Научная статья на тему 'Web-портфолио как средство медиабезопасности в условиях информационно-сетевого общества'

Web-портфолио как средство медиабезопасности в условиях информационно-сетевого общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / WEB-ПОРТФОЛИО / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / MEDIASAFETY / WEB-PORTFOLIO / MEDIA-EDUCATION / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Евгения Александровна

Рассматривается проблема медибезопасности современной молодежи в связи с сильным влиянием интернет-пространства. Предлагаются пути решения этой проблемы посредством внедрения в образовательный процесс вуза технологии web-портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Web-Portfolio as a Means of Mediasafety in Informational Network Society

The article deals with the problem of yang pople’s mediasafety in connection with strong influence of Internet. One of the solution of this problem is introduction in educational process of higher education institution the technology of a web-portfolio.

Текст научной работы на тему «Web-портфолио как средство медиабезопасности в условиях информационно-сетевого общества»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 67-69.

Е. А. Новикова

WEB-ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА

Рассматривается проблема медибезопасности современной молодежи в связи с сильным влиянием интернет-пространства. Предлагаются пути решения этой проблемы посредством внедрения в образовательный процесс вуза технологии web-портфолио.

Ключевые слова: медиабезопасность, web-портфолио, медиакомпетентность, медиаобразование, информационное общество.

В настоящий момент человечество живет в ситуации информационного загрязнения социокультурного пространства, обрушивающегося неупорядоченного, несистематизированного потока информации. Нельзя не отметить политику государства, проводимую в этой связи, а именно обсуждение предложенного П. А. Астаховым курса «Медиаобразование детей и подростков», а также принятие закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где непосредственное внимание уделяется несовершеннолетним [4; 7]. Однако современная молодежь нуждается в грамотном подходе к отбору информации - как извне, так и самостоятельно. В этой связи именно система высшего профессионального образования должна обращать внимание на медиабезопасность своих студентов и, прежде всего, на формирование необходимых компетентностей будущих выпускников, готовя их к противостоянию воздействию современных СМИ и интернет-пространства в целом. Обеспечить медиабезопастность студентов возможно посредством формирования медиакомпетентности. Наиболее полное определение термина медиакомпетентность мы видим в монографии А. В. Федорова «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза» [8]. В своей работе автор доказывает, что термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать, передавать и создавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме [8].

Следовательно, медиакомпетентная личность, обладая высоким уровнем критического анализа медиатекстов, способна самостоятельно обеспечивать свою медиабезопастость. Отсюда актуализируется проблема: а как сфор-

мировать медиакомпетентность у студентов педагогических специальностей?

Для решения этой проблемы преподаватели кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета разрабатывают различные формы медиаобразования студентов. Например, в 2007 г. стартовал «Конкурс веб-страниц педагогических специальностей» [2]. В 2008-2009 учебном году студенты специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью» создали собственный интернет-сайт (http://www.pedagogika-islu. narod.ru/), который был представлен на Всероссийский конкурс студенческих СМИ «Медиа-Поколение 2008», в номинации интернет-СМИ (Санкт-Петербург, 15 ноября - 5 декабря 2008 г.). Студенты педагогических специальностей по заявке средних общеобразовательных школ Иркутска и Иркутской области создают сайты школ (www.pokrovskaya-shkola. narod.ru), а также индивидуальные портфели (например, портфель студента романского факультета: www.circasa.narod.ru) [3].

Одним из последних направлений работы кафедры является организация образовательной сети web-портфолио студентов педагогических специальностей.

Термин web-портфолио обозначает веб-базированный ресурс, который отражает непрерывный рост учебных, научных или профессиональных достижений владельца. Web-портфолио основан на гипертекстовых технологиях, позволяющих реализовать связи между компонентами перекрестных ссылок [1]. В современной научной литературе встречаются разные определения портфолио, размешенного в Интернете (электронный портфолио, медиапортфолио), мы же придерживаемся термина web-портфолио.

Но для реализации проекта необходимо было учесть все особенности структуры порт-

68

Е. А. Новикова

фолио, необходимые компоненты портфолио как для учащихся, так и для преподавателей, разработать механизмы защиты и хранения информации, а также решить проблему медиабезопасности пользователей данной образовательной сети.

На помощь в реализации данной идеи пришла система Moodle. Это система управления сайтом, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Эта программа позволила нам реализовать проект нашего портала и организовать единое учебное пространство для студентов и преподавателей нашего вуза. Посредством таких функций портала, как публикация информации, разработка заданий, форумы и многое другое, осуществляется кардинально новый процесс обучения. При создании портала web-портфолио одним из важнейших факторов был учет информационной защиты. Для этого каждый учащийся получил свой личный пароль для пользования системой. Благодаря функции резервного копирования и восстановления информации осуществляется качественное и надежное хранение всех файлов. Система Moodle не является тяжелой в управлении, наличие шаблонов позволяет, не имея специальных навыков, создать свой собственный web-портфолио [6].

Необходимо подчеркнуть, что, в целях формирования критического отношения к подбору информации, можно говорить не только о персональном web-портфолио, но об образовательной сети web-портфолио. Структура отдельно представленного web-портфолио в такой сети включает в себя обязательную и вариативную части. К обязательной части относятся такие блоки, как: «Введение», «Мои достижения», «Методическая копилка» [5]. Вариативная часть web-портфолио представлена такими блоками, как: «Я и социум» (где отражены увлечения владельца, представление его друзей, кумиров, участие в общественной жизни), «Инструменты» (включает анализ тех технологий, которые позволяют создавать и совершенствовать web-портолио), «Советы профессионалов» (перечень рекомендаций, статей, посвященных проблеме трудоустройства, составления резюме, прохождения собеседования, а также технологий саморазвития) [5].

Рассмотрим более подробно обязательную часть. Первый блок «Введение» включает в себя:

- фото;

- цели и задачи web-портфолио: представление структуры своего портфолио и целей, с которыми он создается;

- профессиональное резюме: ФИО, возраст, информация о среднем образовании.

Второй блок («Мои достижения») позволяет документально подкрепить представленные выше характеристики, резюме:

- официальные документы: документы об окончании курсов, грамоты и сертификаты, полученные владельцем;

- обучение в вузе: отчеты с практик, рекомендации преподавателей, достижения в процессе учебы в вузе;

- научные достижения: представление процесса исследовательской деятельности выпускника, его публикации, научные работы.

Третий блок, на наш взгляд, должен в обязательной части иметь раздел «Моя карьера», представляющий и формирующий выпускника как востребованного специалиста, и включать в себя:

- резюме (важно обратить внимание, что резюме, представленное в данном разделе, отличается от предложенного выше, так как ориентировано исключительно на работодателя, поэтому представлено в официальной форме и составляется с учетом критериев, предъявляемых работодателем к резюме);

- сочинение-самоанализ «Я и моя профессия» (представление в свободной форме своих сильных и слабых сторон, готовность к работе по профессии, сформированность требуемых компетенций);

- самохарактеристика, по методике Р. Херсона (позволяет определить характер и его черты, характеристику поведения, что является подготовительным этапом в составлении индивидуального образовательного маршрута);

- индивидуальный образовательный маршрут (он позволит не только выстроить план саморазвития для владельца web-портфолио, но и даст возможность работодателю оценить стремления и целенаправленность выпускника);

- персональные характеристики: анализ готовности и способности личности к работе. Представляет собой перечень наиболее популярных среди работодателей методик: определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, тенденций поведения личности в коллективе К. Томаса, анкета на выявление таких установок, как «труд-деньги».

Четвертый блок - «Методическая копилка». Так как профессия преподавателя требует разносторонней деятельности, в данном блоке выделяются несколько разделов:

- пакет учителя-исследователя (включает материалы для составления успешного урока, методические разработки; карту педагогического мониторинга, методики проведения диагностических срезов, схемы наблюдений, вопросы для бесед; индикаторы исследовательской компетентности учителя; памятку для исследования педагогических проблем);

- пакет учителя-воспитателя (методическое обеспечение проектировочной и гностической деятельности; конспект воспитательного мероприятия, «Пакет материалов к КТД»; картотека современных воспитательных мероприятий, форм работы с родителями учащихся и планирования КТД и ВМ);

- виртуальная библиотека (перечень виртуальных периодических изданий по проблемам педагогики, электронные учебники, нормативно-правовые документы, а также документы, регламентирующие деятельность педагога, отражающие его права и обязанности, тексты диссертаций, авторефератов и статей).

Именно четвертый блок позволяет научить студентов критически отбирать информацию, анализировать источники, ответственно вести себя в информационно-сетевом пространстве, что способствует повышению медиабезопасности студентов.

За период реализации образовательной сети web-портфолио студентов педагогических специальностей на базе образовательного портала BELCA ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» наблюдается непрерывная положительная динамика формирования медиакомпетентности, критического мышления, а следовательно - общей медиабезопасности студентов.

Хочется отметить, что применяемая структура «Образовательной сети web-портфолио» не только позволяет отразить все достигнутые на данном этапе достижения владельца, но и способствует аккумулированию большого объема полезной и в любое время доступной информации. Для участников сети это посто-

янный обмен опытом, информацией при условии нахождения в медиабезопасном информационно-сетевом обществе.

Список литературы

1. Григорьева, И. В. Путь к технологиям поколения web 2.0: Web-портфолио в медиа-образовательном пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ) [Электронный ресурс]. URL: http://md.islu.ru/ sites/md.islu.ru/files/rar/statya_grigoreva.pdf

2. Иванова, Л. А. Медиаобразование в процессе профессиональной подготовки: от теории к реальным результатам // Дет. сад от А до Я. 2010. № 2 (44). С. 152-158.

3. Иванова, Л. А. Проблема формирования медиакомпетентности будущего учителя назрела и требует обсуждения [Электронный ресурс]. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/ files/rar/ivanoval.a._0.pdf

4. Закон РФ № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.

5. Новикова, Е. А. Web-портфолио на вир-

туальном рынке труда как технология эффективного привлечения работодателя к личности будущего педагога [Электронный ресурс]. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/

statya_magister_diksit___no_4_avtor_novikova_

evgeniya_aleksandrovna_grigoreva_i.v.pdf

6. Сысоева, И. Л. Интеллектуально-информационная поддержка дистанционного образования педагогических специальностей посредством портала web-портфолио // Молодежь и наука: реальность и будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Невинномысск, 2010. С. 217-222.

7. Стенографический отчет о совместном заседании президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (30 мая 2011 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://.kremlin.ru/news/11396.

8. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М., 2007. 616 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.