УДК 327.7:341.1
В. Н. Салченко
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ АТР НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСЕАН
В статье исследуются некоторые результаты и особенности интеграционных процессов, протекающих в регионе АТР, на основе анализа основных макроэкономических показателей АСЕАН за период 2000-2013 гг. (данные ВТО, Всемирного банка и форумов АСЕАН).
V. N. Sadchenko
Ключевые слова: АТЭС, НАФТА, ЕС, АСЕАН, интеграция, ВВП, показатель ВВП на душу населения, прямые иностранные инвестиции (ППИ), торговый баланс, соотношение экспорта/импорта, общий объем торговли.
THE EFFICIENCY OF INTEGRATION PROCESSES IN THE ASIA-PACIFIC REGION
ON THE EXAMPLE OF THE ASEAN
The article examines some of the results and features of the integration processes taking place in the Asia-Pacific region. It is based on the analysis of key macroeconomic indicators of ASEAN for the period of 2000 - 2013 (data of WTO, the World Bank and ASEAN forums).
Интеграция на современном этапе стала основным вектором развития мировой экономики и международных отношений. На интеграционные процессы влияют различные факторы: глобализация в области хозяйственной жизни, разделение труда, международная НТР, интенсивный переход стран от замкнутых национальных хозяйств к экономикам открытого типа, обращенным к внешнему миру, близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран и в связи с этим рост взаимозависимости экономик различных стран, формирование новых зон влияния государств и пр.
Учёные выделяют две формы интеграции: региональную и отраслевую. Региональная интеграция наиболее распространена, ее особенностью является территориальное соседство стран, наличие общих границ и совместных проблем. Основные интеграционные группировки сложились в развитых странах - это ЕС (Европейский Союз) и НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле). Среди развиваю-
Key words: APEC, NAFTA, EU, ASEAN, integration, GDP, GDP per capita, foreign direct investment (FDI), trade balance, the ratio of exports / imports, total trade volume.
щихся стран к числу крупных региональных группировок можно отнести МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южного конуса (Mercado Comúndel Sur) в форме таможенного союза, в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла); УНАСУР (Союз южноамериканских наций, региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки); Союз арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис); Совет арабского сотрудничества (Египет, Ирак, Иордания, ЙАР); АТЭС (Азиатско-Тихооке-анское экономическое сотрудничество); КОМЕСА - Общий рынок Восточной и Южной Африки (Common Marketfor Easternand Southern Africa (C0MESA))n АСЕАН, последняя лидирует среди стран с развивающейся экономикой.
Страны АСЕАН занимают выгодное геостратегическое и геополитическое положение, располагаясь на перекрёстке мировых коммуникаций и на самом коротком пути из Индийского в Тихий океан. Вследствие этого Юго-Восточная Азия исторически была до-
КФУяк
статочно плотно интегрирована в систему мировойторговли.Дажесегоднясвыше25% мировых торговых потоков проходят через Малаккский пролив. Япония, Китай и Корея, напротив, ограждали себя от внешнего, в том числе экономического, проникновения посредством политики «самоизоляции».
Азиатско-Тихоокеанский регион является третьим по экономической и мировой значимости центром интеграции стран после Европы и Северной Америки. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является сообществом, где проживает 616,614 миллионов человек в десяти странах с динамично развивающейся экономикой [1, р. 1].
Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 г., Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согла-сие-2») 2003 г., а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г., допускающий с 1987 г. возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 г. к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 г. - Япония и Пакистан, в ноябре 2004 г. - Россия и Южная Корея, в июле 2005 г. - Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. - Австралия, а также ЕС и Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). В феврале 2009 г. госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении ее страны присоединиться к Договору. В 2004 г. было принято решение о разработке Устава АСЕАН для более эффективной работы Ассоциации. Хартия (Устав) АСЕАН, вступившая в силу 15 декабря 2008 г. была направлена на создание более эффективного механизма сотрудничества и координации действий стран ЮВА, против давления глобализации, а также на выстраивание сбалансированных отношений с соседями, не входящими в эту группировку. АСЕАН не является донором, выделяющим некоторым своим членам регулярную и немалую экономическую помощь, как в Европейском союзе. Страны-участницы рассчитывают
прежде всего на себя и на взаимопомощь, на синергетический эффект от сложения усилий на важнейших направлениях своего развития [11, с. 5-6].
Руководящим и Координирующим органом выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Каждый год проходят совещания министров финансов, экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём. Также работа ведётся в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.
Отличительной чертой институционального развития АСЕАН было то, что в работе всех структур страны Ассоциации участвуют в полном составе, даже если повестка дня не затрагивает интересы всех госу-дарств-членов. Исследователи отмечают под так называемым методом АСЕАН преимущественно неформальный стиль обсуждения большинства принимаемых решений и акцент на коллективном формате ведения дел с внешними партнёрами [3, р. 97].
Структуры, подобные «АСЕАН плюс три», возникшие путём выделения из числа диалоговых партнёров Ассоциации, находятся пока на стадии формирования. По мнению А. А. Байкова, управленческая машина АСЕАН служит основой функционирования как для АПТ, так и для Восточноа-зиатских саммитов (ВАС) [12, с. 153]. Они не имеют своего аппарата, должностных лиц или иных административных механизмов. Их институциональные потребности полностью «обслуживаются» аппаратом АСЕАН.
В 1992 г. на саммите в Сингапуре страны АСЕАН приняли решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement- AFTA). Стратегическими задачами АФТА были провоз-
СКФУяеЕ;
глашены: повышение конкурентоспособности стран-членов на основе устранения торговых барьеров, роста привлекательности государств для зарубежных инвестиций; достижение экономической стабильности в регионе; сокращение ставок пошлин до 0-5 % на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; введение общего эффективного преференциального тарифа (СЕПТ).
Экономическая интеграция в АСЕАН началась с развития производственного сотрудничества, когда по рекомендации группы экспертов ООН во главе с О. Робинсоном было предложено 13 проектов создания совместных промышленных предприятий в сфере машиностроения и химической промышленности. Развитию сотрудничества в промышленной кооперации способствовала организация Финансовой корпорации АСЕАН в 1981 г., объединившей средства стран - ее членов [13, с. 227]. Соглашение о формировании Инвестиционной зоны АСЕАН (ASEAN Investment Area-AIA),подписанное 7 октября 1998 г. содействовало достижению целей Ассоциации в ближайшее время.
Эффективность интеграционных процессов АСЕАН подтверждается макроэкономическими показателями региона за период 2000-2013 гг. Так, по данным ежегодника «Ассоциация АСЕН в цифрах», ВВП АСЕАН (в текущих ценах в млрд. долл.) за 2000 г. составил 606, 448 млрд. долл., в 2005 г. - 915, 801 млрд. долл. [1, р. 4], в 2008г. -1528,871 млрд. долл., в 2009 г. - 1526,846 млрд. долл., в 2010 г. - 1 884, 0676 млрд. долл., в 2011 г. -2 184, 4986 млрд. долл., в 2012 г. - 2 311, 315 млрд. долл. [7]. Иными словами, за 12 лет объем ВВП стран Ассоциации увеличился в 3,8 раза.
Макропоказатели экономического развития Всемирного банка немного разнятся от данных АСЕАН, но, тем не менее, мировым лидером по объёму экономики остаются США- 15, 094 млрд. долл., ВВП Китая -7, 298 млрд. долл., Японии - 5, 867 млрд. долл., России - 2, 014 млрд. долл., Индии -1, 841 млрд. долл. [1, р. 3].
Из стран Ассоциации наиболее высокие показатели ВВП у Индонезии - 0, 878 млрд. долл., далее идут Таиланд - 0, 366 млрд. долл., Малайзия - 0, 305 млрд. долл., Сингапур - 0,277 млрд. долл., Филиппины -0,250 млрд. долл., Вьетнам - 0, 141 млрд. долл., Мьянма - 0,052 млрд. долл., Бруней -Даруссалам- 0,017 млрд. долл., Камбоджа -0,014 млрд. долл., наименьший показатель ВВП у Лаоса - 0,009 млрд. долл. [7].
Другим маркером развития экономики является доля ВВП на душу населения. В этих показателях АСЕАН также демонстрирует тенденцию к росту. Так, в 2000 г. доля ВВП на душу населения составила 1,172 долл., в 2005 г. - 1,641 долл., в 2008 г. -2,591 долл., в 2010 г. - 3,139 долл., в 2011 г. -3,591 долл., в 2012 г. - 3,748 долл. Для сравнения эти показатели в 2012 г. для ЕС-28 - 16,584 долл., США - 15,685 долл., КНР - 8,227 долл., Японии - 5,964 долл., России - 2,022 долл., Индии - 1,825 долл. [1, Р. 3].
Важным критерием экономического развития стран АСЕАН является торговый баланс, соотношением импорта к экспорту. Общий объем торговли стран АСЕАН в 2000 г. составил 759, 101 млн. долл., в 2009 г. он уже перевалил на миллиард -
1 536, 877 млн. долл., в 2012 г. составил
2 476,427 млн. долл. Но в процентном соотношении эти показатели нестабильны. Так, в 2000 г. рост составил 21,1 %, в 2005 г. 15%, в 2009 г. наблюдалось значительное падение из-за мирового кризиса и показатели составили уже 19 %, в 2010 г. общий объем вновь вырос на 34 %, в 2011 г. -лишь на 18,9 %. В 2012 г. общий объем торговли АСЕАН увеличился на 3,7 % по сравнению с предыдущим годом. Отношение торговли к ВВП снизилась с 109,3 % до 107,1 %, из-за снижения доли экспорта в ВВП в течение года. Торговый профицит значительно сократился почти на две трети его уровня в 2011 г. от 95,9 млрд. долл. до 32,7 млрд. долл., что свидетельствует о расширение импорта товаров по сравнению с экспортом [1, р. 9].
CI/7A1 »CEEEPI>KWHW3C»tf
КФУ=г
ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВОЙ АКТИВНОСТИ за 2009-2012 гг. *
Экономики развивающихся стран Экспорт (в трлн. долл.) Импорт (в трлн. долл.) Общий объем торговли (в трлн. долл.)
2009 2012 2009 2012 2009 2012
EC 1525 2,166 1672 2,301 3197 4,467
АСЕАН 814 1,254 724 1,221 1538 2,475
МЕРКОСУР 217 340 186 325 403 665
Объем взаимной торговли стран АСЕАН в 2000 г. составлял 166,8 млрд долл., то в 2009 г. он достиг 304, 825 млрд долл., увеличившись в 1,8 раза. Даже в условиях мирового экономического кризиса страны АСЕАН удерживают оборот взаимной торговли на достойном уровне. По официальным оценкам, в 2012 г. он составил уже 602,048 млрд. долл., увечившись в 3,6 раза по сравнению с 2000 г. А его доля в общем объёме внешней торговли группировки оставалась достаточно высокой (24 %) [1, р. 14].
Растут экономические связи АСЕАН с Китаем. С сентября 2008 г. наблюдалось замедление взаимной торговли под влиянием мирового финансового кризиса. В результате АСЕАН не смогла войти в тройку крупнейших торговых партнёров Китая, уступив ЕС, США и Японии, в то время как КНР потеснила эти страны, заняв первую позицию среди внешних рынков АСЕАН [8, р. 174].
Ссылаясь на данные ЕС, можно заключить, что основная страна-импортер в 2012 г. была КНР (19,2 %), далее следуют Япония (14,4 %), ЕС (12,5%), США (9,7), Южная Корея (8,1 %). Что касается экспорта, то лидером выступает вновь Китай (15,3 %) далее следуют Япония (13,9 %), ЕС (13,6 %), США (11,8 %), Гонконг (8,5 %) и пр.[4, р. 9]. С 2009 г. наблюдается потеснение Китаем ЕС в качестве основного торгового партера АСЕАН (11,6 % против 11, 2 % в 2009 г. и 12,9 % против 9,8 % в 2012 г. - соответственно) [1, р. 14].
Наблюдается увеличение показателей среднего роста торговли АСЕАН с Россией, Индией, Республикой Кореей, а также с Но-
вой Зеландией за период 2009-2012 гг. С 2000 г. ведётся работа по созданию Вос-точноазиатской зоны свободной торговли, в которой принимают участие АСЕАН, Китай, Япония и Республика Корея. В отношениях АСЕАН и России приоритетными сферами сотрудничества являются транспорт, энергетика, военно-промышленный комплекс, космические разработки, машиностроение, нефтехимия, развитие малого предпринимательства, охрана окружающей среды.
Показатели соотношение экспорта/ импорта стран АСЕАН за 2011 г. - 1242, 199/1146, 245 млн. долл. соответственно, за 2012 г. 1254, 580/1221, 846 млн. долл. соответственно; общий торговый баланс за 2011 г. составил 2388, 4440, а в 2012 г. -2476,427 млн. долл. [2]. Эти показатели говорят о постоянном росте торгового баланса стран АСЕАН, несмотря на мировой финансовый кризис.
В совокупном взаимном экспорте и импорте большинства государств АСЕАН преобладают электроника, вычислительная техника, оборудование. Однородность ресурсов стран АСЕАН и высокая степень совпадения товарных структур экспорта и импорта обусловила невысокий удельный вес взаимной торговли, которая в 2004 г. составила 22,5 %. Основная её часть приходится на 2 страны: Сингапур (до 40 %) и Малайзию (до 25 %) [1, р. 36].
Следует обратить внимание на то, что 20 крупнейших экспортных товаров составляют чуть менее 50 % от общей стоимости экспорта, что свидетельствует о диверсификации экономик стана АСЕАН, о расширении своих
* Составлено по материалам: WorldTradeReport 2010. Factors shaping the future of world trade; World Trade Report 2013. Facto rsshapingthefutureofworldtrade[9, p. 28; 10, p. 32].
СКФУяеЕ;
экспортных продуктов для удовлетворения возникающих глобальных потребностей. 20 лучших импортных товарных позиций составил менее 47 % от общей стоимости импорта.
Что касается прямых иностранных инвестиций (ПИИ или FDI), то страны АСЕАН активно соперничают с Китаем. Для привлечения внутренних и внешних инвестиций в 1998 г. было подписано соглашение о создании инвестиционной зоны АСЕАН (АИА). Страны обязались предоставлять инвесторам временное освобождение от уплаты или сокращение ставки налога на прибыль, беспошлинный ввоз оборудования и сырья, упрощение таможенных процедур, право на наем иностранного персонала.
Ежегодный объем притока иностранных инвестиций в экономики стран АСЕАН в 2004 г. в среднем составил 21,808 млн. долл., в 2009 г. - 49,045 млн. долл., в 2012 г. -110,291 млн. долл. [1, р. 36].0правившись в 2009 г. от кризиса 2008 г., ПИИ к 2010 г. в Восточную Азию и Тихоокеанский регион снова упали в 2011 г. Причиной тому послужили потрясения в зоне евро и стихийные бедствия в Японии. Приток прямых инвестиций в 2011 г. был на 17 % ниже, чем в 2010 г. Чистые ПИИ потоки снизились на 5 %, в то время как приток портфельных инвестиций снизился до 1/5 от уровня 2010 г. [6, р. 94]. Менее всего в АТР пострадал Китай: объем ПИИ в Китай на январь-февраль 2014 г. составил - 19,31 млрд долл., тем самым свидетельствуя о привлекательности экономики Китая и постоянном увеличении внимания инвесторов в сторону стран АСЕАН.
Характерно, что и в потоке прямых иностранных инвестиций (ПИИ), идущем в страны АСЕАН, их собственная доля имеет тенденцию к росту, и довольно заметному. Если в период 2000 г. объем взаимных инвестиций составил всего 0,853 млн. долл., то в 2009 г. - 6,664 млн. долл., в 2012 г. -20 160 млн. долл., т. е. увеличился более чем в 23 раза за десятилетие. Доля взаимных инвестиций в процентном соотношении за период 1995-2004 гг. демонстрировала тенденцию к уменьшению с 16,5 % до 9,5 %, но уже с 2005 г. вновь наблюдается рост -
с 9, 9 % до 18, 3 %, несмотря на мировой кризис. Этот рост свидетельствует о динамично развивающейся экономике стран АСЕАН.
В отдельных же случаях доля внутрирегиональных ПИИ намного выше среднего показателя по АСЕАН. Так, в 2008 г. эта доля составила в Индонезии 37,3 %, в Камбодже - 29,5 %, во Вьетнаме - 28,2 %, в Таиланде - 24,9 %, в Малайзии - 22 %.Сегодня, в отличие от колониальных времён, свыше 50 % ПИИ и внешней торговли стран ЮВА приходится на соседние восточноазиатские страны [5]. Это одно из свидетельств идущей в регионе экономической интеграции.
Как источник ПИИ для стран - членов Ассоциации, сами эти страны в 2000 г. уступали лишь ЕС и США (853 млн. долл.; 13 004 млн. долл.; 7 490 млн. долл. соответственно). В 2009 г. по уровню ПИИ страны АСЕАН были обогнаны странами ЕС (6 664 млн. долл. против 8 809 млн. долл.), в 2012 г. показатель стран АСЕАН составил 20 160 млн. долл. против 23 305 млн. долл. ЕС и 23 113 млн. долл. - ПИИ Японии [1, р. 36].
В 2012 г. увеличение притока ПИИ в регионе в значительной степени связано с собственными инвестициями, инвестициями ЕС-28 и Японии. Приток ПИИ из Японии увеличился почти в два раза за 2012 г., компенсируя уменьшение притока ПИИ из ЕС-28, Китая и США, Республики Кореи и пр. Это свидетельствует о том, что в последние годы внутри АСЕАН заметно крепнут связи по линии транспорта, коммуникаций и туризма, ускоряется и увеличивается в объёме трансграничного движения рабочей силы.
Большое внимание в АСЕАН придают промышленной кооперации, учитывая необходимость индустриализации экономики. Примерами могут служить совместные заводы по производству мочевины в Индонезии (Ача) и Малайзии (Бинтулу), заводы по производству дизельных двигателей в Сингапуре, производство «асеановского автомобиля» Протон-Сага. В авиационной промышленности создан Азиатско-Тихооке-анский аэрокосмический консорциум по типу европейского «Эрбасиндастри». Разрабатывается ряд энергетических программ,
КФУяк
среди которых строительство магистральных газопроводов АСЕАН - Южный Китай и Австралия - АСЕАН. В 2006 году страны-участницы АСЕАН приступили к строительству железной дороги Сингапур-Куньмин, которая пройдёт через семь стран.
Приведённые некоторые макропоказатели свидетельствуют о динамично развивающейся экономики стран АСЕАН, невзирая на мировой кризис, стихийные бедствия в Японии в 2011 г. и их последствия. Благодаря снижению торговых и инвестиционных барьеров наблюдается рост взаимных инвестиций в экономике АСЕАН. Увеличиваются торговые контакты благодаря претворению в жизнь соглашений о свободной торговле стран-участниц АСЕАН с партнёрами по диалогу Австралией, Китаем, Республикой Корея и Новой Зеландией. Растут показатели ВВП и ВВП на душу населения,
позволяя подойти АСЕАН к странам с доходом выше среднего по классификации Всемирного банка. Тем не менее, странам-членам АСЕАН надо повысить экономическую конкурентоспособность, чтобы справиться с факторами неопределённости в глобальной экономике.
Со времени создания АСЕАН был достигнут значительный прогресс в области экономической и политической модернизации. К бесспорным достижениям следует отнести формирование особой культуры международного общения участников Ассоциации, не предполагающей доминирования какой-либо страны - участницы процессов интеграции. Вполне вероятно, что формирование региональной идентичности в Юго-Восточной Азии как стратегическая цель интеграционных процессов также станет вполне достижимой.
Литература
1. ASEAN Community in Figures (ACIF) 2013. Jakarta: ASEAN Secretariat, February 2014. [Electronic resource] URL: http://www.asean.org/images/resources/Statistics/2014/ACIF%202013.PDF (Accessed: 13.04.2014).
2. ASEAN Trade, 2011-2012 as of December 2013. [Electronic resource] URL: http://dspace.unimap. edu.my/dspace/bitstream/123456789/30777/l/asean%20trade,%202011-2013.pdf (Accessed: 13.04.2014).
3. Christopher M. Dent.East Asian Regionalism. - London and New York: Routledge, 2008.
4. European Union, Trade in goods with ASEAN (Association Of South-East Asian Nations). [Electronic resource] URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113471.pdf (Accessed: 13.04.2014).
5. Global Economic Prospects 2005: Trade, Regionalism, and Development. - Washington, DC: World Bank, 2005.
6. Gross domestic product 2012 - World Data Bank. [Electronic resource] URL: http://databank. worldbank.org/data/download/GDP.pdf (Accessed: 09.04.2014).
7. Gross domestic product in ASEAN, at current prices (nominal), in US dollars. [Electronic resource] URL: http://www.asean.org/images/resources/2014/Jan/StatisticUpdate28Jan/ Macroeconomicsindicator/Tabie5.pdf (Accessed: 08.04.2014).
8. World Development Indicators 2013 - World Data Bank [Electronic resource] URL:http://databank. worldbank.org/data/download/WDI-2013-ebook.pdf (Accessed: 20.04.2014).
9. World Trade Report2010. Factors shaping the future of world trade. [Electronic resource] URL: http:// www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/world_trade_reportlO_e.pdf (Accessed: 08.04.2014).
10. World Trade Report2013. Factors shaping the future of world trade. [Electronic resource] URL: http:// www.wto.org/english/res_e/booksp_e/world_trade_reportl3_e.pdf (Accessed: 08.04.2014).
11. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы/А. Е. Васильев [и др.]. - М., 2010.
12. Банков A.A. Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии / A.A. Банков; отв. ред. А.Д. Богатуров. - М., 2012.
13. Костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) // Международная экономическая интеграция: учебное пособие/ Под ред. H.H. Ливенцева. - М., 2006.