Научная статья на тему 'XXI век: новый «Триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером)'

XXI век: новый «Триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / АСЕАН / МЕРКОСУР / АSЕАN / INTERNATIONAL TRADE / FOREIGN TRADE / EXPORT / IMPORT / EUROPEAN UNION / MERCOSUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладков Игорь Сергеевич

В статье приводятся новейшие данные, характеризующие драматизм конкурентной борьбы в международной торговле на современном этапе между группой традиционных лидеров США, Германией, Японией и «новичком» Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The latest data characterizing dramatic nature of competitive fight in international trade between the group of traditional leaders (USA, Germany, and Japan) and the beginner (China) at the present stage are cited in the article.

Текст научной работы на тему «XXI век: новый «Триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером)»

Миропорядок

Игорь ГЛАДКОВ

XXI ВЕК: НОВЫЙ «ТРИУМВИРАТ» В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (В ПОГОНЕ ЗА ЛИДЕРОМ)

В статье приводятся новейшие данные, характеризующие драматизм конкурентной борьбы в международной торговле на современном этапе между группой традиционных лидеров - США, Германией, Японией - и «новичком» - Китаем.

The latest data characterizing dramatic nature of competitive fight in international trade between the group of traditional leaders (USA, Germany, and Japan) and the beginner (China) at the present stage are cited in the article.

Ключевые слова:

международная торговля, внешняя торговля, экспорт, импорт, Европейский союз, АСЕАН, МЕРКОСУР; international trade, foreign trade, export, import, European Union, ASEAN, MERCOSUR.

Вначале XXI в. международный обмен товарами и услугами получил дальнейшее развитие, причем темпы его роста (за исключением кризисных периодов) оказывались в целом существенно выше, чем темпы увеличения мирового валового продукта1. Однако в динамике международной торговли уже дважды за рассматриваемый период отмечались отрицательные показатели — в 2001 и 2009 гг. В первом случае стоимостные объ -емы мирового оборота понизились совокупно на 3,3% (по товарам — на 3,7%, по услугам — на 1,8%), что можно было трактовать как незначительный «сбой». Во втором случае ухудшение глобальных индикаторов развития международного обмена оказалось значи -тельно серьезнее — в кризисном 2009 г. они упали по сравнению с 2008 г. на 20,1% (в сфере торговли товарами — на 22,1%; в торговле услугами — на 11,4%). При этом в условиях развертывания миро -вого финансового и экономического кризиса восстановление прежних показателей роста мирового оборота, опять таки в отли чие от ситуации 2011 г., затянулось на год. Только к 2012 г. удалось превзойти по стоимости объемы международной торговли 2008 г. (см. табл. 1).

Среди наиболее значимых «рекордов» начала XXI в. можно выде -лить также следующие. Наивысшие для данного периода развития темпы роста мирового оборота и его компонентов зафиксированы, по расчетам автора, в 2004 г. — 21,4%; 21,9% и 19,4% соответственно. Причем уже дважды за это время совокупный вывоз услуг опережал развитие экспорта товаров (в 2002 г. и особенно в 2007 г.).

Далее, стоимостные объемы мирового товарного экспорта впервые превысили 10 - миллиардную отметку в 2005 г. и соста -вили 10,4 млрд долл. США. Кроме того, общая стоимость международного оборота товаров и услуг впервые оказалась выше 20 - миллиардого уровня в 2011 г. с показателем почти в 22 млрд долл. США.

Наконец, после первоначального «выравнивания» годовых ГЛАДКОВ темпов роста мировой торговли в ходе преодоления первой

Игорь волны глобального финансового и экономического кризиса на

Сергеевич - протяжении ряда последних лет происходит очевидное их сни -

д.э.н, профессор жение. Такая тенденция к замедлению роста международного

РЭУ оборота отчетливо просматривается начиная с 2011 г. Особенно

им. Г.В. Плеханова ___________

рт/е^ог^@ 1 См.: Гладков И.С. Мировой экономический кризис и международная тор-

rambler.ru говля // Власть, 2011, № 9, с. 162.

Таблица 1

Динамика мировой торговли, 1992—2013 гг.*

19922001 ** 2002- 2011** 2000 2001 2002 2003 2004

Мировой экспорт

Товары и услуги, млрд. долл. США 6 424 14 657 7 892 7 631 8 008 9 323 11 316

Изменения, % - 3,3 4,9 16,4 21,4

Товары, млрд. долл. США 5 123 11 688 6 358 6 125 6 367 7 442 9 070

Изменения, % - 3,7 3,9 16,9 21,9

Услуги, млрд. долл. 1 301 2 969 1 534 1 506 1 641 1 881 2 246

Изменения, в % - 1,8 8,9 14,6 19,4

Товары, % к общему объему 79,7 79,7 80, 6 80, 3 79,5 79,8 80,2

Услуги, % к общему объему 20,3 20,3 19,4 19,7 20,5 20,2 19,8

* Составлено и рассчитано автором по данным МВФ. ** В среднем.

заметно ее проявление, согласно оцен -кам и прогнозам МВФ, в 2012 и, возможно, в 2013 гг. В текущем году темпы роста мирового оборота и его компонен тов могут понизиться по сравнению с 2011 г. примерно в 4—5 раз (!!!). Вероятно некоторое их повышение в 2013 г., но не до уровня первого десятилетия XXI в.

Можно отметить также стабилизацию подразделения международного оборота на экспорт товаров и экспорт услуг, на которые приходится по прежнему около 4/5 и 1/5 его стоимости соответственно (см. табл. 1).

Географическое распределение мирово -го товарооборота в 2011 г. оказалось сле -дующим. Европейский регион пока сохра -няет лидерство, во многом благодаря «вкладу» 27 стран — членов Европейского союза (ЕС 27). Европа абсорбирует прак тически 2/5 глобального экспорта и импорта.

Если же рассматривать Евросоюз отдельно от прочих европейских эконо мик, выясняется, что на него (с учетом взаимной торговли внутри группировки) приходится сейчас свыше 1/3 мирового товарного оборота.

Однако если исключить эту важную составляющую из общего объема внеш неторговых связей ЕС, данное интегра ционное сообщество все равно оста ется среди лидеров международного

обмена, поскольку обеспечивает 12—13% экспортно импортных связей современ ного мира.

На современном этапе пока ни одной из интеграционных группиро вок не удавалось составить Евросоюзу достойную конкуренцию, даже мощной Североамериканской ассоциации свобод ной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики, которая контроли рует ныне лишь 18% мирового товар ного экспорта и 17% товарного импорта. Значительно скромнее выглядят позиции в международной торговле таких известных сообществ, как Ассоциация государств Юго - Восточной Азии (АСЕАН), включа -ющая 10 экономик, Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), имею -щий 4 страны участницы. Удельный вес АСЕАН в экспортно импортных связях современного мира не превышает 7%, а МЕРКОСУР - 2% (см. табл. 2)1.

Среди всех основных регионов мирового хозяйства, занимающих лидирующее поло жение в системе международной торговли, выделяется Азия. Совокупно азиатские страны, в числе которых особенно заметны Китай, Индия и новые индустриальные экономики (Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Таиланд, Тайвань, Сингапур и

1 Составлено и рассчитано автором по данным ВТО.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 (оценка) 2013 (про- гноз)

12 867 14 835 17 248 19 707 15 755 18 758 21 982 22 763 23 980

13,7 15,3 16,3 14,3 - 20,1 19,1 17,2 3,6 5,3

10 366 11 995 13 868 15 902 12 383 15 084 17 958 18 642 19 600

14,3 15,7 15,6 14,7 - 22,1 21,8 19,1 3,8 5,1

2 501 2 840 3 380 3 805 3 372 3 674 4 024 4 121 4 380

11,4 13,6 19,0 12,6 - 11,4 8,9 9,5 2,4 6,3

80,6 80,9 80,4 80,7 78,6 80,4 81,7 81,9 81,7

19,4 19,1 19,6 19,3 21,4 19,6 18,3 18,1 18,3

Таблица 2

Распределение товарного экспорта и импорта по регионам мира в 2011 г.

Регионы Экспорт, млрд долл. США Рост за год, % Доля в мировом экспорте, % Импорт, млрд долл. США Рост за год, % Доля в мировом импорте,

Европа 6 601 17,0 37,0 6 854 17,0 38,0

в том числе:

Европейский союз (ЕС- 27) * 6 029 17,0 33,9 6 241 16,0 34,7

Европейский союз (ЕС- 27)** 2 131 19,0 12,0 2 344 17,0 13,0

Азия 5 530 18,0 31,0 5 570 23,0 31,0

в том числе:

АСЕАН 1 244 18,0 7,0 1 151 21,0 6,4

Северная Америка 2 283 16,0 18,0 3 090 15,0 17,0

Ближний и Средний Восток 1 230 37,0 7,0 665 16,0 4,0

Центральная и Южная Америка 749 34,0 4,0 727 24,0 4,0

в том числе:

МЕРКОСУР 354 26,0 2,0 334 25,0 1,9

СНГ 788 34,0 4,0 540 30,0 3,0

Африка 597 17,0 3,0 555 18,0 3,0

* Приведенные данные включают товарооборот во взаимной торговле стран — членов ЕС.

** Исключая оборот во взаимной торговле стран — членов ЕС.

Примечание. В состав ЕС входят 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. АСЕАН включает 10 экономик региона: Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Полноправными странами — членами МЕРКОСУР являются Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай.

Таблица 3

Мировая товарная торговля: ведущие экспортеры, 2011 г.*

№ Страны Сумма, млрд. долл. США Доля, % Изменение за год, %

1. Китай 1 899 10,4 20

2. США 1 481 8,1 16

3. Германия 1 474 8,1 17

4. Япония 823 4,5 7

5. Нидерланды 660 3,6 15

6. Франция 597 3,3 14

7. Республика Корея 555 3,0 19

8. Италия 523 2,9 17

9. Россия 522 2,9 30

10. Бельгия 476 2,6 17

11. Великобритания 473 2,6 17

12. Гонконг (САР) а 456 2,5 14

13. Канада 452 2,5 17

14. Сингапур а 410 2,2 16

15. Саудовская Аравия ь 365 2,0 45

16. Мексика 350 1,9 17

17. Тайвань 308 1,7 12

18. Испания 297 1,6 17

19. Индия 297 1,6 35

20. ОАЭ Ьа 285 1,6 30

* Составлено по данным ВТО.

а Показатель включает в себя значительные параметры реэкспорта. ь Импорт просчитан по условиям поставок £о.Ь.

др.), находятся ныне на 2 - м месте после Европы, поскольку на них приходится около 31% стоимостного объема мирового экспорта и импорта товаров.

Таким образом, тройку лидеров среди регионов замыкает с немалым отрывом Северная Америка, уступая по соответ -ствующим показателям Азии примерно в 1,7 раза.

Несколько иная ситуация сложилась в 2009—2011 гг. в страновом «зачете» в сфере международного товарного обмена (см. табл. 3, 4).

Так, среди отдельных стран — лидеров мирового экспорта товаров в этот период первенство удерживал Китай. Объем его товарного вывоза в 2011 г. составлял рекордные 1 899 млрд долл. США. На 2 м месте находились США с показате лем в 1 481 млрд долл., на 3 - м — немного

отставшая Германия — 1 474 млрд долл. США.

Позиции этой лидирующей тройки оказались настолько прочными, что быв шая на протяжении ряда десятилетий в ее составе Япония в последние годы «отка -тилась» на 4 - е место, имея относительно невысокий показатель вывоза товаров — 823 млрд долл. США.

Среди 20 стран — лидеров мирового товарного экспорта находятся 9 азиатских экономик, 7 европейских, 3 североамери канских, а также Евразийская Россия. РФ удалось не только восстановить прежние позиции в мировой торговле, но и под няться в мировом экспорте товаров с 11 - й позиции в 2010 г. на 9 - е место в 2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые из крупных экспортирую -щих свои товары на зарубежные рынки стран имели заметное отрицательное

Таблица 4

Мировая товарная торговля: ведущие импортеры, 2011 г.*

№ Страны Сумма, млрд. долл. США Доля, % Изменение за год, %

1. США 2 265 12,3 15

2. Китай 1 743 9,5 25

3. Германия 1 254 6,8 19

4. Япония 854 4,6 23

5. Франция 715 3,9 17

6. Великобритания 636 3,5 13

7. Нидерланды 597 3,2 16

8. Италия 557 3,0 14

9. Республика Корея 524 2,9 23

10. Гонконг (САР, Китай) 511 2,8 16

11. Канада 462 2,5 15

12. Бельгия 461 2,5 17

13. Индия 451 2,5 29

14. Сингапур 366 2,0 18

15. Испания 362 2,0 11

16. Мексика 361 2,0 16

17. Россия д 323 1,8 30

18. Тайвань 281 1,5 12

19. Австралия 244 1,3 21

20. Турция 241 1,3 30

* Составлено по данным ВТО. д Оценка ВТО.

сальдо во внешней торговле, в част -ности, традиционно — США, а также Великобритания, Италия, Канада, Мексика, Франция, Япония. От пассивного к активному внешнеторговому балансу перешла Австралия, весьма умело использующая возможности и выгоды международного обмена. Феномен рос

сийской внешней торговли — неизменное на протяжении реформ сведение баланса со значительным перевесом экспорта над импортом — сохранил свое значение, а параметры положительного сальдо воз -росли. В целом, динамика внешней тор -говли Российской Федерации в XXI в. оказывается довольно позитивной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.