Научная статья на тему 'РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРАВИЛ ТРАДИЦИОННОГО ВИДА БОРЬБЫ САХА'

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРАВИЛ ТРАДИЦИОННОГО ВИДА БОРЬБЫ САХА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАПСАГАЙ / КУРДАHАН ТУСТУУ / СЫАЛЫЙА / ЫСЫАХ / БОРЬБА НА ПОЯСАХ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / БОРЬБА / ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захаров Александр Александрович, Яковлев Яков Ильич

В статье предпринята попытка реконструировать старинные правила традиционного вида борьбы народа Саха. Авторы отмечают, что активная пропаганда и развитие традиционных игр и состязаний с наложением спортивного статуса ведет к существенным изменениям правил и канонов, заложенных во внутреннюю сущность традиционных игр и состязаний. Так, любой вид физической активности, в том числе этнические виды состязаний, игры с получением статуса «вид спорта», во-первых, выходят за рамки национальных, этнических границ, во-вторых, «видам спорта» характерны частые изменения и обновления правил состязаний, в угоду различным «благим» целям, как: «популяризация», «снижение травм» и т. д. Как показывает исторический опыт, унификация якутских традиционных видов борьбы в 20-30 гг. прошлого века, в частности разработка единых правил, способствовала тому, что в 1945 г. были выделены и сформулированы правила по двум якутским традиционным видам борьбы: курдаhан тустуу (борьба на поясах) и хапсагай. Однако, выделение двух отдельных видов спорта не способствовало развитию обоих видов спорта, и на сегодня, курдаhан тустуу (борьба на поясах) практически забыт в нашей республике. Следовательно, авторы утверждают, что до 20-30 гг. XX в. якутская традиционная борьба включала элементы борьбы, допускающие захваты за штанину (сыалыйа) и за пояс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Захаров Александр Александрович, Яковлев Яков Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF THE RULES OF THE TRADITIONAL WRESTLING OF THE SAKHA

The article attempts to reconstruct the ancient rules of the traditional type of wrestling of the Sakha people. The authors note that the active promotion and development of traditional games and competitions with the imposition of on official sports status leads to significant changes in the rules and canons embedded in the inner essence of traditional games and competitions. Consequently, any kind of physical activity, including ethnic types of competitions, games with the status of a «sports discipline», firstly, transcend national, ethnic boundaries, and secondly, «sports» are characterized by regular changes and updates to the rules of competitions, for the sake of various «good» goals, such as: «popularization», «injury reduction», etc. As historical experience shows, the unification of the Yakut traditional types of wrestling in the 20-30’s of the last century, in particular the development of unified rules, contributed to the fact that in 1945 rules for two traditional Yakut types of wrestling were identified and formulated: kurdahan tustuu (belt wrestling) and hapsagay. However, the designation of two separate sports did not contribute to the development of both athletic discipline, and today, kurdahan tustuu (belt wrestling) is almost forgotten in our republic. Therefore, the authors argue that up to 20-30’s of the 20th century, the Yakut traditional wrestling included elements of wrestling that allowed leg holds (syaliya)and belt holds.

Текст научной работы на тему «РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРАВИЛ ТРАДИЦИОННОГО ВИДА БОРЬБЫ САХА»

УДК 796.093.41

DOI 10.25587/SVFU.2022.85.51.008

А. А. Захаров, Я. И. Яковлев

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия e-mail: alalza@mail.ru

Реконструкция правил традиционного вида борьбы Саха

Аннотация. В статье предпринята попытка реконструировать старинные правила традиционного вида борьбы народа Саха. Авторы отмечают, что активная пропаганда и развитие традиционных игр и состязаний с наложением спортивного статуса ведет к существенным изменениям правил и канонов, заложенных во внутреннюю сущность традиционных игр и состязаний. Так, любой вид физической активности, в том числе этнические виды состязаний, игры с получением статуса «вид спорта», во-первых, выходят за рамки национальных, этнических границ, во-вторых, «видам спорта» характерны частые изменения и обновления правил состязаний, в угоду различным «благим» целям, как: «популяризация», «снижение травм» и т. д. Как показывает исторический опыт, унификация якутских традиционных видов борьбы в 20-30 гг. прошлого века, в частности разработка единых правил, способствовала тому, что в 1945 г. были выделены и сформулированы правила по двум якутским традиционным видам борьбы: курдаhан тустуу (борьба на поясах) и хап-сагай. Однако, выделение двух отдельных видов спорта не способствовало развитию обоих видов спорта, и на сегодня, курдаhан тустуу (борьба на поясах) практически забыт в нашей республике. Следовательно, авторы утверждают, что до 20-30 гг. XX в. якутская традиционная борьба включала элементы борьбы, допускающие захваты за штанину (сыалыйа) и за пояс.

Ключевые слова: хапсагай, курдаhан тустуу, сыалыйа, ысыах, борьба на поясах, национальные виды спорта, борьба, правила соревнований.

Для цитирования: Захаров А. А., Яковлев Я. И. Реконструкция правил традиционного вида борьбы Саха // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2022, № 3 (29). С. 129-137.

A. A. Zakharov, Y. I. Yakovlev

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia e-mail: alalza@mail.ru

Reconstruction of the rules of the traditional wrestling of the Sakha

Abstract. The article attempts to reconstruct the ancient rules of the traditional type of wrestling of the Sakha people. The authors note that the active promotion and development of traditional games and competitions with the imposition of on official sports status leads to significant changes in the rules and canons embedded in the inner essence of traditional games and competitions. Consequently, any kind of physical activity, including ethnic types of competitions, games with the status of a «sports discipline», firstly, transcend national, ethnic boundaries, and secondly, «sports» are characterized by regular changes and updates to the rules of competitions, for the sake of various «good» goals, such as: «popularization», «injury reduction», etc. As historical experience shows, the unification of the Yakut traditional types of wrestling in the 20-30's of the last century, in particular the development of unified rules, contributed to the fact that in 1945 rules for two traditional Yakut types of wrestling were identified and formulated: kurdahan tustuu (belt wrestling) and hapsagay. However, the designation of two separate sports did not contribute to the development of both athletic discipline, and today, kurdahan tustuu (belt wrestling) is almost forgotten in our republic. Therefore, the authors argue that up to 20-30's of the 20th century, the Yakut traditional wrestling included elements of wrestling that allowed leg holds (syaliya) and belt holds.

Keywords: hapsagay, kurdahan tustuu, syaliya, ysyakh, belt wrestling, traditional sports, wrestling, competition rules.

For citation: Zakharov A. A., Yakovlev Y. I. Reconstruction of the rules of the traditional wrestling of the Sakha // Arctic XXI century. Humanitarian sciences. 2022, No. 3 (29). P. 129-137. (In Russ.)

Введение

Первые подлинно научные описания Якутского национального праздника Ысыах, основанные на личных наблюдениях, принадлежат выдающимся исследователям Сибири, участникам 2-й Камчатской экспедиции И. Г. Гмелину и Г. Ф. Миллеру. Именно Г. Ф. Миллеру, а также переводчику 2-й Камчатской экспедиции И. П. Яхонтову принадлежат первые описания якутских национальных физических игр и развлече-

ний, которые проводились во время праздника Ысыах [8, 9]. В те далекие времена правила и условия проведения традиционных народных игр и состязаний, без сомнения, значительно отличались от современных спортивных правил.

В настоящее время, когда некоторые национальные виды спорта активно пропагандируют и развивают за пределами их исторической родины, возникает угроза утраты этнической самобытности этих видов спорта. В этой связи, как было отмечено в наших ранних публикациях, возникает необходимость в осознании, изучении и обосновании генетических скреп народных спортивных традиций с историей народа и его культурой [2, 3].

В этой связи целью данной работы является попытка реконструировать старинные правила традиционного вида борьбы народа Саха.

Методы исследования

Анализ и обобщение научно-методической литературы и архивных материалов.

Результаты исследования

Анализ литературных и архивных источников выявил, что процесс унификации традиционных игр и видов состязаний народа Саха начался в 20-ые гг. прошлого столетия. Так, письменные описания якутских традиционных игр и физических упражнений, составленные И. Д. Ба-лановым в 1926 г., позволили организовать массовые спортивные мероприятия по единым правилам. Первые официальные соревнования по якутским традиционным играм и забавам были проведены в 1927 г. Так, 10 апреля 1927 г. областной комитет партии принял постановление «О проведении летних праздников Ысыах». На Ысыахе надлежало широко организовать соревнования по традиционным играм и забавам [10].

Особо следует отметить то, что по описаниям 1926 г., традиционный вид борьбы тогда назывался просто «Якутская борьба» и в описании И. Д. Баланова написано: «Якутская борьба широко распространена среди якутского населения. По типу своему близко сходится с киргизской и вольно-американской. Два участника мужского пола берутся в охват передним поясом и стараются друг друга повалить на пол или на землю. Во время борьбы разрешаются перехваты, подножки, хватание за ноги. Побежденным считается противник, коснувшийся земли частью тела или рукой.

Правила борьбы: побежденным считается тот, кто коснулся земли или пола одной из частей своего тела или рук. Правила и приемы борьбы точно такие же, как и в киргизской борьбе, причем разрешается схватка за одну ногу» [5].

Позже, в 1932 г., были описаны и утверждены правила некоторых национальных видов спорта (составитель Н. Ф. Николаевич). По этим правилам были проведены Всеякутские спартакиады 1932, 1935, 1937 гг. В описании правил борьбы 1932 г. под заголовком «Якутская национальная борьба "хапсагай" (вольная борьба) написано:

«6. Хватание за одежду не допускается (бороться следует лучше всего голыми в трусиках).

7. Борьба, перешедшая в борьбу на поясах, дольше полминуты не допускается. Противники должны разойтись и начать снова» [6].

Следовательно, по этим правилам были внесены запреты на захваты за одежду и ограничения при борьбе захватом за пояс, также в правилах 1932 г. мы впервые встречаем термин «хапсагай» как название вида борьбы, однако почему-то в скобках дается название вида борьбы на русском языке как «вольная борьба».

Далее, уже в правилах по национальным видам спорта от 1945 г. (составители: Е. К. Суровецкий, Г. Р. Десяткин) традиционная якутская борьба уже была разделена на два отдельных вида: курдаhан тустуу (борьба на поясах) и хапсагай.

Необходимо особо отметить известный экспонат Британского музея - композицию «Ысыах», сделанную из бивня мамонта в середине XIX в. Композиция является одним из самых ранних изображений летнего праздника Ысыах, и в ней очень наглядно показан момент проведения состязаний по традиционной борьбе. В данной композиции поза, в которой зафиксированы фигуры борцов, а борцы стоят, схватившись за «сыалыйа» (штанина) противника, характерна для видов борьбы, где допускаются захваты за одежду (рис. 1). Сзади фигуры борцов стоят «секунданты» (арыалдьыт), которые держат в руках материал, которым укрывают борцов, когда их выводят на место для проведения борьбы.

Рис. 1. Композиция из бивня мамонта «Ысыах» Pic. 1. Composition from mammoth tusk «Ysyakh»

Таким образом, проведенный обзор описаний якутской традиционной борьбы начала XX в. выявил, что современные правила борьбы хапсагай, по которым не допускаются захваты за одежду (спортивные шорты) и отсутствует в экипировке борца специальный пояс, существенно отличаются от вышеотмеченных описаний якутской традиционной борьбы. Как известно, активная пропаганда и развитие традиционных игр и состязаний с наложением спортивного статуса ведет к существенным изменениям правил и канонов, заложенных во внутреннюю сущность традиционных игр и состязаний [1, 2].

Следовательно, невозможно однозначно утверждать, как и по каким правилам проводились соревнования по борьбе и как в те далекие времена называлась традиционная якутская борьба, т. к. в этнографических источниках XVП-XIX вв. не встречаются названия традиционной якутской борьбы.

В этой связи историки отмечают: «Существенным фактом того, что в конце XIX в. традиционная якутская борьба не называлась «хапсагай» является то, что в фундаментальном словаре якутского языка, составленным этнографом и лингвистом Э. К. Пекарским, слово «хапсагай» переводится с якутского как «хваткий, ловкий, прыткий, проворный». При этом никакого указания на то, что этим словом именуют какой-либо вид борьбы или иной двигательной активности нет, и вплоть до XX в. «хапсагай» не обозначал борьбу, являясь лишь прилагательным» [4].

Следует отметить, что 28 июня 2022 г. в Атамайском наслеге Горного района Республики Саха (Якутия) впервые в XXI в. во время праздника «Ысыах» были проведены состязания по традиционной борьбе Саха по реконструированным старинным правилам (рис. 2). Основой при реконструкции старинных правил явились: социально-философский трактат П. А.Ойунского «Якутская сказка (Олонхо), ее сюжет и содержание» [7], а также наиболее раннее (середина XIX в.) произведение, где запечатлен момент состязаний по традиционной якутской борьбе -композиция из мамонтовой кости «Ысыах» (рис. 1).

На этом празднике, чтобы скрыть от «людских глаз», борцов тайком разместили за пределами праздничного места - «тYhYлгэ». На первую схватку борцов выводили «секунданты», прикрыв их специально сшитыми покрывалами. Таким образом, ни зрители, ни сами участники состязаний не знали кто и с кем будет бороться. Перед схваткой борцы для усложнения захвата противника натирали тело топленым маслом - «кыыймыт арыы». Боролись в специальных кожаных штанинах - «сыалыйа», которые затягивали специальным поясом, сплетенным из

Рис. 2. Момент схватки по традиционной борьбе на празднике Ысыах (28.06.2022 г., Атамайский наслег)

Pic. 2. The capture of the match in traditional wrestling at the Ysyakh holiday (28.06.2022, Atamaysky nasleg)

конских волос - «кыл кур». Во время борьбы разрешалось выполнять захваты за сыалыйа и за пояс. За ходом борьбы следили «судьи» в национальных костюмах с атрибутами княжеской власти. Вел состязание и комментировал борьбу - «Сээркээн СэЬэн», облаченный также в якутскую национальную одежду. Согласно древним обычаям, победителю было преподнесено жеребячье стегно - «мYhэ» и чарка национального напитка - «чороонноох кымыс».

Заключение

Активная работа по унификации традиционных видов борьбы в 20-30 гг. прошлого века, в частности описание и утверждение единых правил для проведения состязаний, способствовали тому, что в 1945 г. были выделены и сформулированы правила проведения соревнований по двум якутским традиционным видам борьбы: курдаЬан тустуу (борьба на поясах) и хапсагай. С другой стороны, процессы унификации и спортификации традиционных якутских видов борьбы являются основными причинами утраты самобытных местных вариантов и правил ведения борьбы, т. к. в разных районах, в различных группах населения, несомненно, были свои неписанные правила борьбы. Так, до 2030 гг. прошлого века якутская традиционная борьба включала элементы борьбы, допускающие захваты за штанину (сыалыйа) и за пояс, а на

сегодня по современным правилам национальной борьбы Саха «хапса-гай» не разрешаются захваты за одежду и в экипировке борцов отсутствует пояс, а курдаhан тустуу (борьба на поясах) практически утрачен.

В данном контексте, на наш взгляд, именно реконструкция старинных правил и организация состязаний, в том числе и по традиционному виду борьбы во время ритуальных этнических праздников по старинным канонам, может стать значимым условием для осознания генетических скреп народных спортивных традиций с историей народа и его культурой.

Литература

1. Барашков, И. И. Повышение эффективности и зрелищности борьбы хапсагай при корректировке правил в разные периоды становления и развития как вида спорта / И. И. Барашков, И. И. Друзьянов // Кочнев-ские чтения-2020 : Материалы V Всероссийской научно-практической (очно-заочной) конференции, Якутск, 27 апреля 2020 года. - Якутск : Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2020. - С. 13-17.

2. Захаров, А. А. О путях сохранения этнической самобытности национальных видов спорта на современном этапе развития / А. А. Захаров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург : Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, 2013. - № 2 (96). - С. 66-69.

3. Захаров, А. А. Национальные виды спорта как форма традиционной культуры народа / А. А. Захаров // Теория и практика физической культуры. - Москва : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2014. - № 6. - С. 9.

4. К вопросу об истории якутской национальной борьбы «Хапсагай» / В. А. Прошкина, П. П. Хороших, Ю. Э. Гудков, А. А. Сергиевич // Исторический журнал: научные исследования. - 2016. - № 5. - С. 599-604.

5. Национальный архив РС (Я). Ф.50. Оп.1.Ед.хр.3909. Л.л. 15-16 с обеих сторон.

6. Национальный архив РС (Я). Ф.50.Оп.1.Ед.хр.3980. Л.2 с обеих сторон.

7. Ойунский, П. А. Якутская сказка (Олонхо), ее сюжет и содержание. -Якутск : Сайдам, 2013. - 96 с.

8. Шипилов, И. А. Переводчик Второй Камчатской экспедиции И. П. Яхонтов как исследователь Сибири / И. А. Шипилов // Проблемы сохранения отечественной духовной культуры в памятниках письмен-

ности XVI-XXI вв. - Новосибирск : ООО Полиграфическая компания «Апостроф», 2017. - С. 291-300.

9. Элерт, А. Х. Якутский праздник Ысыах в описаниях участников Второй Камчатской экспедиции / А. Х. Элерт // Источники по русской истории и литературе: Средневековье и Новое время. - Новосибирск : Издательство Сибирского отделения РАН, 2000. - С. 255-271.

10. Яковлев, Я. И. Хронология изучения национальных игр Саха с первой половины 18 века до 30-х годов 20 века / Я. И. Яковлев, М. И. Боро-хин, И. И. Друзьянов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. - Санкт-Петербург : Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, 2019. -№ 4 (170). - С. 383-388.

References

1. Barashkov, I. I. Improvement of the efficiency and entertainment appeal of hapsagay wrestling when adjusting the rules in different periods of formation and development as a sport / I. I. Barashkov, I. I. Druzhanov // Kochnev Readings-2020: Materials of the 5th All-Russian Scientific and Practical (on-site and remote) conference, Yakutsk, April 27, 2020. - Yakutsk : M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, 2020. - P. 13-17.

2. Zakharov, A. A. On the ways of preserving the ethnic identity of national sports at the present stage of development / A. A. Zakharov // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgaft. - St. Petersburg : P. F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, 2013. - No. 2 (96). - P. 66-69.

3. Zakharov, A. A. National sports as a form of traditional culture of the people / A. A. Zakharov // Theory and practice of physical culture. - Moscow : Scientific Publishing Center «Theory and Practice of Physical Culture», 2014. - No. 6. - P. 9.

4. On the issue of the history of the Yakut national wrestling «Khapsagai» / V. A. Proshkina, P. P. Khoroshikh, Yu. E. Gudkov, A. A. Sergievich // Historical journal: scientific research. - 2016. - No. 5. - P. 599-604.

5. National archives of the RS (Y). F.50. Op.1. Item 3909. L.l. 15-16 on both sides.

6. National archives of the RS (Y). F.50.0p.1. Item 3980. L.2 on both sides.

7. Oyunsky, P. A. Yakut fairy tale (Olonkho), its plot and content. - Yakutsk : Saidam, 2013. - 96 p.

8. Shipilov, I. A. Translator of the Second Kamchatka expedition I. P. Yakhontov as a researcher of Siberia / I. A. Shipilov // Problems of preservation of

domestic intellectual culture in written monuments of the 16th—21st centuries. - Novosibirsk : LLC Printing company «Apostroph», 2017. - P. 291-300.

9. Elert, A. Kh. The Yakut holiday Ysyakh in the descriptions of the participants of the Second Kamchatka expedition / A. Kh. Elert // Sources on Russian history and literature: the Middle Ages and Modern times. - Novosibirsk : Publishing House of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2000. - P. 255-271.

10. Yakovlev, Ya. I. Chronology of the study of the national games of Sakha from the first half of the 18th century to the 30s of the 20th century / Ya. I. Yakovlev, M. I. Borokhin, I. I. Druzhanov // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgaft. - St. Petersburg : P. F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, 2019. - No. 4 (170). - P. 383-388.

Сведения об авторах

ЗАХАРОВ Александр Александрович - к. пед. н., доцент кафедры физического воспитания Института физической культуры и спорта, СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail: alalza@mail.ru

ZAKHAROV, Alexander Alexandrovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, Institute of Physical Culture and Sports, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

ЯКОВЛЕВ Яков Ильич - старший преподаватель кафедры физического воспитания Института физической культуры и спорта, СВФУ им. М.К. Аммосова

YAKOVLEV, Yakov Ilyich - Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Institute of Physical Culture and Sports, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.