Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 67-69.
Е. А. Новикова
WEB-ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА
Рассматривается проблема медибезопасности современной молодежи в связи с сильным влиянием интернет-пространства. Предлагаются пути решения этой проблемы посредством внедрения в образовательный процесс вуза технологии web-портфолио.
Ключевые слова: медиабезопасность, web-портфолио, медиакомпетентность, медиаобразование, информационное общество.
В настоящий момент человечество живет в ситуации информационного загрязнения социокультурного пространства, обрушивающегося неупорядоченного, несистематизированного потока информации. Нельзя не отметить политику государства, проводимую в этой связи, а именно обсуждение предложенного П. А. Астаховым курса «Медиаобразование детей и подростков», а также принятие закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где непосредственное внимание уделяется несовершеннолетним [4; 7]. Однако современная молодежь нуждается в грамотном подходе к отбору информации - как извне, так и самостоятельно. В этой связи именно система высшего профессионального образования должна обращать внимание на медиабезопасность своих студентов и, прежде всего, на формирование необходимых компетентностей будущих выпускников, готовя их к противостоянию воздействию современных СМИ и интернет-пространства в целом. Обеспечить медиабезопастность студентов возможно посредством формирования медиакомпетентности. Наиболее полное определение термина медиакомпетентность мы видим в монографии А. В. Федорова «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза» [8]. В своей работе автор доказывает, что термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать, передавать и создавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме [8].
Следовательно, медиакомпетентная личность, обладая высоким уровнем критического анализа медиатекстов, способна самостоятельно обеспечивать свою медиабезопастость. Отсюда актуализируется проблема: а как сфор-
мировать медиакомпетентность у студентов педагогических специальностей?
Для решения этой проблемы преподаватели кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета разрабатывают различные формы медиаобразования студентов. Например, в 2007 г. стартовал «Конкурс веб-страниц педагогических специальностей» [2]. В 2008-2009 учебном году студенты специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью» создали собственный интернет-сайт (http://www.pedagogika-islu. narod.ru/), который был представлен на Всероссийский конкурс студенческих СМИ «Медиа-Поколение 2008», в номинации интернет-СМИ (Санкт-Петербург, 15 ноября - 5 декабря 2008 г.). Студенты педагогических специальностей по заявке средних общеобразовательных школ Иркутска и Иркутской области создают сайты школ (www.pokrovskaya-shkola. narod.ru), а также индивидуальные портфели (например, портфель студента романского факультета: www.circasa.narod.ru) [3].
Одним из последних направлений работы кафедры является организация образовательной сети web-портфолио студентов педагогических специальностей.
Термин web-портфолио обозначает веб-базированный ресурс, который отражает непрерывный рост учебных, научных или профессиональных достижений владельца. Web-портфолио основан на гипертекстовых технологиях, позволяющих реализовать связи между компонентами перекрестных ссылок [1]. В современной научной литературе встречаются разные определения портфолио, размешенного в Интернете (электронный портфолио, медиапортфолио), мы же придерживаемся термина web-портфолио.
Но для реализации проекта необходимо было учесть все особенности структуры порт-
68
Е. А. Новикова
фолио, необходимые компоненты портфолио как для учащихся, так и для преподавателей, разработать механизмы защиты и хранения информации, а также решить проблему медиабезопасности пользователей данной образовательной сети.
На помощь в реализации данной идеи пришла система Moodle. Это система управления сайтом, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Эта программа позволила нам реализовать проект нашего портала и организовать единое учебное пространство для студентов и преподавателей нашего вуза. Посредством таких функций портала, как публикация информации, разработка заданий, форумы и многое другое, осуществляется кардинально новый процесс обучения. При создании портала web-портфолио одним из важнейших факторов был учет информационной защиты. Для этого каждый учащийся получил свой личный пароль для пользования системой. Благодаря функции резервного копирования и восстановления информации осуществляется качественное и надежное хранение всех файлов. Система Moodle не является тяжелой в управлении, наличие шаблонов позволяет, не имея специальных навыков, создать свой собственный web-портфолио [6].
Необходимо подчеркнуть, что, в целях формирования критического отношения к подбору информации, можно говорить не только о персональном web-портфолио, но об образовательной сети web-портфолио. Структура отдельно представленного web-портфолио в такой сети включает в себя обязательную и вариативную части. К обязательной части относятся такие блоки, как: «Введение», «Мои достижения», «Методическая копилка» [5]. Вариативная часть web-портфолио представлена такими блоками, как: «Я и социум» (где отражены увлечения владельца, представление его друзей, кумиров, участие в общественной жизни), «Инструменты» (включает анализ тех технологий, которые позволяют создавать и совершенствовать web-портолио), «Советы профессионалов» (перечень рекомендаций, статей, посвященных проблеме трудоустройства, составления резюме, прохождения собеседования, а также технологий саморазвития) [5].
Рассмотрим более подробно обязательную часть. Первый блок «Введение» включает в себя:
- фото;
- цели и задачи web-портфолио: представление структуры своего портфолио и целей, с которыми он создается;
- профессиональное резюме: ФИО, возраст, информация о среднем образовании.
Второй блок («Мои достижения») позволяет документально подкрепить представленные выше характеристики, резюме:
- официальные документы: документы об окончании курсов, грамоты и сертификаты, полученные владельцем;
- обучение в вузе: отчеты с практик, рекомендации преподавателей, достижения в процессе учебы в вузе;
- научные достижения: представление процесса исследовательской деятельности выпускника, его публикации, научные работы.
Третий блок, на наш взгляд, должен в обязательной части иметь раздел «Моя карьера», представляющий и формирующий выпускника как востребованного специалиста, и включать в себя:
- резюме (важно обратить внимание, что резюме, представленное в данном разделе, отличается от предложенного выше, так как ориентировано исключительно на работодателя, поэтому представлено в официальной форме и составляется с учетом критериев, предъявляемых работодателем к резюме);
- сочинение-самоанализ «Я и моя профессия» (представление в свободной форме своих сильных и слабых сторон, готовность к работе по профессии, сформированность требуемых компетенций);
- самохарактеристика, по методике Р. Херсона (позволяет определить характер и его черты, характеристику поведения, что является подготовительным этапом в составлении индивидуального образовательного маршрута);
- индивидуальный образовательный маршрут (он позволит не только выстроить план саморазвития для владельца web-портфолио, но и даст возможность работодателю оценить стремления и целенаправленность выпускника);
- персональные характеристики: анализ готовности и способности личности к работе. Представляет собой перечень наиболее популярных среди работодателей методик: определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, тенденций поведения личности в коллективе К. Томаса, анкета на выявление таких установок, как «труд-деньги».
Четвертый блок - «Методическая копилка». Так как профессия преподавателя требует разносторонней деятельности, в данном блоке выделяются несколько разделов:
- пакет учителя-исследователя (включает материалы для составления успешного урока, методические разработки; карту педагогического мониторинга, методики проведения диагностических срезов, схемы наблюдений, вопросы для бесед; индикаторы исследовательской компетентности учителя; памятку для исследования педагогических проблем);
- пакет учителя-воспитателя (методическое обеспечение проектировочной и гностической деятельности; конспект воспитательного мероприятия, «Пакет материалов к КТД»; картотека современных воспитательных мероприятий, форм работы с родителями учащихся и планирования КТД и ВМ);
- виртуальная библиотека (перечень виртуальных периодических изданий по проблемам педагогики, электронные учебники, нормативно-правовые документы, а также документы, регламентирующие деятельность педагога, отражающие его права и обязанности, тексты диссертаций, авторефератов и статей).
Именно четвертый блок позволяет научить студентов критически отбирать информацию, анализировать источники, ответственно вести себя в информационно-сетевом пространстве, что способствует повышению медиабезопасности студентов.
За период реализации образовательной сети web-портфолио студентов педагогических специальностей на базе образовательного портала BELCA ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» наблюдается непрерывная положительная динамика формирования медиакомпетентности, критического мышления, а следовательно - общей медиабезопасности студентов.
Хочется отметить, что применяемая структура «Образовательной сети web-портфолио» не только позволяет отразить все достигнутые на данном этапе достижения владельца, но и способствует аккумулированию большого объема полезной и в любое время доступной информации. Для участников сети это посто-
янный обмен опытом, информацией при условии нахождения в медиабезопасном информационно-сетевом обществе.
Список литературы
1. Григорьева, И. В. Путь к технологиям поколения web 2.0: Web-портфолио в медиа-образовательном пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ) [Электронный ресурс]. URL: http://md.islu.ru/ sites/md.islu.ru/files/rar/statya_grigoreva.pdf
2. Иванова, Л. А. Медиаобразование в процессе профессиональной подготовки: от теории к реальным результатам // Дет. сад от А до Я. 2010. № 2 (44). С. 152-158.
3. Иванова, Л. А. Проблема формирования медиакомпетентности будущего учителя назрела и требует обсуждения [Электронный ресурс]. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/ files/rar/ivanoval.a._0.pdf
4. Закон РФ № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.
5. Новикова, Е. А. Web-портфолио на вир-
туальном рынке труда как технология эффективного привлечения работодателя к личности будущего педагога [Электронный ресурс]. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/
statya_magister_diksit___no_4_avtor_novikova_
evgeniya_aleksandrovna_grigoreva_i.v.pdf
6. Сысоева, И. Л. Интеллектуально-информационная поддержка дистанционного образования педагогических специальностей посредством портала web-портфолио // Молодежь и наука: реальность и будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Невинномысск, 2010. С. 217-222.
7. Стенографический отчет о совместном заседании президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (30 мая 2011 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://.kremlin.ru/news/11396.
8. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М., 2007. 616 .