66 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
20. Песина С.А., Солончак ТЮ. Метафора как функция от номинативно-непроизводного значения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 150-155.
21. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.
22. Песина С.А., Калугина О.Б. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 145-150.
23. Песина С.А., Солончак ТЮ. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.
24. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.
25. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 160 с.
26. Fillmore Ch. An alternative to checklist theories of meaning / Ch. Fillmore // Proceedings of the Berkley Linguistic Society / C. Cogen, H. Thompson (eds.). - Berkley, 1975. - P. 123-131.
ЯДРО КАК БАЗОВЫЙ СЛОЙ КОНЦЕПТА © Песина С.А.*
Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск
Совокупность ядерного слоя и дополнительных когнитивных признаков и когнитивных слоев (основных и периферийных) составляют объем концепта и определяет его структуру. Причем эта структура не является жесткой, поскольку любой концепт все время функционирует, актуализируется в разных своих составных частях и аспектах, входя во взаимодействие с другими концептами. Ядерный слой концепта содержит минимум эмоционально-чувственных, стилистических, культурных и субъективных факторов и способствует наилучшему взаимопониманию в процессе коммуникации.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, концептуальное ядро, концептуальная картина мира, образность.
Ядерная часть концепта состоит из центральных, наиболее важных прототипических компонентов, а представление о конкретном объекте предполагает еще и наличие образности. К ядру относится понятийная и в мень-
* Профессор кафедры Английского языка, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.
Филологические науки
67
шей степени образная информация, к периферии - смутные, неясные компоненты, составляющие переходную зону к другим концептам. Например, представление о таких базовых абстрактных концептах, как свобода, воля, культура, религия, политическое устройство и т.п. может не совпадать в разных культурах и даже быть диаметрально противоположным, являясь причиной разногласий. Очевидно только самое общее знание подобных абстракций, включающее, главным образом, универсальные семантические компоненты, может привести к успешной коммуникации [Песина, 2008, 2009, 2013]. Некоторые исследователи выделяют базовый слой концепта, который может исчерпывать содержание концепта, если он отражает конкретные чувственные ощущения и представления, либо если концепт представлен в сознании очень примитивно мыслящих индивидов. В более сложных концептах дополнительные когнитивные признаки (концептуальные слои) наслаиваются на базовый образ и формируют собственно понятийную часть. Признаков может быть много, они, в свою очередь, образуют относительно автономные концептуальные модули, наслаиваясь от более конкретного к более абстрактному.
Объем и содержание концепта зависят от индивидуального когнитивного опыта и во многом определяются условиями жизни, национально-культурными особенностями, субъективными предпочтениями и т.п., поэтому концепты могут быть общенациональными, культурными, личностными, возрастными и т.д. Кроме того, концепты могут быть научными (например, лук как род лилии) и обиходными (лук как горький овощ, который мы кладем в салат). Строго говоря, неличных концептов нет, поскольку вне индивидуального сознания они не существуют и думать иначе - значит признать существование мыслящих ноэм или быть сторонником радикальных синергетических теорий о существовании мыслящих субстанций. Термин «общенациональный концепт» в нашем понимании сводится к той содержательной части индивидуального концепта (например, моего, т.к. о содержании концепта другого индивида я могу судить только в процессе его вербализации), которой должны владеть также и другие носители данного языка.
Со временем содержание концепта претерпевает изменение (например, ср. концепты завод, банк, электричество и др.). онцепты (их число, объем и содержание) модифицируются и уточняются человеком непрерывно, поскольку, будучи частью системы, они попадают под влияние других концептов. С момента рождения человек постигает окружающий мир, учится узнавать предметы, соотносить их друг с другом, делать обобщения. Восприятие мира и окружающих предметов, в том числе у детей, происходит в виде конкретных целостных образов, а концепты, как было сказано выше, часто возникают на предметно-образной, чувственной основе. В процессе анализа, синтеза, сравнения, категоризации формируются новые концепты и претерпевают изменения старые. По мере усложнения выражаемых смыслов
68 интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания
возникает необходимость активизации дополнительных концептов. Через аккумулирование и осмысление этого опыта человек входит в более абстрактные сферы и строит свои представления о ненаблюдаемом. В результате у человека формируются концепты абстрактного характера, которые затем объединяются в систему знаний о мире [Лесина, 2011, 2012, 2014].
Усвоить концепт означает построить некоторую структуру. Каждая структура - это, как известно, не простой набор элементов, а целостность, образованная взаимосвязанными элементами таким образом, что каждый из них зависит от других и может быть тем, чем он является благодаря отношениям с другими элементами.
Мы полагаем, что если использовать образность при осмыслении структуры концепта, то концепт можно представить в виде круга, в центре которого расположено понятие как ядро, включающее наиболее устойчивые существенные компоненты, покрывающие основную суть содержания концепта. Именно понятийная часть концепта обеспечивает взаимопонимание в процессе коммуникации, причем понятие предварительно выделяется из уровней концептуальных компонентов [Лесина, 2007, 2008, 2010].
понятийное ядро постепенно окружается слоями концептуальных признаков, что увеличивает объем концепта и насыщает его содержание. В результате у человека формируются концептосферы, которые объединяются в систему знаний о мире. Околоядерную часть концепта и его периферию формируют признаки, в том числе субъективного характера, и смыслы. Они состоят из слабоструктурированных предикаций, утверждений, установок сознания. Статус концептуального признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности. Немаловажным будет предположить, что для осмысления и выбора концепта по его ядерному уровню, очевидно, потребуется меньше времени, чем для идентификации концепта по его основной околоядерной и тем более периферийной зоне. За объемными пространственными концептами могут стоять уже не отдельные образы, а целые «образные сценарии». Так, концепт театр, скорее всего, вызовет образы монументального здания, сцены с декорациями, зрителей, спешащих или сидящих в зале и т.п.; концепт супермаркет может быть представлен в виде огромного зала, залитого ярким светом, стеллажей с товарами, ряда кассовых аппаратов и т.п. Но для актеров театра либо работников супермаркета эти концепты будут иметь несоизмеримо более насыщенное содержание, при том, что их ядерная понятийная часть может оставаться той же, что и у других носителей данного языка и культуры [Лесина, 1998, 2003, 2005].
Итак, ядерный слой концепта, по всей видимости, является языком схем, образов, осязательных и обонятельных отпечатков реальности, который кодирует концепт для мыслительных операций. Такая общеизвестная, ядерная, социально закрепленная часть концепта, которая бы обеспечивала
Филологические науки
69
беспроблемную коммуникацию, может для определенных концептов совпадать, в том числе с понятием как совокупностью существенных отличительных признаков и универсальных знаний о том или ином явлении или классе объектов. Несмотря на то, что понятие концепт (как ключевое в когнитиви-стике) можно считать утвердившимся, содержание этого понятия очень существенно варьируется в концепциях отдельных исследователей и различных научных школ, которые дополняют друг друга. Следует отметить неизбежную гипотетичность предложенных теорий по установлению природы этой ненаблюдаемой мыслительной категории, которая становится очевидной только в вербализованной форме.
Список литературы:
1. Песина С.А. Лексический прототип в семантической структуре слова: диссертация на соискание ученой степени кандидата наук / Санкт-Петербургский государственный педагогический университет. - Санкт-Петербург, 1998.
2. Песина С.А. Комплексный подход к изучению языковой картины мира // Филология и культура: Сб. матер. IV международной научной конференции. - Тамбов: ТГУ 2003. - С. 42-43.
3. Песина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных) / Диссертация на соискание ученой степени доктора наук. - Санкт-Петербург, 2005.
4. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ - Оренбург, 2005. - № 2 (40): февраль. -С. 57.
5. Песина С.А. Языковая картина мира в философском и лингвистическом осмыслении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. - 2005. - № 3 (10). - С. 358-362.
6. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2005. - № 2(40): февраль. -С. 57-64.
7. Песина С.А. Прототипический подход как средство понимания и интерпретации многозначного слова // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: история и современность: Материалы международной научнопрактической конференции. - СПб.: Бреста, 2005. - С. 209-211.
8. Песина С.А. Функционирование полисемантов в механизмах речепроизводства // Фразеологические чтения памяти профессора В.А. Лебединской. Выпуск 4. - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2008. - С. 113-115.
9. Песина С.А., Авраменко Ю.И. От интенсионала к лексическому прототипу // Лингвистическое образование: современные проблемы, пути их решения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. -Магнитогорск: МаГУ 2007. - С. 108-112.
70 интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания
10. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления // Вестник ОГУ: Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - Оренбург, 2009. - № 7(101): июль. - С. 178-180.
11. Песина С.А. Сознание и языковой организм / И вновь продолжается бой...: науч. ст., посвященный юбилею д-ра филол. наук, проф. С.Г. Шулеж-ковой. - Магнитогорск: МаГУ 2010. - С. 201-206.
12. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе // Международный конгресс: сб. мат-лов; М-во обр. и науки РФ, Ин-т языкознания Рос. Академии наук, Тамб. гос. Ун-т, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. -Тамбов: Издательский дом ТГУ 2010. - С. 121-123.
13. Песина, С.А. Слово в когнитивном аспекте: монография / С.А. Песина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.
14. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подходов к центральным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология» - Майкоп: Изд-во АГУ 2011. - Вып. 4 (88). -С. 12-16.
15. Песина С.А. Слово в понимании философии языка и лингвистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Философия. -
2011. - № 2 (4). - С. 122-131.
16. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: ЧелГУ 2011. - Выпуск 57: Филология и искусствоведение, №24 (239). - С. 43-45.
17. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота,
2012. - Ч. 1. - С. 151-154.
18. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Когнитивный подход к декодированию устной речи и письменных текстов // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: сб. материалов V Международной научно-методической конференции. - Т. 1. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. -С. 33-39.
19. Песина С.А., Юсупова Л.Г., Морозов Е.А. Языковая компетенция современного специалиста // Языки, литература и культура в полилингвальном пространстве: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ 2013. - С. 68-74.
20. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Метафора как функция от номинативно-непроизводного значения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 150-155.
21. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.
Филологические науки
71
22. Песина С.А., Калугина О.Б. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 145-150.
23. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.
24. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.
25. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 160 с.