Научная статья на тему 'Процессы категоризации и организация когнитивных категорий'

Процессы категоризации и организация когнитивных категорий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
121
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ ПРОТОТИП / КОГНИТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ / ЯДЕРНЫЙ СМЫСЛ СЛОВА / ПРОТОТИПИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Песина С.А., Величко М.А.

Важнейшие научные достижения исследователей когнитивных прототипов связаны с обоснованием оригинального взгляда на природу и внутреннюю организацию когнитивных категорий, а также с применением идей о категориях базисного уровня в области когнитивной семантики и их дальнейшим развитием. Данные теории продолжают вызывать огромный резонанс в психологии и лингвистике, в значительной степени изменив взгляд на наиболее фундаментальную способность человека способность к отражению действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессы категоризации и организация когнитивных категорий»

Филологические науки

131

ПРОЦЕССЫ КАТЕГОРИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОГНИТИВНЫХ КАТЕГОРИЙ

© Песина С.А.* *, Величко М.А.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Важнейшие научные достижения исследователей когнитивных прототипов связаны с обоснованием оригинального взгляда на природу и внутреннюю организацию когнитивных категорий, а также с применением идей о категориях базисного уровня в области когнитивной семантики и их дальнейшим развитием. Данные теории продолжают вызывать огромный резонанс в психологии и лингвистике, в значительной степени изменив взгляд на наиболее фундаментальную способность человека - способность к отражению действительности.

Ключевые слова: когнитивный прототип, когнитивная категория, ядерный смысл слова, прототипическая семантика.

Направление прототипической семантики связано с именем американского психолингвиста Э. Рош, исследования которой основываются на постулате о том, что реальный мир не хаотичен, а структурирован, т.е. в нем есть сходства, различия и прочие отношения, составляющие его онтологию, независимые от нашего сознания. Эта онтология отражена в сознании человека в виде определенной категоризации. Рош Э. выделяет два типа категорий: природные, естественные (natural), обусловленные перцептивно, и семантические, обусловленные понятийно, концептуально. Причем объекты-члены категорий не равны между собой: внутри каждой категории одни объекты имеют большие права членства, а другие - меньшие. Такая неравноправность является психологически обусловленной.

Категория обладает внутренней структурой. Существуют наиболее типичные объекты - центры категорий. Вокруг таких категориальных центров и группируются в сознании индивида все остальные входящие в категорию объекты. Эти центры Э. Рош называет «прототипами», в которых воплощены наиболее характерные признаки категорий. Это дает возможность, например, по прототипу узнавать категорию в целом. Центры категорий обладают наиболее полным набором признаков, характерных для всех их членов, при этом каждый член категории схож с какими-либо другими [Rosh, 1978: 54].

Так как прототип вбирает в себя наибольшее количество из целого комплекса черт, отражающих форму, функции, различные параметры и т.д., свойственных членам данной категории, он обладает особым когнитивным стату-

* Декан факультета Лингвистики и перевода, доктор филологических наук, профессор.

* Аспирант кафедры Английской филологии и перевода факультета Лингвистики и перевода.

132

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

сом: являясь наиболее репрезентативным членом категории, прототип быстрее определяется, опознается и запоминается вследствие более частого употребления и использования в классификационных процессах; прототип теснее связан с именем категории, т.е. является ее референтом. Периферийные члены категорий могут играть роль так называемых вторичных прототипов, вокруг которых, в свою очередь, могут образовываться вторичные категории.

Следует отметить, что прототипическая семантика находится в некоторой оппозиции к семантике, названной Ч. Филлмором «списочной (checklist) теорией значения». Списочная теория стремится выявить набор признаков, способный идентифицировать тот или иной объект категории. Прототипическая теория, по мнению Ч. Филлмора, «задает для категории ее прототипический каркас, но в то же время допускает вариативность и возможность неполного удовлетворения этих условий» [Филлмор, 1988: 52-93]. К существенным недостаткам этого подхода (носящего также название объективистский) относятся постулирование четких границ категорий, одинаковый статус и дискретный характер всех признаков, хотя дискретный характер признаков можно и не считать недостатком, так как это свойство предполагает возможность проведения семантического анализа значений слов. В этой связи плодотворным было бы, очевидно, не противопоставление обоих подходов, комбинированный структурно-прототипный подход к значению слова, учитывающий как классический, так и прототипный аспект понятия.

Прототипы на уровне категорий помогают при определении категориальной принадлежности слова с неясными, стертыми семантическими границами. Представим ситуацию, когда человек видит экзотическую птицу на одной ноге, с красными и синими полосками и зонтиком в руке. Должен ли человек отнести ее к категории птиц? Очевидно, да. Так же, как и при сравнении с прототипом воробей с поломанным крылом, не умеющий летать, все же будет прототипом.

Итак, прототипическая семантика ценна для определения ядерного смысла слова, выявления набора центральных признаков, характеризующих предмет, относя его к той или иной категории. На основе теории прототипов установлено, что слова, относящиеся к среднему уровню понятийной абстракции и когнитивной репрезентации, в которых максимально сконцентрированы релевантные для человека свойства (объекты базисного уровня), обладают более высокой многозначностью в отличие от слов, обозначающих категориальные (максимально абстрактные) и номенклатурные понятия (собака-ищейка).

Экспериментальные результаты Э. Рош и ее коллег были справедливо расценены как революционный подход к изучению процессов категоризации. Теория когнитивных прототипов постоянно совершенствуется и пополняется новыми данными. Важно отметить, что основные положения теории прототипов были применены к лингвистическим категориям, поскольку

Филологические науки

133

было установлено, что принципы лингвистической организации согласуются с общими принципами когнитивной классификации.

Важным следствием использования теории когнитивных прототипов явился тезис о том, что полисемия тесно связана с концептуальной организацией, а полисемантическая структура являет собой категорию прототипического характера. Исследователям содержательного ядра полисеманта в той же мере, что и исследователям когнитивных прототипов, приходится решать сходные проблемы: необходимость выделения наиболее существенных признаков, их отделение от менее значащих, деление на интегральные и дифференциальные семантические компоненты [Лесина, 1999, 2003, 2006, 2011, 2009, 2014].

Наши исследования показывают, что содержательное ядро полисеманта [Лесина 2005, 2009, 2010, 2012, 2013] имеет общие черты с когнитивным прототипом, понимаемым как «лучший представитель класса», «прототипический объект, представляющий категорию». С точки зрения механизмов порождения речи и обработки информации, функционирование концептуальной категории и полисеманта практически одинаково: сначала идет апелляция к прототипу (у полисеманта - к содержательному ядру), а затем с учетом коммуникативной ситуации (контекста) актуализируется тот или иной член категории в случае когнитивной категории или то или иное значение в случае многозначного слова.

Список литературы:

1. Лесина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): дисс. ... доктора филологических наук. - Санкт-Петербург, 1999.

2. Лесина С.А. Лексический прототип как содержательное ядро многозначного слова (на материале английских существительных лексико-семантической группы «Тело человека»): учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2003.

3. Лесина С.А. Языковая картина мира в философском и лингвистическом осмыслении // Известия РГЛУ им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки: науч. журнал. - 2005. - № 5 (10). - С. 358-362.

4. Лесина С.А. Лолисемия в когнитивном аспекте: моногр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агенство по образованию, ГОУ ВЛО «Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена». - СЛб., 2005.

5. Лесина С.А. Методика определения содержательного ядра многозначного существительного современного английского языка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2005. - Т. 5 (11). - С. 51-59.

6. Лесина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Лриложение «Гуманитарные науки». - 2005. - № 2. - С. 57-63.

134

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

7. Песина С.А. От инварианта многозначного слова к лексическому прототипу // Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов: Изд-во ТГУ 2006. -№ 2. - С. 53-61.

8. Песина С.А. Разграничение языка и речи в свете прототипической семантики // Вестник Томского гос. ун-та. - 2006. - № 291. - С. 177-182.

9. Песина С.А. Прототипический подход к осмыслению структуры словаря // Проблемы истории, филологии, культуры. - М.; Магнитогорск; Новосибирск: МаГУ 2009. - № 2 (24): апрель-май-июнь. - С. 570-575.

10. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - 2009. - № 7 (101). - С. 178-180.

11. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе // Международный конгресс: сб. материалов / МОиН РФ, Ин-т языкознания РАН, Тамбовск. гос. ун-т, Рос. ассоциация лингвистов-когнитологов. - Тамбов: Изд. дом ТГУ 2010. - С. 121-123.

12. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подхода к основным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология» - Майкоп: Изд-во АГУ 2011. - № 4. - С. 12-16.

13. Песина С.А. Функционирование слова в процессах мышления и коммуникации // Когнитивные исследования языка. - Тамбов: изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - № 8. - С. 79-81.

14. Песина С.А. Структурирование концепта и концептуальное ядро // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). -Рига; М., 2011. - С. 24-31.

15. Песина С.А. Слово в понимании философии языка и лингвистики // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. «Философия». - 2011. - № 2. -С. 122-131.

16. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского гос. унта. Филология и искусствоведение. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ 2011. -№ 24 (239). - С. 43-45.

17. Песина С.А. Языковой знак и коммуникативные процессы в философском аспекте: моногр. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2012.

18. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Когнитивный подход к декодированию устной речи и письменных текстов // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: сб. материалов V междунар. науч. метод. конф. Т. 1. -Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. - С. 33-39.

19. Песина С.А., Латушкина О.Л. Лексический инвариант как содержательное ядро полисеманта // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. -№ 1 (038). - С. 105-108.

Филологические науки

135

20. Песина С.А., Калугина О.Б. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 145-150.

21. Песина С.А., Солончак ТЮ. Метафора как функция от номинативно-непроизводного значения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 150-155.

22. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.

23. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Язык и мышление как основное направление исследований в когнитивной лингвистике // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 159-163.

24. Солончак Т.Ю., Песина С.А. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

25. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. - М., 1988. - С. 52-93.

26. Rosh E. Principles of categorization // Cognition and Categorization. -1978. - № 4. - P. 13-32.

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

© Песина С.А.* *, Калугина О.Б.*, Кинзина И.И.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Уровень языковой подготовки специалистов по техническим специальностям в значительной мере определяется уровнем владения иноязычной технической терминологией. Одним из условий успешной работы компьютерных обучающих систем является наличие двуязычного словаря, имеющего методическую направленность и ориентированность на возраст обучаемых, цели и этап обучения, целенаправленный отбор языкового материала.

Ключевые слова лексикография, электронный толковый словарь, иноязычная техническая терминология.

В настоящее время перед современным инженером стоят задачи не только в совершенстве владеть знаниями в соответствии со своей квалификаци-

* Декан факультета Лингвистики и перевода, доктор филологических наук, профессор.

* Магистрант по программе «Переводчик в сфере межкультурной коммуникации».

* Магистрант по программе «Переводчик в сфере межкультурной коммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.