Научная статья на тему 'Web-портфолио на виртуальном рынке труда как технология эффективного привлечения потенциального работодателя к личности будущего'

Web-портфолио на виртуальном рынке труда как технология эффективного привлечения потенциального работодателя к личности будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
WEB-ПОРТФОЛИО / ВИРТУАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / КАРЬЕРА / WEB –PORTFOLIO / EMPLOYMENT / COOPERATION WITH EMPLOYERS / CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ирина Валерьевна, Новикова Евгения Александровна

В статье рассматривается технология web-портфолио как технология эффективного привлечения работодателя к личности будущего педагога. Выявлены проблемы, обусловливающие актуальность использования данной технологии в современных вузах. Представлены основные типы webпортфолио, выделена структура web-портфолио карьерного роста, позволяющая будущему педагогу успешно позиционировать себя на виртуальном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Ирина Валерьевна, Новикова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Web-портфолио на виртуальном рынке труда как технология эффективного привлечения потенциального работодателя к личности будущего»

Григорьева Ирина Валерьевна

Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

Новикова Евгения Александровна

Преподаватель английского языка МОУ СОШ № 9, г. Иркутск, Россия

УДК 37.075.8 ББК 74.5

WEB-ПОРТФОЛИО НА ВИРТУАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РАБОТОДАТЕЛЯ К ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье рассматривается технология web-портфолио как технология эффективного привлечения работодателя к личности будущего педагога. Выявлены проблемы, обусловливающие актуальность использования данной технологии в современных вузах. Представлены основные типы web- портфолио, выделена структура web-портфолио карьерного роста, позволяющая будущему педагогу успешно позиционировать себя на виртуальном рынке труда.

Ключевые слова: web-портфолио; виртуальный рынок труда; трудоустройство; взаимодействие с работодателями; карьера.

WEB-PORTFOLIO ON THE VIRTUAL LABOUR MARKET AS THE POTENTIAL EMPLOYER’S EFFECTIVE ATTRACTION FACTOR TO THE PERSONALITY OF TEACHER-TO-BE

This article discusses the technology of web-portfolio as an effective way to attract employers to the personality of the will-be-teacher. The problems causing the relevance of using this technology in modern universities are identified. The basic types of the web - portfolio are presented, the structure of the career web-portfolio is allocated, and allowing the will-be-teacher successfully present himself on a virtual labour market.

Key words: employment; cooperation with employers; career; web -portfolio.

Долгий период в российском обществе наблюдалась тенденция к снижению авторитета, престижа и привлекательности педагогической профессии. Годами современные средства массовой информации и коммуникации выступали механизмами формирования и трансляции отрицательного медиаимиджа педагога. Данный фактор, так же как фактор низкой заработной платы, непосредственно влияли на выбор молодым поколением будущей профессии не в сторону педагогических специальностей, что, в свою очередь, не может не остаться незамеченным в динамике развития всего государства в целом. Подтверждение этого процесса отражено в докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее» [Образование и общество, 2007]. Нынешняя же ситуация на рынке

образовательных услуг характеризуется ухудшением возрастной структуры российского учительства, что показывает следующая статистика, представленная в докладе «Растет доля учителей пенсионного возраста», где «в 2005 г. она превысила 15%. Лишь 42% учителей моложе 46 лет. Характерен для этой профессии и гендерный дисбаланс. 86,3% школьных учителей страны по-прежнему женщины (среди директоров школ женщин немного меньше -76,9%)» [Образование и общество, 2007]. На основании приведенных статистических данных можно сделать умозаключение, что большинство выпускников педагогических вузов не ориентированы в будущем на профессию, выбирая высокооплачиваемую деятельность и привлекательную сферу.

Сегодня ситуация в образовательной политике меняется в лучшую сторону. Драйверами положительной динамики стали «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Государственная программа «Информационное общество 20112020», приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Однако вузы педагогической направленности по-прежнему испытывают трудности в вопросах трудоустройства своих выпускников, обеспечении полной реализации их профессионального и личностного потенциала, а также поиске и привлечении работодателя. Вузы оказываются в ситуации вынужденного реагирования на конъюнктуру рынка труда, который за последние десять лет претерпел ряд серьёзных трансформаций. С переходом к обществу информационному на рынке труда РФ стали четко прослеживается тенденции к расширению технологий взаимодействия всех субъектов рынка труда, привлечения соискателей, формирования кадрового резерва, поиска кандидатов, сотрудничества работодателей с учебными заведениями. Интенсивно развивающиеся сети Интернет повлекли за собой прирост новых информационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе в бизнес, образование, сферы развития карьеры.

Проведенный анализ литературы вопроса позволяет заключить, что обеспечение информированности обеих сторон трудовых отношений, стало возможным за счет визуализации в сети Интернет виртуального рынка труда, увеличения количества информации о рынке персонала, что значительно оптимизировало доступ к резюме и базам данных о вакансиях. Подобный формат рынка труда позволяет работодателю за короткие сроки успешно осуществлять поиск персонала, а соискателю - выгодную интересную работу.

Вместе с тем, мы разделяем позицию А. Жалевич, о том, что «процесс формирования виртуального рынка труда в online полностью отражает развитие этого рынка в offline. Виртуальный рынок формируется по тем же этапам и закономерностям, как и реальный. Единственной особенностью является небольшое опоздание в «транслировании» в сеть. Однако с течением времени этот временной «задел» уменьшается. И уже сейчас практически одновременно с организацией компании появляется ее «виртуальная копия».

В условиях виртуального рынка труда работодатель находится в поиске соискателя, обладающего не только базой знаний по профессии, но и набором компетенций, необходимых для быстрой адаптации в постоянно меняющемся мире. Стоит отметить, что центры содействия трудоустройству студентов и выпускников по-прежнему осуществляют поиск и привлечение работодателя, используя менее актуальные технологии, достаточно однообразные и зачастую не отвечают новым условиям и тенденциям. Сегодня становится очевидным, что оформленные по стандарту резюме выпускников направления Педагогическое образование, не могут отразить его образовательно-профессиональные результаты, сформированные компетентности и этапы их формирования и развития в полном объёме.

Поиск технологий привлечения работодателя, взаимодействия с ним, приводит вузы к использованию web-портфолио как технологии эффективного привлечения работодателя на виртуальном рынке труда.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется, с одной стороны, наличием существенных резервов и потенциальных возможностей применения технологии web-портфолио студентов-будущих педагогов в образовательном процессе вузов, и, с другой стороны, фрагментарным использованием этих возможностей, настороженным отношением педагогической общественности к необходимости отказа от традиционных технологий привлечения работодателя.

Обоснованная выше актуальность проблемы исследования заставляет подвергнуть научно-педагогической рефлексии потенциал технологии web-портфолио в вопросах привлечения работодателя к личности будущего педагога на виртуальном рынке труда.

Но в первую очередь определим сущность понятия web-портфолио. В работе «Путь к технологиям поколения web 2.0: web-портфолио в медиаобразо-вательном пространстве вуза» отмечается что, определений web-портфолио существует много, и в каждом подчеркиваются свои детали, но в целом можно сказать, что речь идет о персонализованных онлайновых коллекциях работ некоего автора (индивида, группы, организации) и связанных с ними комментариев (как самого автора, так и других) и оценок. Web-портфолио основан на гипертекстовых технологиях, позволяющих реализовать связи между компонентами перекрестных ссылок [Григорьева, 2011, с. 3]. Основываясь на опыте западной педагогики, выделяются три основных вида «web-портфолио»:

- web-портфолио развития (developmental web-portfolio). Этот портфолио представляет собой своеобразный отчет о деятельности, которую владелец реализовывал на протяжении определенного периода времени;

- web-портфолио размышлений (reflective web-portfolio). Может включать в себя личные размышления о содержании портфолио, и о том, что представленные артефакты в нем значат для роста и развития его владельца;

- web-портфолио репрезентационный (representational web-portfolio) демонстрирует образовательно-профессиональные достижения владельца. Ко-

гда такой вид портфолио используется в качестве резюме, его иногда называют портфолио карьерного продвижения (career web-portfolio) [Г ригорьева, 2011, с. 4].

Исходя из определений, раскрывающих сущность, а также специфику рассматриваемой технологии, следует заключить, что именно web-портфолио карьерного продвижения поможет будущим педагогам, активно позиционировать себя на виртуальном рынке труда, а процесс его проектирования заставит владельца отслеживать развитие и совершенствование необходимых компетенций, таким образом, постоянно повышая конкурентоспособность.

В качестве доказательства нашей точки зрения, обратимся к авторитетному мнению ученых-исследователей. Так, Л.А. Иванова в своей статье «Аутентичное оценивание с помощью web-портфолио будущих педагогов в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения», пишет о web-портфолио будущего педагога: «...он интересен как средство, позволяющее позиционировать выпускнику себя в виртуальном пространстве перед потенциальным работодателем и потребителем (т.е. родителями), т.к. по сути, является своеобразным «паспортом компетенций и квалификации» [Иванова, 2011, с. 406].

Е.В. Пискунова в исследовании «Профессиональный паспорт педагога» отмечает: «..для работодателей он ценен тем, что показывает, что умеет и может делать претендент на место работы, а не то, чему он был обучен. Кроме того, позволяет более эффективно провести профессиональный отбор, подобрать место работы, наиболее соответствующее профессиональным и академическим компетенциям, которыми овладел выпускник.» [Пискунова, 2008, с. 22].

Данные точки зрения еще раз подчеркивают, потенциал web-портфолио карьерного роста, которое будет отражать весь набор компетенций будущего педагога. Проведя анализ нескольких структур web-портфолио карьерного роста, структура, предложенная в работах Е. Магилевкина [Могилевкин, 2010], кажется нам наиболее полной и включает в себя такие данные, как:

- профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме, к которому могут прилагаться рекомендательные письма от руководителей компаний, где работал студент;

- список пройденных учебных курсов по основной области деятельности и связанных с ней областей знания, включая дополнительную специализацию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей как в рамках университета, так и за пределами, и за собственные финансовые средства;

- список вне учебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор младшекурсников и т.д.);

- описание карьерного потенциала и готовности к карьере, где могут быть использованы как курсовые работы (которые отображают сформированные навыки работы с практическим материалом по специальности), так и целый

ряд документов в порядке роста профессионального мастерства (от освоения достаточно простых навыков работы до наиболее сложных);

- рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик;

- опыт работы по неполной рабочей ставке в различных компаниях по профилю специальности; список проектов, в которых он принимал участие, с указанием конкретных функций и роли.

У такого web-портфолио разнообразное предназначение: с одной стороны, оценка учебных успехов и научных достижений, с другой - оценка готовности к профессиональной карьере.

Таким образом, технология web-портфолио является инструментом само-презентации и позиционирования, с одной стороны, а с другой - эффективным средством привлечения работодателя к личности будущего педагога на виртуальном рынке труда, за счет насыщенного контента сведений для работодателя. Профессиональное и полное web-портфолио карьерного продвижения позволяет работодателю легко определить уровень подготовки и весь спектр умений, способностей кандидата; дает возможность принятия оптимального решения в пользу соискателя. Грамотное по содержанию web-портфолио может помочь выпускнику привлечь внимание работодателя на виртуальном рынке труда, подчеркнуть его конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами. В контексте этой мысли нам импонирует мнением Е. Могилевкина: «Чем ближе к выпуску из высшего учебного заведения, тем более специфичными для выбранного студентом профиля деятельности и для целей его карьеры должны становиться пункты в web -портфолио карьерного роста» [Могилевкин, 2010].

Подводя итог сказанному, можно сделать следующий выводы:

- Web-портфолио сегодня становится динамичным и развивающимся инструментом карьеры, а электронный формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с потенциальными работодателями.

- Сегодня вузы, сделавшие ставку на web-портфолио студентов, выходят на виртуальный рынок талантов, активно формируя свой положительный медиа-имидж в сети Интернет, решают трудности в вопросе трудоустройства выпускников.

- Можно предположить, что систематизированные на сайте вузов базы web-портфолио студентов-будущих педагогов позволят работодателю подбирать для своих предприятий перспективные кадры. Отбор лучших студентов для включения в базу целесообразнее проводить на конкурсной основе. В базу смогут войти web-портфолио успешных студентов, проявивших себя в научно-исследовательской, образовательной, профессиональной деятельностях, активно принимавших участие в социальных, образовательных, воспитательных проектах университета, а также общественной жизни города, региона, края.

Такой подход позволит визуализировать наиболее объективную картину представлений о кандидатах на виртуальном рынке труда для работодателя,

вузам решить проблемы трудоустройства студентов и выпускников педагогических специальностей, а будущим и настоящим педагогам успешно реализоваться в профессии, осуществляя вертикальную и горизонтальную мобильность. Ряд вузов России, ведущих подготовку будущих педагогических кадров для «новой» школы, уже имеют богатый и успешный опыт в этой области, однако это тема отдельного исследования.

Библиографический список

1. Григорьева, И. В. Путь к технологиям поколения web 2.0: web-

портфолио в медиаобразовательном пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ) [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири : сетевой журн. / И. В. Григорьева. - 2011. - №1. - URL :

http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya grigoreva 0.pdf (дата обращения: 21.10.2011).

2. Иванова, Л. А. Аутентичное оценивание с помощью web-портфолио будущих педагогов в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения [Текст] / Л. А. Иванова // В мире научных открытий. - 2011. - №5. - С. 399 - 410.

3. Могилевкин, Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов [Электронный ресурс] // Ubo.ru: федеральный экспертный канал / Е. Могилевкин. -2010. - URL : http://www.ubo.ru/ (дата обращения: 25.10.2011).

4. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? [Текст] / Обществ. Палата РФ. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ. - 2007. - С. 5102.

5. Пискунова, Е. В. Профессиональный паспорт педагога [Текст] / Е. В. Пискунова // Гуманитарный вектор. - 2008. - №1. - С.21 - 27.

Филатова Елена Викторовна

Директор МОУ «СОШ № 9», г. Ангарск, Россия

УДК 37.035.44 ББК 74.00

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

В статье представлен опыт осмысления коммуникативной компетентности как категории современной педагогической науки и практики. Анализ подходов к пониманию её сущности позволил подойти к вопросу о выделении трех взаимосвязанных структурных компонентов коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционнодеятельностного.

Ключевые слова: компетентность; педагогическая компетентность; коммуникативная компетентность; компоненты коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.