Научная статья на тему 'Феноменология и естественный язык'

Феноменология и естественный язык Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / КОНЦЕПТ / НОЭМА / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Песина С.А., Тарамышева П.С.

В современной феноменологии получают развитие идеи, согласно которым важна не объективирующая, а коммуникативная функция языка. В когнитивной лингвистике и психолингвистике феноменологический анализ мог бы внести определенный вклад в понимание проблем усвоения и продуцирования значений языковых выражений. Феноменологический анализ может быть полезен тем, что он может вскрыть и описать те инвариантные языковые структуры, посредством которых, в том числе, формируется и функционирует сознание человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феноменология и естественный язык»

24. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Язык и мышление как основное направление исследований в когнитивной лингвистике // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 159-163.

25. Солончак Т.Ю., Песина С.А. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

26. Смирницкий А.И. К вопросу о слове (проблема «тождества слова») / А.И. Смирницкий // Труды института языкознания АН СССР. - М.: Изд-во ИЯ, 1954. - Т. 4. - С. 88-101.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК © Песина С.А.*, Тарамышева П.С.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В современной феноменологии получают развитие идеи, согласно которым важна не объективирующая, а коммуникативная функция языка. В когнитивной лингвистике и психолингвистике феноменологический анализ мог бы внести определенный вклад в понимание проблем усвоения и продуцирования значений языковых выражений. Феноменологический анализ может быть полезен тем, что он может вскрыть и описать те инвариантные языковые структуры, посредством которых, в том числе, формируется и функционирует сознание человека.

Ключевые слова: феноменология, концепт, ноэма, естественный язык.

Феноменология возникла, как известно, как попытка решения теоретико-познавательных проблем обоснования математики. Поскольку математические проблемы тесно связаны с исследованием логических проблем, а последние, в свою очередь, с анализом субъективных смысловых образований, то математика оказалась связанной с проблемами языка. Феноменологи, в той же степени что и лингвисты-когнитологи, анализируя сознание, обращают внимание на те его аспекты, которые участвуют в конституирова-нии значения, смысла Бытия. В частности, феноменология Гуссерля подлинной проблемой философии признает «смыслополагание мира», и, пользуясь лингвистической терминологией, рассматривает сознание в качестве единственного «поля придания смысла».

* Профессор кафедры Английской филологии и перевода, доктор филологических наук.

* Магистрант кафедры Английской филологии и перевода.

С целью осуществления научно-аналитического осмысления мышления Э. Гуссерль вводит понятие ноэмы или ноэматы - смысловой единицы восприятия, - роль которой существенна, так как именно в ней концентрируются итоги познавательной деятельности. Совокупность ноэм образует тот идеальный мир научного знания, который дает возможность понимать друг друга. Благодаря ноэмам воспринимается окружающий мир, и хотя сама ноэма может меняться под влиянием ноэтической деятельности сознания, тем не менее, в ней всегда существует смысловое ядро, которое позволяет ноэме быть идентичной несмотря на уточнение и изменение отдельных ее аспектов [Гуссерль, 2009].

При таком понимании ноэмы, ее роль в феноменологии сопоставима с функцией концепта в когнитивной лингвистике. Как термин, служащий объяснению единиц ментальных и психических ресурсов сознания, концепт является ведущей содержательной единицей памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis). Соответственно концепт, как и ноэма, предполагает идеальное содержание, включающее мыслительные конфигурации множества взаимосвязанных объектов и явлений, имеющих некий смысл в процессе отражения в сознании знаний человека о фактах реального мира.

И в процессе феноменологической редукции, и в лингвистическом анализе сознание обращается к анализу того, что реально содержится в чистом переживании как материя воспринимаемого (ментальное) и к значениям, которые непрерывно присваиваются сознанием. В феноменологической дескрипции задается вопрос о том, каким образом предмет удостоверяется как «этот предмет», как рождаются предметные смыслы в самих элементарных актах сознания - в восприятии, в именовании, в удерживании предмета в сознании, в его повторных проявлениях в сознании, в новом восприятии и т.д.

В этой связи следует отметить, что особенность естественного языка с его многозначностью, метафорическими переосмыслениями, скрытыми смыслами, подтекстами представляет для феноменологии значительное препятствие на пути к поиску чистых эйдосов. Трудность заключается в невозможности до конца исчерпать все смысловое богатство оттенков значений и постоянной необходимости выбора нужного значения многозначного слова из целого ряда лексико-семантических вариантов.

Очевидно эти пессимистические для феноменолога факты языка побудили Гуссерля рассматривать язык как своеобразную осадочную духовную породу и предупредить о «вечной опасности при неизбежной седиментиза-ции духовных произведений в форме окаменевших языковых приобретений...» [Гуссерль, 2004]. В отношении языковых проблем чрезмерный идеализм Э. Гуссерля выразился в попытке еще больше «понизить» уровень конкретности анализа, что привело к стремлению рассматривать язык не как особый объект, а скорее как способ видения объектов. В трансцендентальной

феноменологии естественный язык так и не приобрел статуса самостоятельного объекта изучения, так как в основе феноменологических исследований лежит логика, содержание которой покоится, в свою очередь, на трансцендентальный субъективности, а она в принципе не нуждается в языке.

В лингвистике важно акцентировать внимание не только на познавательной стороне деятельности сознания, но и на его оценочной, прагматической функции. Это, к сожалению, не учитывается в феноменологии, что является проявлением односторонности подхода. И действительно, мысль, не сопровождаемая эмоциями, бесплодна, поскольку в чистом виде разум не существует, его питают эмоции. Каждое воспринимаемое нами слово, каждый жест, запах, вкус, образ тотчас же интерпретируются чувствами. Процесс запоминания нового происходит, как правило, на фоне позитивного или негативного, но достаточно сильного эмоционального импульса, который «открывает двери» в новую область нейронных связей. Таким образом, концепты - это концентрация симпатий и антипатий, приводящая к столкновению мнений, то есть - это эмоционально и стилистически окрашенные единицы [Лесина, 1998, 2003, 2006, 2009].

Справедливости ради нужно отметить, что в современной феноменологии получают развитие идеи, согласно которым важна не объективирующая, а коммуникативная функция языка. В когнитивной лингвистике и психолингвистике феноменологический анализ мог бы внести определенный вклад в понимание проблем усвоения и продуцирования значений языковых выражений. Феноменологический анализ может быть полезен тем, что он может вскрыть и описать те инвариантные языковые структуры, посредством которых, в том числе, формируется и функционирует сознание человека [Лесина, 2010, 2011, 2013, 2014].

Язык, по мнению философов, часто оказывает нежелательное воздействие на познание, поэтому анализ языка представляется в качестве предварительной работы, расчищающей путь собственно философским размышлениям о сознании и разуме, которые в идеале являются независимыми сущностями. В идеале язык должен стать совершенным, послушным, прозрачным выражением чистой мысли. Но само по себе чистое сознание - это фикция: «идеация» возможна только на основе реально существующего человеческого сознания, которое всегда функционирует в рамках того или иного языка.

Итак, результат созерцания сущности предмета должен быть в конечном итоге каким-то образом выражен вовне, а это вряд ли возможно без использования языка. Поэтому феноменологический анализ, предполагающий исследование отдельных смысловых структур языковых выражений, должен основываться на теории языка, а не рассматриваться в качестве явления полностью независимого от теоретических установок и достижений лингвистики и философии языка.

Список литературы:

1. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии / Э. Гуссерль. -СПб.: Изд-во СПбГУ 2004. - 367 с.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Кника первая / Э. Гуссерль. - М.: Академический проект, 2009. -489 с.

3. Песина С.А. Лексический прототип в семантической структуре слова: дисс. ... канд. филол. наук. - СПб.: РГПУ 1998.

4. Песина С.А. Лексический прототип как содержательное ядро многозначного слова (на материале английских существительных лексико-семан-тической группы «Тело человека»): учеб. пособие; М-во образования Рос. Федерации. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ 2003.

5. Песина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): дисс. ... доктора филологических наук. - Санкт-Петербург, 2005.

6. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипиче-ской семантики // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Приложение «Гуманитарные науки». - 2005. - № 2. - С. 57-63.

7. Песина С.А. Методика определения содержательного ядра многозначного существительного современного английского языка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2005. - Т. 5 (11). - С. 51-59.

8. Песина С.А. От инварианта многозначного слова к лексическому прототипу // Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2006. -№ 2. - С. 53-61.

9. Песина С.А. Разграничение языка и речи в свете прототипической семантики // Вестник Томского гос. ун-та. - 2006. - № 291. - С. 177-182.

10. Песина С.А. Прототипический подход к осмыслению структуры словаря // Проблемы истории, филологии, культуры. - М.; Магнитогорск; Новосибирск: МаГУ 2009. - № 2 (24): апрель-май-июнь. - С. 570-575.

11. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - 2009. - № 7 (101). -С. 178-180.

12. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе // Международный конгресс: сб. материалов; МОиН РФ, Ин-т языкознания РАН, Тамбовск. гос. ун-т, Рос. ассоциация лингвистов-когнитологов. - Тамбов: Изд. дом ТГУ 2010. - С. 121-123.

13. Песина С.А. Сознание и языковой организм // И вновь продолжается бой.: науч. ст., посвященный юбилею д-ра филол. наук, проф. С.Г. Шулеж-ковой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С. 201-206.

14. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подхода к основным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Майкоп: Издательство АГУ 2011. - № 4. -С. 12-16.

15. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского гос. унта. Филология и искусствоведение. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ 2011. -№ 24 (239). - С. 43-45.

16. Песина С.А. Функционирование слова в процессах мышления и коммуникации // Когнитивные исследования языка. - М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - Вып. VIII. Проблемы языкового сознания. - С. 79-81.

17. Песина С.А. Слово в понимании философии языка и лингвистики // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. «Философия». - 2011. - № 2. -С. 122-139.

18. Песина С.А. Структурирование концепта и концептуальное ядро // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). -Рига; М., 2011. - С. 24-31.

19. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского гос. унта. Филология и искусствоведение. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2011. -№ 24 (239). - С. 43-45.

20. Песина С.А. Философия языка: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.

21. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов / С.А. Песина. -М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.

22. Песина С.А., Латушкина О.Л. Лексический инвариант как содержательное ядро полисеманта // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. -№ 1 (038). - С. 105-108.

23. Песина С.А. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 168-173.

24. Песина С.А. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 145-150.

25. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Язык и мышление как основное направление исследований в когнитивной лингвистике // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 159-163.

26. Солончак Т.Ю., Песина С.А. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.