leigh Press, ISBN 978-1578262694.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2015.
УДК 796.412.2
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ГИМНАСТОК ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО МНОГОБОРЬЮ
Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, Почётный судья FIG, Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Гульнара Рафаильевна Айзятуллова, кандидат педагогических
наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Наталья Ивановна Кузьмина, кандидат педагогических наук, Заслуженный тренер России, Президент технического комитета по художественной гимнастике Международной федерации гимнастики, Москва
Аннотация
В настоящее время групповые упражнения художественной гимнастики бурно развиваются во всем мире, обострилась конкуренция на международной арене. Удерживать лидерство становится все сложнее. В групповых упражнениях для современных соревновательных композиций сильнейших гимнасток характерны динамизм и качество выполнения всех элементов. При этом у российских спортсменок, выступающих в групповых программах, ценность и структурное разнообразие элементов соревновательной программы, а также качество их выполнения максимально приближены к модельным характеристикам для гимнасток индивидуальных программ. Кроме того, композиции отечественных спортсменок отличаются высочайшей сложностью и превышают реальный запрос действующих правил соревнований. Данная статья посвящена модельным характеристикам компонентов исполнительского мастерства с учетом современных требований.
Ключевые слова: групповые упражнения, соревнования по многоборью, модельные характеристики, сложность соревновательных программ, исполнение.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p76-80
MODEL CHARACTERISTICS OF COMPONENTS OF MASTERY OF GYMNASTS OF THE GROUP EXERCISES ACTING IN ALL-ROUND COMPETITIONS
Elena Sergeyevna Kryuchek, the candidate ofpedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG), Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honorable judge of FIG, Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Gulnara Rafailyevna Ayzyatullova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Natalya Ivanovna Kuzmina, the candidate of pedagogical sciences, Honored trainer of Russia, President of technical committee on rhythmic gymnastics of International Federation of Gymnastics, Moscow
Annotation
Now group exercises of rhythmic gymnastics roughly develop around the world, the competition on the international scene became aggravated. It becomes more difficult to hold leadership. In group exercises for modern competitive compositions of the strongest gymnasts dynamism and quality of performance of all elements are characteristic. Thus, at the Russian sportswomen acting in group programs, the value and structural variety of elements of the competitive program, and also the quality of their performance are most approached to model characteristics for gymnasts of individual programs. Besides, com-
positions of domestic sportswomen differ in the highest complexity and exceed real request of the existing rules of competitions. This article is devoted to the model characteristics of components of mastery taking into account modern requirements.
Keywords: group exercises, all-round competitions, model characteristics, complexity of competitive programs, execution.
Художественная гимнастика является одним из наиболее динамически развивающихся видов спорта. Она сочетает удивительную красоту и изящество исполнительниц и потрясающую сложность элементов, особенно ярко это проявляется в групповых упражнениях. Лидерство российских гимнасток на мировой арене обеспечивается, в том числе, тем, что спортивная наука держит руку на пульсе всех новых веяний и изменений в художественной гимнастике и немедленно делает их достоянием тренеров-практиков [1-7].
На чемпионате мира 2014 по художественной гимнастике в многоборье групповых программ результаты распределились следующим образом (таблица 1), победителями стали гимнастки Болгарии, набравшие наибольшую сумму балов за два упражнения, в каждом из которых показали стабильные, но только третьи результаты. Разброс оценок в двух программах многоборья у спортсменок других стран был более значительным (Италия - 1-е и 4-е место; Беларусь - 5-е и 2-е место; Россия 11-е и 1-е место; Испания - 2-е и 16-е место и т.п.). Представленные результаты дали основание более подробно рассмотреть оценки, составляющие окончательную сумму баллов чемпионок и призеров в групповом многоборье на чемпионате мира 2014 года.
Средняя оценка гимнасток групп, попавших в финал в упражнениях с десятью булавами составляла 17,095 балла, а в упражнениях с тремя мячами и двумя лентами эта оценка оказалась несколько ниже - 16,797 балла. Следует отметить, что попадание оценок гимнасток в зону средних показателей, характерных для лидеров мирового уровня, подтверждает высокую подготовленность представительниц разных национальных команд, однако они не могут быть модельным ориентиром для тех, кто претендует на победу. Теоретическая модель в каждом из видов многоборья составляет 20,0 балла, однако на рассматриваемых соревнованиях самые высокие оценки показали гимнастки Италии 17,216 балла (с 10-ю булавами) и России 17,816 балла (с 3-мя мячами и 2-мя лентами), что значительно ниже максимально возможного результата. Это подтверждает необходимость поиска компонентов как в содержании соревновательных программ, так и в исполнительском мастерстве гимнасток, совершенствование подготовки в которых позволит максимально возможно приблизиться к идеальной модели.
Таблица 1
Модельные характеристики и общие оценки гимнасток групповых программ в
многоборье чемпионата мира 2014 (Измир)
Место в мно- Страна Модельная общая D+ Е = общая оценка (рейтинг в виде соревнований)
гоборье многоборья 10 булав 3 мяча + 2 ленты Многоборье
Общая Модель
1 Болгария 17,133 (3) 17,316 (3) 34,449
2 Италия 17,216 (1) 17,066 (4) 34,282
3 Беларусь 16,750 (5) 17,383 (2) 34,133
4 Россия 16,133 (11) 17,816 (1) 33,949
5 Израиль 16,800 (4) 16,966 (5) 33,766
6 Азербайджан 20,000 16,466 (6) 16,866 (6) 33,332
7 Украина 16,400 (8) 16,716 (7) 33,116 40,000
8 Япония 16,100 (12) 16,633 (8) 32,733
9 Германия 16,433 (7) 16,116 (10) 32,549
10 КНР 16,266 (9) 16,233 (9) 32,499
11 Испания 17,183 (2) 14,733 (16) 31,916
Средняя оценка гимнасток финалисток восьми лидирующих групп в отдельных видах многоборья 17,095 16,797 33,720
Для определения модельных показателей по оценкам трудности (Б) и исполнительского мастерства (Е) мы представим каждую из них в соответствии с рейтингом от большей оценки к меньшей (таблицы 2 и 3). Изучение оценок трудности, показанных в многоборье групповых программ показывает, что ценность упражнений, определяемая по выполненным элементам, у высококвалифицированных гимнасток разных национальных федераций отличается несущественно и очень близка к средним показателям. Средняя оценка трудности в упражнениях с десятью булавами составляет 8,377 балла, а в упражнении с тремя мячами и двумя лентами - 8,400 балла. У групп лидеров оценка за трудность выше, но преимущество составляет не более +0,25 балла. Исключением была оценка сложности сборной команды России, получившей по этому критерию в упражнении с тремя мячами и двумя лентами наивысшую оценку - 9,000 балла. Однако, ошибки, допущенные гимнастками в упражнении с 10-ю булавами снизили общий результат, из-за уменьшения окончательной общей оценки на 0,6 балла.
Таблица 2
Модельные характеристики и общие оценки трудности (Б) групповых программ
гимнасток в многоборье чемпионата мира 2014
Страна Модельная оценка Виды мн огоборья Многоборье
трудности каждом виде 10 булав 3 мяча + 2 ленты Общая Модель
Россия 8,600 9,000 17,600
Италия 8,650 8,600 17,250
Беларусь 8,450 8,750 17,20
Болгария 8,500 8,650 17,150
Израиль 8,400 8,400 16,800
Украина 10,000 8,200 8,550 16,750
Азербайджан 8,200 8,400 16,600 20,000
Япония 8,200 8,300 16,500
КНР 8,200 8,200 16,400
Испания 8,550 7,700 16,250
Германия 8,200 7,850 16,050
Средняя оценка трудности в групповых программах 8,377 8,400 16,777
Оценки гимнасток групповых программ на чемпионате мира 2014, полученные за исполнение представлены в таблице 3.
Таблица 3
Модельные характеристики и общие оценки исполнения (Е) групповых программ
гимнасток в многоборье чемпионата мира 2014
Страна Модельная оценка Виды многоборья Многоборье
исполнения в каждом виде 10 булав 3 мяча + 2 ленты Общая Модель
Болгария 8,633 8,666 17,299
Италия 8,566 8,466 17,032
Израиль 8,400 8,566 16,966
Россия 8,133 8,816 16,949
Беларусь 8,300 8,633 16,933
Азербайджан 10,000 8,266 8,466 16,732
Германия 8,233 8,266 16,499 20,000
Украина 8,200 8,166 16,366
Испания 8,633 7,633 16,266
КНР 8,066 8,033 16,099
Япония 7,900 8,333 15,933
Средняя оценка исполнения гимнасток групповых программ 8,303 8,368 16,643
Рейтинг групп, представляющих разные страны, дан с учетом уменьшения суммы оценок за исполнения в двух видах соревнований. Гимнастки Болгарии, завоевавшие золотую медаль в групповом многоборье, имели лучший результат в сумме оценок исполнения (обе оценки Е в видах многоборья у них превышают среднюю оценку финалисток
на 0,3 балла). У гимнасток всех остальных групп одно из выступлений было менее удачным, чем другое. Самую высокую оценку Е - 8,816 балла получила группа из России в упражнении с тремя мячами и двумя лентами. У всех лидеров художественной гимнастики оценки исполнительского мастерства в групповых упражнениях близки к средним результатам и не могут быть использованы в качестве модельных, так как они более чем на 1,5 балла ниже максимально возможной десятибалльной оценки. Победителями чемпионата мира 2014 стали спортсменки, выполнившие упражнения без грубых ошибок и потерь предметов. Представленные факты должны быть учтены при планировании учебно-тренировочного процесса сборной команды России с целью совершенствования технической подготовленности и надежности исполнения соревновательных упражнений. Эта проблема также может быть решена за счет совершенствования синхронности исполнения гимнастками всех элементов и движений.
Подводя итог обсуждению результатов многоборья в групповых программах отметим, что обобщенные модели оценок сложности (близкие к среднегрупповым результатам) нельзя признать достаточными для получения приоритета на международных соревнованиях. Курс Российской сборной, направленный на приближение содержания групповых программ по сложности, исполнению и артистичности к оценкам, демонстрируемым гимнастками индивидуальных программ, а также на максимально возможное приближение всех критериев соревновательных оценок к модельному 10, 0 - балльному показателю, следует признать перспективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-93.
2. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.
3. Винер, И.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.
4. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Вене / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Н.И. Кузьмина, Е.А. Пирожкова, Е.Ю. Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 151-154.
5. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Киеве / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Т.К. Сахарнова, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 167-170.
6. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Баку / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 164-168.
7. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Измире / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 128-132.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
2. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
3. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
4. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
6. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.
7. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2015.
УДК 796.342.082
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ТЕННИСИСТОВ 12-14 ЛЕТ С УЧЕТОМ СМЕНЫ ПОКРЫТИЯ КОРТА
Ольга Николаевна Кудря, доктор биологических наук, доцент, Евгения Вячеславовна Филимонова, преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
Разработана методика развития специальной (скоростно-силовой) выносливости теннисистов 12-14 лет в условиях смены покрытия корта. Предложена схема использования нагрузок различной направленности. Методика реализуется за счет использования 6 комплексов различной направленности.
Ключевые слова: теннисисты 12-14 лет, скоростно-силовая выносливость, корты с разным типом покрытий.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p80-85
TRAINING TO SPEED-STRENGTH ENDURANCE OF THE TENNIS PLAYERS AGED 12-14 YEARS IN THE PRECOMPETITIVE PERIOD TAKING INTO ACCOUNT THE CHANGE OF THE COURT COVERING
Olga Nikolaevna Kudrya, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Eugenia Vyacheslavovna Filimonova, the lecturer, The Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk
Annotation
The methodology of training to the special (speed-strength) endurance of the tennis players aged 12-14 years under the change of court covering has been developed. A scheme for the loads of different directions application has been offered. The technique is implemented through the use of 6 complexes of various orientations.
Keywords: tennis players aged 12-14 years old, speed-strength endurance, courts with different types of coatings.
ВВЕДЕНИЕ
В современном теннисе соревнования проводятся на покрытиях, среди которых выделяют быстрые и медленные. Скорость и высота отскока мяча зависит от характера покрытия, что влияет на эффективность игровой деятельности спортсменов.
Данные литературы и результаты предварительных исследований соревновательной и тренировочной деятельности показывают значимость развития у юных теннисистов выносливости к нагрузкам скоростно-силового характера, выполняемым в зоне большой мощности применительно к условиям смены покрытия корта [1]. Однако, во-