Научная статья на тему 'Новые явления и процессы в сфере регионализации мирового хозяйства'

Новые явления и процессы в сфере регионализации мирового хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1066
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ВТО / ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONALIZATION / REGIONALISM / REGIONAL TRADE AGREEMENTS / WTO / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихачев Алексей Евгеньевич, Спартак Андрей Николаевич

В статье рассматриваются предпосылки и цели заключения региональных торговых соглашений, современные тенденции и формы процесса регионализации, анализируются изменения в структуре и содержании региональных торговых соглашений. Отмечается быстрый рост их числа, увеличение доли «глубоких» соглашений, охватывающих, помимо торговли товарами, торговлю услугами и другие сферы экономического сотрудничества, а также межрегиональных и трансконтинентальных соглашений, соглашений с большим числом участников, включая торговые блоки в качестве стороны таких соглашений. Раскрыта категория глобализирующегося регионализма как нового фактора мировой торговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New trends and developments in the process of regionalization world

The article deals with reasons and aims for the creation of regional trade agreements (RTAs), recent trends and new forms of regionalization process, overviews changes in the structure and content of RTAs. Focuse is made on rapid growth of the overall number of RTAs, increasing share of “deep” RTAs, covering not only trade in goods, but also trade in services and other spheres of economic cooperation, as well as intraregional and cross-continental RTAs, plurilateral RTAs including trade blocks as a party of such RTAs. Also the article introduces category of globalizing regionalism as a new factor of world trade policy.

Текст научной работы на тему «Новые явления и процессы в сфере регионализации мирового хозяйства»

Новые явления и процессы в сфере регионализации мирового хозяйства

А.Е. Лихачев, А.Н. Спартак

УДК 332 ББК 65.04 Л-556

Регионализация - это процесс, активно развивающийся на протяжении нескольких последних десятилетий и применительно к мировой торговой политике означающий рост числа региональных торговых соглашений (РТС)1, устанавливающих для их участников дополнительные взаимные преференции, по сравнению с теми, которые дает членство в ВТО. Пробуксовка Доха-раунда многосторонних торговых переговоров стимулировала дальнейшее повышение активности по заключению РТС, причем последние реализуют возможности содействия экономическому сотрудничеству, лежащие как в рамках повестки ВТО, так и далеко выходящие за рамки данной повестки.

РТС представляют собой закономерный результат приспособления реальной торговой политики к потребностям глобализации и ТНК, как наиболее активных участников процесса глобализации. Однако потребность ТНК заключаются не только и не столько в снижении и обнулении тарифов во взаимной торговле участников РТС, сколько в существенном сокращении трансакционных издержек трансграничного бизнеса, включая торговые процедуры, доступ на рынок услуг, учреждение коммерческого присутствия, правила конкуренции, техническое и иное хозяйственное регулирование, перемещение специалистов, др. Поэтому сегодня все чаще звучит термин «глубокая и всеобъемлющая ЗСТ», что

1 Региональные торговые соглашения, в понимании ВТО, включают соглашения о частичной либерализации торговли, о свободной торговле товарами, услугами, о таможенном союзе. Соглашения о торговле услугами в последнее время именуются ВТО как «соглашения об экономической интеграции» с учетом того, что они предполагают значительную либерализацию взаимного доступа на рынки, движения факторов производства, сближение систем регулирования.

означает дальнейшую эволюцию РТС в направлении формирования межгосударственных экономических пространств - фактически общих рынков, в наибольшей степени отвечающих интересам ТНК и обеспечивающим эффективное функционирование глобальных цепочек приращения стоимости. Глубокое взаимное вскрытие рынков в современных условиях создает преимущества не только для развитых стран, но и динамичных развивающихся стран, активно включившихся в процесс транснационализации. Для менее развитых стран растет значимость РТС как торгово-политических форматов, благоприятствующих притоку в национальную экономику прогрессивного оборудования, технологий, ноу-хау, дефицитных компетенций. Соответственно вопросы снижения и обнуления тарифов (тем более в рамках многосторонней торговой либерализации они во многих случаях уже достигли минимальных значений) при заключении РТС отступают не второй план.

В Докладе ВТО о мировой торговле за 2011 г., посвященном анализу современного этапа развития РТС, широко используются достаточно новые термины - «глубокая интеграция», «глубокие преференциальные торговые соглашения», отражающие по сути принципиальное изменение сущности современных торгово-политических процессов.2 Авторы доклада отмечают, что растущее число преференциальных торговых соглашений включают обязательства существенно большие, чем предполагает ВТО, а также содержат положения, выходящие за рамки повестки и мандата ВТО. Многие глубокие соглашения инкорпорируют обязательные для исполнения юридические нормы, что позволяет распространять лучшую практику хозяйственного регулирования в рамках сетей таких соглашений. Уже не редкость создание коллективных органов для обеспечения надлежащего выполнения сторонами увеличивающихся по объему обязательств соглашений. Главный мотив заключения глубоких соглашений - не таможенно-тарифная либерализация, а гармонизация хозяйственного регулирования, выравнивание условий для предпринимательской деятельности. Соответственно меняется и политэкономия преференциальных торговых соглашений, последствия которых измеряются не в терминах создания и отклонения торговых потоков, а в терминах производительности и эффективности, снижения издержек международных производственных систем, получения за счет гармонизации стандартов и технического регулирования экономии на масштабе, др.

Помимо экономической составляющей процесса регионализации, им движут геоэкономические, политические и другие мотивы.

Во-первых, заключение РТС является эффективным инструментом создания «кольца друзей» из близлежащих государств, лояльно настроенных по отношению к развитию и углублению взаимного сотрудничества. Через РТС удобно решать вопросы усиления экономического и политического влияния в странах-партне-

2 World Trade Report 2011. The WTO and preferential trade agreements: From co-existence to coherence. WTO, 2011.

рах. Именно на это направлены «Европейская политика соседства», деятельность США в НАФТА и по заключению РТС со странами Центральной Америки.

Во-вторых, заключение РТС может использоваться как средство усиления позиций, политического влияния в том или ином регионе, изменения расстановки сил, переконфигурации торгово-политического расклада. Именно к такого рода РТС относится «глубокая» ЗСТ между Китаем и АСЕАН, а также формируемое под эгидой США Транс-Тихоокеанское партнерство в формате «глубокой и всеобъемлющей» ЗСТ с участием на сегодняшний день 12 стран АТР, куда не приглашают Китай.

В-третьих, формирование РТС может использоваться как инструмент активного позиционирования в глобальной экономике в рамках политики конкурентной либерализации. Благодаря такой политике страны получают стратегические преимущества в виде практически свободного доступа на ключевые рынки, тем самым значительно расширяя свое экономическое пространство. В сфере конкурентной либерализации сегодня особенно преуспели США, ЕС, ЕАСТ, Республика Корея, а также ряд малых стран, включая Сингапур и Чили. К этой же категории, по-видимому, относится заявленная будущая «глубокая и всеобъемлющая» ЗСТ США-ЕС.

В-четвертых, современная высокая торгово-политическая активность на двусторонних треках, включающая заключение РТС, может ставить в качестве одной из своих целей оказание влияния на развитие международной торговой системы в целом, формирование повестки многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, АТЭС, на других площадках. Последние наиболее масштабные торгово-политические инициативы США в виде создаваемого Транс-Тихоокеанского партнерства и проектируемой Трансатлантической ЗСТ США-ЕС, очевидно, в том числе призваны подготовить почву для переноса в будущем стандартов «глубоких и всеобъемлющих ЗСТ» в многосторонние торговые режимы, определяемые ВТО.

За весь период существования ГАТТ (1948-1994 гг.) эта организация получила от стран-членов заявления о 123 РТС (относящихся к торговле товарами), тогда как еще более 420 нотификаций о заключении РТС (во многих случаях выходящих далеко за рамки регулирования торговли товарами) поступило уже после старта работы ВТО в 1995 г.3 Общее число нотифицированных в ВТО РТС к началу 2013 г. приблизилось к 550, из которых 354 составляли действующие РТС (на 31 декабря 2008 г. число действующих РТС равнялось 230, т.е. в кризисный и посткри-зисный период добавилось 124 РТС - свыше трети всех действующих РТС). Еще несколько десятков РТС в рамках процедуры раннего уведомления ВТО находятся в стадии переговоров или подписаны, но не вступили в силу.

В структуре РТС преобладают соглашения о свободной торговле в чистом виде, а также дополненные соглашениями об экономической интеграции (причем число

3 Regional Trade Agreements: Facts and Figures (http://www.wto.org).

соглашений по типу «ЗСТ+» выросло в первом десятилетии XXI века в 5 раз). Число таможенных союзов невелико - 18, в том числе 4 из них образованы ЕС. Среди более 250 «физически» существующих РТС (см. примечание к таблице ниже) 45% приходится на соглашения, охватывающие торговлю товарами и услугами. Около 70 РТС относятся к категории плюрилатеральных (с участием более двух стран и торговых блоков в качестве стороны РТС).

Таблица 1

Структура региональных торговых соглашений, нотифицированных в ВТО и вступивших в силу, по видам соглашений (на июнь 2013 г.)

Виды РТС Включая двойной счет1 Исключая двойной счет1

всего в % к итогу всего в % к итогу

Соглашения с частичным охватом 14 3,7 14 5,6

Соглашения о свободной торговле 221 58,0 107 42,6

Таможенные союзы 18 4,7 18 7,2

Соглашения об экономической интеграции 114 29,9 і 12 44,6

Соглашения о присоединении к существующим РТС (в основном расширение ЕС) 14 3,7

Все соглашения 381 100,0 251 100,0

Примечание к таблице:

1. ВТО раздельно учитывает РТС в торговле товарами и РТС в торговле услугами, охватывающие широкий комплекс вопросов, хотя на практике это одно и то же РТС. Исключение двойного счета осуществляется путем вычитания из числа соглашений о свободной торговле товарами тех случаев, когда между странами заключены также соглашения об экономической интеграции. По таможенным союзам - ЕС и Меркосур, где есть соглашения об экономической интеграции, последние учитывались в числе соглашений о таможенном союзе.

Источник: WTO Regional Trade Agreements Database (http://rtais.wto.org).

Примерно 40% всех нотифицированных в ВТО и вступивших в силу РТС заключено при участии ведущих развитых стран и их объединений - ЕС, ЕАСТ, США и Японии (причем США и Япония сравнительно недавно стали заметными игроками на поле регионализма). Среди других стран безусловными лидерами на поле регионализма являются Чили и Сингапур, последовательно проводящие политику открытой экономики и ориентирующиеся на соглашения интеграционного типа. Высокую активность по заключению РТС проявляют Мексика, Р.Корея, Турция, Индия, Китай, Малайзия, Таиланд и ряд других государств.

Таблица 2

Страны и их объединения, участвующие в наибольшем числе РТС, нотифицированных в ВТО и вступивших в силу (на июнь 2013 г.)

Страны и их объединения Всего РТС в том числе

РТС в торговле товарами Соглашения об экономической интеграции

ЕС 45 34 11

Чили 40 23 17

ЕАСТ 35 26 9

Сингапур 34 19 15

Мексика 28 16 12

США 27 14 13

Япония 25 13 12

Р.Корея 21 13 8

Индия 20 16 4

Турция 20 20 0

Китай 20 11 9

Малайзия 19 12 7

Таиланд 17 11 6

Новая Зеландия 17 9 8

Источник: WTO Regional Trade Agreements Database (http://rtais.wto.org).

Помимо всплеска активности по заключению новых РТС, для последнего времени и, особенно 2008-2013 гг., стало характерно проявление и закрепление наиболее значимых качественных изменений в форматах и содержании регионализма.

Во-первых, примерно 60% всех вступивших в силу РТС за период с начала 2008 г. по середину 2013 г. - это межрегиональные, преимущественно - трансконтинентальные РТС. В заключении таких РТС наибольшую активность демонстрируют ЕС, ЕАСТ, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, США, Канада, Мексика, Чили. В данном случае налицо результат целенаправленных действий государств по структурированию внешней конкурентной среды для получения максимальных преимуществ в процессе интеграции в глобальное экономическое пространство. Реализуемые развитыми и многими развивающимися странами стратегии конкурентной либерализации главной своей задачей ставят достижение наибольшего экономического эффекта от участия в РТС, что далеко не всегда и все чаще не

совпадает с идеологией классического, пространственно ограниченного регионализма.

Во-вторых, РТС последних лет - это все больше соглашения именно интеграционного типа, не ограничивающиеся созданием зоны свободной торговли товарами, а охватывающие вопросы торговли услугами, обмена инвестициями и рабочей силой, охраны интеллектуальной собственности, таможенного, технического, санитарного и фитосанитарного регулирования, конкурентной политики, доступа к рынку госзакупок, кооперации, урегулирования споров, др. За период с начала 2008 г. по середину 2013 г. более 70% всех вступивших в силу РТС относились к указанной выше категории. В целом на июнь 2013 г. доля подобных проинтеграци-онных РТС в общем числе «физически» существующих РТС составила 45%.

В-третьих, регионализм все больше приобретает черты многосторонности, как в плане увеличения числа плюрилатеральных РТС (свыше двух участников), так и по причине включения в правовой контекст «глубоких» РТС растущего числа в принципе недискриминационных положений и норм регулирования, создающих более благоприятные условия для всех участников торговли (например, когда речь идет о гармонизации и унификации хозяйственного регулирования на основе лучшей практики в данной области).

Укрупнение, расширение состава РТС происходит за счет формирования собственно плюрилатеральных РТС со многими участниками (в частности, речь идет о Транс-Тихоокеанском партнерстве, ЗСТ СНГ, начавшихся в феврале 2012 г. переговорах о ЗСТ между странами ЕАСТ и Коста-Рикой, Гватемалой, Гондурасом и Панамой), а также за счет растущего участия в РТС торговых блоков и появления межблоковых РТС. По числу заключенных и готовящихся от имени торгового блока соглашений с третьими странами лидируют ЕС (34 и 4 в проработке) и ЕАСТ (25 и 7 в проработке), далее следуют АСЕАН (5), Южноафриканский таможенный союз (1 и 1 в проработке), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (3 в проработке)4. Среди межблоковых РТС - ЗСТ ЕАСТ - Южноафриканский таможенный союз, ЕАСТ - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (находится в стадии ратификации).

В четвертых, необходимо отметить, что при бурном росте числа РТС до последнего времени здесь не было успешных мегапроектов (кроме расширения ЕС и создания вокруг ЕС «мягкой» зоны интеграции через соглашения об ассоциации), как не было и случаев торговой либерализации между лидерами мировой экономики. Проект Пан-Американской ЗСТ пока подвис в воздухе, либерализация в Восточной и Юго-Восточной Азии практически не выходит за рамки формата АСЕАН плюс, между пятью крупнейшими центрами силы - США, ЕС, Япония, Китай, Индия - до сих пор нет ни одного двустороннего РТС (переговоры ЕС с Индией начались в середине 2007 г., и их перспективы неясны).

4 МЕРКОСУР как торговый блок участвует в одном действующем РТС, КАРИКОМ ведет переговоры о ЗСТ с Канадой.

Но ситуация в начавшемся десятилетии начала быстро меняться. В 2010-2012 гг. четвертая по размеру азиатская экономика - Республика Корея подписала соглашения о ЗСТ с США, ЕС, Индией.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе ускоренными темпами реализуется стартовавший в 2009 г. мегапроект создания Транс-Тихоокеанского партнерства - многосторонней зоны свободной торговли с участием ведущей торговой державы -США. Проект, в который на май 2013 г. вовлечены 12 стран (Австралия, Бруней, Канада, Чили, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Вьетнам, Таиланд и США) и заинтересованность в присоединении к которому высказывают еще несколько крупных государств АТР, включая Японию (ее туда сильно зовут), предусматривает заключение уже в 2013-2014 гг. всеобъемлющего соглашения, охватывающего широкий круг вопросов экономического сотрудничества. В мае 2012 г. в ходе саммита Восточноазиатской тройки (Республика Корея, Китай, Япония) в Пекине было подписано соглашение об инвестиционном сотрудничестве. Это соглашение расценивалось как первый конкретный шаг к созданию полноценной ЗСТ между тремя странами, переговоры о которой должны были начаться до конца 2012 г. (как известно, в августе 2012 г. отношения между странами осложнились из-за территориальных споров).

Рисунок 1

Глобализирующийся регионализм

В середине октября 2012 г. появилась информация о том, что США и ЕС намерены весной 2013 г. начать переговоры о ЗСТ, а к концу 2012 г. подготовить подробный доклад о перспективах создания такой ЗСТ. В совместном заявлении президентов США, Европейского Совета и Европейской комиссии, озвученном 13 февраля 2013 г., отмечается, что США и ЕС собираются инициировать внутренние процедуры для начала переговоров по трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству. Изначально речь идет о всеобъемлющей ЗСТ, охватывающей

торговлю, инвестиции, системы хозяйственного регулирования, др. В середине апреля 2013 г. в Брюсселе состоялся первый раунд переговоров о создании ЗСТ между ЕС и Японией.

В современный период на базе соглашений об экономической интеграции, надстраиваемых над соглашениями о свободной торговле товарами, происходит становление нового интеграционного формата с более или менее выраженными чертами общего рынка и даже элементами экономического союза, но без атрибутики, свойственной таможенному союзу - единого внешнего тарифа и наднациональных органов внешнеторгового регулирования. Возникающая в результате принципиально новая кооперационная структура мирового хозяйства все более утрачивает сотовый характер, где интенсивность сотрудничества внутри пространственно сопряженных торговых блоков существенно выше, чем в неблоковом и/или межрегиональном формате, и приобретает сетевую основу, при которой выравнивается интенсивность блокового и внеблокового, зачастую сильно разделенного в пространстве, интеграционного взаимодействия.

С достаточно высокой степенью уверенности можно предположить, что на определенном этапе множащиеся и перекрывающие друг друга межгосударственные экономические пространства приведут к формированию новой многосторонней системы регулирования международной коммерции, реализации проекта «ВТО плюс», в рамках которого станет возможным согласованное, на глобальном уровне решение всего комплекса вопросов, входящих сегодня в повестку «глубоких» РТС.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Дюмулен И.И, Восьмая Министерская конференция Всемирной торговой организации (15-17 декабря 2011 г.) и концептуальные проблемы дальнейшей деятельности ВТО // Рос-сийский внешнеэкономический вестник, №2, 2012, сс. 3-10.

2. Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, со-вре-менные тенденции и перспективы (под ред. проф. С.И. Долгова, А.Н. Спартака). - М.: ВАВТ, 2011. - 191 с.

3. Оболенский В .П. Мировое развитие и проблемы ВТО // Российский внешнеэкономический вестник, №11, 2012, сс. 3-9.

4. Основы торговой политики и правила ВТО (А.В. Данильцев, Е,В. Данилова, А.В. Заха-ров и др.). - М.: Международные отношения, 2005. - 448 с.

5. Multilateralizing Regionalism: Challenges for the Global Trading System (ed. By Richard E. Baldwin and Patrick Low). - Graduate Institute of International and Development Studies, WTO, Geneva, February 2009. - 708 p.

6. World Trade Report 2012. Trade and public policies: A closer look at non-tariff measures in the 21st century. WTO, 2012. - 248 p.

7. World Trade Report 2011. The WTO and preferential trade agreements: From co-existence to coherence. WTO, 2011. - 256 p.

8. WTO Annual Report 2013. WTO, 2013. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.