создания медиатекстов, их персонажей. Таким образом, достигается интегрированная цель медиаобразования и обучения межкультурной коммуникации.
Библиографический список
1. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации [Текст] : учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. - М.
:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
2. Иванова, Л. А. Технология медиаобразования и аудиовизуальный СМК на уроках французского языка [Текст] / Л. А. Иванова // Образовательные технологии XXI века / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. - М. : изд-во Рос. академии образования, 2009. - С. 262-265.
3. Иванова, Л. А. Проблема формирования медиакомпетентности буду-
щего учителя назрела и требует обсуждения [Электронный ресурс] / Л. А. Иванова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - №1. - URL :
http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/ivanoval.a. 0.pdf (дата обращения
02.03.2012).
4. Микоян, А. С. Проблемы перевода текстов СМИ [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. С. Микоян. - М. : изд-во МГУ, 2003. - URL : http://www.evartist.narod.ru/text12/01 .htm (дата обращения 02.03.2012).
5. Новикова, А. А. Медиа на уроке английского языка: техническое средство обучения или медиаобразование? [Текст] / А. А. Новикова // Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С. 86-90.
6. Солганик, Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» [Текст] / Г. Я. Солганик // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2005. - № 2. - С. 7-15.
7. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] : учеб. пособие / С. Г. Тер-Минасова. - М. : Слово/Slovo, 2000. - 624 с.
8. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М. : изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
9. Федоров, А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. -234 с.
10. Hart, A. Understanding Media: A Practical Guide [Text] / A. Hart. - London : Routledge, 1991. - 268 p.
Григорьева Ирина Валерьевна
Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 316.77: 001.8 ББК 74.580
ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
ВЕБ-СТРАНИЦ СРЕДИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В
ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»
Автором осмыслен опыт профессорско-преподавательского коллектива ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (ИГЛУ) по организации медиаобразования студентов - будущих учителей. Проведенное исследование позволило автору сделать вывод о том, что уровень медиакомпетентности студентов в первую очередь формируется, исходя из организационно-педагогических условий образовательного процесса вуза. Доказано, что результативность формирования медиакомпетентности обеспечивается при моделировании и реализации ряда условий: 1) включение в учебные планы медиаобразовательного блока 2) качественная организация медиаобразовательного пространства вуза, 3) насыщают содержание занятий медиаобразовательными блоками.
Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; образовательное пространство; медиаобразовательное пространство; медиапродук-тивная деятельность.
HOLDING EXPERIENCE OF WEB PAGE COMPETITION AMONG THE STUDENTS - TEACHERS TO BE IN IRKUTSK STATE LINGUISTIC
UNIVERSITY
The article analyses the experience of teachers from Irkutsk state linguistic university to organize media education of the students - teachers to be. The research allowed the author to conclude that the organizational-pedagogical conditions promote the level of students’ media competence in the first place. It is shown that the effectiveness of media education is provided with modeling and conditions: 1) media education is included to the curriculum; 2) media education space of the university is created; 3) the classes contain media education material.
Key words: media education; media competence; educational space; media education space; media creative activity.
За последние 20 лет общество разделилось на тех, кто создает информационно-коммуникационные технологии, и тех, кто является наблюдателем за стремительным развитием ИКТ, являясь при этом активными их потребителями. Как мы видим, одной из основополагающих характеристик нового информационного общества является его глобальный характер. В процессе его формирования постепенно модернизируются способы и методы распространения и обмена информацией, сокращается время, стираются географические, языковые, информационные, профессиональные границы и барьеры, радикально трансформируется структура открытого информационного пространства, экономики, торговли, финансов и других не менее важных областей человеческой жизнедеятельности.
Ежедневно общество потребляет километры информационных трэков, функциональность которых обеспечивается посредством современных СМК. Однако некоторые менее защищенные и мало инвестируемые сферы россий-
ского общества и образование, в частности, оказались не готовы к активному внедрению новейших средств информатизации и созданию благоприятных медиа условий для гармонизации отношений между образованием и интенсивно развивающимися СМИ.
В процессе формирования нового информационного общества, когда СМИ стали занимать прочные позиции во всех сферах общественной и политической жизни, стало очевидным, что образовательное пространство Российского высшего профессионального образования находится в состоянии разногласия с медиатизированным постиндустриальным обществом, характеризующимся высокой скоростью передачи информации, наличием суперсовременных технологий и сетевых средств коммуникации. Думается, что фактором подобных разногласий явилась архаическая модель образовательного пространства. Созданная в начале XX века, она исчерпала к настоящему времени свои потенциальные возможности и требует некоторой реорганизации. Другими словами, с переходом России в условия информационного общества, должна быть задана некоторая рамка изменений в образовательной политике страны, а точнее в организации образовательного пространства РФ, т.к. требования к образовательному продукту во всех отраслях профессионального образования принципиально изменились [Иванова, 2008, с. 216].
Российское образование столкнулась с серьёзными проблемами - «большая часть современных педагогов не владеет информационными технологиями в достаточной степени для создания современных обучающих систем, отражающих современную информационную картину мира, что приводит к отставанию отечественного образования в информатизации современного учебного процесса и, как следствие, неудовлетворительному качеству» [Г ура, 2007].
Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования. Медиаобразование, на наш взгляд, область знаний, которая не ставит перед собой задачи оградить современное поколение от влияния медиа. В первую очередь, медиаобразование призвано подготовить молодых людей к жизни в информационно - насыщенном обществе, т.е. научить жить в гармонии с СМИ, осуществлять компетентную навигацию в информационном пространстве, научить учиться для себя и с толком для будущей карьеры, рационально используя контент информационного пространства.
Сегодня становится всё более очевидным, что основной функцией медиаобразования будущего педагога является создание условий для развития медиакомпетентности - саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире информации. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки профессионального образования, и задача взаимодействия с информационной средой, в которой происходят важнейшие процессы непрерывной социализации человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации медиаобразования предпола-
гают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, профессиональной, духовной, художественной и т.д. жизни формирующегося специалиста сегодняшнего дня в едином медиаобразовательном пространстве.
Само понятие «медиаобразовательное пространство» является результатом очевидного процесса - обогащения понятийного аппарата современной медиапедагогики и следствием интеграции медиа и образования.
Анализ современной научной литературы показал наличие попыток содержательного рассмотрения генезиса образовательного пространства и интеграции его с информационной средой. Наиболее глубоко эта проблема рассмотрена в исследованиях В.В. Гурой, С.В. Зенкиной, Г.П. Максимовой. Отмеченные исследования касаются «осовременивания воспитательного процесса, происходящего в высшей школе» [Максимова, 2007], «содержательного наполнения этой среды» [Зенкина, 2007], «создания педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека» [Гура, 2007]. Вышеназванные авторы провели основательное и по всем направлениям аргументированное исследование образовательного пространства и разных способов организации высшего профессионального образования.
Разделяя позицию Л.А. Ивановой, автор статьи, рассуждая о феномене высшего профессионального педагогического образования в меняющемся обществе современной России, рассматривает медиаобразовательное пространство как «пропедевтику профессиональной жизни в первой четверти XXI века» [Иванова, 2008, с. 95], в условиях непрерывного образования, незавершенного высшего профессионального образования. Как пространство совместной профессиональной жизнедеятельности и встреч всех возрастных когорт профессионального сообщества для совместного решения профессиональных проблем в новых условиях информационного общества, определение целей совместной профессиональной жизни, через соучастие в которой и происходит профессиональное образование человека. В медиаобразователь-ном пространстве представители разных возрастов выступают как особые сознания культуры (И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин); в нем строится «диалог культур», «диалог возрастов», «диалог профессиональных интересов». Это пространство амплификации (А.В. Запорожец), пространство полного выражения индивидуальных, возрастных и профессиональных возможностей [Иванова, 2009, с. 41]. Поиск путей разрешения вопроса реорганизации образовательного пространства российского высшего образования требует разработки научно обоснованной системы интеграции медиа и образовательного пространства, предусматривающей целенаправленное медиаобразование личности будущего педагога.
Сегодня, когда идет много споров и дискуссий о проблеме интеграции медиа и образовательного пространства в современных высших образовательных учреждениях, привлечении студенческой аудитории к реализации совместных социально значимых медиапроектов и т.д., кафедра педагогики Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) осуществляет серьезную работу по организации медиаобразования будущих педагогов, организуя целенаправленную работу по привлечению студентов к совместному реальному практическому действию по развитию медиаобразо-вательного пространства вуза. На кафедре сложилась система эффективных форм работы со студентами через привлечение их к активной медиадеятельности.
Не для кого ни секрет, что на современном этапе мирового развития глобальная информационная сеть Интернет является самым масштабным и массовым сегментом всемирного информационного пространства. Кроме того, очевидно, что с течением времени глобальная информационная сеть Интернет становится все более доступным средством получения и обмена информацией, а также коммуникации для массового пользователя.
Учитывая данный факт и социальную потребность информационного общества, в 2007-2008 учебном году в рамках идеи созданная web-страниц педагогических специальностей и попытки организации медиаобразователь-ного пространства вуза кафедрой был организован конкурс среди студентов гуманитарно-педагогического факультета (ИГЛУ) «Лучшая web-страница педагогической специальности». Идея по созданию web-страниц возникла в связи с необходимостью, с одной стороны оптимизировать медиактивную творческую деятельность студентов, а с другой стороны, создать внутреннее «медиаобразовательное пространство» как условие воспитания будущих педагогов, готовых осуществлять навигацию в нем вместе со своими учащимися. Следует заметить, что достаточно полное представление об этом конкурсе дают многочисленные статьи автора [Григорьева, 2008; Григорьева, 2009].
Целью конкурса явилось - формирование медиакомпетентности студентов педагогических специальностей, через организацию внутреннего и внешнего медиаобразовательного пространства ИГЛУ. Для реализации цели были сформулированы такие задачи: поиск новых возможностей рекламы педагогических специальностей ИГЛУ; формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.); поощрение творческого использования компьютерных технологий студентами. Выбранный медиапродуктивный метод работы (медиапроектирование), не случаен, так, по мнению И.Ю. Малковой, метод проекта в образовании дает возможность организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способность применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач. В этом смысле проектирование (метод проекта), по мнению автора, рассматривается как средство для развития компетенций [Малкова, 2006]. Организаторами конкурса были
предусмотрены следующие номинации «Лучший интернет-проект педагогической специальности»; «Лучшая информационная web-страница»; «Самая посещаемая web-страница», «Лучший дизайн web-страницы».
В свою очередь условиями конкурса явились - создание мобильной web-страницы, которая бы представляла определенную специальность, могла быть использована в целях рекламы данной специальности на сайте Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ).
Очень важно подчеркнуть, что главной задачей перед студентами являлось самостоятельное освоение технологий создания электронных ресурсов, с помощью всемирной паутины и современных средств массовой информации как возможности овладеть опытом общения с медиатекстами для развития понимания их как особого ассоциативного пространства эмоциональносмысловых взаимосвязей дискретных единиц, созданного в процессе разработки web-страниц. Новая эпоха - медиатизированного общества требует от вуза содержания, форм и методов, адекватных современной социальнокультурной педагогической реалии. Так, чтобы управлять процессом формирования медиакомпетентности в ходе медиапродуктивной деятельности, необходим мониторинг динамики развития студента, а это требует проведения диагностических исследований. Поэтому, параллельно мероприятию по активизации медиапродуктивной деятельности студентов, нами было запланировано небольшое исследование, цель которого - выявить, эффективность формы работы вовлечения студентов в активную медиапродуктивную деятельность по созданию медиапродукта. Более точно какими знаниями, умениями и навыками сможет овладеть студент, участвуя в медиапродуктивной деятельности.
На этапе открытия мероприятия, когда участники должны ознакомиться с положением о конкурсе и зарегистрировать списки инициативных групп, всем студентам (с 1по 4 курс), вне зависимости от решения участвовать в конкурсе или нет, было предложено заполнить анкету. Анкета включала в себя ряд вопросов, направленных на выявление уровня их общей медиакомпетентности. Вот некоторые из них: 1. Какими источниками информации Вы пользуетесь при подготовке к занятиям? 2. Пользовались ли Вы ресурсами Интернет? 3. Как часто Вы используете Интернет в качестве помощника в учёбном процессе? 4. Как часто Вы используете Интернет в качестве развлечения? 5. Имеете ли Вы представление о том, что такое технологии WEB-2, WEB-3? 6. Владеете ли Вы знаниями, умениями создания электронных ресурсов. Какими? 7. Являетесь ли Вы пользователем официального сайта ИГЛУ? 8. Какими рубриками Вы пользуетесь чаще всего? 9. Вы хотели бы принять участие в апгрейтинге (upgreatmg- увеличение, расширение) сайта ИГЛУ? и т.д.
Содержание задаваемых вопросов отвечает определенной цели. При ответе студенты, с одной стороны, помогали успешному проведению исследования, а с другой стороны ответ на вопрос имел целью проанализировать собственные знания о медиаматериалах, умения и навыки работать с ними.
В исследовании приняли участие 334 человека - это студенты педагогических специальностей «Филологическое образование»; «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью (английский язык); «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью (английский язык); «Иностранный язык» с дополнительной специальностью».
Результаты анкетирования показали, что 65% студентов педагогических специальностей с 1 по 4 курсы имеют общее представление об Интернете как современном СМК, идентифицируют себя как опытных пользователей ПК.
24% считают себя активными пользователями всемирной паутины, при этом в основном пользуются электронной почтой; менее востребованы среди этой группы такие возможности, как сетевое взаимодействие, чаты, форумы, дистанционное образование.
15% респондентов находят Интернет лучшим средством добычи знаний, активно используют сервисы Интернета в основном для поиска информации и ресурсов, которые впоследствии используют в учебном процессе.
Далее приводятся менее позитивные результаты исследования. Для 53% опрошенных образовательные Интернет-ресурсы, размещенные на Интернет - порталах оказались менее востребованными, так как Интернет рассматривается данным контингентом в большей степени как средство развлечения. И только 8% составила группа студентов (из 334 чел.), владеющих некоторыми знаниями и техниками создания электронных ресурсов. Данная группа опрошенных имеет представления о некоторых современных техниках создания электронных продуктов, знакомы с популярными программами по созданию сайтов и электронных страниц в on-line режиме, однако эти студенты не имеют реального и неоднократного опыта создания и активного использования собственного медиапродукта. Следующую и последнюю группу (3%) составили респонденты, обладающие элементарными умениями и навыками создания электронных ресурсов через готовые электронные программы. Речь идет о программах, помогающих создать сайт или электронную страницу любому новичку в рамках виртуального пространства, не владея языком программирования, предлагающих выполнить некоторый алгоритм действий, например, ucoz.
Все опрошенные признались, что время от времени посещают сайт университета, однако активными пользователями в большинстве случаев являются студенты старших курсов. Для удовлетворения профессиональных потребностей они скачивают программы производственных и учебных практик, вопросы к зачетам и экзаменам, знакомятся с темами курсовых и дипломных работ и рекомендациями по их оформлению, узнают новости университета, общаются с ректором университета в интерактивном режиме по интересующим их вопросам, связанным с жизнедеятельностью университета и проблемами студенчества. При всем при этом на вопрос «Хотели бы Вы принять участие в апгрейтинге сайта ИГЛУ?» лишь 15% опрошенных ответили положительно, единицы указали, что имеют идеи, как это сделать (табл.
1). И это объективно, поскольку данную группу составили студенты, владеющие неглубокими знаниями технологий создания электронных ресурсов, студенты, владеющие реальным опытом создания электронных ресурсов, плюс некоторый процент студентов из других групп, обладающих креативностью, нестандартным логическим мышлением и устойчивым интересом к новинкам виртуального пространства.
Таблица 1
Результаты анкетирования
Студенты, ... Результаты (%)
имеющие общее представление об Интернете как современном СМК 65%
считающие себя активными пользователями всемирной паутины 24%
считающие Интернет источником знаний 15%
считающие Интернет альтернативой развлечения 53%
владеющие неглубокими знаниями технологий создания электронных ресурсов 8%
владеющие реальным опытом создания электронных ресурсов 3%
готовые принять участие в апгрейтинге сайта ИГЛУ 15%
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что менее половины студентов педагогических специальностей не осознают приоритетности медиа в открытом образовательном пространстве, не владеют опытом навигации в медиаобразовательном пространстве, большинство имеют смутное представление о пользе СМК в учебном процессе вообще и Интернете в частности. Почти все студенты не владеют опытом создания web-продукта.
Мы предположили, что запланированная медиапродуктивная деятельность скажется положительно на знаниях большинства студентов, вне зависимости от того, являются ли они активными участниками конкурса или будут только свидетелями создания медиапродукта.
С самого начала участники конкурса собирали информацию, осваивали медиатексты и азы проектирования электронных ресурсов. Каждый из них мог изучить самостоятельно найденные материалы, а затем поделиться данными с другими студентами. Подобный опыт трансляции медиазнаний и медиаопыта, дает возможность другим членам команды получить больший объем информации и более продуктивно ее использовать. Одни и те же студенты могли принимать участие как в поиске информации для наполнения контента web-страницы, так и в проектировании её. Но общее число студентов, принимающих участие в создании проекта, оставалось примерно одним и тем же и составляло около 70 человек. Из них 40 человек - «активные студенты», которые принимали участие как в поиске информации и освоении технологий создания web-продукта, так и в макетировании медиапродукта. Другая группа, «средние студенты», составила 30 участников. На начальном этапе конкурса они посещали консультации, обучающие занятия, организованные специально для участников конкурса, а также помогали «активным студентам», снабжая их «разовой» информацией», тем самым, обеспечивая динамику ра-
боты по созданию медиа-продукта. Небогатый опыт работы с медиаресурсами, слабое владение навыками навигации в информационном пространстве, нехватка медиазнаний и медиаопыта - вот реальные причины некоторой ме-диаобразовательной несостоятельности, а впоследствии и вялом участии в конкурсе подобной направленности. Самую большую по числу группу составили «пассивные студенты» (264 человека), которые не принимали участие в конкурсе, однако многие из них следили за его ходом, были свидетелями открытой защиты web-страниц и представленных на ней конечных медиа - продуктов (рис. 1).
2 64че.1
активные студенты
средние
40 чел. студенты
ЗОчел. ^■пассивные
в н студенты
Рис. 1. Вовлеченность студентов-участников в медипродуктивную деятельность на период мероприятия
Следует отметить, что группа «активных студентов» чаще всего принимает участие и в других мероприятиях, организуемых университетом. Анализируя подобный факт, возникает закономерный вопрос: «А не означают ли полученные результаты, что «активные студенты» изначально более медиа-компетентны, владеют знаниями технологий создания электронных ресурсов и опытом навигации в медиаобразовательном пространстве, поэтому в силу своей активности принимают участие? Другими словами, не получиться ли, что участие в мероприятиях не прибавляет и не убавляет медиакомпетентности, а лишь притягивает активных студентов?»
Педагогические наблюдения организаторов конкурса позволили выявить следующее. Действительно, на начальном этапе лидеры и столь же энергичные, но менее медиакомпетентные студенты принимают участие активнее. Но в том-то и заключается замысел организации (проектирования) внутреннего медиаобразовательного пространства вуза, чтобы найти тонкие, ненавязчивые механизмы включения остальных студентов в медиапродуктивную деятельность по созданию web-страницы. Когда это удается, у студентов появляется высокая степень мотивации от осознания того, что его самостоятельно созданный медиапродукт будет полезен активным пользователям Интернета, вследствие чего у студента наступает состояние самоудовлетворения от проделанной работы и осознание собственной медиакомпетентности.
Продолжая анализировать результаты нашего исследования, мы приходим к мысли, что нам не удалось заинтересовать, активизировать и привлечь
всех студентов педагогических специальностей к медиапродуктивной деятельности.
Однако мы находим этому аргументированное объяснение. Как бы медиаобразование ни являлось одним из приоритетных направлений высшего педагогического образования, оно по-прежнему остается новым предметом современной системы образования. Как бы общество ни нуждалось в медиа-компетентных педагогах, «эпизодическая» работа по реализации медиаобразования, не может решить всех проблем.
Результаты исследования, заставляют нас прийти к мысли, что уровень медиакомпетентности студентов в первую очередь формируется исходя из организационно-педагогических условий образовательного процесса вуза, результативность которого обеспечивается при моделировании и реализации, по нашему мнению, следующих условий:
• включение в учебный план медиаобразовательного блока;
• качественная организация медиаобразовательного пространства Вуза;
• насыщение занятий по дисциплинам учебного плана содержанием ме-диаобразовательного характера;
• последовательная реализация медиаобразовательного потенциала дисциплин учебного плана в процессе их изучения студентами через привлечение студентов к активной медиадеятельности (Рис. 2).
Рис. 2. Условия становления медиакомпетентного специалиста в рамках специально ориентированного образовательного процесса вуза
В ходе мероприятия большее внимание уделялось оценке результатов выполнения медиапроекта, оценке качества медиапродукта. Анализ студенческих работ проходил по следующим критериям: соответствие web-страницы поставленным перед ней задачам; ценность страницы для использования в целях внешнего и внутреннего информирования о педагогических специальностях; техническая грамотность исполнения, отсутствие технических погрешностей; обоснованное использование текста, графических, звуковых, видео объектов и анимации; дизайн; информативность; удобство навигации и поиска информации; уровень контента (наполнение); использование различных источников информации (ресурсов Интернет, обучающих программ, электронных учебников, печатной продукции и т.п.); показатель посещаемости (предусмотреть возможность для Интернет-голосования).
Хочется отметить, что по окончании конкурса во время публичной защиты для оценки жюри, были представлены хорошо спроектированные и оформленные современные электронные страницы, готовые пополнить контент внутреннего и внешнего медиаобразовательного пространства ИГЛУ. Подводя итоги конкурса, мы отдавали себе отчет в том, что результаты, полученные в ходе мероприятия, далеки от тех, которые мы ожидали.
Однако, несмотря на это, творческое взаимодействие преподавателей и студентов оказали благотворное влияние на участников активного медиатворчества. Закрывая конкурс, ведущие попросили членов команд медиаобразовательного конкурса перечислить знания, умения и характеристики, которыми должен обладать педагог первой четверти XXI века (указано в формулировке студентов - И.Г.): знания основных СМИ и СМК разницу между ними; знания основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида запроса; умение отбора, переработки информации; умение критического анализа, оценивания и передачи медиатекста в различных видах и формах; умение разрабатывать самостоятельно медиапродукт; умение организовать медиаобразовательное пространство; понимание и уважение силы влияния медиатекстов и их полезности в учебной деятельности; осознание необходимости медиаобразования и интеграции его с другими учебными дисциплинами в образовательном процессе, а также свободное использование разнообразных методов для решения творческих задач, креативный стиль мышления, способность работать во временных рабочих группах, высокая мотивация к переобучению и др.
Организация конкурса дала повод для обсуждения в преподанной темы в преподавательских кругах, для осмысления специфики будущей профессии -в кругах студенческих. А также сформировало растущее понимание как среди будущих, так и состоявшихся специалистов в области образования, что информатизация и компьютеризация общества предоставляет огромные возможности для интеллектуального развития подрастающего поколения, поэтому работа с информацией и медиа становится одной из главных составляющих профессиональной деятельности педагога в медиатизированном постиндустриальном обществе.
Многие студенты выражали большое сожаление о том, что долгое время наша система российского образования игнорировала информационные технологии в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. А самое главное как повезло им - молодым, интересным, увлекающимся, владеющим знаниями о медиа, умеющим осуществлять навигацию в информационном пространстве и участвовать в этом конкурсе. Как мы видим, студенты на собственном опыте убедились в полезности включения медиа и ИКТ в образовательный процесс.
Итак, мы попытались показать, как в условиях медиатизированного постиндустриального общества актуализируется вопрос оптимизации модели образовательного пространства высшего образования, усиления роли медиа-продуктивной работы студентов.
Завершая рассуждение об итогах проделанной работы, хотелось бы обратиться к мнению В.В. Гура, который характеризует современную ситуацию, сложившуюся в высшей школе как «время, отличающееся поисками новых парадигм образования, обусловленными макроизменениями, происходящими в мировом сообществе, культуре и современных технологиях. А также необходимостью современной педагогики дать ответ на запрос общества по выработке новых педагогических средств обучения и воспитания в новой культурно-информационной среде. По общему признанию, ведущую роль в происходящих изменениях играют стремительно развивающиеся новые информационные технологии, изменившие за последние десятилетия весь цивилизованный мир» и концепцию организации образовательного пространства РФ в частности [Гура, 2007].
Как мы видим, сегодня в образовательном пространстве РФ «наступает эра концептуальной консолидации знаний о медиаобразовании» (Н.Л. Альварес) [Альварес, 2006], время систематизации наработок, обобщения и трансляции педагогического опыта. В данной статье предпринята попытка осмысления пилотажного исследования, с целью определения исходного уровня готовности к медиапродуктивной деятельности и выявления причин, тормозящих процесс развития активности и интереса к ней. Перед нами не стояла задача сформировать медиакомпетентность у будущих педагогов в столь короткий срок, а отрицательный результат послужил лишь точкой для переосмысления организованной нами работы и поиску новых подходов и тонких, ненавязчивых механизмов включения остальных студентов в медиа-продуктивную деятельность. Для решения пока ещё сложной на современном этапе задачи подготовки медиакомпетентного специалиста необходим поиск новых концепций, подходов в образовании, способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, профессиональной, духовной, художественной и т.д. жизни формирующегося специалиста сегодняшнего дня в едином медиаобразовательном пространстве.
Библиографический список:
1. Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных ресурсов и сред [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Гура. - Ростов н/Д., 2007. - 43 с.
2. Григорьева, И. В. Медиаобразовательное пространство как условие
формирования медиакомпетентности будущего педагога XXI в. (из опыта работы кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) [Текст] / И. В. Григорьева // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск : Сибмедиздат
НГМУ, 2008. - С. 56-60.
3. Григорьева, И. В. Вовлечение студентов в активную медиадеятельность по созданию медиаобразовательного пространства педагогического вуза (из опыта работы) Информационное поле современной России: практика и эффекты / И. В. Григорьева // Материалы V Международной научнопрактической конференции / под ред. В. З. Гарифуллина. - Казань : изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. - С. 264-270.
4. Григорьева, И. В. Формирование медиакомпетентности будущих педагогов в медиаобразовательном пространстве вуза. Из опыта организации «Конкурса веб-страниц педагогических специальностей в ИГЛУ» / И. В. Григорьева // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Молодежный поиск: личность в изменяющихся социальных условиях / Т. 2/ отв. ред. Е. В. Гордиенко. -Красноярск : Красноярск. гос.пед.ун-т им В. П. Астафьева, 2008. - С. 122128.
5. Григорьева, И. В. Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов (из опыта работы ГОУ ВПО ИГЛУ) «Образовательные технологии XXI века ОТ”09» / И. В. Григорьева // Материалы девятой городской научно-практической конференции/ под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. - М., 2009. - С. 265- 269.
6. Зенкина, С. В. Педагогические основы ориентации информационнокоммуникационной среды на новые образовательные результаты [Текст] : ав-тореф. дис. .д-ра пед. наук / С. В. Зенкина. - М., 2007. - 48 с.
7. Иванова, Л. А. Создание медиаобразовательного пространства в профессиональном образовании как социальный заказ современной цивилизации [Текст] / Л. А. Иванова // Профессионально компетентная личность в мировом образовательном пространстве (материалы II Всероссийской научнопрактической конференции. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2008. - С. 92 -97.
8. Иванова, Л. А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы [Текст] / Л. А. Иванова // Педагогическая теория, эксперимент, практика : сб. статей. - Иркутск : ИПКРО, 2008. -С. 215-228.
9. Иванова, Л. А. Коадаптация медиа- и образовательного пространства -залог успешного решения проблемы пространственной лакунарности в
высшем профессиональном образовании [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник Якутского государственного университета // Научный журнал. - Якутск, 2009. - Т. 6. - № 2 (апрель-июнь). - С. 38-44.
10. Максимова, Г. П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде [Текст] : автореф. дис. .д-ра пед. наук / Г. П. Максимова. - Ростов н/Д., 2007. - 49 с.
11. Малкова, И. Ю. Метод проектов [Текст] / И. Ю. Малкова. - Томск : изд-во ТГУ, 2006. - 43 с.
12. Альварес, Н. Л. Медиаобразование и межкультурные коммуникации: от виртуальных проектов - к реальным результатам [Текст] / Н. Л. Альварес // Медиаобразование. - 2006. - № 2. - С. 21-27.
Миндеева Светлана Вильсуровна
Ассистент кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», Иркутск, Россия
УДК 37.011 ББК 74.202
ЗНАЧИМОСТЬ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ДЛЯ ИНЖЕНЕРА-БАКАЛАВРА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Подписание болонского соглашения российской стороной повлекло за собой переход на двухуровневую систему подготовки. В статье рассмотрены, какие пути решения из сложившейся ситуации нашли высшие технические университеты. Автор рассматривает компетентностный подход и систему компетенций по направлению подготовки 231000 «Программная инженерия» с квалификацией «бакалавр». В статье подчеркивается необходимость формирования медиакомпетентности инженера-бакалавра в условиях модернизации российского образования.
Ключевые слова: высшее техническое образование; инженер-бакалавр; компетентностный подход; компетенции; медиа; медиаобразование; медиакомпетентность.
THE IMPORTANCE OF MEDIA COMPETENCE FOR THE ENGINEER-BACHELOR IN COMPETENCE APPROACH
The article deals with the ways of improving the situation in the technical universities caused by the Bologna process and the transition to two-level educational system. The article gives the solutions to stop it. The author studies the competence approach and the system of competences in 231000 «Program engineering» with the qualification "bachelor". Then the article describes the necessity to form media competence of the engineer-bachelor in the modernization of the Russian education.
Key words: higher technical education; engineer-bachelor; competence approach; competences; media; media education; media competence.