Научная статья на тему 'Концепт как квант структурированного знания'

Концепт как квант структурированного знания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
374
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / МЫШЛЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / КОНЦЕПТ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юсупова Л.Г., Песина С.А.

Исследования в области концептуальной деятельности относительно того, как язык структурирует внеязыковую реальность, опирается на концептуальный анализ, исследования в области моделей памяти (гештальтов, фреймов, пропозиций, когнитивных образов и др.), выявляя то, как организованы понятия, сложившиеся у конкретного народа в ходе его познавательной, социальной и трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт как квант структурированного знания»

Филологические науки

КОНЦЕПТ КАК КВАНТ СТРУКТУРИРОВАННОГО ЗНАНИЯ

155

© Юсупова Л.Г.* *, Песина С.А.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск Башкирский государственный университет, г. Уфа

Исследования в области концептуальной деятельности относительно того, как язык структурирует внеязыковую реальность, опирается на концептуальный анализ, исследования в области моделей памяти (гештальтов, фреймов, пропозиций, когнитивных образов и др.), выявляя то, как организованы понятия, сложившиеся у конкретного народа в ходе его познавательной, социальной и трудовой деятельности.

Ключевые слова язык, мышление, сознание, концепт, когнитивная лингвистика.

Поскольку в литературе по аналитической философии и психолингвистике на данном этапе развития когнитивистики представлен анализ наиболее сложных, ярких и интересных концептов, то складывается мнение о том, что концепты передают не любые понятия, а лишь наиболее сложные, без которых нельзя представить данную культуру (например, воля или авось для русских, порядок для немцев и др.). Среди исследователей концептов до сих пор нет единства по этому поводу. Многие концепты первоначально возникают на предметно-образной, чувственной основе - как определенный эмпирический образ предмета или явления (образ дома, парка, деревни) в контексте коллективной деятельности. Эти образы и впоследствии (после того, как первоначальное содержание концепта усложняется за счет знаний, полученных в результате других видов познавательной деятельности) сохраняют за собой функцию наиболее наглядного представителя данного концепта в сознании человека.

Концепты формируются из непосредственного сенсорного опыта человека - восприятия действительности органами чувств, из непосредственных операций с другими, существующими в сознании концептами, из межличностного общения, из самостоятельного познания значений языковых единиц. Последний способ формирования концептов требует пояснения: во-первых, подобное формирование концептов предполагает уже имеющийся концептуальный опыт, без которого словарь в принципе не может быть ис-

* Декан филологического факультета Башкирского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент.

* Профессор кафедры Английской филологии и перевода Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, доктор филологических наук.

156

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

точником знаний, во-вторых, даже если предположить, что какие-то виды концептов могут подобным образом возникать, нечасто человек смотрит толкование неизвестного для него слова родного языка в словаре и посредством этого знакомится с соответствующим концептом. Чаще всего новый концепт возникает как образ и, вербализуясь, по мере использования в речи может кодироваться как абстракция либо как абрис (например, если он входит в систему многозначного слова). Наряду с чувственным опытом, наглядностью и предметной деятельностью, одним из важнейших способов формирования концептов в сознании человека, несомненно, является язык: концепт возникает как результат усвоения слова [Лесина, 1998, 2003, 2005, 2006].

С увеличением числа закрепленных за концептом признаков, с возрастанием уровня абстрактности, концепт постепенно превращается из чувственного образа в собственно мыслительный. Тот общеизвестный факт, что на стадии усвоения абстракций лучше приводить примеры, свидетельствует об образной природе большинства концептов. Но эта образность и чувственность сосуществует наряду с языковой природой (примеры могут быть выражены в языке). Образность является часто наиболее оптимальным и экономным средством доступа и актуализации того или иного значения в процессе коммуникации.

Следует отметить, что часто содержание концептов, как и их границы, очень неопределенны. Стохастический характер концепта обусловлен вероятностной природой отражаемого им мира. В содержательном плане концепты представляют собой структурированные совокупности признаков разной степени сложности - свойств и отношений, которые являются характерными для сущностей данного класса - от обязательных до нехарактерных или несовместимых.

Относительно содержания концепта следует заметить, что он включает как существенные, так и несущественные признаки. Объем и содержание концепта зависят от индивидуального когнитивного опыта индивида и во многом определяются условиями жизни, национально-культурными особенностями, субъективными предпочтениями и т.п., поэтому они могут быть общенациональными, культурными, личностными, возрастными и т.д. Кроме того, концепты могут быть научными (например, лук как род лилии) и обиходные (горький овощ, который мы кладем в салат). Строго говоря, неличных концептов нет, поскольку вне индивидуального сознания они не существуют и думать иначе значит признать существование мыслящих ноэм или быть сторонником радикальных синергетических теорий о существовании мыслящих субстанций. Термин «общенациональный» концепт в нашем понимании сводится к той содержательной части индивидуального концепта (например, моего, т.к. о содержании концепта другого индивида я могу судить только в процессе его вербализации), которым, как мне представляется, должны владеть также и другие носители данного языка.

Филологические науки

157

С момента рождения человек познает окружающий мир, учится узнавать предметы, соотносить их друг с другом, делать обобщения. Восприятие мира и окружающих предметов, в том числе у детей, происходит в виде конкретных целостных образов, а концепты, как было сказано выше, часто возникают на предметно-образной, чувственной основе. В процессе анализа, синтеза, сравнения, категоризации формируются новые концепты и претерпевают изменения старые. По мере усложнения выражаемых смыслов возникает необходимость активизации дополнительных концептов. Через аккумулирование и осмысление этого опыта человек входит в более абстрактные сферы и строит свои представления о ненаблюдаемом. В результате у человека формируются концепты абстрактного общего характера, которые затем объединяются в систему знаний о мире. Совокупность ядерного слоя и дополнительных когнитивных признаков и когнитивных слоев (основных и периферийных) составляют объем концепта. Личностный опыт, отраженный в содержании концепта, придает последнему индивидуализированный характер, поскольку концепт - это единица знания, которая включает результаты не только общественного, теоретического, но и обыденного познания [Лесина, 2009, 2010, 2011; Юсупова, 2008].

Усвоить концепт означает построить некоторую структуру. Каждая структура - это, как известно, не простой набор элементов, а целостность, образованная взаимосвязанными элементами таким образом, что каждый из них зависит от других и может быть тем, чем он является благодаря отношениям с другими элементами. Однако следует сразу оговориться, что всякое структурирование часто не отражает реальное положение дел, являясь лишь удобным средством для исследователя, поскольку служит средством упрощения изучаемого объекта. Усвоение концептов возможно лишь в результате сочетания разных способов восприятия: из непосредственного чувственного опыта - восприятие мира органами чувств, предметной деятельности, мыслительных операций с уже существующими в сознании концептами, языкового общения, сознательного познания языковых единиц, созерцания [Лесина, 2013, 2014; Солончак, 2014].

Итак, концепт - это явление мыслительного порядка, которое является основной формой выражения мыслительных процессов, то есть представляют собой тот фонд, из которого выбираются единицы для осуществления речемыслительного процесса. Содержание концепта шире значения, поскольку концепты сохраняют свою структуру, не теряют включенные в эту структуру признаки на всем протяжении истории народа. Структура концептов только пополняется за счет выделения дополнительных признаков. Такое пополнение зависит от развития материальной и духовной культуры народа. Формы для выражения того или иного признака концепта могут устаревать, сами признаки не устаревают и не исчезают. Содержание концепта включает не только актуальные для сознания смысловые компоненты,

158

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

но и информацию, отражающую общую информационную базу человека, его энциклопедические знания о предмете или явлении, которые могут и не обнаруживаться в его речи.

Список литературы:

1. Песина С.А. Лексический прототип в семантической структуре слова: дисс. ... канд. филол. наук. - СПб.: РГПУ 1998.

2. Песина С.А. Лексический прототип как содержательное ядро многозначного слова (на материале английских существительных лексико-семантической группы «Тело человека»): учеб. пособие; М-во образования Рос. Федерации. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2003.

3. Песина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): дисс. ... доктора филологических наук. - Санкт-Петербург, 2005.

4. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Приложение «Гуманитарные науки». - 2005. - № 2. - С. 57-63.

5. Песина С.А. Методика определения содержательного ядра многозначного существительного современного английского языка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -

2005. - Т 5 (11). - С. 51-59.

6. Песина С.А. От инварианта многозначного слова к лексическому прототипу // Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2006. № 2. - С. 53-61.

7. Песина С.А. Разграничение языка и речи в свете прототипической семантики // Вестник Томского гос. ун-та. - 2006. - № 291. - С. 177-182.

8. Песина С.А. Прототипический подход к осмыслению структуры словаря // Проблемы истории, филологии, культуры. - М.; Магнитогорск; Новосибирск: МаГУ - 2009. - № 2 (24): апрель-май-июнь. - С. 570-575.

9. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - 2009. - № 7 (101). - С. 178-180.

10. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе // Международный конгресс: сб. материалов; МОиН РФ, Ин-т языкознания РАН, Тамбовск. гос. ун-т, Рос. ассоциация лингвистов-когнитологов. - Тамбов: Изд. дом ТГУ, 2010. - С. 121-123.

11. Песина С.А. Сознание и языковой организм // И вновь продолжается бой.: науч. ст., посвященный юбилею д-ра филол. наук, проф. С.Г. Шулеж-ковой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С. 201-206.

12. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подхода к основным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. - № 4. - С. 12-16.

Филологические науки

159

13. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского гос. унта. Филология и искусствоведение. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ 2011. -№ 24 (239). - С. 43-45.

14. Песина С.А. Функционирование слова в процессах мышления и коммуникации // Когнитивные исследования языка. - М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - Вып. VIII. Проблемы языкового сознания. - С. 79-81.

15. Песина С.А. Слово в понимании философии языка и лингвистики // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. «Философия». - 2011. - № 2. -С. 122-139.

16. Песина С.А. Структурирование концепта и концептуальное ядро // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). -Рига; М., 2011. - С. 24-31.

17. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского гос. унта. Филология и искусствоведение. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2011. -№ 24 (239). - С. 43-45.

18. Песина С.А. Философия языка: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.

19. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов / С.А. Песина. -М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.

20. Песина С.А., Латушкина О.Л. Лексический инвариант как содержательное ядро полисеманта // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. -№ 1 (038). - С. 105-108.

21. Песина С.А. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 168-173.

22. Песина С.А. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 145-150.

23. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Язык и мышление как основное направление исследований в когнитивной лингвистике // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 159-163.

24. Солончак Т.Ю., Песина С.А. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

25. Юсупова Л.Г. Развитие готовности студентов неязыковых специальностей вуза к межкультурной коммуникации: дисс. ... кандидата педагогич. наук. - Челябинск: Южно-уральский государственный университет, 2008.

26. Юсупова Л.Г Развитие готовности студентов неязыковых специальностей вуза к межкультурной коммуникации: автореф. дисс. ... канд. педагогич. наук. - Челябинск: Южно-уральский государственный университет, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.