Интеграционные процессы в Латинской Америке и перспективы участия в них России (Таможенного союза)
Попытки образования региональных интеграционных объеди- П.А. Кадочников нений в Латинской Америке предпринимались еще в 1960-х гг., однако в связи с усилением протекционизма, нестабильной торгово-экономической ситуацией и наличием политических разно-
большинство стран региона ускорили проведение структурных реформ.
В итоге к настоящему времени торгово-инвестиционная либерализация имеет достаточно сложную региональную и кросс-региональную структуру (см. таблицу 1).
Приведем краткие характеристики существующих соглашений, их характера, глубины и охвата.
Андское сообщество. Несмотря на формирование сообщества еще в 1969 г., торгово-экономическая интеграция между странами-членами (Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор1) началась с 1993 г., когда было подписано соглашение о свободной торговле. В 1995 г. страны сформировали таможенный союз. После включения Перу в 2006 г., ЗСТ стала покрывать 100% торговли товарами внутри Сообщества. Основными направлениями сотрудничества в рамках Андского сообщества являются:
□ торговля товарами;
□ торговля услугами;
□ передвижение рабочей силы и населения (в 2001 г. был создан Андский паспорт, позволяющий гражданам стран-членов Сообщества путешествовать без визы внутри Сообщества);
□ создание общего рынка;
□ согласование внешней политики;
□ приграничное развитие;
□ решение социальных вопросов;
□ согласование экономической политики2.
1 Венесуэла также подписала соглашение в 1973 г., однако вышла из состава группировки в 2006 г., в связи с подписанием Колумбии и Перу соглашения о свободной торговле с США. Чили вышла из соглашения в 1976 г., ссылаясь на его экономическую несостоятельность.
2 Andean Community (CAN), page 1. URL: http://mea.gov.in/Portal/For-eignRelation/Andean_Community_February.2013.pdf
гласий между странами, данные попытки были, в основном, неудачными. Вторая «волна» интеграции началась с 1990-х гг., когда
УДК 339.924 ББК 65.5 К-136
12 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
3 Q
Таблица 1
Основные торгово-экономические блоки в Латинской Америке
Таможенные союзы
Андское сообщество Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу
Меркосур Аргентина, Бразилия, (Парагвай - членство приостановлено), Уругвай, Венесуэла
Карибское сообщество (КАРИКОМ) Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Гаити, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) Коста-Рика, Сальвадор, Г ватемала, Г ондурас, Никарагуа
Объединения экономического сотрудничества
Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС) Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор
Латиноамериканская ассоциация интеграции Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор
Союз Южноамериканских наций (УНАСУР) Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор
Соглашения нового поколения
Тихоокеанский Альянс Мексика, Чили, Колумбия, Перу
Соглашения о свободной торговле по странам
Боливия МЕРКОСУР, Мексика, Андское Сообщество
Чили Канада, Центральная Америка, Австралия, Китай, Колумбия, ЕАСТ, ЕС, Япония, Малайзия, МЕРКОСУР, Мексика, Транстихоокеанское Стратегическое Экономическое Сотрудничество (с Новой Зеландией, Брунеем, Сингапуром), Панама, Перу, Корея, Турция, США, Вьетнам, Тихоокеанский Альянс
Колумбия Канада, ЕАСТ, ЕС, Мексика, США, Чили, Тихоокеанский Альянс
Коста-Рика Канада, КАРИКОМ, Китай, Перу, Сингапур, ЕАСТ-Центральная Америка, ЕС-Центральная Америка (включая Панаму), Мексика-Центральная Америка, Центральная Америка-Доминиканская Республика-США, Центральная Америка-Панама, Центральная Америка-Чили, Центральная Америка-Доминиканская Республика
Доминиканская Республика Центральная Америка-Доминиканская Республика, КАРИКОМ, Центральная Америка-Доминиканская Республика-США
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2014
Таможенные союзы
Сальвадор Центральная Америка-ЕС, Центральная Америка-Мексика, Тайвань-Гондурас- Сальвадор, Центральная Америка-Доминиканская Республика-США, Центральная Америка-Панама, Центральная Америка-Чили, Центральная Америка-Доминиканская Республика
Аргентина МЕРКОСУР, МЕРКОСУР-Израиль, МЕРКОСУР-Перу, МЕРКОСУР-Чили, МЕРКОСУР-Боливия
Бразилия МЕРКОСУР, МЕРКОСУР-Израиль, МЕРКОСУР-Перу, МЕРКОСУР-Чили, МЕРКОСУР-Боливия
Венесуэла МЕРКОСУР, МЕРКОСУР-Израиль
Гаити Карибское сообщество (КАРИКОМ)
Гватемала Центральная Америка (включая Панаму) -ЕС, Центральная Америка-Мексика, Тайвань-Гондурас-Сальвадор, Центральная Америка-Доминиканская Республика-США, Центральная Америка-Панама, Центральная Америка-Чили, Центральная Америка-Доминиканская Республика
Гондурас Центральная Америка (включая Панаму) -ЕС, Центральная Америка-Мексика, Тайвань-Гондурас-Сальвадор, Центральная Америка-Доминиканская Республика-США, Центральная Америка-Панама, Центральная Америка-Чили, Центральная Америка-Доминиканская Республика
Мексика Центральная Америка, Перу, Боливия, Япония, Уругвай, ЕАСТ, Израиль, Чили, ЕС, Колумбия, НАФТА, Тихоокеанский Альянс
Никарагуа Центральная Америка (включая Панаму) -ЕС, Центральная Америка-Мексика, Центральная Америка-Доминиканская Республика-США, Центральная Америка-Панама, Центральная Америка-Чили, Центральная Америка-Доминиканская Республика, Тайвань
Панама ЕАСТ, Центральная Америка-ЕС, Перу, Канада, США, Чили, Сингапур, Тайвань, Центральная Америка
Парагвай МЕРКОСУР, МЕРКОСУР-Израиль, МЕРКОСУР-Перу, МЕРКОСУР-Чили, МЕРКОСУР-Боливия
Перу ЕС, Япония, Коста-Рика, Панама, Мексика, Корея, ЕАСТ, Китай, Сингапур, Канада, Чили, США, Таиланд, МЕРКОСУР-Перу, Тихоокеанский Альянс
Уругвай МЕРКОСУР, МЕРКОСУР-Израиль, МЕРКОСУР-Перу, МЕРКОСУР-Чили, МЕРКОСУР-Боливия
Эквадор Андское сообщество
Примечание к таблице: Центральная Америка - Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа.
Источник: составлено автором.
12 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
5 ^
Единый внешний тариф Сообщества состоит из четырех уровней - 5, 10, 15 и 20% пошлин, применяемых в соответствии с принципом эскалации тарифа. Однако Перу и Боливия не применяют общий тариф3, фактически с учетом политических противоречий и нежелания имплементации общего тарифа в последние годы страны в торговой политике сосредоточили усилия на гармонизации ряда норм регулирования.
Ассоциативными членами Сообщества являются Чили, Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай; наблюдателями - Панама, Мексика и Испания.
Меркосур. Меркосур был формально создан как «общий рынок» (фактически зона свободной торговли) в 1991 г., и в 1994 г. был сформирован как таможенный союз. Основными задачами объединения являются обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, однако даже после 20 лет существования объединение так и не достигло целей создания общего рынка. За первоначальным периодом успешного взаимодействия внутри блока (внутрирегиональная торговля выросла в пять раз между 1990 и 1997 гг.), последовала череда торговых споров, первый из которых был связан с девальвацией бразильского реала в 1999 г.
Несмотря на то что страны-члены формально договорились о свободном перемещении товаров и услуг, каждая страна оставляет за собой право исключать те или иные продукты или сектора с целью защиты национальных производителей. В частности, в Аргентине применяются неавтоматические лицензии на ввоз ряда товаров, что противоречит договоренностям в рамках Меркосур.
Ставки единого внешнего тарифа в Меркосур составляют от 0% до 35%, действуют списки исключений для каждой страны - около 100 позиций для Аргентины и Бразилии, 225 позиций для Уругвая и 649 позиций для Парагвая. В дополнение к этим исключениям существуют нормативы, согласно которым на некоторые продукты (в частности относящиеся к автомобильной и текстильной промышленности, а также к производству сахара, информационным технологиям и телекоммуникациям, капитальным средствам) единый тариф не применяется.
Общий внешний тариф меняется и устанавливается консенсусом. Ключевые разногласия в установлении ставок связаны, в основном, с защитой национальных производителей в Аргентине и Бразилии, в то время как Парагвай (в данное время его членство было приостановлено) и Уругвай нацелены на снижение тарифов. После мирового финансового и экономического кризиса, в 2009 г., Аргентина и Бразилия настояли на повышении тарифов до 35% на список из 200 товаров. В целом, в 2012 средний тариф составлял от 10 до 12%4.
3 Andean Community. Customs Union. URL: http://www.comunidadandina.org/ingles/com-ercio/customs_union.htm
4 Americas Society/ Council of the Americas. What is Mercosur? URL: http://www.as-coa. org/articles/explainer-what-mercosur-0
^ 6
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2014
В рамках Меркосур также существует ряд соглашений, регулирующих вопросы обменного курса, инвестиций, налогообложения, образовательных обменов. Целью данных соглашений является гармонизация норм и правил регулирования в различных областях и стимулирование взаимной кооперации. В 2002 г. страны Меркосур, а также Боливия и Чили установили «свободную резидентскую зону», позволяющую гражданам получать вид на жительство и право работать по упрощенной процедуре без визы.
В качестве блока Меркосур заключил торговые соглашения с Боливией, Чили, Колумбией, Перу (данные станы являются ассоциативными членами) и Израилем. Переговоры о ЗСТ с ЕС проводились с 1995 г., и были приостановлены в 2004, затем вновь возобновлены в 2010 г.
Карибское сообщество (КАРИКОМ). В 1990 г. члены КАРИКОМ договорились об образовании общего рынка и «единой экономики», что в действительности предполагало создание таможенного союза (с января 1991 г. был введен единый тариф на импортные товары из третьих стран, вместо системы квот), отмену всех нетарифных барьеров в торговле товарами, которые производятся внутри Сообщества. Также страны-члены КАРИКОМ договорились о создании общего рынка со свободным движением капитала, с общей денежной единицей, а также согласованной финансовой политикой и политикой в отношении иностранных инвестиций. Кроме того, новое соглашение устанавливало согласованную политику в секторах экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, развитие технологий).
В 1992 г. максимальная внешняя ставка на сельскохозяйственные товары составляла 45%, к декабрю 1995 г. она была снижена до 30%, к 1998 г. - до 20%. Минимальная ставка единого внешнего тарифа - 5% (0-5% для наименее развитых стран). В период 1995-2005 гг. средняя применяемая таможенная ставка на импорт из третьих стран в КАРИКОМ снизилась с 20% до 10%.
Начиная с 1997 г., серия из 9 протоколов была принята и включена в соглашение Карибского сообщества, они включали в себя положения, касающиеся прав размещения, свободы движения капитала, рабочей силы и торговли услугами, разрешения споров.
Внутри Карибского сообщества действует валютный союз в рамках Организации Восточно-карибских государств (восточно-карибский доллар), членами которого являются не все члены КАРИКОМ. В КАРИКОМ действуют механизмы координации внешней политики, рассматривается возможность введения единого паспорта.
Практическая реализация интеграционных планов в КАРИКОМ подвержена целому ряду проблем. Так, члены КАРИКОМ продолжают применять ряд нетарифных барьеров (лицензирование, налог на обмен валюты, административный
12 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
7 ^
контроль за ценами), отсутствует единый режим для электронной коммерции, государственных закупок5. Из единого тарифа действует целый ряд исключений.
Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС). Данная группировка является институциональной основой региональной интеграции в Центральной Америке, и была создана в 1991 г. Изначальной целью ЦАИС являлось создание не только зоны свободной торговли, но и общего рынка, а в долгосрочной перспективе - политического союза. Основными органами ЦАИС являются Саммит глав государств (высший орган), Совет Министров и Генеральный секретариат, в полномочия которого входит практическая реализация принимаемых на саммитах решений. Кроме этого, в рамках системы действует Центральноамериканский парламент, решения которого носят рекомендательный характер и Центральноамериканский суд, являющийся консультационным органом по вопросам в области международного права6. Также функционируют несколько специализированных секретариатов в сфере экономической интеграции, в том числе:
□ Центральноамериканский монетарный совет. Совет был создан с целью координации создания в Центральной Америке валютного союза. После того как страны отказались от этой идеи, в полномочия Совета входит координация мер политики и техническая помощь в области валютно-кредитной и финансовой политики.
□ Центральноамериканский банк экономической интеграции. Банк осуществляет поддержку региональной экономической интеграции и развития. Выдача займов, в основном, осуществляется на развитие инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства, социальное развитие и защиту окружающей среды7.
Помимо этого, действуют Центральноамериканский институт управления, Техническая комиссия по телекоммуникациям, Центральноамериканский институт исследований и промышленных технологий и другие.
Договорно-правовая база ЦАИС охватывает формально многие сферы интеграции (политическую, экономическую, социальную и культурную) и включает в себя Протокол Тегусигальпы об учреждении ЦАИС, Декларацию Никарагуа о политическом союзе, Протокол Гватемалы об экономической интеграции, Договор об интеграции в социальной сфере, Договор о демократической безопасности.
ЦАИС, являясь институциональной основой для интеграционных процессов между странами-членами, координирует работу Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР), в который входят Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Коста-Рика.
5 CARICOM Report NY2 // Inter-American Development Bank, August 2005, page 18. URL: http://idbdocs.iadb.org/wsdocs/getdocument.aspx?docnum=33036344.
6 OECD Territorial Reviews OECD Territorial Reviews: The Mesoamerican Region. Southeastern Mexico and Central America. OECD Publishing, 8 March 2006, page 152.
7 Central America: Global Integration and Regional Cooperation. Chapter 1, page 4. URL: http://www.imf.org/external/pubs/fl/op/243/243ch1.pdf
^ 8
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2014
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). ЦАОР считался одной из самых успешных интеграционных группировок между развивающимися странами - к 1970 г. торговля между странами-участницами увеличилась более чем в 10 раз по сравнению с 1960 г.
На 98% торговли с третьими странами был установлен единый тариф. Организация распалась в 1969 г. в связи с «Футбольной войной» между Сальвадором и Гондурасом и была фактически восстановлена лишь в 1991 г.8 Начиная с 1985 г.. удалось достигнуть некоторого успеха в интеграции благодаря принятию Брюссельской тарифной номенклатуры в сентябре 1985 г., гармонизационной системы в январе 1993 г. и единого таможенного тарифа в отношении третьих стран в феврале 2001 г.
В настоящий момент единый таможенный тариф ТС ЦАОР покрывает более 90% региональный торговли, средняя ставка тарифа составляет 4,9%9. Негармони-зированные тарифные линии затрагивают в основном чувствительные товары, такие как сельскохозяйственная продукция, текстиль, продукты нефтепереработки, продукция из металла и фармацевтические товары. В рамках общего тарифа действует четыре ставки: нулевая ставка в отношении товаров промышленного назначения и сырьевых товаров, не конкурирующих с произведенными в Центральной Америке; ставка 5% в отношении сырьевых товаров, конкурирующих с произведенными в Центральной Америке; 10% на промежуточные товары, не являющиеся конкурирующими к произведенным в Центральной Америке и 15% на конечные и прочие товары10. Количество исключений в настоящее время ограничивается 26 тарифными линиями.
Латиноамериканская ассоциация интеграции. ЛАИ - это торговая интеграционная ассоциация, созданная в 1980 г. взамен ранее функционирующей Латиноамериканской ассоциации свободной торговли. В рамках ЛАИ страны нацелены на снижение или полное устранение торговых барьеров, вместе с тем с сохранением права для стран-участниц самостоятельно заключать торговые соглашения с третьими странами.
В рамках ЛАИ действуют преференциальный тариф в отношении региональной торговли товарами и региональные соглашения по вопросам, связанным с торговлей сельскохозяйственной продукцией, обменом технологиями, защитой окружающей среды и туристическими услугами. Торговые и тарифные соглашения в рамках ЛАИ учитывают уровень экономического развития каждой страны. Страны-участницы разделены на три категории: наиболее развитые страны
8 Ashish K. Vaidya. Globalization: Encyclopedia on Trade, Labor and Politics. Volume 1. ABC-CLIO, 2006, page 502.
9 Central America: Global Integration and Regional Cooperation. Chapter 1, page 4. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/op/243/243ch1.pdf
10 Central America: Global Integration and Regional Cooperation. Chapter 3, page 46. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/op/243/243ch3.pdf
12 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
9 Q
(Аргентина, Бразилия и Мексика), страны среднего уровня развития (Венесуэла, Чили, Перу, Колумбия, Уругвай) и наименее развитые страны (Боливия, Эквадор и Парагвай). Конечной целью ЛАИ является создание общего рынка.
Союз Южноамериканских наций (УНАСУР). УНАСУР является межгосударственной организацией, объединяющей два таможенных союза - Андское сообщество и Меркосур. Целью УНАСУР, установленными в 2008 г., является достижение высокой интеграции по образцу ЕС. На данном этапе интеграционные процессы сосредоточены в таких сферах как инфраструктурное взаимодействие, образование и здравоохранение, перемещение людей и безопасность. Завершить создание общего рынка планируется к 2019 г., когда тарифы на все чувствительные товары должны быть устранены.
Тихоокеанский Альянс (ТА). Решение об образовании Тихоокеанского альянса принято президентами Мексики, Колумбии, Перу и Чили 28 апреля 2011 г. ТА с населением 209 млн человек, занимает восьмое место по размерам экономики и седьмое по объему экспорта в мире, представляет 36% ВВП Латинской и Центральной Америки. В рамках ТА формируется зона глубокой интеграции путём организации свободного обращения капитала, товаров, людей и услуг между этими странами. ТА строится на основе двусторонних преференциальных соглашений между всеми членами группировки. Подписанное 11 февраля 2014 г. Генеральное соглашение о свободной торговле между странами ТА освобождает от таможенных пошлин 92% региональной торговли, остальные 8% должны быть постепенно отменены до 2030 года. В рамках ТА также ведется работа по упрощению правил происхождения товаров.
В целом, Тихоокеанский альянс позиционируется в качестве геополитического противовеса Мероксур. ТА пропагандирует открытость и готовность взаимодействия с партнерами в Латинской Америке и вне региона. Альянс нацелен на усиление сотрудничества со странами Азиатско-тихоокеанского региона, в частности, на усиление переговорной позиции по отношению к Китаю, и, с другой стороны, позиционируется как конкурент азиатским товарам на американском рынке11.
Помимо устранения тарифов во взаимной торговле и упрощения системы правил происхождения товаров, страны ТА стремятся к усилению сотрудничества в сфере электронной коммерции, авиастроении, финансовом секторе, интеграции электросетей и инфраструктурном сотрудничестве. Другими сферами сотрудничества являются трансграничные меры по привлечению инвестиций, образовательные обмены и туризм, обмен информации по вопросам экологии, инновационное и технологическое сотрудничество. В 2012 г. в рамках Альянса был сформирован Совет по бизнесу, и предприняты инициативы по таможенной кооперации и предотвращению трансграничных преступлений.
11 Americas Quarterly. Regionalism: The Pacific Alliance. URL: http://www.americasquar-terly.org/content/regionalism-pacific-alliance
^ 10
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2014
В сфере финансов в 2001 г. страны ТА сформировали Интегрированный рынок Латинской Америки (Integrated Latin American Market - MILA) с целью объединения депозитариев Чили, Колумбии и Перу. Присоединение мексиканской биржи к данной инициативе планируется в ближайшей перспективе после пересмотра регулятивных требований.
Национальные агентства по стимулированию экспорта (ProChile, Proexport Columbia, ProMexico и PromPeru) заключили договоренности об обмене информацией, опытом, секторальными проектами и коллективном представлении экспортных товаров на международных выставках. Также агентства сформировали объединенные миссии по исследованию рынков в Китае, Южной Корее, Японии и Индии.
Таким образом, учитываю специфическую структуру членства и взаимодействия внутри Альянса, страны могут проводить самостоятельную внешнеторговую политику, формируя другие соглашения о ЗСТ в регионе и за его пределами. К примеру, членство в ТА не входит в противоречие с участием Мексики в НАФТА, наибольшие сложности возникают в системе администрирования и гармонизации правил происхождения товаров.
Тихоокеанский альянс рассматривается в качестве самого динамично развивающегося интеграционного объединения в Латинской Америке в последние годы. На данный момент наблюдателями ТА являются более 30 стран, включая Австралию, Бельгию, Канаду, Китай, Коста-Рику, Доминиканскую Республику, Эквадор, Сальвадор, Финляндию, Францию, Германию, Гватемалу, Гондурас, Индию, Израиль, Италию, Японию, Молдову, Марокко, Нидерланды, Новую Зеландию, Панаму, Парагвай, Португалию, Сингапур, Южную Корею, Испанию, Швейцарию, Тринидад и Тобаго, Турцию, Великобританию, Уругвай и США. Ведутся переговоры о присоединении к ТА Коста-Рики, а затем Панамы. Странами, обозначившими свой глубокий интерес и возможное желание членства, являются также Канада и США.
ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
В количественном отношении за 2001-2013 гг. экспорт России в страны Латинской Америки вырос с 3,8 до 8,2 млрд долл., импорт - с 2,0 до 10,6 млрд долл. При этом доля региона в общероссийском товарообороте уменьшилась: в экспорте - с 3,8 до 1,6%, импорте - с 4,8 до 3,3%. С 2006 г. для торговли России со странами Латинской Америки характерно устойчивое отрицательное сальдо.
За период 2007-2013 гг. совокупный объем поставок из России в регион составил 41,7 млрд долл. (1,3%). Рассматривая географическую структуру торговли России с Латинской Америкой, следует подчеркнуть неравномерность ее распределения по странам. Бразилия и Венесуэла охватывают почти половину всего российского экспорта в регион. Удельный вес Мексики составляет 8,3%, Аргентины - 7,0%. К числу ведущих импортеров российских товаров из числа латиноамериканских стран относятся Тринидад и Табаго (5,9%), Перу (5,3%), Куба (3,1%), Бар-
12 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
11 Q
бадос (3,1%) и Колумбия (2,4%). До 2007 г. большая часть российских экспортных поставок в регион осуществлялась через Британские Виргинские острова. Платежные операции, сопровождающие товарные потоки в страны региона, велись в значительных объемах через Панаму и Багамские острова. После мирового финансово-экономического кризиса роль этих оффшорных территорий резко снизилась.
В импортных поставках из Латинской Америки в Россию, совокупный объем которых за 2007-2013 гг. составил 60,6 млрд долл., на Бразилию приходится 45,4%, Аргентину - 12,9%, Эквадор - 11,5%, Мексику - 7,8%, Парагвай - 6,2%, Чили -4,6%, Уругвай - 3,6% (см. таблицу 2).
Таблица 2
Ведущие торговые партнеры России в Латинской Америке
Страна-импортер Объем за 2007-2013 гг., млн долл. I Страна-экспортер Объем за 2007-2013 гг., млн долл. II
Бразилия 12368,7 29,7 Бразилия 27585,6 45,4
Венесуэла 7652,9 18,4 Аргентина 7861,7 12,9
Мексика 3473,3 8,3 Эквадор 7003,5 11,5
Аргентина 2898,3 7,0 Мексика 4748,2 7,8
Брит. Виргинские о-ва 2806,9 6,7 Парагвай 3773,3 6,2
Тринидад и Табаго 2475,9 5,9 Чили 2804,6 4,6
Перу 2189,4 5,3 Уругвай 2167,3 3,6
Куба 1304,9 3,1 Колумбия 1021,1 1,7
Барбадос 1300,3 3,1 Панама 1004,3 1,7
Колумбия 1005,7 2,4 Коста-Рика 690,3 1,1
справочно: справочно:
Латинская Америка* 41653,8 100,0 Латинская Америка* 60807,2 100,0
доля региона в общероссийском экспорте, % 1,3 доля региона в общероссийском импорте, % 3,4
Примечания к таблице: * - включая страны Карибского бассейна; I - доля страны в российском экспорте в регион, %; II - доля страны в российском импорте из региона, %.
Источник: составлено и рассчитано по данным UNCTAD/WTO Trade Map. http://www. trademap.org.
Если российский экспорт в европейские и азиатские страны состоит в основном из продукции топливно-энергетического профиля, то в Латинскую Америку Россия поставляет преимущественно товары средней и высокой техноемкости (см.
^ 12
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2014
таблицу 3). На топливно-энергетические товары приходится 24,2% всего российского экспорта в регион. Важнейшая статья экспорта России в Латинскую Америку - удобрения (38,3%). Относительно высок удельный вес продукции машиностроения и товаров высокой степени обработки - автотранспортных средств, оружия, машин и оборудования, электротехнической и электронной аппаратуры, - которые находят спрос на местных рынках, прежде всего, в силу невысокой стоимости по сравнению с аналогичными товарами из США, Европы и Азии.
Таблица 3
Товарная структура внешней торговли России со странами Латинской Америки,
2007-2013 г.
Код Товарная группа Доля в экспорте, % Код Товарная группа Доля в импорте, %
'31 Удобрения 38,3 '02 Мясо и мясопродукты 33,0
'27 Топливно- энергетические товары 24,2 '08 Фрукты и орехи 14,3
'87 Автотранспортные средства 5,7 '17 Сахар и кондитерские изделия из сахара 9,4
'72 Чугун и сталь 5,6 '12 Масличные семена и плоды 5,2
'93 Оружие и боеприпасы 3,6 '87 Автотранспортные средства 4,7
'74 Медь и изделия из нее 2,0 '24 Табак и табачная продукция 4,4
'85 Электрическое и электронное оборудование 2,0 '06 Живые деревья и др. растения 3,5
'84 Машины и обрудование 1,9 '85 Электрическое и электронное оборудование 3,0
'10 Злаки 1,0 '23 Корма для животных 2,6
'40 Каучук, резина и изделия из них 0,9 '84 Машины и обрудование 2,3
Остальные товары 14,8 Остальные товары 17,6
справочно: справочно:
Все товары, млрд долл. 41,7 Все товары, млрд долл. 60,8
Примечания к таблице: * - включая страны Карибского бассейна. Источник: составлено и рассчитано по данным UNCTAD/WTO Trade Map. http://www. trademap.org.
Основу российского импорта из стран Латинской Америки составляют сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары - мясная продукция, фрукты и орехи, сахар, масличные семена и плоды, табак и табачная продукция, живые
12 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
13 Q
растения, корма для животных. Лишь десятая часть поставок из региона приходится на высокотехнологичную продукцию. Латиноамериканский рынок является единственным, с которым в торговле этими товарами у России наблюдается положительное сальдо торгового баланса.
Возможный прирост экспорта к 2020 г. оценивается в 5,8 млрд долл. США. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты (+2 млрд долл. США), удобрения (+1,2 млрд), сталь, транспортные услуги (по +0,3 млрд), зерно (+0,1 млрд долл. США). Среди прочих перспективных товаров и услуг следует отметить продукцию оборонно-промышленного комплекса, авиатехнику и комплектующие, энергетическое оборудование и сопутствующие инжиниринговые услуги.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА РОССИИ (ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА) СО СТРАНАМИ И ГРУППИРОВКАМИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Экономическая интеграция в регионе Латинской Америки имеет сложную структуру - несколько таможенных союзов (Андское сообщество, Меркосур), интеграционные объединения и многочисленные двусторонние взаимно пересекающиеся соглашения о ЗСТ. При этом, в отличие от Европейского союза, НАФТА или Азиатско-Тихоокеанского региона интеграционные истории успеха стран Латинской Америки неритмичны и непоследовательны.
В регионе наблюдается сильное политическое и экономическое влияние США, - для многих стран США является крупнейшим торгово-инвестиционным партнером, и осуществляет масштабную военно-техническую поддержку. США имеет соглашения о ЗСТ с Чили, Колумбией, Коста-Рикой, Доминиканской Республикой, Сальвадором, Гватемалой, Гондурасом, Никарагуа, Панамой и Перу. Помимо этого, Чили, Мексика и Перу также участвуют в переговорах с ведущей ролью США о создании Транстихоокеанского партнерства.
В последние годы в регионе возрастает также влияние Китая - рост взаимного товарооборота сделал Китай основным экспортным направлением для Бразилии, Чили и Перу, и вторым по размеру экспортным рынком для Аргентины, Коста-Рики и Кубы. Китай имеет двусторонние ЗСТ с Чили, Перу и Коста-Рикой.
С учетом этого, принимая во внимание специфику региона, интеграционная повестка России (Таможенного союза) в регионе может строиться следующим образом:
1. С целью наращивания потенциала сотрудничества, отработки переговорных моделей и возможного содержания соглашений, возможен запуск переговоров о ЗСТ с отдельными странами региона. Среди таких стран можно выделить, в первую очередь, Колумбию, Коста-Рику и Никарагуа. Сотрудничество с относительно более крупными (в плане торгово-экономического сотрудничества) странами может привести к получению доступа на их рынки и расширение возможностей для
^ 14
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2014
бизнеса. Здесь перспективными партнерами могут быть такие страны, как Перу и Эквадор.
В Колумбии со сменой политического руководства наблюдается постепенный отход от односторонней ориентации на США (в связи с военно-технической помощью для подавления революционных группировок и борьбы с наркомафией) в сторону поиска прагматических подходов к торгово-экономическому сотрудничеству со странами региона и за его пределами. Так, к примеру, в последнее время Колумбия активно взаимодействует с Китаем в сфере энергетики (нефтяная и газовая отрасли) и транспорта (строительство железной дороги, соединяющей колумбийские порты на Тихом и Атлантическом океанах - с целью транспортировки товаров и нефтепродуктов в Восточную Азию). Учитывая товарную структуру торговли России с Колумбией12 (основными экспортными товарами являются удобрения, топливно-энергетические товары, чугун, сталь, оптическая, фото- и медицинская аппаратура, машины и оборудование)13, на данном направлении возможно расширение экспортного потенциала.
Коста-Рика, несмотря на сильное политическое влияние США, в последнее время активно позиционирует себя как открытая экономика, участвуя в переговорах с ограниченным числом участников по Соглашению по услугам, и соглашению по торговле экологическими товарами, а также имеет ряд ЗСТ (с Китаем, Сингапуром, ЕАСТ, ЕС, Канадой, США, Перу и др.) Учитывая незначительные объемы торговли России и ТС с Коста-Рикой, пробное заключение соглашения с данной страной сокращает торгово-экономические риски для ТС14. Аналогично, Никарагуа не входит в число основных торговых партнеров России и ТС в регио-не15, однако может быть отнесен к числу перспективных партнеров.
Потенциал углубления торгово-экономического сотрудничества, получения доступа на рынки, активизации инвестиционной деятельности и предоставления дополнительных возможностей для бизнеса растет по мере наращивания взаимной
12 Объем экспорта из России в Колумбию за 2013 г. составил 230 млн долл. США; импорта - 147 млн долл. США.
13 Среди основных импортных товаров фигурируют живые деревья и другие растения, пищевые продукты, кофе, чай, пряности, фрукты и орехи.
14 Объем экспорта из России в Коста-Рику за 2013 г. составил 50,3 млн долл. США; импорта - 126,8 млн долл. США. Основными экспортными товарами в Коста-Рику являются топливно-энергетические товары, удобрения, чугун и сталь, пластмассы и изделия из них; основные импортные товары - фрукты и орехи, электрическое и электронное оборудование, живые деревья и другие растения, оптическая, фото- и медицинская аппаратура.
15 Объем экспорта из России в Никарагуа за 2013 г. составил 37,6 млн долл. США; импорта - 23,9 млн долл. США. Основными экспортными товарами в Никарагуа являются зерно, удобрения, машины и оборудование; основные импортные товары - масла, фрукты, кофе, чай и мясо.
12 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
15 ^
торговли. Среди относительно более крупных стран-партнеров России в регионе можно выделить Перу и Эквадор как наиболее интересные направления для сотрудничества.
Торговый баланс России с Перу положительный (импорт составляет более 400 млн долл. США, экспорт - 102,9 млн долл. США). При этом, Россия экспортирует в Перу удобрения на сумму 206 млн долл. (более 50% от всего экспорта), и в отношении российской продукции не применяются антидемпинговые меры. Основу импорта из Перу составляют фрукты и орехи, рыба и морепродукты, кофе, чай, пряности, корма для животных; в отношении Перу действует единая система преференций Таможенного союза, и на определенный список товаров действует пошлина в размере 75% от ставки РНБ. Стоит, однако, учитывать, что Перу является членом переговоров по Транстихоокеанскому партнерству, в котором правила и нормы, предложенные США, в перспективе могут стать важной основой для договоренностей Партнерства. Расширение сотрудничества с Перу, таким образом, несет риски необходимости принятия таких норм.
Россия имеет договор о стратегической ассоциации с Эквадором, и политические отношения двух стран можно охарактеризовать как дружеские. В торгово-экономическом плане Эквадор является относительно крупным партнером России в регионе, однако импорт значительно превышает экспорт - 1290 млн долл. США и 193 млн долл. США соответственно. Основными импортными товарами России являются фрукты и орехи (более 70%), живые деревья и другие растения и различные продукты питания. Экспорт составляют минеральное сырье, удобрение, чугун и сталь. Потенциал расширения сотрудничества с Эквадором в современных торгово-экономических условиях лежит в возможности осуществлять импорт овощей и морепродуктов, постепенно расширяя доступ на рынок для российских производителей, а также за счет увеличения инвестиций в Эквадор.
Рассматривая возможности сотрудничества с другими странами, стоит отметить ряд особенностей. Чили, несмотря на свое стремление заключения ЗСТ с ТС, не входит в число крупнейших импортеров российской продукции, имея при этом относительно низкие РНБ тарифы, что фактически сокращает возможности расширения доступа российских производителей на данный рынок16. Отношения России и Венесуэлы, считающейся политическим партнером России в регионе, строятся на масштабном военно-техническом сотрудничестве, и основываются на вопросах, как правило, не покрывающихся сферой действия соглашений о ЗСТ.
2. В дополнение к переговорам с отдельными странами могут быть запущены межблоковые инициативы между Таможенным союзом и латиноамериканскими интеграционными объединениями. Основные партнеры России по экспорту в ре-
16 Объем экспорта из России в Чили за 2013 г. составил 48,8 млн долл. США; импорта - 694,3 млн долл. США. Основными экспортными товарами в Чили являются резина и резиновые изделия, удобрения и топливно-энергетические товары; основные импортные товары - рыба и морепродукты, фрукты и орехи, мясо и мясные продукты.
^ 16
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2014
гионе - Бразилия и Венесуэла (с учетом сделанной выше оговорки о ВТС) являются членами Меркосур; Перу и Колумбия - члены Андского сообщества, ЛАИ и УНАСУР. Импорт России из стран региона приходится на Бразилию и Аргентину
- членов Меркосур и ЛАИ, Эквадор - члена Андского сообщества, Мексику - члена НАФТА и ТА, Парагвай и Уругвай - членов Меркосур, ЛАИ и УНАСУР, и Чили
- члена ТА и УНАСУР.
Наиболее привлекательным партнером из перечисленных группировок представляется Меркосур. Члены Меркосур - Бразилия и Аргентина - являются крупнейшими торгово-экономическими партнерами России в регионе. Сотрудничество с данными странами открывает возможности для реализации стратегии по расширению экспорта России в регионе. Уругвай также является одной из наиболее перспективных, стабильных и динамично развивающихся экономик региона, и позиционирует себя как центр логистики для импортной продукции, поступающей в регион.
При оценке перспектив сотрудничества ТС и Меркосур следует учитывать опыт ЕС по переговорам о создании ЗСТ с Меркосур. Данные переговоры начались в 1995 г., были затем приостановлены, и возобновлены в 2010 г. Группировки на данный момент еще не представили первичные предложения по доступу на рынки (дата обмена предложениями не установлена). Основными переговорными проблемами были масштабные сельскохозяйственные субсидии в ЕС и индустриальная политика в странах Меркосур. Однако ЕС считает, что основной проблемой является высокий уровень протекционизма в Аргентине, что создает возможности для подписания соглашения с Бразилией, Парагваем, Уругваем и Венесуэлой без ее участия.
Другим (менее значимым, но политически важным) блоком для сотрудничества является Центральноамериканский общий рынок в рамках ЦАИС. Страны данного объединения имеют соглашения о снижении тарифов в торговле с ЕС, Мексикой, США и Чили. Данное сотрудничество может рассматриваться в качестве выхода на рынки центрально-американских стран.
3. Еще одно стратегическое направление взаимодействия России со странами региона включает политическое вовлечение в интеграционные процессы в регионе. Здесь наиболее уместным и перспективным представляется развитие отношений с Тихоокеанским Альянсом. Учитывая нынешнюю структуру ТА, которой не достает формального административного наднационального управления, и которая не противоречит формированию самостоятельной интеграционной и внешнеэкономической политики членов, создание ЗСТ на данном этапе возможно лишь с отдельными странами-членами.
Процесс формирования ТА привлекает большое внимание торговых партнеров стран-участниц, в связи с чем группировка имеет более 30 наблюдателей. Целесообразным является получение статуса наблюдателя и для России.
12 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
17 ^
БИБЛИОГРАФИЯ:
Евдокимов А. И., Грук Л. В. «Интеграционные процессы в странах Латинской Америки: проблемы и перспективы» // Экономика и экономические науки, №2, 2011, сс. 92-96 (Evdokimov A. I., Gruk L. V «Integracionnye processy v stranah Latinskoj Ameriki: problemy i perspektivy» // Jekonomika i jekonomicheskie nauki, №2, 2011, ss. 92-96).
Лавут А. А. «Новый этап промышленной политики в Латинской Америке и региональная интеграция» // Латинская Америка. - 2013. - № 6, cc. 36-50 (Lavut A. A. «Novyj jetap promyshlennoj politiki v Latinskoj Amerike i regional'naja integracija» // Latinskaja Amerika.
- 2013. - № 6, Ss. 36-50).
Паниев Ю. Н. «Российско-латиноамериканское деловое сотрудничество: достижения и недостатки» // Латинская Америка. - 2012. - № 12, сс. 6-14 (Paniev Ju. N. «Rossijsko-latinoamerikanskoe delovoe sotrudnichestvo: dostizhenija i nedostatki» // Latinskaja Amerika.
- 2012. - № 12, ss. 6-14).
Americas Society // Council of the Americas. What is Mercosur? URL: http://www.as-coa. org/articles/explainer-what-mercosur-0
Americas Quarterly. Regionalism: The Pacific Alliance. URL: http://www.americasquarterly. org/content/regionalism-pacific-alliance
Andean Community (CAN), 4 pages. URL: http://mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/Ande-an_Community_February.2013.pdf
Andean Community. Customs Union. URL: http://www.comunidadandina.org/ingles/comer-cio/customs_union.htm
Ashish K. Vaidya. "Globalization: Encyclopedia on Trade, Labor and Politics". Volume 1. ABC-CLIO, 2006, 968 pages.
CARICOM Report NY2 // Inter-American Development Bank, August 2005, 138 pages. URL: http://idbdocs.iadb.org/wsdocs/getdocument.aspx?docnum=33036344
Central America: Global Integration and Regional Cooperation. Chapter 1, pages 1-6. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/op/243/243ch1.pdf
Central America: Global Integration and Regional Cooperation. Chapter 3, pages 41-58. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/op/243/243ch3.pdf
Gwynne, R. N., Kay C. "Latin America Transformed Second Edition: Globalization and Modernity". Routledge, Apr 23, 2014 - Science, 326 pages.
Kotschwar B. "Regional Integration in East Asia and Latin America: A Comparative Perspective" in Ariel C. Armony, ed. "Setting the Agenda: Asia and Latin America in the 21st Century" (2012). University of Miami Center for Latin American Studies Publications, 96 pages.
Malamud, A. "Overlapping regionalism, no integration: conceptual issues and the Latin American experiences". EUI Working Papers RSCAS 2013/20. San Domenico di Fiesole: EUI / RSCAS, 2013, 20 pages.
OECD. "OECD Territorial Reviews OECD Territorial Reviews: The Mesoamerican Region. Southeastern Mexico and Central America". OECD Publishing, 8 March 2006, 198 pages.
Secretariat of Economy of Mexico. URL: http://www.economia.gob.mx/comunidad-negocios/ comercio-exterior
UNCTAD/WTO Trade Map. http://www.trademap.org.
Ю
^ 18
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2014