

11. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Stuttgart", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 195-199.

12. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2015), "Ratio of forces in rhythmic gymnastics on the European podium - 2015", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 160-164.

13. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2017), "Ratio of forces in world rhythmic gymnastics at the beginning of a new Olympic cycle", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 220-223.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.06.2018

УДК 796/799

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ

Мария Дмитриевна Тузлукова, инструктор-методист ЛФК, Врачебно-физкультурный диспансер Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические условия для подготовки спортсменов с ограничениями по зрению. Основными принципами реализации достижений в спорте слепых являются: общие (принцип гуманистичности, принцип социализации, принцип оздоровительной и реабилитационной направленности); методические (принцип сознательности, принцип систематичности и непрерывности, принцип доступности и индивидуализации); спортивно-специфические (принцип нозологической особенности структуры соревновательной деятельности, принцип направленности на спортивные рекорды).

Ключевые слова: слепые, спорт слепых, спортсмены с нарушением зрения, педагогика спорта, адаптивный спорт.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TRAINING OF ATHLETES WITH VISUAL

IMPAIRMENT

Maria Dmitrievna Tuzlukova, instructor-methodologist of medical physical culture, Medical and sports clinic of Krasnogvardeisky district, St. Petersburg

Annotation

The article considers several pedagogical conditions for the preparation of athletes with vision limitations. The main principles of realization of achievements in the sport of the blind are: general (the principle of humanism, the principle of socialization, the principle of health and rehabilitation); methodical (the principle of consciousness, the principle of systematic and continuity, the principle of accessibility and individualization); sports-specific (the principle of nozolog-ical features of the structure of competitive activities, the principle of focus on sports records).

Keywords: blind, blind sport, sportsmen with visual impairment, pedagogy of sport, adaptive sport.

Педагогические условия рассматриваются как совокупность взаимосвязанных действий, необходимых для организации тренировочного и соревновательного процессов с использованием современных диагностических технологий, связанных с физиологическими и психологическими аспектами спортивной деятельности. Педагогический аспект определяет те условия, которые в наибольшей мере способствуют реализации важнейших целевых установок на спортивный результат с учетом всех выявленных особенностей адаптации лиц с нарушением зрения [3]. Одним из важных условий является учет физиологических особенностей спортсменов - ограничения жизнедеятельности по зрению. Это педагогическое условие должно учитывать, в первую очередь, факторы риска для здоровья слепых спортсменов, что требует постоянного медико-биологического сопровождения спортивной подготовки с мониторингом психофизического состояния спортсмена. Полученные данные доказывают, что регулярный контроль психофизиологических показателей организма спортсмена дает возможность увеличить профессиональное долголетие с учетом физической и социальной реабилитации слепых паралимпийцев. Тренерским составом с учетом особенностей адаптации должны создаваться условия для реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.