Научная статья на тему 'МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (К вопросу о перспективах интеграционных процессов в ЛАКБ)'

МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (К вопросу о перспективах интеграционных процессов в ЛАКБ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2870
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / многосторонняя дипломатия / ИНТЕГРАЦИЯ / регионализация / Глобализация / Latin America / multilateral diplomacy / Intergration

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крылов С. А.

В данной статье раскрывается механизм функционирования многосторонней дипломатии стран Латинской Америки и Карибского бассейна на субрегиональном, региональном уровнях, а также в бирегиональном формате и анализируются перспективы интеграционных процессов в Западном полушарии в контексте формирования нового мироустройства ХХI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (К вопросу о перспективах интеграционных процессов в ЛАКБ)»

МНОГОСТОРОННЯЯ

ДИПЛОМАТИЯ

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ

ГОСУДАРСТВ

(К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛАКБ)

Крылов С. А.

В данной статье раскрывается механизм функционирования многосторонней дипломатии стран Латинской Америки и Карибского бассейна на субрегиональном, региональном уровнях, а также в бирегиональном формате и анализируются перспективы интеграционных процессов в Западном полушарии в контексте формирования нового мироустройства ХХ1 века.

Ключевые слова: Латинская Америка, многосторонняя дипломатия,интеграция, регионализация, глобализация Keywords: Latin America, multilateral diplomacy, integration

1. Место Латинской Америки в мироустрой- С одной стороны, латиноамериканские государстве XXI века и приоритеты ее многосто- ства стремятся установить тесное сотрудничество

ронней дипломатии с уже существующими в других регионах мира ин-

Фундаментальные и динамичные перемены теграционными структурами, с другой-создают

глобального характера, которые переживает ми- основу для образования нового чисто латиноа-

ровое сообщество на рубеже веков, оказывают су- мериканского (или южноамериканского), эконо-

щественное влияние на формирование нового ми- мического и политического союза, который бы

роустройства. Не осталась в стороне от этого смог стать самостоятельным центром силы, спо-

процесса и Латинская Америка. Латиноамери- собным маневрировать вотношенияхс мегабло-

канские государства выступают за утверждение ками будущего1. В этом контексте неизмеримо воз-

многополярного мира и полагают, что миропоря- растает роль многосторонней и коллективной

докХХ1 века должен основываться на механизмах дипломатии стран Латинской Америки, которые

коллективного решения ключевых проблем и, принимают полноформатное и равноправное

прежде всего ООН, на верховенстве права и ши- учас-тие в работе крупнейших мировых фору-

рокой демократизации международных отноше- мов, а также основных универсальных, регио-

ний. В то же время, в условиях регионализации ми- нальных и субрегиональных международных ор-

ровой политики, связанной с ускорением инте- ганизаций. В качестве приоритетов дипломати-

грационных процессов в Северной Америке, За- ческой деятельности латиноамериканских госу-

падной Европе, Юго-Восточной Азии и Азиатско- дарств в многостороннем формате можно выде-

Тихоокеанском регионе (АТР),Латинская Америка лить следующие:

активно ведет самостоятельный поиск адаптации -обеспечение национальной безопасности,

к новым геополитическим реалиям. В действиях ее сохранение и укрепление суверенитета и терри-

дипломатии на этом направлении четко просле- ториальной целостности, приобретение прочных

живаются две взаимообусловленные тенденции. и авторитетных позиций в мировом сообществе;

Крылов Сергей Анатольевич - кандидат исторических наук, доцент Кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России, e-mail: dipc@mgimo.ru.

-формирование системы региональной или континентальной безопасности стран Западного полушария;

- воздействие на общемировые процессы в целях установления стабильного, справедливого и демократического миропорядка, основанного на нормах международного права, принципах Устава ООН;

-углубление политической и экономической региональной и субрегиональной интеграции;

- укрепление межамериканского, иберо-американского, азиатско-тихоокеанского сотрудничества и расширение связей Латинская Америка -ЕС, Латинская Америка - Восточная Азия, Латинская Америка - Африка, Латинская Америка -Китай, Латинская Америка - Россия;

- либерализация внешней торговли, урегулирование проблем внешней задолженности и участие в разработке основных современных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в рамках международных институтов и механизмов (Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.);

- консолидация сотрудничества по линии Юг— Юг и развитие политического диалога Север—Юг.

2. Организация многосторонней дипломатии латиноамериканских государств в рамках региональных и субрегиональных международных организаций и форумов

Приоритетным направлением и целью дипломатии всех латиноамериканских государств, составной частью всего их внешнеполитического и экономического курса является укрепление многосторонних механизмов региональной и субрегиональной интеграции. Наиболее представительным и влиятельным политическим объединением латиноамериканских стран, играющим определяющую и катализирующую роль на этом направлении, стала Группа Рио (ГР)2.

ГР представляет собой постоянно функционирующий дипломатический механизм политических консультация для согласования единых латиноамериканских позиций по ключевым региональным и международным проблемам. Делегации государств-членов группы участвуют в ее ежегодных саммитах, а также периодических встречах на уровне министров иностранных дел и, в случае необходимости, других отраслевых министров (экономики, финансов, обороны и т.д.). Группа Рио не имеет устава, бюджета, постоянной штаб-квартиры. Функции временного секретаря (повседневная координация, оргвопросы, согласование документов, внешние контакты от имени

группы) выполняет страна, проводящая в рамках текущего календарного года очередное совещание президентов. Эта деятельность осуществляется в тесном контакте с государством, где проходил предыдущий саммит и страной, которая будет принимать этот форум в следующем году. Таким образом, на основе принципа ротации формируется координационная тройка, реализующая коллективную дипломатию ГР в ее связях с ЕС, ВосточноАзиатским регионом, Россией.

К основным целям и задачам деятельности группы относятся следующие: утверждение принципов представительной демократии и правового государства, защита прав человека, сотрудничество по укреплению мира, международной и региональной безопасности, продвижение разоруженческих процессов, повышение роли и эффективности деятельности ООН, повышение влияния латиноамериканских стран в ОАГ, реализация принциповустойчивого развития, либерализация международной торговли, ускорение региональной интеграции латиноамериканских государств во всех областях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.

Дипломатическое взаимодействие латиноамериканских государств в целях ускорения их экономического развития и углубления процессов региональной и субрегиональной интеграции осуществляется в рамках целого ряда международных организаций самого широкого профиля. Задачи наиболее общего характера решает учрежденная в соответствии с договором Монтевидео 1980 г. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)3, которая заменила собой Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), образованную в 1960 г. Механизм функционирования ЛАИ включает в себя следующие элементы:

- Совет министров иностранных дел (собирается раз в год);

- Комитет представителей, действующий на постоянной основе на уровне экспертов;

- Конференция по оценке выполнения Договора Монтевидео, созываемая в случае необходимости;

- Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем организации (штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай).

Основные направления в работе ЛАИ: расширение и регулирование двусторонней торговли, содействие взаимодополняемости национальных экономик, полномасштабное развитие экономического сотрудничества в целях расширения регионального рынка, создание общего рынка латиноамериканских стран.

Схожие задачи лежат в основе деятельности другой латиноамериканской межправительственной организации, созданной в 1975 г на основе Панамского договора, - Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС)4. Однако, она выполняет еще одно важное назначение - выработку общих позиций и стратегии государств Латинской Америки по экономическим и социальным вопросам при рассмотрении их в международных органи-зацияхи форумах универсального характера, а также в переговорах с третьими странами и объединениями стран. Высший орган организации - Латиноамериканский совет, созываемый ежегодно на уровне министров иностранных дел. Координацию оперативной дипломатической работы осуществляют различные комитеты и комиссии, а также Постоянный секретариат со штаб-квартирой в Каракасе (Венесуэла).

Субрегиональная политическая и экономическая интеграция в Латинской Америке осуществляется посредством функционирования следующих основных структур: Общего рынка Южного конуса, Андского Сообщества, Центральноамериканского интеграционного сообщества, Ассоциации карибских государств, Карибского сообщества и ГруппыТрех. Крупнейшая из них и наиболее динамично развивающаяся и влиятель-ная-Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), созданный в 1991 г. на основе Асунсьонского договора5. В глобальном масштабе МЕРКОСУР представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй - после Европейского Союза (ЕС)-таможенный союз и третью - после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли (САЗСТ) - зону свободной торговли.

Организационная структура МЕРКОСУР выгодно отличается гибкостью, простотой и практичностью. Страны-участницы уже на начальном этапе оформления группировки поставили целью иметь несложную и недорогостоящую систему органов управления. Предусматривающая обязательное представительство в них правительства каждой из четырех стран-участниц, она не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса в присутствии стран-участниц.

Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он по мере необходимости, но не реже одного раза в 6 месяцев. Его встречи завершаются проведением саммитов, на которых утверждаются решения Совета. Исполнительным органом объединения является Группа общего рынка (ГОР). В ее составе по восемь членов от каждой из стран-участниц (четыре

полномочных представителя и четыре заместителя), назначаемых правительствами и включающих в обязательном порядке представителей министерств иностранных дел, экономики, а также центральных банков. Координация деятельности ГОР осуществляется МИДами стран-участ-ниц. При Группе общего рынка действует десять рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, которая призвана обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и Группу общего рынка страны-участницы поочередно каждые полгода.

В систему органов МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, образованный с целью обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в подготовке решений путем выработки рекомендация для ГОР. В состав форума входят представители наиболее влиятельных предпринимательских, профсоюзных и иных общественных организаций стран-участниц. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).

Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательства участников проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.

МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний. В 1991 г. был принят Протокол Бразилиа, определяющий порядок разрешения споров по вопросам толкования, применения и исполнения положений Асунсьонского договора, заключенных в его рамках соглашений, а также решений руководящих органов группировки. Если обязательные прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, которая выступает посредником и вырабатывает рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд по данному вопросу, решение которого является окончательным. Однако, как свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов,

постоянно возникающих у его участников в результате столкновения интересов, осуществляется без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов, основывающихся на политической воле правительств всех стран-участниц Общего рынка Южного конуса к дальнейшему продвижению интеграционного процесса.

Другим крупным субрегиональным объединением в Латинской Америке является Андская система интеграции (АСИ), ранее именовавшаяся Андским пактом (АП). Договор о создании АП («Договор Картахены» или «Андский пакт») был подписан в 1969 г.6 В соответствии с решениями глав государств АП, принятыми на встрече в Трухильо (Перу) в 1996 г., эта организация преобразована в Андскую систему интеграции, которая также известна как Андское сообщество (АС). Основные цели АС: ускорение экономического развития стран-участниц, совместное финансирование общерегиональных проектов, координация экономической политики, введение единого таможенного режима, а в перспективе -общего рынка.

Высшим органом АС является Андский президентский совет, собирающийся ежегодно, а также Совет министров иностранных дел, созываемый по мере необходимости. Руководит многосторонней и коллективной дипломатией страна-координатор АС, принимающая на основе ротации его очередной саммит. В рамках Андского сообщества функционируют Андская корпорация развития, Андский резервный фонд, Ассоциация телекоммуникационных компаний, Андский институт труда и Союз предпринимателей АС. Штаб-квартира АС с техническим секретариатом находится в Лиме (Перу). С середины 1990-х годов страны Сообщества ведут активные переговоры с МЕРКОСУР (как в формате двух объединений, так и на двусторонней основе) о сближении двух субрегиональных структур с перспективой образования единого Южноамериканского общего рынка. В 1998 г. АС подписало с МЕРКОСУР рамочное соглашение о намерении продолжить работу над созданием единого объединения. В связи с тем, что в начале 10-х годовХХ1 века страны - члены АС интегрировались в МЕРКОСУР, работа Андского Сообщества в настоящее время парализована, и перспективы ее возрождения в силу внутренних разногласий пока не просматриваются.

В качестве третьего важного центра сосредоточения интеграционных процессов вЛатинской Америке следует выделить регион бассейна Карибского моря и Центральной Америки. Здесь функционируют сразу четыре интеграционные группировки. Наиболее структурированной и дипломатически

организованной является Карибское сообщество (КАРИКОМ), учрежденное в 1973 г. согласно До-говоруЧагуарамас в качестве преемника Карибской ассоциации свободной торговли (КАРИФ-ТА)7. Главными целями организации обозначены: достижение экономической интеграции через создание общего рынка; координация внешней политики государств-членов; сотрудничество в таких областях как образование, здравоохранение, культура, туризм и др.

Многосторонняя дипломатия КАРИКОМ организована следующим образом: высший орган -Конференция глав правительств, которая обычно проводится один раз в год. К ее компетенции относятся утверждение основных принципов и направлений деятельности сообщества, урегулирование конфликтов между членами, заключение от имени сообщества международных договоров и др. Решения принимаются единогласно. Государства-члены имеют право вето. Бюро конференции руководит организацией между сессиями конференции и контролирует созданные в 1992 г. силы быстрого реагирования.

Совет министров КАРИКОМ является вторым по значимости органом сообщества, который отвечает за развитие политического, экономического и финансового сотрудничества. В его структуре действуют четыре Совета министров: по торговле и экономическому развитию; по иностранным делам; по гуманитарному и социальному развитию; по финансам и планированию и 13 постоянных отраслевых комитетов.

Секретариат Карибского сообщества, возглавляемый генеральным секретарем, имеет пять департаментов (торговля и сельское хозяйство, экономика и промышленность, функциональное сотрудничество, правовые вопросы, общие вопросы и администрация). Наряду с организационной работой по проведению конференций и совещаний секретариат осуществляет контроль за реализацией принятых решений, проводит исследование по проблемам интеграции, выполняет поручения органов сообщества. Место пребывания Секретариата - Джорджтаун (Гайана).

В рамках КАРИКОМ действуют ассоциированные институты, к которым по Договору Ча-гуарамас относятся Карибский банк развития, Карибский инвестиционный фонд, Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Вест-Индский университет и Вест-Индская судоходная компания, а также Ассамблея парламентариев Карибского сообщества и Карибский суд.

Вторая структура - Центральноамериканское интеграционное сообщество (ЦАИС)8-действует

в Центральной Америке. Главные элементы этого дипломатического механизма-совещание глав государств и правительств (собирается 1 раз в год), совет министров, в. т.ч. иностранных дел, который созывается по мере необходимости, исполнительный комитет, включающий представителей президентов стран-участниц, и Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Гватемале. Основными задачами ЦАИС являются ускорение экономического развития стран Центральной Америки, координация экономической политики и укрепление политического диалога, устранение торгово-экономических и валютных ограничений и создание зоны свободной торговли.

В регионе бассейна Карибского моря и Центральной Америки номинально существует еще одно объединение латиноамериканских государств- Группа «трех» в составе Мексики, Венесуэлы и Колумбии, учрежденное в 1989 г. Его руководящие органы - совещание глав государств, созываемое ежегодно, совещание министров иностранных дел и других отраслевых министров, собирающихся по мере необходимости, и Временный секретариат, который возглавляют поочередно страны-участницы, сменяясь каждые два года. Секретариат должен работать в столице государства-координатора группы. Однако ее деятельность в настоящее время заморожена по причине острого противостояния между Колумбией и Венесуэлой и может быть восстановлена, как представляется, лишь в случае смены правящего режима в Каракасе.

Четвертой и самой представительной субрегиональной структурой бассейна Карибского моря, объединившей все государства и зависимые территории этого региона, включая Кубу, стала Ассоциация карибских государств (АКГ). Идея учреждения Ассоциации принадлежит КАРИКО-МУ. Договор о ее создании был подписан в 1994 г. в Картахене (Колумбия). Официальный старт деятельности АКГ был дан на учредительной конференции глав государств-членов в Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго) в 1995 г.9 В соответствии с Договором Картахены организация создавалась как многофункциональный дипломатический механизм взаимодействия в политической, экономической, социальной и гуманитарной областях. Однако опыт первых пяти лет работы АКГ продемонстрировал, что основной акцент в ее деятельности делается на содействие экономическому сотрудничеству, устойчивому развитию и интеграции стран субрегиона.

Постоянным руководящим органом этой организации является Совет министров иностранных дел, председатель которого ежегодно ротируется.

Роль вспомогательных органов выполняют специализированные комитеты, в т.ч. по вопросам развития и торговли, окружающей среды и природных ресурсов, науки и техники, транспорта и туризма. Административные функции возложены на секретариат АКГ, возглавляемый Генеральным секретарем, с местом нахождения в Порт-оф-Спейн. Секретариат координирует внешние связи Ассоциации и распоряжается ее бюджетом, который формируется за счет фиксированных квот, установленных для независимых государств-членов на основе индекса их экономического развития и среднедушевых доходов.

Новым форматом многосторонней дипломатии латиноамериканских стран стало создание в 2004 г. в соответствии с декларацией Куско Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН). В ней провозглашалась решимость всех 12 государств Южной Америки «развивать политическую социальную, экономическую, экологическую и инфраструктурную интеграцию пространства Южной Америки и способствовать вместе с другими схемами региональной интеграции повышению роли государствЛатинской Америки и Карибского бассейна в мире, укреплению их позиций на международных форумах»10. Инициатива создания сообщества принадлежала Бразилии и лежала в основе ее стратегической линии на укрепление своих лидирующих позиций в Латинской Америке и на превращение Южной Америки в новый центр силы и влияния не только на американском континенте, но и в мире в целом.

Высшим органом ЮАСН является ежегодный форум глав государств стран - членов, исполнительным -совещание министров иностранных дел, созываемое 1 раз в полгода. Возглавляет сообщество Председатель ЮАСН, избираемый на 1 год на ротационной основе, коим является глава государства, принимавшего очередной саммит. Работает координационная тройка Сообщества. Представляется, что важнейшей сферой дипломатии ЮАСН будет политическое сотрудничество, направленное на укрепление позиций стран региона в мире, совместную защиту их интересов. Однако на этом пути будут и проблемы, обусловленные социальной напряженностью и политической нестабильностью в большинстве государств региона, традиционным геополитическим соперничеством(Аргентина - Бразилия, Венесуэла - Колумбия, Чили - Боливия), ассимет-рией экономического развития.

Таким образом осуществляется многостороннее политическое и экономическое сотрудничество латиноамериканских государств в рамках региональной и субрегиональной интеграции. Остается

добавить, что оперативное дипломатическое взаимодействие со всеми вышеперечисленными организациями и объединениями страны-участницы осуществляют через свои посольства по месту нахождения секретариатов (постоянных, временных, генеральных, технических) соответствующих структур. Посольства в данном случае по совместительству выполняют функции постоянных представительств государств при этих организациях. Их функционирование на постоянной основе позволяет решать главную задачу национальной дипломатии каждого государства-члена -достигать взаимопонимания и компромиссов по целому ряду ключевых региональных и международных проблем при соблюдении своих национальных интересов и формировать общие подходы и реализовывать их на международной арене, используя потенциал своей коллективной дипломатии.

3. Организация многосторонней межрегиональной дипломатии латиноамериканских государств

Многосторонняя дипломатия латиноамериканских стран в межрегиональном формате действует на трех основных направлениях: межамериканском, иберо-американском и азиатско-тихоокеанском.

Высшим форумом межамериканского политического диалога являются встречи глав государств и правительств стран Западного полушария или, как их еще называют, межамериканские Саммиты11. Первая такая встреча состоялась в Майами (США) в декабре 1994 г., в ходе нее была достигнута договоренность о работе этого форума на постоянной основе. На второй встрече в Сантьяго-де-Чили в 1998 г. лидеры американских государств признали оптимальным созывать межамериканские саммиты примерно

1 раз в 4 года. Вся дипломатическая подготовка саммитов проходит в рамках Организации американских государств (ОАГ), которая по признанию форума в Сантьяго-де-Чили, является «зонтичной» организацией для проведения всех крупных мероприятий политического взаимодействия в «архитектуре» межамериканских отношений.

ОАГ создана в 1948 г. как преемница Международного союза американских республик, основанного в 1890 г.12Основные цели организации: поддержание континентального мира и безопасности, укрепление демократии и обеспечение прав человека, содействие устойчивому развитию, экономической интеграции и созданию Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ), борьба с коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков.

Высший орган ОАГ - проводимая ежегодно на основе ротации в столицах стран-участниц Генеральная Ассамблея министров иностранных дел. Для оперативного рассмотрения особо важных вопросов может быть созвано Консультативное совещание министров иностранных дел. Главным, постоянно действующим органом является Постоянный совет, состоящий из представителей-послов стран-участниц, аккредитованных при ОАГ13, и работающий в штаб-квартире ОАГ в Вашингтоне. В его структуру входят постоянные комиссии (по континентальной безопасности, политико-правовым, административно-бюджетным вопросам) и рабочие группы. В рамках ОАГ создан ряд спе-циализированныхорганов: Межамериканский правовой комитет, Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ), Комитет по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (СИКАД), Комитет по борьбе с терроризмом (СИКТЕ), Межамериканский банк развития (МАБР) и др. Административный орган ОАГ-Генеральный секретариат, подразделяющийся на департаменты. Его возглавляет Генеральный секретарь организации, который избирается Генассамблеей на 5-летний срок. ОАГ имеет Устав и бюджет, формирующийся из ежегодных взносов стран-участниц. С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ14.

В современных условиях государства-члены ОАГ стремятся найти новые направления и формы деятельности этой организации, оптимально адаптированные к внутриполитическим и международным реалиям постконфронтационного мира. Реформаторский настрой отчетливо прослеживается на различныхфорумахОАГпослед-них лет, в частности, Межамериканском саммите по проблемам устойчивого развития (Боливия, 1996 г.), конференциях по мерам укрепления доверия и безопасности в Западном полушарии (Чили, 1995 г. и Сальвадор, 1998 г.), Межамериканских конференциях по борьбе с коррупцией (Аргентина, 1998 г) и терроризмом (Лима, 1996 г.).

Вторым направлением многосторонней дипломатии латиноамериканских государств межрегионального формата стало иберо-американское. Здесь эффективно работает свой дипломатический механизм политического диалога - форум иберо-американского сотрудничества, в котором участвуют все испаноговорящие страны Латинской Америки, Бразилия, Португалия и Испания - всего 21 государство15. Его основная цель-согласование совместных подходов участвующих в нем государств к ключевым международным проблемам и вызовам современности.

Главным звеном этого механизма являются ежегодные встречи глав государств и правительств

стран-участниц - саммиты, которые проводятся на ротационной основе в государствах форума16. Созываются также совещания министров иностранных дел в ходе работы сессии Генеральной Ассамблеи.

ООН в Нью-Йорке и накануне очередной конференции в «верхах». В течение года государство, принимающее очередной саммит, как координатор иберо-американского сотрудничества организует различные мероприятия и встречи отраслевых министров (экономики, труда, сельского хозяйства, здравоохранения и т.д.), а также заседания различных комитетов и рабочих групп по отдельным проблемам сотрудничества.

IX встреча на высшем уровне в Гаване в 1999 г. одобрила протокол об учреждении Генерального Секретариата иберо-американского сотрудничества со штаб-квартирой в Мадриде, который начал функционировать в 2005 г Его создание призвано содействовать превращению в перспективе иберо-американского форума в политические объединение наподобие Группы Рио. Глава Секретариата избирается сроком на 4 года и руководит работой небольшого аппарата (12 сотрудников). Основные расходы (80 %) по содержанию этого органа несет Испания. Посольства стран-участниц, аккредитованные в Мадриде, выполняют по совместительству функции постпредств при Форуме. Для упорядочения организационной деятельности по подготовке саммитов формируется координационная «тройка» в составе государств-ор-ганизаторов саммитов текущего, прошлого и следующего годов. Работа форума обычно характеризуется конструктивным, деловым настроем, готовностью к компромиссу и стремлением к сохранению целостности иберо-американского процесса как такового в общем контексте становления многополярности современного мироустройства.

11 тихоокеанских стран Латинской Америки придают важное значение развитию политического взаимодействия и экономической интеграции с государствами азиатско-тихоокеанского региона (АТР). 3 латиноамериканские страны - Мексика, Чили и Перу-являются полноправными участниками крупнейшего объединения АТР, действующего на постоянной основе, - форума Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС)17. Участие делегаций этих латиноамериканских государств в двух ежегодных мероприятий форума - встрече министров иностранных дел и торговли стран участниц (проводится накануне встречи в «верхах»), а также его саммите и рабочих Комитетах и комиссиях -дает Латинской Америке возможность ощутить себя частью сообщества государств АТР, активно содействовать его превращению в один из центров

мирового экономического развития, а также в полной мере воспользоваться всеми преимуществами интеграционных процессов, протекающих в регионе.

4. Коллективная дипломатия латиноамериканских государств в бирегиональном формате

Расширяя горизонты своей многосторонней дипломатии страны Латинской Америки в лице Группы Рио установили постоянный политический диалог с внерегиональными государствами и их объединениями. В этом диалоге латиноамериканские страны выступают с единой, уже сформированной в рамках этой региональной структуры позицией по определенным в качестве предмета двустороннего обсуждения проблемам, представляющим взаимный интерес для обеих сторон. В соответствующем ключе действует и второй партнер по диалогу. Такой формат дипломатического взаимодействия получил название бирегио-нального, а дипломатия, реализуемая каждой переговаривающейся стороной, - коллективной18.

Наиболее активно и последовательно с точки зрения практической отдачи Группа Рио сотрудничает с ЕС. Приоритетные направления сотрудничества: координация совместных подходов к решению глобальных проблем и вызовов современности, укрепление экономических, торговых, культурных, гуманитарных и научно-технических связей. Главная цель - выход двустороннего сотрудничества на уровень стратегического партнерства. Сложился дипломатический механизм такого сотрудничества, функционирующий на постоянной основе и получивший название Форум Латинская Америка - Европейский Союз. Высшим звеном являются встречи глав государств и правительств Латинской Америки и ЕС19. Регулярно проводятся совещания министров иностранных дел форума (как правило, в ходе сессии ГА ООН, а также накануне саммитов). Для решения оперативных вопросов и координации действий, например вООН, собираются «тройки» ЕС- Группа Рио на министерском или экспертном уровне. Работает также специальный комитет по организации различных мероприятий бирегионального характера.

Важное значение страны-участницы форума придают также вопросам экономической интеграции, либерализации торговли, реформам международно-финансовых институтов. В качестве практических шагов в решении этих проблем можно назвать начавшийся параллельный переговорный процесс в формате МЕРКОСУР-ЕС о либерализации взаимной торговли с целью создания в перспективе евролатиноамериканского единого торгового пространства.

Другим крупнейшим форумом коллективной дипломатии латиноамериканских государств стал Восточно-азиатско-латиноамериканский форум (ВАЗЛАФ)20. Инициатива его создания принадлежит Группе Рио и родилась в ходе встреч и консультаций министров иностранных дел стран-членов ГР с коллегами из АСЕАН, Японии и Китая входе сессий ГАООН в конце 1990-х годов в Нью-Йорке. Высшим органом форума является конференция министров иностранных дел, созываемая один раз в два года, рабочим - ежегодная встреча старших должностныхлиц. Функции координатора выполняет страна, принимающая очередную такую встречу. I конференция мининдел ВАЗЛАФ, состоявшаяся в Сантьяго (Чили, 2001 г.), определила основные цели форума: развитие политического диалога и сотрудничества в интересах сближения и налаживания партнерства двух регионов в политической, социально-экономической, культурной и гуманитарной сферах. Создание ВАЗЛАФ лежит в русле общего процесса глобализации и отвечает, прежде всего, потребностям бирегионального сотрудничества по линии Юг—Юг.

Наконец, третьим важным направлением развития бирегионального политического диалога латиноамериканских государств является Россия и СНГ. Впервые встреча в формате Группа Рио-СНГсостоялась в 1995 г в Нью-Йорке во время работы 50-й сессии ГАООН. Впоследствии, однако, многие страны СНГ заняли пассивную позицию в отношении связей с ГР, а последняя, со своей стороны, подтвердила заинтересованность в развитии постоянных контактов с Россией как наиболее авторитетным государством в СНГ, имеющим реальные интересы в Латинской Америке и проводящим активную внешнюю политику в регионе. В этой связи было принято совместное решение вести линию на расширение прямого постоянного диалога Группа Рио - Россия. По инициативе России в 1997 г. в рамках52 сессии ГАООН состоялась встреча министров иностранных дел России и координационной «тройки» ГР Ее итогом стала договоренность о создании дипломатического механизма регулярных консультаций в таком формате, открытых в то же время и для участия других членов ГР на уровне министерств

иностранныхдел в период работы ежегодных сессий ГАООН. Была также согласована возможность установления контактов на уровне национальных координаторов ГР и официальных представителей или экспертов России. В 1990 г. министры сформировали предметную повестку дня своей работы: международная безопасность и реформа ООН, борьба с наркобизнесом и организованной преступностью, мировая экономическая ситуация и глобальные вызовы современности.

Стратегическая линия на расширение бире-гионального дипломатического взаимодействия Латинской Америки и России имеет хорошую перспективу, и будет носить долговременный и серьезный характер, поскольку отвечает национальным интересам участвующих в нем государств, а также интересам укрепления региональный стабильности, развития и международного мира. Развивается также сотрудничество Латиноамериканских стран в формате Латинская Америка - Китай, Латинская Америка - Африка, Латинская Америка -Лига арабских государств (ЛАГ).

Таким образом, многосторонняя и коллективная дипломатия Латинской Америки набирает обороты, целенаправленно работая по всем азимутам мировой политики. По ее инициативе и с ее учас-тием на рубеже XXI века сформированы новые дипломатические механизмы бирегионального взаимодействия крупных центров влияния в международной системе координат. Создание таких механизмов, по признанию лидеров многих латиноамериканских стран, обусловлено крушением биполярного мироустройства и назревшей необходимостью уравновесить чрезмерное усиление роли одной державы - США в современном мире.

Sergey A. Krylov. Latin American States' Multilateral Diplomacy.

This article reveals the mechanism of functioning of the multilateral diplomacy of the Latin American and Caribbean States on the subregional, regional level as well as in the biregional format and analizes the perspectives of the integrational processes in the Western hemisphere in the context of formation of a new world structure of the XXI century.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Свидетельством тому стали итоги состоявшейся в Бразилии в 2000 г. встречи глав государств Южной Америки (впервые в таком формате), продемонстрировавшие стремление латиноамериканских лидеров вести линию на превращение Латинской Америки во влиятельный центр формирующегося многополярного мира.

2. Решение о создании ГР на основе Контадорской группы и группы ее поддержки (занимались поиском путей центральноамериканского урегулирования) было принято на совещании в Рио-де-Жанейро в декабре 1986 г. Первоначально в нее вошли Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Панама, Перу и Уругвай. В1990 г. в состав группы включены Боливия, Парагвай, Чили, Эквадор, а также на основе ротации по одной стране от центральноамериканского и карибского субрегионов. В1999 г. в группу были приняты на индивидуальной основе Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Сальвадор и Доминиканская Республика.

3. На і сентября 2009 г. членами организации являются 12 государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Колумбия, Чили, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла и с августа 1999 г. Куба.

4. На і сентября 2009 г. в состав ЛАЭС входят 28 латиноамериканских государств: Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка.

5. Первоначально включал в себя Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. В1996 г.Чили и Боливия подписали сним соглашение о вхождении в зону свободной торговли. В1997 г. Чили получила право голоса практически по всем вопросам, за исключением тех, что относятся ктаможенному союзу. В 2003 г. ассоциированными членами МЕРКОСУР стали Перу, Колумбия и Эквадор. В 2006 г. в него вступила Венесуэла. О своем желании приобрести статус ассоциированного членства заявляют Мексика и Панама.

6. Членами АСИ являются: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор.

7. На 1 сентября 2009 г. в его состав входят 15 государств: Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гаити, Гайана, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад иТобаго, Ямайка. На правах ассоциированных членов в КАРИКОМ приняты Ангилья, Британские Виргинские острова,Теркс и Кайкос.

8. Создано в 1960 г. в соответствии с Договором Манагуа как Центральноамериканский общий рынок, который в 1993 г. был преобразован в ЦАИС. На 1 сентября 2009 г. включает Гватемалу, Гондурас, Коста-Рику, Никарагуа, Сальвадор, Панаму и Белиз (с 2000 г.).

9. В ее состав на 1 сентября 2009 г. входят 25 государств: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад иТобаго, Ямайка, а также 12 ассоциированных членов - зависимые территории Карибского бассейна.

10. Declaración del Cusco sobre la Comunidad Sudamericana de Naciones. Cusco 8 de diciembre de 2004, p. 1. В ЮАСН на 1 сентября 2009 г. входят 12 стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай,Чили, Эквадор.

11. В Межамериканских саммитах принимают участие делегации 34 из 35 независимых государств Западного полушария (Куба не допускается к работе форумов). III саммит прошел в Квебеке (Канада) в 2001 г., IV-в Маар-дель-Плата (Аргентина) в 2005 г., V- в Тринидаде и Тобаго в апреле 2009 г.

12. ОАГ объединяет все 35 американских государств, однако от участия в ее работе с 1962 г. было отстранено нынешнее правительство Кубы.

13. Возглавляют постпредства своих стран при ОАГ в Вашингтоне, осуществляющие оперативное дипломатическое взаимодействие с организацией. Постпредства аккредитованы почти всеми латиноамериканскими странами, за исключением малых карибских государств, у которых эти функции выполняют их посольства в США.

14. На 1 сентября 2009 г. этим статусом обладает более 50 государств, в т.ч. и Россия, а также ЕС.

15. В основе этого объединения лежит культурная и языковая идентичность стран-участниц.

16. Первый саммит состоялся по инициативе Группы Рио в 1991 г. в Гвадалахаре (Мексика).

17. Форум, созданный в 1989 г., объединяет на 1 сентября 2009 г. Гонконг и 20 государств региона: США, Японию, Австралию, Новую Зеландию, Южную Корею, Канаду, Индонезию, Тайланд, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Бруней, Китай, Тайвань, Мексику, Папуа-Новою Гвинею, Чили, Россию, Перу и Вьетнам. После вступления трех последних участников в 1998 г. был провозглашен десятилетний мораторий на расширение АТЭС. Основные цели форума: содействие экономическому и техническому сотрудничеству стран-участниц, разработка единых региональных правил торговли и инвестиционной деятельности и др. Функционирует административно-технический секретариат АТЭС со штаб-квартирой в Сингапуре. Еще три латиноамериканские страны - Колумбия, Эквадор и Коста-Рика заявили о своем желании вступить в АТЭС после отмены моратория.

18. См. «Дипломатический вестник». 1999. № 8. С. 24.

19. Первый такой саммит 48 государств состоялся в Рио-де-Жанейро в 1999 г

20. На 1 сентября 2009 г. в форуме участвуют 15 латиноамериканских государств (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор), 13 азиатских (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, КНР, Корея, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур,Тайланд, Филиппины, Япония) государств, а также Австралия и Новая Зеландия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.