Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в Латинской Америке во второй половине ХХ века'

Интеграционные процессы в Латинской Америке во второй половине ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3620
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
АНДСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / ГРУППА РИО / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ЗОНА ТОРГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ / ИНДЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / ИНТЕГРАЦИЯ / КАРИКОМ / ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЛАСТ) / ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / МЕРКОСУР / ОБЩИЙ РЫНОК / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (ЦАОР)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ануфриева Виктория Сергеевна

В статье рассматриваются интеграционные процессы в Латинской Америке во второй половине XX века. Изучается период формирования интеграционных организаций в регионе, анализируются факторы, оказавшие влияние на их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the integration processes in Latin America in the second part of the XXth century. Particularly, the author studies the period of the formation of integration organizations in the region mentioned and the main factors that influenced their develop

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в Латинской Америке во второй половине ХХ века»

АНУФРИЕВА В.С.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Аннотация. В статье рассматриваются интеграционные процессы в Латинской Америке во второй половине XX века. Изучается период формирования интеграционных организаций в регионе, анализируются факторы, влияющие на их развитие.

Ключевые слова: интеграция, зона торговых преференций, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, Латиноамериканская ассоциация свободной (ЛАСТ), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Кариком, Меркосур, Группа РИО, Андский Парламент, Латиноамериканский парламент, Индийский Парламент.

ANUFRIEVA V.S.

INTEGRATION PROCESSES IN LATIN AMERICA IN THE SECOND HALF OF THE

XX CENTURY

Abstract. The following article is the review of integration processes in Latin America in the second part of XX century. the issues beeing under concideration are the foundation period of integration organizations in the region mentioned and the main factors which had the influence on their developement.

Keywords: integration, the area of trade preferences, a free trade area, customs union, common market, free Latin American Association (LAFTA), the Central American Common Market (CACM ), Caricom, Mercosur, the Rio Group, the Andean Parliament, the Latin American Parliament, Indian Parliament.

Современные интеграционные процессы в Латинской Америке берут начало в 1960-е гг. В то время под влиянием успехов Европейского экономического сообщества возникла идея создания в регионе собственного экономического союза, прежде всего, в форме зоны свободной торговли.

Первой в 1960 г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ). Цель создания организации - создание зоны свободной торговли в Западном полушарии. Группировка объединила 85 % стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в их числе: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Это крупные и средние по объему ВВП страны региона. С середины 60-х гг. в рамках ЛАСТ образовались два субрегиональных торгово-экономических блока: Андская группа (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Боливия, Перу и Чили) и Ла-Платская группа (Аргентина, Бразилия, Парагвай и

1

Уругвай) [6]. Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила полностью реализовать намеченные проекты. Однако в их рамках была создана система взаимных торговых преференций, основу которой составляли товары, не являвшиеся предметом взаимного экспорта. Как отмечает Г.М. Костюнина, «страны продолжали протекционистскую торговую политику, положенную в основу концепции импортного замещения» [7].

В 1980 г. на базе ЛАСТ была создана Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), задачей которой стало создание условий для формирования латиноамериканского общего рынка.

Второй интеграционной группировкой Латинской Америки стал Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 60-х гг. В его состав вошли 5 государств, среди которых: Сальвадора, Гватемала, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рика. Страны-члены намеревались сформировать таможенный союз, но достигли только зоны преференциальной торговли, просуществовавшей вплоть в период до 1990-х гг. В 60-е гг. в рамках ЦАОР произошло снижение пошлин, что способствовало росту взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в совокупной торговле снизилась [1, с. 97].

ЦАОР в 80-е гг. из-за вооруженных конфликтов в субрегионе практически бездействовал. За 1990-гг. взаимный экспорт группировки увеличился с 667 млн. долл. до 2598 млн. долл. [5], а удельный вес снизился с 15,3 % до 11,5 % [7]. В 1993 г. страны предприняли попытку возродить группировку на основе подписания нового соглашения. В целом, в 90-е гг. интеграционные мероприятия в ЦАОР стагнировали.

В 60-е гг. XX века основная часть субрегионального товарооборота была освобождена от таможенных пошлин. Внутризональный экспорт увеличился в 8 раз [9, с. 89]. Доля готовых изделий и полуфабрикатов достигла половины стоимости субрегиональных торговых операций, что свидетельствует об эффективности интеграционных процессов.

В 1973 г. для обеспечения беспошлинной торговли между странами было создано Карибское сообщество (Кариком), в которое вошли островные государства бассейна Карибского моря.

Интеграционные процессы в Карибском бассейне начались фактически в 90-е гг. после подписания нового соглашения о зоне свободной торговли и приема новых членов. Главные успехи достигнуты в либерализации торговли на основе ликвидации большинства таможенных пошлин и многих нетарифных барьеров во взаимной торговле,

введения субрегиональных стандартов на отдельные виды товаров [7]. На рубеже веков организация превратилась в таможенный союз.

В 1980-е гг. экономический кризис затронул все государства Латинской Америки, что пагубно сказалось на интеграционных процессах. Наступил временный застой.

С начала 1990-х гг. произошел перезапуск существовавших субрегиональных группировок, а также были созданы более мощные новые интеграционные объединения.

Динамичным интеграционным объединением стал к середине 1990-х гг. Единый рынок стран Южного конуса - Меркосур, договор о создании которого подписали президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая в марте 1991 г. Главной целью при создании таможенного союза являлись либерализация взаимной торговли, открытие рынков как средства проведения структурных реформ и модернизации национальных экономик. Договор предусматривал отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле стран-членов, а также введение единого внешнего тарифа [4]. Меркосур стал практически первым таможенным союзом в Южной Америке.

Интеграция рассматривалась государствами союза как ответ на тенденции мирового развития и средство обеспечения полноправности стран региона в решении вопросов мировой экономики. Конечной целью процесса провозглашалась интеграция всех стран Латинской Америки.

Создание Меркосур осуществлялось в контексте режима открытого регионализма, который подразумевает под собой открытость для присоединения новых членов, отсутствие жестких внутренних структур, возможность режима «ассоциированного членства», установка на сотрудничество с другими интеграционными объединениями, большая открытость в отношении мирового рынка и иностранного капитала [6]. Теперь латиноамериканская интеграция ориентировалась, главным образом, на мировой рынок, на создание условий для повышения конкурентоспособности экономик государств и региональных объединений в мировой экономике, а не на регион, как было в 60-70 гг.

Ко второй половине 1990-х гг. Меркосур стал четвертым в мире по экономическому потенциалу интеграционным блоком, по объему ВВП (около 1 триллиона долларов [8, с. 24]) сравнявшимся со странами АСЕАН. В 1996 г. к группировке на правах ассоциированных членов присоединились Чили и Боливия.

Значительный успех в интеграции и экономическом развитии стран-членов Меркосур пришлись на первые восемь лет деятельности блока. Рост торгово-экономических показателей в этот период был эффективным. Так, с 1991 г. по 1998 г. экспортные потоки внутри группировки выросли в пять раз с 4,1 до 20,4 млрд. долл. [8, с. 35]. Доля внутризоновой торговли в объемах взаимных поставок в конце 90-х гг.

3

составляла 14% для Бразилии и свыше 30 % для Аргентины, Парагвая и Уругвая [8, с. 27]. Снижение таможенных барьеров и макроэкономических рисков способствовало углублению процессов взаимодополняемости и специализации. Схожая ситуация наблюдалась в инвестициях, которые между крупнейшими партнерами по интеграции возросли за восемь лет более чем в восемь раз [8, с. 28], переключившись во многом со сферы услуг на производственные отрасли.

Интеграция в политической сфере нашла воплощение в деятельности континентального, регионального и субрегионального парламентов, а также парламентов, созданных по этническому или географическому признакам.

Общий Латиноамериканский парламент был создан в декабре 1964 г. На момент создания в него вошли 14 государств. Главная цель - формирование латиноамериканского сообщества наций, содействие достижению экономической, политической, социальной и культурной интеграции стран континента.

В состав Андского парламента, учрежденного в октябре 1979 г., вошли Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Официальное открытие Центральноамериканского парламента состоялось в октябре 1991 г. Амазонский парламент был образован согласно Договору об Амазонской кооперации от 3 июня 1978 г. Учрежден он был в Лиме (Перу). Формируется из представителей парламентов Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Перу, Суринама и Эквадора [3].

Специфическая роль отводилась Индейскому парламенту Америки, основанному в 1987 г. Он включал всех законодателей из числа индейцев из 18 стран Западного полушария, включая Канаду и США. Его главная цель - обсуждение проблем коренного населения, путей и способов их решения [10, с. 136].

Кроме правительств на территории региона появилась организация, которая помимо экономической направленности имела и геополитическую, Группа Рио (ГР), созданная в 1986 году. Группа Рио является наследницей кандаторской группы, которая, в свою очередь, представляла собой совещательный орган в составе Мексики, Венесуэлы, Колумбии, Панамы с целью содействию мирному политическому урегулированию кризиса в Центральной Америке.

Первоначально в ГР вошли Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Панама, Перу и Уругвай. В октябре 1990 г. в состав группы включены Боливия, Парагвай, Чили, Эквадор, а также на основе ротации по одной стране от центральноамериканского и карибского субрегионов. В сентябре 1999 г. в состав ГР включены Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор и Доминиканская Республика. Группа Рио является наиболее представительным и влиятельным политическим объединением

4

латиноамериканских государств. Направления деятельности группы включают: расширение и укрепление политического сотрудничества и диалога; формирование единой позиции по международным вопросам, представляющим общий интерес; содействие процессам латиноамериканской интеграции; вынесение решений по региональным проблемам и конфликтам; улучшение межамериканских отношений; выявление новых сфер сотрудничества, благоприятствующего экономическому, социальному и научно-техническому развитию стран ГР [2].

Таким образом, латиноамериканская интеграция развивалась по сложному и противоречивому пути, у неё были периоды подъёма и спада, прорывов и кризисов. Интеграционные процессы в 60-ее гг. XX века носили чисто экономический характер, главной целью для большинства государств был экономический рост и независимость от северного соседа США, а добиться этого они могли только совместными усилиями. Интеграция носила характер закрытого регионализма, возможно, поэтому не имела особых успехов.

В 70-е гг. прошлого столетия экономическая ситуация в регионе характеризовалась возникновением проблем задолженности на фоне отрицательных торговых и платежных балансов. Происходила массовая национализация иностранной собственности, были введены новые нормативы в отношении зарубежных инвестиций. Интеграционные процессы были ориентированы в пользу местного населения.

На фоне мирового экономического кризиса 80-х гг. интеграция приостановилась. Несмотря на это появилась первая влиятельная группировка, чья интеграционная направленность носила не только экономический характер, но и геополитический характер. Представляется, что это серьёзный шаг, ведь целью создания Группы Рио была именно независимость в проведении внешней политики в регионе, в первую очередь, от США. Новую силу интеграционные процессы в регионе приобретают в 90-е гг. Они стали носить характер открытого регионализма. Настоящим экономическим чудом является появление Меркосур, который за 4 года после создания стал таможенным союзом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов Д. В. Интеграционные процессы в Латинской Америке //

Международная жизнь. - 2006. - № 3. - С. 95-106.

2. Группа Рио [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.geopolitics.ru/2012/10/gruppa-rio/

3. Дабагян Э. Интеграция по-латиноамерикански [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://polit.ru/article/2007/06/08/integracion/

5

4. Евдокимов А. И., Грук Л. В. Интеграционные процессы в странах Латинской Америки: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://,^^^т-есопоту.ги/аг1ркр?пАг1;Ы=3582

5. Карякин А. Интеграция Южной Америки: рождение глобального игрока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.terra-america.ru/integraciya-и|поЮатепкьго]ёеше-§1оЬа1по§о^§гока.а8рх

6. Косов Ю. В. Мировая политика и международные отношения. СПб.: Питер, 2012. - 384 с.

7. Костюнина Г. М. Интеграция в Латинской Америке [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mgimo.ru/fi1es/31215/31215.pdf

8. Кудрявцева Е. Ю. Экономический потенциал и перспективы развития Южноамериканского общего рынка // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - № 2. - С. 26-34.

9. Романова З. Латинская Америка: региональная интеграция на новом витке развития // МЭиМО. - 2005. - № 10. - С. 88-98.

10. Строгонов А. И. Новейшая история стран Латинской Америки. - М. : Высшая школа, 1995. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.