КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗЛАТОУСТА»: «ТРАДИЦИОННОЕ И НОВАТОРСКОЕ В МЕТОДИКАХ РКИ»
В начале декабря Центр «Златоуст» провел научно-методическую конференцию «Традиционное и новаторское в методиках РКИ» сразу на 3 площадках, в 3 городах России: в Красноярске, в Твери и в Москве. Такое решение с выбором мест было продиктовано необходимостью более широкого охвата преподавателей местных вузов, а не только — в силу затратности командировок — отдельных представителей от вузов. Конференция проходила под эгидой РОПРЯЛ при финансовой поддержке ФЦП «Русский язык».
Решение развести заседания конференции на 3 города полностью себя оправдало. Так, на базе Сибирского федерального университета собралось около сорока преподавателей из ряда сибирских вузов: Сибирского федерального университета, Красноярского государственного педагогического университета, Новосибирского государственного технического университета, Алтайского государственного технического университета, Омского государственного педагогического университета, а также из образовательного центра «Click». Собрать такое количество русистов региона в Москве или Санкт-Петербурге было бы крайне затруднительно. Кроме того, приятно было видеть на стенде «Златоуста» заметное количество студентов-иностранцев, которые обучаются в вузах Красноярска.
Помимо презентации продукции издательства и демонстрации новинок, участникам была предложена обширная программа. Перед преподавателями выступили авторы учебных пособий по РКИ, которые издает «Златоуст». О. В. Хорохордина (двухтомник «Окно в Россию», с аудиоприложением) посвятила свое выступление особенностям построения курса русского языка как иностранного на продвинутом этапе. О линг-вометодических основах работы с текстами публицистического стиля речи рассказала Л. И. Москвитина на примере работы с аудиокурсом «В мире новостей», автором которого она является. О секретах обучения аудированию на различных уровнях владения русским языком участникам семинара поведала А. В. Голубева, главный редактор издательства «Златоуст».
Также в рамках семинара прошла презентация коллективной учебно-научной монографии «Текст: теоретические основания и принципы анализа», подготовленной группой исследователей СПбГУ под руководством проф. К. А. Роговой. Приятно, что высокую
оценку книге дал во время презентации профессор СФУ А. П. Сковородников, коллеги из других вузов Сибири.
Заседание секции в Твери, проходившей в Тверском государственном университете, позволило охватить большую часть преподавателей-русистов всех вузов Твери, что дало им уникальную возможность напрямую пообщаться с авторами ряда новых, но уже популярных учебных пособий наших авторов из вузов Москвы и Петербурга.
А. П. Жорова (ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова) посвятила свой доклад «Системе ТРКИ и ее функционированию сегодня». Эта тема и ее проекция на нынешнюю ситуацию в вузовском преподавании РКИ вызвала особый интерес у всех участников, спровоцировала оживленную дискуссию. Проблему подготовки к тестовым экзаменам подхватила и заведующая кафедрой русского языка ИМОП СПбГТУ И. И. Баранова. Ее доклад был посвящен развитию речевой деятельности учащихся от уровня А1 до уровня В1. Кроме того, в своем выступлении докладчиком был дан некоторый дополнительный комментарий к работе по учебнику «Живем и учимся в России».
О. В. Хорохордина (СПбГУ) рассказала о принципах отбора и анализа текстов для различного уровня владения. Г. М. Юдина (Центр Златоуст), поддержав эту тему с другой стороны, изложила концепцию формирования серии «Библиотека Златоуста» как системы градуированного чтения, коррелирующей с системой ТРКИ. Т. Н. Неганова сделала обзор новинок пособий по РКИ, вышедших в издательстве «Златоуст» за последние полтора года.
Особенно массовым, как по количеству участников (100 человек), так и по количеству докладчиков (10 докладов), оказалось пленарное заседание конференции в Москве, прошедшее в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. Среди выступлений, вызвавших оживленный отклик у аудитории, были, прежде всего, доклады, связанные с системой тестирования. Н. П. Андрюшина (Центр международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова) остановилась в своем выступлении на проблемах совершенствования российского тестирования по РКИ, а М. Э. Парецкая (Южный федеральный университет) посвятила свой доклад лингводидактическим особенностям комплекса пособий «Учебно-тренировочные тесты».
102
[мир русского слова № 4 / 2011]
Яркой отличительной чертой этого пленарного заседания стала презентация в авторском исполнении 8 учебников и учебных пособий, вышедших в свет за последние полтора года. Многие из них уже стали популярными и весьма востребованными в вузах России и за рубежом. Но авторские интерпретации по работе с материалом всегда полезны и вызвали большой отклик у аудитории. Так, например, интересную дискуссию вызвала презентация учебного пособия по грамматике «Русский язык. Основной курс», представленного Т. М. Балыхиной и И. С. Пугачевой (РУДН). Принципы отбора и анализа текстового материала для разных уровней РКИ были подробно освящены в докладе О. В. Хорохординой (СПбГУ). Многочисленные вопросы и интерес аудитории вызвало также выступление И. А. Гончар (СПбГУ), представившей новое пособие по аудированию для уровней А1-В1 и принципы работы с аутентичными текстами по аудированию на начальном этапе обучения. О. А. Ускова, и М. Н. Макова (МГУ им. М. В. Ломоносова) рассказали об особенностях организации обучения на уровне В2. Игровому принципу в обучении РКИ было посвящено выступление А. А. Харитонова. Два последних доклада также были проиллюстрированы совсем новыми пособиями выступающих. Большая часть докладов касалась презентации специализированных учебных пособий — изучению русского языка в определенных научных и социокультурных сферах. О комплексном
обучении языку СМИ Л. И. Москвитина (СПбГУ) рассказала на примере своего учебного пособия «В мире Новостей». В издательстве «Златоуст» уже были выпущены несколько книг новой серии «Читаем тексты по специальности». В продолжение этой, уже ставшей востребованной и популярной, линейки рядом авторов были представлены и озвучены методические принципы работы с совсем новыми пособиями серии: О. С. Жаровой, Л. Н. Третьяковой (Тульский гос. университет, РУДН) «Читаем тексты по специальности. Военная история», Т. В. Васильевой (СТАНКИН) — «Информатика», Л. И. Судаковой, Т. В. Летяговой (Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева) «Общая химия».
В заключение главный редактор издательства «Златоуст» познакомила собравшихся с разрабатываемой новой издательской стратегией компании, обозначила лакуны, имеющиеся в палитре представленных на рынке пособий, призвала преподавателей-русистов к широкому взаимодействию в разработке именно таких материалов, в которых остро нуждаются в аудитории, в самостоятельной работе дома, материалов для дистанционного обучения.
Подводя итоги 20-летию деятельности Центра «Златоуст», авторам наиболее популярных работ, при единодушной поддержке участников конференции, были вручены благодарственные грамоты, с признанием их вклада в развитие современных методик РКИ.
XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РУСИСТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»
(Санкт-Петербург, 2-3 декабря 2011 года)
Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) провело на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена дополнительную сессию XIV Международной научной конференции «Русистика и современность». Конференция проводилась по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 гг. В конференции приняли участие ученые из Российской Федерации, Украины, Польши, Латвии, а также молодые ученые — аспиранты и магистранты.
На пленарном заседании выступили вице-президент РОПРЯЛ Е. Е. Юрков, профессор РГПУ им. А. И. Герцена И. П. Лысакова, профессор СПбГУ, директор Секретариата МАПРЯЛ Л. В. Московкин, профессора Балтийской Международной Академии Э. М. Архангельская и Л. И. Игнатьева (Рига). Они рас-
смотрели актуальные проблемы методики обучения русскому языку нерусских учащихся, проблемы языкового тестирования, вопросы создания современных учебников по русскому языку.
На секционных заседаниях обсуждались проблемы методики обучения русскому языку как неродному, проблемы лингвокультурологии и межкультурной коммуникации, результаты лингвистических, лингво-культурологических и методических исследований молодых учёных. Особый интерес вызвал Круглый стол «Проблемы методики обучения русскому языку как неродному на начальном этапе обучения», в заседании которого приняли участие учителя полиэтнических школ Санкт-Петербурга.
И. П. Лысакова, Председатель Оргкомитета конференции, профессор РГПУ им. А. И. Герцена
[мир русского слова № 4 / 2011]
103