Научная статья на тему '«я счастлив работать с вами. . . » (к истории постановки балета «Тропою грома» в Кировском театре)'

«я счастлив работать с вами. . . » (к истории постановки балета «Тропою грома» в Кировском театре) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРГЕЕВ / К. КАРАЕВ / КИРОВСКИЙ ТЕАТР / БАЛЕТ / ХОРЕОГРАФИЯ / БАЛЕТМЕЙСТЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ваганова Ирина Борисовна

В 2008 году исполнилось пятьдесят лет со дня премьеры в Кировском театре балета «Тропою грома», созданного по одноименному роману южноафриканского писателя П. Абрахамса. Публикуемые письма балетмейстера К.М. Сергеева к азербайджанскому композитору К. Караеву рассказывают о работе над этой постановкой, о сложностях, связанных с написанием музыки и сочинением хореографии, поскольку тема борьбы африканского народа за свободу против расовой дискриминации впервые возникла на советской балетной сцене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««я счастлив работать с вами. . . » (к истории постановки балета «Тропою грома» в Кировском театре)»

И.Б. Ваганова

«Я СЧАСТЛИВ РАБОТАТЬ С ВАМИ...» (к истории постановки балета «Тропою грома» в Кировском театре)

В 2008 году исполнилось пятьдесят лет со дня премьеры в Кировском театре балета «Тропою грома», созданного по одноименному роману южноафриканского писателя П. Абрахамса. Публикуемые письма балетмейстера К.М. Сергеева к азербайджанскому композитору К. Караеву рассказывают о работе над этой постановкой, о сложностях, связанных с написанием музыки и сочинением хореографии, поскольку тема борьбы африканского народа за свободу против расовой дискриминации впервые возникла на советской балетной сцене.

Ключевые слова: Сергеев, К. Караев, Кировский театр, балет, хореография, балетмейстер.

4 января 1958 года на сцене Театра оперы и балета имени С.М. Кирова состоялась премьера балета «Тропою грома»1 по мотивам популярного в нашей стране одноименного романа южноафриканского писателя Питера Абрахамса2. Автор либретто Юрий Иосифович Слонимский3 вспоминал, что идею создания балета ему подсказали в 1950 году артисты Кировского театра Татьяна Базилевская, Юрий Григорович и Нинель Петрова4.

К началу июля 1952 года сценарий балета был написан и одобрен К.М. Сергеевым5, после чего Ю.И. Слонимский предложил композитору Кара Караеву6 написать музыку к спектаклю. Обращение драматурга именно к этому композитору было не случайно: в том же 1952 году они закончили работу над балетом «Семь красавиц»7 - на основе поэм азербайджанского писателя-гуманиста XII в. Низами. Но если здесь К. Караев обратился к классическому наследию Азербайджана через его прошлое, то в балете «Тропою грома» - к волновавшей всех теме современности: расовой дискриминации и борьбе колониальных народов за свободу. Слонимский «чутко уловил "нерв", присущий индивидуальности Кара Караева, и, разрабатывая сценарий <"Тропою гро-

ма" - И.В. >, предусматривал самые яркие и сильные, самые типичные черты дарования азербайджанского композитора»8.

Сам же К. Караев говорил, что работа над партитурой заняла у него меньше времени, нежели изучение фольклора, быта и истории народов Южной Африки. Ведь в то время, когда начиналась работа над балетом, южноафриканская народная музыка была практически не изучена. «В результате длительных поисков я пришел к выводу, что самое главное - это говорить искренне и правдиво, стараясь проникнуть в сущность строя музыкального мышления народов Южной Африки»9.

Возникло творческое содружество либреттиста, композитора и постановщика - Константина Михайловича Сергеева, который увлекся идеей воплотить роман П. Абрахамса на балетной сцене. «Мы чувствовали себя своего рода первопроходцами. Ведь балетный театр впервые обратился к необычайно трудному, подлинно жизненному материалу: Африка, борьба народа за свободу против расовой дискриминации. Все это входило в балетную музыку своеобразными интонациями, ритмами, поэтическим языком, языком танца героев»10.

Сложность работы над балетом заключалась не только в его тематике. Требовалось постоянное творческое общение композитора и хореографа, а они жили в разных городах: Кара Караев - в Баку, Константин Михайлович Сергеев - в Ленинграде. Правда, в течение шести лет работы над балетом К. Караев несколько раз приезжал в Ленинград, но это были лишь эпизоды. Оставалась только переписка.

Сохранилось девятнадцать писем и столько же телеграмм К.М. Сергеева К. Караеву за 1952-1967 годы11, а также три письма и одна телеграмма композитора балетмейстеру за 19561957 гг.12. Особого внимания заслуживает письмо Наталии Михайловны Дудинской13, исполнительницы роли Сари, автору романа Питеру Абрахамсу от 22 ноября 1959 г.14.

В публикуемых письмах - история создания балета «Тропою грома», в которой отразились творческие поиски драматурга Ю.И. Слонимского, композитора К. Караева и постановщика К.М. Сергеева.

1.

9 сент. 1952 г.

[Ленинград - в Баку] Многоуважаемый Кара Абульсетович!

Прошу меня извинить за задержку письма, относительно сценария Юрия Осиповича Слонимского «Тропою грома». Сценарий, в своей основе, нам очень нравится, и театр имеет желание работать над этой вещью. Но осуществление этого представляется возможным только при Вашем участии. Был бы очень рад узнать о Вашем желании приступить к этой работе.

Некоторые сомнения были высказаны комиссией в Комите-те15 по тематике в связи с обилием пьес в театрах о неграх. Имелись и опасения, связанные с трудностями фольклора.

Очень прошу Вас написать хотя бы одну картину, и тогда, не сомневаюсь, вопрос просто разрешится. Со своей стороны сделаю все, чтобы протолкнуть сценарий в Комитете.

Мы сейчас составляем трехлетний план, в который я и включаю «Тропою грома». Мне кажется реальным 1954 г. Желаю успеха в балете «Семь красавиц». Понаслышке, музыка очень хорошая.

Крепко жму Вашу руку.

Конст. Сергеев (Продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В новой редакции балета, осуществленной вскоре после премьеры, изменения коснулись, главным образом, изъятия двух картин в III действии: праздник в дома Герта и сцена схватки во дворе дома Герта.

Возобновление балета (пост. К.М. Сергеев) - 1965 и 1972 гг.

2 Абрахамс Питер Генри (Abrahams) (р. 1919) - писатель ЮАР. Известен как автор антирасистских романов.

3 Слонимский Юрий Иосифович (Осипович) (1902-1978) - балетовед, драматург-сценарист.

4 Слонимский Ю. Роман и балет. Заметки сценариста // «Тропою грома» Кара Караева / Сост. Г.В. Томсон. - Л., 1962. - С. 7. - Авторы о своем балете. Далее: «Тропою грома» Кара Караева.

Базилевская (Буяновская) Татьяна Васильевна (р. 1925) - артистка балета; Григорович Юрий Николаевич (р. 1927) - артист балета, балетмейстер; Петрова Нинель Александровна (р. 1924) - артистка балета.

5 Сергеев Константин Михайлович (1910-1992) - артист балета, балетмейстер, педагог.

Слонимский Ю.И. Письмо К.М. Сергееву. 8 сент. 1952 г. Машиноп. подпись-автограф - ОР РНБ. - Ф. 1477 (Н.М. Дудинская и К.М. Сергеев).

Ввиду того, что архив находится в стадии обработки, дать шифры публикуемых документов в настоящее время не представляется возможным. Далее: ОР РНБ. - Ф. 1477

6 Караев Кара Абульфаз оглы (1918-1982) - композитор, педагог, общественный деятель.

7 «Семь красавиц» - балет по поэмам Низами. Сценарий Ю.И. Слонимского, И. Идаят-заде, С. Рахмана; композитор К. Караев; балетмейстер П. А. Гусев. Премьера 7 ноября 1952 г. в Азербайджанском театре оперы и балета им. Ахундова.

8 Карагичева Л. Музыкальная драматургия балета «Тропою грома» // «Тропою грома» Кара Караева. - С. 18.

9 Караев К. Несколько мыслей о музыке // «Тропою грома» Кара Караева. - С. 12.

10 Дудинская Н., Сергеев К. В ритмах пульсирует век // Театральная жизнь. -1978. - № 6. - С. 11.

11 РГАЛИ. - Ф. 2992 (К. Караев). - Опись 1. - Дело 144.

12 ОР РНБ. - Ф. 1477.

13 Дудинская Наталия Михайловна (1912-2003) - артистка балета, педагог.

14 ОР РНБ. - Ф. 1477.

15 Комитет по делам искусств.

Abstract.

It was fifty years in 2008 since The Path of Thunder ballet was premiered in the Kirovsky theatre. It was inspired by the similar novel of South African writer Peter Abrahams. In the letters of ballet-master K.M. Sergeyev to Azerbaijan composer Kara Karayev we can familiarize ourselves with work on this ballet production, some difficulties connected with composing music, choreography. The problem was that then such subject as African people struggle against racial discrimination arose on the Soviet ballet scene for the first time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.