Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИОННОЙ БОРЬБЕ САХА'

К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИОННОЙ БОРЬБЕ САХА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАПСАГАЙ / БОРЬБА НА ПОЯСАХ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захаров Александр Александрович, Яковлев Яков Ильич

Активная пропаганда и развитие традиционных игр и состязаний с наложением спортивного статуса ведет к существенным изменениям правил и канонов заложенных во внутреннюю сущность традиционных игр и состязаний. Как показывает исторический опыт, унификация якутских традиционных видов борьбы в 20-30 гг. прошлого века, в частности разработка единых правил, способствовала тому, что в 1945 году были выделены и сформулированы правила по двум якутским традиционным видам борьбы: курдаhан тустуу (борьба на поясах) и хапсагай. В этой связи мы предполагаем, что процессы унификации и спортизации традиционных якутских видов борьбы могли стать причиной утраты самобытных местных вариантов и правил ведения борьбы, так как в разных районах, в различных группах населения, несомненно, были свои неписанные правила борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Захаров Александр Александрович, Яковлев Яков Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE TRADITIONAL WRESTLING OF THE SAKHA

Active promotion and development of the traditional games and competitions with the imposition of sports status leads to significant changes in the rules and canons embedded in the inner essence of traditional games and competitions. As historical experience shows, the unification of the Yakut traditional types of wrestling, which took place in the 20-30s of the last century, in particular the development of uniform rules, contributed to the fact that in 1945 the rules were singled out and formulated only for two Yakut traditional types of wrestling: kurdahan tustuu (belt wrestling) and hapsagay. In this regard, we assume that the processes of unification and sportization of traditional Yakut types of wrestling could cause the loss of original local options and rules for wrestling, since different areas, among different groups of the population, undoubtedly had their own unwritten rules of wrestling.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИОННОЙ БОРЬБЕ САХА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринов С.Ю. Олимпийское образование в процессе воспитания спортивно-гуманистической культуры личности / С.Ю. Баринов //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66),. - С. 120-125.

2. Ефременков К.Н. Особенности контекстного (междисциплинарного) подхода в школьном олимпийском образовании / К.Н. Ефременков, И.А. Ефременкова, Т.М. Брук //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С.136-139.

3. Ефременков К.Н. Преобразование олимпийских ценностей в современных условиях по оценкам студентов спортивных вузов / К.Н. Ефременков, А.В. Шукаева // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 76.

4. Лубышева Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества / Л.И. Лу-бышева // "Молодежь - наука - олимпизм" : материалы Международного форума. - Москва, 1998. -С. 146-147.

5. Столяров В.И. Теоретические основы спортивной культуры студентов : монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. - Москва : Спартианский Гуманистический Центр ГЦОЛИФК, 2009. - 216 с.

6. Столяров В. Концепция олимпийского образования (многолетний опыт разработки и внедрения в практику) / Владислав Столяров // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - № 2. - С. 3035.

REFERENCES

1. Barinov S,Yu. (2010), "Olympic education in the process of educating a sports and humanistic culture of personality", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 8 (66), рр. 120-125.

2. Efremenkov, K.N., Efremenkova, I.A. and Brook, T.M. (2022), "Features of the contextual (interdisciplinary) approach in school Olympic education", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), рp. 136-139.

3. Efremenkov, K.N. and Shukaeva, A.V. (2022), "Transformation of Olympic values in modern conditions according to the estimates of students of sports universities", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 76.

4. Lubysheva L.I. (1998), "Olympic Culture Values and Youth Education", "Youth - Science -Olympism", proceedings of the International Forum, Moscow, pp. 146-147.

5. Stolyarov, V.I. and Barinov S.Yu. (2009), Theoretical foundations of students' sports culture, monograph, : Spartian Humanistic Center of SCOLIPE, Moscow.

6. Stolyarov, V. (2007), "The concept of Olympic education (many years of experience in the development and implementation in practice)", Science in Olympic sports, No. 2, pp. 30-35.

Контактная информация: smolirina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2022

УДК 796.81

К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИОННОЙ БОРЬБЕ САХА

Александр Александрович Захаров, кандидат педагогических наук, доцент; Яков Ильич

Яковлев, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет имени

М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

Активная пропаганда и развитие традиционных игр и состязаний с наложением спортивного статуса ведет к существенным изменениям правил и канонов заложенных во внутреннюю сущность традиционных игр и состязаний. Как показывает исторический опыт, унификация якутских традиционных видов борьбы в 20-30 гг. прошлого века, в частности разработка единых правил, способствовала тому, что в 1945 году были выделены и сформулированы правила по двум якутским традиционным видам борьбы: курдаhан тустуу (борьба на поясах) и хапсагай. В этой связи мы предполагаем, что процессы унификации и спортизации традиционных якутских видов борьбы могли стать причиной утраты самобытных местных вариантов и правил ведения борьбы, так как в

разных районах, в различных группах населения, несомненно, были свои неписанные правила борьбы.

Ключевые слова: хапсагай, курдаhан тустуу, борьба на поясах, национальные виды спорта. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p150-153

TO THE QUESTION OF THE TRADITIONAL WRESTLING OF THE SAKHA

Alexander Alexandrovich Zakharov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yakov Ilyich Yakovlev, the senior teacher, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract

Active promotion and development of the traditional games and competitions with the imposition of sports status leads to significant changes in the rules and canons embedded in the inner essence of traditional games and competitions. As historical experience shows, the unification of the Yakut traditional types of wrestling, which took place in the 20-30s of the last century, in particular the development of uniform rules, contributed to the fact that in 1945 the rules were singled out and formulated only for two Yakut traditional types of wrestling: kurdahan tustuu (belt wrestling) and hapsagay. In this regard, we assume that the processes of unification and sportization of traditional Yakut types of wrestling could cause the loss of original local options and rules for wrestling, since different areas, among different groups of the population, undoubtedly had their own unwritten rules of wrestling.

Keywords: hapsagay, kurdahan tustuu, belt wrestling, traditional sports.

Первые подлинно научные описания якутского национального праздника Ысыах, основанные на личных наблюдениях, принадлежат перу выдающихся исследователей Сибири, участников 2-й Камчатской экспедиции Иоганн Георг Гмелина и Герхард Фридрих Миллера. Именно Г.Ф. Миллеру, а также переводчику 2-й Камчатской экспедиции Илье Петровичу Яхонтову принадлежат первые описания о якутских национальных физических играх и забавах, которые проводились во время праздника Ысыах [3, 4].

Можно предположить, что в те времена, имея общее видовое единство, правила и условия проведения игр и состязаний среди различных групп населения могли значительно отличаться. В этой связи, письменные описания якутских традиционных игр и физических упражнений, составленные Иваном Дмитриевичем Балановым в 1926 году, дали возможность организовать массовые спортивные мероприятия по единым правилам. Так, первые официальные соревнования по якутским традиционным играм и забавам были проведены в 1927 году, 10 апреля 1927 года областной комитет партии принял постановление «О проведении летних праздников Ысыах». На Ысыахе надлежало широко организовать соревнования по традиционным играм и забавам [5].

Особо следует отметить то, что по описаниям 1926 года перетягивание палки культивировалось между обоих полов, как мужского, так и женского, а борьба тогда называлась просто «Якутская борьба» и по описанию И.Д. Баланова борцы старались завалить соперника на землю, схватившись за передний край пояса. Таким образом, именно с 1926 года начинается процесс спортизации якутских традиционных игр и забав. Далее в 1932 году были описаны и утверждены правила по некоторым национальным видам спорта, составитель Никифоров Федор Николаевич. По этим правилам были проведены Всеякут-ские спартакиады 1932, 1935, 1937 гг. В описании правил борьбы 1932 года под заголовком «Якутская национальная борьба «хапсагай» (вольная борьба)» написано: «....

6. Хватание за одежду не допускается (бороться следует лучше всего голыми в трусиках).

7. Борьба, перешедшая в борьбу на поясах, дольше полминуты не допускается. Противники должны разойтись и начать снова.»

Следовательно, по правилам борьбы 1932 года были внесены запреты на захваты за одежду и ограничения при борьбе захватом за пояс. И уже в правилах 1945 года (составители Е.К. Суровецкий, Г.Р. Десяткин) борьба уже была разделена на два отдельных ви-

да: курдаИан тустуу и хапсагай. По этим правилам перетягивание также было разделено на два вида: перетягивание на палках, перетягивание за веревочное кольцо.

Здесь хочется отметить известный экспонат Британского музея композицию «Ысыах», выполненную из бивня мамонта в середине XIX века. В данной композиции поза, в которой борцы стоят в захвате за сыалыйа (штанина), характерна для видов борь-

Рисунок - Фрагмент композиции «Ысыах»

Таким образом, проведенный краткий обзор описаний якутской традиционной борьбы начала XX века показал, что современные правила борьбы хапсагай, в котором не разрешены захваты за одежду (спортивные шорты) и в экипировке борца отсутствует пояс, значительно различаются от вышеупомянутых описаний якутской традиционной борьбы. Как известно, активная пропаганда и развитие традиционных игр и состязаний с наложением спортивного статуса ведет к существенным изменениям правил и канонов заложенных во внутреннюю сущность традиционных игр и состязаний [1]. Следовательно, мы не можем однозначно утверждать, как в те далекие времена, по каким правилам проводились состязания по борьбе и как тогда назывался традиционный вид якутской борьбы, так как ни в одном этнографическом источнике XVII-XIX веков название традиционной якутской борьбы не встречается.

Существенным фактом того, что в конце XIX века традиционная якутская борьба не называлась «хапсагай» является то, что в фундаментальном словаре якутского языка, составленным этнографом и лингвистом Пекарским Э.К., слово «хапсагай» переводится с якутского как «хваткий, ловкий, прыткий, проворный». При этом никакого указания на то, что этим словом именуют какой-либо вид борьбы или иной двигательной активности нет, и вплоть до XX века «хапсагай» не обозначал борьбу, являясь лишь прилагательным [2].

Таким образом, мы считаем, что до 20-30 гг. XX века якутская традиционная борьба включала элементы борьбы, допускающие захваты за штанину (сыалыйа) и пояс. В то же время активная работа по унификации традиционных видов борьбы в 20-30 гг. прошлого века, в частности разработка единых правил, способствовала тому, что в 1945 году были выделены и сформулированы правила по двум якутским традиционным видам борьбы: курдаИан тустуу (борьба на поясах) и хапсагай. В этой связи мы предполагаем, что процессы унификации и спортизации традиционных якутских видов борьбы могли стать причиной утраты самобытных местных вариантов и правил ведения борьбы, так как в разных районах, в различных группах населения, несомненно, были свои неписанные правила борьбы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Захаров А.А. О путях сохранения этнической самобытности национальных видов спорта на современном этапе развития / А.А. Захаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 66-69.

2. К вопросу об истории якутской национальной борьбы "Хапсагай" / В.А. Прошкина, П.П. Хороших, Ю.Э. Гудков, А.А. Сергиевич // Исторический журнал: научные исследования. -

2016. - № 5. - С. 599-604.

3. Шипилов, И.А. Переводчик Второй Камчатской экспедиции И.П. Яхонтов как исследователь Сибири / И.А. Шипилов // Проблемы сохранения отечественной духовной культуры в памятниках письменности XVI-XXI вв.. - Новосибирск : Полиграфическая компания "Апостроф",

2017. - С. 291-300.

4. Элерт, А.Х. Якутский праздник Ысыах в описаниях участников Второй Камчатской экспедиции / А.Х. Элерт // Источники по русской истории и литературе: Средневековье и Новое время. - Новосибирск : Издательство Сибирского отделения РАН, 2000. - С. 255-271.

5. Яковлев, Я.И. Хронология изучения национальных игр Саха с первой половины 18 века до 30-х годов 20 века / Я.И. Яковлев, М.И. Борохин, И.И. Друзьянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 383-388.

REFERENCES

1. Zakharov, A.A. (2013), "About the ways of conservation of ethnic originality of traditional sports at the modern stage of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 66-69.

2. Proshkina, V.A., Khoroshikh, P.P., Gudkov, Yu.E. and Sergievich, A.A. (2016), "On the issue of the history of the Yakut national wrestling "Khapsagai"", Historical journal: scientific research, No. 5, pp. 599-604.

3. Shipilov, I.A. (2017), "Translator of the second kamchatka expedition I.P. Yakhontov as explorer of Siberia", Problems of Preservation of Domestic Spiritual Culture in the Written Monuments of the 16th-21st Centuries, Printing company "Apostrophe", Novosibirsk, pp. 291-300.

4. Elert, A. Kh. (2000), "The Yakut holiday Ysyakh in the descriptions of the participants of the Second Kamchatka Expedition", Sources on Russian history and literature: the Middle Ages and Modern times, Publishing House of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, pp. 255-271.

5. Yakovlev, Ya. I., Borokhin, M. I. and Druzyanov, I. I. (2019), "Chronology of studying of national games Sakha from the first half of the 18th century to the 30th years of the 20th century", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 383-388.

Контактная информация: alalza@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2022

УДК 797.12

ГРЕБЛЯ-ИНДОР КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СПОРТА В ВЕТЕРАНСКОМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ЗИМНЕГО МОРСКОГО МНОГОБОРЬЯ

Игорь Васильевич Зуб, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург; Александр Васильевич Иваненко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург

Аннотация

Во многих видах спорта происходит объединение ветеранов спорта в движение, которое получило во всех странах мира название «Masters», которое набирает популярность и в нашей стране. Ветераны спорта поддерживают здоровый образ жизни, участвуют в соревнованиях и других спортивно-массовых мероприятиях. Ветеранскому движению морских многоборцев более 20 лет. За этот срок накоплен опыт поддержания спортивной формы ветеранов. Кроме классических видов зимнего комплекса морского многоборья, в одном из зимних турниров Федерация морского многоборья Санкт-Петербурга заменила бег на греблю-индор. В работе проанализированы результаты выступления и проведено сравнение за 10 лет выступления ветеранов по гребле-индор и гребле на ял-2, а также было проведено анкетирование и интервьюирование спортсменов. Анализируя ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.