Научная статья на тему 'Новый этап экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии'

Новый этап экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2240
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО АСЕАН (ЭСА) / ОБЩИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РАЗРЫВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ / СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / АСЕАНОЦЕНТРИЧНОСТЬ / ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ECONOMIC COMMUNITY OF ASEAN (ECA) / COMMON MARKET OF GOODS AND SERVICES / INTERNATIONAL COMPETITION / GAP IN ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE AND PROSPECTS OF REGIONAL INTEGRATION / FREE TRADE ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазырин Владимир Моисеевич

В статье дан анализ ключевых компонентов экономического сообщества АСЕАН (ЭСА): формирования общего рынка товаров и услуг, превращения ЮВА в экономически конкурентоспособный регион, преодоления разрыва в экономическом развитии членов АСЕАН, углубления интеграции в мировую экономику. Показаны содержание, динамика и трудности каждого из компонентов этого процесса за 10 прошедших лет. Оценены общее состояние и перспективы региональной интеграции стран АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper gives the analyses of the key elements of the Economic Community of ASEAN (ECA): the formation of a common market of goods and services, turning ASEAN into an economically competitive region, bridging the gap in the economic development of countriesmembers of ASEAN, the further integration in the world economy. The author shows the contents, dynamics and challenges of each of the components of this process over the past 10 years. He also assesses the general condition and prospects of the regional integration of ASEAN countries.

Текст научной работы на тему «Новый этап экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXV (№ 35, 2017)_

© Мазырин В.М.

ИДВ РАН

НОВЫЙ этап экономическом интеграции стран

ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ*

Введение

В декабре 2015 г. возник принципиально новый интеграционный формат в Юго-Восточной Азии (ЮВА) - Сообщество АСЕАН. Это событие важно с учетом повышения роли стран-членов Ассоциации в мировой экономике. Они образуют емкий рынок с населением около 630 млн человек (третий по размеру в мире) и объемом внешней торговли в 2,5 млрд долл. (7,1% мирового экспорта и 6,3% мирового импорта), ВВП свыше 2,5 трлн долл. (седьмое место в мире), показывают высокую экономическую динамику1.

По оценке многих экспертов, сближение в экономической сфере идет быстрее, лучше подготовлено и больше стимулируют объединительные процессы в ЮВА, чем в сфере политики-безопасности и в социально-культурной сфере, которые составляют две другие части сообщества2.

Цель проекта стран АСЕАН - в течение 10 лет создать высоко конкурентную экономику с единой производственной базой и открытой торгово-инвестиционной системой. При условии структурных реформ ожидается, что к 2025 г. ее рост достигнет 7,1% и будет дополнительно создано 14 млн рабочих мест . ЭСА призвано показать миру серьезность этих намерений. За 2016 г. были запущены новые планы действий во многих секторах, нацеленные на стимулирование торговли, продовольственной безопасности, развитие малого и среднего бизнеса, производственной кооперации.

Данная статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 16-27-09001 по теме «Проблемы имплементации и ожидаемые эффекты Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам».

Компоненты или «опоры» ЭСА

Формирование экономического сообщества АСЕАН (ЭСА) члены этой организации начали десять лет назад, приняв в 2007 г. Дорожную карту ЭСА. Этот стратегический план, включавший 17 основных целей (табл. 1) и 506 конкретных мер, был в основном выполнен в 2015 г. За первые 4 года (2008-2011 гг.), по оценкам Секретариата АСЕАН, он был реализован на 68,2%, к апрелю 2015 г. достигнуты 90,5% показателей .

Таблица 1

Основные цели строительства экономического сообщества

Общий рынок и производственная база Экономическая конкурентоспособность Выравнивание экономического развития Интеграция в глобальную экономику

1. Свободное движение товаров 8. Конкурентная среда(политика) 14. Развитие малого и среднего бизнеса 16. Согласованная внешнеэкономическая политика

2. Свободное движение услуг 9. Защита потребителя 15. Инициатива интеграции АСЕАН 17. Участие в международных цепочках

3. Свободное движение капитала 10. Охрана интеллектуальной собственности

4. Свободное движение инвестиций 11. Развитие инфраструктуры

5. Свободное движение квалифицирован. рабочей силы 12. Улучшение налоговой системы

6. Интеграция в приоритетных секторах 13. Развитие электронной торговли

7. Продовольствие, сельское и лесное хозяйство

Источник: ASEAN Economic Community Scorecard: Performance and Perception. Sanchita Basu Das ed. Singapore, 2013. P.X.

Строительство ЭСА ведется в 4 основных направлениях, которые формируют «опоры» сообщества, как их назвали в АСЕАН.

1. Формирование общего рынка

Первая из этих ключевых опор - образование общего рынка и общей производственной базы. Таким путем решено обеспечить свободное движение товаров, услуг, инвестиций и капитала, квалифицированной рабочей силы, интеграцию в приоритетных секторах и в традиционных отраслях (сельское, лесное, водное хозяйство). За 2008-2011 гг. эта часть программы выполнена на 66,5 %5.

1.1. Свободное движение товаров

Главной составной частью будущего общего рынка является свободное движение товаров, регулируемое Соглашением стран АСЕАН о свободной торговле товарами (АТЮА) с 2010 г. Это соглашение ратифицировано и выполняется большинством членов Ассоциации - Брунеем, Вьетнамом, Индонезией, Камбоджей, Лаосом, Малайзией, Мьянмой, Филиппинами, Сингапуром (кроме Таиланда). Для его реализации созданы различные механизмы, облегчающие движение товаров через границу: документ о таможенном декларировании, модель обработки грузов, перевозимых воздушным путем, система таможенного транзита и др.

По мере формирования ЭСА ввозные пошлины на товары и услуги в нем сокращаются до нуля, все отрасли экономики открываются. Это должно обеспечить всестороннюю интеграцию региона, ускорить экономический рост стран-членов. В 2012 г. шесть основателей АСЕАН применяли нулевой тариф к 99,1% товарных позиций, а менее развитые страны - к 67,6%, в то же время следующая по уровню льгот ставка - 0-5% охватила 98,6% позиций6.

Члены АСЕАН добились большого успеха, опустив средний тариф во внутрирегиональной торговле товарами до 0,9% (в 2000 г. 4,4%). Группа шести более развитых стран обнулила тарифы с 2010 г. по всем позициям за исключением аграрных продуктов - к ним применяется ставка в диапазоне 0-5% в Индонезии, Малайзии, Филиппинах и Таиланде, что противоречит Соглашению АТЮА. Четыре менее развитые страны (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма) снизили средний тариф за 20002013 гг. с 7,3 до 1,8%.

Хотя второй группе (ВКЛМ) предоставлены льготы, в частности возможность не обнулять тарифы до 2018 г., эксперты опасаются, что выполнить это требование будет трудно. Вьетнамский ученый Фам Ши Тхань считает большим испытанием для своей страны задачу обнулить тарифы на 7% чувствительных товарных позиций (400 тарифных линий), вошедших в список временный исключений. Местный бизнес хочет дольше сохранять высокий уровень защиты ряда производств, чтобы иметь время для повышения своей конкурентоспособности. Однако по некоторым товарам, несмотря на протекционизм, не удается этого добиться .

Льготные тарифные ставки пока не удается использовать для облегчения товародвижения в полном объеме, ввиду проблемы подтверждения страны происхождения товара. Эти льготы могут получить товары, минимальная доля местного компонента в которых достигает 40%, что подтверждается сертификатом происхождения формы Д или изменением подгруппы тарифной классификации (на уровне 4 знаков) вследствие обработки товара. Зачастую достичь и, соответственно, доказать нужную степень переработки или локализации производства не удается.

Вследствие этого, хотя стоимость экспортных товаров, использующих режим сводной торговли, выросла с 9,2 до 26 млрд долл. за 2005-2010 гг., их доля в товарообороте между странами АСЕАН оставалась невысокой - на уровне 0,5% у Мьянмы, 13,4% у Вьетнама, 22,6% у Таиланда и 47% у Кам-боджи8. Снижение тарифных барьеров в ЗСТ слабо содействует доступу на рынок как внутри Ассоциации, так и ее внешних партнеров. Это видно на примере участия Вьетнама в составе АСЕАН в зонах свободной торговли со странами Восточной Азии (табл.2). Большинство произведенных им товаров имеет низкий удельный вес национального / субрегионального компонента.

Таблица 2

Уровень использования льготных тарифов в зонах свободной торговли АСЕАН + 1 в экспорте Вьетнама в 2006-2011 гг., %*

ЗСТ 2006 2007 2008 2009 2010 2011

АФТА 7,10 9,41 12,76 11,41 14,11 20,20

АЯФТА н/д н/д н/д 27,81 30,52 31,23

АКФТА н/д н/д н/д 79,05 65,97 90,77

ААФТА н/д н/д н/д н/д 8,89 15,91

АИФТА н/д н/д н/д н/д 2,39 7,37

АКФТА 8,89 6,30 9,83 21,70 25,23 23,11

Источник: Министерство промышленности и торговли Вьетнама: Vo Tri Thanh. Managing Domestic Consensus for ASEAN Community-Building in Vietnam // Moving the AEC beyond 2015. Op. cit. P.185.

Примечания: * рассчитано как отношение стоимости экспортных товаров, получивших преференции в рамках ЗСТ, к общему объему поставок партнерам соответствующих ЗСТ

Еще один сдерживающий фактор заключается в том, что в рамках обычной торговли - на основе режима наибольшего благоприятствования - партнеры уже заметно снизили средний таможенный тариф, например, Камбоджа с 16 до 14,2%, Вьетнам до 9,8%. Это ослабило стимулы к получению более низких ставок ЗСТ, связанных с рядом сложностей. Помимо подтверждения происхождения товаров проблемы вызывает различие соответствующих режимов в соглашениях о свободной торговле с разными странами и иные причины. Так, предприятия Вьетнама и других менее развитых стран не могут эффективно использовать преимущества каждой ЗСТ ввиду неспособности удовлетворить более строгие технические требования этих зон к качеству ввозимых товаров. В итоге экспортеры менее развитых стран АСЕАН отдают предпочтение торговле с Китаем, Японией и Кореей, как более крупными рынками, чем с партнерами внутри АФТА 9.

Работа по снижению наряду с тарифами также нетарифных барьеров ведется на основе режима упрощения торговли и рабочей программы, которая охватывает вопросы таможенного оформления, торговые процедуры, стандарты товаров и сертификаты соответствия, санитарные и фитосанитарные нормы. Предприняты шаги по отмене дополнительных импортных сборов, взаимному признанию и гармонизации стандартов качества, стимулированию конкуренции, облегчению доступа на национальный рынок, отказу от количественных ограничений (квот).

Однако нетарифные барьеры сохраняются, как на границе между странами АСЕАН, так и после ее прохождения, хотя предусматривалось, что к 2012 г. они будут сняты наиболее развитыми членами Ассоциации, а в промежутке 2015-2018 гг. - менее развитыми. По сути, эти барьеры имеют протекционистский характер: почти половина всех тарифных линий содержит как минимум 1 нетарифный барьер. Не достигнута также прозрачность и единообразие нетарифных мер регулирования торговли, не приняты региональные правила и механизмы, соответствующие мировым образцам. Без преодоления нетарифных ограничений АСЕАН не сможет создать единый рынок в будущем.

Особенно применением нетарифных ограничений отличаются Индонезия и Вьетнам, тогда как Камбоджа и Таиланд -обратный пример. Постоянная потребность правительств в защите национальной промышленности обусловлена тесными связями между правящими элитами и местным бизнесом, сдерживающими региональную интеграцию. Среди ограничений такого рода превалируют обязательное лицензирование и технический контроль, т.е. проверка стандартов качества (она охватывает 32% всех нетарифных барьеров), а также прямые запреты (21%). Эти меры чаще применяются в химической и смежных отраслях (21%), машиностроении (18%), пищевой промышленности (12%)10.

Также не выполнена задача по запуску Национального единого окна таможенного оформления на всей территории ЮВА. Пилотный проект с участием Индонезии, Малайзии, Сингапура и Таиланда позволил запустить в этих странах но-

вый механизм, хотя налицо недостаток координации участников или нехватка соответствующих людских ресурсов. Менее развитые страны (ВКЛМ) находятся на начальном этапе работы.

Меры по либерализации торговли в рамках АФТА дали пока скромные результаты с точки зрения активизации внутрирегиональной торговли. Ее удельный вес в общем товарообороте стран АСЕАН вырос с 19 до 26% за 1993-2008 гг., а затем упал до 24%. Выше всего он у Филиппин, Индонезии, Камбоджи, ниже у Брунея, Сингапура, Малайзии (табл.3), т.е. у более развитых стран. По товарным группам доля такой торговли выше всего по автомобилям, ГСМ и натуральным маслам, духам и косметике и ниже в ключевых группах экспорта типа электрооборудования, машин, запчастей11. Достигнутый уровень внутрирегиональной торговли для ЮВА достаточно высок, хотя несравним с ЕС, где он равняется 60%. Оценивая это «отставание», следует учитывать, что структура торговли между членами АСЕАН носит скорее конкурентный, чем взаимодополняющий характер.

Таблица 4

Доля внешней торговли стран АСЕАН в пределах ЮВА

Страна 1993 1996 2000 2005 2010 2012

АСЕАН-10 19,2 21,5 22,0 25,7 25,4 24,3

Бруней - 47,6 36,3 28,8 20,6 19,8

Вьетнам - - - 22,8 17,0 16,8

Индонезия 11,8 13,8 18,5 23,1 27,4 25,1

Камбоджа - - 22,6 19,8 22,8 27,6

Лаос - - - 58,2 57,1 37,9

Малайзия 24,1 25,0 22,7 25,8 26,2 27,4

Мьянма - - 44,1 87,7 48,6 39,3

Сингапур 23,3 25,7 26,0 28,9 27,2 26,6

Таиланд 13,8 17,0 17,4 20,0 22,5 20,9

Филиппины 9,2 14,6 15,7 18,1 25,4 21,1

Источник: ASEAN Secretariat Statistical Database (статистика Секретариата АСЕАН)

Другим показателем движения в нужном направлении служит растущая открытость стран АСЕАН в торговле товарами, измеряемая соотношением объема импорта к ВВП, хотя эта тенденция неустойчива. В предкризисный период (1997-2008) она выросла с 13 до 16% по Ассоциации в целом и с низких значений до 14% в группе ВЛКМ. Лидерами по открытости являются Сингапур (42% в 2005 г., 29% в 2012 г.) и Камбоджа (16/29%). Затем средний показатель в АСЕАН снизился до 12%, в том числе до 13% в группе более развитых стран и вырос до 16% в группе ВКЛМ12.

О позитивных изменениях говорит индекс интенсивности внутрирегиональной торговли. Хотя за 1990-2012 гг. он упал с 3,8 до 3,6, но остается значительно выше, чем в ЕС, где был равен 2 в 2012 г. Значит, члены Ассоциации активнее развивают торговлю внутри своего региона. Одновременно индекс вырос в торговле с КНР, что отразило усилия по развитию ЗСТ АФТА наряду с КАФТА. Исследователи рассчитали и эффект совокупного воздействия мер либерализации торговли на темпы и устойчивость роста экономик стран ЮВА. Применив метод компьютерного моделирования (Computable General Equilibrium), учитывающий чистую выгоду от эффектов свободной торговли - не только прямую, но и косвенную, они дали прогноз, что ЭСА обеспечит прирост регионального ВВП на уровне 5,2% в год, а если будут созданы ЗСТ со всеми ее ведущими торговыми партнерами, то вдвое больше 13.

1.2. Рынок услуг

Либерализация в сфере услуг пока идет медленно, несмотря на 15 лет выполнения Рамочного соглашения о свободной торговле услугами (AFAS). Впрочем, обязательства в этой сфере и не предусматривали либерализация в полном масштабе. Причина в том, что это профильное соглашение списано с аналогичного соглашения ВТО (ГАТС), которое, по мнению ряда экспертов, не создает заметных стимулов для либерализации14. К тому же осторожность в реформировании и вправду востребована: сфера услуг - очень чувствительный сектор, так как в значительной мере не только создает ВВП стран ЮВА, но и обеспечивает занятость.

AFAS включает 7 пакетов обязательств по либерализации таких секторов, как дистрибуция услуг, оказание бизнес и профессиональных услуг, строительство, образование и здравоохранение, охрана окружающей среды, морской транспорт, телекоммуникации и туризм. Самым сложным считается пакет № 3, ставящий задачу повысить доступную для покупки иностранным капиталом долю собственности на территории стран ЮВА или так наз. коммерческого присутствия. Сейчас этот предел ограничен 70% акционерного капитала компании. Обязательства по соглашению выполнили 8 членов АСЕАН, не выполнили Вьетнам и Филиппины15. Следовательно, они не спешат открывать указанные сектора даже для конкурентов-соседей. Более медленно происходит либерализация торговли финансовыми услугами (четвертый пакет), как особенно ответственной сферы.

1.3. Движение капитала

С 2012 г. действует Всеобъемлющее инвестиционное соглашение стран АСЕАН (ACIA), которое ратифицировано 8 членами организации (кроме Индонезии и Таиланда). Оно нацелено на получение инвесторами как внутри стран-членов, так и из-за рубежа, больших выгод и защиты своих интересов. Однако соглашение выполняется слабо, поступает много жалоб на непрозрачность процедур, особенно в Индонезии, Малайзии, Таиланде и Вьетнаме. По этой причине членам АСЕАН сложно соревноваться за привлечение ПИИ в регион с Китаем, а внутри Ассоциации с Сингапуром, получающим более половины иностранных инвестиций.

С целью обеспечить более свободный перелив капиталов в ЮВА в 2009 г. введен специальный план действий по созданию единого рынка капитала. В частности, усилия направлены на либерализацию трансграничных продуктов и услуг в инвестиционной сфере, взаимное признание дипломов специалистов, выработку взаимосвязанных обменных курсов и развитие рынка облигаций. С целью придания мобильности капиталу внутри региона также снят ряд ограничений на движение средств на капитальных счетах. И факты подтверждают, что большинство членов АСЕАН не ограничивает ни ввоз, ни вывоз иностранно-

го капитала. Там, где ограничения сохраняются, готовятся дополнения в местное инвестиционное законодательство. Также ведется интенсификация реформ на фондовом рынке с целью регулирования притока портфельного капитала. Смягчаются лимиты на использование иностранной валюты, включая платежи по транзакциям и текущие переводы.

Всё это важно и само по себе, и для повышения официального рейтинга, так как согласно международным инвестиционным индексам, высоко стоящие в них страны привлекают больше ПИИ (табл. 3).

Таблица 3

Инвестиционная привлекательность стран АСЕАН

Страна Рейтинг по ЛВБ, 2014 Рейтинг по ГК, 2014-15 Рейтинг по логистике* ПИИ**, млрд $ Доля в общем объеме ПИИ,%

Бруней 1Q1 28 - 9,1 1,2

Вьетнам 78 68 48 (69) 59,1 8,Q

Индонезия 114 34 53 (66,7) 81,1 11,Q

Камбоджа 135 95 83 (55,8) 6,9 Q,9

Лаос 148 93 131 (44,5) 2,1 Q,3

Малайзия 18 2Q 25 (83) 72,5 9,8

Мьянма 77 134 145 (4Q) 9,9 1,3

Сингапур 1 2 5 (96,2) 382,5 51,7

Таиланд 26 31 35 (77,8) 93,9 12,7

Филиппины 95 52 57 (64,2) 22,3 3,Q

Всего АСЕАН 739,5 1QQ

Источник: WB Doing Business 2014; World Competitiveness Index 20142015; WB Logistics Performance Index 2014; The ASEAN Statistical Yearbook 2013.

Примечания: ЛВБ - индекс легкости ведения бизнеса (Ease of doing business)

ГК - индекс глобальной конкурентоспособности

* за 2014 г., в скобках показатель в сравнении с лидером рейтинга -Германией (100%)

** объем ПИИ в долл. США и их доля показаны суммарно за период 2010-2012 гг.

Крайне важно для стран АСЕАН и создание системы финансовых гарантий на случай кризисов. В этом отношении очень полезна Чиангмайская многосторонняя инициатива по оформлению валютных своп-соглашений, начавшая работать в 2010 г. Сумма этих соглашений расширилась до 120 млрд долл. благодаря участию Японии, Республики Корея и Китая. Участие этих стран также важно в части реализации Инициативы азиатского рынка облигаций, местный выпуск и обращение которых, особенно в деноминированном виде, очень поощряется. В рамках этого плана создается механизм кредитных гарантий и инвестирования.

1.4. Движение рабочей силы

Движение рабочей силы между странами ЮВА подвергается либерализации в последнюю очередь, что понятно ввиду остроты проблемы занятости в странах ЮВА, отличающихся высокой демографической активностью. Пока либерализацией охвачен только квалифицированный персонал, хотя регулирующие его прием правила по отдельным профессиям содержат много исключений и оговорок. Задача создания единого рынка рабочей силы также не ставится, что нельзя не признать разумным для этого региона подходом. Страны АСЕАН договорились о взаимном признании дипломов об образовании, профессиональной подготовки и стажа работы, лицензий и сертификатов, выданных в этих странах (режим 4). Такие соглашения действуют в восьми сферах, включая инженерное дело и строительство, домашний уход, бухгалтерские и надзорные услуги, общее медицинское лечение и стоматологию.

Соглашения не предусматривают полной либерализации, а лишь поощряют мобильность специалистов на добровольной основе, что позволяет участникам избегать излишних обязательств. Более того, многие из них, например, Таиланд, применяют ограничения к иностранной рабочей силе. Это вызвано негативными последствиями либерализации рынка труда для менее развитых стран. Например, из Вьетнама квалифицированные рабочие стремятся уехать в Сингапур, Малайзию и Филиппины, чтобы получать более высокую заработную плату16.

При этом руководящий персонал компаний из стран дальнего и ближнего зарубежья рассматривает Вьетнам как идеальное место для развития своей карьеры, поскольку зарабатывает здесь больше, чем дома. Это двойной проигрыш: страна лишается и так недостаточного количества квалифицированных рабочих и несет дополнительную нагрузку по найму менеджеров высшего звена за рубежом ввиду нехватки собственных.

2. Превращение ЮВА в экономически конкурентоспособный регион

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе из условий формирования ЭСА и его опора - превращение ЮВА в экономически конкурентоспособный регион. В 2012 г. оно было выполнено на 69,2%. На этом направлении стоит задача достичь международных стандартов в части политики конкуренции, защиты прав человека, развития инфраструктуры, прежде всего, транспорта, и ИТК услуг, поставок электроэнергии, улучшения взаимосвязей между членами Ассоциации, а также налоговой системы и электронной торговли.

2.1. Политика конкуренции

Соблюдение принятых на Западе норм и правил конкуренции - относительно новое требование для ряда членов АСЕАН, признаваемое ими чрезвычайно важным для создания единого рынка. В некоторых странах (Малайзия, Филиппины и Бруней) до этого не было антимонопольных законов и регулирующих конкуренцию институтов. Сингапур, Индонезия, Таиланд и Вьетнам имеют такие законы и создали независимые органы, обеспечивающие конкуренцию в экономике. Следовательно, установить единый порядок на региональном уровне сложно. Поэтому пришлось создавать рабочую группу для изучения мировых практик и координации политики конкуренции на региональном уровне, разработать конкретные рекомендации, издать специальный справочник. Вместе с тем, эксперты АСЕАН считают, что в долгосрочной перспективе возможна лишь ограниченная координация и кооперация в данной сфере.

2.2. Развитие инфраструктуры и взаимосвязанности

Для повышения конкурентоспособности любой стране

нужно развивать инфраструктуру, так как высокие транспорт-

ные и логистические издержки мешают взаимодействию между членами Ассоциации и внутри их экономик. Как показывает составляемый ВБ Индекс логистических услуг (табл.3), между членами АСЕАН существует большой разрыв в этой сфере: по данным 2014 г. показатель, например, Сингапура в мировом рейтинг был на 1/3 выше, чем у Вьетнама, и в 2 раза выше, чем

17

у Мьянмы . Преодолеть этот разрыв не простая задача: модернизация базовой инфраструктуры напрямую зависит от уровня экономического развития страны.

С 2010 г. АСЕАН реализует мастер-план развития взаимосвязи между странами-членами, которым предусмотрено улучшить сообщение между ними за счет развития физической инфраструктуры, взаимодействия институтов и людей. С участием АзБР создан Инвестиционный фонд АСЕАН с начальным капиталом 485 млн долл. и активно внедряется механизм

18

ГЧП для реализации ключевых инфраструктурных проектов . Из этого фонда решено вкладывать по 60 млрд долл. ежегодно в развитие инфраструктуры в период 2010-2020 гг.

Для обеспечения интегрированной и эффективной логистики в зоне АСЕАН подписаны и реализуются три многосторонних соглашения: по воздушным перевозкам, полной либерализации аренды воздушных судов, облегчению транспортного сообщения между членами Ассоциации. Первые два открыли путь к созданию единого авиационного рынка в регионе.

Выполняется мастер-план АСЕАН, нацеленный на определение единой политики и целей развития информационно-телекоммуникационных услуг в регионе. Это направление интеграции очень актуально и выгодно с учетом его бурного развития в последнее десятилетие.

Энергетическая безопасность вызывает все большую обеспокоенность в ведущих экономиках мира, в т.ч. в АСЕАН. Для ее обеспечения создается единая энергосистема, принято Соглашение о нефтяной безопасности, чтобы и отдельные члены Ассоциации, и она в целом уверенно находили выход из чрезвычайных ситуаций, минимизировали свои риски в этой сфере.

2.3. Защита прав человека

Это направление включает защиту прав потребителей и прав интеллектуальной собственности, которая традиционно не развита в ЮВА.

Защита прав потребителя ведется на основе региональной инициативы и в духе строительства сообщества, ориентированного на интересы народа. Создан специальный Координационный комитет и другие механизмы для реализации этой политики, выработана соответствующая Дорожная карта.

Для охраны интеллектуальной собственности в АСЕАН формируются необходимая правовая и административная система, справочный он-лайн ресурс для бизнеса и других заинтересованных сторон. Запущен первый региональный проект единого порядка получения патентов на изобретения, который призван облегчить эту задачу для предпринимателей, особенно мелких и средних.

3. Сокращение разрыва в уровне развития стран ЮВА

Сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития стран ЮВА - еще одно неотъемлемое условие создания ЭСА (до 2012 г. выполнено на 66,7 %). Задача решается, в частности через поддержку малого и среднего бизнеса, как основы частного хозяйства. Работа в этом направлении организована на основе Дорожной карты по развитию малого и среднего бизнеса (2004-2014 гг.) и «Инициативы по интеграции АСЕАН». Последняя, рассчитанная изначально на 20092015 гг., осуществляется в 12 приоритетных отраслях и призвана сделать выбранные отрасли катализатором экономического объединения региона.

В целом этой программой практически без изъятий охвачен первичный сектор - сельское, водное и лесное хозяйство, переработка получаемого ими сырья, в т.ч. производство каучука и древесины. Такой подход обусловлен как специализацией многих региональных экономик, так и снижением продовольственной безопасности на мировых рынках вследствие глобального финансового кризиса. Ассоциация создала Интегрированный механизм продовольственной безопасности и раз-

вернула среднесрочный Стратегический план действия в этой сфере.

Во вторичном секторе приоритет отдан автомобилестроению, текстильной (включая пошив одежды) и электронной промышленности, т.е. тем сферам, где страны ЮВА шире вовлечены в транснациональные цепочки создания стоимости. В третичном секторе охват шире других: он включает воздушные перевозки, логистику в целом и связь, здравоохранение, информационные технологии, туризм. Единые системы создаются в первую очередь в сегментах физической инфраструктуры, в которых выделены автомобильные и железнодорожные магистрали, газотранспортные и электрораспределительные сети.

Приведенный перечень показывает, что члены АСЕАН подошли к выбору приоритетных направлений интеграции осторожно и выборочно, сделав ставку на те сферы, которые требуют совместных усилий и меньше затронуты конкуренцией. Решено также активнее координировать макроэкономическую и финансовую политику19, однако, что показательно, без создания наднациональных органов управления.

Взаимодействие затруднено схожестью хозяйственных возможностей, преимуществ и специализации ряда членов Ассоциации. Страны АСЕАН следуют экспорториентированной модели развития с опорой на обрабатывающую промышленность. Самые передовые из них естественным образом переносят в менее развитые страны трудоемкие отрасли производства (как сегодня во Вьетнам), что определяет пути и перспективы специализации и промкооперации в ЮВА.

В рамках второй фазы работы в 2011-2015 гг. внимание было сосредоточено на развитии инфраструктуры и человеческих ресурсов, ИКТ, туризма, снижении бедности и повышении качества жизни, укреплении рыночных институтов. Например, в сфере туризма решалась задача активизации контактов между специалистами путем взаимного признания их дипломов, выработки единых профессиональных стандартов и программ обучения. Успешно выполняется Стратегический план АСЕАН по развитию туризма.

По оценкам экспертов, избранные сферы не полностью соответствуют ключевым приоритетам менее развитых стран

ЮВА (ВКЛМ) и новым соглашениям о ЗСТ на двусторонней и региональной основе. Так, ряду членов АСЕАН, особенно Вьетнаму, необходимо бороться с последствиями климатических изменений, но эта задача не включена в программу. Видимо, при ее разработке сказалось желание принять общую и дающую быстрый результат дорожную карту для всей группы стран, из-за чего долгосрочные нужды ряда из них не были учтены в должной степени.

Успехи в деле сокращения разрыва оцениваются по разнице в душевом доходе между членами Ассоциации: если она сокращается, значит, искомый результат близок. Пример Вьетнама показателен: его отставание от более развитых членов АСЕАН явно уменьшается, хотя в сравнении с еще более отстающими (и Индонезией) его показатели ухудшились, что тоже подтверждает успех программы. Известный вьетнамский экономист Во Чи Тхань почему-то этого не видит, зато беспокоится о росте разрыва с Китаем (с 1,7 раз в 2000 г. до 2,3 раз в 2013)20, хотя данный тренд является закономерным. Также показательно и противоречивое изменение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), составляемого Программой развития ООН (ПРООН).

Указанные разрывы (табл. 4) серьезно сдерживают процесс интеграции, делает потребность хозяйственной кооперации особенно неотложной. Поэтому задачи интеграции реализуются, в первую очередь, через помощь более развитых стран отстающим государствам региона на основе специального рабочего плана. Этот план построен с учетом потребностей группы ВЛКМ во внешней поддержке и призван обеспечить ее способность к участию в программах АСЕАН, выполнять национальные программы устойчивого и долгосрочного развития, обеспечивать совместные и адекватные действия в интеграционном поле.

Таблица 4

Уровень социально-экономического развития стран

АСЕАН

Страна Душевой ВВП, долл., 2014 г.* Разрыв* 2014 (2000) Товарооборот к ВВП, 2014 г. ИРЧП (место), 2014 (2000) гг. Уровень бедности (% населения)**

Бруней 73233 - 93 31 (32) -

Вьетнам 5635 1 161 116(109) 17,2 (2012)

Индонезия 10641 1,9 (1,6) 40 108 (110) 11,4 (2013)

Камбоджа 3262 0,6 (0,6) 147 143 (130) 20,5 (2011)

Лаос 4987 0,9 (0,8) 51 141 (143) 23,2 (2012)

Малайзия 24654 4,4 (6,0) 135 62 (59) 1,7 (2012)

Мьянма 4706 - 43 148 (127) -

Сингапур 82762 14,7(23,7) 252 11 (25) -

Таиланд 14354 2,5 (3,3) 122 93 (70) 13,2 (2011)

Филиппины 6962 1,2 (1,7) 45 115 (77) 25,2 (2012)

Источник: IMF World Economic Outlook; WTO; UNDP, HDI Report 2014; WB - World Development Indicators 2012-2014; Statistical Yearbook of Vietnam 2015. Hanoi, 2016. P. 920.

Примечания: * душевой доход измерен в долларах США по паритету покупательной способности национальных валют, разрыв (раз) - на основе сравнения душевых доходов Вьетнама по текущему курсу доллара США с другими странами АСЕАН

** согласно национальному критерию, менее 2 долл./сутки в международных ценах (долларах) 2005 г.

Многие эксперты опасаются, что экономическая интеграция не только не сократит разрыв в уровне развития между членами АСЕАН, но даже усилит неравенство доходов в регионе.

4. Интеграция АСЕАН в глобальную экономику

Четвертая основа ЭСА - интеграция в глобальную экономику на основе согласованного подхода к внешнеэкономическим связям и растущего участия в международных производственно-распределительных сетях (к 2012 г. данная задача выполнена на 85,7% - максимально по сравнению с другими тре-

мя). По оценкам экспертов, эта концепция продвигалась наиболее активно среди других при формировании экономического сообщества21. Успех здесь измеряется созданием ЗСТ с Китаем, РК, Индией, Японией и другими странами и говорит о приоритете курса на интеграцию в мировую экономику в политике членов АСЕАН. Среди ЗСТ со стратегическими партнерами в регионе наиболее комплексное и продвинутое заключено с Австралией и Новой Зеландией.

При этом АСЕАН претендует на роль «строителя мостов», своего рода интеграционного хаба в масштабе всей Азии, на переговорах по ЗСТ с более крупными экономиками и другими странами члены Ассоциации выступают единым фронтом. Наиболее активно они двигают этот процесс в мега-регионе Восточной Азии и АТР, начав в ноябре 2012 г. создание Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), которое опирается на форматы АСЕАН «плюс 3» и «плюс 6». Первый включает наряду с 10 странами АСЕАН также Китай, Японию и РК, а второй - еще 3 государства - Индию, Австралию и Новую Зеландию. Лидеры Ассоциации положили начало Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству. В итоге ВРЭП должно объединить все 5 ЗСТ, созданные по формуле АСЕАН плюс 1. Ожидается, что это позволит противостоять вызовам со стороны АТЭС, ТПП и другим интеграционным проектам в ВА, укрепить центральную роль АСЕАН в Восточной Азии или так наз. асеаноцентрич-ность процессов интеграции в регионе.

Вместе с тем, ряд экспертов критически оценивает прогресс на этом направлении. Так, Каваи и Винараджа считают выгоды, приносимые ЗСТ АСЕАН с ее партнерами, «неоднородными и ограниченными»22. Более того, используются негативные оценки типа сравнения набора ЗСТ с «комком вермишели» по сложности процедур, неадекватности регулирования, различию правил определения происхождения товаров и проч.

Следует признать, что экономическая интеграция в ВА продвигается постепенно, поэтапно, в духе формирования экономических блоков. Она начинается с регулирования и активизации торговли товарами, чему способствует проверка их происхождения и качества, согласование единой товарной номен-

клатуры, выработка общих таможенных правил и экономиче-

23

ская кооперация .

В то же время повышаются признание и авторитет Ассоциации. Об этом говорит рост внимания к ней со стороны держав. С 2009 г. АСЕАН посылает представителя на саммиты Большой Двадцатки, в 2011 г. она помогла вовлечению России и США в работу ВАС и тем содействовала более полноценной работе саммита. Вошло в практику назначение иностранных послов при Ассоциации. Страны АСЕАН активно участвует в мероприятиях АТЭС и АСЕМ, представлены на других многосторонних площадках в регионе, вносят вклад в дискуссию по Дохийскому раунду в рамках ВТО. Эти и другие успехи подтверждают продвижение Ассоциации по пути международной интеграции и ее вклад в региональные и мировые дела.

Заключение

Хотя основные цели построения Сообщества в 20152016 гг. до конца не выполнены, прежде всего, не образован единый рынок, но заложена основа ЭСА - ключевые соглашения и механизмы интеграции. И члены АСЕАН твердо намерены продолжать усилия по их имплементации и улучшению. Интеграционные меры помогают решать стоящие перед ними задачи, улучшать свои основные социально-экономические показатели.

Страны ЮВА сделали важный шаг по пути укрепления экономических взаимосвязей, выполнения общих проектов. Так идет движение к интеграции в рамках всей ЮВА и упрочение влияния, центральной роли Ассоциации в общерегиональных процессах. Формирование ЭСА должно помочь АСЕАН стать сильнее как объединению, лучше противостоять глобальному кризису, обострению конфликтов между ведущими державами и новым испытаниям, обеспечивать поступательное развитие своих экономик.

Происходящие сегодня в экономике ЮВА процессы пока не выходят за рамки кооперации, т.е. взаимодействия государств и хозяйствующих субъектов в общих интересах на определенной территории. По сути, это предшествующая стадия или более простая форма сотрудничества, чем интеграция.

Экономическая кооперация - лучшая стратегия хеджирования рисков для обеспечения устойчивого роста и развития в будущем. Видимо, самый сильный за два последние века кризис капитализма и распространение его пагубных последствий из центра мировой экономики на периферию стал мощнейшим толчком к поиску путей выхода из него, в частности, за счет поиска форм региональной интеграции.

1 Southeast Asia from Scott Circle, January 12.01.2017. Для сравнения в 2009 г. население стран АСЕАН составляло 591 млн, ВВП - 1,49 млрд долл., внешний товарооборот - 1,54 млрд долл., приток ПИИ - 60 млрд долл. (2008 г.), занятость - 276 млн чел. - см. ASEAN Economic Community Blueprint // http://www.asean.org/archive/5187-10.pdf (дата обращения: 31.10.2016).

л

В частности, такое мнение высказывает Наронгчай Акрасани (Таиланд) - см. N.Akrasanee. The evolving nature of ASEAN's economic cooperation. Original vision and current practice // The 3-rd ASEAN Reader. Singapore: ISEAS, 2015. P.14-16.

-5

The Limited Impact of the ASEAN Economic Community on Skilled Labour Migration // The ASEAN economic community and beyond. Myths and Reality. Singapore: ISEAS, 2016. P.51.

4 Публикация данных о выполнении остановлена в 2012 г. См. ASEAN Economic Community Scorecard. ASEAN Secretary, 2012; R. Severino, M. Thuzar. ASEAN Economic Cooperation and its Political Realities // Moving the AEC beyond 2015: Managing Domestic Consensus for CommunityBuilding. Tham Siew Yean and Sanchita Basu Das eds. Singapore: ISEAS, 2016. P.25; Sanchita Basu Das. The ASEAN economic community. An economic and strategic project // The ASEAN economic community and beyond. Myths and Reality. Singapore: ISEAS, 2016. P.11-12, 19.

5 Sanchita Basu Das. The ASEAN economic community. Op. cit. P.11.

6 Sanchita Basu Das. Can the ASEAN economic community be achieved by 2015? // The ASEAN economic community and beyond. Myths and Reality. Op. cit. P.24, 38.

Pham Sy Thanh. Cong dong Kinh te ASEAN - Nhung cau hoi nong cho 2016 // Vietnamplus , 18.12.2015 - http://vepr.org.vn/533/news-detail/1765511/vepr-tren-bao-chi/cong-dong-kinh-te-asean-nhung-cau-hoi-nong-cho-2016. html.

о

Sanchita Basu Das. Goods to flow slow and steady with the ASEAN Economic Community // The ASEAN economic community and beyond. Myths and Reality. Singapore: ISEAS, 2016. P.38.

9 Ibid. P.38.

10 Goods to flow slow... Op. cit, Р.41, 43.

11 Goods to flow slow. Op. cit. Р.41.

12 Goods to flow slow. Op. cit. Р.45.

1 ^

Ibid. P.44; Petri P., Plummer M., and Fan Zhai. The ASEAN economic community: A General Equilibrium Analysis // Asian Economic Journal 2012, № 2. P. 93-118.

14 Tham Siew Yean and Sanchita Basu Das. Moving the AEC beyond 2015. Op. cit. P.10.

15 ASEAN Economic Community Blueprint // http://www.asean.org/archive/5187-10.pdf. Op. cit.

16 См. Квалифицированные специалисты Вьетнама предпочитают работать за рубежом - 4.01.2017 http://asia-vietnam.ru/news-category/kvalifitsirovannye-spetsialisty-vietnama-predpochitayut-rabotat-za-rubezhom.

1 7

Can the ASEAN economic community be achieved by 2015? // The ASEAN economic community and beyond. Myths and Reality. Op. cit. P. 25.

1 Я

Ibid. P.28; Tham Siew Yean and Sanchita Basu Das. The ASEAN Economic Community and Conflicting Domestic Interests // Managing Domestic Consensus for Community-Building. Singapore: ISEAS, 2016. P.9 19 ASEAN Economic Community Blueprint //

http://www.asean.org/archive/5187-10.pdf (дата обращения: 31.01.2015).

Vo Tri Thanh. Managing Domestic Consensus. Op. cit. P.183.

91

Ho, Benjamin. ASEAN's Centrality in a Rising Asia. RSIS Working Paper Series, n.249. Singapore, 2012.

99

Kawai Masahiro and Vignaraja Ganesh. Main Findings and Policy Recommendations // Asia's Free Trade Agreements: How is Business Responding? ADB, 2011.

9

ASEAN Economic Community Blueprint. Op. cit. P.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.