Научная статья на тему 'XIV международная научно-практическая конференция «Русистика и современность» (Санкт-Петербург, 2-3 декабря 2011 года)'

XIV международная научно-практическая конференция «Русистика и современность» (Санкт-Петербург, 2-3 декабря 2011 года) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XIV международная научно-практическая конференция «Русистика и современность» (Санкт-Петербург, 2-3 декабря 2011 года)»

Яркой отличительной чертой этого пленарного заседания стала презентация в авторском исполнении 8 учебников и учебных пособий, вышедших в свет за последние полтора года. Многие из них уже стали популярными и весьма востребованными в вузах России и за рубежом. Но авторские интерпретации по работе с материалом всегда полезны и вызвали большой отклик у аудитории. Так, например, интересную дискуссию вызвала презентация учебного пособия по грамматике «Русский язык. Основной курс», представленного Т. М. Балыхиной и И. С. Пугачевой (РУДН). Принципы отбора и анализа текстового материала для разных уровней РКИ были подробно освящены в докладе О. В. Хорохординой (СПбГУ). Многочисленные вопросы и интерес аудитории вызвало также выступление И. А. Гончар (СПбГУ), представившей новое пособие по аудированию для уровней А1-В1 и принципы работы с аутентичными текстами по аудированию на начальном этапе обучения. О. А. Ускова, и М. Н. Макова (МГУ им. М. В. Ломоносова) рассказали об особенностях организации обучения на уровне В2. Игровому принципу в обучении РКИ было посвящено выступление А. А. Харитонова. Два последних доклада также были проиллюстрированы совсем новыми пособиями выступающих. Большая часть докладов касалась презентации специализированных учебных пособий — изучению русского языка в определенных научных и социокультурных сферах. О комплексном

[хроника]

обучении языку СМИ Л. И. Москвитина (СПбГУ) рассказала на примере своего учебного пособия «В мире Новостей». В издательстве «Златоуст» уже были выпущены несколько книг новой серии «Читаем тексты по специальности». В продолжение этой, уже ставшей востребованной и популярной, линейки рядом авторов были представлены и озвучены методические принципы работы с совсем новыми пособиями серии: О. С. Жаровой, Л. Н. Третьяковой (Тульский гос. университет, РУДН) «Читаем тексты по специальности. Военная история», Т. В. Васильевой (СТАНКИН) — «Информатика», Л. И. Судаковой, Т. В. Летяговой (Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева) «Общая химия».

В заключение главный редактор издательства «Златоуст» познакомила собравшихся с разрабатываемой новой издательской стратегией компании, обозначила лакуны, имеющиеся в палитре представленных на рынке пособий, призвала преподавателей-русистов к широкому взаимодействию в разработке именно таких материалов, в которых остро нуждаются в аудитории, в самостоятельной работе дома, материалов для дистанционного обучения.

Подводя итоги 20-летию деятельности Центра «Златоуст», авторам наиболее популярных работ, при единодушной поддержке участников конференции, были вручены благодарственные грамоты, с признанием их вклада в развитие современных методик РКИ.

XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РУСИСТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»

(Санкт-Петербург, 2-3 декабря 2011 года)

Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) провело на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена дополнительную сессию XIV Международной научной конференции «Русистика и современность». Конференция проводилась по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 гг. В конференции приняли участие ученые из Российской Федерации, Украины, Польши, Латвии, а также молодые ученые — аспиранты и магистранты.

На пленарном заседании выступили вице-президент РОПРЯЛ Е. Е. Юрков, профессор РГПУ им. А. И. Герцена И. П. Лысакова, профессор СПбГУ, директор Секретариата МАПРЯЛ Л. В. Московкин, профессора Балтийской Международной Академии Э. М. Архангельская и Л. И. Игнатьева (Рига). Они рас-

смотрели актуальные проблемы методики обучения русскому языку нерусских учащихся, проблемы языкового тестирования, вопросы создания современных учебников по русскому языку.

На секционных заседаниях обсуждались проблемы методики обучения русскому языку как неродному, проблемы лингвокультурологии и межкультурной коммуникации, результаты лингвистических, лингво-культурологических и методических исследований молодых учёных. Особый интерес вызвал Круглый стол «Проблемы методики обучения русскому языку как неродному на начальном этапе обучения», в заседании которого приняли участие учителя полиэтнических школ Санкт-Петербурга.

И. П. Лысакова, Председатель Оргкомитета конференции, профессор РГПУ им. А. И. Герцена

[мир русского слова № 4 / 2011]

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.