3. Gellershteyn, S.G. (1958), Timing and speed of the motor response, publishing house "Medg-iz", Moscow, USSR.
4. Golomazov, S.V. (2003), Kinesiology of precision actions of the person, publishing house "SportAcademPress", Moscow.
5. Karasyova, M.V. (2009), Solfeggio - psychotechnology of development of ear for music, Composer, Moscow.
6. Kikoin, A.K. (1983), "Energy and volume of sound", Quantum, No. 12, pp. 28-30.
7. Korolkov, A.N. (2012), "Analysis feelings efforts in the game of minigolf", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 54-56.
8. Korolkov, A.N. (2012), "Some didactic features of assimilation of game actions in golf', Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 40-43.
9. Korolkov, Nikitushkin, V.G. and Kulkova, I.V. (2013), "Increase of productivity in golf by method of touch isolation", Sports psychologist, No. 3, pp. 36-39.
10. Korolkov A.N. (2013), "Training of the kinesthetic exertions in putting and minigolf", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.98, No. 4, pp. 58-62.
11. Korolkov, A.N. (2013), Physical training in golf, LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken, Germany.
12. Farfel V.S. (2011), Management of the movements in sport, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.01.2015.
УДК 796.412.2
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ГИМНАСТОК ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ВЫСТУПАЮЩИХ В МНОГОБОРЬЕ
Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, Почётный судья FIG, Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Гульнара Рафаильевна Айзятуллова, кандидат педагогических
наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Наталья Ивановна Кузьмина, кандидат педагогических наук, Заслуженный тренер России, Президент технического комитета по художественной гимнастике Международной федерации гимнастики, Москва
Аннотация
Общие тенденции развития художественной гимнастики предопределяют необходимость уточнения содержания подготовки, постоянной коррекции её компонентов, направленных на достижение максимальных спортивных результатов. Модельные характеристики являются ориентиром, позволяющим эффективно решать целевые задачи тренировки высококвалифицированных гимнасток и сохранять лидирующие позиций на международной арене. Отечественные гимнастки являются признанными лидерами на международной арене и их достижения являются ориентиром-моделью для гимнасток других стран. Однако сохранение лидерства невозможно без разработки эталонов индивидуальных моделей, уточненных на основе более высоких требований, предъявляемых как к спортсменкам, так и к системе их подготовки.
Ключевые слова: индивидуальная программа, сложность соревновательных композиций, модельные характеристики, компоненты исполнительского мастерства, виды гимнастического многоборья, анализ результатов, гимнастки высокой квалификации.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p109-113
MODEL CHARACTERISTICS OF THE COMPONENTS OF MASTERY OF THE GYMNASTS OF THE INDIVIDUAL PROGRAM ACTING IN ALL-ROUND
Elena Sergeyevna Kryuchek, the candidate ofpedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG), Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honorable judge of FIG, Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Gulnara Rafailyevna Ayzyatullova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Natalya Ivanovna Kuzmina, the candidate of pedagogical sciences, Honored trainer of Russia, President of technical committee on rhythmic gymnastics of International Federation of Gymnastics, Moscow
Annotation
The general tendencies of development of rhythmic gymnastics predetermine the need in specification of the content of preparation, continuous correction of its components directed at achievement of the maximum sports results. Model characteristics are the reference point allowing to solve effectively the target problems of training of highly skilled gymnasts and to keep leading positions on the international scene. Domestic gymnasts are recognized leaders on the international scene and their achievements are the reference point model for gymnasts of other countries. However, preservation of leadership is impossible without development of the standards of the individual models specified on the basis of more great demands made both to sportswomen and to system of their preparation.
Keywords: individual program, complexity of competitive compositions, model characteristics, mastery components, types of all-around gymnastics, analysis of results, gymnasts of high qualification.
Текущий годичный цикл для спортсменов является предолимпийским. Соревнования по многоборью входят в программу Игр Олимпиады. Поэтому в данной статье раскрываются вопросы, связанные с уточнением модельных характеристик компонентов исполнительского мастерства гимнасток.
Известно, что в условиях соревнований в полной мере проявляются положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменок в разных видах многоборья. Уточнение содержания системы подготовки к наиболее значимым соревнованиям возможно только при глубоком изучении результатов соревнований каждой гимнастки с учетом отличительных индивидуальных признаков её соревновательной деятельности [16].
Как показал анализ результатов многоборья, показанных лидерами мировой художественной гимнастики на чемпионате мира 2014 года [7], спортивные достижения зависят от важных основополагающих характеристик соревновательной деятельности (таблица 1).:
- оценок за сложность;
- оценок за исполнение и артистичность;
- а также сбавок из общей оценки, производимых при неудачном выступлении
Идеальными модельными характеристиками многоборья являются общие оценки,
наиболее полно приближающиеся в каждом виде соревнований к 20,000 баллам, а комплексная оценка многоборья - к 80,000 баллам.
Каждая гимнастка в своих соревновательных программах стремится продемонстрировать высокий уровень подготовленности, виртуозно исполняя элементы, определяющие сложность (D) упражнения. Оценки сложности, показанные в разных видах соревнований, независимы друг от друга, однако следует отметить, что результаты призеров соревнований в большей степени приближены к идеальному модельному показателю - 10,00 баллам.
Таблица 1
Модельные характеристики исполнительского мастерства и результативность выступлений финалисток индивидуальной программы
в многоборье чемпионата мира 2014 (Измир)
Спортсменка Страна Б+ Е общая оценка (рейтинг в виде соревнований)
Модельная общая оценка в каждом виде многоборья - 20,00 баллов Модельная общая оценка в многоборье -80,00 баллов
Обруч Мяч Булавы Лента общая оценка в многоборье
Кудрявцева Я. Россия 19,000 (1) 18,800 (1) 18,916 (1) 18,550 (2) 75,266 (1)
Мамун М. Россия 18,316 (2) 18,600 (2) 18,450 (2) 18,783 (1) 74,149 (2)
Ризатдинова Г. Украина 18,166 (3) 17,983 (3) 18,200 (3) 18,100 (3) 72,449 (3)
Сон Е. Корея 17,950 (5) 17,350 (6) 17,800 (4) 17,833 (4) 70,933 (4)
Денг С. Китай 17,800 (6) 17,200 (8) 17,450 (6) 17,316 (6) 69,766 (5)
Дурунда М. Азерб. 17,500 (7) 17,566 (4) 17,666 (5) 16,833 (12) 69,565 (6)
Станюта М. Беларусь 18,000 (4) 17,266 (7) 16,650 (13) 17,566 (5) 69,482 (7)
Галкина К. Беларусь 17,166 (11) 17,383 (5) 17,300 (9) 16,850 (10) 68,699 (8)
Средняя оценка 17,987 17,769 17,804 17,729 71,289
Результаты оценок сложности всех спортсменок лидирующей группы в индивидуальном многоборье (финалисток) на чемпионате мира 2014 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Модельные характеристики и оценки сложности финалисток
Место Спортсменка страна Оценки за сложность - Б (баллы)
Оценка в многоборье Модельная оценка в виде соревнований - 10 баллов
Обруч Мяч Булавы Лента
1. Кудрявцева Я. Россия Модельная -40,000 9,500 9,400 9,450 9,250
2. Мамун М. Россия 9,100 9,300 9,250 9,450
3. Ризатдинова Г. Украина 9,100 8,950 9,100 9,000
4. Сон Е. Корея 8,950 8,650 8,800 8,900
5. Денг С. Китай 8,800 8,400 8,550 8,450
6. Дурунда М. Азербайджан 8,700 8,700 8,800 8,100
7. Станюта М. Белоруссия 8,900 8,600 7,950 8,600
8. Галкина К. Белоруссия. 8,300 8,550 8,400 8,150
Средняя оценка 35,263 8,918 8,818 8,787 8,737
Как видно из представленных материалов, в рассматриваемой совокупности спортсменок высокой квалификации, можно выделить три группы, в каждую из которых входят гимнастки с близкой структурой соревновательной деятельности:
- в первую, лидирующую группу входят спортсменки, показывающие выдающиеся результаты, достигнутые за счет стабильных оценок сложности значительно превышающих средние оценки финалисток во всех видах многоборья. Дальнейшее совершенствование этих гимнасток будет заключаться в сохранении достигнутого уровня технической подготовленности, еще большем усложнении соревновательных программ, отвечающих всем требованиям к высокому качеству исполнения элементов, а также в максимальном приближении оценок трудности к модельной оценке (10, баллов) в каждом виде многоборья;
- вторая группа спортсменок, претендующая на достижение призовых мест в соревнованиях мирового уровня, характеризуется относительно стабильными оценками
сложности в видах многоборья, близкими к средним оценкам финалисток. Эталонными для таких гимнасток будут оценки гимнасток лидеров;
- третья группа гимнасток высокой квалификации, показывает результаты, либо стабильные и совпадающие со средне групповыми оценками, либо средние, но не стабильные результаты в разных видах многоборья (как правило, одна или две оценки у них находятся в зоне ниже средней).
Оценки за исполнение (которые также включаются и критерии артистичности спортсменок), показанные в видах соревнований индивидуального многоборья, составляют 51% от величины общей оценки. Эти показатели достаточно существенно влияют на рейтинг гимнасток - лидеров Чемпионата мира 2014 года (таблица 3). Можно констатировать, что у гимнасток, отнесенных к лидирующей в соревновании первой группе, результаты во всех видах многоборья относительно стабильны и превышают средние оценки. Так у чемпионки мира Яны Кудрявцевой это превышение составляет от 0,44 до 0,66 балла.
Таблица 3
Модельные характеристики и оценки исполнения и артистичности финалисток
индивидуальной программы в многоборье чемпионата мира 2014 (Измир)
Место Спортсменки Страна Оценки за исполнение и артистичность - Е (баллы)
Оценка в многоборье Модельная оценка в виде соревнований - 10 баллов
Обруч Мяч Булавы Лента
1. Кудрявцева Я. Россия Модельная -40,000 9,500 9,400 9,466 9,300
2. Мамун М. Россия 9,216 9,300 9,200 9,333
3. Ризатдинова Г. Украина 9,066 9,033 9,100 9,100
4. Сон Е. Корея 9,000 8,700 9,000 8,933
5. Денг С. Китай 9,000 8,800 8,900 8,866
6. Дурунда М. Азербайджан 8,800 8,866 8,866 8,733
7. Станюта М. Белоруссия 9,100 8,666 8,700 8,966
8. Галкина К. Белоруссия 8,866 8,833 8,900 8,700
Средняя оценка 36,026 9,068 8,949 9,016 8,991
Вторую группу составляют гимнастки, у которых оценки за исполнение близки к средним оценкам финалисток. Рейтинг спортсменок этой группы зависит от более высокого или более низкого уровня оценок в одном или двух видах соревнований. Разброс оценок у гимнасток этой группы от средней величины составляет от +0,24 до -0,16 балла.
Подводя итог сказанному выше, подчеркнём что прогнозирование результатов будущих чемпионок мира, Игр ХХХ1 Олимпиады (2016 года) и коррекция тренировочного процесса, обеспечивающего подготовку таких лидеров возможно только с учетом модельных оценок сложности и исполнения упражнений (10,0 балла) и индивидуальных моделей, достигнутых гимнастками первого уровня (победителями соревнований мировой художественной гимнастики). Ориентировка при разработке содержания и стратегии подготовки к главным соревнованиям олимпийского цикла на групповые и обобщенные модели, характерные для спортсменок высокой квалификации, претендующих на участие в финальных соревнованиях, не обеспечит достижения высших результатов на соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-93.
2. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.
3. Винер, И.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А Пирожкова // Ученые за-
писки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.
4. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Вене / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Н.И. Кузьмина, Е.А. Пирожкова, Е.Ю. Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 151154.
5. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Киеве / Р. Н. Терехина, И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Т. К. Сахарнова, Е. А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 167-170.
6. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Баку / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 164-168.
7. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Измире / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 128-132.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
2. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
3. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
4. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
6. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Winer-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.
7. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Winer-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.01.2015.
УДК 796.011+796.921
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ КОМПОНЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ Ирина Витальевна Мельникова, аспирант,
Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Уже в дошкольном возрасте возможно обучение детей способам передвижения на лыжах. Анализ литературных источников показал отсутствие научно-обоснованной методики обучения дошкольников ходьбе на лыжах, которая учитывала бы изменения, связанные с появлением пластиковых лыж и современного лыжного инвентаря. В статье представлены результаты исследова-