ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
14 (155) - 2012
УДК 339.5
региональные торговые соглашения в системе мирохозяйственных связей латиноамериканских стран: опыт для России
Г. В. КУЗНЕЦОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Е-mail: gkuznetsova@ramЫer. га
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
В статье на примере латиноамериканских стран анализируется актуальная в настоящее время проблема региональных торговых соглашений. Использование указанных соглашений может стать одним из механизмов эффективного развития внешнеэкономических связей и интеграции России в глобальную мирохозяйственную систему.
Ключевые слова: региональные торговые соглашения, соглашения о свободной торговле, интеграция, ВТО, либерализация.
В последние годы Россия все активнее осуществляет политику системной модернизации и последовательного перехода к инновационному пути развития экономики. Однако эта политика требует выхода за национальные рамки и более глубокой интеграции РФ в мировую хозяйственную систему. Результатом многолетних последовательных действий российской экономической дипломатии стало завершение процесса присоединения России к ВТО, формирование Таможенного союза (ТС) с Белоруссией и Казахстаном, вступление в силу соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП).
Важной составляющей нового курса можно считать недавние переговоры о возможных соглашениях о свободной торговле (ССТ) между ТС и Европейской ассоциацией свободной торговли
(ЕАСТ), а также между ТС и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Вьетнамом и Новой Зеландией. Для России это начало новой практики построения торгово-экономических отношений с зарубежными странами в формате преференциальных торговых соглашений.
По оценкам Минэкономразвития России, соглашения о свободной торговле предоставляют целый ряд преимуществ, которые получают участники проекта с одной и другой стороны. Ожидается, что отмена барьеров для доступа на рынки товаров приведет к расширению и диверсификации российской торговли. Значительный позитивный эффект от либерализации прогнозируется в сфере торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности, от обмена инвестициями, расширения производственной кооперации, технологических обменов и доступа к финансовым ресурсам [1, 2]. Таким образом, Россия начинает постепенно подключаться к глобальной хозяйственной системе, которая в других частях света уже имеет многолетнюю историю.
В этой связи изучение регионализма в мире, отражающего важнейшую современную тенденцию в развитии международных экономических отношений, представляет особый интерес. В настоящее время практически все страны мира вовлечены в
интеграционные процессы, некоторые участвуют в десятках преференциальных соглашений, направленных на активизацию торгово-экономического взаимодействия с зарубежными партнерами (рис. 1).
Начиная с 1990-х гг. количество заключаемых преференциальных торговых соглашений1 растет опережающими темпами. С 1990 г. их число выросло почти в 10 раз и на январь 2012 г., по данным ВТО, составило 512 [14, 15]. При этом 60% из них были подписаны без участия развитых стран, только между развивающимися. Имеются как чисто торговые соглашения, так и «интеграционные», включающие вопросы торговли услугами и интеллектуальной собственностью, инвестиционного и инфраструктурного сотрудничества. Объемы торговли в рамках преференциальных соглашений (без учета товарооборота в рамках ЕС) выросли за это время с 537 млрд долл. (18 % мировой торговли) до 4 966 млрд долл. (35 % мировой торговли, 2008 г.) [7].
В настоящее время РТС находятся в центре внимания как специалистов (среди них можно назвать зарубежных исследователей Дж. Бхагва-ти, Р. Болдвина, Кати Суоминен, Дж. Рольо и др., а в России — А. Н. Спартака, А. П. Портанского) [1—4, 6], так и международных организаций, прежде всего — ОЭСР и ВТО [9, 11, 12, 14, 15]. При этом ВТО посвятила этой теме в 2011 г. специальный доклад [10].
Эксперты отмечают, что несоответствие возможных или осуществимых в реальности форм интеграции запросам развитых и многих развивающихся стран, включенных в глобальные процессы, в значительной мере стимулировало появление новых типов двусторонних и многосторонних плюрилатеральных2 преференциальных торговых соглашений, типа соглашений о свободной торговле (ССТ). Еще одним фактором быстрого распространения этой практики является и то, что многие страны, оказавшиеся вне уже сформировавшихся интеграционных группировок и ощутившие нерав-
1950 1955 1960 1965 1970 1975
"Г
1980
1985
Г
1990
1995
-г
2000
2005 2010
1 Согласно классификации ВТО они деноминируются как Региональные торговые соглашения — РТС.
2 Термин введен ВТО для обозначения договоров нового типа, открытых для присоединения других участников.
Источник: WTO, World Trade Report 2011. The WTO and Preferential Trade Agreements: From co-existence to coherence. 2011. P. 55.
Рис. 1. Динамика роста количества региональных торговых соглашений (РТС) в мире по группам стран в 1950—2010гг., [14]: 1 — только между развивающимися странами; 2 — между развитыми и развивающимися странами; 3 — между развитыми странами
ноправность условий для развития своей торговли, были вынуждены искать альтернативные пути взаимодействия с участниками этих блоков или самими блоками. К этому же подталкивала многие страны и разочарованность слабыми результатами многих международных переговорных процессов, в первую очередь Дохийского раунда. Как написал Р. Болдвин, «страны голосуют ногами против ВТО» [3, с. 5].
Что касается развивающихся стран, то немалую роль здесь сыграли чисто имидживые соображения. Наличие разветвленной сети торговых соглашений, особенно с развитыми государствами и блоками, служило своего рода «визитной карточкой» — свидетельством стабильности и надежности страны как партнера. Лидерами в этой области выступают небольшие экспортно ориентированные страны: Сингапур (34 соглашения) и Чили (33 соглашения с 58 странами). В Чили, например, уже 93 % экспорта реализуется в рамках преференциальных соглашений [10, с. 54].
Как уже упоминалось, ВТО уделяет большое внимание изучению этого феномена. В документах ВТО такого рода соглашения обозначены как региональные торговые — РТС, которые деноминируются как двусторонние и многосторонние плю-рилатеральные недискриминационные соглашения о взаимной либерализации внешней торговли, включающие вопросы гармонизации норм регулирования этой сферы, с частичным снижением и/или отменой ввозных пошлин, а также соглашения о создании зон свободной торговли (ЗСТ), таможенных союзов (ТС), соглашения об экономической
интеграции, охватывающие торговлю услугами, и другие сферы экономического сотрудничества [10, с. 53].
В докладе ВТО предложены критерии классификации РТС:
• по уровню развития участников РТС: только развитые страны, развитые и развивающиеся страны, только развивающиеся страны;
• по географическому расположению стран — участниц РТС: Азия, Америка, Европа, Ближний и Средний Восток, Африка, пространство СНГ;
• по числу участников и типу: двусторонние, плюрилатеральные;
• по степени интеграции стран — участниц РТС: ЗСТ, ТС, интеграционные, торговые и т. д. [10, с. 54].
Латинская Америка по числу подписанных РТС занимает 1-е место в мире. Между тем страны этого региона, как и государства других континентов, начинали свой путь с вхождения в мировое экономическое пространство с создания «классических» интеграционных группировок, ориентированных на углубление экономического сотрудничества и либерализацию торговли с партнерами по блоку. Начиная с 1960-х гг. в Америке последовательно создавались и исчезали различные экономические блоки.
К середине 1990-х гг. наиболее жизнеспособными оказались: Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — с участием Канады, США и Мексики; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) — с участием Гондураса, Сальвадора, Гватемалы, Никарагуа, Коста-Рики; Карибское сообщество (КАРИКОМ) — с участием малых, в основном островных государств: Антигуа и Барбуда, Барбадос, Багамские острова, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Сент-Китс, Невис и Ангилья, Суринам; Андское сообщества (АС) — с участием Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Венесуэлы (до 2011 г.); Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) — с участием Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Уровень интеграции в каждой из группировок был различен, так же, как и неоднороден был потенциал их развития. Ряд стран по различным причинам оказались на обочине интеграционного процесса (Чили, Панама, Доминиканская Республика, Багамы, Куба).
Приближение XXI в. ознаменовалось возрастанием внешнеэкономической активности латиноамериканских стран, что выразилось, в частности,
в подписании многочисленных РТС как между странами, так и странами и группировками. В дальнейшем этот процесс пошел по нарастающей, и в настоящее время практически все латиноамериканские страны втянуты в преференциальные торговые соглашения, причем не только в региональные, но и в так называемые. трансокеанские — со странами Европы, Азии, Океании.
В результате получилось переплетение взаимосвязей, которое американский ученый Джаг-диш Бхагвати еще в начале 1990-х гг. обозначил как «клубок спагетти». В своей книге «Мировая торговая система под угрозой» он рассматривает вопрос, представляют ли РТС реальную угрозу многосторонней торговой системе. «Клубки спагетти порождают хаос», — предупреждал ученый [3, с. 5]. Однако практика показала, что «хаоса» не произошло.
Страны Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) в своей политике активизации договорных процессов в формате РТС руководствуются следующими соображениями:
• РТС позволяют быстрее и легче достичь договоренностей по «чувствительным» для партнеров вопросам, чем это можно сделать в многостороннем формате;
• РТС предоставляют каналы для либерализации экономических связей со странами из географически отдаленных территорий;
• РТС дают возможность включать в переговорный процесс не только вопросы торговли товарами, но и сферы услуг, интеллектуальной собственности, взаимных инвестиций и др.;
• РТС позволяют государствам ЛАКБ добиваться эксклюзивных преференций с наиболее развитыми странами (например квот на трудовую миграцию, доступ на рынки для отдельных товаров и т. д.).
Первоначально РТС заключались с целью обеспечения таможенно-тарифной либерализации взаимной торговли. Речь шла об обнулении или существенном сокращении импортных пошлин. Однако постепенно такой ограниченный формат переставал удовлетворять стороны: отношения требовали углубления. В соглашения стали включаться дополнения, содержащие договоренности о регулировании и либерализации практически всего комплекса экономических взаимосвязей: торговля услугами, обязательства в области защиты прав интеллектуальной собственности, инвестиционное
Таблица 1
Региональные торговые соглашения ведущих латиноамериканских стран
Страна Партнер по соглашению
Чили США, Канада, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор, ЕС, Гватемала, Гондурас, ЕАСТ, Япония, Китай, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Бруней, Сингапур, Меркосур, Колумбия, Индия, Мексика, Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Перу, Турция
Мексика США, Канада, Коста-Рика, Никарагуа, Чили, ЕС, Израиль, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, ЕАСТ, Япония, Перу, Колумбия, Боливия, Венесуэла, Меркосур, Республика Корея
Перу Сингапур, Китай, Чили, Республика Корея, США, Япония, Колумбия, Канада, Мексика, ЕС, Таиланд, Меркосур, Коста-Рика
Панама Чили, Коста-Рика, Гондурас, Сальвадор, Китай, США, Доминиканская Республика
Колумбия Мексика, Канада, Сальвадор, Гондурас, Гватемала, Чили, ЕАСТ, Андское сообщество, КАРИКОМ; США и ЕС (не вступили в силу)
Коста-Рика Доминиканская Республика, ЦАОР, Канада, Мексика, Панама, Перу, Китай, Чили
Источник: составлено по официальным сайтам МИД соответствующих стран.
сотрудничество, сотрудничество в области ветеринарного и фитосанитарного контроля, визового режима, доступ к госзакупкам и т. д.
Что касается географии соглашений, то от субрегиональных, подписанных в рамках интеграционных группировок, РТС начинают распространяться за пределы региона (рис. 2). Важным шагом для латиноамериканских и карибских стран стало подписание преференциальных соглашений с США, с Европейским Союзом и ЕАСТ, а затем с азиатскими странами — Китаем, Японией, Республикой Корея. Потом последовали РТС с Сингапуром, Малайзией, Таиландом, Вьетнамом, Австралией и Новой Зеландией. В перспективе — межблоковые соглашения типа МЕРКОСУР — ЕС, о котором ведутся переговоры.
РТС создали условия для ускоренного развития торговли латиноамериканских стран. Наиболее на-
Чг
ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - ЦАОР
V
США - КОРЕЯ, КАРИКОМ...- США, ПЕРУ - КИТАЙ
V
.1990. ...1994...............2003-04.
.2008.
..2010
СУБ ИНТРО
РЕГИОНАЛИЗМ: РЕГИОНАЛИЗМ:
МЕРКОСУР, МЕКСИКА, ЧИЛИ,
КАРИКОМ, ДВУСТОРОННИЕ
ЦАОР, СОГЛАШЕНИЯ
АС
ТРАНС КОНТИНЕНТАПИЗМ:
МЕКСИКА - ЕС, ЧИЛИ - ЕС, США, ЯПОНИЯ, ЧИЛИ - КОРЕЯ, КНР, МЕКСИКА - ЯПОНИЯ, ПЕРУ - ТАЙЛАНД, США - СРЕДНИЙ ВОСТОК, США - СИНГАПУР, США - АВСТРАЛИЯ
МЕГА РЕГИОНАЛИЗМ:
ттп,
МЕРКОСУР - ИНДИЯ, МЕРКОСУР - ЕС
Источник: составлено по [8].
Рис. 2. Эволюция развития латиноамериканских РТС
глядным итогом их заключения стало увеличение взаимного торгового оборота. Например, в Чили, наиболее глобализированной стране Латинской Америки, соглашения явились мощным инструментом роста экспорта (табл. 2). За шесть последних лет экспорт в рамках ССТ вырос вдвое, а с некоторыми партнерами рост оказался еще более значительным: с ЕАСТ и Австралией — в 9 раз, с Китаем и Индией — в 3,5 раза, с Республикой Корея и МЕРКОСУР — в 2,5 раза [5].
Важным стимулом роста взаимной торговли стали договоренности о снижении или обнулении ввозных пошлин. Анализ подписанных латиноамериканскими странами соглашений показывает, что под немедленную либерализацию подпадает более 90 % всех товарных позиций. Оставшаяся часть позиций либерализуется поэтапно в течение 10—15 лет.
Например, в Соглашении о свободной торговле между Чили и США от 2004 г. под немедленную либерализацию — с даты вступления договоренностей в силу подпало 96—97 % экспорта и импорта страны (табл. 3). Далее таможенное освобождение осуществлялось в соответствии с графиком, рассчитанным на 12 лет, с тем чтобы к 1 января 2015 г. взаимная торговля двух стран была бы освобождена от таможенного обложения на 100 % [5].
Сейчас уже можно подвести предварительные итоги: 98,6 % чилийских товаров ввозится в США свободно от пошлин. По ряду товаров: сыр, молочный порошок и дру-
Таблица 2
Динамика экспорта Чили в рамках ССТ в 2005—2011 гг., млн долл.
РТС 2005 2008 2011
Экспорт всего 41 266,9 66 258,8 80 585,9
В рамках РТС 38 128,2 64 456,1 74 858,5
Канада — 1997 г 1 082,2 1 394,9 1 467,8
Южная Корея — 2004 г. 2 371,6 3 602,0 4 330,1
США — 2004 г 6 650,0 8 010,7 9 019,9
Мексика — 1999 г. 1 591,7 2 165,3 1 922,5
Китай — 2006 г. 4 780,7 9 042,8 17 923,0
Индия — 2007 г. 623,1 1 448,7 1 873,3
Япония — 2007 г 4 961,2 6 470,4 8 825,9
Австралия — 2009 г. 94,6 485,2 878,5
Куба — 2009 г. 42,5 70,8 45,0
Панама — 2008 г. 111,5 311,2 118,1
Венесуэла — 1993 г. 346,1 1 216,6 685,5
Турция — 2011 г 270,9 256,7 457,1
ЦАОР — 2002—2008 гг. 382,7 684,7 431,8
Андское сообщество 2 349,3 4 321,3 4 877,5
(1993—1998 гг.)
ЕАСТ — 2004 г. 95,3 298,3 819,4
МЕРКОСУР — 1996 г 2 701,8 5 474,1 6 503,6
ТТС — 2006 г 101,4 153,4 143,2
ЕС — 2003 г. 9 571,6 12 209,0 14 536,1
Источник: составлено по [13].
гие молочные продукты, табак, авокадо, мясо птицы, сахар, шины, которые США рассматриваются как «чувствительные», установлены квоты (табл. 4).
Значительно выросли и взаимные инвестиции. Особенно знаменателен рост чилийских прямых инвестиций в США. Сейчас США занимает 5-е
место в списке получателей чилийских ПИ: с 1990 г. по 2011 г. аккумулированные чилийские капиталовложения в США составили 4 116 млн долл. Главной сферой приложения является сектор услуг.
В результате действия подписанного Чили с МЕРКОСУР Соглашения об экономической взаимодополняемости (1996 г.) средневзвешенная таможенная пошлина на чилийские товары на рынках стран группировки снизилась к 2010 г. до 0,02 % по сравнению с общепринятым в рамках РНБ (режима наибольшего благоприятствования) уровнем — 7,7 %. Хотя экономическая значимость РТС для латиноамериканских стран не вызывает сомнений, условия подписанных документов не всегда позволяют обеспечить реальный льготный режим доступа на рынки стран-соглашений. Так, под преференции подпадает не более 39 % стоимости мексиканского экспорта в США, 21 % экспорта — в ЕС. Часто за рамками договоренностей остаются вполне внушительные списки. Например, в соглашении Чили с Китаем для целого ряда товаров предусмотрен десятилетний срок таможенного освобождения и полностью исключены из списка рис, пшеница, пшеничная мука, растительные масла, сахар, йод, бумага, печатная продукция.
В заключение на основе проведенного анализа можно сделать ряд выводов:
1) РТС латиноамериканских и карибских стран все больше выходят за рамки региона и подписываются с европейскими и азиатскими странами, а также с Австралией и Новой Зеландией. Это свидетель-
Таблица 3
Условия либерализации экспорта Чили в США в рамках ССТ
Категория статей Экспорт Чили Импорт Чили
Число Доля в экспорте, % Число Доля в экспорте, %
Немедленное таможенное освобождение 7 550 97,2 7 318 96,4
Через 8 лет (к 2011 г.) 64 1,4 233 1,8
Через 10 (к 2013 г.) 36 0,1 12 0,2
Через 12 лет (к 2015 г) 55 1,4 142 1,6
Всего... 7 705 100 7 705 100
Источник: составлено по [13].
Таблица 4
Условия доступа чилийских товаров на рынок МЕРКОСУР в 2010 г.
Страна Экспорт, млн долл. Ставка в РНБ, % Эффективный тариф, % Доля товаров с доступом, %
Аргентина 983 10,4 0,1 99
Бразилия 4 140 6,8 0 100
Парагвай 122 13,0 0 100
Уругвай 126 13,0 0 100
МЕРКОСУР 5 370 7,7 0 100
Примечание: РНБ — режим наибольшего благоприятствования. Источник: составлено по [13].
ствует о стремлении стран ЛАКБ к географической диверсификации внешнеэкономических связей. Особенно это важно для Мексики, 80 % экспорта и до 50 % импорта которой по-прежнему сфокусировано на США. Подписание соглашений с ЕС, Японией, Республикой Корея становится серьезным инструментом ослабления этой зависимости;
2) значительная часть соглашений носит многосторонний характер и заключается с целыми блоками — ЕС, ЕАСТ, ЦАОР, МЕРКОСУР, КАРИКОМ, АС.
3) современные РТС не ограничиваются только преференциями в торговле товарами. Все чаще в сферу их регулирования входят услуги, а также инвестиционное сотрудничество, вопросы охраны интеллектуальной собственности, трудовой миграции, доступа на рынок госзакупок и др. РТС постепенно начинают охватывать и «чувствительные товары». Запрет на сельскохозяйственные субсидии предусмотрен более чем в половине указанных соглашений;
4) несмотря на имеющиеся несовершенства, РТС латиноамериканских стран открывают широкие возможности не только на пути интенсификации и диверсификации их торговли, но и в деле укрепления политического влияния, улучшения имиджа, модернизации экономики, создания нового потенциала роста.
Использование опыта латиноамериканских стран по внедрению механизма региональных торговых соглашений позволит РФ эффективнее воспользоваться конкурентными преимуществами, открывающимися в связи с интеграцией в мировое экономическое пространство.
Список литературы
1. Портанский А. П. Мировая тенденция регионализма и интеграции в СНГ // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 11.
2. Спартак А. Н. Метаморфозы региональной экономической интеграции в условиях глобализации. Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, современные тенденции и перспективы. М.: ВАВТ Минэкономразвития, 2011.
3. Baldwin R. 21 Century Regionalism: Filling the gap between 21-st century trade and 20-th Century trade rules. CEPR. Policy Insight № 5, may 2011. URL: www. cerp. org.
4. Cornejo R. and J. T. Harris. Convergence in the Rules of Origin Spaghetti Bowl: A Methodological Proposal. IDB/INTAL Working Paper. URL: www. iadb. org.
5. Ministerio de las Relaciones Exteriores de Chile. Direcon. URL: www. direcon. cl.
6. Estevadeordal A. andKati Suominen. Bridging Regional Trade Agreements, IBD Special Report w2009. URL: www. iadb. org
7. Pravin Krishna. Preferential Trade Agreements and the World Trade System: a Multilateralism view. NBER, UK, Nov. 2011. URL: www. nber. org.
8. Suominen Kati. Western Hemisphere Spaghetti Bowl: Lessons and Policy Options for Asia7 Oct. 2008, URL: http://www. adbi. org/conf-seminar-papers.
9. The Multilateral Trade Regime: Which way forward? The Report ofthe First Warwick Commission. 2007/ URL: http://www2.warwick. ac. uk/research.
10. World Trade Report 2011. The WTO and preferential trade agreements: From co-existence to coherence. WTO, 2011. URL: http://www. wto. org.
11. WTO Regional Trade Agreements Database. URL: http://rtais. wto. org.
12. URL: www. economy. gov. ru.
13. URL: www. direcon. cl.
14. URL: www. wto. org.
15. URL: www. rtais. wto. org.
«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)
предусмотрены скидки
(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 [email protected]