Новые явления и процессы в сфере регионализации мирового хозяйства
А.Е. Лихачев, А.Н. Спартак
УДК 332 ББК 65.04 Л-556
Регионализация - это процесс, активно развивающийся на протяжении нескольких последних десятилетий и применительно к мировой торговой политике означающий рост числа региональных торговых соглашений (РТС)1, устанавливающих для их участников дополнительные взаимные преференции, по сравнению с теми, которые дает членство в ВТО. Пробуксовка Доха-раунда многосторонних торговых переговоров стимулировала дальнейшее повышение активности по заключению РТС, причем последние реализуют возможности содействия экономическому сотрудничеству, лежащие как в рамках повестки ВТО, так и далеко выходящие за рамки данной повестки.
РТС представляют собой закономерный результат приспособления реальной торговой политики к потребностям глобализации и ТНК, как наиболее активных участников процесса глобализации. Однако потребность ТНК заключаются не только и не столько в снижении и обнулении тарифов во взаимной торговле участников РТС, сколько в существенном сокращении трансакционных издержек трансграничного бизнеса, включая торговые процедуры, доступ на рынок услуг, учреждение коммерческого присутствия, правила конкуренции, техническое и иное хозяйственное регулирование, перемещение специалистов, др. Поэтому сегодня все чаще звучит термин «глубокая и всеобъемлющая ЗСТ», что
1 Региональные торговые соглашения, в понимании ВТО, включают соглашения о частичной либерализации торговли, о свободной торговле товарами, услугами, о таможенном союзе. Соглашения о торговле услугами в последнее время именуются ВТО как «соглашения об экономической интеграции» с учетом того, что они предполагают значительную либерализацию взаимного доступа на рынки, движения факторов производства, сближение систем регулирования.
означает дальнейшую эволюцию РТС в направлении формирования межгосударственных экономических пространств - фактически общих рынков, в наибольшей степени отвечающих интересам ТНК и обеспечивающим эффективное функционирование глобальных цепочек приращения стоимости. Глубокое взаимное вскрытие рынков в современных условиях создает преимущества не только для развитых стран, но и динамичных развивающихся стран, активно включившихся в процесс транснационализации. Для менее развитых стран растет значимость РТС как торгово-политических форматов, благоприятствующих притоку в национальную экономику прогрессивного оборудования, технологий, ноу-хау, дефицитных компетенций. Соответственно вопросы снижения и обнуления тарифов (тем более в рамках многосторонней торговой либерализации они во многих случаях уже достигли минимальных значений) при заключении РТС отступают не второй план.
В Докладе ВТО о мировой торговле за 2011 г., посвященном анализу современного этапа развития РТС, широко используются достаточно новые термины - «глубокая интеграция», «глубокие преференциальные торговые соглашения», отражающие по сути принципиальное изменение сущности современных торгово-политических процессов.2 Авторы доклада отмечают, что растущее число преференциальных торговых соглашений включают обязательства существенно большие, чем предполагает ВТО, а также содержат положения, выходящие за рамки повестки и мандата ВТО. Многие глубокие соглашения инкорпорируют обязательные для исполнения юридические нормы, что позволяет распространять лучшую практику хозяйственного регулирования в рамках сетей таких соглашений. Уже не редкость создание коллективных органов для обеспечения надлежащего выполнения сторонами увеличивающихся по объему обязательств соглашений. Главный мотив заключения глубоких соглашений - не таможенно-тарифная либерализация, а гармонизация хозяйственного регулирования, выравнивание условий для предпринимательской деятельности. Соответственно меняется и политэкономия преференциальных торговых соглашений, последствия которых измеряются не в терминах создания и отклонения торговых потоков, а в терминах производительности и эффективности, снижения издержек международных производственных систем, получения за счет гармонизации стандартов и технического регулирования экономии на масштабе, др.
Помимо экономической составляющей процесса регионализации, им движут геоэкономические, политические и другие мотивы.
Во-первых, заключение РТС является эффективным инструментом создания «кольца друзей» из близлежащих государств, лояльно настроенных по отношению к развитию и углублению взаимного сотрудничества. Через РТС удобно решать вопросы усиления экономического и политического влияния в странах-партне-
2 World Trade Report 2011. The WTO and preferential trade agreements: From co-existence to coherence. WTO, 2011.
рах. Именно на это направлены «Европейская политика соседства», деятельность США в НАФТА и по заключению РТС со странами Центральной Америки.
Во-вторых, заключение РТС может использоваться как средство усиления позиций, политического влияния в том или ином регионе, изменения расстановки сил, переконфигурации торгово-политического расклада. Именно к такого рода РТС относится «глубокая» ЗСТ между Китаем и АСЕАН, а также формируемое под эгидой США Транс-Тихоокеанское партнерство в формате «глубокой и всеобъемлющей» ЗСТ с участием на сегодняшний день 12 стран АТР, куда не приглашают Китай.
В-третьих, формирование РТС может использоваться как инструмент активного позиционирования в глобальной экономике в рамках политики конкурентной либерализации. Благодаря такой политике страны получают стратегические преимущества в виде практически свободного доступа на ключевые рынки, тем самым значительно расширяя свое экономическое пространство. В сфере конкурентной либерализации сегодня особенно преуспели США, ЕС, ЕАСТ, Республика Корея, а также ряд малых стран, включая Сингапур и Чили. К этой же категории, по-видимому, относится заявленная будущая «глубокая и всеобъемлющая» ЗСТ США-ЕС.
В-четвертых, современная высокая торгово-политическая активность на двусторонних треках, включающая заключение РТС, может ставить в качестве одной из своих целей оказание влияния на развитие международной торговой системы в целом, формирование повестки многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, АТЭС, на других площадках. Последние наиболее масштабные торгово-политические инициативы США в виде создаваемого Транс-Тихоокеанского партнерства и проектируемой Трансатлантической ЗСТ США-ЕС, очевидно, в том числе призваны подготовить почву для переноса в будущем стандартов «глубоких и всеобъемлющих ЗСТ» в многосторонние торговые режимы, определяемые ВТО.
За весь период существования ГАТТ (1948-1994 гг.) эта организация получила от стран-членов заявления о 123 РТС (относящихся к торговле товарами), тогда как еще более 420 нотификаций о заключении РТС (во многих случаях выходящих далеко за рамки регулирования торговли товарами) поступило уже после старта работы ВТО в 1995 г.3 Общее число нотифицированных в ВТО РТС к началу 2013 г. приблизилось к 550, из которых 354 составляли действующие РТС (на 31 декабря 2008 г. число действующих РТС равнялось 230, т.е. в кризисный и посткри-зисный период добавилось 124 РТС - свыше трети всех действующих РТС). Еще несколько десятков РТС в рамках процедуры раннего уведомления ВТО находятся в стадии переговоров или подписаны, но не вступили в силу.
В структуре РТС преобладают соглашения о свободной торговле в чистом виде, а также дополненные соглашениями об экономической интеграции (причем число
3 Regional Trade Agreements: Facts and Figures (http://www.wto.org).
соглашений по типу «ЗСТ+» выросло в первом десятилетии XXI века в 5 раз). Число таможенных союзов невелико - 18, в том числе 4 из них образованы ЕС. Среди более 250 «физически» существующих РТС (см. примечание к таблице ниже) 45% приходится на соглашения, охватывающие торговлю товарами и услугами. Около 70 РТС относятся к категории плюрилатеральных (с участием более двух стран и торговых блоков в качестве стороны РТС).
Таблица 1
Структура региональных торговых соглашений, нотифицированных в ВТО и вступивших в силу, по видам соглашений (на июнь 2013 г.)
Виды РТС Включая двойной счет1 Исключая двойной счет1
всего в % к итогу всего в % к итогу
Соглашения с частичным охватом 14 3,7 14 5,6
Соглашения о свободной торговле 221 58,0 107 42,6
Таможенные союзы 18 4,7 18 7,2
Соглашения об экономической интеграции 114 29,9 і 12 44,6
Соглашения о присоединении к существующим РТС (в основном расширение ЕС) 14 3,7
Все соглашения 381 100,0 251 100,0
Примечание к таблице:
1. ВТО раздельно учитывает РТС в торговле товарами и РТС в торговле услугами, охватывающие широкий комплекс вопросов, хотя на практике это одно и то же РТС. Исключение двойного счета осуществляется путем вычитания из числа соглашений о свободной торговле товарами тех случаев, когда между странами заключены также соглашения об экономической интеграции. По таможенным союзам - ЕС и Меркосур, где есть соглашения об экономической интеграции, последние учитывались в числе соглашений о таможенном союзе.
Источник: WTO Regional Trade Agreements Database (http://rtais.wto.org).
Примерно 40% всех нотифицированных в ВТО и вступивших в силу РТС заключено при участии ведущих развитых стран и их объединений - ЕС, ЕАСТ, США и Японии (причем США и Япония сравнительно недавно стали заметными игроками на поле регионализма). Среди других стран безусловными лидерами на поле регионализма являются Чили и Сингапур, последовательно проводящие политику открытой экономики и ориентирующиеся на соглашения интеграционного типа. Высокую активность по заключению РТС проявляют Мексика, Р.Корея, Турция, Индия, Китай, Малайзия, Таиланд и ряд других государств.
Таблица 2
Страны и их объединения, участвующие в наибольшем числе РТС, нотифицированных в ВТО и вступивших в силу (на июнь 2013 г.)
Страны и их объединения Всего РТС в том числе
РТС в торговле товарами Соглашения об экономической интеграции
ЕС 45 34 11
Чили 40 23 17
ЕАСТ 35 26 9
Сингапур 34 19 15
Мексика 28 16 12
США 27 14 13
Япония 25 13 12
Р.Корея 21 13 8
Индия 20 16 4
Турция 20 20 0
Китай 20 11 9
Малайзия 19 12 7
Таиланд 17 11 6
Новая Зеландия 17 9 8
Источник: WTO Regional Trade Agreements Database (http://rtais.wto.org).
Помимо всплеска активности по заключению новых РТС, для последнего времени и, особенно 2008-2013 гг., стало характерно проявление и закрепление наиболее значимых качественных изменений в форматах и содержании регионализма.
Во-первых, примерно 60% всех вступивших в силу РТС за период с начала 2008 г. по середину 2013 г. - это межрегиональные, преимущественно - трансконтинентальные РТС. В заключении таких РТС наибольшую активность демонстрируют ЕС, ЕАСТ, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, США, Канада, Мексика, Чили. В данном случае налицо результат целенаправленных действий государств по структурированию внешней конкурентной среды для получения максимальных преимуществ в процессе интеграции в глобальное экономическое пространство. Реализуемые развитыми и многими развивающимися странами стратегии конкурентной либерализации главной своей задачей ставят достижение наибольшего экономического эффекта от участия в РТС, что далеко не всегда и все чаще не
совпадает с идеологией классического, пространственно ограниченного регионализма.
Во-вторых, РТС последних лет - это все больше соглашения именно интеграционного типа, не ограничивающиеся созданием зоны свободной торговли товарами, а охватывающие вопросы торговли услугами, обмена инвестициями и рабочей силой, охраны интеллектуальной собственности, таможенного, технического, санитарного и фитосанитарного регулирования, конкурентной политики, доступа к рынку госзакупок, кооперации, урегулирования споров, др. За период с начала 2008 г. по середину 2013 г. более 70% всех вступивших в силу РТС относились к указанной выше категории. В целом на июнь 2013 г. доля подобных проинтеграци-онных РТС в общем числе «физически» существующих РТС составила 45%.
В-третьих, регионализм все больше приобретает черты многосторонности, как в плане увеличения числа плюрилатеральных РТС (свыше двух участников), так и по причине включения в правовой контекст «глубоких» РТС растущего числа в принципе недискриминационных положений и норм регулирования, создающих более благоприятные условия для всех участников торговли (например, когда речь идет о гармонизации и унификации хозяйственного регулирования на основе лучшей практики в данной области).
Укрупнение, расширение состава РТС происходит за счет формирования собственно плюрилатеральных РТС со многими участниками (в частности, речь идет о Транс-Тихоокеанском партнерстве, ЗСТ СНГ, начавшихся в феврале 2012 г. переговорах о ЗСТ между странами ЕАСТ и Коста-Рикой, Гватемалой, Гондурасом и Панамой), а также за счет растущего участия в РТС торговых блоков и появления межблоковых РТС. По числу заключенных и готовящихся от имени торгового блока соглашений с третьими странами лидируют ЕС (34 и 4 в проработке) и ЕАСТ (25 и 7 в проработке), далее следуют АСЕАН (5), Южноафриканский таможенный союз (1 и 1 в проработке), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (3 в проработке)4. Среди межблоковых РТС - ЗСТ ЕАСТ - Южноафриканский таможенный союз, ЕАСТ - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (находится в стадии ратификации).
В четвертых, необходимо отметить, что при бурном росте числа РТС до последнего времени здесь не было успешных мегапроектов (кроме расширения ЕС и создания вокруг ЕС «мягкой» зоны интеграции через соглашения об ассоциации), как не было и случаев торговой либерализации между лидерами мировой экономики. Проект Пан-Американской ЗСТ пока подвис в воздухе, либерализация в Восточной и Юго-Восточной Азии практически не выходит за рамки формата АСЕАН плюс, между пятью крупнейшими центрами силы - США, ЕС, Япония, Китай, Индия - до сих пор нет ни одного двустороннего РТС (переговоры ЕС с Индией начались в середине 2007 г., и их перспективы неясны).
4 МЕРКОСУР как торговый блок участвует в одном действующем РТС, КАРИКОМ ведет переговоры о ЗСТ с Канадой.
Но ситуация в начавшемся десятилетии начала быстро меняться. В 2010-2012 гг. четвертая по размеру азиатская экономика - Республика Корея подписала соглашения о ЗСТ с США, ЕС, Индией.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе ускоренными темпами реализуется стартовавший в 2009 г. мегапроект создания Транс-Тихоокеанского партнерства - многосторонней зоны свободной торговли с участием ведущей торговой державы -США. Проект, в который на май 2013 г. вовлечены 12 стран (Австралия, Бруней, Канада, Чили, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Вьетнам, Таиланд и США) и заинтересованность в присоединении к которому высказывают еще несколько крупных государств АТР, включая Японию (ее туда сильно зовут), предусматривает заключение уже в 2013-2014 гг. всеобъемлющего соглашения, охватывающего широкий круг вопросов экономического сотрудничества. В мае 2012 г. в ходе саммита Восточноазиатской тройки (Республика Корея, Китай, Япония) в Пекине было подписано соглашение об инвестиционном сотрудничестве. Это соглашение расценивалось как первый конкретный шаг к созданию полноценной ЗСТ между тремя странами, переговоры о которой должны были начаться до конца 2012 г. (как известно, в августе 2012 г. отношения между странами осложнились из-за территориальных споров).
Рисунок 1
Глобализирующийся регионализм
В середине октября 2012 г. появилась информация о том, что США и ЕС намерены весной 2013 г. начать переговоры о ЗСТ, а к концу 2012 г. подготовить подробный доклад о перспективах создания такой ЗСТ. В совместном заявлении президентов США, Европейского Совета и Европейской комиссии, озвученном 13 февраля 2013 г., отмечается, что США и ЕС собираются инициировать внутренние процедуры для начала переговоров по трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству. Изначально речь идет о всеобъемлющей ЗСТ, охватывающей
торговлю, инвестиции, системы хозяйственного регулирования, др. В середине апреля 2013 г. в Брюсселе состоялся первый раунд переговоров о создании ЗСТ между ЕС и Японией.
В современный период на базе соглашений об экономической интеграции, надстраиваемых над соглашениями о свободной торговле товарами, происходит становление нового интеграционного формата с более или менее выраженными чертами общего рынка и даже элементами экономического союза, но без атрибутики, свойственной таможенному союзу - единого внешнего тарифа и наднациональных органов внешнеторгового регулирования. Возникающая в результате принципиально новая кооперационная структура мирового хозяйства все более утрачивает сотовый характер, где интенсивность сотрудничества внутри пространственно сопряженных торговых блоков существенно выше, чем в неблоковом и/или межрегиональном формате, и приобретает сетевую основу, при которой выравнивается интенсивность блокового и внеблокового, зачастую сильно разделенного в пространстве, интеграционного взаимодействия.
С достаточно высокой степенью уверенности можно предположить, что на определенном этапе множащиеся и перекрывающие друг друга межгосударственные экономические пространства приведут к формированию новой многосторонней системы регулирования международной коммерции, реализации проекта «ВТО плюс», в рамках которого станет возможным согласованное, на глобальном уровне решение всего комплекса вопросов, входящих сегодня в повестку «глубоких» РТС.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Дюмулен И.И, Восьмая Министерская конференция Всемирной торговой организации (15-17 декабря 2011 г.) и концептуальные проблемы дальнейшей деятельности ВТО // Рос-сийский внешнеэкономический вестник, №2, 2012, сс. 3-10.
2. Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, со-вре-менные тенденции и перспективы (под ред. проф. С.И. Долгова, А.Н. Спартака). - М.: ВАВТ, 2011. - 191 с.
3. Оболенский В .П. Мировое развитие и проблемы ВТО // Российский внешнеэкономический вестник, №11, 2012, сс. 3-9.
4. Основы торговой политики и правила ВТО (А.В. Данильцев, Е,В. Данилова, А.В. Заха-ров и др.). - М.: Международные отношения, 2005. - 448 с.
5. Multilateralizing Regionalism: Challenges for the Global Trading System (ed. By Richard E. Baldwin and Patrick Low). - Graduate Institute of International and Development Studies, WTO, Geneva, February 2009. - 708 p.
6. World Trade Report 2012. Trade and public policies: A closer look at non-tariff measures in the 21st century. WTO, 2012. - 248 p.
7. World Trade Report 2011. The WTO and preferential trade agreements: From co-existence to coherence. WTO, 2011. - 256 p.
8. WTO Annual Report 2013. WTO, 2013. - 160 p.