Научная статья на тему 'Образность в когнитивистике'

Образность в когнитивистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / МЕТАФОРА / КОНЦЕПТ / МЕТАФОРООБРАЗОВАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юсупова Л.Г.

Интерес когнитивной лингвистики к языковой образности обусловлен утверждением в языкознании научной парадигмы, центром которой становится личность говорящего (субъект языка). Особого внимания заслуживает вопрос о месте образа при осмыслении метафоричности. Метафорообразование, как взаимодействие двух психических сущностей, происходит на когнитивном уровне, и именно категория образа способствует адекватной интерпретации результатов этого процесса на лексико-семантическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Юсупова Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образность в когнитивистике»

Общие вопросы языкознания

81

ons/University_Reading/2012/V/uch_2012_V_00023.pdf (дата обращения: 01.05.2015).

4. Benson M. English Loan Words in Russian Sport Terminology // American Speech. - 1958. - Vol. 33, № 4. -pp. 252-259.

ОБРАЗНОСТЬ В КОГНИТИВИСТИКЕ © Юсупова Л.Г.*

Башкирский государственный университет, г. Сибай

Интерес когнитивной лингвистики к языковой образности обусловлен утверждением в языкознании научной парадигмы, центром которой становится личность говорящего (субъект языка). Особого внимания заслуживает вопрос о месте образа при осмыслении метафоричности. Метафорообразование, как взаимодействие двух психических сущностей, происходит на когнитивном уровне, и именно категория образа способствует адекватной интерпретации результатов этого процесса на лексико-семантическом уровне.

Ключевые слова: образ, метафора, концепт, метафорообразование, когнитивная лингвистика.

Если логико-понятийное постижение мира связано с аналитической, абстрагирующей деятельностью сознания, с расчленением и классификацией действительности, то образное восприятие гацелено на конкретизацию, целостность и наглядность. Так, например, при упоминании о домашнем животном, осмысление происходит не на уровне совокупности соответствующих признаков (небольшое домашнее животное, покрыто шерстью, ловит мышей, любит молоко и т.д.), а на уровне образов. Отличительной чертой образов единичного является конкретность. Образ единичного может быть вариативен в сознании разных людей, но всегда единичен и конкретен в сознании одного человека в определенный временной промежуток.

Можно разграничить лингвистическую и стилистическую образность, при этом при стилистическом подходе в языке реализуется не только логическая, но и эстетическая форма мышления, т.е. такое неадекватное отражение явлений и предметов, в котором сознательно отобраны и переданы те их признаки, через которые возможно передать данное понятие в конкретноизобразительной форме. Лексический подход ориентирован на выявление природы образности как явления, присущего слову, в частности, его способности отражать образное видение факта действительности [Песина, 2005, 2009; Solonchak, Pesina, 2014].

* Декан филологического факультета, кандидат филологических наук, доцент.

82

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Говоря об образности, нельзя обойти такой стереотипный механизм мышления, как схематизация, когда отвлеченные, непредметные явления осмысливаются по образу и подобию предметного мира и воплощаются в образной лексике в конкретно-чувственной форме. В этом проявляется антропоморфизм образного восприятия - соизмеримость окружающей действительности с понятными для человеческого восприятия образами и символами, которые получают статус ценностно определенных стереотипов. И, действительно, прямое мыслится как правдивое, истинное, кривое - как ложное; мягкое представляется слабым, добрым, а твердое - решительным и упрямым. Отражая традиционные национально-культурные образные представления, заложенные в языке, эта лексика передает ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру [Лесина, 1999, 2010, 2011; Pesina, Solonchak, 2014].

Целесообразно далее обратить внимание на характеристику и специфические свойства образов, а также на типы слов, которые могут называться образными. Прежде всего можно отметить нерасчлененный характер образa: он синтетичен в том смысле, что объединяет рaзные чувственно-воспринимае-мые аспекты объекта (весь его облик), и в том отношении, что наряду с формой необходимо включает выводимые из нее или с ней ассоциируемые содержательные характеристики. Кроме того, образ в большей степени связан с объектами действительности, чем с категориями смыслa; образ может присутствовать в сознании только при условии удаленности объекта из поля прямого восприятия; образы стихийно складываются в сознании, в котором они относительно независимы от воли человека, обрaз - модель действительного объекта, взятого в его целостности, но он не может совпадать с ним в точности.

Образное значение имеет свои специфические свойства: сенсорность, апелляция к чувственному опыту человека (приоритет принадлежит зрительному анализатору, поэтому говорят о наглядности образного значения); в образном значении сосуществуют два плана: прямой и переносный; акт восприятия образного значения носит «колеблющийся» и поэтому творческий характер; образ может вызвать активную творческую мыслительную деятельность; образ часто бывает оценочным и экспрессивным, в нем выражается видение мира конкретным человеком, это не объективная истина; образность - подвижный признак, т.к. может присутствовать в значении в большей или меньшей степени [Лесина, 1998, 2006, 2013, 2014].

Образы могут быть зaтемнены или полустерты, зачастую их «трудно разглядеть» (напимер, образы здания, горы, поселка вообще). Если нам неизвестен сам предмет, но известно его языковое употребление, мы с готовностью принимаем его в свой образный мир, включая в состав подходящих ситуаций, подсказываемых языковой памятью, даже если этот предмет в составе такой ситуации видится не более чем смутным намеком. Например, городской житель не в состоянии узнать осоку или можжевельник как конкретные предметы, но, «встретив выражения типа заросли прибрежной осо-

Общие вопросы языкознания

83

ки, душистый можжевельник, я узнаю их в качестве мне знакомых и известных». «Смутные» образы как бы уносят нас в сферу бессознательного [Гаспаров, 1996: 253].

Механизм соединения двух образов можно выделить в основе метафоры. Например, при осмыслении значения «человек-медведь» мы как бы «сплавляем» человека и медведя, а вслед за этим, оставив у человека признак неуклюжести, «изымаем» из его образа все прочие свойства медведя. То же имеется в виду когда говорится об эффекте палимпсестного наложения одних образных представлений на другие. Чем неожиданнее столкновение накладывающихся образных отпечатков, чем ярче эффект, побуждаемый таким наложением, тем более яркой и свежей ощущается нами метафоричность. Главные вопросы, волнующие в этой связи лингвистов, заключаются в том, каков характер исходного и конечного образов и к какой сфере значения относятся признаки, лежащие в основе переноса.

Ассоциативно-вербальный, т.е. собственно семантический уровень в разной степени чреват образностью. Если ассоциации, как принадлежность семантического уровня, стандартны, ординарны, общеприняты и общезначимы, то образ, возникающий на пересечении тезаурусных областей, индивидуален, не ординарен. Зрительные образы представляют собой слияние собственно зрительных сигналов со зрительно-преобразованными сигналами других модальностей. Действительно зрительная система работает как интегратор и преобразователь сигналов всех модальностей.

Наличие образности является одним из критериев разграничения метафоры от метонимических и других безобразных переносных значений. Образные значения - это такие средства языка, которые содержат чувственно -наглядный элемент, имеют двуплановый характер выражения, воспринимаются ассоциативно и выполняют функции усиления выразительности и изобразительности речи. Причем все образные языковые средства и смежные с ними семантические явления располагаются на своеобразной “шкале” образности, на одном конце которой - генетическая метафора, а на другом -метафора индивидуальная, авторская. Справедливости ради отметим, что некоторые лингвисты рассматривают также возможности метонимии (в основном глагольной) в формировании образности. Они полагают, что метонимический перенос приводит к сжатости высказывания, заостряет внимание воспринимающего и активизирует его сенсорное мышление, обеспечивая определенный уровень образности.

Итак, анализ литературы позволил сделать вывод о том, что за конкретными значениями стоят более четкие и детальные образы в отличие от абстрактных значений, чьи образы носят целостный общий и менее четкий характер. Обобщенность и абстрактность образа развиваются по мере приложения слова все к новым и новым предметам определенного порядка, т.е. в процессе осмысления значений многозначного слова.

84

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Список литературы:

1. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Новое лит. обозрение, 1996. - 350 с.

2. Песина С.А. Лексический прототип в семантической структуре слова: дисс. ... канд. наук / Санкт-Петербургский государственный педагогический университет. - Санкт-Петербург, 1998.

3. Песина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): дисс. ... доктора филологических наук. - Санкт-Петербург, 1999.

4. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики / С.А. Песина // Вестник ОГУ - Оренбург, 2005. - № 2 (40): февраль. - С. 57-64.

5. Песина С.А. От инварианта многозначного слова к лексическому прототипу / С.А. Песина // Вопросы когнитивной лингвистики: Материалы международной конференции. - Тамбов: Изд-во ТГУ 2006. - № 2. - С. 53-62.

6. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления / С.А. Песина // Вестник ОГУ: Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - Оренбург, 2009. - № 7(101): июль. - С. 178-181.

7. Песина С.А. Прототипический подход к осмыслению структуры словаря / С.А. Песина // Проблемы истории, филологии, культуры. - М.; Магнитогорск; Новосибирск: МаГУ 2009. - № 2 (24): апрель-май-июнь. - С. 570-575.

8. Песина С.А. Сознание и языковой организм / С.А.Песина // И вновь продолжается бой.: науч. ст., посвященный юбилею д-ра филол. наук, проф. С.Г. Шулежковой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С. 201-206.

9. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе / С.А. Песина // Международный конгресс: сб. мат-лов; М-во обр. и науки РФ, Ин-т языкознания Рос. Академии наук, Тамб. гос. Ун-т, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. - Тамбов: Издательский дом ТГУ, 2010. - С. 121-123.

10. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подходов к центральным проблемам языка / С.А. Песина // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. -Вып. 4 (88). - С. 13-18.

11. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий / С.А.Песина // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: ЧелГУ, 2011. - Вып. 57: Филология и искусствоведение, № 24 (239). - С. 43-46.

12. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подхода к основным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. - № 4. - С. 12-16.

13. Песина С.А. Функционирование слова в процессах мышления и коммуникации / С.А. Песина // Когнитивные исследования языка. М-во обр. и

Общие вопросы языкознания

85

науки РФ, Рос. акад. наук, Ин-т языкознания РАН, адм. Тамб. обл., Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Рос. ассоц. лингвистов-когнитологов. - М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. - Вып. VIII. Проблемы языкового сознания: Материалы междунар. науч. конф. 2011. -С. 79-81.

14. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Когнитивный подход к декодированию устной речи и письменных текстов / С.А.Песина // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: Сб. материалов V Международной научнометодической конференции. Т. 1. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева,

2013. - С. 33-39.

15. Песина, С.А., Юсупова. Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.

16. Pesina, S., Solonchak, T. The Lexical Eidos as an Invariant of a Polysemantic Word // International Science Conference: International Conference on Language and Technology (June 19-20). World Academy of Science, Engineering and Technology. International Science Index Vol. 8, No 6, Part XI, Venice, Italy,

2014. - P. 1008-1016.

17. Pesina, S., Solonchak, T. The Sign in the Communication Process // International Science Conference: International Conference on Language and Technology (June 19-20). World Academy of Science, Engineering and Technology. International Science Index Vol. 8, No 6, Part XI, Venice, Italy, 2014. - P. 1021-1029.

18. Solonchak T., Pesina S. The Image as an Initial Element of the Cognitive Understanding of Words // International Science Conference: International Conference on Language and Technology (June 19-20). World Academy of Science, Engineering and Technology. International Science Index Vol. 8, No 6, Part XI, Venice, Italy, 2014. - P. 994-999.

19. Pesina, S., Solonchak, T. New Ways of Vocabulary Enlargement // International Science Conference: International Conference on Language and Technology (June 19-20). World Academy of Science, Engineering and Technology. International Science Index Vol. 8, No 6, Part XI, Venice, Italy, 2014. - P. 1000-1007.

ПОНЯТИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОГНИТИВИСТИКИ

© Юсупова Л.Г.*

Башкирский государственный университет, г. Сибай

Процесс формирования понятий чрезвычайно важен в осмыслении их природы и предполагает двуплановый процесс. Большинство понятий образуется в результате сопоставления целого ряда предметов и

Декан филологического факультета, кандидат филологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.